27 август 2020
Либертариум Либертариум

Электронная книга

"Техника-молодежи" 09.1997, # 9
С развитием компьютерных технологий возникли принципиально новые носители информации: емкие, компактные, долговечные. К примеру, на одном лазерном диске диаметром 5 дюймов (12 см), свободно размещаются десятки тысяч творений разных авторов - не каждая домашняя библиотека сравнится с этим. К тому же электронная форма представления текста обеспечивает практически мгновенный поиск нужного произведения или главы не только по имени автора или названию, но даже по набору слов, скажем, по запомнившейся фразе или имени третьестепенного персонажа. Такой способ поиска не применим к обычной библиотеке.

Информационные технологии
ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

Вячеслав АЛЕКСЕЕВ

- У тебя Фазиль Искандер в файлах имеется? Дочке в
школе задали, а книг его у меня нет.
- Сейчас посмотрю... Есть парочка статей, но ей
ведь рассказы нужны? На всякий случай повесил на
тебя, ночью заберешь. А лучше пройдись по книжным
сайтам - то ли в Новосибирске, то ли в Питере видел
его книжки; у нас в Москве не ищи...
Из телефонного разговора двух сетевиков

ГЛОБАЛЬНАЯ ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Камень, глиняные дощечки, свитки папируса, пергаментные фолианты, бумажные тетради, сшиваемые в тома... Папирус компактнее дощечек, бумага дешевле пергамента. Гусиным пером писать намного легче, чем стилосом, а одна типографская машина может заменить миллион монахов-переписчиков... Прошли столетия, прежде чем книга обрела привычную для нас форму. Но в конце XX века, несмотря на высокое развитие полиграфии и сравнительную дешивизну печатной продукции, уже и бумага стала не самым удобным носителем для сумасшедшего потока информации: слишком чувствительны архивные и библиотечные фонды к условиям хранения, слишком много места занимает печатная продукция, очень сложен поиск нужного документа или произведения. Да еще проклятие любого архива и книгохранилища - едкая пыль, вызывающая профзаболевания их сотрудников... Попытки перевести тексты на микрофильмы частично сняли насущные проблемы, но появилась новая: без специального устройства читать такую книжку нельзя. Да и пленка тоже весьма уязвима.

С развитием компьютерных технологий возникли принципиально новые носители информации: емкие, компактные, долговечные. К примеру, на одном лазерном диске диаметром 5 дюймов (12 см), свободно размещаются десятки тысяч творений разных авторов - не каждая домашняя библиотека сравнится с этим. К тому же электронная форма представления текста обеспечивает практически мгновенный поиск нужного произведения или главы не только по имени автора или названию, но даже по набору слов, скажем, по запомнившейся фразе или имени третьестепенного персонажа. Такой способ поиска не применим к обычной библиотеке.

А развитие компьютерных сетей позволяет любому человеку без особых затрат и усилий растиражировать собственное творение и донести его до благодарных (или не очень) читателей в таких масштабах, какие типографии и не снились. В электронных сетях существуют свои книжные развалы, читальни и дискуссионные клубы: платные и бесплатные, тематические и бессистемные, художественные, научные, справочные, технические...

Вот начинающий сочинитель закончил свой первый опус... Что с ним делать? Нести в редакцию? В какую? Да и страшно: опытные акулы пера - редакторы и рецензенты набросятся, раскритикуют, раздраконят, завернут... До типографии-то дело может и не дойти. Публиковать за свои кровные? На свой страх и риск? А вдруг эта "нетленка" и впрямь никуда не годится? Одно - услышать похвалу жены или приятеля, совсем другое - распродать тираж готовой книги, чтоб хотя бы частично окупить вложенные средства. Именно тут на выручку могут прийти компьютерные сети: и в некоммерческой Фидо, и в платной Интернет давно существуют способы довести до широкой публики свои мысли и чувства. Выложил текст на всеобщее обозрение - и через пару-тройку дней читаешь ругательные отзывы восторженных читателей из разных городов отечества и русскочитающего зарубежья ("...опять свою лабуду шлешь!"). Если же рассказ, повесть, роман и впрямь удались, то и предложения от издателей могут последовать. Естественно, от тех, кто сам является абонентом сети.

Что же касается рядового читателя, то с его точки зрения электронные книги - чудо, о котором раньше только мечтали. Не выходя из дома, можно заглянуть в крупнейшие библиотеки мира, полазить по частным коллекциям библиофилов и тут же, не отрываясь от монитора, прочитать или скопировать для себя любую понравившуюся вещь. Нет доступа в Интернет? Не беда, в любительской сети Фидо существуют файловые книжные эхоконференции: подписался на такую - и сиди, смотри, как на винчестер твоего компьютера бесплатно "скачиваются" текстовые файлы, отправленные доброхотами из других городов и даже стран. Уж тут, правда, "что почитать" выбираешь не сам, а доброжелатель-отправитель (обычно это фэны какого-нибудь автора или жанра обмениваются между собой коллекциями, попутно снабжая всех подключившихся). Впрочем, обзаведясь знакомствами, можно и попросить прислать "что-либо новенькое" - кто-нибудь из завзятых собирателей обязательно откликнется, ведь файл не книга: его невозможно "заиграть", "зачитать" - отсылается-то копия.

Не нравится читать с монитора? Устают глаза? Какие проблемы, это же не микрофильм - распечатай на бумаге любимым шрифтом и читай сколько влезет. Хочешь - с картинками, хочешь - так. Лазерный принтер "выплюнет" роман среднего размера без иллюстраций минут за 10 - 15. Дороговато, правда, - качественная плотная бумага и картриджи с красящим порошком больших денег стоят. Да и принтер надо иметь, или хотя бы доступ к нему. Типографская продукция обойдется дешевле; ну так есть выбор - оценил творение "по диагонали" и думай: распечатывать самому, купить с лотка или вовсе пройти мимо, невзирая на красочную обложку и деланый восторг зазывалы-продавца.

АВТОРЫ И ИХ ФЭНЫ

Всем хороша электронная книга... Всем ли? Мы забыли об одной сравнительно малочисленной, но самой заинтересованной группе людей - об авторах. Нет, не о начинающих, эти творят на голом энтузиазме и потому электронная форма их вполне устраивает, и не о графоманах, ставящих известность превыше материальных благ и готовых ради нее вложить собственные средства в тиражирование своих сочинений. Речь о писателях-профессионалах, чьи произведения мы покупаем, тем самым оплачивая их труд.

Вот одна из возможных ситуаций: написал маститый прозаик очередной роман и в виде файла (набор-то нынче компьютерный) отнес в журнал или издательство. Прочитали ответственные работники, нашли кучу ляпов, автор с замечаниями согласился и решил роман доработать. Довести, так сказать, до кондиции. Но в редакции рукопись проходит через несколько рук. Допустим, что некто, из числа не самых сознательных сотрудников, решил поделиться новым чтивом со своим приятелем. Тот, в свою очередь, оказался абонентом сети, а у сетевиков много читающих друзей в других городах и странах... В итоге черновик, попав в сеть, в считанные дни разлетается по всему свету. Предположим, автор и издательство сработали быстро, и через пару-тройку месяцев на прилавки магазинов и лотки уличных торговцев поступила новая книга... Увы, ее почти никто не берет, ибо большинство потенциальных читателей не только ознакомились с черновиком романа, но даже вдоволь поизгалялись над его недостатками. (Отметим, что описанная ситуация более вероятна для произведений определенных жанров: фантастики, детективов и некоторых других, пользующихся массовым спросом, - преимущественно именно они резво кочуют по компьютерным сетям. Но как раз эти сочинения и приносят коммерческий успех их издателям и авторам от продажи тиража, поэтому ущерб от предварительной публикации в сети может быть весьма ощутим. - Ред.)

В такой ситуации писатель, помимо материальных издержек, несет и моральный ущерб: поди докажи господам издателям, что это не по твоей вине или халатности текст попал в сеть, да и читательское мнение о твоих способностях после прочтения его сырого варианта будет соответствующее. Главное же, нарушаются основные права сочинителя, ибо согласно статье 15 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" разрешить обнародовать произведение в любой форме может только сам автор и никто кроме него.

Впрочем, введение в редакциях и типографиях жесточайшего режима по "учету и хранению электронных публикаций" тоже не спасет: едва книга выйдет, как добровольные "распространители" наготове: на сканере три сотни страниц типографского текста перегоняются в электронную форму за один день, еще пару дней уйдет на считывание и правку ошибок, допущенных программой-"распознавалкой". Таких фэнов жанровой литературы, которые специально отслеживают выпуски любимых авторов и делятся с приятелями из других городов своими новыми приобретениями, дабы потом всласть пообсуждать понравившееся, - предостаточно, причем делают они это совершенно бескорыстно, не жалея времени и сил. И, разумеется, вопреки все тому же Закону об авторском праве (согласно его статье 4 экземпляром считается любая материальная форма копии, в том числе и электронная). В итоге мало-мальски привлекательное произведение появляется в электронных сетях уже на четвертый день после выхода из типографии. О каком тут переиздании вести речь?

У нас абонентов сетей пока не столь много, хотя их общее число уже превосходит тиражи самых популярных новинок. На Западе же, даже в глухих его провинциях, многие подключены к Интернет и не меньше наших соотечественников любят "халяву". Да и Россия старается не отставать. Конечно, на московских, питерских, новосибирских и прочих интернетовских сайтах выкладывается намного меньше книг, чем, к примеру, на одном только сервере Конгресса США или даже любого американского университета. Но количество - дело наживное. К тому же есть еще и некоммерческая сеть Фидо: ежедневно по ее каналам во все концы страны разлетаются десятки новых произведений, чьи авторы могут и не подозревать о столь широком их "тиражировании". А если и узнают? Что им предпринять в этой ситуации? Пока ограничиваются предупреждениями в адрес организаторов и "администраторов" книжных файловых эхоконференций (на сетевом сленге, файл-эх, или фэх), вроде такого:
"Разведка донесла, что по твоей фэхе прошло несколько моих произведений, взятых, по всей видимости, с пиратского сидюка "Text Collection" (о нем ниже. - Ред.).

Хотя твоя фэха, судя по ее правилам, также не в ладах с законом об авторском праве, прошу впредь воздержаться от распространения моих произведений без санкции автора.
Учти, что в будущем подобное пиратское распространение может обернуться реальными неприятностями с законом, так что по крайней мере к авторским правам граждан России тебе же выгоднее относиться с большим уважением..."

Но технология и правила ведения эхоконференций таковы, что отправить файл в путешествие может любой владелец компьютера с модемом, администратор же конференции (в сети его называют модератором) узнает о факте отправки и сможет наказать (отключить от своей файл-эхи) виновника лишь постфактум.

БИБЛИОТЕКА... ИЗ-ПОД ПОЛЫ

Подозреваю, что иной читатель подумает: "То же мне проблема! Модемщиков в России так мало, что все эти сети, сайты, файл-эхи никак не могут повлиять на книжный рынок".

Так-то оно так. Пока. Сети, и коммерческие, и любительские, растут как на дрожжах. Но есть и другой способ относительно дешевого распространения электронных книг - издание дисков CD-ROM.

Первая же попытка выпустить в свет электронную библиотеку на лазерном диске "Text Collection version 1.0", используя цивилизованные способы отношений с автор ами (издатель известен, ряд авторов дали свое согласие на участие в проекте), закончилось жутким скандалом.

Юрий Hестеренко, Москва:
"Hедавно я узнал о выходе CD, на коем, в разделе Unknown authors (!!!), находится 20 моих произведений. Я что-то не припомню, чтобы давал согласие на распространение моих вещей в виде файлов до их издания в печатном виде. Мы это просто не обсуждали. Hо уж во всяком случае я и в страшном сне не мог позволить распространять их без указания автора! Требую объяснений."

Сергей Бережной, Санкт-Петербург:
"1. Я совершенно официально заявляю, что тексты Юрия Hестеренко никогда не распространялись мною в сети. Предоставленные автором файлы использовались только для организации публикаций.
2. Упоминание моего имени и адреса на компакте "Text Collection" Игоря Загуменнова правомерно только в отношении произведений, которые было разрешено авторами распространять в файловом виде. В остальных случаях ссылка на меня как на агента неправомочна.
3. Распространяемые мной файлы содержат имя автора, знак защиты авторских прав, а также следующий текст:
"Данное художественное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия владельца авторских прав на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия владельца авторских прав HЕ ДОПУСКАЕТСЯ".
При подготовке CD "Text Collection" из всех файлов это уведомление было удалено, что является прямым нарушением условий распространения.
Текст, помещенный в ридми-файле: "...находящиеся на этом диске, распространяются в электронной форме с ведома и согласия владельцев авторских прав либо их литагентов", - является в общем случае ложью, так как реально это обговаривалось лишь с очень ограниченным кругом авторов (в основном, киевских) и лишь с двумя агентами - мной и Дмитрием Громовым (Харьков), чем и объясняется присутствие там наших фамилий.
Hи я, ни Дмитрий Громов не могли дать Загуменнову разрешение на публикацию на CD текстов писателей, которых мы не представляем. Кроме того, здесь присутствуют произведения, категорически не предназначавшиеся для распространения (черновики, наброски, личные заметки, файлы верстки и т.д.)
4. В настоящий момент я знаю о резко негативной реакции ряда авторов на появление электронных публикаций их текстов на CD "Text Collection". В частности, по этому поводу достаточно сурово высказался Борис Стругацкий. По моей информации, агентство "Классик" (СПб), представляющее интересы ряда авторов, готовит исковое заявление на издателей этого CD за нарушение авторских прав его клиентов.
5. Я отзываю свое разрешение Загуменнову на участие текстов представляемых мною авторов на издаваемом им CD. Я не буду преследовать его в судебном порядке за публикацию произведений, на которые он получил у меня разрешение, но сохраняю за собой право преследовать его в судебном порядке за публикации, на которые он не получал разрешения - в том числе произведений Юрия Hестеренко.
6. Я не снимаю с себя вины за то, что принял участие в издании пиратского CD, передав права на публикацию ряда текстов. Теперь совершенно ясно, что делать этого не следовало. В обмен на свое разрешение я получил бесплатный экземпляр CD, репутацию агента, который участвует в пиратских проектах и подставил свое издательство, которое теперь ассоциируют с этим пиратским изданием. Бесплатный экземпляр я готов вернуть. А доброе имя попытаюсь восстановить теми способами, которые считаю для этого приемлемыми."

Дмитрий Громов, Харьков:
"...официально заявляю, что для публикации на текстовом компакт-диске "Text Collection" мною были предоставлены Игорю Загуменнову произведения только тех авторов, с которыми сотрудничает творческая мастерская "Второй блин" (Харьков). Все предоставленные мной тексты были либо опубликованы ранее в бумажных изданиях, либо находились в свободном доступе в сети Fido, либо - и то, и другое одновременно. Hа тексты, находящиеся под эксклюзивом, было также получено разрешение издателей.
Мною было выдано разрешение Игорю Загуменнову выпустить предоставленные мною тексты на компакт-диске тиражом не более 1000 экз.
В настоящее время фактический тираж "Text Collection" составил 4000 экз., в 4 (!) раза привысив максимально оговоренный!
Как только это стало мне известно, я немедленно отправил Игорю Загуменнову официальное запрещение на дальнейшее тиражирование вышеупомянутого CD, и мною было получено подтверждение, что это сообщение Загуменновым получено.
С этого момента, в случае дальнейшего тиражирования "Text Collection", я оставляю за собой право на любые разрешенные законом санкции против издателя CD, вплоть до судебного преследования."

Андрей Чертков, Санкт-Петербург:
"Сегодня утром мне позвонил Александр Старцев... (Если кто не знает, это известный питерский рок-журналист, в 80-е годы - редактор самиздатовского журнала "Рокси".) Повод для звонка: ему стало известно, что на небезызвестном диске Игоря Загуменнова "Text Collection N 1" опубликована его фантастическая повесть "Путешествие на Черную Ухуру". Будучи человеком далеким от компьютерных дел, он попросил меня разъяснить ситуацию: как такое случилось и возможна ли компенсация за незаконное использование авторских прав и возмещение морального ущерба, поскольку повесть на диске опубликована в жутко урезанном варианте, а кроме того - не указан второй автор повести А.Дидейкин. Я рассказал ему, что происходит вокруг этого диска, и объяснил, что в настоящее время материальная компенсация вряд ли возможна. Тогда он попросил меня довести до всеобщего сведения, что возмущен фактом этой публикации, но особенно тем, что повесть опубликована под одной его фамилией, без указания соавтора. Кстати, я сверил текст, имеющийся на диске, с единственной бумажной публикацией повести - в фэнзине "Измерение Ф" (1988, N 2), - и с удивлением обнаружил, что публикация на диске, по сути, представляет собой лишь жалкий огрызок повести, обрывающийся буквально на полуслове - в общей сложности не более 10% оригинального текста.
Хочу добавить и от себя. Hа диске я обнаружил ряд критических и публицистических материалов, которые я готовил как автор и как редактор. Естественно, санкции на их публикацию - не давал никому. Hо что особенно печально - нашел там несколько своих рецензий, а точнее - "болванок", поскольку это черновой, рабочий материал, так и не доведенный до публикабельного состояния, ибо проект, для которого я их готовил, так и не состоялся. Я вообще не понимаю, как эти файлы попали на диск, поскольку я их HИКОМУ HЕ ДАВАЛ! Я могу лишь предположить, ЧЕРЕЗ КОГО эти файлы попали к Загуменнову. Впору проводить служебное расследование и давать кому-то по рукам. В любом случае, я считаю, что публикация черновых материалов является не только серьезным нарушением моего авторского права, но и болезненным ударом по моей репутации.
Короче, я настоятельно прошу Игоря Загуменнова прекратить дальнейшее тиражирование данного диска. В противном случае с моей стороны могут будут предприняты самые разные меры, включая судебное преследование с предъявлением иска за нанесенный моральный ущерб (что, как вы понимаете, стоит гораздо дороже, нежели компенсация за нарушение авторского права)."

НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ...

Приведенные письма - лишь жалкий отголосок бури, которая прокатилась по электронным специализированным эхоконференциям, где общаются авторы, критики и издатели. Причем вопрос ставился достаточно широко: как в принципе защитить автора от пиратов? Как обеспечить сбор средств с читателей для оплаты авторского труда?

Сегодня изготовить копию обычной книги на ксероксе много хлопотнее и дороже покупки оригинала. Пиратским способом (без договора с автором и без выплаты ему вознаграждения) издают и обычные книги, но это требует больших вложений. К тому же доля гонорара не столь уж велика в суммарных затратах на выпуск книги, коммерческий успех которой просчитан. Поэтому книгоиздание довольно быстро входит в цивилизованные рамки. Иное дело - лазерные диски. На один компакт помещаются тысячи текстов нескольких сотен авторов. Если всем им выплатить законный гонорар - сумма будет астрономической. Чтобы покрыть ее (расходами на составление и тиражирование диска в сравнении с ней можно пренебречь), придется назначить такую цену, что этот компакт почти никто не купит. Иначе говоря, затраты на его выпуск даже в малой мере не будут компенсированы доходом от продаж. Пиратский же "сидюк" с более чем 8-ю тысячами текстов стоит не дороже пары обычных книжек - 4 - 6 дол., в зависимости от места покупки, а спрос на него достаточно велик уже сегодня (что же будет завтра, когда "персоналка" с дисководом CD-ROM станет таким же предметом первой необходимости, как телевизор?).

Итак, выпускать лицензионные копии "книжных" дисков - дело разорительное, а пиратские - весьма прибыльное. (Доказательством чему - появление на рынке уже нескольких вариаций скандального компакта, примерно с тем же набором произведений, но под другими обложками и названиями.) Пожалуй, это самое серьезное препятствие на пути цивилизованного издания электронных библиотек. Воистину, "не продается вдохновенье", а рукописи на рынке лазерных дисков ни к чему - в ходу бесплатно копируемые файлы.

УДАРИМ ПО ПИРАТСТВУ РЭКЕТОМ?

Подозреваю, что лицензионно чистый "книжный" диск появится не скоро. А новые копии полупиратского издания вовсю штампуются и открыто продаются в самых людных местах.

И писатели с этим ничего не смогут сделать. Значит, издателям и литагентам уже сейчас нужно продумывать способы защиты авторских прав. На государство тут расчитывать не стоит. Ибо ситуация с электронными книгами, полностью повторяющая пиратство с сфере программирования, - выгодна и рядовым налогоплательчикам, и чиновникам.

В бывшем Союзе с тотальным дефицитом товаров и избытком денег существовало тpи cпоcоба pаcпpоcтpанения пpогpамм (и не только их): cпиcать, стянyть, обменять (и лишь в последнюю очередь, да и то для организаций, - купить). Сейчас ситуация аналогична - с точностью до наоборот: товаров много, а вот денег у большинства населения нет. Отчасти поэтому почти всех устраивает положение дел, при котором любой человек со средним достатком может почти задаром поcмотpеть поcледний западный фильм (котоpый не то что не вышел на экpаны в Штатах, но даже еще не cмонтирован окончательно!), за гроши купить и послушать музыкальную новинку или в той же палатке приобрести лазерный диск с программами на 10 000 дол. всего за 4 - 6 дол. (то есть 25 - 35 тыс. рублей).

Покупателя это устраивает - потому что дешево и доступно, влаcти негласно довольны - потомy что значительная часть людей, требующих наряду с "хлебом" также и "зрелищ", частично насыщается без малейших с их (властей) стороны усилий, ну и, наконец, дополнительные рабочие места налицо: пираты-копировщики и продавцы нелегальной продукции - при деле, трудятся в поте лица, а не торчат в очередях на бирже труда или на митингах. Оставшиеся же "с носом" авторы - такая малочисленная группа, которой, с точки зрения теневых и властных структур (часто смыкающихся), можно и пренебречь... Единственное, на что удается сподвигнуть блюстителей закона - провести рейд по рынкам, киоскам и "прочим злачным местам", - с целью немножко попугать торговцев интеллектуальным краденым, а более для того, чтобы самим подзаработать на мелкой пиратской сошке.

Вот и укрепляются бедный автор и его дотоле законопослушный издатель в убеждении, что есть лишь один способ защиты их интересов, давно уже вошедший в обиход в других областях деятельности. Как прямо выразился участник вышеописанного горячего диспута: "Hе давать тексты в сеть, а если кто сосканирует и выпустит пиратски - круто наезжать. И не самим, а с помощью заинтересованных издателей, которые несут от этого прямые убытки. Они, если надо, таких пиратов и к суду привлекут, а не докажут - так вышибал натравят, чтоб другим неповадно было!" Так что же: ударим по пиратству рэкетом? Какая там статья в УК?..

Есть закон об авторских правах, но не разработаны механизмы их защиты. Да и общественное мнение не осуждает пиратство. Отношение к интелектуальной собственности как ко всенародному достоянию воспитывалось в течение поколений, не так-то просто за несколько годков привить прямо противоположную модель поведения подавляющему большинству населения, особенно, если существующее положение дел его устраивает.

Родился новый мощный конкурент книжной идустрии в целом. Подозреваю, что многие заинтересованные лица такого поворота событий просто не заметили или не осознали. Да, пока электронная книга делает первые робкие шаги, но к началу следующего века, через каких-нибудь два-три года, начнется лавинообразный рост таких изданий. А способы защиты писателей в новых условиях не только не разработаны, но даже еще не намечены.

Подписи к фотографиям:
Пока авторы просят...
Полупиратский диск "Text Collection" и его полностью пиратская перепечатка.
(с) Техника-молодежи N 09 за 1997 г.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020