|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
11.05.1992, Борис Львин
Рабочий центр экономических
реформ рассмотрел проект плана мероприятий по стабилизации отраслей
народного хозяйства на 1993 год, подготовленный Минэкономики России.
По мнению Рабочего центра, в представленном виде план не может служить реальным инструментом деятельности Правительства России по реформированию экономики. Мероприятия, предложенные в плане, делятся на несколько категорий. 1. Инфляционно-лоббистские и популистские мероприятия, нацеленные на неконтролируемое и разрушительное увеличение денежной массы К ним относятся пункты: 1.3 (о льготных кредитах Центрального Банка Правительству); 1.16 (о льготном кредитовании оборонной промышленности Центральным Банком); 2.7 (утверждение порядка ценообразования на зерно и масличные для поставок в федеральные фонды 2.15 (подготовка Указа о неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения); 2.16 (о компенсации сберегательных вкладов); 3.3 (подготовка постановления о протекционизме); 3.20 (подготовка постановления о подготовке к весенне-полевым работам и уборке урожая); 3.22 (подготовка постановления о продлении дотаций на продукцию животноводства); 3.23 (подготовка постановления о введении дотаций на шерсть); 3.24 (подготовка постановления о предоставлении государственного кредита на пополнение оборотных средств колхозам и совхозам); 3.26 (подготовка постановления о возрождении торгового флота); 3.29 (подготовка постановления о государственной политике космической связи); 3.30 (подготовка программы производства АТС); 3.31 (подготовка программы производства международных телефонных станций); 3.38 (расширение списка защищенных статей бюджета); 3.47 (подготовка постановления о защите отечественной кинематографии); 4.1 (обеспечить льготный кредит Центрального Банка завершающимся стройкам); 4.3 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка предприятиям ТЭК); 4.4 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка на конверсионные программы); 4.5 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка предприятиям АПК); 4.9 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка Росконтракту); 2. Вредные мероприятия, ведущие к усилению государственно-бюрократического регулирования экономики, снижению конкуренции и уровня жизни, росту коррупции и криминализации экономики К ним относятся пункты: 1.10 (подготовка Закона о качестве продукции); 1.21 (подготовка Закона о внутренней торговле); 1.22 (подготовка Закона об усилении ответственности за нарушение порядка продажи товаров); 1.23 (подготовка Закона о качестве и безопасности продуктов питания); 1.27 (подготовка постановления о регулировании размера средств, направляемых на потребление государственными предприятиями); 1.28 (подготовка Закона об оплате труда); 1.35 (подготовка Закона о внешнеэкономической деятельности); 1.37 (подготовка Закона о таможенном тарифе на продукцию ТЭК); 2.8 (подготовка Указа о лицензировании торговли и общественного питания); 2.9 (подготовка Указа об обязательном кассовом учете); 2.11 (подготовка Указа о государственной транспортной политике при акционировании и приватизации); 2.17 (подготовка Указа о службе экспортного и валютного контроля); 3.8 (создание системы контроля за мерами государственной поддержки); 3.21 (подготовка постановления о поставках продовольствия в федеральные фонды); 3.48 (подготовка постановления о контроле реализации соглашений со странами СНГ); 3.53 (подготовка предложений для соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ); 3.58 (подготовка предложений по торговле со странами с неконвертируемой валютой); 3.61 (подготовка постановления о валютном контроле); 3.62 (подготовка постановления об особенностях регулирования экспорта нефти); 3.63 (подготовка постановления о механизме формирования валютного курса); 3.64 (подготовка постановления об укреплении таможенной службы); 3.65 (подготовка постановления о регулировании экспорта металлов); 3. Безвредные, но безрезультатные мероприятия К ним относятся пункты: 1.1 (о разработке Федеральной программы структурной перестройки до 1995 года); 1.2 (о разработке отдельных целевых программ в рамках Федеральной программы структурной перестройки); 1.5 (подготовка Закона о государственной научно-технической политике); 1.6 (подготовка Основ законодательства о размещении производительных сил); 3.1 (подготовка постановления о порядке разработки федеральных целевых программ); 3.6 (подготовка программы развития рынка ценных бумаг); 3.10 (подготовка постановление о централизованном ведении регистра предприятий); 3.13 (разработка федеральной программы структурной перестройки до 2005 года); 3.32 (подготовка Государственной инвестиционной программы); 3.34 (подготовка постановления о государственном страховании инвестиций); 3.42 (разработка федеральных программ в области медицины); 3.44 (разработка федеральных программ по туризму и по ритуальным услугам); 3.45 (подготовка постановления о мониторинге окружающей среды); 3.56 (разработка концепции развития экономических связей с СНГ до 2000 года); 4.10 (разработка системы мобилизации сбережений населения); 4. Экономически абсурдные и декларативные мероприятия К ним относятся пункты: 1.7 (подготовка Закона о правовых основах единого рынка); 1.11 (подготовка постановления Верховного Совета об ответственности банков за задержку операций); 1.13 (о нормах резервирования собственных средств банков); 2.13 (подготовка Указа о "борьбе с незаконной торговой деятельностью продовольственными и потребительскими товарами"); 2.18 (подготовка Указа о таможенном контроле экспорта продовольствия и товаров народного потребления); 2.20 (подготовка указа о "лицензировании и квотировании видов деятельности, экспорте товаров и услуг, в том числе сырьевых ресурсов и стратегически важных материалов"); 3.5 (подготовка постановления о контроле ценообразования); 3.12 (подготовка постановления о междуведомственной комиссии по размещению производительных сил России); 3.50 (подготовка постановления о регулировании цен на товары, поставляемые в страны СНГ); 3.51 (подготовка постановления о ценообразовании при экспорте энергоносителей в страны СНГ); 3.54 (подготовка решения Глав правительств СНГ о недопущении транспортных блокад); 4.2 (разработка основных положений о порядке финансирования и кредитования капитального строительства); 4.8 (повторение бессмысленного предложения из п. 1.13); 5. Уже реализованные мероприятия К ним относятся пункты: 1.29 (подготовка Основ жилищного законодательства) - в связи с принятием Основ федеральной жилищной политики; 1.36 (подготовка Закона о таможенном тарифе); 6. Плановые мероприятия, выполнение которых возложено на Правительство общим порядком К ним относятся пункты: 1.4 (подготовка бюджетного послания на 1994 год, причем исполнителем названо почему-то само Правительство); 3.2 (подготовка отчетов о социально-экономическом развитии); 3.14 (разработка прогноза социально-экономического развития на 1994 год); 3.18 (подготовка постановления об обеспечении теплом и энергией зимой 1993-1994 годов); 7. Мероприятия, содержание которых требует разъяснения. Без такого разъяснения судить об их полезности не представляется возможным. К ним относятся пункты: 1.8 (подготовка Закона об организованных товарных рынках - что имеется в виду?); 1.9 (подготовка Закона о гарантиях прав собственности - что имеется в виду?); 1.12 (изменения в налоговое законодательство - какого рода?); 1.15 (изменения в законодательство о недрах - какого рода?); 1.17 (о создании статуса территорий приоритетного развития); 1.18 (подготовка Закона о сельскохозяйственной кооперации); 1.19 (подготовка Закона об экономическом статусе северных территорий); 3.11 (подготовка предложений по реорганизации научно-исследовательских и проектных организаций); 3.19 (подготовка постановления о преодолении кризиса в геологической отрасли); 3.28 (подготовка постановления о развитии муниципального транспорта); 3.33 (подготовка постановления о формировании ведомственных внебюджетных фондов на добровольной основе - необходимо решить единственный вопрос об их налогообложении); 3.37 (подготовка предложений по поддержке лизинга в инвестиционной деятельности); 3.46 (подготовка постановления об оплате труда руководителей государственных предприятий); 3.58 (подготовка предложений по обеспечению устойчивой отгрузки из портов бывшего СССР); 4.7 (подготовка решений по целевым кредитам на завоз грузов на Север); 8. Мероприятия, при реализации которых необходима существенная корректировка К ним относятся пункты: 1.20 (о разрешении локаута - при распространении этого права на все предприятия); 2.6 (об освобождении предприятий от обязательной продажи валютной выручки - при распространении этого права на все предприятия); 2.21 (подготовка предложений по упорядочению льгот во внешнеэкономической деятельности - при условии ликвидации этих льгот); 3.4 (создание комиссий по санации предприятий - при исключении из их задач "государственной поддержки" и ограничении их сферы деятельности только государственными предприятиями); 3.7 (подготовка постановления об освобождении от экспортной пошлины - при распространении этого освобождения на все предприятия); 3.17 (разработать программу сокращения бездействующего фонда скважин - путем их продажи и сдачи в концессию); 3.35 (подготовка постановления о восстановлении мощностей строительных организаций в нефте-, газо- и угледобыче - путем их коммерциализации и приватизации); 3.36 (подготовка предложений по созданию благоприятных условий для развития бизнеса - при условии снятия указаний на размеры (малый и средний) и сферы деятельности (производство ТНП) бизнеса); 3.40 (подготовка постановления о разработке Озерного месторождения в Бурятии); 4.6 (подготовка решения о размораживании валютных средств предприятий - необходимо применять единый подход ко всем предприятиям); 9. Мероприятия, не касающиеся экономической проблематики К ним относятся пункты: 1.30 (разработка госпрограммы совершенствования исправительно-трудовой системы); 2.10 (подготовка Указа о борьбе с преступностью на транспорте); 3.16 (подготовка постановления о безопасности нефтепроводов); 3.41 (разработка программы укрепления правоохранительных органов); 10. Полезные мероприятия К ним относятся пункты: 1.14 (о выделении средств на закупку продукции для госрезервов); 1.24 (подготовка Закона о санэпидслужбе); 1.25 (подготовка Трудового кодекса); 1.26 (подготовка Основ законодательства о труде); 1.31 (об изменениях пенсионного законодательства); 1.32 (подготовка Закона о приватизации образовательных учреждений); 1.33 (подготовка Закона о федеральной почтовой связи); 1.34 (разработка программы стимулирования экспорта); 2.1 (подготовка Указа о порядке взаимодействия центральных органов власти с подведомственными организациями); 2.2 (подготовка Указа о демонополизации и развитии конкуренции); 2.3 (подготовка Указа о порядке регистрации сделок при приватизации); 2.4 (подготовка Указа о залоге имущества государственных предприятий); 2.5 (подготовка Указа о типовом уставе госпредприятия, типовом контракте примерном договоре о полном хозяйственном ведении); 2.12 (подготовка Указа о вахтовом методе работ на Севере); 2.14 (подготовка Указа о занятости инвалидов); 2.19 (подготовка Указов об урегулировании внешнего долга); 3.9 (осуществление переоценки основных фондов); 3.15 (подготовка предложений по статистической отчетности); 3. 25 (подготовка постановления о продовольственном снабжении военных и приравненных к ним потребителей); 3.27 (подготовка постановления об отпуске ГСМ за наличный расчет); 3.39 (подготовка постановления о порядке поставки грузов на Север); 3.43 (подготовка постановления о реформе здравоохранения); 3.49 (подготовка постановления о переработке давальческого сырья из стран СНГ); 3.51 (подготовка предложений об инвестициях из стран СНГ); 3.55 (подготовка соглашений о поставках электроэнергии в изолированные регионы России); 3.59 (подготовка предложений о погашении иностранной задолженности России); 3.60 (подготовка предложений по российскому внешнему долгу); В целом надо отметить, что предложенные мероприятия, в случае их реализации, приведут не к стабилизации экономики, а к погружению ее в более глубокую инфляционную яму. Практически полностью отсутствует важнейшая область деятельности Правительства - мероприятия по дерегулированию экономики. Более того, проект предусматривает усиление даже того объема регулирования, который доказал свою неработоспособность уже в 1992 году. РЦЭР считает, что предложенный проект не должен быть принят. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |