27 август 2020
Либертариум Либертариум

Комментарии (3)

  • О "конституционности" и "законности" СОРМ

    Кроме того, довольно подробный анализ конституционности СОРМ с цитированием Конституции и различных законов можно найти в статье "Вынесем СОРМ из избы" Александра Селиванова в журнале "Итоги" от 28 июля 1998г., номер 29 (114) стр. 20. Не ленитесь тыкнуть мышкой - очень занятное чтиво.
  • О "конституционности" и "законности" СОРМ

    Насколько я сумел понять из темы "О "конституционности" СОРМ", вопрос обчества :) к ТТ на СОРМ заключается в следующем:

    По существующим требованиям закона об ОРД, ОРД должна проводиться с санкции суда/прокурора(?). При выполнении ТТ на СОРМ вопрос о существовании таких санкций по отношению к конкретному субьекту останется открытым для провайдера и пр. Т.е., другими словами, вопрос стоит о доверии к ФСБ, точнее, к тому, что ФСБ действует законными методами.

    С другой стороны, как правильно было указано Александром Глушенковым, существует Закон о ОРД, в котором требуется конспиративность ОРД, т.е. предоставление таких сведений не предусматривается (государством!). Т.е., другими словами, государство доверяет своей ФСБ. Кроме того, существует ряд технических деталей (важных), связаных с допуском к секретной информации, о к-рых также говорил А.Г.

    Таким образом, приходим к дилемме: либо обчество :) доверяет своему государству, тогда принципиально вопрос о СОРМ стоит абсолютно корректно (за исключением технико-экономических деталей, о которых ниже), либо не доверяет, но в этом случае необходимо менять всю законодательную базу (начиная с Конституции, видимо) и структуру госвласти и госуправления.

    Видимо, в обоих случаях дальнейшая дискуссия здесь бессмысленна и должна быть перенесена в Думу, Правительство, к Президенту наконец или куда-нибудь "по принадлежности":) (не специалист, извините, и не надо эту фразу истолковывать как намек на то, что "за вами придут" - действительно слабо разбираюсь в нормотворчестве).

    Кстати, на мой взгляд, отсутствие действительно массового интереса обусловлено в целом доверием общества к государству (вопрос спорный, понятно, и я не хотел бы развития дискуссии со мной в эту сторону - это _мой личный_ взгляд и я его никому не навязываю).

    Вопрос о неких технических средствах, которые призваны автоматически проверять наличие санкций у СОРМ при доступе к провайдеру, можно разделить на две составляющих:

    - такой контроль не предусмотрен существующей нормативной базой (см. выше и комментарий А.Г.);

    - буде его (контроль) предусмотрят, принципиальная схема его будет нечто вроде той, которую предложил Сергей Леонтьев, т.е. обязательно с участием некоей третьей(их) сторон. Надежда только на некие микросхемы/софт, не подкрепленные аудитом, беспочвенна - любые криптографические методы (и вообще технические меры по защите информации) не могут работать без организационной (административной) поддержки в виде комплекса мероприятий, что опять же требует в данном случае соответствующей нормативной базы (т.е. получается на мой взгляд что-то похожее про сказку про белого бычка).

    Экономический аспект проблемы - здесь действительно имеет место быть, и вот на это я бы обратил внимание.

    Во-первых, по существующим правилам, все работы по обеспечению СОРМ будут облагаться НДС и налогом на прибыль (т.е. все из прибыли). Раз это нужно государству и для обеспечения госбезопасности, то логично эти затраты отнести на себестоимость.

    Во-вторых, должны быть какие-то разумные ограничения, подчиняющиеся объективной реальности, так как технически невозможно одновременно передать весь трафик в сети куда-либо (для достаточно развитого провайдера), например, в областном центре, где подключение к Инету - по волокну Ростелекома, клиентов много, а в городе цифровых каналов просто нет. (далее нет технической возможности у связистов и пр. - провайдеры поймут, там масса деталей). Это, насколько я понимаю, должно достигаться согласованием с местным ФСБ - если кто-нибудь знает, как это можно сделать по другому, пусть скажет.

    Что делать тем провайдерам, к-рые не смогут по экономическим причинам удовлетворить ТТ? Госсвязьнадзор отвечает однозначно - отзыв лицензии. Это экивалентно такой постановке: что важнее - безопасность государства (в существующем у государства понимании) или развитие определенного сектора рынка? Этот вопрос также, на мой взгляд, надо выносить в соответствующие законодательные структуры.

    Введение СОРМ будет происходить фактически за счет клиента, т.е. за наш с вами. Это понятно, т.к. у государства денег нет. Если бы были, то это все равно за наш счет, т.к. за счет налогов (но налогоплательщиков больше:).

    Эквивалентная постановка: обязаны ли граждане содержать свое государство или нет? (Ну я намеренно упрощаю, но в существующей законодательной базе это так). И почему те, кто не пользуется Инетом, должны за это платить?

    Упрекать АДЭ (и всех остальных, кто не пишет сюда) за узкий подход к проблеме или игнорирование ее "правозащитных" аспектов, по-моему, не совсем правильно. Цель АДЭ не есть "защита общества от государства":), (да и лично моя, например, тоже - ну извините). Конкретные вопросы _в рамках существующей законодательной базы_ там обсуждались, в результате и появилась новая редакция ТТ, которая и попыталась, как я понял, учитывать их. А законы все-таки надо исполнять, на мой взгляд, нравятся они или нет (я лично далеко не в восторге от перспективы платить больше за то же самое), а если они не нравятся, то опять-же законным (цивилизованным, если хотите) способом их изменять в лучшую сторону.

    Уфф... Простите за многословие и нежелание обсуждать технические и правозащитные аспекты ухода от СОРМ - это, на мой взгляд, тупик. А призывать не исполнять законы, даже если за их неисполнение сейчас и не предусмотрены санкции - это как раз "по-нашему", но некрасиво как-то....

  • О "конституционности" и "законности" СОРМ

    Serguei E. Leontiev [[email protected]] wrote:

    > Все таки, о чем эта самая "Статья 32. Тайна связи" Закона "О связи"?

    Федеральный закон "О связи" от 16.02.95, 15 - ФЗ
    ...
    Ст. 32. Тайна связи

    Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений,
    телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
    почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации.

    Все операторы обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

    Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической
    связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут
    выдаваться только отправителям и адресатам или их законным
    представителям.

    Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями
    электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и
    документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные
    ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного
    решения.

    Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение
    указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке,
    установленном законодательством Российской Федерации.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020