27 август 2020
Либертариум Либертариум

Особенности национального СОРМа

Ныне действующее законодательство содержит предписание, относящееся к провайдерам, как, впрочем, и к любым другим организациям, оказывать содействие при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. К сожалению, эта обязанность толкуется на данный момент произвольно, поскольку не детализирована в конкретных правовых нормах. Это может приводить к явным нарушениям принципа законности, что и демонстрируют попытки внедрения так называемого СОРМа.

Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (далее -- Минсвязи) 27 марта 1999 года был издан приказ " 47 "Об утверждении общих технических требований к системе технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий на сетях (службах) документальной электросвязи" (далее -- Приказ " 47).

Правовые акты могут быть нормативными либо ненормативными. К ненормативным правовым актам относятся индивидуальные (правоприменительные) либо акты официального толкования. Однако в указанном приказе нельзя обнаружить признаки ни акта индивидуального характера, ни акта официального толкования, не может он быть также и внутренним (локальным) актом Минсвязи. В нем можно обнаружить некоторые из тех признаков, которые отличают нормативный акт от всех других.

Минсвязи осуществляет административный контроль над операторами связи всех форм собственности, при этом пределы административного контроля определены действующим законодательством. Операторы связи не входят структурно в само ведомство Минсвязи, внутренние акты, регулирующие локальные вопросы Министерства, не распространяются на операторов связи-самостоятельных хозяйствующих субъектов. На них распространяются изданные Минсвязи в пределах своих полномочий нормативные акты, общеобязательные для субъектов, получивших лицензию Минсвязи. Актом, обладающим признаком общеобязательности, является и Приказ " 47, поскольку он распространяет требования на любых операторов, которые создаются или были созданы ранее на основании лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России в связи с осуществлением деятельности по предоставлению услуг передачи данных и/или телематических служб, кроме телефонных. Приказ " 47 устанавливает правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом. Такие акты должны быть опубликованы в установленном порядке.

Приказ " 47 формулирует требования к возможностям проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях документальной электросвязи (компьютерной сети, пейджинговой сети и т.д.). При этом на сетях документальной электросвязи возможно только проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, закрепленные статями 23, 24 Конституции РФ. То, что этот акт затрагивает интересы граждан, подтверждает сформулированная цель: ""обеспечить возможность съема информации, передаваемой и принимаемой любым конкретным пользователем в процессе предоставления любых услуг сетей документальной электросвязи". Таким образом, Приказ " 47 является актом, затрагивающим конституционные права граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть опубликованы для всеобщего сведения.

Правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, должен быть зарегистрирован в установленном порядке, согласно п. 8 Указа Президента РФ от 23.05.96 " 763 и п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 г. " 1009.

Приказ " 47 согласован с Федеральной службой безопасности, органом, не входящим в систему органов Минсвязи, но уполномоченным на проведение самих оперативно-розыскных мероприятий. Следовательно, Приказ " 47 носит межведомственный характер.

В соответствии с п. 12 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных актов Приказ " 47 подлежит государственной регистрации по двум основаниям: как акт, затрагивающий права и свободы граждан, и как акт, имеющий межведомственный характер. Однако вопреки всему Приказ " 47 был признан Министерством юстиции не нуждающимся в государственной регистрации, тем самым Министерство юстиции проигнорировало собственно изданные правила.

В итоге Приказ " 47 не был зарегистрирован и не был опубликован в установленном порядке, хотя в соответствии с действующим законодательством должен был.

Определением Верховного Суда от 18 мая 2000г. Приказ " 47 был отнесен к актам ненормативного характера: "Правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке для общего сведения, не вступают в законную силу, не влекут правовых последствий и не могут быть отнесены к актам нормативного характера".

Следовательно, приказ Минсвязи по внедрению СОРМ (или Приказ " 47), не может применяться при регулировании соответствующих правоотношений, не является общеобязательным и не влечет правовых последствий как не вступивший в законную силу нормативный акт.

Приказ " 47 находится вне пределов правового поля и его следует рассматривать как акт свободного творчества, в котором заложена возможность несанкционированного ограничения конституционных прав граждан, что в конечном итоге позволяет говорить о незаконных действиях должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

Громова Марина.

Комментарии (1)

  • Особенности национального СОРМа

    Верно подмечено, что все заморочки связанные с доступом к передаваемой между гражданами информацией появляются: во-первых из-за запутанности законодательства, во-вторых из-за желания граждан и организаций получить этот доступ скрытно, ни у кого не спрашивая разрешения. Особенно не хотят спрашивать разрешения те, кто никогда разрешения и не спрашивал. Высшее начальство ФСБ прекрасно отдает себе отчет, о возможностях Интернета, о том, что Интернет со временем станет основным средством обмена деловой, коммерческой и личной информации, как в свое время таковым стал телефон. Так что мотивы органов просты и понятны. НО " !
    Вообще-то собирать приватную информацию без разрешения нельзя. Ст.24 п.1 Конституция РФ: "Сбор, хранение, использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускается." Обращаю внимание! Здесь нет ни каких условий и оговорок ни для каких гос. органов, никаких ссылок на иные действия, предусмотренные законом ! (Мелочные вопросы: Что такое частная жизнь для юриста? И какие юридические разновидности жизней у человека бывают ?) В реальности, для выполнения своих функций многие организации вынуждены собирать и хранить приватную информацию, "забывая спросить" об этом частное лицо. Понятно, что бывют случаи, когда возможность спросить есть (например мед. организации), а иногда возможности нет. Вот для случаев, когда возможности спросить не было, а информацию о тебе все же собрали, можно использовать ст. 24 п.2 Конституции РФ: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом."
    А вот здесь уже оговорки. Первое, этот пункт касается только органов власти. Второе, нет явного указания на информацию о частной жизни. Третье, есть ссылка на другие действия, которые могут ограничить ст. 24 п.2 Конституции РФ. Подобный подход наблюдается и в ФЗ "Об информации "", также куча оговорок и т.п...

    ИТОГО:
    Ст.24 п.1. Не допускается сбор информации о частной жизни лица, без его согласия. ( Т.е. любой сбор информации о частной жизни, в т.ч. сбор информации передаваемой средствами обмена ею: телефоном, почтой и т.д. не допускается ни при каких условиях, даже суд не может это разрешить).
    Ст.23 п.2. На основе судебного решения можно ограничить право на тайный обмен сообщениями. (Т.е. сбор всей информации при обмене сообщениями, в т.ч. и о частной жизни Конституция разрешает.)
    Ст. 11 п.2 Федерального Закона "Об информации "" противоречит ст 24.п.1 Конституции и поддерживает ст. 23 п.2 Конституции РФ.

    Российская классика "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло". Какая статья Конституции имеет приоритет? Та, у которой порядковый номер меньше :)

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020