>но сейчас, как минимум, две подобные структуры(защищающие
>права Авторов при взаимоотношениях с электронными
>агентами) у нас (в СНГ) создаются.
А что это за организации будут? И какие вопросы они должны решать?
|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Изданные в Сети произведения можно только читать, или можно воспользоваться ими: издать книгу в бумаге или скопировать на диск и затем продавать на рынке (если я сочту это прибыльным)? Как решаются подобные вопросы? Были ли прецеденты когда к вам сам обращался "бумажный" издатель после того, как увидел вашу книгу в Сети?
Это смотря что понимать под словом "можно". Человек без стыда и совести, а также уверенный в своей безнаказанности, вполне может натаскать из сети текстов, издать их на бумаге без выходных данных (или с фальшивыми выходными данными) и положить в карман вырученные денежки. Или выпустить "пиратский" компакт-диск и заработать на его продаже. Вот только если такого человека поймают, то отвечать он будет не по административной, а по уголовной статье. Есть такая статья, за кражу интеллектуальной собственности. И можно в итоге сильно пострадать за абордаж, причем не исключено, что еще и с конфискацией имущества. Другими словами, что происходит с вашими произведениями, после того как их выложили в Сеть? Насколько это может быть для Вас интересным (и в смысле популярности, и в смысле денег)? Когда наш текст выкладывают в сеть, его читают. В распечатке или с экрана -- кому как больше нравится. Читают довольно многие. А потом этот текст появляется на одном-другом-третьем-пятом "пиратском" компакт-диске, диски эти расходятся тиражами в десятки тысяч (мы не преувеличиваем!) -- а мы с этого не получаем ни копейки. И "бумажный издатель" после таких "пиратских" компактов не спешит переиздать тот или иной текст -- отчего в некоторой мере страдаем мы, и в мере куда большей -- читатель. Так что в смысле популярности сеть, конечно, определенную роль играет, а вот в смысле материальном (мы тоже иногда кушаем!) нам и другим авторам публикация текстов в сети не приносит ничего. Совсем. Сейчас, правда, раскручивается один проект платной файловой библиотеки фантастики, в котором участвуем и мы, но что из этого получится, еще не знаем. Поживем -- увидим. Можно ли заработать на интеллектуальной собственности в Сети? Лично у нас это пока не получалось. (Впрочем, мы пока не очень-то и пытались.) Но ведь зарабатывают же люди на выставленных в сеть программах? И не только. Просто у нас это еще плохо развито. А вообще -- можно заработать. И люди зарабатывают. Вот откроют платную файловую библиотеку, о которой мы писали выше -- тогда и проверим на собственной (и не только) шкуре. Может ли писатель защитить свое право зарабатывать на своем творчестве, если учесть что в будущем будет легко копировать информацию (т.е. книга утрачивает бумажный носитель, появляются средства позволяющие даже в метро читать эл. копии книг)? Думаем, что может. И, поверьте, бумажная книга переживет все это мерцающее железо, которое мы видим сегодня, и от которого ей пророчат гибель! Да и агентства по защите прав в сети уже существуют. Такие себе сетевые волки. Их пока еще мало, и возможностей у них немного, но со временем они окрепнут, и "пиратствовать" в сети станет так же опасно, как и в книгоиздательском бизнесе. Может дадите прогноз, как писатели-фантасты. Что произойдет с авторским и смежными правами через пять лет (как будет выглядеть законодательство по авторскому праву)? Ну, мы все-таки фантасты, а не юристы. Да и о будущем почти не пишем. Можем и промахнуться. Но, на наш взгляд, в относительно скором времени будет принят целый пакет достаточно жестких международных законов по охране авторских прав в сети, появится сеть агентств по охране этих самых прав, сетевые публикации будут разделены на несколько градаций (скажем, свободная или неконтролируемая, ограниченная и коммерческая (эксклюзивная)), с разными степенями защиты и мерой ответственности за несанкционированное использование опубликованных материалов (как коммерческое, так, скажем, и бесконтрольное некоммерческое тиражирование в сети определенных материалов, ибо есть и такие "виртуальные Робин Гуды"); начнется планомерный отлов изготовителей и продавцов "пиратских" компакт-дисков, к "пиратским" сайтам и их владельцам будут также применяться соответствующие меры -- и все вернется на круги своя. Ведь несколько лет назад эпидемия "пиратства" свирепстововала и на рынке бумажных книг. И где теперь эти пираты? А нету их!.. почти. Остались единицы, и те -- мелочь. Остальные либо были отловлены, либо легализовались, либо сменили род деятельности. То же произойдет и в сети. За сколько лет, не скажем, но произойдет. А бумажные книги сеть не вытеснит. Надорвется. Как строятся отношения Автора (т.е. вас) и эл. библиотек (разрешение оформлено в виде договора или прислано мейлом, либо еще как-то) Согласовываем мэйлом. Или по телефону. Никаких бумаг. Достаточно устного разрешения (запрещения) или соответствующего электронного письма. До сих пор конфликтов на этой почве с держателями электронных библиотек не возникало: выкладывали только то, что было разрешено нами. Если по ошибке появлялось что-то не предназначенное для свободного доступа -- файл тут же убирали по первому требованию. Существуют ли какие-либо организации, защищающие права Авторов при взаимоотношениях с электронными агентами? Нужны ли такие организации вообще? В общем, так: пока таких организаций нет (по крайней мере, нам они неизвестны), но сейчас, как минимум, две подобные структуры у нас (в СНГ) создаются. Организации по защите прав авторов в сети безусловно нужны, очень нужны! -- но не для работы с нормальными, легальными электронными библиотеками -- а для отлова и привлечения к ответственности сетевых и CD- "пиратов". Таково наше мнение. Пользуются ли Авторы услугами Российского Авторского Общества и каким образом? Мы -- не пользуемся. И что-то не слышали, чтобы пользовался кто-то из наших знакомых коллег-писателей. Нужны ли вообще подобные организации? (применительно к взаимодействию автора и эл. библиотеки) Для взаимодействия автора с электронной библиотекой -- не нужны. А для защиты от "пиратов" -- нужны, и очень! (см. выше). Какие действия предпринимает Автор, когда сталкивается со случаями использования своих произведений в эл. виде (возможно, переработанные, искаженные и пр.) в Сети Интернет? Пишет электронное письмо хозяину сайта, WEB-мастеру или другому человеку, который отвечает за страничку, где появилось произведение. И просит (требует) убрать из доступа соответствующий текст. Как правило, этого бывает достаточно -- нам не раз приносили извинения и мгновенно убирали из доступа то, что мы по тем или иным причинам не хотели видеть в сети. Согласно закону, Автор вправе обратиться в Суд за защитой своих нарушенных прав. Будет ли Автор прибегать к этому? Если нет, то почему? Все зависит от данного конкретного автора, данного конкретного "пирата", нарушившего его права, и от конкретных обстоятельств нарушения прав. В какой-то ситуации обратится, в какой-то -- нет. Лично мы в определенных обстоятельствах можем и обратиться, а потом еще и упорно вести дело до победного конца. Но некоторые авторы обращаться в суд не будут ни при каких обстоятельствах -- из-за нелюбви к судебной волоките и неверия в конечный результат тяжбы и победу справедливости. Мы волокиту тоже не любим, но в результат верим. (И вера эта основана отнюдь не на пустом месте, а на знании законов и прецедентов.) Так что, если припечет, можем и в суд обратиться. Правда, к счастью, пока поводов и соответствующих обстоятельств для этого у нас не было. Надеемся, что и не будет -- но зарекаться не станем. Каковы желаемые перспективы взаимоотношений между Автором и эл. библиотеками? Пожелания от авторов -- чтоб оперативнее обновлялась информация (библиографии, информация о новых книгах, рецензии, статьи и т. д.), и чтоб прежде чем выложить у себя что-то, пришедшее не от автора или его литагента, а по другим каналам, хозяева электронных библиотек сначала связывались с автором или его предстваителем и выясняли, можно выкладывать соответствующий текст, или нет? А то были случаи... Потом все в итоге урегулировалось, разрешенное оставили, неразрешенное убрали -- но зачем обеим сторонам лишняя нервотрепка и ожесточенная переписка? Даже если в итоге все кончилось хорошо? Впрочем, мы с наиболее крупными "библиотекарями" уже договорились, и без нашего ведома там ничего лишнего уже не выкладывается. А то, что мы хотим видеть в свободном доступе, мы отправляем в электронные библиотеки сами -- чтобы ни у кого уже не было сомнения в легальности этих материалов. Чего и другим авторм желаем! О каких схемах зарабатывания на эл. библиотеках Вы слышали? Из ЛЕГАЛЬНЫХ и ПРЯМЫХ способов зарабатывания денег на электронных библиотеках, кроме платной библиотеки, где за скачивание файлов надо платить (такой проект сейчас разрабатывается, мы о нем уже писали), мы ничего другого себе представить не можем. При правомерном обнародовании (первый выход в свет -- юристов это, оказывается, очень волнует) где будет публиковать автор свое произведение: в эл. издательстве (т.е. библиотеке) или в печатном? "За" и "против". А вот это уже зависит от очень многих факторов и обстоятельств. И в первую очередь -- от условий, предложенных электронным и "бумажным" издателем, а также от личных предпочтений и стереотипов автора. Лирическое отступление: не стОит считать писателей рвачами, которых, кроме гонорара, ничего не интересует. Интересует. Просто многие из нас живут только и исключительно своим литературным трудом. Это наш единственный (у многих других авторов, по крайней мере, основной) источник средств к существованию. А питаются авторы, как ни странно, отнюдь не только воздухом Парнаса. Иногда и чего-нибудь более материального хочется! Ведь никто не требует, чтобы, скажем, пекарь раздавал булочки бесплатно? А от писателей -- требуют, да еще и с пеной у рта: "Даешь все тексты в свободный доступ!" А если не даешь -- тут же обзывают всякими нехорошими словами (можем привести кучу примеров). С уважением и наилучшими пожеланиями -- 05.1999
Комментарии (2)Последние темы:
Вопросы к авторам художественных произведений |
Все темы
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |