|
|
Глобальная идея о банкротствах
Внесение изменений в новую редакцию закона о банкротстве начато в обеих палатах Федерального собрания. Работа станет долгой и трудной. Фундаментальных изменений ситуации можно добиться, только подойдя к проблеме с иной стороны, не пытаясь прописать в законе все возможные ситуации и конфликты. Необходимо внедрить для банкротств не всеобъемлющий кодекс, а механизм конкурентных контрактных юрисдикций.
Работа по внесению изменений в новую редакцию закона о банкротстве начата в обеих палатах Федерального собрания. Эта работа станет долгой и трудной. Вылавливание мелких и крупных проблем, изменение роли различных организаций, затыкание дырок - сложый процесс, при этом роль сборщиков поправок гораздо важнее роли экспертов, вносящих эти поправки. Можно также долго заниматься конструированием возможных серых и чёрных бизнес-моделей, вытекающих из того или иного варианта закона. С уверенностью можно сказать лишь одно - для любого варианта текста такие модели существуют.
Фундаментальных изменений ситуации можно добиться, только подойдя к проблеме с принципиально иной стороны, не пытаясь прописать в законе все возможные ситуации и конфликты.
В основе предлагаемого лежит понимание того, что единственным справедливым механизмом решения конфликта является суд, к решению которого обращаются стороны для определения степени выполнения контрактов и установления меры должной реализации обязательств сторон. Суд, дополненный механизмом принуждения к исполнению своих решений. Исходя из этих принципов необходимо внедрить для банкротств не всеобъемлющий кодекс, а механизм конкурентных контрактных юрисдикций.
Так как банкротство является всего лишь доведённым до конца хозяйственным спором, этот механизм, при должном развитии, сможет выступить заменой не только закона о банкротстве, но и всей системы хозяйственного арбитража.
Работать предлагаемая система может следующим образом.
1. Государство признаёт существование специального сегмента судебной власти: судов по банкротствам. В отличие от обычных судов, данные суды создаются не государством, а частными лицами. Суды по банкротствам могут создаваться на коммерческой основе, но могут и на некоммерческой, по желанию учредителей. Объявив создание такого суда, группа лиц-учредителей (юридических или физических) проходит несложную государственную регистрацию (предпочтительно - заявительную), после чего получает возможность использовать государственную машину правоприменения для реализации своих решений в отношении субъектов, добровольно пришедших под юрисдикцию этого суда. В общем порядке на территории России могут получить официальную регистрацию в качестве судов по банкротствам судебные органы других стран.
2. Суды по банкротствам могут самостоятельно определять базу и правила своей деятельности. Возможно множество вариантов судебных оснований:
-
опираться на корпус российского законодательства и судить по
нему; -
выбрать любое зарубежное право; создать свои кодексы;
-
объявить о суде "по понятиям"; -
заявить об использовании прецедентного права; -
многое другое.
Точно также могут быть приняты разнообразные типы судов:
Правила и процедуры деятельности, установленные для себя судом, должны быть публично раскрыты. Суд может в одностороннем порядке менять свои правила, с публичным раскрытием новых правил за некоторое время до их введения.
3. Контрактные юрисдикции в отношении банкротств объявляются альтернативным по отношению к закону о банкротствах механизмом. При регистрации юридического лица (ПБОЮЛ, или товарищества) должно быть сделано публичное заявление, фиксируемое в уставных (регистрационных) документах:
-
либо лицо отдаёт себя под власть закона о банкротствах,
-
либо оно выбирает и указывает одну из контрактных юрисдикций, т.е. тот суд по банкротствам,
решения которого она согласна признать для себя обязательными "на всю
жизнь".
Закон о банкротстве при этом может быть принят новый или оставлен старый. По сути закон и система государственного арбитража становятся просто ещё одной контрактной юрисдикцией.
4. Суд по банкротствам самостоятельно определяет цену своих услуг. На рынке могут появиться суды с абонентской платой, вступительным взносом, платой по итогам разбирательств. Контракт на юрисдикцию должен быть бессрочным (на всё время существования лица). Отказ лица от оплаты услуг такого суда является основанием для банкротства и ликвидации, как и любой другой долг, при этом банкротить будет суд-кредитор, так что отказ от оплаты будет редким явлением.
5. Любое лицо, намеревающееся приобрести денежные или имущественные требования к находящемуся под частной юрисдикцией лицу (кредитор, покупатель нового выпуска акций, нанимающийся работник, контрагент, заключающий сделку), признаёт, что в случае возникновения споров и проблем именно указанный в учредительных документах суд будет решать вопрос долгов и судьбы имущества. Любые лица вольны выступать или не выступать кредитором данного лица, исходя из своих сведений о репутации того суда, в юрисдикции которого будет спор или дело о банкротстве.
6. Суды по банкротствам самостоятельно определяют меры по отношению к признанными ими неплатёжеспособными компаниям. Выбор мер производится из обычного арсенала: наблюдение, оздоровление, внешнее управление, ликвидация и пр. Суды сами могут назначать любых лиц управляющими, агентами по распродаже имущества, могут обращаться к услугам СРО управляющих. Государственные силовые органы (возможно, и служба судебных приставов, хотя таковую суды по банкротствам тоже могут создавать сами) обязаны поддерживать исполнение решений судов по банкротствам.
7. Смена одного суда по банкротствам на другой, а также переход из-под юрисдикции закона в юрисдикцию одного из судов, или обратно, приравнивается к реорганизации компании. Для АО решение принимается собранием акционеров, по закону об АО. Любой кредитор вправе не согласиться на изменение юрисдикции и предъявить свои требования к досрочному исполнению. Акционеры (миноритарии, не голосовавшие, или голосовавшие против) вправе потребовать выкупа акций. Все возникшие в результате таких требований споры решает старый суд, определяя в том числе и цену выкупа. После завершения производства по всем предъявленным претензиям происходит переход в новую юрисдикцию.
8. В случае прекращения деятельности суда (в результате смерти, ареста, просто отказа работать далее) лица вправе выбрать себе новый суд. Новый выбор должен быть одобрен 50% кредиторов и 50% собственников. Если получить одобрение оказывается невозможно, происходит переход под юрисдикцию закона о банкротстве.
9. Могут возникать споры субъектов из разных юрисдикций, обвиняющих друг друга во встречных долгах. Претензия к каждому рассматривается в выбранном им суде, и исполняются решения обоих судов. Может оказаться, что суд А (к которому относится у) признал у должником х, а суд Б (к которому относится х) признал х должником у. Каждая из сторон исполняет решения того суда, к которому она относится. Так как отношения субъектов в спорах по денежным или имущественным обязательствам несимметричны (кредитор-должник), конфликта юрисдикций не возникает, в отличие от споров о собственности, в которых стороны симметрично претендуют на уникальный объект, и конкурирующие решения не могут быть исполнены одновременно
10. Для обеспечения вынесения протестов и рассмотрения апелляций должна быть создана иерархия судебных инстанций по банкротствам. Система может быть трёхступенчатой. На нижнем уровне - зарегистрированные суды по банкротствам. На втором уровне - апелляционных суды по банкротствам, создаваемые любыми объединениями (с числом членов более пяти, например) судов нижней инстанции. И Верховный суд по банкротствам, члены которого избираются всеми зарегистрированными в России судами. В Верховном суде по банкротствам может быть гарантировано место представителю системы государственного арбитража - суда "по умолчанию". На этапе формирования системы будет существовать только Верховный суд, позже сформируются и апелляционные инстанции
11. Суды по банкротствам высшей инстанции могут рассматривать как апелляции по конкретным делам, так и общие претензии к судам низшей инстанции. Однако суд высшей инстанции не может расформировать суд низшей, если только при создании апелляционного суда его создатели не передали ему таких полномочий (для повышения авторитета).
Сейчас реформирование системы банкротств построено на двух предположениях: во-первых, на том, что удастся создать закон без дырок. Во-вторых, на том, что реформа государственного аппарата и реформа судебной системы сформируют адекватную систему компенсации чиновников и судей, приведут к появлению беспристрастного суда, поднимут авторитет государственной власти. Оценить шансы на реализацию этих предпосылок и необходимое для этого время может сам читатель.
Предлагаемая система будет работать с теми же людьми и с теми же проблемами, что и существующая. На начальном этапе будут и заказные схемы, и случаи коррупции. Однако, в отличие от монопольной системы государственного арбитража, система контрактных юрисдикций будет за счёт конкуренции быстрее развиваться в сторону выявления действительно авторитетных и признаваемых судов, позволит формировать рыночные и открытие цены на их услуги, и позволит добиться фундаментального улучшения ситуации в гораздо более короткие сроки.
Комментарии (9)
-
Глобальная идея о банкротствах
Идея восхитительная! Предлагаю расширить область действия столь живописно представленных судов на все сферы хозяйственного арбитража и уголовного права! Все суды - на коммерческую основу! (Уголовные тоже). Каждому предприятию - свой суд! Долой кредиторов, требующих свои деньги назад! В целом, я получила огромное удовольствие от этой статьи, которую нельзя не воспринимать как чудесную шутку.
-
Глобальная идея о банкротствах
Уважаемый аноним! Вы пишете: "Долой кредиторов, требующих свои деньги назад!" Очевидно, Вы думаете, что если каждое предприятие будет подсудно своему собственному суду, то этот суд все споры будет решать в его пользу. В частности, он позволит предприятию не возвращать долги кредиторам. Но ведь все потенциальные кредиторы заранее будут знать, что все споры, если они возникнут, будут решаться карманным судом предприятия. Следовательно, никто такому предприятию кредитов не даст. Следовательно, любое предприятие, которое хочет получить кредит, объявит себя подотчетной такому суду, который способен вызвать доверие кредиторов. А не "фирменному". Валерий Кизилов.
-
Глобальная идея о банкротствах
> В целом, я получила огромное удовольствие от этой статьи, которую нельзя не воспринимать как чудесную шутку "В каждой шутке есть доля правды"... Впрочем, -- неважно. Имеется сильная зашоренность: "судопроизводство может быть только государственным". А почему "только", кстати? Если отвлечься от всех исторических напластований и традиций, то мы имеем Народ, который волен выбирать те конструкции и конституции как своего государства (или его отсутствия), так и судопроизводства и т.д. и т.п., и делать все, что этому Народу возблагорассудится и формировать те порядки, которые он посчитает справедливыми. Все судебные структуры не являются ниспосланными "свыше", и не будут вечными. Относительно вечным можно назвать Право, так как это -- более законы логики и формулы справедливости. А вот судопроизводство -- это есть технология, набор алгоритмов. Правосудие, т.е. логическое приведение ситуации к справедливости может быть каким угодно, в том числе и частным.
-
Глобальная идея о банкротствах
"Если отвлечься от всех исторических напластований и традиций, то мы имеем Народ, который волен выбирать те конструкции и конституции как своего государства (или его отсутствия), так и судопроизводства и т.д. и т.п., и делать все, что этому Народу возблагорассудится и формировать те порядки, которые он посчитает справедливыми." Правда, при этом очень важно, чтобы Народ не делегировал кретинов на законотворчество, а утопистов держал строго на обочине законодательного процесса. Иначе из 90-х так никогда и не вылезем.
-
Глобальная идея о банкротствах
>Следовательно, любое предприятие, которое хочет получить кредит, объявит себя подотчетной такому суду, который способен вызвать доверие кредиторов. При заключение договоров, часто ли требуют уставы и досконально проверяют право подписи ? Так и суд, кто будет проверять, достойный ли суд в Новомухинске, Тмуторокансо
-
Глобальная идея о банкротствах
> При заключение договоров, часто ли требуют уставы и досконально
проверяют право подписи ?
Ну, это две большие разницы: доверять кому-то, чтобы заключить договор и
проверять формальные права подписи и устав. Для заключения договора никакой
устав и право подписи не помогут -- обычно нужно демонстрировать возможность
выполнения контракта, а не уставы и подписи.
> Так и суд, кто будет проверять, достойный ли суд в Новомухинске,
Тмуторокансо
Так и суд: будет проверяться возможность суда судить, а не наличие устава
суда и права подписи у судьи. Советую почитать Хайнлайна "Луна -- суровая
хозяйка". Там показано, как можно обращаться к любому гражданину с
просьбой оказать платную услугу "посудить". При этом у гражданина
не требуется устав или право подписи.
Кстати, при предложенной схеме крупные контракты не будут заключаться с
предприятиями, у которых малоизвестный суд -- как сейчас внимательно глядят на
аудиторов (хотя, конечно, все эти суды и аудиторы влияют на репутацию
предприятий опосредованно: скидка в 30% от среднебрэндовой цены обычно
перешибает любое чувство неуверенности при заключении контрактов -- но люди при
этом понимают, на что идут).
-
Глобальная идея о банкротствах
аноним,
06.06.2003 в ответ на:
комментарий
(анонимный, 18.04.2002)
Что-то не пойму я, коллеги. Чего Америку-то открываем ? Есть ведь у нас третейские суды, суды при Торгово-промышленных палатах, есть Коммерческий арбитраж, в том числе международный, - это все негосударственные структуры, реально и нормально работающие. Чем не устраивают ?
-
Глобальная идея о банкротствах
аноним,
15.06.2003 в ответ на:
комментарий
(анонимный, 06.06.2003)
ИМХО автора не устраивает, что по закону рассмотрение дела о банкротстве не может быть отдано на рассмотрение третейского суда.
-
Глобальная идея о банкротствах
аноним,
15.06.2003 в ответ на:
комментарий
(анонимный, 06.06.2003)
ИМХО автора не устраивает, что по закону рассмотрение дела о банкротстве не может быть отдано на рассмотрение третейского суда.
|