|
|
-
Вопросы к авторам художественных произведений
Изданные в Сети произведения можно только читать,
Да.
или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)?
Ни в коем случае. Подобная деятельность (если, конечно, автор сам не дал на нее письменное согласие) является грубейшим нарушением закона об авторском праве и должна караться в судебном порядке. Кстати, прибыльность тут ни при чем - важен сам факт нарушения, даже если дело окажется убыточным.
Как решаются подобные вопросы? Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?
Пока нет, но мой официальный сайт существует недавно, а произведения, распространявшиеся неофициально (т.е. без моего ведома) не были, естественно, снабжены моими координатами для связи.
Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того, как их выложили в Сеть? Насколько это может быть для Вас интересным (и в смыле популярности, и в смысле денег)?
В свое время я был решительным противником распространения своих произведений в электронном виде до их публикации на бумаге. В частности, мною выражался резкий протест по поводу публикации их на полупиратском диске И.Загуменнова (в 1997 г. выход этого диска вызвал большой скандал, т.к. были нарушены авторские права многих писателей). Я также обращался с настоятельной просьбой воздержаться от их распространения к модератору файл-эхи ФИДО и получил от него согласие и извинения. Тем не менее, мои тексты разошлись достаточно широко - мне известно как минимум 3 пиратских диска (если говорить только о фантастике; если брать еще юмор, то наверняка больше), несколько ББС и частных коллекций и т.п.
Впоследствии я пришел к выводу, что недостаточно "раскрученному" автору следует возражать только против несанкционированного коммерческого использования; некоммерческое же распространение само по себе - скорее благо, ибо способствует "раскрутке" (злом оно становится только тогда, когда им пользуются недобросовестные коммерсанты).
Моя
нынешняя позиция отражена на моем сайте (http://yun.complife.ru
). Тексты выложены там для всеобщего доступа, но при этом оговорено, что все авторские права принадлежат мне, и допустимо только личное некоммерческое использование; содержится просьба не копировать тексты другим лицам, но давать вместо этого ссылку на мой сайт. Естественно, пиратов никакие просьбы не остановят, но далеко не все, кто занимается распространением литературы в эл. виде, относятся к пиратам. Иными словами, я хочу, чтобы мои произведения читались в инете, но хочу, чтобы это происходило по возможности централизовано, через официальный сайт. Дальнейшая ситуация будет зависеть от отношений с издателями. Вероятнее всего, при заключении договоров полные тексты будут изыматься с сайта (заменяться аннотациями или отрывками) и возвращаться на него через определенное время после выхода книги. На распространение в эл. виде вещей, которые я пока не надеюсь или не планирую издать отдельной книгой (стихи, юмор) я, в принципе, склонен смотреть сквозь пальцы, а в ряде случаев (публицистика, комп. программы) и приветствую таковое; главное, чтобы не "терялось" имя автора.
Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети?
Полагаю, что в принципе это возможно, т.е. могут быть установлены контакты с издателями. (Собственно, так началось мое сотрудничество с "Компьютеррой" - были опубликованы "Вредные советы", ранее закинутые мною в конференцию ФИДО и попавшие в инет; однако редакция не располагала моими координатами, так что мне все равно пришлось выходить на связь первым.) Однако следует не ждать у моря погоды, а искать контакты самому. Путь же создания сайтов с доступом по кредитным карточкам, как делают многие порнушники (да простится мне это сравнение), представляется мне бесперспективным. Во всяком случае, в России.
Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)? Может дадите прогноз, что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?
Это весьма серьезная проблема. Опыт показывает, что как бы сильно потребитель не любил ту или иную вещь (книгу, комп. игру и т.п.), халяву он любит еще больше. Так что надеяться на сознательность не приходится. Причем писатели лишены даже того "пряника", который могут предложить программисты: поддержки для зарегистрированных пользователей. Однако до тех пор, пока большинство предпочитает читать книги в бумажном виде (я, кстати, наоборот предпочитаю электронный, из-за возможности контекстного поиска), ситуация видится мне совсем не безнадежной. Файл, конечно, можно распечатать на принтере, однако, учитывая стоимость расходных материалов для качественной печати и объем средней книги (сотни страниц), это получается едва ли не дороже, чем купить книгу. Когда же удешевление технологий приведет к тому, что книга, напечатанная на домашнем принтере обычного читателя, окажется дешевле покупной и при этом не хуже (ну разве что без красивой обложки) - ситуация станет весьма сложной. Авторам и издательствам придется предпринимать повышенные меры безопасности, чтобы предотвратить любые утечки файловых материалов - но даже это не спасет от сканирования уже вышедших книг. Может быть, издателям придется идти на дополнительные меры типа тех, что используют производители напитков и шоколадок - устраивать лотереи и конкурсы среди своих покупателей (представляю, как это может выглядеть -
"вырежьте диалог главных героев со страницы 325 и пришлите нам"... а страницу делать с водяными знаками для защиты от подделки... брр! Сюжет для антиутопии!)
Определенный оптимизм вселяет, однако, то, что распространение видеомагнитофонов все еще не пустило по миру киношников; видимо, следует учитывать их опыт.
Как строятся отношения Автора (т.е. Вас) и эл. библиотек? (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еше как-то)
На сегодняшний день мне приходила одна просьба на размещение моих текстов (от создателей сайта авторской песни http://www.ksp.krsk.ru), и я дал им разрешение. Общение шло по е-мейлу. Тексты были взяты ими с моего сайта, соотв. там же они прочитали вышеупомянутую официальную часть и спросили разрешение.
Что касается материалов, попавших в инет ранее, независящими от меня путями, то у меня нет времени и желания выискивать их все и затевать переписку с их держателями. Все равно там, как правило, представлена лишь очень небольшая часть моего творчества.
Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами?
Увы, мне на сей счет ничего не известно.
Нужны ли такие организации вообще? (Обоснуйте)
Нужны, как и любые организации, обеспечивающие защиту прав. Далеко не у всех есть время, желание, да, в конце концов, элементарная компетенция, чтобы отстаивать свои права самостоятельно.
Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества?
Лично мне не приходилось иметь с ними дело.
Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети?
Чаще всего я сталкиваюсь с использованием моего юмора без указания имени автора. В этом случае пишу держателю (обычно, кстати, он не виноват - вещь уже попадает к нему в таком виде) с требованием указать имя, что и выполняется. В целом в подобной ситуации я скорее потребую восстановить правильный вид текста, чем снять его вообще; однако если речь пойдет о крупных произведениях или слишком больших коллекциях, могу потребовать снять их.
Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?
В принципе надо. Желательно, действительно, чтобы можно было в таких случаях обратиться в организацию, которая возьмет на себя подачу иска.
Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?
Я уже сказал, что готов предоставлять библиотекам то, что не рассчитываю издать отдельной книгой; а также то, что уже издано, через какое-то время после выхода книги.
О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?
Ни о каких. Там, где мне приходилось бывать, можно было свободно скачать любой текст.
При правомерном обнародовании (первый выход в свет произведения -- юристов это, оказывается, очень волнует), где будет публиковать автор свое произведение: в электронном издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? ("за" и "против")
Как я уже сказал, это зависит от "раскрученности". Ранее
не печатавшимся имеет смысл заявить о себе в Сети. Во всех прочих случаях
произведение должно сначала увидеть свет на бумаге.
-
Вопросы к авторам художественных произведений
- Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы?
Использовать в личных целях скачанный из сети текст вы можете любым образом. Читать его с экрана, копировать на дискету, сделать для себя распечатку на принтере, повесить распечатку у себя над кроватью. А вот извлекать материальную выгоду из распространения текста без согласования с автором текста вы не можете. То есть, подарить другу дискету с файлом или распечатку - пожалуйста. А вот продать ему все то же самое - уже нет.
- Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?
Лично ко мне - пока не обращался, но я и сравнительно недавно начал выкладывать свои тексты в сеть. А в принципе в этом нет ничего невозможного. К сожалению, российские традиции таковы, что обычно автор ищет издателя, а не наоборот. Особенно это относится к начинающим авторам, не имеющим имени.
- Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того, как их выложили в Сеть?
А что с ними такого может происходить? Лежат себе, скачиваются теми, кому они интересны.
- Hасколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)?
В смысле популярности - может быть. Есть такая звезда российской фантастики - Сергей Лукьяненко. Вы должны были слышать о его романе "Лабиринт отражений" - культовая вещь для сетевиков, для компьютерщиков, "киберпанк с человеческим лицом". Подавляющее большинство сетевых читателей сначала познакомились с его книгами именно в виде файлов. Теперь Сергей может себе позволить выкладывать в открытый доступ только фрагменты новых произведений - чтобы народ мог составить представление о полном варианте книги. Который продается в классическом, бумажном виде. Вот вам и "в смысле денег"... ;)
- Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети?
Прямым образом - вряд ли. Другое дело, что возможна цепочка: публикации в Сети -> раскрутка имени -> коммерческие отношения с "бумажными" издателями.
- Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)?
В какой-то мере это вопрос сознательности читателей. Если райтер расшибается в лепешку, тратится - в духовном плане , но при этом получает вознаграждение за свой труд - все идет своим чередом. А если человек колоссальными трудами выпустил книгу - а ее отсканировали и благополучно распространили в виде файлов, следовательно не разошелся тираж, следовательно у него не выйдет новых книг. А просто он плюнет и пойдет на завод или еще куда... Люди пишущие ведь тоже не бестелесные существа , которые парят где-то там, в высших сферах - у них тоже есть семьи, которые требуют достойного содержания.
Проблема на самом деле гораздо сложнее и глубже. Легко говорить о сознательности читателя, сидя в глубоком кресле и потягивая бразильский кофе. А между тем, в России существует значительная прослойка людей, которым скупать всю свежую интересную литературу не по карману, а потребность в чтении у них существует, и сильная потребность. Естественно, они стремятся раздобыть копии файлов любым путем, и осуждать их за это - кто вправе? Hо ведь и писателю, и издателю нужно есть, так что налицо противоречие, которое разрешится, мне всякого сомнения, так или иначе - но как и когда, мне неизвестно. Очевидно, что в первую очередь это зависит от развития экономической ситуации в стране.
Я бы с удовольствием читал свежий роман любимого автора со специального компакта, на котором присутствует тонко подобранное музыкальное сопровождение, набор иллюстраций, отрывок текста в MP3-формате, который читает сам автор... а не с грехом пополам распознанного с массой ошибок ASCII- файла. Вопрос лишь в том, чтобы этот авторский компакт не стоил три моих месячных зарплаты ;)
- Может дадите прогноз, что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?
Сначала проблема защиты новых носителей и связанных с этим юридических тонкостей встанет перед Западом, так как они, вне всякого сомнения, раньше достигнут того уровня, при котором электронные книги станут предметом обихода. Мы посмотрим, как они будут ее решать, и решим сходным образом - нам не привыкать.
Можно наверняка сказать одно - вместе с развитием технологии будут появляться и средства, позволяющие эту технологию ограничивать, контролировать и использовать в бизнесе.
- Как строятся отношения Автора (т.е. Вас) и эл. библиотек? (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еше как-то)
Обычно достаточно разрешения е-мейлом. Ведь электронная библиотека сегодня не извлекает никакой прямой финансовой выгоды из факта наличия вашего текста в свободном доступе данной библиотеки.
- Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Hужны ли такие организации вообще? (Обоснуйте)
Мне про такие организации ничего не известно, да они и не нужны на сегодняшнем этапе развития отношений "автор - электронный агент". Может быть, в будущем...
Авторы, условно говоря, делятся на две категории - тех, кто издается в бумажном виде, и тех, кто этой стадии еще не достиг. Hераскрученному автору выгодно распространение его текстов в сети, поскольку оно способствует узнаваемости его имени, и в перспективе повышает вероятность контакта с издателем. Поэтому он в каких-либо структурах, стоящих между ним и веб-мастером электронной библиотеки, не нуждается.
В том же случае, если некто выложил в открытый доступ текст, проданный автором какому-либо издательству, этот некто нарушает прежде всего интересы названного издательства, которое вложило деньги в печать книги и желает вернуть их обратно с прибылью. Следовательно, некто попадает в поле зрения издательства, которое применяет к нему весь спектр мер борьбы, принятых в российском бизнесе.
- Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом? Hужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки)
Возможно, настанет время, когда РАО включит в свою сферу деятельности и мониторинг за интернетовскими сайтами. Когда бизнес в нашей стране станет в целом более регламентированным и цивилизованным... Посчитайте сами, когда это случится.
- Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети?
Все зависит от того, в какой форме и чьи тексты были выложены. Если, например, текст пока никому не продан, а выложен в приятно оформленном виде, без искажений, с указанием всех копирайтов и т.п. - автор, скорее всего, будет не против. Другое дело, что признаком хорошего тона все же будет обратиться к автору за разрешением по этому поводу.
Если же текст искажен, и пират мало того, что не имеет разрешения автора, но еще и не реагирует на предложения удалить файл с сайта, то дальнейшие действия, в общем, очевидны. Как вы поступите с человеком, который развешивает по улицам карикатуры на вас? В зависимости от вашего уровня интеллектуального развития и материальных возможностей, либо бьете морду, либо обращаетесь в суд, либо находите другие меры воздействия.
- Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?
Если ваши права нарушает организация, с которой можно чего-нибудь взыскать за моральный и иной прочий ущерб, и вы уверены в своей правоте - суд будет, вероятно, наилучшим выходом.
- Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?
Дружить ;)
- О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?
Если вы - держатель популярной электронной библиотеки, то сможете брать деньги за размещение на вашем сайте рекламных баннеров. Если вы - автор, то лет через десять можете надеятся на то, что будете получать деньги за свои произведения, доступные в той или иной электронной библиотеке.
- При правомерном обнародовании (первый выход в свет произведения -- юристов это, оказывается, очень волнует), где будет публиковать автор свое произведение: в электронном издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? ("за" и "против")
Hераскрученный автор, если не найдет бумажного издателя - будет публиковать электронно. Плюсы - отсутствие расходов на типографию, очень быстрое распространение текста в Сети. Минусы - отсутствие доходов от всего этого ;) Hу и - при всей ее широте сетевая аудитория все же не делает глобальной погоды. Основная масса читателей (опять-таки именно в России) благами электронных сетей не охвачена.
Маститый же писатель электронно выложит только фрагмент, обычно 1/3-1/4 текста, как правило, начало. Человек читает фрагмент, хочет узнать, что же дальше, идет и покупает книгу...
Макс Черепанов, начинающий литератор ;)
-
Вопросы к авторам художественных произведений
> А можно ли узнать подробнее о Файловой этой библиотеке Да что тут подробно говорить, пока оная библиотека не открылась? Ну, если только кратко... В одном из подразделов "оЗона" делается отдельный сайт, с которого за небольшую плату (дешевле, чем стоит книга на лотке в России, а для Запада это будут вообще копейки) можно будет скачать полные файловые версии романов и повестей ряда авторов (в "стартовом" составе сайта будут представлены 12 русскоязычных писателей-фантастов, в т. ч. и мы (Олди)). Будут выложены как издававшиеся, так и еще не опубликованные "на бумаге" произведения. О системе защиты от "пиратства" пока умолчим -- но она есть, и довольно оригинальная. Кроме того, книжный клуб, который открывает этот сайт, уполномочен авторами охранять их права в сети, отлавливать и привлекать к ответственности возможных "пиратов". Даже по существующему законодательству сделать это можно. Сайт предназначен в первую очередь для русскоязычных обитателей дальнего зарубежья, до которых не доходят многие издающиеся в России книги, а также для жителей отдаленных районов СНГ, у которых есть сходная проблема. Предусмотрено несколько систем оплаты (кредитной карточкой, банковским переводом, оплата через сберкассу, через провайдера Internet и т. д.). Часть материалов выложена бесплатно (рассказы, ознакомительные отрывки из романов). Предусмотрена обширная система "бонусов" и поощрений постоянным клиентам. Возможна разовая оплата заказа, либо покупка абонемента, скажем, на 10 книг, который можно использовать за один раз или постепенно. Кроме собственно текстов, на сайте будут выложены библиографии и биографии авторов, фото, рецензии и отзывы на их книги, иллюстрации и др. материалы, которые помогут читателям сделать свой выбор. Разумеется, сайт будет регулярно пополняться новыми текстами и информацией. Вот такой проект. Как только сайт будет открыт, информация об этом и его координаты поступят в сеть. >>но сейчас, как минимум, две подобные (защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами) структуры у нас (в СНГ) создаются. > А что это за организации будут (хотя наводку дайте)? И какие вопросы они должны решать? Одна сейчас регистрируется в Москве и будет заниматься именно охраной авторских прав в сети, защитой от сетевых (и, возможно, "СИ-ДИ-шных") "пиратов", их отловом и привлечением к ответу. В перспективе -- действовать также как сетевое литагентство, представляя авторов на рынке "электронных прав". Вторая -- это книжный клуб при "оЗоне" (СПб). Как только будет запущен проект платной файловой библиотеки, (который оный клуб и раскручивает) -- с клубом будут подписаны авторские договоры (форма уже разработана), по которым клуб будет представлять интересы и защищать права представляемых им авторов в сети. Опять же, включая пресечение "пиратских" публикаций и привлечение к ответственности наиболее упорных "пиратов". Правда, для клуба защита сетевых прав -- далеко не единственная и не основная деятельность (которой он только БУДЕТ заниматься), а для упомянутого выше агентства таковая деятельность будет основной. Впрочем, агентство еще тоже не заработало. Наверняка есть и другие подобные проекты, но доподлинно нам известно только об этих двух.
-
Вопросы к авторам художественных произведений
Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы? Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?
Честно говоря, не представляю, как можно реально проконтролировать действия с файлом. Я видел свои тексты продающимися на дискетах и компактах, знаю, что их распечатывают и переплетают (для себя и друзей). Думаю, пока это не превращается в коммерческий процесс ни у меня, ни у издательства претензий нет. В конце концов, человек проживающий где-нибудь далеко за рубежом или в российской глубинке просто НЕ ИМЕЕТ физической возможности купить книгу. Требовать, чтобы человек читал текст с экрана, не смея сделать распечатки " просто глупо.
"Бумажные издатели" после ознакомления с текстом в сети обращались. Но как правило это были очень странные издатели" которые просто не знают ситуацию на книжном рынке.
Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того, как их выложили в Сеть? Насколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)?
В смысле популярности " это полезно. В смысле денег " безразлично, а может быть даже и вредит. Но всегда существует тот простой факт, что для многих читателей бесплатный файл " единственная возможность прочитать книгу.
Приведите аргументы, почему любому автору (даже известному) стоит размещать свои тексты в Сети? Чем подобное действо может повредить?
Польза " популярность, завязывание контактов с издательскими и читательскими кругами, широкое обсуждение текста, которое приносит много полезное. Для начинающих авторов публикация в сети - плюс бесспорный. Для известных " тоже не лишнее дело.
Вред " некоторые издательства считают, что опубликованный в сети текст не будет иметь коммерческого успеха. Думаю, они все-таки переоценивают влияние электронной публикации, и недооценивают желание людей иметь именно КНИГУ, а не семьсот килобайт текста на винчестере"
Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети? Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)? Может дадите прогноз, что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?
Пока никаких возможностей заработать на сетевой публикации я не вижу. Авторское право, скорее всего, ждут сильные потрясения, но предсказывать детали не рискну. Поживем " увидим. В первую очередь этот процесс все-таки коснется западных, более компьютеризированных стран, возможно, что нам удастся в кои-то веки поучиться на чужих ошибках"
Как строятся отношения Автора (т.е. Вас) и эл. библиотек? (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еще как-то)
Обычный электронная переписка. "Разрешите ли Вы"" "С обязательным указанием авторской страницы и неизменности текста"" Вот и вся бюрократия. Пока проблем не возникало.
Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Нужны ли такие организации вообще? (Обоснуйте)
Нет никакой необходимости в "особых" организациях. Нужны нормальные литературные агентства, защищающие права автора в комплексе. К сожалению, пока существующие в этой сфере организации ничем толковым себя не проявили.
Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом? Нужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки)
Первый раз слышу о таком обществе. Конечно, нужны структуры объединяющие писателей и в целом, и в рамках какого-то "цеха" (писатели-детективщики, писатели-фантасты, писатели-реалисты если такие еще остались") Нужны хорошие, цепкие, умные литагенты. Но пока у нас есть лишь несколько Союзов Писателей, давно утратившие былые возможности, и несколько литагентских контор, работающих преимущественно с перепродажей в Россию западной литературы.
Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети?
Ругаюсь в голос. Если серьезно " случаи были и забавные, и неприятные. Начиная от прямой переделки текста в угоду собственным вкусам, и кончая невинной игрой в "продолжение", когда усилиями десятков людей пишется продолжение понравившегося романа. Действия предпринимаю разные, в зависимости от ситуации, тут к сожалению никаких готовых рецептов не существует. Иногда это меня ничем не задевает, иногда просто приходится напомнить человеку, чтобы указал копирайт и адрес официальной странички. Если же речь идет о более серьезных нарушениях" тут иногда тоже достаточно телефонного или письменного общения, иногда его не хватает.
Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?
Лучше уж я богу помолюсь, чем в суд пойду. Пользы будет никак не меньше, время не потеряю, нервы сберегу. Смешно ныне надеяться на защиту судебных органов в вопросах авторского права в Сети. Многие судьи компьютера в глаза не видели, а про Интернет знают лишь из западных кинобоевиков.
Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?
Перспективы? Я даю разрешение, библиотеки предоставляют текст читателям, читатели читают. Все довольны.
О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?
Баннеры" Несерьезно это пока.
При правомерном обнародовании (первый выход в свет произведения -- юристов это, оказывается, очень волнует), где будет публиковать автор свое произведение: в электронном издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? ("за" и "против")
Я считаю, что оптимальной является схема, при которой автор незадолго до выхода книги дает читателю возможность ознакомиться с ее фрагментом (достаточно большим). Читатель получает возможность "попробовать товар", и сделать выбор " покупать книгу, или нет. Разумеется, в этом есть элемент риска для автора " окажется книга плохой, и тираж упадет" Но это " честно.
А первый выход произведения, в обозримом будущем, все-таки должен быть в бумажном виде. Разумеется, у тех авторов, кто уже имеет возможность публиковаться.
-
Вопросы к авторам художественных произведений
Можно ли узнать подробнее о Файловой библиотеке?
>но сейчас, как минимум, две подобные структуры(защищающие
>права Авторов при взаимоотношениях с электронными
>агентами) у нас (в СНГ) создаются.
А что это за организации будут? И какие вопросы они должны решать?
-
Вопросы к авторам художественных произведений
Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы? Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?
Это смотря что понимать под словом "можно". Человек без стыда и совести, а также уверенный в своей безнаказанности, вполне может натаскать из сети текстов, издать их на бумаге без выходных данных (или с фальшивыми выходными данными) и положить в карман вырученные денежки. Или выпустить "пиратский" компакт-диск и заработать на его продаже. Вот только если такого человека поймают, то отвечать он будет не по административной, а по уголовной статье. Есть такая статья, за кражу интеллектуальной собственности. И можно в итоге сильно пострадать за абордаж, причем не исключено, что еще и с конфискацией имущества.
Но давайте не будем о грустном. Реально на сегодняшний день "пиратские" CD со скачанными из сети текстами действительно выходят, а вот бумажные книги -- почти нет. Видимо, потому, что "бумажного" "пирата" куда легче отловить, и система такого отлова уже проверена и неоднократно апробирована. Были даже образцово-показательные процессы с пущенными "под нож" тиражами, огромными штрафами и компенсацией убытков, морального ущерба и недополученной прибыли.
А человек законопослушный и имеющий совесть найденный в сети текст вполне может почитать с экрана, распечатать и прочесть с бумаги, даже дать почитать приятелю -- ничего плохого и противозаконного в этом нет.
А вот прецедентов, чтобы к нам обратился "бумажный" издатель, увидев наш текст в сети -- не было таких прецедентов! Ни разу. Более того, и никого из наших знакомых авторов (а знакомых авторов у нас ОЧЕНЬ много) никто никогда не издавал на бумаге, предварительно ознакомившись с его произведением в сети.
Через третьи руки мы слышали о таких случаях, но лично ни с одним таким человеком не знакомы, так что за достоверность этих сведений поручиться не можем. Вообще, миры "бумажной" и "виртуальной" литературы контактируют довольно слабо. У них есть точки пересечения, но точек этих не так уж много, как может показаться на первый взгляд.
Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того как их выложили в Сеть? Насколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)?
Когда наш текст выкладывают в сеть, его читают. В распечатке или с экрана -- кому как больше нравится. Читают довольно многие. А потом этот текст появляется на одном-другом-третьем-пятом "пиратском" компакт-диске, диски эти расходятся тиражами в десятки тысяч (мы не преувеличиваем!) -- а мы с этого не получаем ни копейки. И "бумажный издатель" после таких "пиратских" компактов не спешит переиздать тот или иной текст -- отчего в некоторой мере страдаем мы, и в мере куда большей -- читатель. Так что в смысле популярности сеть, конечно, определенную роль играет, а вот в смысле материальном (мы тоже иногда кушаем!) нам и другим авторам публикация текстов в сети не приносит ничего. Совсем. Сейчас, правда, раскручивается один проект платной файловой библиотеки фантастики, в котором участвуем и мы, но что из этого получится, еще не знаем. Поживем -- увидим.
Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети?
Лично у нас это пока не получалось. (Впрочем, мы пока не очень-то и пытались.) Но ведь зарабатывают же люди на выставленных в сеть программах? И не только. Просто у нас это еще плохо развито. А вообще -- можно заработать. И люди зарабатывают. Вот откроют платную файловую библиотеку, о которой мы писали выше -- тогда и проверим на собственной (и не только) шкуре.
Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)?
Думаем, что может. И, поверьте, бумажная книга переживет все это мерцающее железо, которое мы видим сегодня, и от которого ей пророчат гибель! Да и агентства по защите прав в сети уже существуют. Такие себе сетевые волки. Их пока еще мало, и возможностей у них немного, но со временем они окрепнут, и "пиратствовать" в сети станет так же опасно, как и в книгоиздательском бизнесе.
Может дадите прогноз, как писатели-фантасты. Что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)?
Ну, мы все-таки фантасты, а не юристы. Да и о будущем почти не пишем. Можем и промахнуться. Но, на наш взгляд, в относительно скором времени будет принят целый пакет достаточно жестких международных законов по охране авторских прав в сети, появится сеть агентств по охране этих самых прав, сетевые публикации будут разделены на несколько градаций (скажем, свободная или неконтролируемая, ограниченная и коммерческая (эксклюзивная)), с разными степенями защиты и мерой ответственности за несанкционированное использование опубликованных материалов (как коммерческое, так, скажем, и бесконтрольное некоммерческое тиражирование в сети определенных материалов, ибо есть и такие "виртуальные Робин Гуды"); начнется планомерный отлов изготовителей и продавцов "пиратских" компакт-дисков, к "пиратским" сайтам и их владельцам будут также применяться соответствующие меры -- и все вернется на круги своя. Ведь несколько лет назад эпидемия "пиратства" свирепстововала и на рынке бумажных книг. И где теперь эти пираты? А нету их!.. почти. Остались единицы, и те -- мелочь. Остальные либо были отловлены, либо легализовались, либо сменили род деятельности. То же произойдет и в сети. За сколько лет, не скажем, но произойдет. А бумажные книги сеть не вытеснит. Надорвется.
Как строятся отношения Автора (т.е. вас) и эл. библиотек (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еще как-то)
Согласовываем мэйлом. Или по телефону. Никаких бумаг. Достаточно устного разрешения (запрещения) или соответствующего электронного письма. До сих пор конфликтов на этой почве с держателями электронных библиотек не возникало: выкладывали только то, что было разрешено нами. Если по ошибке появлялось что-то не предназначенное для свободного доступа -- файл тут же убирали по первому требованию.
Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Нужны ли такие организации вообще?
В общем, так: пока таких организаций нет (по крайней мере, нам они неизвестны), но сейчас, как минимум, две подобные структуры у нас (в СНГ) создаются. Организации по защите прав авторов в сети безусловно нужны, очень нужны! -- но не для работы с нормальными, легальными электронными библиотеками -- а для отлова и привлечения к ответственности сетевых и CD- "пиратов". Таково наше мнение.
Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом?
Мы -- не пользуемся. И что-то не слышали, чтобы пользовался кто-то из наших знакомых коллег-писателей.
Нужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки)
Для взаимодействия автора с электронной библиотекой -- не нужны. А для защиты от "пиратов" -- нужны, и очень! (см. выше).
Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети Интернет?
Пишет электронное письмо хозяину сайта, WEB-мастеру или другому человеку, который отвечает за страничку, где появилось произведение. И просит (требует) убрать из доступа соответствующий текст. Как правило, этого бывает достаточно -- нам не раз приносили извинения и мгновенно убирали из доступа то, что мы по тем или иным причинам не хотели видеть в сети.
Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему?
Все зависит от данного конкретного автора, данного конкретного "пирата", нарушившего его права, и от конкретных обстоятельств нарушения прав. В какой-то ситуации обратится, в какой-то -- нет. Лично мы в определенных обстоятельствах можем и обратиться, а потом еще и упорно вести дело до победного конца. Но некоторые авторы обращаться в суд не будут ни при каких обстоятельствах -- из-за нелюбви к судебной волоките и неверия в конечный результат тяжбы и победу справедливости. Мы волокиту тоже не любим, но в результат верим. (И вера эта основана отнюдь не на пустом месте, а на знании законов и прецедентов.) Так что, если припечет, можем и в суд обратиться. Правда, к счастью, пока поводов и соответствующих обстоятельств для этого у нас не было. Надеемся, что и не будет -- но зарекаться не станем.
Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками?
Пожелания от авторов -- чтоб оперативнее обновлялась информация (библиографии, информация о новых книгах, рецензии, статьи и т. д.), и чтоб прежде чем выложить у себя что-то, пришедшее не от автора или его литагента, а по другим каналам, хозяева электронных библиотек сначала связывались с автором или его предстваителем и выясняли, можно выкладывать соответствующий текст, или нет? А то были случаи... Потом все в итоге урегулировалось, разрешенное оставили, неразрешенное убрали -- но зачем обеим сторонам лишняя нервотрепка и ожесточенная переписка? Даже если в итоге все кончилось хорошо? Впрочем, мы с наиболее крупными "библиотекарями" уже договорились, и без нашего ведома там ничего лишнего уже не выкладывается. А то, что мы хотим видеть в свободном доступе, мы отправляем в электронные библиотеки сами -- чтобы ни у кого уже не было сомнения в легальности этих материалов. Чего и другим авторм желаем!
А как видят развитие сотрудничества держатели электронных библиотек -- это у них спросить надо. Мы же просто пишем и отсылаем в библиотеки то, что хотим и МОЖЕМ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ видеть в сети (ведь на многие тексты существуют эксклюзивные договоры с "бумажными" издателями, и мы просто НЕ ИМЕЕМ ПРАВА выкладывать эти тексты в сеть). А когда заканчивается один договор, нередко подписыватся следующий, на переиздание (допечатку) -- и срок эксклюзива и запрета на выкладывание в сеть продлевается. Такая ситуация -- не ктолько у нас, но и у многих, особенно известных, авторов.
О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали?
Из ЛЕГАЛЬНЫХ и ПРЯМЫХ способов зарабатывания денег на электронных библиотеках, кроме платной библиотеки, где за скачивание файлов надо платить (такой проект сейчас разрабатывается, мы о нем уже писали), мы ничего другого себе представить не можем.
Правда, есть КОСВЕННЫЕ способы (когда электронная библиотека используется коммерческим сайтом для саморекламы и приманивания клиентов), а также НЕЛЕГАЛЬНЫЕ -- та же печать и продажа "пиратских" компакт-дисков с собранными в сети текстами. Если хорошо подумать, можно, наверное, измыслить и другие способы, но все они будут либо косвенными, либо нелегальными, либо косвенными и нелегальными одновременно. А прямой и легальный способ только один -- платная библиотека. Пока этот проект только разрабатывается, но мы очень надеемся, что до конца этого тысячелетия первая в СНГ платная файловая библиотека художественной литературы (в первую очередь -- отечественной фантастики) все же заработает. Вот тогда и посмотрим, что из этого получится.
При правомерном обнародовании (первый выход в свет -- юристов это, оказывается, очень волнует) где будет публиковать автор свое произведение: в эл. издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? "За" и "против".
А вот это уже зависит от очень многих факторов и обстоятельств. И в первую очередь -- от условий, предложенных электронным и "бумажным" издателем, а также от личных предпочтений и стереотипов автора.
В случае, если электронная публикация будет бесплатной, и будет хоть малейшая тень шанса, что она как-то помешает бумажной или подвигнет "бумажного" издателя подписать договор на худших для автора условиях -- безусловно, любой автор, при наличии предложения от "бумажного" издателя, отдаст приоритет, бумажному изданию.
Если же электронная публикация будет ПЛАТНОЙ, т. е., автор за нее получит гонорар -- тогда возможны варианты. Можем их рассмотреть:
1. Электронный издатель не возражает против параллельной (весьма скорой после выхода текста в электронном виде) бумажной публикации и платит приличный (сравнимый с "бумажным" или превосходящий его) гонорар. Разумеется, любой разумный автор в таком случае "право первой ночи" предоставит электронному издателю.
2. Гонорар неплохой, но электронный издатель ставит условием непубликацию книги на бумаге в течение года или более. Шансы фифти-фифти. Если у автора нет "бумажных" предложений, он, скорее всего, согласится. Если же есть -- то еще крепко подумает. И, весьма вероятно, решит в пользу "бумажного" издателя, в силу разных причин (о причинах этих -- ниже).
Лирическое отступление: не стОит считать писателей рвачами, которых, кроме гонорара, ничего не интересует. Интересует. Просто многие из нас живут только и исключительно своим литературным трудом. Это наш единственный (у многих других авторов, по крайней мере, основной) источник средств к существованию. А питаются авторы, как ни странно, отнюдь не только воздухом Парнаса. Иногда и чего-нибудь более материального хочется! Ведь никто не требует, чтобы, скажем, пекарь раздавал булочки бесплатно? А от писателей -- требуют, да еще и с пеной у рта: "Даешь все тексты в свободный доступ!" А если не даешь -- тут же обзывают всякими нехорошими словами (можем привести кучу примеров).
Между прочим, многие авторы по договору с "бумажным" издателем просто НЕ ИМЕЮТ ПРАВА это сделать! Можно, конечно, дождаться момента, когда один договор уже закончится, а другой (на переиздание) еще не будет подписан -- и быстренько выложить тексты в сеть -- но, господа, не забывайте о тех, у кого нет компьютеров и Интернета! Этим автор, под вашим, господа, давлением, почти наверняка лишает "бумажных" читателей, у которых нет компьютеров, 10-15-20 тысяч тиража. Ибо в таком случае весьма велика вероятность, что новое "бумажное" переиздание в свет так и не выйдет (были случаи!). Вы вот о чем подумайте: бумажную-то книгу и вы купить можете, а вот читать текст с экрана возможность есть далеко не у всякого!
Поймите нас правильно: мы не против электронных публикаций, мы даже всячески "за"! -- но только в том случае, если электронная публикация не мешает бумажной!
С уважением и наилучшими пожеланиями -- Дмитрий Громов + Олег Ладыженский = Г. Л. Олди.
-
Вопросы к авторам художественных произведений
Большую часть сознательной жизни я занимаюсь писанием и никогда всерьез не считал это прибыльным делом. Конечно, если больше никак заработать нельзя, то пиши ради денег, но охранять авторские права - это смешно в России. Не стоит этого делать и в Сети. Считаю, что в Сеть должна выкладываться не оконченная вещь, полная версия, а как бы либретто. Такая вещь менее затянута и дает возможность искать на книжном рынке полную версию. Еще скажу по поводу "Лабиринта отражений". На меня эта вещь произвела некоторое впечатление. Причины две. 1. Стремительное развитие действий, без традиционных лирических отступлений. На этой ниве работает и Бушков. Все они, писатели акшин-направленности, взяли за основу западный образ мысли и изложения материала, перенесли их штампы на россию. 2. Полная ахинея. Этои и интересно. Даже подумал, что какой-нибудь чудик-программист сообразит создать город-программу. Было бы забавно побрадить в нем. Но не более. Знаете, я с отвращением отношусь к извращенцам, секс-вывернутым обществам и сексу по Сети. Но Бушков и Лукьяненко, похоже, любители "нетрадиционных увлечений". Бог с ними. Те же Рома Солнцев и Алитетка Немтушкин доказали свою человеческую ссучность, продемонстрировав ее в прессе, когда клеймили социализм и рвались в ударники капстроительства. Но это - политика, а Лукьяненко и Бушков - идеология. Не наша. Я за то, чтобы в Сети было место и нормальным писателям типа Распутина. Так что речь не о защите авторских прав, а о защите читателя от некоторых авторов...
|