Суета жизни, ориентир на современные интерпретации проблем, одинаково
сущностных и важных для любого настоящего, прошедшего и будущего времени,
порой не позволяют найти дорогу к выдающимся авторам произведений,
актуальных для любой эпохи. Без сомнения, к числу их относится Фридерик
Бастиа.
После Вашего письма я прочитал указанную его работу. Должно быть, при каких
то обстоятельствах или исследованиях я буду дополнительно возвращаться к
ней.
При чтении меня сопровождала мысль о необходимости поиска причин
сохранения состояния, когда проблемы остаются неразрешенными на протяжении
всей истории человечества.
Что это? Тоже закон? Так случилось, что бог дав, жизнь человеку не научил
его достойно и свободно жить. И если продолжительность жизни была бы
больше в 10 раз, то вероятно, мог бы накопиться достаточный опыт для
рациональной и разумной организации жизни. Заменой служит только
продолжительное формирование укладов жизни (в формальной и неформальной
части)в течении соизмеримых периодов. При этом процесс не идет
самопроизвольно - ему нужна постоянная ориентация на социальную устойчивость
и экономическую эффективность. Закон предстает перед нами и формализованным
объяснением правопорядка в целом или в части его, а также предстает и
социально-экономической закономерностью между действием и результатами его.
В одном случае субъектом может выступать отдельный человек на коротких
периодах времени, в других - это уже целый народ на исторических периодах.
Но, мне представляется, что закон мог бы выступать и в качестве средства
мобилизации социальной и экономической активности и ответственности
населения в организации и развитии жизнедеятельности населения. Это в первую
очередь создание сильной среды для глубоких мотивов социально-полезного
поведения людей, граждан, предпринимателей и власти.
Вы знаете, как широко распространено мнение о неконкретности общественных
наук, но так ли это на самом деле. Не находимся ли мы плену такого
распространения? Если "да", то не попробовать ли нам выйти из него. Вот на
этом пути, можно предложить направление работы для "Московского
Либертариума" - "Конструирование социального взаимодействия".
Пафос можно убрать а конструирование оставить. И у меня тоже.