23 октябрь 2017
Либертариум Либертариум

Волгоградский опыт

В г.Волгограде был продемонстрирован один из возможных способов противостояния противозаконным действиям со cтороны сотрудников ФСБ по внедрению СОРМ-2 до принятия соответствующих нормативных актов. Конечно, подобный вариант требует гражданского мужества со стороны руководства интернет-провайдера, и четкой "чиновничьей" позиции сотрудников Госсвязьнадзора. Откомментировано А.Левенчуком, прилагается АКТ от 23 ноября 1998г. по проверке выполнения пункта N23 особых условий лицензии N5769 на предоставление услуг телематических служб ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс".

В г.Волгограде был продемонстрирован один из возможных способов противостояния противозаконным действиям со стороны сотрудников ФСБ по внедрению СОРМ-2 до принятия соответствующих нормативных актов. Конечно, подобный вариант требует гражданского мужества со стороны руководства интернет-провайдера, и четкой "чиновничьей" позиции сотрудников Госсвязьнадзора.

1) Проведено четкое различие между технической возможностью "прослушивания", которая должна быть обеспечена для лицензирования, и актуальными действиями по прослушиванию, которые могут быть выполнены при текущем режиме (СОРМ-1) только по предъявлению решения суда. Соответсвующая информация должна быть сообщена лицензиатом в УФСБ исходящими письмами, добрая воля лицензиата содействовать выполнению законных требований должна быть зафиксирована письменно.

2) ФСБ (правда, в законе Об ОРД нет акцента в сторону ФСБ, там перечислены 7 субъектов ОРД, равноправных перед законом, и ФСБ просто один из них) формально может пожаловаться в Госсвязьнадзор, но ничего от Госсвязьнадзора потребовать не может. Госсвязьнадзор при этом попадает в сложное положение (с одной стороны ФСБ, с другой стороны необходимость соблюдать закон) и лучшим выходом для него является назначение комиссии (это несколько человек!) и проверкой технической возможности работы ФСБ.

3) После проверки (а не после получения письма от ФСБ!) Госсвязьнадзор актом (который подписывают несколько человек комиссии -- чем больше, тем лучше) фиксирует техническую возможность "прослушивания", не больше -- на большее (переход возможности в собственно "прослушивание") может претендовать только ФСБ при условии предъявления решения суда. Обратите внимание, что и акт, и решение суда должны быть письменные -- устные заявления и обещания в данном случае никого не волнуют.

4) До выхода Технических Требований (СОРМ-2) [Общие технические требования были утверждены на совещании Госкомсвязи 20.08.1999г. -- прим.ред.]ничего больше от провайдера требовать нельзя: только демонстрации технической возможности комиссиям Госсвязьнадзора (и, возможно, комиссиям ФСБ), и предоставления реальной "прослушки" ФСБ при предъявлении решения суда.

Особое внимание нужно обратить на то, что только один из интернет-провайдеров города обратил внимание на юридические аспекты процедуры, остальные вместо демонстрации возможности нарушили закон, предоставляя "органам" "прослушку" без решения суда. И лишь в случае компании ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" работники Госсвязьнадзора смогли занять принципиальную "чиновничью" позицию (сильно красит этих работников). Они выполнили свою работу -- составили соответствующий акт тому единственному провайдеру, которому это было надо. А остальные провайдеры города, не задающие никаких юридических вопросов и "заранее", до официального принятия антиконституционных нормативных актов выполняющие требования СОРМ-2, конечно, не их забота.

На месте волгоградской прессы я бы непременно заинтересовался этим фактом разного отношения провайдеров к обеспечению конституционных прав своих абонентов -- тем более (по зарубежному опыту) прессу прежде всего и начинают прослушивать (без кавычек -- по телефону, и в кавычках -- в Интернет). Кстати, прослушка журналистки И.Г.Черновой (ее дело слушалось Конституционным судом) произошла именно в Волгограде.

ailev


...

Посмотрите, пожалуйста, на акт, приложенный к письму. Родился он после просьбы со стороны областного УФСБ к Госсвязьнадзору о прекращении работы нашего узла и об отзыве лицензии.

После прочтения оного "сотрудники" произнесли: "Что же он (то есть я) нам сразу не сказал?" И теперь от нас отстали "до принятия технических требований по СОРМ".

Работники Госсвязьнадзора констатировали тот факт, что наша организация единственная в городе у которой возникли вопросы по правомерности действий ФСБ.

Кстати. В субботнем выпуске "Известий" (28 ноября 1998) любопытная статья. "Соцзаконность против Конституции" Бориса Пустынцева.

С уважением, Олег Сыров.
oleg_s@bayard.ru


АКТ
по проверке выполнения пункта "23
особых условий лицензии "5769 на предоставление услуг телематических служб
ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс".

" 23 " ноября 1998г.
г.Волгоград

Государственными инспекторами по надзору за связью Управления Госсвязьнадзора по Волгоградской области XxxxxxxxxxX.X., XxxxxxxxxX.X. в присутствии генерального директора ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" 23.11.1998г. проведена проверка выполнения пункта "23 особых условий лицензии "5769 на предоставление услуг телематических служб и установлено:

При обследовании объекта связи установлено, что объект принадлежит ЗАО "Байярд Славия Коммуникэйшнс", расположен по адресу: г.Волгоград, ул.Репина,100.

Руководитель предприятия - генеральный директор ЗАО "Байярд Славия Коммуникэйшнс" - Сыров О.П.

Лицензия " 5769 выдана 24.01.97г. срок действия до 24.01.2002г.

Проверено выполнение пункта лицензии "23.

1. Структура сети.

В г.Волгограде сеть ЗАО "Байярд - Славия Комуникэйшнс" представлена опорной сетью, состоящей из узла передачи данных для предоставления услуг, предусмотренных протоколами TCP/IP. Для организации межузловой связи (между узлом ЗАО "Баяйрд Славия Коммуникэйшнс" и узлом поставщика услуг Internet используется спутниковый канал.

Доступ абонентов к сети ЗОА"Байярд - Славия Коммуникэйшнс" осуществляется по коммутируемым каналам сети ТФОП.

2. Виды используемой аппаратуры связи:

Табл. 1.

Наименование Номер модели Количество, шт " сертификата
1. Модем USR Courier V.Everething 24 ОС/1-ТФ-86
2. Мультиплексор DigiBoard 16-E 1 Не треб.
3. Маршрутизатор IBM 2210 E-12 1 Не треб.
4. IP-сервер Р5 2 Не треб.

Используемое программное обеспечение: Windows NT 4.0 Server, Microsoft Proxy Server 2.0, NT Mail 3.03. На представленное программное обеспечение имеются лицензионные соглашения.

3. Доступ к cети ЗАО "Байярд - Славия Комуникэйшнс" на территории г.Волгограда осуществляется через сеть ТФОП ВОАО "Электросвязь", лицензия "3019.

4.Выполнение особых условий лицензии

По п.23: В результате проведенной проверки установлено, что при эксплуатации телематических служб лицензиата на узле передачи данных ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" при помощи аппаратно-программных средств реализована возможность контроля за сообщениями электронной почты и отслеживания маршрута перемещения пользователя по сети Internet, что является свидетельством наличия возможностей лицензиата в оказании содействия судебно-следственным органам

Также лицензиатом представлены копии исходящих писем в УФСБ по Волгоградской области:

1) от 28.10.1997г. с просьбой о разработке плана мероприятий по СОРМ для узла передачи данных ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс";

2) от 27.10.1998г. , в котором сообщается о возможности сотрудничества администрации узла ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" с УФСБ по Волгоградской области.

Выводы: возможность лицензиата в оказании содействия судебно-следственным органам имеется.

Прилагается:

    1. Протокол проверки возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на 2-х листах.
    2. Копия письма от 28.10.1997г. в УФСБ по Волгоградской области.
    3. Копия письма от 27.10.1998г. в УФСБ по Волгоградской области.

госинспектор _______________ X.X.Xxxxxxxxxx

госинспектор _______________ X.X.Xxxxxxxxxx

генеральный директор

ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс"__________ О.П. Сыров

" 23 " ноября 1998г.

Комментарии (5)

  • Волгоградский опыт

    Анатолий Игоревич !
    Буквально сегодня утром сотрудники Волгоградского УФСБ заявили (сотруднику "Компьютерры") что "...подобного рода акты не имеют силы, так как не подписаны ими (сотрудниками УФСБ) ...."
    Нонсенс... Но при этом они ,как Monkey, тыкали в какие-то свои ведомственные инструкции.
    Скажите, неужели нельзя отучить их руководствоваться только шпионскими инструкциями и приказами Минсвязи?
    Если они не уважают законы и Конституцию нашей страны, может поставить вопрос перед Конституционным судом, и обязать их дать присягу о соблюдении действующего законодательства ?!
  • Волгоградский опыт

    аноним, 02.11.1999
    в ответ на: текст Волгоградский опыт Левенчук АнатолийОлег Сыров
    Беспредел-в стране порядок. :-)
  • Волгоградский опыт

    аноним, 30.09.2000
    в ответ на: текст Волгоградский опыт Левенчук АнатолийОлег Сыров
    В России постоянно возникают какие либо всплески активности спецслужб.Но мне кажется,введение систем тотального контроля обусловлено неспособностью государства решать текущие экономические проблемы.Государство всегда кидало народ,а теперь народ,поумнев,кидает государство(переводит легальный бизнес в нелегальную сферу)откуда как известно государству достается очень мало,и то в виде взяток.И чтобы поправить свое финансовое положение государство решило взять деловых людей за мошонку(чтобы было легче договориться).С уважением пока Аноним.
  • Волгоградский опыт

    аноним, 02.03.2002
    в ответ на: комментарий (Мурзаханов Наиль Васылович, 05.06.1999)

    Я не понимаю в чем проблема. Практически во всех странах мира в той или иной степени реализован СОРМ, в том числе за счет провайдеров. Я так понимаю, что это одна из возможностей борьбы с преступностью.

  • СОРМ

    Keng, 04.03.2002
    в ответ на: комментарий (анонимный, 02.03.2002)

    > Я не понимаю в чем проблема
    Удивительно читать непонимающий отклик на реплику двух с половиной годичной давности...

    > Практически во всех странах мира в той или иной степени реализован СОРМ, в том числе за счет провайдеров
    Да? Я вот как-то не уверен в этом... По крайней мере, у меня нет никаких более-менее достоверных и полных данных, равное как я уверен, что их нет и Вас... Так что -- утверждение можно считать голословным и безответственным. И даже если это так, то -- мы живем в конкретной стране мира, в которой действует конкретная Конституция, которой гарантированы конкретные права и свободы. При чем здесь какие-то страны?

    > Я так понимаю, что это одна из возможностей борьбы с преступностью
    Я поясню, так как очевидно весь 2,5 летний постинг по проблеме прочесть, наверное затруднительно или лень:
    1) борьба с преступностью не должна вестись преступными способами (аргументацию приводить не буду, считайте это постулатом, не требующим доказательства).
    2) борьба с преступностью уже оплачена налогоплательщиками, нагло требовать ее повторной оплаты (провайдерами и их клиентами) нельзя.
    3) особенностью СОРМа-2 в том виде, в котором он был представлен в руководящих документах, является полная бесконтрольность "борцов с преступностью" (опять же не буду доказывать недопустимость этого).
    4) особенностью СОРМа-2 было и есть попрание конкретных норм конституционного и гражданского права.
    5) даже теоретически, эффективность СОРМа-2 в деле поимки реальных преступников и террористов равна нулю (читайте материалы по этой теме).
    6) и главное: целью создания СОРМ-2 не является борьба с реальной преступностью. Целью СОРМ-2 является контроль над гражданами, получение возможности манипулирования информацией и запугивание как отдельных субъектов, так и всего общества и т.д. (если и не в настоящем, то в недалеком будущем)...

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2017