|
|
Комментарии (1)
-
Basic Terms for the Law on Securities and Stock Market (Russian)
Старая традиция-свобода .Часто с пользой; неоьходимое зло.
-
Цена социализма
Сравнительно людоедский методологический подход автора заставляет надеяться на то, что в свое время ему бог либо подаст, либо воздаст...
Вы всерьез полагаете, что Сталинская идея о строительстве социализма в одной отдельно взятой стране была правильная и - более того - осуществлялась на практике?
Вы всерьез полагаете, что понимаете, какой была экономика советского периода на самом деле (вне идеологических оценок - без лейблов)?
Неверно, конечно, рассматривать советскую экономику как не связанную с глобальными экономическими процессами. В какой мере так называемый социализм был "съеден" глобальными процессами послевоенного периода (1946 - ГАТТ, МВФ, Бреттон-Вудские соглашения и проч.
-
Цена социализма
Вы всерьез полагаете, что понимаете, какой была экономика советского периода на самом деле (вне идеологических оценок - без лейблов)?А что же это за бином Ньютона такой? Или Вы не согласны с теорией "бюрократического рынка"? Так возразите по существу.
-
Либеральная хартия (редакция для газеты "Сегодня")
Уважаемые Господа!
Боюсь, что эта хартия носит слишком неопределенный характер и вызывает много вопросов. Например, считаете ли вы мораль - т.е. правила, ограничивающие поведение человека - насилием?
Считаете ли Вы выражение морального неодобрения формой насилия?
С уважением, Сергей Худиев.
-
Либеральная хартия (редакция для газеты "Сегодня")
Странные вопросы. Никакие нормы не являются насилием. Многообразие норм, одобрений и необобрений - это нормально. Насилие есть физическое воздействие.
-
Теория прав собственности
Благодарю автора за доступ к работам. Прочитал "Теорию прав собственности" и "Что такое право собственности", смог только местами почитать "Экономическую теорию прав собственности "", заглянул в другие работы.
Читаешь и кажется, что порой теоретические изыскания исследователей либерального толка мешают самому либерализму. Благо, что идеи либерализма фактически живут почти в каждом человеке. Живут, хотя их носители и не подозревают о таком названии, а исследователи не подозревают о таком распространении.
Интересно, знают ли собственники, что такое собственность и что пишут о них теоретики?
Видимо, наука продвинулась далеко, если стала использовать для объяснений правила карточной игры, а собственность сделала пучкастой. По содержанию работ видно, что такое название очень понравилось "народу".
Очевидно, что и понятие редкости давно используется для обозначения собственности. Если исходить из понимания того, что собственность всегда создается, то можно увидеть, что понятие редкости невозможно использовать для характеристики собственности.
И о трансакции. Это настоящий Конек-Горбунок.
Полагаю, что работы имеют обзорный характер и в таком качестве очень полезны.
-
Происхождение центральных банков
Замечательная работа.
Конечно, история денежного обращения - важный элемент в экономической истории. Мне кажется, что намерение найти понимание сущности денег в истории их существования заслуживает внимания. Как дерево, так и денежная система имеют корни и многолетнюю историю развития. Только вот листья и деньги исчезают и вновь воссоздаются, и у них нет истории.
Да и денежная единица имеет одно, а деньги - совсем другое содержание. Денежные единицы выпускают в обращение, а процесс их выпуска стремится к централизации. Деньги всегда создаются и, как правило, имеют частный характер. Логика этого устройства и определяет преобразование денежного обращения и функций центральных банков.
-
Происхождение центральных банков
Уважаемый Александр! Ваше замечание насчет "стремления к цнентрализации" представляется мне довольно спорным. Обращаю Ваше внимание на некоторые работы М.Ротбарда о происхождении центральных банков (к сожалению, только на английском языке). "What Has Government Done to Our Money" http://www.mises.org/money.asp (это - классика). "The Mystery of Banking" http://www.mises.org/mysteryofbanking/mysteryofbanking.pdf С уважением,
Ю.Кузнецов
-
Либеральная хартия (редакция для газеты "Сегодня")
Уважаемый Сергей! Несомненно, Вы заметили серьезное слабое место в "Хартии". Насколько я понял, ее авторы еще не были знакомы с современными либертарианскими теориями собственности. В последних "насилие" определяется как физическое возддействие на индивида или его собственность без его согласия. (К насилию также относится мошенничество - получение чужой собственности обманом). Вероятно, авторы "Хартии" имели в виду именно это, т.к. не употребили более мягкое слово "принуждение", которое может подразумевать и "психологическое" или "моральное" принуждение. Запрещение всякого широко понимаемого принуждения было бы абсурдом, оно полностью парализовало бы человеческую деятельность и привело бы к отрицанию частной собственности. Могу предложить некоторые материалы на английском языке по этой теме. http://www.mises.org/journals/jls/1_1/1_1_2.pdf http://www.mises.org/easaran/chap3.asp
-
О социалистическом гимне
Был предельно возмущен, услышав, что "розовая" Дума вслед за Путиным собирается сделать государственным гимном известную коммунистическую песню ("Союз нерушимый и т.д..."). Это - вопрос не просто символический. Это - отношение к идеологии коммунизма (носителей которой в ряде стран (Германия и т.п.) не допускают к воспитанию детей и другим профессиям наряду с последователями фашизма).
Это - гимн тоталитарного коммунистического государства, руководители и идеологи которого вполне могли бы стать ответчиками на процессе, подобном Нюрнбергскому.
Мои родственники погибли в 30-е годы вследствие политики этих самых комунистов.
Неужели они думают теперь, что я хоть раз встану при исполнении этого гимна???
В 1953 г., когда открылись ворота лагерей, страна разделилась на "тех, кто сидел" и "тех, кто сажал". Вторые вновь подняли голову и хотят взять реванш. Этого не будет.
Тех, кому небезразлична судьба гимна и кто не согласен с этими изменениями, не хочет возрождения памятника Ф.Дзержинскому и всесилия организации, выглядывавшей у него из-за спины - откликнитесь по адресу:
[email protected]Олег.
-
Христианство и демократия
Жаль, что нельзя посылать в... библиотеку. Там можно узнать и про правый либерализм и про левый и про любой другой. Плохо, конечно, быть пронафталиненным, но ещё хуже быть совсем слепым и предлагать ещё раз попробовать наступить на те же грабли. А вдруг не ударит? А?
-
Христианство и демократия
В библиотеках "правый" и "левый" либерализм в американском значении слова -- то есть социал-демократия (liberal). Когда мы обсуждаем классический либерализм, то имеется ввиду либертарианство, а оно не бывает левым или правым. Скорее уж там можно выделять минархистов (минимальное государство без вмешательство в экономику) и разные варианты анархистов (это когда совсем без государства).
Все эти либертарианские течения пофигистски настроены к религии -- религия, школа, национальность, сексуальная жизнь в них являются проблемами частной жизни людей, и практически не обсуждаются: люди в этих областях могут делать все, что угодно, если они не насильничают по отношению к другим людям и не нарушают контрактов.
-
Христианство и демократия
Анатолий, Вы противоречите сами себе. Если либертарианство нейтрально к религии, и для него важно только отсутствие насилия, то почему же Вы пишете, что "человек должен иметь свободу выбора", а для этого - не придавать значения религии? Какое Вам, либертарианцу, дело до того, исповедует ли человек какую-либо религию, признает ли "свободу выбора", смотрит ли "назад" и т.д.? Ваша непоследовательность позволяет предположить, что Вы в реальности придерживаетесь одного из религиозных учений - веры в прогресс. Об этом же свидетельствует Ваше пренебрежение к "копанию в старых книгах". Вы уж определитесь: либо Вы либертарианец, либо прогрессист. Это несовместимые учения. Если в старину было больше свободы, а Вы призваете "идти вперед", то Ваша программа - не либертарианская. Что касается употребления слова "свобода" в некоторых религиозных традициях, то это еще ни о чем не свидетельствует. Даже наоборот. Если человек вкладывает в это слово значение, отличное от "неприменения агрессивного физического насилия", то это значит, что вскоре Вы найдете в его текстах какое-нибудь тоталитарное учение. Это неизбежно, т.к. всякое другое значение этого слова (например, "свобода выбора", "политическая свобода", "свобода слова", "высшая духовная свобода", как в язычестве, и т.д.) подразумевает, что ради этого хорошего дела можно и нужно пожертвовать той единственно осмысленной свободой, определение которой я привел в самом начале. С уважением,
Ю.К.
-
Христианство и демократия
Юрий, >Вы противоречите сами себе. Если либертарианство нейтрально к религии, и для него важно только отсутствие насилия, то почему же Вы пишете, что "человек должен иметь свободу выбора", а для этого - не придавать значения религии? Какое Вам, либертарианцу, дело до того, исповедует ли человек какую-либо религию, признает ли "свободу выбора", смотрит ли "назад" и т.д.? Может быть, я неточно выразился, но мысль была именно эта: разговоры про религию -- это личное дело отдельных людей, свобода никакого отношения к этому не имеет (как и к вопросам национальности, варианта образования и т.д.). Свобода выбора религии, культуры, всего чего угодно признается за отдельными людьми - и пусть выбирают себе. Ежели кто-то пытается искать СВОБОДУ в религии -- это его личное дело (а мое личное дело считать это чушью и заблуждением). > Ваша непоследовательность позволяет предположить, что Вы в реальности придерживаетесь одного из религиозных учений - веры в прогресс. Об этом же свидетельствует Ваше пренебрежение к "копанию в старых книгах". Я в прогресс не верю -- кроме прогресса в инструментарии. С другой стороны, топором -- как инструментом -- можно с одинаковым успехом попасть по пальцу и по цели. Я вполне верю, что в старых книгах можно найти много полезного: успокоения, идей, художественного слога, религиозных откровений. Но для себя (как либертарианец, я не могу утверждать этого для других) я полезу искать необходимый мне для решения моих задач в книжку 2000 года (в том числе, книжку либертарианскую ;) а не буду отряхивать пыль, например, с книжек австрийской школы 1871 года издания. С другой стороны, охотно верю, что историк экономики найдет в этих книжках что-то интересное и захватывающее -- как в кино сходит :) Но это его личное дело, его личная религия -- вера в "непрогресс" :)
-
Цена социализма
Уважаемый Юрий!!!
Суть не в том, как называется тот или иной строй, а в том есть ли в стране ответственность. Я полагаю, что американская или японская экономики, в принципе близкие к либерализму, без крепкой судебной власти не стали бы столь развитыми, а китайская, называющаяся социалистической, не достигла бы таких потрясающих результатов.
Только ответственность, конечно не сотворит чуда с экономикой, но она является непременным условием.
Для России отвественность означает, ко всему прочему, доверие внешних инвесторов.
-
Фундаментальный закон социальной жизни
МАТВЕЙ МАЛЫЙ
[email protected]
http://change-russia.newmail.ru ДВА МЕТОДА ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ СИТУАЦИИ Есть два метода оценки ситуации, в которой находится человек:
ћ он может сравнить свою сегодняшнюю ситуацию со вчерашней,
или
ћ он может сравнить свою ситуацию с ситуацией, в которой находятся окружающие. Метод сравнения своей сегодняшней ситуации со вчерашней Этот метод имеет следующие характеристики: 1. Для того чтобы произвести такое сравнение, необходим всего один человек. 2. Этот человек знает о существовании времени: о том, что такое "сегодня" и что такое "вчера". 3. Если человек понимает, что такое время, это означает, что он может видеть не только материальные объекты, но и объекты, которые с течением времени развиваются и меняются. Например, он может видеть живые существа не просто сиюсекундно, как их видит кошка, а в изменении и развитии. Кошка своего хозяина знает, но она не может подумать: "Сегодня он выглядит веселее, чем вчера. К чему бы это?" Она "мыслит" только в мгновенных категориях: веселый, злой. 4. Для того чтобы исследовать изменения, произошедшие со вчерашнего дня, нужно иметь память. Наличие памяти и понятия времени дает человеку возможность думать. 5. Человек помнит свою вчерашнюю ситуацию и сравнивает ее с сегодняшней. В результате этого сравнения он хочет что-то изменить. Для этого человек нуждается как в свободе, так и в возможности определить, было ли это изменение хорошим или плохим. И тут мы говорим не только о примитивном изменении типа "вчера была рыба, а сегодня нет рыбы", но и о внутреннем мире человека. Вчера у него была одна картина мира, а сегодня " другая. При сравнении ситуаций человек применяет категории хорошего и плохого. Выбирая между двумя картинами мира, он неизбежно приходит к некоей теории правильности, предпочтительности, допущения. Сравнения могут быть не только физические: "рыба лучше мяса". Если у человека есть память, если он может сравнивать две абстрактные ситуации, он придет и к заключениям типа: "Лучше нарисовать дерево зеленым, чем красным" или "Добрый лучше злого". 6. Анализируя изменение ситуации от вчерашнего дня к сегодняшнему, человек формирует некую систему предпочтений, а значит, и метод достижения того, что он предпочитает, то есть определенный метод самоуправления и его движущие и определяющие силы " характер и мораль. Если кошку бить, то она будет злой или запуганной, а если относиться к ней по-доброму " она тоже будет отвечать добротой. Кошка обучаема и имеет механическую память, но она не может запомнить и проанализировать свое поведение и изменить его волевым действием. Она не может подумать: "Я была слишком доброй кошкой, а теперь буду кошкой злой". Человек же может сказать себе, что поступать так лучше, чем иначе. Он ведет с собой внутренний диалог. Этим он организует мысли в некую систему, которая управляет его поведением, то есть вырабатывает характер. Этот диалог можно назвать моральным, потому что он стремится дать ответ на вопрос: "Как мне лучше?" 7. Если мы говорим, что человек ведет внутренний диалог, необходим и язык, на котором он ведется. Язык " это средство общения группы людей, а мы обсуждаем отдельно взятого человека, но противоречия тут нет. Да, человек живет в обществе, но при этом помнит и анализирует свою жизнь, размышляет, что лучше для него. Точно так же как язык не мог бы развиться, если бы человек жил абсолютно один, он не мог бы развиться, если бы человек не вел на нем внутреннего диалога: слова "опасность" или "иди сюда" есть и у птиц, но сказать "красивая, добрая птичка" они не могут, так как отсутствие внутреннего диалога лишило их возможности выработать абстрактные понятия. 8. Анализ формализуется в процессе внутреннего диалога, и человек начинает искать возможность поделиться результатами своих размышлений с другими. Если можно вести диалог с самим собой, можно вести и разговор с другими. В результате обмена мнениями выясняется, что у каждого человека накапливается уникальный опыт, существует отличный от других взгляд на жизнь, вырабатываются собственные методы обобщения и осмысления жизненного опыта. В итоге, каждая личность оценивается как уникальный участник общечеловеческого процесса познания. Отсюда всего один шаг до утверждения: "Убивать и даже просто игнорировать, притеснять человека нельзя. Его опыт не повторит никто, и наш совместный проект по осмыслению окружающего мира будет обеднен, все человечество пострадает, если этот человек не примет участия в обсуждении". Человек чувствует себя нужным обществу, и он окончательно формулирует для себя уникальный и важнейший концепт своего "я". 9. Вернемся к внутреннему диалогу, который человек ведет, оценивая свое меняющееся положение в мире и пытаясь понять, что хорошо, а что плохо. Человек живет в обществе, которое может сказать ему, что хорошо или плохо, но ситуация каждого уникальна, и человек должен оценить ее сам. Для этого и существует внутренний диалог. Но для диалога нужны двое. Кто же они? Один участник " это, безусловно, "я" данного человека, а кто же второй? Второй " это нечто, под влиянием чего он может изменять свое мнение, модифицировать и оттачивать свои мысли, подвергать их критическому анализу, а также находить решения. Таким образом, для ведения внутреннего диалога нужно открыть какую-то воображаемую субстанцию, с которой и происходит этот диалог. Так как человек один и эта субстанция находится либо внутри него, либо в постоянной связи с ним, то, безусловно, это не физическая, а духовная, то есть воображаемая, субстанция. Пытаясь понять, что это такое, человек приходит к таким понятиям как "Бог" и "душа". Диалог происходит с этой нематериальной субстанцией с помощью языка и поэтому необходимо, чтобы язык был адекватен этому диалогу. Этот язык должен иметь возможность изменяться, развиваться и выражать абстрактные идеи. Думая на таком языке, человек имеет тенденцию использовать живые и метафизические термины даже тогда, когда он описывает неживые объекты. Уже человек каменного века понимал, что найденный им кусок корня может быть не только похож на быка, но и символизировать быка. Появляется искусство: возможность художника передать другому человеку чувство и настроение. Искусство может быть и абстрактным, так как человек вполне способен вообразить то, чего в картине "нет". Таким образом по отношению к материальному миру воображаемый мир человека, мир его мыслей и чувств занимает более важное место. Через Бога и красоту человек приходит и к понятию "вечность", поклоняется жизни и пытается вдохнуть ее даже в неодушевленные предметы. Так, интерес к себе, стремление развить и осознать себя приходит к своему логическому завершению. 10. Внутренний диалог будет бессмысленным, если человек не возьмет на себя ответственность, не примет решения выбрать то, что для него хорошо, и не отвергнет то, что плохо. Для того, чтобы отделить хорошее от плохого, а затем решительно и сознательно выбрать для себя хорошее, необходим внутренний контроль, который называется совесть. Так человек начинает жить по совести, стараясь выбирать хорошее и отвергать плохое. В этом случае уже можно говорить о появлении характера, то есть о предсказуемой и понятной линии поведения. 11. Все, о чем мы сейчас говорили, происходит внутри человека, и поэтому во всех этих процессах другие люди не нужны. 12. Это позволяет стремиться к свободе выбора и к независимости от других. Выбор означает наличие альтернативы, и человеку, который выбирает свой путь, необходима свобода и независимость. Таким образом, отношение к обществу определяется требованием свободы и независимости для себя, а также для других. Но если общество дает человеку свободу и независимость, то решения, которые он принимает, являются его собственными, и у него исчезает необходимость обвинять других в своих неудачах, то есть он осознает персональную ответственность за свои поступки и их результат. 13. Такой метод позволяет создать то, чего вчера еще не было. Человек начинает развиваться и расти. Это практически означает, что ни в какой момент он не может быть полностью уверен в своей правоте. В его познаниях есть незаконченность: ведь развитие и изменение всегда приносят с собой неизвестные ранее факты, а ситуация меняется. Иными словами, человек собирает данные, проверяет и обобщает факты, создает теорию и делает на основании теории предсказания будущих событий, но он никогда на 100 % не уверен в правоте и в полноте своего знания. Этот принцип лежит в основе науки. В социальном плане принцип неуверенности и незаконченности открывает путь к волеизъявлению народа, росту и развитию в экономической и социальной сфере, то есть государственному устройству демократического типа. Что такое демократия? Это государственное устройство, при котором каждый человек признается исключительно ценным, но в то же время ни один не признается всезнающим. 14. Теперь, когда мы ввели такие термины, как "независимость" и "возможность свободного выбора", понятия демократии и ценности каждого человека, мы можем задать вопрос: "А где же в этом процессе другие люди?" Общение, происходящее при внутреннем диалоге, может происходить и с другими людьми. Если я спрашиваю у себя, что хорошо и что плохо, я могу спросить это и у другого человека; если у меня есть совесть, контролирующая мое поведение и мой выбор, я могу попросить совета и у другого человека. Иными словами, внутренний диалог подготавливает к отношениям дружбы и любви, взаимного уважения и взаимопомощи. 15. Человеческая жизнь может быть представлена как процесс, во время которого человек пытается выбирать между хорошим и плохим. Назовем такой метод определения собственной ситуации индивидуальным и отметим, что он направлен на рост, то есть вертикально. Его также можно назвать Путем Созидания. Метод сравнения собственной ситуации с ситуацией окружающих Этот метод имеет следующие характеристики: 1. Для того, чтобы произвести такое сравнение, необходим по крайней мере еще один человек или группа людей. 2. Так как ситуация с течением времени меняется, сравнение имеет смысл только когда мы рассматриваем какой-то определенный момент и жизнь как бы остановлена. В эту секунду у тебя 20 рублей, а у меня 5. Мы можем зафиксировать этот момент и сделать вывод, что "у тебя больше", но это сравнение имеет смысл только в данный момент: вчера у меня было 3005 рублей, да я купил телевизор. Итак, для того, чтобы сравнивать положение двух людей, нужно зафиксировать момент, то есть остановить время. Мы должны договориться, что существует только та секунда, когда мы производим сравнение. Для того чтобы остановить время, надо просто заявить, что будущее непременно будет светлым, а прошлое " ну, оно было революционным, то есть превратить в некую картинку прошлое и будущее, убить их. 3. Остановка времени означает, что человек, использующий такой метод сравнения, не может адекватно воспринимать реалии, которые развиваются и меняются. Теперь для того чтобы воспринимать объект, обладающий свойством изменяться, как например живой человек, он должен быть представлен как неживой. Есть несколько способов достичь этого. Во-первых, запретить или предотвратить возможное изменение. Например, если человека убить, количество рублей, которыми он располагает, уже больше не изменится. В крайнем случае, всю многообразность человеческих характеров и ситуаций можно заменить несмываемым и неизменным ярлыком, таким, например, как "кулак". Заметим, что кулак остается кулаком даже когда у него отнят тот признак, который сделал его кулаком " его хозяйство. То есть, та секунда когда он хозяйство имел и оказалась для него моментом остановки времени. 4. Для того, чтобы провести сравнение, человеку уже не нужна память, однако он должен быть членом группы, положение всех членов которой в данную секунду было бы известно. Каждый член коллектива должен копировать поведение других, чтобы казаться таким же, как они. Как частная жизнь, так и возможность самовольно изменять собственную ситуацию должны быть членам группы запрещены. 5. Внимание каждого члена группы направлено не на себя, а на других. Так как время остановилось, никто не помнит своего прошлого и не может контролировать будущее. Таким образом, человек не видит собственной ситуации, не может обдумать и улучшить ее. Вместо этого он может, и довольно легко, изменить ситуацию окружающих, хорошо видную и понятную ему, причем в худшую сторону. Таким образом он может добиться иллюзии улучшения собственной ситуации. Например, стояли двое на бережку, один упал в воду, а другой думает: "Раньше я просто стоял на бережку, а теперь еще и не тону". Есть и такие, которые ради этой приятной мысли могут соседа в воду и подтолкнуть. 6. Для того, чтобы сравнивать, члены группы должны иметь возможность изменять ситуацию каждого. Для этого член группы должен лишиться всех средств защиты от влияния группы на него. Но потеря средств самозащиты уже не воспринимается им как потеря, потому что собственная ситуация ему безразлична и себя он видит лишь глазами других. Единственное, что член группы может сделать, это спросить у группы, как она расценивает его в данную секунду, то есть каков его сегодняшний ярлык. Ярлык для члена группы очень важен: ведь это то, за что его сейчас принимают. О развитии индивидуальной морали здесь не может быть и речи: взгляд направлен от себя, а время остановлено. Но член группы может сделать многое для получения желаемого ярлыка: слиться воедино с желаниями группы и выполнять их. Работа над собой, в результате которой член группы уничтожает в себе те качества, которые мешали бы ему подчиниться воле группы, называется выработкой социальной морали. 7. Для того, чтобы функционировать в таких условиях, нужно разработать совершенно особый язык, который делает невозможным внутренний диалог, но при этом способствует распространению какой-то одной идеи среди членов коллектива. Приведем пример. Слово "еврей" вызывает различные чувства, эмоции и ассоциации. Можно говорить о евреях в историческом плане, в религиозном, в культурном, можно также вспомнить тех евреев, которых ты знал. Мы видим, что это слово многопланово и неоднозначно, за ним скрывается целый мир. Теперь возьмем другое слово, которое в принципе описывает то же самое, что слово "еврей", " "жид". Может ли один жид быть лучше, добрее, интереснее другого жида? Конечно, нет. Тут ни о какой многоплановости речь не идет. Для того чтобы выразить все, что означает слово "еврей", нужны многотомные труды, но слово "жид" полностью выражает все то, что нужно знать о евреях, а также и то, как с ними нужно поступать. Жид " это еврей, потерявший все свои персональные и временные характеристики, но приобретший ярлык, в данном случае ярлык ненависти. Жид предстает только как обезличенный объект уничтожения. Мы знаем множество таких слов " это клише и лозунги. Сравним, например, фразы "Что ты собираешься делать завтра?" и "Наша цель " коммунизм". Тема у этих фраз одна " будущее. Но на первый вопрос может быть множество различных ответов, а вторая фраза " заявление о том, что у миллионов людей вдруг появилась одна единственная, но никому не понятная цель. В этом случае мы имеем дело не с языком, который меняется и развивается, а с языком фиксированных картинок, известных как лозунги, или клише. Они остаются неизменными, пока коллектив не сменит одну картинку на другую. 8. Социальная мораль не менее развита, чем персональная, но она совершенно другая. Если персональная мораль неизбежно приводит к выводу, что убивать человека плохо, то сторонники социальной морали могут обвинить члена расстрельной команды в том, что он плохо стреляет, поскольку такая неряшливая работа создает больше работы для других членов взвода расстрельщиков. Мы видим, что группа людей, объединенных сравнительной социальной моралью, " это не просто несколько человек, оказавшихся вместе, а совершенно особое сообщество людей, которое называется "коллектив". Главное усилие коллектива направлено на то, чтобы каждый его член уничтожил в себе персональную мораль и принял мораль социальную, выработанную коллективом, как свою собственную. Таким образом, член коллектива теряет собственную свободу и может существовать только как часть коллектива. Усилия каждого теперь направлены на то, чтобы усилить свою связь с другими членами коллектива, а значит, реально минимизировать свою свободу. Следовательно, желание иметь личную свободу тоже уменьшается. 9. В своих попытках описать то, что является живым или относится к духовной сфере, язык, разработанный в рамках этого метода, использует материалистические, "неживые" термины. Но как бы ни казался этот язык материалистическим, на самом деле он является абсолютно мистическим. Такие слова, как "коммунизм" или "жид", в действительности окружены скрытым мистическим смыслом. Носатый и картавый жид был всем понятен и почти придушен, как вдруг даже Ельцин им оказался. Мистическая сущность языка становится понятна, когда мы осознаем, что его лозунги рождает не человек, а коллектив, состоящий одновременно из всех и из никого и этим весьма напоминающий некое божество. В искусстве этот язык притворяется материалистическим и реалистическим. Так появляются колхозные нивы, полные зерна, высокий, красивый Сталин и добрый, веселый Ленин. Но главным свойством такого языка является желание остановить время, поэтому он неотвратимо влечет человека к поклонению смерти, вселяет желание превратить все то, что живет, изменяется и развивается в неодушевленный объект. Так отказ от себя, нежелание контролировать собственную жизнь и выработать собственную картину мира приходит к своему логическому завершению. 10. Член коллектива безоговорочно подчиняется мнению коллектива. Так каждый член коллектива становится безымянной и взаимозаменяемой его частью. Личность пропадает, а взамен на социальной арене появляется другое действующее лицо " коллектив, социальный организм со своими законами, алгоритмом поведения и целями. Быть чем-то отличным от других считается аморальным. Внутри коллектива происходит процесс постоянного сравнения. Каждый член коллектива, не имея возможности заглянуть в себя, пытается, всматриваясь в лица других, выясняя, не видят ли они в нем чего-то уникального, чтобы как можно скорей уничтожить это в себе. При постоянном уничтожении собственной индивидуальности член коллектива совершает некое ритуальное самоубийство. У него уже нет души, а значит, он " неодушевленный. 11. Член коллектива понимает, что он ничего не определяет, и все точно так же произойдет и без него. Если голосование единогласно, в зале можно и не находиться. Теперь любое обвинение, выдвинутое коллективом, эквивалентно признанию тебя виновным: действительно, не выделив человека из толпы, обвинить его невозможно, а если коллектив все-таки сумел выделить его из толпы, значит, он чем-то отличен от других, а посему виновен. Сталинские суды или суды красных кхмеров никогда никого не освобождали, а наказания были самые жестокие: ведь теперь ничто не мешает коллективу убить какого-то из своих членов, так как он тут же может быть заменен другим, абсолютно таким же. Человек исчезает, остается одно, совершенно особое действующее лицо " коллектив. 12. Вместо чувства персональной ответственности за свои поступки член коллектива несет ответственность только за то, чтобы мгновенно и без колебаний подчиниться мнению коллектива. Персональная ответственность заменяется социальной ответственностью, то есть ответом на вопрос "Насколько быстро и безоговорочно данный член коллектива подчинился исходящему от коллектива приказу?" Теперь главным является идеология коллектива, которая определяет поведение любого его члена во всех социально значимых аспектах. В обмен член коллектива навсегда освобождается от персональной ответственности за свои поступки, а с тем и за свои личные неудачи и поражения, получая право заявлять, что причина его личных бед и поражений находится вне его. 13. Люди создают коллектив сами, казалось бы, с мелочи " из чувства зависти и боязни личной ответственности за свою судьбу. Время останавливается, и народ, количественно уменьшаясь, продвигается по кишкам всяких ГУЛАГов, Афганистанов и БАМов, к заднему проходу Идеологического Рая, единственному месту, откуда, кажется, пробивается слабый свет. Но когда этот динозавр, этот сплоченный коллектив восторженных единомышленников наконец, как бы это поприличней сказать, выводит остатки народа на свет Божий, сам мгновенно испарясь, оказывается, что никакого Рая там нет, и потрясенные люди спрашивают друг у друга: "Да как мы этого монстра создали?" А так и создали, с помощью мощнейшей энергии зависти и страха. Так что и здесь есть развитие и рост, да только не людей. Что такое пятилетний план, как не предсказание будущего? Почему Сталин мог быть полководцем, литературным и музыкальным критиком, генетиком и корифеем языкознания, экономистом, дипломатом, администратором? Потому что ответ был известен прежде, чем задавался вопрос. Научного поиска больше нет: создаются "доказательства" того, что вожди предсказали ранее. 14. Вместо того чтобы находиться в поиске того, что хорошо, и отвергать то, что плохо, член коллектива живет тем, что коллектив назначает хорошим, и верит, что то, что назначено плохим, вскоре будет окончательно побеждено. Задачей члена коллектива является не отделение хорошего от плохого и выбор хорошего, а простое подчинение. Жизнь человека становится статичной, и отношения членов коллектива базируются на зависимости, зависти и страхе. В этой ситуации дружба и любовь только мешают самосохранению и должны быть спрятаны от коллектива. 15. Теперь жизнь становится статичной и выходит из-под контроля человека. Стремление к разрушению и прекращению жизни, к уничтожению альтернатив становится непреодолимым. Человек жаждет смерти: он распевает "и как один умрем" или носит череп на фуражке. На костях строится что-то великое и ужасное, но это "великое" страшно боится даже одного живого человека и исчезает в один миг, с первым же неединогласным голосованием. Я назову такой метод определения собственной ситуации коллективным и отмечу, что он является горизонтальным. Поскольку этот метод базируется на сравнении и самоотрицании, его также можно назвать Путем Зависти. ГЛАВА ИЗ МОЕЙ КНИГИ "КАК СДЕЛАТЬ РОССИЮ НОРМАЛЬНОЙ СТРАНОЙ", ТЕКСТ КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ НА МОЕМ САЙТЕ http://change-russia.newmail.ru
-
Происхождение центральных банков
Юра, привет!
Благодарю за внимание к реплике. "Московский либертариум", по моему мнению, это пока лучшая форма среды обсуждения. Это для администрации.
И о классиках. В "МЛ" я нашел другие необходимые мне работы. Отдельная благодарность. Появление их работ на русском языке и на сайте "МЛ" - хорошая помощь.
И еще о классиках. Каждый из них, усваивая сложившиеся представления определенной области знания, достигал своего комплексного видения предмета исследования. Часто оно превращалось в системную теорию, которую впоследствии тщательно изучало следующее поколение. Я с глубоким уважением отношусь ко всем им вместе и к каждому - в отдельности.
Так сучилось, вчера оказался возле памятника К. Марксу. Бюст позеленел. Захотелось помыть для подтверждения своего уважительного отношения к классикам. Не поймут душевного порыва. В каком то плане он - образец классика. Когда я возражаю Марксу, мне говорят: "нельзя проводить эксперименты над гражданами". А сама теория стала основой эксперимента над всем миром.
Может быть это неудачный пример, но он продолжает осуществляться.
И о "централизации". Она подтверждается практикой каждого государства и массой управленческих решений в этой области, принятых на основании совокупности классических теорий.
Для Вас не может быть секретом то, что классики, создавая свои всеохватывающие теории, упускают порой решение отдельных основополагающих вопросов. Александр.
-
Где начало конца
Уважаемый, Ростислав Исакович!
Дважды перечитал Вашу работу. Нужное, качественное и своевременное обозначение состояния институционального строительства. Знакомство с материалом помогло выработать некоторое понимание ситуации.
Сейчас полагаю, что любые социально-экономические преобразования ориентируются на рост уровня и качества жизнедеятельности населения, а также приемлемое развитие демографической ситуации. Не просто декларирование свободы и частной собственности, инициативы и ответственности, а реальное утверждение их с одновременной мобилизацией активности населения, политики, власти и экономики, выраженное ростом статистических показателей социального взаимодействия, является свидетельством осуществленных преобразований. Если этого не происходит, то можно говорить, только, о серьезном намерении провести преобразования. Оно и представляется новым институциональным построением в России.
Получается так, что причина столь длительного переходного периода находится в самом формальном обозначении социального и экономического устройства: отдельные его части целенаправленно препятствуют комплексному использованию всего публично признаваемого институционального устройства.
Другим препятствием является отказ от организации переходного периода в смене формального устройства социального взаимодействия. На этом периоде могла быть мобилизована активность на повсеместное участие в преобразованиях.
Вот такая трансформация.
Для меня Ваша работа - определенная помощь в понимании обозначенного вопроса. Александр
-
Либерализм и благосостояние
Прочитал. Особенно внимательно название. Появилось вот такое определение:
Либерализм - это эмпирическое учение о разумности в устройстве социального экономического взаимодействия. Благодарю за подсказку.
Александр
-
Россия должна признать независимость Чечни
Абсолютно согласен с авторами статьи, и большим уважением отношусь за то, что нашли мужество и ума понять и выступить в защиту именно сейчас, когда это безумие происходит, а не как у нас принято после того, как признали (а это так и произойдет)приступлением давно минувщий и неисправимый Геноцид...
Я благодарен этому гордому народу за то, что показали: что есть Честь и что есть Достоинство... Никая победа и никакое поражение уже не сможет у вас отнять вашу Честь...
-
Введение. Был ли социализм ошибкой?
Для введения впечатление производит. Браво!
Я думаю, основная мысль всего повествования,
даже если абстрагироваться от чисто экономическоих аспектов,
заключена в следующем:
ВОЗМОЖНО ЛИ ПОРОЖДЕНИЕ МОРАЛИ РАЗУМОМ???
С уважением,
Шаравин Евгений,
[email protected]
-
Цена социализма
Потрясающе. Либеральная программа в изложении Илларионова кажется неуязвимой. Являясь сознательным её приверженцем, лично я одновременно согласен с Поппером и Лакатосом в том, что если научная программа выглядит неуязвимой, не является изменчивой, то она, скорее всего находится на пороге гибели и замены другой, более прогрессивной программой. Хочу обратить внимание всех читателей, разделяющих взгляды автора, на необходимость прежде всего развития, а не защиты (чем занимается в своих статьях Илларионов) либеральной научной программы. Здесь должно постоянно появляться что-то новое.
-
Политики: левые, правые и верхние
Вопрос к автору и не только.
Почему в России оформлены и существуют политические партии, представляющие все позиции на диаграмме за исключением верхней? Почему либертарианское движение так и не оформилось? Неужели в России нет достаточного количества людей, разделяющих "верхние" взгляды и ценности?
Что нужно сделать для коносолидации, пусть и немногочисленных российских либертарианцев?
-
Цена социализма
Маловероятно, что автор будет читать реплики на полях своей статьи.
Поэтому, немного из житейских наблюдений по "теме".
1985 год. Выбираю тему курсовой работы по политэкономии. Останавливаюсь на вопросе, по которому совсем ничего не знаю - законе стоимости. Предполагаю, что в ходе подготовки смогу понять - что же такое стоимость. Полтора года защищал. В конце спрашиваю:
-за что?
Ответ:
-не так думаешь!
А ведь ни как не думал - просто списывал. Но после такого битья действительно захотелось немного "подумать". И после окончания института (1988 г.) представил описание своего понимания стоимости тому же преподавателю кафедры политэкономии. А в ответ: "Мы не специалисты". Это было уже понятно, но между тем, из ответа следовало:
- нет достаточно ясного понимания стоимости;
- отказ от защиты официально признаваемого понимания стоимости.
"Думаю", что одной из причин нашей (да и не только) "социализмизации"
экономики является использование истинно социалистического раскрытия стоимости - исходной позиции в устройстве финансов. Ничего не изменилось за истекшие годы. Для экономики - это невидимая стена. И если либерализм в России не определится по этому вопросу, то можно будет снова искать причины потерянного времени.
-
Обычное право и судебная либерализация
"Нетрудно понять также, что проведение подобной судебной либерализации делает местных судей наиболее могущественными государственными людьми в округе. В этих условиях местные собственники будут заинтересованы в крайне скрупулезном подборе кандидатур, устраивающих всех. Поэтому надлежащим образом оформленный политический процесс может ставить подходящие по своим данным лица на судейские места."
Честно говоря, совершенно не очевидно, что конкретный частный собственник будет заинтересован в "подборе кандидатур, устраивающих всех". Очевидно, что он будет заинтересован в подюоре кандидатур устраивающих прежде всего его. Ситуация здесь врад ли отличалась бы от той конкуренции, которую мы ныне видим на уровне борьбы за губернаторство, например.
Заинтересованность в подборе кандидатуры, устраивающей всех, может появиться лишь при полной невозможности проведению сугубо карманного кандидата.
И кажется маловероятным, чтобы любое формальное "оформление политического процесса" могло бы такую невозможность создать. (Во всяком случае в рамках демократического подхода.)
При всей желательности приближения формального права к обычному, в ситуации почти тотальной коррумпированности нашего госаппарата предоставление возможностей вводить законодательные нормы отдельным лицам или очень небольшим группам лиц скорее всего приведет к результатам далеким от желаемым.
-
Три источника и три составные части либерализма
Следует ли считать естественным или противоестественными войны... безусловно войны также естественны, как и жизнь. Просто авторы замечаний не поняли смысла статьи видят в нем учебник и придираются к совершенно второстепенным отвлеченным моментам все равно что найти орфографические ошибки и устроить дискуссию по этому поводу. Разве не употребляются одни и те же слова в разных значениях естественный в смысле присущий человеку склонность на уровне подсознания инстинкт или естественный в смысли принадлежащее ему и призноваемое всеми право на жизнь. В данном случае автору замечания самому следовало бы заглянуть в словарь. Почему люди индивиды воюют боряться конкурируют. Людям свойственно соперничать соревноваться. Возьмите любую экономическую стратегию и сыграйте... установите компьютер как своего союзника и спокойно развивайтесь. Достигнув определенного уровня вы все равно нападете на соперника даже не потому что вам не хватит ресурсов а потому что вам это свойственно. И вто же время это произойдет в определенный момент когда ваш уровень достигент по вашему мнению достаточного уровня чтоб одержать победу не раньше. И вто же время вполне естественно стремление к созданию союзов обёединений сговоров картелий самого общества для решения общих проблем для достижения у каждого своих конечных целей. Все определяется индивидуальными интересами и собственными оценками целесообразности.
-
Три источника и три составные части либерализма
Что же касается бомжей . они обладатели естественных прав. Но соц помощь осуществляется государством за мой счет налогов отобранных государством у меня. И куда направят эти средства должны решать налогоплательщики. Разве не антигуманно отбирать заработанные трудом деньги на поддержание безвольных людей. Уж позвольте я сам решу как мне распорядиться своими деньгами выплатить зар платы учителям или подать алкашу на бутылку. и это вообще левая проблема. Мне не понятно что делает сторонник соц помощи не известно кому (даже не инвалиду) на либеральном сайте. Хотите на халяву пожить за действительно народные и заработанные средства топойте на сайт кпрф.
-
Россия должна признать независимость Чечни
Я живу в "суверенном" Татарстане. Закончил юрфак Казанского унивеситета,но дорога на госслужбу мне практически закрыта. Ведь я русский , а в гос органы берут только татар(их там 95%), хотя руссих в Татарстане 50%. Президент Татарии Шаймиев установил полностью авторитарный режим, любая оппозиция преследуется вплоть до физического устранения. Через своих родственников и "земляков" Шаймиев контролирует все крупные предприятия Республики. В Правительстве и в других властных структурах только "свои" люди,во многом выходцы из глухих татрских деревень -"интелектуалы". Подконтрольные СМИ воспевают Президента и создают миф о процветающей независимой Республике. Корупция и хищения в Татарстане адские. За 10 лет "независимости" не было построено ни одного крупного предприятия. Миллионы нефтедолларов оседают в карманах родственников бая. " Не относитесь к суверенитету потребительски"-заявляет феодал Шаймиев, тяготеющий к пожизненному президентству. А уж день "независимости" 30 августа празднуется с таким размахом! И это все в центре России. А вы говорите Чечня.....
-
Патриотизм: культурные основания
Да Вы, Аркадий Исаакович, идеалист, как мне кажется! Хотя говорите и совершенно правильные и справедливые вещи, но сколько должно пройти времени, чтобы культурные ценности начали возвышаться над финансовыми, военными, и... чего греха таить, националистическими. Помнится, в далекой юности, Вы были чуть более прагматичными и "заземленными" что ли... И все нашему поколению казалось в ту давнюю пору романтичным не до такой степени... Мы больше тогда спорили о физиках и лириках и в большинстве своем стремились в "физики". А потом жизнь все снова расставила по своим местам и "физики" с дипломом в кармане вынужденно стали "лириками". Как много мы спорили по ночам (Новогодним в основном): Костя Козыренко, Ира Блинчевская, Вы, и ваш покорный слуга... "Иных уж нет, а те далече..." (Александр Пушкин) NikAlex
-
Фредерик Бастиа. Закон
Суета жизни, ориентир на современные интерпретации проблем, одинаково сущностных и важных для любого настоящего, прошедшего и будущего времени, порой не позволяют найти дорогу к выдающимся авторам произведений, актуальных для любой эпохи. Без сомнения, к числу их относится Фридерик Бастиа. После Вашего письма я прочитал указанную его работу. Должно быть, при каких то обстоятельствах или исследованиях я буду дополнительно возвращаться к ней. При чтении меня сопровождала мысль о необходимости поиска причин сохранения состояния, когда проблемы остаются неразрешенными на протяжении всей истории человечества. Что это? Тоже закон? Так случилось, что бог дав, жизнь человеку не научил его достойно и свободно жить. И если продолжительность жизни была бы больше в 10 раз, то вероятно, мог бы накопиться достаточный опыт для рациональной и разумной организации жизни. Заменой служит только продолжительное формирование укладов жизни (в формальной и неформальной части)в течении соизмеримых периодов. При этом процесс не идет самопроизвольно - ему нужна постоянная ориентация на социальную устойчивость и экономическую эффективность. Закон предстает перед нами и формализованным объяснением правопорядка в целом или в части его, а также предстает и социально-экономической закономерностью между действием и результатами его. В одном случае субъектом может выступать отдельный человек на коротких периодах времени, в других - это уже целый народ на исторических периодах. Но, мне представляется, что закон мог бы выступать и в качестве средства мобилизации социальной и экономической активности и ответственности населения в организации и развитии жизнедеятельности населения. Это в первую очередь создание сильной среды для глубоких мотивов социально-полезного поведения людей, граждан, предпринимателей и власти. Вы знаете, как широко распространено мнение о неконкретности общественных наук, но так ли это на самом деле. Не находимся ли мы плену такого распространения? Если "да", то не попробовать ли нам выйти из него. Вот на этом пути, можно предложить направление работы для "Московского Либертариума" - "Конструирование социального взаимодействия". Пафос можно убрать а конструирование оставить. И у меня тоже.
-
Обычное право и судебная либерализация
В качестве дополнения, если позволите, предложу следующую примерную схему организации судебной системы. Россию следует разделить на Судебные округа с Окружными судами, а несколько Судебных округов (2-3) подчинять Судебным палатам, так что вместе они образуют те самые "правовые зоны". Окружным судам дать право принимать любые Судебные приказы по конкретному делу в соответствии с законом или "основываясь на совести и чести, принципах справедливости и сохранности прав и свобод личности и гражданина", если закон в данной ситуации не дает разъяснений. Вообще под юрисдикцию суда должны подпадать все дела, основанные на праве, совести и чести о всякой несправедливости по отношению к гражданину и т.д., и суд обязан принять решение в соответствии с законом, или создать прецедент на оговорённых выше основаниях, дабы нести справедливость и успокоение для обиженных и наказание для обидчиков. Прецеденты предлагаю утверждать в Судебных палатах, выполняющих помимо прочего ещё и главную свою роль - кассационной инстанции, с последующим оповещением верховного судебного органа России - Сената для рассылки информации о прецеденте во все Судебные округа. После этого прецедент становится нормой, в соответствии с которой суды обязаны принимать решения до тех пор, пока не появится закон, отменяющий своим текстом прецедент, изменяющий его положения или вовсе исключающий его. Т.е. прецедент становится временным законом, решением суда "по совести".
-
Пагубная самонадеянность
Хочу о маржиналистской революции
-
Пагубная самонадеянность
Скоро на "Либертариуме" появится книга "Австрийская школа в политической экономии" - классика "марджиналистской революции". Работы Джевонса издавались на русском языке до революции (большевистской), в библиотеках они есть. А вообще, довольно много можно найти на сайте http://www.mises.org (на английском языке).
-
I. Основы либеральной политики
Общество=(свободное + обязательное + принудительное) объединение людей для достижения частных целей (Общественно материализованный совокупный результат деятельности – затраты на обязательное и принудительное объединение). Отсюда уже видно, что чем больше степень свободы, тем выше уровень достигаемых частных целей. Рассматривая все аспекты человеческой деятельности, не можешь найти иного основания для свободного объединения людей, как частная собственность. Она является основой ведения домашнего хозяйства, и существования высокоэффективного производства. Активность и ответственность людей без частной собственности носит искусственный характер. Кооперация выступает естественной формой объединения частных интересов в производстве конкретной сложной продукции, обмене полуфабрикатами или готовой продукцией. Специализация, как форма свободного и деятельного участия, позволяет участнику социального взаимодействия достичь общественного признания через оплату производимой им и используемой покупателем продукции. Война парализует и ликвидирует свободу обеих сторон независимо от того, кем стороны являются в ней, а также направлена на ликвидацию самой жизни. В ходе войны свертывается структура производственной деятельности, масса частных интересов заменяется главной целью жизни – выжить. Накапливание военного потенциала в некоторой части предохраняет от попытки насильственного передела территории и совокупного носителя потребительных стоимостей. Современные виды вооружений, их накопление служит фактически лишь одной цели: осознанию войны и приготовлений к ней, как причины ликвидации всяких частных интересов и свободы. К сожалению, в современном мире продолжает проявляться парадокс: хочешь мира – готовься к войне. И по прежнему, получается что мир не может обойтись без расходов на «войну». А мир нужен как отдельному человеку, частному лицу, так же он нужен капиталу и собственности. Истекшее время дало и очередные войны, но и как кажется лучшее понимание лучших средств и механизмов сохранения свободы. Здесь сохраняется простор для идей, свободной и миролюбивой деятельности. От строки к строке я могу делать только одно – соглашаться с автором. Но сказать я могу только, когда прочитаю лично и своим образом осмыслю каждую строку. Мне представляется, что для объективности понимания(при субъективном подходе) равенство необходимо рассматривать с разных сторон. Равенство, действительно, не может бы заложено в самом человеке. Природа, бог обеспечивают сохраняющееся соответствие человека своему виду – человечеству. Но люди рождаются и живут в одном мире, иногда более или менее ограниченном для восприятия и взаимодействия. Мир представляет каждому индивиду, частному лицу принципиально одинаковые возможности для жизнедеятельности и достижения частных целей. Выражается это, в частности, и в равенстве перед законом. Фактически в результате семейных взаимоотношений, изменения состояния государственного права и устройства, экономического проявления частного лица принципиально равное положение человека получает конкретное и различное материальное, правовое и социальное обеспечение. В основе этих различий, а к таковым можно отнести и разный размер собственности и дохода, находится текущая жизнедеятельность человека, его социальное и экономическое взаимодействие. Появление частной собственности в жизни людей требует от них должного отношения к пониманию и признанию частной собственности как каждого конкретного ее носителя, так и права собственности. Частная собственность нуждается и в существовании должного правопорядка и владелец ее через эти отношения проявляется как лицо с большей экономической ответственностью. Общество, имея основную цель – удовлетворение совокупности частных интересов – использует для ее достижения обязательное и принудительное объединение граждан и частных лиц – государство. Так случилось, что к некоторому пониманию демократии добавились самые различные дополнительные функции ее обеспечения, что исходное толкование, порой, оказывается в качестве дополнительного. Безусловно, данное Л.ф.Мизесом определение демократии замечательно: «Демократия -- это такая форма политического устройства, которая позволяет адаптировать правительства к желаниям управляемых без насильственной борьбы». Применение силы при захвате и использовании власти многократно снижает возможность эффективного управления. При такой власти из управления полностью исключается часть населения, экономическая активность всего населения снижается. Деятельность в более значительной части строится на идеологическом и экономическом принуждении. Основная цель общества может быть подменена целью силовой властной группировки. Политические группировки такого плана могут своеобразно использовать трудовые ресурсы: в ход всегда могут пойти силовое принуждение, используя угрозу здоровью и жизни, а также ликвидация граждан как носителей иной идеологии и взглядов. Им легко начать вооруженные конфликты и войны, выводя таким образом из жизни большие массы населения. К ним относятся режимы нацизма, фашизма и др. Государство, принимая на себя множество разных функций, насильственно вторгается в сферу частных интересов людей, которая порой расширяется до такой степени, что начинает вытеснять свободу и частные интересы из жизни человека. Мизес ограничивает эту сферу задачей государства в обеспечении «защиты жизни, здоровья, свободы и частной собственности от насильственных нападений». Проводится интересная мысль: «Потребуется много лет самообразования, чтобы подданный превратился в гражданина». И материал для самообразования уже есть. Мизес указывает на то, что «Подавление поведения, опасного для общественного порядка, -- самая суть государственной деятельности» и то, что «либерализм стремится смягчать остроту отношений правительственного чиновника и гражданина». Мне очень понравилась формулировка сущности наказания: «цель наказания состоит единственно в том, чтобы исключить, насколько это возможно, опасное для общества поведение. Наказание не должно быть карательным или репрессивным». Думаю, что здесь есть много неиспользуемых ресурсов.
-
Хосе Пиньера. Шанс для трудящихся: приватизация социального обеспечения в Чили
Чилийская реформа представляет собой пример либерального планирования. Пенсионная реформа является гармоничной частью общих либеральных преобразований в стране. Есть реформа - есть результат, нет результата - нет реформы, нет и действительных реформаторов. Последнее утверждение является признаком существования либеральных реформ. Что мне нравится в реформе то это то, что она ориентирована на массу частных интересов, даже самых незначительных по денежной оценке, но одинаково значимых по отношению к каждому индивиду. Реформа смогла мобилизовать сознание и волю отдельных людей на активное участие в ее успешном осуществлении. Один недостаток: нет обманывающих, нет обманутых. Нетрадиционный подход. Наши начисления на заработную плату являются по экономическому смыслу налогом из заработной платы, т.е. оплаты результата труда по договору найма. Собственные средства фактически принудительно и по форме безвозвратно забираются у всех работников, независимо от того кем они выступают в производственном процессе - директором или рабочим. И вот перед нами другая картина, где все наоборот - за работником закрепляется частная собственность, и мы можем наблюдать появление массы частных лиц. Замечательно!
-
Природа фирмы
Почему бы не вывешивать всю эту литературу и на языке оригинала, учитывая, что не все имеют доступ к соответствующим библиотекам? Ведь не все готовы слепо полагаться на Ваших переводчиков - литература-то научная, и точность формулировок/терминов имеет особую ценность. К тому же терминология по New Institutional Economics еще не устоялась, а на русском этот процесс даже не начинался.
-
II. Либеральная экономическая политика
Сколько не рассуждай об устройстве экономики, раньше или позже придется выйти на основополагающие принципы: Свобода - основное условие появление частной собственности, частная собственность - основа свободы. Логически - все крайне просто, исторически - чрезвычайно сложно. Меняется время, изменяется экономическая обстановка, в которой достижение адекватного соответствия основных принципов устройству жизнедеятельности населения требует правильного понимания и реагирования. Всякая среда, в которой пренебрегают этим требованием, обречена на замедление темпов экономического развития, потерю экономического пространства и уменьшение населения. Расширение сферы действия свобод и углубление понимания частной собственности, а также применение его в устройстве социального взаимодействия - требование любого времени. Трансформация принципов в конкретное обеспечение дает ряд принципиально-отличных общественных состояний.
-
III. Либеральная внешняя политика
Может быть, Лига Наций должна зарождаться внутри отдельного государства или его района, а ее появление как международного сообщества будет результатом объединения не национальных территорий и государственных управлений, а сложившихся частей Лиги Наций. Одна часть лиги может объединиться с другой, но не с другим государством. Мало вероятно, что, начав с объединения государств, можно получить Лигу Наций. Как правило, соединение частей Лиги в разных государствах начинается на граничащих территориях. Государство, не создавшее внутри себя часть Лиги Наций, не сможет стать ее действительным членом.
-
IV. Либерализм и политические партии
К "доктринерству" Мизеса хочется добавить только одно: либеральность либерала не может быть застывшим состоянием. Вчерашняя, вполне понятная либеральность в намерениях или практике, может сегодня или завтра превратится в неосознанную антилиберальность. Пожалуй, что поведенческая линия либерала является достаточно сложной, свое отношение к состоянию социального взаимодействия, оценке политики различных партий ему приходится соизмерять как с либеральными принципами, так и со своим прогнозом общественного состояния при их проявлении в конкретных делах, чтобы не попасть в "либеральную яму". При этом либералу приходится ориентироваться на успех частных дел вообще, а не своих групповых интересов. Декларационный характер политических программ и целей отдельных групп, ориентированных на граждан, в большей степени, как слушателей и зрителей, видимо, и создает основу для существования многих партий. Порой требуется не действительный результат, а эффект и волнующее впечатление. Оно и захватывает воображение и держит до выборов. А потом новое представление. Действительно, захватывает дух. А иначе может получиться: 1-я либеральная партия, 2-я либеральная партия, 3-я .... Кризис парламента не заставит себя ждать и при существовании лидерских партий, фруктово-аграрных, партий всей страны, всегда единственных в некотором роде, а также партий глобальной мечты. Что делать партии с искренне либеральными намерениями? Пойти крайне рациональным путем - сократить свою деятельность до сферы влияния на первых руководителей в стране или регионе. Или же попробовать увидеть массу частных интересов у населения? Может при такой деятельности пропадет декларационное влияние? Конечно, лучшей пропагандой либерализма является пример стран, давно вставших на путь либерального устройства жизнедеятельности населения на своих территориях. Это существенный ресурс для пропаганды лучших возможностей для жизни. Оказывается, что эти примеры нужны для того, чтобы понять замечательные слова Мизеса: " Нельзя рассматривать либерализм как партию особых интересов, привилегий и полномочий, потому что частная собственность на средства производства -- это не привилегия, благоприятствующая только капиталистам, а институт, существующий в интересах всего общества, и, следовательно, институт, который приносит пользу всем".
-
V. Будущее либерализма
Этот разговор о будущем либерализма начат 74 года назад, но и сейчас, и через 7400 лет, как и тогда, есть и будет смысл поговорить о перспективах развития. Возможно, что новое открытие либерализма произойдет в области обеспечения правопорядка. Как многократно снизить уровень преступности? Как эффективно защитить жизнь и здоровье человека, собственность частного лица от посягательств? Может ли существовать частное правовое пространство, какие права могут существовать на него, какая ответственность за его нарушение? Каким может быть либеральное устройство финансов, включая: деньги, счет и учет, бюджет и налоги? Очень много вопросов в повестке для будущего у либерализма.
-
Социализм и коммунизм
Видно что статья написана самодовольным патриотом-американцем, хотя авторства я не нашел (может плохо искал). Американцы всегда отличались своим хвастовством и ярой ненавистью к комунистам. Это предвзятая точка зрения. Почитайте что тут написано про Вторую мировую: ее выиграли американцы, да еще и русским помогли выбраться. Какой вздор!
-
Валютный комитет и золотой стандарт. Доклад на 5-й ежегодной конференции Института фон Мизеса
Прочитал статью с надеждой увидеть некое обоснование идеи использования золотовалютного резерва для организации и существования денежного обращения. Видимо, статья рассчитана на крайне узкий круг специалистов, а то, что я ожидал от статьи исходя из ее названия, не было целью автора в данной работе. В итоге статья оказалась совершенно непонятной для меня. В последнее время у меня растет чувство осторожности при каждом услышанном утверждении о необходимости создания золотовалютного резерва государства для организации и существования денежного обращения. У меня появились, как мне кажется, достаточные сомнения в соответствии требования золотовалютного обеспечения внутреннего денежного обращения и либеральных ценностей, а именно защите частных прав в денежном обращении. Мои опасения выходят из анализа происхождения денег и частно-признаваемой роли государства в денежном обращении. В частности у меня появился такой вопрос: Не дестабилизирует ли создание государственного золотовалютного обеспечения денежного обращения само денежное обращение. Не провоцируется ли государство через требование создания золотого обеспечения на некое и вполне ощутимое агрессорное поведение в отношении всех частных интересов?
-
Три источника и три составные части либерализма
У меня небольшое замечание по поводу естественных прав. Все они, как мне кажется, сводятся к праву собственности, то есть праву владеть, пользоваться и распоряжаться всем, что человек нашел, изготовил или получил от других по их воле. Право на жизнь, на свободную речь, на перемещение - все они производны от права собственности на тело. С уважением, Валерий Кизилов.
-
Заметки на полях неинституционального подхода
Уважаемый г-н Капелюшников! Прочитав Вашу работу,впервые получила хоть сколько-нибудь ясное представление о трансакционных издержках, конечно мой запас знаний об этой категории ничтожен, но рассматривая работы других авторов (в частности Тамбовцева В. и Шаститко А.) я все больше склонялась к мнению, что трансакционные издержки как отдельный вид издержек - ненужный термин, дублирующий уже существующие. Ваша статья помогла получить более-менее ясное представления о них. Буду дальше знакомиться с Вашими работами и сообщу о результутух позднее. С уважением и признанием, Малика Коянбаева
-
Часть третья. Конт и Гегель
Имя Кант пишется через "А" а не "О", (Конт) как у Вас, двоешники!!!
-
Часть третья. Конт и Гегель
> Имя Кант пишется через "А" а не "О", (Конт) как у Вас, двоешники!!!Дико извиняемся за автора книги. Он не знал, что его книгу читают только по заголовкам ;) Вот цитата из самого текста, включающее справку про "имя Конт": "Мой тезис состоит в том, что в области общественных наук не только для второй половины XIX в., но и для нынешних времен весьма характерны установки, порожденные согласием между двумя мыслителями, которых принято считать полными интеллектуальными антиподами: немецким "идеалистом" Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем и французским "позитивистом" Огюстом Контом".
-
Валютный комитет и золотой стандарт. Доклад на 5-й ежегодной конференции Института фон Мизеса
Высказывания: валютный комитет и золотой стандарт Бориса Человеческая жизнь коротка (одной единицы, особи) даже или хотя бы по отношению к жизни человечества (некоторого количества единиц, особей) Но каждая из последующих волн размывает берег все больше или отступает перед берегом. Описывая "фазность" свободы мы описываем берег, но именно с той точки пространства и в то время в которых находимся. Важность 5978540 -ой волны перед 145689436 -ой занимательна. Поэтому кажется уместным предложить не "фазность" свободы а ее "колебания" или "амплитудность" в течении времени и пространства. Предполагается свобода в теле не возможна - свобода в духе.(свобода - постоянная величина - постоянство) Возможность "Производства свободы"(процесс) - отмена "ограничения" свобод заменяет ранее введеные "ограничения" и наоборот и так на протежении жизни человечества (длина графика колебаний) - изготовление стандарта, которого не создашь он существует - существует вне материи. Производство же денежной массы (процесс) - и есть сам стандарт, поэтому сжатие и раздутие (колебания и амплитудность) оного внутренне необходимо. Постояннство смертельно для денежной массы. Никакого равенства, стандарта или иного совпадения для денежной массы не возможно. (сравнение не постоянных величин в единицу времени - на больших выборках случайные совпадения) Список "производителей денежной массы", предлагаетя автором отредактировать, предлагая убрать Центральные банки из этого списка. Это просто изменит денежную массу которую постараются восполнить оставшиеся "производители". Чтобы покончить с размышлениями о "Денежной массе" предлагается ознакомится с балансом России (объективный баланс-реальный) Для любой страны 1.ДОХОДЫ 2.РАСХОДЫ НАИМЕНОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЕ 1.1. Произведенные товары (товар все что можно "ощупать") 2.1. Импорт 1.2. Природно - сырьевые запасы (почти невосполнимы) 2.2. Содержание государства 1.3. Население (восполнимы) 2.3. Предъвленная ин. гражд к обмену денежная масса 1.4. Собственная Денежная масса (ха-ха-ха) 1.5. Услуги (нельзя "пощупать") 1.6. Иностранные Денежные массы Решение о количестве денежной массы лежит не в поиске эквивалента, не в создании комиссий а в соблюдении зависимостей 1. Почти любое количество 1.6.> или = 2.1.+2.3. и.1.4=2.2. и 2. не больше 1. чем в 18~24 раза - 3:.
и так далее
Для любителей налогов, простите места не нашлось, за это им притча но не сегодня (заплати и спи спокойно)
-
Часть третья. Конт и Гегель
Кант и Конт это "две большие разницы" если не знаете, так хоть читайте материал который комментируете.
-
Россия должна признать независимость Чечни
аноним,
05.05.2001 в ответ на:
комментарий
(анонимный, 17.05.2000)
У ЧЕЧЕНЦЕВ больше чем у других народов Кавказа ГЕРОЕВ СССР.
-
Заключение на документ "О состоянии и мерах по разрешению первоочередных неотложных проблем в сфере межнациональных отношений", представленный Госкомнацем России
По какому электронному адресу можно ознакомиться с "объектом критики"?
|