|
||
Заключение на проект плана мероприятий по стабилизации отраслей народного хозяйства на 1993 год11.05.1992, Борис Львин
Рабочий центр экономических
реформ рассмотрел проект плана мероприятий по стабилизации отраслей
народного хозяйства на 1993 год, подготовленный Минэкономики России.
По мнению Рабочего центра, в представленном виде план не может служить реальным инструментом деятельности Правительства России по реформированию экономики. Мероприятия, предложенные в плане, делятся на несколько категорий. 1. Инфляционно-лоббистские и популистские мероприятия, нацеленные на неконтролируемое и разрушительное увеличение денежной массы К ним относятся пункты: 1.3 (о льготных кредитах Центрального Банка Правительству); 1.16 (о льготном кредитовании оборонной промышленности Центральным Банком); 2.7 (утверждение порядка ценообразования на зерно и масличные для поставок в федеральные фонды 2.15 (подготовка Указа о неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения); 2.16 (о компенсации сберегательных вкладов); 3.3 (подготовка постановления о протекционизме); 3.20 (подготовка постановления о подготовке к весенне-полевым работам и уборке урожая); 3.22 (подготовка постановления о продлении дотаций на продукцию животноводства); 3.23 (подготовка постановления о введении дотаций на шерсть); 3.24 (подготовка постановления о предоставлении государственного кредита на пополнение оборотных средств колхозам и совхозам); 3.26 (подготовка постановления о возрождении торгового флота); 3.29 (подготовка постановления о государственной политике космической связи); 3.30 (подготовка программы производства АТС); 3.31 (подготовка программы производства международных телефонных станций); 3.38 (расширение списка защищенных статей бюджета); 3.47 (подготовка постановления о защите отечественной кинематографии); 4.1 (обеспечить льготный кредит Центрального Банка завершающимся стройкам); 4.3 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка предприятиям ТЭК); 4.4 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка на конверсионные программы); 4.5 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка предприятиям АПК); 4.9 (подготовка решений по льготным кредитам Центрального Банка Росконтракту); 2. Вредные мероприятия, ведущие к усилению государственно-бюрократического регулирования экономики, снижению конкуренции и уровня жизни, росту коррупции и криминализации экономики К ним относятся пункты: 1.10 (подготовка Закона о качестве продукции); 1.21 (подготовка Закона о внутренней торговле); 1.22 (подготовка Закона об усилении ответственности за нарушение порядка продажи товаров); 1.23 (подготовка Закона о качестве и безопасности продуктов питания); 1.27 (подготовка постановления о регулировании размера средств, направляемых на потребление государственными предприятиями); 1.28 (подготовка Закона об оплате труда); 1.35 (подготовка Закона о внешнеэкономической деятельности); 1.37 (подготовка Закона о таможенном тарифе на продукцию ТЭК); 2.8 (подготовка Указа о лицензировании торговли и общественного питания); 2.9 (подготовка Указа об обязательном кассовом учете); 2.11 (подготовка Указа о государственной транспортной политике при акционировании и приватизации); 2.17 (подготовка Указа о службе экспортного и валютного контроля); 3.8 (создание системы контроля за мерами государственной поддержки); 3.21 (подготовка постановления о поставках продовольствия в федеральные фонды); 3.48 (подготовка постановления о контроле реализации соглашений со странами СНГ); 3.53 (подготовка предложений для соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве со странами СНГ); 3.58 (подготовка предложений по торговле со странами с неконвертируемой валютой); 3.61 (подготовка постановления о валютном контроле); 3.62 (подготовка постановления об особенностях регулирования экспорта нефти); 3.63 (подготовка постановления о механизме формирования валютного курса); 3.64 (подготовка постановления об укреплении таможенной службы); 3.65 (подготовка постановления о регулировании экспорта металлов); 3. Безвредные, но безрезультатные мероприятия К ним относятся пункты: 1.1 (о разработке Федеральной программы структурной перестройки до 1995 года); 1.2 (о разработке отдельных целевых программ в рамках Федеральной программы структурной перестройки); 1.5 (подготовка Закона о государственной научно-технической политике); 1.6 (подготовка Основ законодательства о размещении производительных сил); 3.1 (подготовка постановления о порядке разработки федеральных целевых программ); 3.6 (подготовка программы развития рынка ценных бумаг); 3.10 (подготовка постановление о централизованном ведении регистра предприятий); 3.13 (разработка федеральной программы структурной перестройки до 2005 года); 3.32 (подготовка Государственной инвестиционной программы); 3.34 (подготовка постановления о государственном страховании инвестиций); 3.42 (разработка федеральных программ в области медицины); 3.44 (разработка федеральных программ по туризму и по ритуальным услугам); 3.45 (подготовка постановления о мониторинге окружающей среды); 3.56 (разработка концепции развития экономических связей с СНГ до 2000 года); 4.10 (разработка системы мобилизации сбережений населения); 4. Экономически абсурдные и декларативные мероприятия К ним относятся пункты: 1.7 (подготовка Закона о правовых основах единого рынка); 1.11 (подготовка постановления Верховного Совета об ответственности банков за задержку операций); 1.13 (о нормах резервирования собственных средств банков); 2.13 (подготовка Указа о "борьбе с незаконной торговой деятельностью продовольственными и потребительскими товарами"); 2.18 (подготовка Указа о таможенном контроле экспорта продовольствия и товаров народного потребления); 2.20 (подготовка указа о "лицензировании и квотировании видов деятельности, экспорте товаров и услуг, в том числе сырьевых ресурсов и стратегически важных материалов"); 3.5 (подготовка постановления о контроле ценообразования); 3.12 (подготовка постановления о междуведомственной комиссии по размещению производительных сил России); 3.50 (подготовка постановления о регулировании цен на товары, поставляемые в страны СНГ); 3.51 (подготовка постановления о ценообразовании при экспорте энергоносителей в страны СНГ); 3.54 (подготовка решения Глав правительств СНГ о недопущении транспортных блокад); 4.2 (разработка основных положений о порядке финансирования и кредитования капитального строительства); 4.8 (повторение бессмысленного предложения из п. 1.13); 5. Уже реализованные мероприятия К ним относятся пункты: 1.29 (подготовка Основ жилищного законодательства) - в связи с принятием Основ федеральной жилищной политики; 1.36 (подготовка Закона о таможенном тарифе); 6. Плановые мероприятия, выполнение которых возложено на Правительство общим порядком К ним относятся пункты: 1.4 (подготовка бюджетного послания на 1994 год, причем исполнителем названо почему-то само Правительство); 3.2 (подготовка отчетов о социально-экономическом развитии); 3.14 (разработка прогноза социально-экономического развития на 1994 год); 3.18 (подготовка постановления об обеспечении теплом и энергией зимой 1993-1994 годов); 7. Мероприятия, содержание которых требует разъяснения. Без такого разъяснения судить об их полезности не представляется возможным. К ним относятся пункты: 1.8 (подготовка Закона об организованных товарных рынках - что имеется в виду?); 1.9 (подготовка Закона о гарантиях прав собственности - что имеется в виду?); 1.12 (изменения в налоговое законодательство - какого рода?); 1.15 (изменения в законодательство о недрах - какого рода?); 1.17 (о создании статуса территорий приоритетного развития); 1.18 (подготовка Закона о сельскохозяйственной кооперации); 1.19 (подготовка Закона об экономическом статусе северных территорий); 3.11 (подготовка предложений по реорганизации научно-исследовательских и проектных организаций); 3.19 (подготовка постановления о преодолении кризиса в геологической отрасли); 3.28 (подготовка постановления о развитии муниципального транспорта); 3.33 (подготовка постановления о формировании ведомственных внебюджетных фондов на добровольной основе - необходимо решить единственный вопрос об их налогообложении); 3.37 (подготовка предложений по поддержке лизинга в инвестиционной деятельности); 3.46 (подготовка постановления об оплате труда руководителей государственных предприятий); 3.58 (подготовка предложений по обеспечению устойчивой отгрузки из портов бывшего СССР); 4.7 (подготовка решений по целевым кредитам на завоз грузов на Север); 8. Мероприятия, при реализации которых необходима существенная корректировка К ним относятся пункты: 1.20 (о разрешении локаута - при распространении этого права на все предприятия); 2.6 (об освобождении предприятий от обязательной продажи валютной выручки - при распространении этого права на все предприятия); 2.21 (подготовка предложений по упорядочению льгот во внешнеэкономической деятельности - при условии ликвидации этих льгот); 3.4 (создание комиссий по санации предприятий - при исключении из их задач "государственной поддержки" и ограничении их сферы деятельности только государственными предприятиями); 3.7 (подготовка постановления об освобождении от экспортной пошлины - при распространении этого освобождения на все предприятия); 3.17 (разработать программу сокращения бездействующего фонда скважин - путем их продажи и сдачи в концессию); 3.35 (подготовка постановления о восстановлении мощностей строительных организаций в нефте-, газо- и угледобыче - путем их коммерциализации и приватизации); 3.36 (подготовка предложений по созданию благоприятных условий для развития бизнеса - при условии снятия указаний на размеры (малый и средний) и сферы деятельности (производство ТНП) бизнеса); 3.40 (подготовка постановления о разработке Озерного месторождения в Бурятии); 4.6 (подготовка решения о размораживании валютных средств предприятий - необходимо применять единый подход ко всем предприятиям); 9. Мероприятия, не касающиеся экономической проблематики К ним относятся пункты: 1.30 (разработка госпрограммы совершенствования исправительно-трудовой системы); 2.10 (подготовка Указа о борьбе с преступностью на транспорте); 3.16 (подготовка постановления о безопасности нефтепроводов); 3.41 (разработка программы укрепления правоохранительных органов); 10. Полезные мероприятия К ним относятся пункты: 1.14 (о выделении средств на закупку продукции для госрезервов); 1.24 (подготовка Закона о санэпидслужбе); 1.25 (подготовка Трудового кодекса); 1.26 (подготовка Основ законодательства о труде); 1.31 (об изменениях пенсионного законодательства); 1.32 (подготовка Закона о приватизации образовательных учреждений); 1.33 (подготовка Закона о федеральной почтовой связи); 1.34 (разработка программы стимулирования экспорта); 2.1 (подготовка Указа о порядке взаимодействия центральных органов власти с подведомственными организациями); 2.2 (подготовка Указа о демонополизации и развитии конкуренции); 2.3 (подготовка Указа о порядке регистрации сделок при приватизации); 2.4 (подготовка Указа о залоге имущества государственных предприятий); 2.5 (подготовка Указа о типовом уставе госпредприятия, типовом контракте примерном договоре о полном хозяйственном ведении); 2.12 (подготовка Указа о вахтовом методе работ на Севере); 2.14 (подготовка Указа о занятости инвалидов); 2.19 (подготовка Указов об урегулировании внешнего долга); 3.9 (осуществление переоценки основных фондов); 3.15 (подготовка предложений по статистической отчетности); 3. 25 (подготовка постановления о продовольственном снабжении военных и приравненных к ним потребителей); 3.27 (подготовка постановления об отпуске ГСМ за наличный расчет); 3.39 (подготовка постановления о порядке поставки грузов на Север); 3.43 (подготовка постановления о реформе здравоохранения); 3.49 (подготовка постановления о переработке давальческого сырья из стран СНГ); 3.51 (подготовка предложений об инвестициях из стран СНГ); 3.55 (подготовка соглашений о поставках электроэнергии в изолированные регионы России); 3.59 (подготовка предложений о погашении иностранной задолженности России); 3.60 (подготовка предложений по российскому внешнему долгу); В целом надо отметить, что предложенные мероприятия, в случае их реализации, приведут не к стабилизации экономики, а к погружению ее в более глубокую инфляционную яму. Практически полностью отсутствует важнейшая область деятельности Правительства - мероприятия по дерегулированию экономики. Более того, проект предусматривает усиление даже того объема регулирования, который доказал свою неработоспособность уже в 1992 году. РЦЭР считает, что предложенный проект не должен быть принят. |
Московский Либертариум, 1994-2020 |