27 август 2020
Либертариум Либертариум

Процветание России возможно только при расширении экономической свободы / Все комментарии

Комментарии (46)

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

    Что этому мешает:

    1. Неправильное представление о промышленном товаропроизводителе.

    До настоящего времени это понятие было связано с устоявшейся и всем знакомой производственной (заводской) территорией. Почему-то считается, что телевизор, стиральная машина, мебель, водка, закуска должны производиться прежним трудовым коллективом, но, возможно, под другим названием.
    Директор тоже должен быть прежним, но к его старой должности (с учетом более высокого оклада) добавляется более солидная приставка - "генеральный".

    Прежний товаропроизводитель, привыкший работать без конкуренции, просто не допустит никакой экономической свободы.

    2. Такое же, но вдвойне ошибочное мнение о сельском товаропроизводителе.

    В лучшем случае вся надежда на обеспечение населения продовольствием возлагается на так называемых крупных производителей: бывшие колхозы и совхозы, но под другими вывесками.

    В худшем - городское население рассчитывает на свои дачные и огородные участки.

    3. Над всем этим возвышается громаднейшая чиновничья надстройка либо состоящая из бывших "генералов" от промышленности и сельского хозяйства, либо рассчитывающая постоянно управлять всем этим промышленным и сельскохозяйственным производством.

    Главная же опасность этой надстройки заключается в том, что она неспособна себя сокращать, а может лишь увеличиваться в геометрической прогрессии.

    4. В такой ситуации пытавшаяся утвердиться частная собственность оказалась в руках либо красных директоров от промышленности и сельского хозяйства, либо в руках чиновников. И те, и другие не заинтересованы в установлении экономической свободы.

    ВЫХОД - законодательная поддержка индивидуального предпринимателя. Эта та организационно-правовая форма, которую не смогут захватить ни красные директора, ни чиновники.

    С помощью законодательных мер нужно резко увеличить число индивидуальных предпринимателей.
    Сделать этот класс опорой реформ.
    Для этого, во-первых, нужно просто выполнить неоднократные постановления Конституционного Суда РФ о резком снижении платежей во все внебюджетные фонды, взимаемых с индивидуальных предпринимателей.

    Во-вторых, как в "Жалованной грамоте дворянству", предоставить индивидуальным предпринимателям все возможные льготы, включая и налоговые, вплоть до возможного освобождения от воинской повинности при определенных условиях.

    В-третьих, исключить для индивидуальных предпринимателей вмененный доход. Вмененный доход хорош не для того, чтобы пополнить казну, а для того, чтобы создать условия для деятельности, как они были созданы актом о гомстедах в Соединенных Штатах, когда за незначительную плату каждый мог получить участок земли.

    Нужно сделать так, чтобы простой народ захотел пойти в индивидуальные предприниматели. И этому его не нужно было даже учить.

    Михаил Лусников, юрист

  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕХА РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ

    Многие истцы и ответчики в ответ на свои доводы, изложенные в исках и жалобах, получают от судебных инстанций самые настоящие отписки. Главное заключается в том, что любые доводы сторон в судебных тяжбах ОСТАЮТСЯ БЕЗ ВСЯКОЙ ОЦЕНКИ СО СТОРОНЫ СУДЕЙ.

    При этом пожаловаться на судью можно только в так называемую квалификационную коллегию, состоящую из тех же судей. Привлечь к дисциплинарной ответственности пожизненно назначенного судью невозможно, поскольку дисциплинарная ответственность судей официально исключена действующим законом "О статусе судей".

    Прежде чем назначать пожизненно на соломонову должность, нужно сначала выковать действительно независимых, и авторитетных в обществе юристов, которым не нужна будет подачка от местного мэра в виде бесплатной квартиры, хорошего места под гараж, престижного детского сада для ребенка и других многочисленных благ от исполнительной власти.

    В этих условиях отсутствия подлинной независимости судей НЕОБХОДИМА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ, А НЕ ПЕРЕД САМИМИ СОБОЙ.

    На примере нижеприведенной жалобы показано как могут быть нарушены права сторон в арбитражном процессе, если доводы сторон остаются без всякой оценки.

    В квалификационную коллегию судей
    Высшего Арбитражного Суда РФ

    101972, г. Москва, Малый Харитоньевский пер., 12

    копия: Заместителю Председателя комитета Государственной Думы РФ по государственному строительству

    Мирзоеву Г. Б.

    ЖАЛОБА
    государственного унитарного предприятия "Приморвзрывпром"

    Обратиться к вам нас побудило нарушение Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Исайчевым Владимиром Николаевичем и Первым Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Юковым Михаилом Кузьмичом, а также Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ Яковлевым Вениамином Федоровичем провозглашенного статьей 46 Конституции РФ нашего права на судебную защиту.

    Считая незаконными два постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, государственное унитарное предприятие "Приморвзрывпром" обратилось с двумя различными надзорными жалобами в адрес Заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Пересмотр вступивших в законную силу постановлений арбитражных судов в порядке надзора предусмотрен статьями 180 и 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом конечной судебной инстанцией, обеспечивающей право на судебную защиту законных интересов предприятий, является Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Председателя, а также Заместителей Председателя Суда, которые вправе либо удовлетворить надзорные жалобы заинтересованных лиц и опротестовать обжалуемые судебные постановления, либо отказать в удовлетворении этих жалоб.

    Право опротестования любого вступившего в силу судебного постановления предполагает наличие громадного судебного и практического опыта, высочайшего уровня квалификации, позволяющих с легкостью оценить любые приведенные в надзорных жалобах доводы, которые не были с достаточной степенью понятности и доступности оценены более низкими судебными инстанциями.

    Многие надзорные жалобы бывают необоснованными, но эта необоснованность должна быть понятна благодаря тщательной проверке и оценке каждого из ее доводов. Если же хотя бы один из доводов остается не оцененным судьями, то это не только лишает права на судебную защиту, но и умаляет авторитет судебной власти. При этом утрачивается доверие к государственным институтам и к высшему должностному лицу - Президенту России, который является гарантом конституционных прав и свобод.

    Обе наши надзорные жалобы рассматривал Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Исайчев В. Н., и в обоих случаях ни один из доводов жалоб не был им оценен. Это видно, если сравнить тексты наших надзорных жалоб и ответы господина Исайчева. Так, из обжалуемого нами постановления кассационной инстанции по арбитражному делу " А51-9901/99-7-727 следует, что взысканные с нас 153 600 рублей составляют убытки истца в связи с двойной оплатой одних и тех же объемов работ. Ответчик - ГУП "Приморвзрывпром" не был согласен с такой оценкой убытков, поскольку не был установлен факт первичной переплаты (по какому акту, в соответствии с каким договором и каком конкретном размере). Ответчик был согласен лишь с фактом выполнения для истца работ по рыхлению скальных грунтов, произведенных третьим лицом на сумму 153 600 рублей. Однако сам факт проведения этих работ еще не свидетельствует о причинении убытков, поскольку после проведения этих работ по рыхлению скальных грунтов было получено сырье для производства щебня. Таким образом, третье лицо выполнило для истца обычные буровзрывные работы по рыхлению скальных грунтов в карьере и эти работы должен был оплатить третьему лицу сам истец.

    Господин Исайчев в своем ответе на нашу жалобу не дал никакой оценки нашим доводам, ограничившись указанием на то, что исковая сумма составляет якобы расходы истца, вызванные необходимостью устранения "завышения подошвы", допущенного при проведении взрывных работ ответчиком в период с 1992 по 1998 годы. Такой неконкретный временной интервал не позволяет установить конкретный размер убытков и время их образования. Тем более что мы во всех судебных инстанциях, а также в жалобах ссылались на то, что в соответствии с конкретными названными нами письмами истца так называемое "завышение подошвы" учитывалось истцом и снималось с объемов работ, выполненных ответчиком, поэтому не может быть никакой речи о двойной оплате одних и тех же работ.

    После получения ответа господина Исайчева на свою первоначальную жалобу мы 04.09.00 направили повторную надзорную жалобу по делу " А51-9901/99-7-727 на имя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с просьбой поручить ее рассмотрение другому его Заместителю. Однако нашим надеждам на защиту своих законных интересов в Высшем Арбитражном Суде РФ не суждено было сбыться. 17 сентября 2000 года нами был получен конверт из высшей судебной инстанции, в котором находилась ксерокопия ответа господина Исайчева на нашу первоначальную жалобу со штампом "КОПИЯ ВЕРНА" и подписью безымянного специалиста Высшего Арбитражного Суда РФ.

    После обращения в Высшую квалификационную коллегию судей РФ нами был получен 9 октября 2000 г. ответ на нашу жалобу по делу " А51-9901/99-7-727. Этот ответ подписан Первым Заместителем Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Юковым М. К.. Однако в этом ответе вообще нет никакой оценки наших многочисленных доводов.

    В надзорной жалобе по второму арбитражному делу " А51-9091/99 - 6-312 мы ссылались на то, что ни одна из судебных инстанций не дала оценки нашим доводам о том, что в соответствии со статьями 709 и 710 Гражданского кодекса РФ мы имеем право на оплату работ по цене, предусмотренной договором, даже в случае, когда фактические расходы подрядчика по выполнению буровзрывных работ оказались меньше тех, которые учитывались при составлении калькуляции на эти работы. Из ответа господина Исайчева на нашу жалобу следует, что мы как будто ничего и не писали об этом.

    Повторная жалоба на имя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ по делу " А51-9091/99 - 6-312, отправленная нами 04.09.00 до настоящего времени не рассмотрена.

    Таким образом, все наши доводы, изложенные в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, остались без всякой оценки. Остались все наши доводы без всякой оценки и в Высшем Арбитражном Суде РФ. При этом мы не требуем обязательного и безусловного выполнения наших требований.
    МЫ ЛИШЬ ПРОСИМ ДАТЬ ОЦЕНКУ НАШИМ ДОВОДАМ.

    Ответ Первого Заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Юкова М. К., также как и ответ Заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Исайчева В. Н., не содержащие никакой оценки наших доводов, нарушают наше право на судебную защиту и умаляют авторитет судебной власти.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктами 6 и 7 пункта 12 Положения о квалификационных коллегиях судей, просим:

    1. квалификационную коллегию судей Высшего Арбитражного Суда РФ

    Вынести соответствующие предупреждения Первому Заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Юкову М. К., Заместителю Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Исайчеву В. Н. и Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ Яковлеву В. Ф. о необходимости рассмотрения наших надзорных жалоб по существу.

    2. господина Мирзоева Г. Б. как члена Совета при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия просим использовать материалы этой жалобы в работе Совета.

    Многочисленные случаи оставления без рассмотрения судебными инстанциями доводов истцов и ответчиков подтверждают необходимость внесения изменений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в частности, в пункт 2 статьи 16, а также в статью 18 названного закона, определяющую порядок формирования квалификационных коллегий судей.

    Провозглашенный статьей 46 Конституции РФ принцип судебной защиты прав и свобод должен быть подкреплен соответствующей ответственностью судей за оставление без оценки доводов сторон при рассмотрении судебных дел. Квалификационные коллегии судей должны формироваться на паритетных началах из представителей всех ветвей власти. Судьи должны отвечать за свои действия перед обществом, а не только перед самими собой.

    Данную жалобу считаем открытой для публикации в средствах массовой информации.

    Приложение:
    копии судебных постановлений;
    копии надзорных жалоб;
    копии ответов на них;
    ответ Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Директор ГУП "Приморвзрывпром" Поддубный А. С.

    Составил юрист Лусников М. А.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Чиновники не завладели частной собственностью. Те, которые завладели, стали предпринимателями, и оказались по другую сторону баррикады (по крайней мере частично, то есть в той мере, в какой они стали собственниками). Власть чиновника не от того, что он украл собственность, а от того, что он имеет право насиловать собственника внеэкономическими методами (налогами, уголовными делами, и пр.)

    Поэтому включить индивидуальных предпринимателей в орбиту льгот -- очередной шаг на пути дальнейшего закабаления их. Вот Михаил пишет, сам не понимая глубоких и печальных последствий своих слов: "вплоть до возможного освобождения от воинской повинности при определенных условиях".

    Как только это произойдет, у чиновников появится очередной поводок -- право определять, выполнены ли определенные условия, можно ли освободить или нельзя. Новые взятки.....

    Так что единственный путь -- отмена всех и всяческих привилегий и наказаний, любой возможности платить не как все (меньше или больше. Не говоря уже об отмене всех лицензий и тонких различий в ведении бизнеса между ПБОЮЛ, ООО, ОАО, СП. Как только появляется новый статус "ЕКЛМН без мотора", у чиновников появляется новое ведомство и новая кормушка.

    P.S. Последний "красный директор" вымер в августе 1998 года, предлагаю эту породу больше не обсуждать. Вечная память.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Во-первых, чтобы для начала определиться хочу сказать, что я полностью поддерживаю позицию автора. Однако, по поводу данного анализа у меня есть одно возражение.
    Я прочитал эту статью, а также две статьи автора в "Вопросах экономики" и хочу заметить следующее. В статьях, опубликованных в Вопросах экономики не сказано, на какой момент времени берется индекс либерализации в исследуемых странах и рассматривается ли он в динамике. В данной статье сказано, что индекс рассчитывается на 90-е годы и сравнивается с темпами роста ВВП и доходом на душу населения соответствующих стран. Таким образом, мы получаем следующую зависимость: в 1990-е годы в наиболее либерализованных странах были наилучшие показатели экономического развития.
    Однако, данное положение вещей может иметь и друге объяснение - при увеличении уровня развития экономики необходимо снижать участие государства в экономических процессах. В таком случае может оказаться, что в условиях кризиса, наоборот, необходимо строго контролировать все сферы экономической жизни. Для прояснения данного вопроса необходимо провести данный анализ в динамике за последние 40 - 50 лет.
    В статье автора в Вопросах экономики (кажется, номер 4 за 2000 год) приведен такой анализ для последнего десятилетия - страны, которые снижали уровень нагрузки на экономику получали более высокие темпы роста экономики. Но представляется, что в разных странах условия развития экономики разные (например, уровень развития банковской системы), а поэтому для переходных экономик результат может быть и другим.
    Я сам проводил, правда только содержательный (нет доступа к необходимой цифровой инфоормации), анализ зависимости темпов роста ВВП капиталистических стран от характеристик государственного вмешательства в экономику в период с 1950 по 1970 годы (послевоенные кризисные годы). Результаты совпадали: административные ограничения, дефицитное финансирование государственного бюджета, контроль за ценами и экономической конъюнктурой, военные расходы и т. д. - все это существенно снижало темпы роста ВВП. Однако, например, выяснилось, что государство обязано проводить монетарную политику и управлять кредитной активностью коммерческих банков через ЦБ. Также выснилось, что государство должно управлять экономическими процессами посредством использования своих информационных и организационных возможностей. Все это совпадает с результатами автора, приведенными также в ряде других статей, однако напрямую, как я это уже сказал, из вышеприведенного анализа не следует.
    И есть еще один момент. Примерно год назад, в Вопросах экономики, была статья В. Попова в которой приводился статистический анализ для переходных экономики зависимости темпов ВВП от различных факторов, в том числе и от показателя либерализованности проводимой политики. Результат - темпы роста в переходной экономике от данного показателя не зависят, а определяются исходными диспропорциями в структуре народного хозяйства и характеристиками монетарной политики. Если же данный анализ дополнить и проверить зависимость индекса либерализованности государственной политики и исходных диспропорций, то выявится зависимость данных двух показателей (R2=0,5405), то есть в каждый конкретный момент времени для каждой страны существует максимально возможный уровень либерализованности проводимой политики. Если порассуждать на тему инерционности экономических процессов и необходимости защищать хромающую экономику до ее выздоровления, то данный вывод напрашивается сам собой.
    Таким образом, вывод несомненно верный - последовательная либерализация - единственно верный курс реформ, однако необходимо отдавать себе отчет в том, что в ближайшем будущем нам достигнуть по показателю либерализованности развитые капиталистические страны не удастся.
    Однако, хочется добавить, что вывод, сделанный автором несомненно необходим, так как расставляет акценты и показывает, где правило, а где исключение. И даже если в текущей ситуации исключений будет больше, чем правил, мы будет отдавать себе отчет в том, что необходимо исправлять, и что необходимо развивать. В противном случае мы рискуем за массовостью исключений распознать ложное правило.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Виктор Агроскин, 23.10.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 23.10.2000)
    "Однако, например, выяснилось, что государство обязано проводить монетарную политику и управлять кредитной активностью коммерческих банков через ЦБ"

    Не могли бы Вы подробнее прокомментировать этот вывод, рассказав подробнее о Ваших исследованиях послевоенной истории именно в денежно-банковской сфере?

  • Чиновников нельзя равнять в правах с индивидуальными предпринимателями

    Меня поразило одно объявление в городе Владивостоке: НА ЛИНИЮ ТРЕБУЮТСЯ ВОДИТЕЛИ С СОБСТВЕННЫМИ АВТОБУСАМИ. ЗАРПЛАТА 3000 РУБЛЕЙ. Почему водитель со своим автобусом должен идти в рабство к какой-то фирме? Почему он не может работать самостоятельно? А потому что у этой фирмы есть договор с Владивостокской администрацией, дающей фирме право работать на определенных городских маршрутах, а с рядовым водителем такой договор городская администрация никогда не заключит.

    Рядовой же водитель боится идти в индивидуальные предприниматели, потому что знает, что все равно чиновник не допустит его к пассажирскому потоку, с которого кормятся подконтрольные чиновнику и платящие ему дань фирмы.

    Часто можно встретить и объявления такого рода: В такую-то фирму требуется МАСТЕР по ремонту и изготовлению мебели. Причем, фирма абсолютна неизвестна потребителю, но у нее есть главное - необходимые разрешения на деятельность от чиновника. Но без настоящего МАСТЕРА фирма не сможет качественно оказывать свои услуги. МАСТЕРУ же некогда заниматься установлением теплых и дружеских взаимоотношений с нынешними бюрократами. Он может лишь производить качественные изделия. Вот и приходится мастеру идти в кабалу. Чаще всего к красному директору. Расписываться в ведомости за символическую зарплату в 300 - 500 рублей и оставлять себя без пенсии.

    Что мешает МАСТЕРУ заниматься бизнесом самостоятельно?
    Так называемое равенство в правах с возглавляемой женой чиновника или его сыном фирмой. А получили родственники чиновника право на аренду здания под мастерскую по ремонту мебели по льготным ставкам, которые индивидуальному предпринимателю никогда не предоставят.

    Как сейчас происходит перераспределение собственности?
    Приватизации сейчас фактически нет, поэтому недвижимость от бывших государственных предприятий-банкротов попадает заинтересованным лицам через закрытые торги, поскольку это допускает действующий закон "О несостоятельности (банкротстве)". Этот процесс контролируют как раз красные директора, поскольку именно они являются представителями основных кредиторов банкрота. От процесса согласования условий сделок по продаже недвижимости предприятий-банкротов отстранены налоговые органы и внебюджетные фонды, поскольку не являются конкурсными кредиторами, а значит не имеют права голоса.

    Сам чиновник, поддерживающий его красный директор, и служащие им верой и правдой депутаты никогда не уменьшат количество управленцев. Никогда не отменят привилегий для себя. А вот ввести вмененный налог для индивидуала - всегда, пожалуйста!

    Вот почему льготы нужны именно индивидуалам, чтобы простой народ, почувствовав эти льготы для себя, сначала захотел заниматься предпринимательской деятельностью, а уж затем, получив количественное преимущество перед своими противниками, завоевал политическую власть, с помощью которой уже мог бы действительно ликвидировать существующие для чиновников привилегии.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 24.10.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 23.10.2000)
    Это нельзя назвать именно исследованием банковской системы в послевоенных капиталистических странах потому, что оно таковым не являлось.
    Идея заключалась в том, чтобы сравнить данные о темпах ВВП в ряде стран с набором мер, используемых данными странами для вмешательства в рыночные процессы. Использовал я для этого всем известную книгу Германа ван Дер Вее (не помню названия - что-то про история мировой экономики). В результате получилась табличка: страна -> темп ВВП -> список мер. В список мер я вписывал все, что смог найти, после чего внимательно смотрел на то, что получилось.
    А относительно монетарной политики и управления кредитной активностью банков через независимый ЦБ - просто в тех странах, кто этим занимался, темпы роста ВВП оказались выше (Япония, Германия, Италия и т. д.) При этом не надо путать управление и льготное кредитование. Пока в Германии льготное кредитование носило эпизодический характер - все было нормально. Когда стало постоянным - темпы роста ВВП упали в 2 раза. Конечно, причина не только в этом - это была генеральная смена государственной политики (в таблице это ясно видно), но все таки.
    Да, и еще один момент. Из данного анализа вывод о необходимости конечно не следует. Это следует из упомянутого мной выше анализа переходных экономик. Разрушенную страну, я думаю, вполне можно сравнить с переходной экономикой.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Юрий Кузнецов, 25.10.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 23.10.2000)
    Иван Витальевич,
    Вы пишете:
    Однако, данное положение вещей может иметь и друге объяснение - при увеличении уровня развития экономики необходимо снижать участие государства в экономических процессах.
    Если принять Ваш тезис, то в период Промышленной революции в Англии, когда уровень развития экономики был гораздо ниже, чем в 50-е годы XX в, экономика вообще должна была бы быть типа сталинской, чтобы развиваться быстро. Однако, в реальности было все наоборот: либеральная экономика сопровождалась бурным развитием.
    Я привел этот пример главным образом для того, чтобы показать неадекватность позитивистской методологии в изучении экономической истории, методологии, применяемолй как Илларионовым, так и Вами. Любому набору статистических данных можно дать любую интерпретацию. Например, Ваш тезис о том, что некоторые меры государственного воздействия привели в прошлом к экономическим успехам, может быть отвергнут следующим образом: эти экономики могли бы развиваться еще быстрее, если бы не препятствия, вносимые данными государственными мерами. Просто эффективность экономик позволила скрыть ("профинансировать") ущерб, нанесенный государством.
  • Чиновников нельзя равнять в правах с индивидуальными предпринимателями

    Приведенные примеры, про частников, не указывают на необходимость предоставления льгот индивидуалам. Описанные схемы монополизации весьма распространены по всей России и могут осуществляться через частников. Например в моем городе, лицензию и договор на право работы на городских маршрутах может получить любой частник. Но выдача и прекращение лицензий регулируется в первую очередь качественными показателями. Оценку показателей производит местное ГАИ и сотрудники транспортного отдела мэрии. Стоит ли говорить, что городскими пассажирскими перевозками у нас занимаются единичные ИПБОЮЛ, а транспорт они арендуют у своих водителей.
    Так что, дело здесь не в разделении организационных форм на льготные и другие категории, а в установлении прозрачных, не изменяемых местными князьками, правил (барьеров) деятельности предпринимателей и других юр.лиц.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 26.10.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 25.10.2000)
    Я не утверждал, что данный тезис верен. Более того, дальше я писал, что поддерживаю противоположную позицию. Просто я говорил о том, что из анализа проведенного в таком виде А. Илларионовым необходимым образом не следуют полученные им выводы (это перекликается с тем, что вы писали мне). И привел пример объяснения, укладывающегося в полученные им результаты, но из которого следуют другие выводы. Поэтому я говорил о необходимости проведения этого анализа в динамике.
    А насчет позитивистской методологии (кстати, если Вам не трудно, объясните мне, в чем она заключается - я что-то не силен в общенаучной терминологии)? Конечно, любому набору статистических данных можно дать любую интерпретацию. Однако, отрицание такого рода анализа означает отрицание эконометрии как науки. Статистический анализ не дает гарантированного результата - только вероятностный - это признает и сама эконометрия. И выражением этого являются показатели доверительного интервала и коэффициента корреляции. Однако данный анализ позволяет нам судить о возможности существующих закономерностей. А это уже немало (особенно в макроэкономике), а потому и отвергать такой анализ нельзя. Хотя, конечно, статистический анализ - это только первый этап научного исследования.
    И еще, насчет "_Ваш тезис о том, что некоторые меры государственного воздействия привели в прошлом к экономическим успехам, может быть отвергнут следующим образом: эти экономики могли бы развиваться еще быстрее, если бы не препятствия, вносимые данными государственными мерами. Просто эффективность экономик позволила скрыть ("профинансировать") ущерб, нанесенный государством.-" Я с вами полностью согласен. Я сам люблю подобного рода полемику. В спорах такого рода и рождается истина. Однако, как мне кажется, увлекаться ими тоже не следует - тогда мы просто ничего не сможет доказать - к сожалению в макроэкономике нам не доступна возможность многократного проведения стирильно совпадающих экспериментов. К тому же любой исследователь всегда субъективен и подыскивает факты, которые подтверждают его позицию. Надо же во что-то верить?
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 26.10.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 23.10.2000)
    Кстати, раз уж зашла речь о финансах капиталистических стран в послевоенный период, то есть интересная задачка (пишу, рискуя навлечь на себя гнев Юрия Кузнецова, но все-равно интересно).
    Если построить регрессионные уравнения зависимости доли валовых инвестиций в ВНП и темпов роста ВНП в 50-70-е годы в капиталистических странах, то обнаружатся следующие зависимости:
    (исходные данные взяты из книги Германа Ван Дер Вее История мировой экономики 1945-1990 - М.: Наука, 1994., стр. 32, 120. Я их сдесь не привожу, так как табличка не влазит в форму написания реплики) Для периода 1970 - 1980: y = 0,1843x - 0,8179 (R2 = 0,7175)
    Для периода 1960 - 1970: y = 0,3131x - 2,0243 (R2 = 0,6784)
    Для периода 1950 - 1960: y = 0,1124степ(x;1,1964) (R2 = 0,26) степ(х1;х2) означает х1 в степени х2.
    То есть мы получаем, что для первого периода в общем-то логичная зависимость не выполняется. Однако, если для данного периода из анализа исключить две страны из одиннадцати (Норвегию и Канаду), в которых высокий показатель валовых инвестиций сочетался с низкими темпами роста ВВП, то мы получаем следующую зависимость: y = 0,0067степ(x;2,1676) (R2 = 0,6453)
    Как мы видим выявленная зависимость существовала и в искомый период. Однако для двух стран она не выполнялась. Объяснение существования такой зависимости тривиально: чем выше инвестиции, тем выше прибыль, тем выше темпы роста, тем выше инвестиции. В указанных же странах, по всей видимости, существовал какой-то сбой на этапе распределения инвестиционных средств - деньги вкладывались в неэффективные проекты. В следующее десятилетие ситуация выравнялась - темпы роста в данных странах выросли. Кстати и повышение R2 в последующие годы также могло иметь своей причиной совершенствование процессов оценки инвестиционных проектов.
    Таким образом, если исследовать систему перераспределения инвестиционных средств в данных двух странах в 50-е годы и ее изменение в 60-е годы, то, наверное, можно получить интересные выводы. Если кто мне подскажет где можно взять необходимую информацию, я буду весьма благодарен.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Виктор Агроскин, 27.10.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 26.10.2000)
    Определение позитивизма есть в примечаниях к той самой главе Мизеса, которую пытался критиковать какой-то Аноним. http://www.libertarium.ru/libertarium/l_lib_buero3_03

    Ограничения статистики как метода одни и те же - что в экономике, что в биологии, что в ядерной физике.

    Проблема только в том, что люди обладают свободой воли (по крайней мере, некоторые так считают :-), и это накладывает сильные ограничения на интерпретацию результатов статистического анализа в экономике. Когда Вы изучаете стат. методами биологию или физику, Вы предполагаете наличие в окружающем мире тех самых законов, следы которых Вы хотите найти. И Вы предполагаете эти законы объективными и неизменными, независимыми от Вас. Поэтому длинные серии экспериментов могут отразить закон, неизменный во времени.

    В экономике нет ничего, кроме взаимодействия свободных воль (торговли) и творчества человеческого мозга (изобретений, прогресса, и т.п.). Какие у Вас есть основания предполагать там наличие законов, подобных физическим? Какие у Вас есть основания предполагать неизменность этих законов?

    Пример (очень грубый). Свободный разум изобрел компьютер, и хотя вся статистика 18-19 веков показывала, что домашние хозяйства тратят на интернет 0.000000% дохода, никакого закона за этой 200-летней выборкой не обнаружилось.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Юрий Кузнецов, 27.10.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 26.10.2000)
    По поводу позитивистской методологии и ее неприменимости в экономической теории могу предложить следующие книги и статьи:
    http://www.mises.org/th.asp
    http://www.mises.org/epofe.asp
    http://www.mises.org/esandtam.asp
    Это классика. Если Вы познакомитесь с этими работами, то, может быть, поймете меня, когда я утверждаю, что эконометрика не является частью экономической науки, в лучшем случае - это раздел исторической науки (вспомогательная историческая дисциплина), представители которой хотят воспользоваться авторитетом естественнонаучной методологии.
    Что же касается подсчитанных Вами корреляций, то это не "закономерности", а варианты описания исторических фактов, которые требуют причинного объяснения. Как по-Вашему, какими действиями людей (а также идеями, институтами и т.д.). А я, со своей стороны, тоже подумаю.
    С уважение, Ю.К.
  • Политика расширения экономической свободы должна быть понятна не только специалистам, но и населению

    Только тогда реформы будут поддержаны народом, когда простой человек сможет их сам оценить.

    Мы говорим о небходимости процветания России - великой многонациональной державы, а сами унижаем мусульман.

    Римлянин! Американец! Это не национальность. Это национальная идея для таких могущественных стран как Древний Рим и Соединенные Штаты Америки.
    Император Каракалла в 212 году нашей эры издал эдикт о предоставлении римского гражданства всему свободному населению Римской империи. И это возвеличило империю.

    Американцами с гордостью считают себя и потомки первых голландских и английских поселенцев, и праправнуки африканских рабов.

    Россия не сможет стать Великой до тех пор, пока основой нашей политики будет так называемая борьба с терроризмом.

    Без объединяющей национальной идеи не может быть экономического процветания.

    Нашей национальной идеей должно стать такое же Великое понятие как у Древнего Рима и у Соединенных Штатов Америки. Этим Великим понятием должно стать слово Россиянин. Не Русский, а именно Россиянин.

    Национальной идеей должно стать не превосходство русских над чеченцами, а уважение перед их правом иметь собственные нефтеперегонные заводики. Не господство православия, а равноправие всех религий.

    Необходимой составляющей понятия экономической свободы должно стать не преклонение перед чиновничьими теориями, а уважение права каждого гражданина заниматься без предварительных чиновничьих ограничений любой предпринимательской деятельностью с соблюдением требований, установленных Конституцией РФ (в частности, статьей 55).
    Когда каждый может без всяких проволочек построить тот же нефтеперегонный заводик и никому в голову не придет его взрывать.

  • Политика расширения экономической свободы должна быть понятна не только специалистам, но и населению

    Уважаемый Михаил!

    Я так и не понял из Вашей пламенной речи, какова же должна быть национальная идея России? Согласитесь, "не Русский. а Россиянин" - это не национальная идея, из такой формулировки не вытекает никаких этических предписаний.

    Ю.Кузнецов

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 03.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 27.10.2000)
    Как по-Вашему, какими действиями людей (а также идеями, институтами и т.д.). А я, со своей стороны, тоже подумаю.
    Юрий, в данной фразе явно не хватает чего-то. Допишите, пожалуйста, а то я не знаю, над чем думать.
    С уважением, Иван Ивкин
  • О применимости позитивной методологии

    Иван Ивкин, 04.11.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 27.10.2000)
    Допустим, в экономике действительно нет ничего, кроме свободных воль и творчества человеческого мозга. Будут ли в ней существовать неизменные законы? В таком случае - несомненно. Воля - это свойство личности, которая определяется физическим строением мозга и процессом социализации человека. И первое, и второе имеют свои законы - мозг работает определенным образом, коммуникации также подчиняются определенным законам. Несомненно, у разных людей качество воли разное, но вы не можете отрицать, что разпределение людей по любому признаку отвечает статистически нормальному распределению. Это требование устойчивости человечества как системы. То же касается и творчества - это также психический процесс со своими законами. Количество гениев также примерно соответствует нормальному распределению. Следовательно, в рамках всего общества мы можем формализовать процесс и выявить закономерности.
    Другое дело, что мы не можем предсказать, чем закончится творческий процесс (или можем?). Результат этого процесса изменяет систему и коррекриует ее законы. Точнее будет корректировать, если предполагать, что открытия становятся частью системы. Вы же, сужая экономику только до воли и творчества, предполагаете ее неизменность.
    И кстати в биологии, или физике, законы не более неизменны, чем в экономике. Термин мутация - это биологический термин. Он означает изменение биологической системы, а соответственно и изменение законов ее функционирования. Может быть просто данные законы изменяются медленнее.
    Я полностью согласен с Вами и Ю.К., что статистика не дает закона. Пропасть между "С вероятностью 95 %, Федя имеет какое-то отношение к смерти Коли." и "Федя убил Колю" огромна и преодолеть данную пропасть может только анализ причинно-следственных связей, на котором настаивает Ю.К. Эконометрия не наука? Возможно. Но это как минимум средство интеллектуального поиска законов. Она показывает, где надо искать. И уже поэтому имеет право на существование. А моя задача, как исследователя, если я хочу ее использовать, обеспечить наличие репрезентативного ряда сопоставимых данных, которые действительно отражают происходящие в экономике процессы. Сложно? Да. Темпы ВВП могут не отражать скорости развития экономики, данные могут быть не сопоставимы и т. д. Но это уже проблемы применимости.
  • Политика расширения экономической свободы должна быть понятна не только специалистам, но и населению

    Иван Ивкин, 04.11.2000
    в ответ на: комментарий (Михаил Лусников, 28.10.2000)
    Смею Вас уверить, такая идея в России присуствует, и присутствует как минимум с начала советской власти. "Самое обиное, что мы - самая умная нация, и все так ...", "Русские - самые, самые ..." Это можно услышать на каждой кухне. Задорнов данную тему эксплуатирует уже более 10 лет - и собирает полные аншлаги. Но что-то это ни на что не влияет.
    И насчет превалирования православия. В России в настоящее время более чем терпимо относятся к других конфессиям и неверующим. Попытки навязать православие - не более чем потуги православной церкви стать монополистом на рынке отпущения грехов (очень прибыльный бизнес). В настоящее время существуют нападки только на течения типа саентологии, и то только потому, что это опасно для психического здоровья последователя и представляет угрозу национальной безопасности.
    Беда россиян - в пассивности, которая является следствием хорошего образования, отсутствия привычки делать то, что хочется и незнания, что же ему действительно хочется. И выход из этого - смерть данной очень большой прослойки населения. Эта проблема решится эволюционным путем. Молодое же поколение возьмет все, что ему надо. И будет при этом эксплуатировать пассивных соплеменников. И государство ему в этом не сможет помешать.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Юрий Кузнецов, 08.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 03.11.2000)
    Исправленный фрагмент реплики:

    Что же касается подсчитанных Вами корреляций, то это не "закономерности", а варианты описания исторических фактов, которые требуют причинного объяснения. Как по-Вашему, какими действиями людей (а также идеями, институтами и т.д.) объясняюися эти корреляции?.

    Теперь можно думать.
    Ю.К.

  • О применимости позитивной методологии

    Юрий Кузнецов, 08.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 04.11.2000)
    Уважаемый Иван Витальевич!

    Для обоснования возможности выведения статистических закономерностей в экономике Вы приводите определенную последовательность аргументов. Позвольте возразить на них поочередно.

    Воля - это свойство личности, которая определяется физическим строением мозга и процессом социализации человека. И первое, и второе имеют свои законы - мозг работает определенным образом, коммуникации также подчиняются определенным законам.

    Предположим, Вы правы. Но если существуют "определенные", но неизвестные законы, вовсе не следует, что Вашии статистические выкладки корректны. Вот если бы Вы вывели из законов функционирования мозга экономические корреляции, то это было бы другое дело. Но до сих пор ни один из эконометристов или психологов-бихевиористов (философия которых приводится в Вашей реплике) этого не сделал. И понятно, почему. Если бы это было возможно, то в любой момент времени можно было бы дать (статистическое) предсказание будущих открытий, т.е., образования новых понятий. А это возможно только в том случае, если все будущее знание людей заранее известно. Иначе как Вы могли бы привести статистическое распределение на неизвестном множестве событий?

    Распределение людей по любому признаку отвечает статистически нормальному распределению. Это требование устойчивости человечества как системы.

    Странно встретить такое высказывание у профессионального статистика. Нормальное распределение может иметь только вещественнозначная случайная величина, заданная на множестве вещественных чисел. Признаки же человеческого индивида бывают не только вещественнозначными, но и дискретными, причем зачастую множество их значений даже не является упорядоченным. И трабование "устойчивости" здесь совершенно не при чем. Распределения, близкие к нормальному возникают при суммирования множества мелких взаимно независимых отклонений (центральная предельная теорема).

    Количество гениев также примерно соответствует нормальному распределению. Следовательно, в рамках всего общества мы можем формализовать процесс и выявить закономерности.

    Два non sequitur. Во-первых, выше Вы говорили не о "количестве" людей с теми или иными признаками, а о рпаспределении самих признаков. Во-вторых, даже если бы число гениев (в какой области?) можно было бы описать нормальным распределением, как из этого следует возможность выявления статистических экономических закономерностей?

    А моя задача, как исследователя, если я хочу ее использовать, обеспечить наличие репрезентативного ряда сопоставимых данных, которые действительно отражают происходящие в экономике процессы.

    А как вы определите, отражают ли собранные Вами данные "действительно происходящие в экономике процессы"? Или эти данные - всего лишь корреляции, за которыми скрываются неизвестные Вам процессы? Чтобы ответить на эти вопросы, Вам придется привлекать понятия, невыводимые из статистических данных - априорные представления о логике человеческих действий.

    Прошу меня извинить за назойливость, но не могу не порекомендовать одну заметку, имеющую непосредственное отношение к нашей теме - сопоставление эмпирицистских представлений одного очень хорошего экономиста с его же исследовательской практикой: http://www.mises.org/journals/rae/pdf/R1_12.pdf

  • О применимости позитивной методологии

    Иван Ивкин, 10.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 08.11.2000)
    Все, сдаюсь, убедили. Статистический анализ действительно не может служить доказательством чего бы то ни было. Согласитесь, тяжело отказываться от одного из используемых методов! А как средство получения идей, требующих проверки, он может использоваться?
    И насчет нормального распределения я, наверное, попал пальцем в небо. Хотя мои глаза мне говорят, что распределение населения по возрасту примерно соответствует нормальному распределению.
    Р.S. Я, кстати, далеко не являюсь профессиональным статистиком. Я, скорее, занимаюсь математическим моделированием экономических систем и процессов. А статистика - это так, эпизод из жизни
  • О применимости позитивной методологии

    Юрий Кузнецов, 10.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 10.11.2000)
    Да я, вообще-то, нормально отношусь к статистике, когда она на своем месте. То есть, статистические корреляции в экономике, с моей точки зрения, служат хорошей иллюстрацией определенных исторических интерпретаций, причем таких, которые исходят из понимания человеческих действий. Поэтому мне интересно, как же Вы все-таки объясняете свои корреляции на основе действий людей и тех идей, которыми они руководствуются.
  • О применимости позитивной методологии

    Иван Ивкин, 11.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 10.11.2000)
    распределение населения по возрасту примерно соответствует нормальному распределению
    Я хотел сказать не по возрасту, а по продолжительности жизни.
  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 13.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 08.11.2000)
    Я себе все это мыслю так:

    Существует следующий поток финансовых средств: получение прибыли -> распределение между накоплением и потреблением -> инвестирование "накопляемых" средств в некоторые проекты (через финансовую систему или напрямую) -> палучение прибыли.

    Таким образом, необходимо выяснить, что влияет на результаты второго и четвертого этапов.

    На распределение средств между потреблением и наколением среди конечных потребителей влияют их потребности:

    1 Потребности населения
    1.1 Реальные потребности - физические (еда, одежда, дом) и определяемые необходимостью пребывания в настоящем обществе (телефон, компьютер и т. д.)
    1.2 Виртуальные потребности - определяемые существующей идеологией (например, общество потребления). Могут также влиять на характеристики реальных потребностей, делая их полувиртуальными.
    2 Потребности государства - зависят от существующего строя,
    экономической идеологии (либерализм, коммунизм, полицейское государство и т. д.)

    На стадии распределения доходов фирм влияют:
    1. Требования производственного процесса - определяется затратной структурой производящего прибавочную стоимость сектора экономики.
    2. Стратегии фирм - нацелены они на расширение, сужение или поддержание на дорстигнутом уровне производства.
    3. Внутренние рутины, то есть привычки принимать решения. Данные привычки вполне могут смешать точку равновесия относительно оптимальной. Например, существует мнение, что инновационный процесс - это хорошо. И надо в него вкладывать деньги. Это было вполне оправдано во время общества потребления - население было готово съесть все что
    угодно, надо было только успевать менять модельный ряд. В таких условиях прибыль была прямо пропорциональна скорости разработки и внедрения инноваций. Теперь же такая практика, прямо скажем, вызывает сомнения. Постоянное слияние автомобильных гигантов и закрытие заводов говорят о сужении платежеспособного спроса. И смена модельного ряда уже больше напоминает агонию. Однако, если менеджер на проятжении 20 - 30 - ти лет считал аксиомой, что, допустим, 20 % прибыли надо тратить на инновации, то его уже не переделаешь.
    Хорошо это иллюстрирует ситуация с неуплатой налогов в России. Вначале производители платили налоги, даже в ущерб зарплате и пополнению оборотных средств. В результате они сели на картотеку.

    Среди тех стран, по которым рассчитывались данные зависимости несомненными лидерами по накоплению являются Япония и Норвегия. Причем разрыв между ними и остальными странами был существенным - 7 %. Норвегия постоянно с 50 по 80 гг наращивала норму накопления. Не знаю как там в Норвегии, но в Японии всегда были сильны общественные
    традиции, насколько я знаю существует идеология "Все вместе на развитие страны", народ ради этого готов терпеть лишения и т. д.

    Соответственно в странах "общества потребления" должна быть низкая норма накопления. Так и есть - США и Великобритания - постоянные аутсайдеры. Разрыв между ними и Японией с Норвегией приближается к "в 2 раза".

    На эффективность использования "накопленных" средств соответственно влияют:
    1. Доходность проектов, которая зависит от величины платажеспособных потребностей, то есть обратно пропорциональна норме накопления.
    2. Эффективность системы перераспределения средств, которая
    определяется развитостью финансовых рынков, вмешательством государства в экономические процессы, уровнем образования, способностью населения к эффективной реализации проектов и т. д.

    Норвегия всегда характеризовалась не очень высокой эффективностью данного этапа: высокая норма накопления, сильное государство, вполне возможно не очень развитая относительно лидеров финансовая система.

    Япония до 70-х годов была лидером, что объяснялось неплохой развитостью (по сравнению с остальными странами) финансового сектора и тем, что Япония работала на внешние рынки, то есть доходность проектов соответствовала уровню низкой доли накопления. Правда в 70-х годах Япония сразу свалилась на 7-е место.

    США также постоянно находится в верхних строчках хит-парада (хорошая финансовая система, низкая доля накопления, хороший опыт ведения предпринимательской деятельности среди населения).

    Однако, Великобритания характеризуется стабильно низкой величиной искомого показателя. Видимо что-то хромает в финансовой системе, да и государство помнится постоянно неквалифицированно вмешивается в экономику.

    И еще что интересно, общий уровень эффективности перераспределения средств в 70-х годах упал примерно в 2 раза. Может быть это связано с началом кризиса "общества потребления"? Тогда наверняка сейчас эффективность должна приближаться к нулю. Может быть это причина постоянных кризисов? Пеорегрев экономик?

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Виктор Агроскин, 13.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 13.11.2000)
    Давайте разбираться по-порядку.

    Точек принятия финансовых решений как минимум две.

    Средства распределяются между дивидендами и инвестициями в компании. Далее компания принимает решения об инвестициях в свои проекты.

    Кроме этого, средства распределяются между потреблением и накоплением конкретными людьми. Для инвестиций люди далее выбирают инструменты.

    Очевидно, что стимулы и механизмы принятия решений в этих точках очень различны. А влияние их на экономику сравнимо (честно говоря, не берусь сравнить точнее :-(

    Ошибки инвестирования, влияющие на возникновение кризисов, совершаются в обеих точках, и ограничиваться только лишь конечными потребителями, видимо, нельзя.

    Далее, непонятно, откуда разница между реальными и виртуальными потребностями. Если еду и жилье (тепло) еще можно выделить, то компьютер и телефон зависят от культуры и того, что Вы называете идеологией.

    Если Вы исключили принятие инвестиционных решений субъектами, отличными от конечных потребителей, то я не понял, что такое потребности государства, и как они влияют на распределение доходов. Я, конечно, понимаю, что они влияют, но это влияние для меня не отличимо от влияния Ваших реальных и виртуальных потребностей.

    Однако на распределение средств между потреблением и накоплением влияют не потребности, такое утверждение просто неверно. Абсолютный уровень потребностей не может воздействовать на распределение. На него влияет соотношение текущих и отложенных потребностей.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    Иван Ивкин, 14.11.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 13.11.2000)
    А я и не отрицал, что точек принятия решений больше, чем две. Поэтому я и говорил о стадии распределения расходов фирм. Просто у меня все это получилось не так структурированно, как у Вас.

    Только тогда можно выделить три точки:
    1. Распределение прибыли фирмы между дивидендами и своими средствами
    2. Распределение своих средств фирм между потреблением и наковплением
    3. Распределение средств населения и государства между потреблением и отложенным потреблением (оно же накопление).

    Почему я выделяю реальный и виртуальные потребности. Конечно, на принятие решений они оказывают одинаковое влияние, так как принимающи решение субъектом оцениваются как одинаково реальные. Однако, природа у них разная - у одних потребности поддержания жизнедеятельности, у других - культура и идеология. Только для того, чтобы определить их разную природу я их и разделил. И я не говорил, что точно разделить все потребности человека легко.

    Государство для меня такой же конечный потребитель (во всяком случае часть его функций - например, ВПК).

    На распределение средств между потреблением и накоплением влияет соотношение текущих и отложенных потребностей.

    Но по моему появление отложенный потребностей - это уже результат принятия инвестиционного решения. Тогда на принятие решения влияет соотношение возможных текущих потребностей, возможных отложенных потребностей и наличных средств. И все это пропускается через призму функции полезности принимающего решение субъекта (а там уже и идеология, и все остальное).

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Виктор Агроскин, 14.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 14.11.2000)
    2. Распределение своих средств фирм между потреблением и накоплением

    Поясните, пожалуйста. Что такое потребление фирмы? Если речь идет о зарплате, аренде, и прочих текущих расходах, то все это вычитается из выручки, после чего и образуется прибыль. Вся оставляемая в фирме прибыль инвестируется в развитие в той или иной форме.

    Государство для меня такой же конечный потребитель (во всяком случае часть его функций - например, ВПК

    Вы считаете, что любой расход, не рассчитанный на возврат средств в будущем, является потреблением? Можно, конечно, ввести такое соглашение о терминах, и записать государство в потребители. Однако это не корректно, так как желания и потребности есть только у людей, а государство не человек. Поэтому для анализа влияния государственной активности на распределение средств между потреблением и накоплением гораздо разумнее вычитать гос.расходы, считая их усушкой и утруской национального дохода, потерями.

    Но по моему появление отложенный потребностей - это уже результат принятия инвестиционного решения.

    Не понятно. Инвестиционное решение не первично и не самоценно. Первична готовность поступиться текущим потреблением ради будущего потребления. Это и есть отложенная потребность, простите. если неясно выразился в первом постинге на эту тему. Из этой готовности и вытекает инвестиционное решение, оно вторично. Вы и сами это признаете следующей фразой Тогда на принятие решения влияет соотношение возможных текущих потребностей, возможных отложенных потребностей и наличных средств.

    Функция полезности и есть тот самый механизм сравнения текущего и отложенного потребления, конечно.

    Возвращаясь к началу дисткуссии, попытаюсь подытожить. Для понимания факторов, влияющих на национальные сбережения, надо расматривать минимум три разных процесса, с их стимулами и логикой:

    1. Уничтожение бюрократией ценностей через государственные траты. Эта склонность влияет исключительно на сумму средств, подлежащих разделу на сбережения и накопления. Сам раздел происходит в частном секторе.

    2. Раздел средств между дивидендами и инвестициями высшими менеджерами фирм. Общеизвестно. что в современных корпорациях (как в России, так и в США :-) этот процесс очень сильно отличается от процесса сбережений, осуществляемых человеком. Стимулы и мотивация менеджмента совершенно иные, не похожие на стимулы и мотивациии хозяев средств (людей). Однако на этом уровне начинают уже работать те же факторы, что и на 3-ем, например, денежная и налоговая политика государства. Но это именно входные параметры, а выводы делаются по иным правилам, не так как у людей.

    3. Собственно раздел средств между потреблением и накоплениями на уровне частных лиц, с их предпочтениями и стимулами, потребностями и культурой.

    Очень хороший обзор факторов, влияющих на временнЫе предпочтения, есть в статье Юры Кузнецова.

  • Процветание России возможно только при расширении экономической свободы

    В правоте А. Илларионова у меня нет ни малейших сомнений. Исследования, аналогичные тем, на которые он ссылается, уже много лет проводятся уважаемой организацией Фонд Наследия (http://www.heritage.org), считавшейся "крайне реакционной" в совковые времена. В материалах на их серевере (http://www.heritage.org/index/2000/execsum.html) представлен индекс экономической свободы для 160-ти стран в динамике за последние 5 лет. Приведена также эмпирическая кривая зависимости ВВП на душу населения от этого индекса, составленная по данным Мирового Банка (http://www.worldbank.com). Кстати, на сервере Мирового Банка можно найти очень много интересной и поучительной статистики для разных стран.

    Согласно данным Фонда Наследия, за последние годы индекс экономической свободы в России
    ухудшился на 0.3, причем за год правления т. Путина сразу на 0.2. Россия очутилась в очень "теплой" компании таких режимов, как Албания, Капе-Верди, Казахстан, между Малави и Бангладеш. При таких темпах Россия рискует "догнать" Северную Корею (160-е место в рейтинге) через каких-то 7 лет. Тов. Путин произнес немало красивых либеральных слов. Очень может быть, что с голоса своего уважаемого советника. Но совершил или попустительствовал совершению куда большего числа махрово-интервенционистских дел. К тому же чиновный Васька слушает, да...

    Числящиеся в либералах (но действующие по Салтыкову-Щедрину, "применительно к подлости") думцы из СПС и Яблока благополучно проголосовали за Налоговый Кодекс, этот сборник записок фискальных маньяков. ГосТВ беззастенчиво врет, что НК у нас чуть ли не самый либеральный в мире. По данным ФОМ, около половины населения РФ наказали Путину "повысить благосостояние", и только около 15% - содать условия для развития экономики. Партии Свободы, способной противостоять разгулу популизма и интервенционизма в России, как не было, так и нет. Видимо, как пел Высоцкий, "нам вождя не доставало...". Так что грустно все это.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 18.11.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 14.11.2000)
    Поясните, пожалуйста. Что такое потребление фирмы?

    То что вы говорите - это верно. Поэтому я и говорил о собственных средствах фирмы. Бухгалтерское определение прибыли (а также принятое в математическом моделировании)говорит о том, что затраты погашаются из будущих доходов, в результате чего образуется прибыль. Однако, затраты погашаются из собственных средств на один финансовый период раньше. При этом после получения дохода менеджер вполне может приняти решение о снижении объемов производтва. Тогда на погашение затрат будет затрачено меньшее количество средств. В результате распределение средств между потреблением и накоплением не очень жестко связано с достигнутым объемом производства, а следовательно и достигнутыми затратами.

    Почему я отношк государство в потребители? Конечно у государства, как у идеального образования, не может быть потребностей. Однако военной корпорации все равно по каким причинам у нее покупают ее продукцию. В этом смысле руководящие органами государства идеи вполне можно определить как потребности государства.

    Я тоже вполне согласен, что участие государства - это усушка национального дохода. Однако, вполне можно использовать закупки иностранного государства для увеличения своего национального дохода. Усушка будет за рубежом, а процесс производства внутри страны вполне описывается в терминах обеспечения потребностей кого-то (в данном случае государства). Может просто будем говорит о том, что данные потребности смещают точку равновесного распределения национального дохода в сторону конечного потребления, что естественно приводит к потерям экономики, так как уменьшает инвестиционную активность?

    Первична готовность поступиться текущим потреблением ради будущего потребления.

    Я имел в виду следующее. Гипотетическая готовность поступиться текущим потреблением присутствует до момента принятия инвестиционного решения (мо же говорим о точках принятия решения). А вот уже фактическая готовность отложить потребление, что собственно гораздо больше и влияет на динамику экономики - это уже после принятия решения на основе функции подезности. Человек может быть готов сберегать и 80%, а фактически будет сберегать только 5% просто потому, что у него денег хватает только чтобы физически выжить. А то, что инвестиционное решение не самоценно, я, естественно, согласен.

    И еще я забыл вписать четвертую точку принятия решений - решения о распределении средств в финансовом секторе. Данные решения должны совпасть с желанием фирм осваивать кредитные средства. Низкая эффективность данного этапа также оказывает влиятие на темпы роста экономики.

    И.И.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 18.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 18.11.2000)
    И еще насчет государства. Я считаю, что негативное влияние государства можно разбить на четыре фактора:
    1. Смещение точки равновесия в сторону конечного потребления.
    2. Налогообложение снижает деловую активность предпринимателей.
    3. Содержание государственных структур - повышение трансакционных издержек в государстве.
    4. Государственный сектор работает на основе валовых показателей и, соответственно, имеет постоянно падающую эффективность.
  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Виктор Агроскин, 19.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 18.11.2000)
    1. Смещение точки равновесия в сторону конечного потребления

    Однако денежная экспансия приводит сначала к повышению инвестиций.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 21.11.2000
    в ответ на: комментарий (Виктор Агроскин, 19.11.2000)
    Да, это я погорячился. Скажем так: смещение точки равновесия между потреблением и накоплением. Такое смещение может происходить в любую сторону. Или даже может происходить изменение структуры сбережений без изменения общего их уровня.
    А содержание государственных структур как повышение трансакционных издержек в государстве, тогда, также относится к смещению точки равновесия, так как не означает простого изъятия ресурсов из экономики.
  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Юрий Кузнецов, 21.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 21.11.2000)
    Уважаемый Иван!

    Я не соглашусь с Вами в том, что денежная экспансия "смещает равновесие". Равновесие - это гипотетическая ситуация, в которой экономическим субъектам не нужно изменять свою деятельность; в частности это означает, что они не делают ошибок. Проблема же с кредитной экспансией как раз в том, что она искажает информацию и приводит к накоплению ошибок в инвестиционных решениях.

    Я бы переформулировал Ваш пункт 1 так: "Искажение рыночных сигналов и стимулирование ошибочных инвестиционных решений".

    Далее, почему Вы считаете затраты на содержание госаппарата "транзакционными издержками"? Во-первых, чьими издержками? Для предпринимателя налоги не являются "транзакционными издержками", это просто одна из статей бухгалтерских издержек, связанных с ведением бизнеса. Для самих же государственных
    чиновников эти расходы тоже не представляют собой издержек по обеспечению контрактов возглавляемых ими органов.

    Идея о том, что расходы на содержание государственного аппарата представляют собой "транзакционные издержки", есть следствие некоей идеальной модели государства: якобы оно создается гражданами на добровольной основе для обеспечения прав собственности и контрактов, и только для этого. Но Вы же понимаете, что это и в принципе не так, а уж для современного социального милитаристского государства - и подавно.

    С уважением,
    Ю. Кузнецов.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 22.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 21.11.2000)
    Уважаемый, Юрий!

    Насчет равновесия. Действительно, сложно применить термин равновесие к априори нестабильной ситуации. В этом я не прав. Имелось в виду следующее: в каждый конкретный момент времени исходя из существующих условий существует наиболее эффективное для экономики распределение ресурсов. Государство - образование внеэкономическое (которое в экономику все-таки вмешивается), а поэтому изменяет данное распределение ресурсов либо прямо, либо косвенно. Полученное равновесие отлично от исходного, а поэтому менее эффективно. Кредитная экспансия - это только один из механизмов, при этом косвенный, так как приводит к возникновению инвестиционных ошибок (как Вы и пишите).

    Кстати, само использование термина "ошибка" подразумевает наличие некоторого идеала. Именно этот идеал я и обозвал, ненароком, равновесием.

    Так что Ваше переформулирование принимается.

    Теперь насчет трансакционных издержек. В качестве субъекта, несущего данные издержки я имел в виду экономическую систему в целом. Для поддержания экономики в рабочем состоянии необходимо кое-что тратить - это естественный уровень издержек трансакций. Однако, государство, вклиниваясь в искомые трансакции, увеличивает потери "в сетях" (образно выражаясь). Это я и имел в виду.

    С уважением,
    И. Ивкин

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Юрий Кузнецов, 22.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 22.11.2000)
    Уважаемый Иван!

    Проблема состоит в том, что в маржэиналистской экономической теории (каковой Вы, судя по всему, придерживаетесь) не бывает "субъектов" - человеческих коллективов. "Экономическая система в целом как субъект" - это метафора, не более того. Если допустить, что такой субъект существует, то субъектом можно объявить любой коллектив людей, и вопрос о глобальном критерии благосостояния ни на миллиметр не приблизится к разрешению.

    Собственно говоря, приведенное Вами рассуждение очень ярко иллюстрирует тот факт, что понятие транзакционных издержек подразумевает возможность суммирования субъективных полезностей, каковая операция незаконна в экономической теории.

    Не доверяйте неоинституционалистам! Они - люди хитрые и коварные!

    С уважением,
    Ю.К.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 23.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 22.11.2000)
    Уважаемый Юрий!

    Не означает ли это незаконность макроэкономического агрегирования в принципе?

    И еще. Если допустить, что такой субъект существует, то вопрос о глобальном критерии благосостояния ни на миллиметр не приблизится к разрешению. Почему? Объясните.

    С уважением, И. Ивкин

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Юрий Кузнецов, 24.11.2000
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 23.11.2000)
    Здравствуйте, Иван.

    На первый Ваш вопрос: означает. Вернее, это означает равноправие всех возможных методов агрегирования (например, "субъективный индекс цен" домохозяйки ничем не хуже и не лучше утонченных разработок Госкомстата или BLS). Рекомендую материалы сайта www.mises.org - классику Мизеса и Ротбарда, а также свеженькие статьи:
    Economists and Data, by Gene Callahan (posted November 15, 2000);
    Taking the Price Temperature?, by Gene Callahan (posted October 17, 2000);
    Labor Productivity Myth, by Frank Shostak (posted September 21, 2000).

    Отвечаю на второй вопрос. Нет никаких объективных оснований для выделения того или иного подмножества людей в качестве "экономики в целом" (как особого субъекта). И вместо 5 млрд. субъективных критериев благосостояния мы получим 2^5000000000 таких критериев (количество всех подмножеств множества людей). На это обычно возражают так: "Ну как же! Ведь есть объективные, органические общности!" При этом каждый говорящий имеет в виду свой собственный критерий выделения таких общностей. Например. если органической общностью объявить нацию, то всегда есть достаточно много людей, которых разные наблюдатели могут как включать в состав данной нации, так и исключать из него.

    Еще одним выходом из этого тупика был бы "диктаторский критерий": за функцию благосостояния принимаются предпочтения конкретного человека, например, г-на Самуэльсона, или Кузнецова, или Ивкина. Но это означает фактический отказ от изначальной цели "теории благосостояния", которая состоит как раз в агрегировании различных индивидуальных шкал.

    С уважением, Ю.К.

  • Политика государства, накопления и сбережения.

    Иван Ивкин, 25.11.2000
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 24.11.2000)
    Здравствуйте, Юрий!

    В плане уточнения. Но это означает фактический отказ от изначальной цели "теории благосостояния", которая состоит как раз в агрегировани различных индивидуальных шкал. и понятие транзакционных издержек подразумевает возможность суммирования субъективных полезностей, каковая операция незаконна в экономической теории.

    Противоречие или нет?

    И еще. На первый Ваш вопрос: означает. Вернее, это означает равноправие всех возможных методов агрегирования

    То есть все возможные методы одинаково непоказательны, незаконны?

    С уважением, И.Ивкин

    P.S. Если ответы на какие-то мои вопросы содержатся в рекомендуемых мне статьях, то прошу извинить. Я просто не успеваю читать все рекомендуемые мне ссылки.

  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    аноним, 16.11.2001
    в ответ на: комментарий (Михаил Лусников, 23.10.2000)

    Я, Запалов Василий Анисимович в настоящее время являюсь юристом ООО " Старый- Замок" стаж работы по специальности в качестве юриста по гражданскому праву 10 лет. Где полностью согласен со статьей и считаю о следующем:
    Грядущая реформа судебной системы архиважна в первую очередь считаю о введение независимых юристов в квалификационную коллегию судей РФ.
    А не так как в настоящее время Заместитель Председателя ВАС г-н Юков одновременно является заместителем Председателя ВКК судей РФ. Просто нонсен, как в сказке " козлу доверили капусту".

  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    аноним, 16.11.2001
    в ответ на: комментарий (Михаил Лусников, 23.10.2000)

    Я, Запалов Василий Анисимович в настоящее время являюсь юристом ООО " Старый- Замок" стаж работы по специальности в качестве юриста по гражданскому праву 10 лет. Где полностью согласен со статьей и считаю о следующем:
    Грядущая реформа судебной системы архиважна в первую очередь считаю о введение независимых юристов в квалификационную коллегию судей РФ.
    А не так как в настоящее время Заместитель Председателя ВАС г-н Юков одновременно является заместителем Председателя ВКК судей РФ. Просто нонсен, как в сказке " козлу доверили капусту".

  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    аноним, 05.12.2001
    в ответ на: комментарий (Михаил Лусников, 23.10.2000)

    Зачастую судьи ведут себя настолько безобразно, что аж зубами скрипишь от обиды. Но дисциплинарная ответственность это гибель независимости и торжество "телефонного права", а проще бесправия. Самое главное, что Это мы уже проходили. Единственный способ "воспитания" или по крайней мере определения уровня судьи - публикация решений для всеобщего обозрения. И так до тех пор пока в судьи не будет доступа людям с низкими моральными качествами.

  • экономическая свобода

    аноним, 20.03.2003
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 27.10.2000)
  • экономическая свобода

    аноним, 20.03.2003
    в ответ на: комментарий (Юрий Кузнецов, 27.10.2000)
  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    аноним, 14.12.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 05.12.2001)

    см постановление конституционного суда рф от 25 января 2001 года!

  • Ответственность судей перед обществом - важное условие процветания России

    аноним, 08.04.2004
    в ответ на: комментарий (анонимный, 05.12.2001)

    Дисциплинарная ответсвенность это хоть какая то гарантия выполнения судьей своих обязанностей, или объяснение им причин не выполнения чего то. Сейчас судьи прикрываясь большой загруженностью откладывают, например, оформление всех документов по по делам к сдаче их в канцелярию на неопределенно долгий срок. Ответственность судьи не перед обществом, а перед каждым конкретным гражданином.

  • О применимости позитивной методологии

    аноним, 28.12.2005
    в ответ на: комментарий (Иван Ивкин, 04.11.2000)

    Скорее всего, количество гениев следует гиперболическому закону распределения.
    Владлен Л.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020