|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Дополнительное обоснование искового требования о признании недействительным решения о предоставлении действия лицензии13.04.2000, Мурзаханов Наиль Васылович, Жуковский В.М.
ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс"
400066 Волгоград, ул. Порт-Саида, 18 Телефон (8442) 36-42-54, 34-85-25 ИНН 3444063590, р/с 40702810200000000136 в АКБ ОАО "Нокссбанк", Волгоград БИК 041806831, к/с 30101810000000000831 ___ апреля 2000 года Исх. "______ Арбитражный суд Москвы Истец: Закрытое акционерное общество Ответчик: Лицензионная комиссия ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ Закрытое акционерное общество "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" (свидетельство о государственной регистрации предприятия " 15644 серия В-395, далее -- Общество) зарегистрировано администрацией Центрального района Волгограда 25.09.96 г. (номер в журнале регистрации 192, регистрационный номер 5314). В соответствии с п. 1.5.1. своего Устава Общество предоставляет информационные услуги и услуги связи, действуя на основании лицензии " 5769 на предоставление услуг телематических служб, выданной Министерством связи Российской Федерации и действующей до 24.01.2002 года (зарегистрирована в Едином реестре лицензий по связи 24.01.1997 г.). Согласно п. 1 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией " 5769 (далее -- Условия лицензии) Общество уполномочено представлять услуги телематических служб сети связи общего пользования (службы электронной почты, службы телеконференций, службы доступа к информационным ресурсам) на территории Волгоградской области. Решением лицензионной комиссии на деятельность по связи Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям (далее -- Гостелеком России) действие лицензии " 5769 приостановлено сроком на 90 дней со дня комиссии в связи с нарушением Условий лицензии -- невыполнением условий по внедрению СОРМ (протокол от 11.11.99 г. " 5). О принятом решении стало известно из письма заместителя начальника Управления Госсвязьнадзора по Волгоградской области В.А. Гречишникова " 5-1/46 от 12.01.2000 г., полученного Обществом 12.01.2000 г. Принятие решения о приостановлении действия лицензии В соответствии с абзацем 6 ст.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 16.09.98 г " 158-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 26.11.1998 " 178-ФЗ, от 22.12.1999 " 215-ФЗ, от 22.12.1999 " 216-ФЗ) лицензирующими органами являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензирующие органы осуществляют полномочия как по лицензированию, так и по приостановлению действия лицензий (п.1 ст.6). Федеральные органы государственной власти, осуществляющие эти полномочия, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями (п.2 ст.6). Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона "О связи" от 16.02.95 г. " 15-ФЗ (с изменениями от 06.01.99 г. и 17.07.99 г.) выдача, изменение условий или продление срока действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производится Министерством связи Российской Федерации. Правопреемником Министерства связи Российской Федерации стал сначала Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, а затем -- Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям (постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.99 г. " 658 (в редакции постановления от 03.08.99 " 890) "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям"). В соответствии с подпунктом 22 пункта 7 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по телекоммуникациям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.99 г. " 1049, именно Гостелеком России осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по предоставлению услуг связи и информатизации, переоформление лицензий, приостановление и возобновление действия лицензий, их аннулирование, ведение реестров лицензий, а также организует контроль за соблюдением лицензионных условий и требований. Согласно п.2 Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. " 642, выдача лицензий на деятельность в области связи осуществляется Министерством связи Российской Федерации (ныне -- Гостелекомом России) на основании решений создаваемых им лицензионных комиссий. Каково участие лицензионных комиссий в принятии решений о приостановлении действия лицензий, в данном Положении не указано. В приказе Гостелекома России от 23.08.99 г. " 39 "Об организации лицензионной работы" в целях организации лицензионной работы утвержден состав лицензионной комиссии. Положение о лицензионной комиссии нам недоступно и, следовательно, нам неизвестен ее правовой статус во всех его деталях. Однако очевидно, что лицензионную комиссию Гостелекома России нельзя отождествить с Гостелекомом России как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и регулирование в сфере телекоммуникаций. Тем более, что в ее состав входят должностные лица, не имеющие отношения к Гостелекому России (например, А.Р.Зурман, генеральный директор ОАО "Гипросвязь"). Следовательно, решение лицензионной комиссии по вопросу приостановления действия лицензии не может быть итоговым. Лицензионная комиссия может лишь сформулировать руководству Гостелекома России предложения о приостановлении действия лицензии. Данное обстоятельство и позволяет нам ставить вопрос о принятии решения о приостановлении действия лицензии ненадлежащим органом. Отсутствие оснований для принятия решения о приостановлении Основаниями для приостановления действия лицензии в соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" являются:
В так называемой выписке из протокола заседания лицензионной комиссии Гостелекома на деятельность по связи от 11.11.99 г. " 5 Обществу вменяется нарушение Условий лицензии, а именно невыполнение условий по внедрению СОРМ. Обратим в связи с этим внимание на следующее:
Указанные факты и позволяют нам ставить вопрос об отсутствии оснований для принятия решения о приостановлении действия лицензии. Ненадлежащее оформление решения о приостановлении действия В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" решение о приостановлении действия лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Указанные факты и позволяют нам ставить вопрос о ненадлежащем оформлении решения о приостановлении действия лицензии и несоблюдении порядка сообщения об этом решении. О существе разногласий по вопросу внедрения СОРМ Общество никогда не уклонялось от разработки плана по реализации Условий лицензии по обеспечению ОРМ. Свидетельство тому -- акт от 04.02.2000 г., в котором записано: "Проверкой установлено: ... 2. ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс" еще 21 апреля 1999 г. разработало "План реализации ЗАО "Байярд-Славия Коммуникэйшнс", предоставляющим услуги передачи данных на территории Волгоградской области, особых условий лицензии Госкомсвязи РФ " 5769 по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ)" и с сопроводительным письмом " 101/029 от 21.04.1999 г. направило в адрес начальника УФСБ РФ по Волгоградской области Колесникову В.П. Ксерокопии с отметкой получения (на обороте) прилагаются. ...". План до сих пор не согласован только потому, что у Общества, с одной стороны, и Гостелекома России, Госсвязьнадзора России УФСБ Российской Федерации по Волгоградской области, с другой стороны, существуют диаметрально противоположные подходы к толкованию законодательных актов и, следовательно, к решению вопроса о внедрении на сетях электросвязи России технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Все разногласия сводятся к двум вопросам:
-1- УФСБ Российской Федерации по Волгоградской области в подготовленном им проекте плана претендует на то, чтобы:
Общество в подготовленном им проекте плана предполагает:
Нетрудно заметить, что план УФСБ предусматривает такое построение СОРМ, которое позволяет при желании бесконтрольно и в любой момент времени проводить не только мониторинг почтовых сообщений, но и осуществлять управление СПД. План Общества предусматривает фиксирование каждого "сеанса" работы УФСБ. При этом Общество исходит из следующих положений законодательства. В соответствии с п.2 ст.23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 г. " 24-ФЗ не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. В соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона "О связи" тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. В соответствии с ч.2 ст.32 Федерального закона "О связи" все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что, во-первых, информация о передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям (ч.3 ст. 32) и, во-вторых, ознакомление с сообщениями электросвязи допускается только на основании судебного решения (ч.4 ст.32). Согласно п.21 Условий лицензии лицензиат обязан обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о передаваемых с использованием телематических служб лицензиата сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Ознакомление с сообщениями электросвязи, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании действующего законодательства Российской Федерации. Работники связи, допустившие нарушения указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.5 ст.32). Возложение ответственности на работников оператора связи (если оператор связи юридическое лицо) за допущение ознакомления с сообщениями электросвязи без судебного решения объективно предполагает вовлечение работников оператора связи в осуществление такого оперативно-розыскного мероприятия как снятие информации с технических каналов связи. Это первый и основной аргумент в пользу участия работников оператора связи в ОРМ. Второй аргумент: оператор связи должен быть вовлечен в процесс снятия информации с технических каналов связи, чтобы не допустить снижения качества услуг связи или прекращения доступа пользователя связи к сети электросвязи и, соответственно, претензий пользователя связи к оператору связи, в том числе требований о возмещении ущерба (ч.1 ст.38 Федерального закона "О связи"). Согласно п.15 Условий лицензии лицензиат несет ответственность перед пользователями в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств в порядке и размерах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Два первых аргумента особенно актуальны в свете такого принципа деятельности в области связи как соблюдение интересов пользователей связи (ст.5 Федерального закона "О связи"). Третий аргумент: отсутствие координации действий работников оператора связи и оперативных работников может поставить на грань срыва снятие информации с технических каналов связи в ситуации, когда при нарушении пользователем связи правил эксплуатации оконечного оборудования сети электросвязи, использовании на сети несертифицированного оборудования, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператор связи приостановит доступ пользователя к сети электросвязи до устранения недостатков (ч.4 ст.37 Федерального закона "О связи"). Необходимым условием вовлечения работников оператора связи в снятие информации с технических каналов связи является предъявление соответствующего судебного решения. ОРД представляет собой сферу повышенного риска ущемления и нарушения прав и свобод граждан. Поэтому всякое вмешательство в личную жизнь человека в рамках ОРД должно быть строго выборочным, а не общепоисковым. Оно не может носить всеобъемлющий, тотальный характер. Такое вмешательство должно быть достаточно обоснованным как в данных конкретных обстоятельствах, так и в отношении конкретного гражданина, при максимально возможном ограничении степени усмотрения должностного лица и при наличии реального вневедомственного контроля, в том числе судебного. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проведение ОРМ, которые ограничивают конституционное право человека и гражданина на тайну сообщений, передаваемых по сетям электрической связи, допускается на основании судебного решения. Вместе с тем ни судебный контроль, ни прокурорский надзор (ст.21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"), ни тем более ведомственный контроль (ст.22 того же закона) не смогут стать препятствием для произвольного либо неограниченного по времени снятия информации с технических каналов связи, если возможность контроля не будет обеспечена технически и с участием операторов связи. Уже сегодня Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в ч.5 ст.6 говорит о том, что должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Это ничто иное, как правовое основание для участия в ОРМ работников операторов связи. Известен закону и механизм защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД (ст. 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", раздел VI "Защита государственной тайны" Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). В этой связи выглядят вполне оправданно, во-первых, положение о том, что лицензиат принимает меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ОРМ (ч.1 п.23 Условий лицензии), а, во-вторых, положения п.1.2. плана реализации условий по обеспечению ОРМ, предлагаемого УФСБ Российской Федерации по Волгоградской области, согласно которого Общество согласовывает с УФСБ список лиц из числа сотрудников, обслуживающих оборудование СПД, которые будут допущены к работе по обеспечению ОРМ, принимает меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. -2- УФСБ Российской Федерации по Волгоградской области в подготовленном им проекте плана претендует на то, чтобы Общество:
Общество возражает против каких-либо финансовых затрат, связанных с внедрением СОРМ. Основным аргументом при рассмотрении и решении вопроса "кому платить?" является Соглашение между Министерством связи Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по вопросу внедрения технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России, которое предписано к исполнению всем предприятиям и организациям связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности приказом Министерства связи Российской Федерации от 18.02.97 г. " 25 "О порядке взаимодействия организаций связи и органов ФСБ России при внедрении технических средств системы оперативно-розыскных мероприятий на сетях электросвязи России". Согласно ст.5 указанного Соглашения основное бремя расходов несут операторы связи, с чем нельзя согласиться.
В соответствии со ст.19 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" финансирование ОРД осуществляется из федерального бюджета. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых органам, осуществляющим ОРД на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в ст.22 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации". Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" ОРМ проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и, в пределах своих полномочий, федеральных органов налоговой полиции в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или между органами , осуществляющими ОРД. Речь идет не о чужих, заимствованных или арендованных, средствах, а о собственных оперативно-технических средствах органов, осуществляющих ОРД. В случае отсутствия таких средств у одного из органов и предусматривается взаимная поддержка в рамках соглашений, участниками которых являются только органы, осуществляющие ОРД. Когда ч.4 ст.15 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" предписывает всем юридическим лицам в России, предоставляющим услуги связи, по требованию органов федеральной службы безопасности включать в состав аппаратных средств дополнительное оборудование и программные средства, это вовсе не означает, что юридические лица должны оплачивать это оборудование и эти средства. Наконец, в соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 01.09.95 г. " 891 "Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств" развитие оперативно-технических возможностей на объектах связи должно осуществляться органами федеральной службы безопасности или органами внутренних дел Российской Федерации при долевом финансировании других органов, осуществляющих ОРД. Решением о приостановлении действия лицензии нарушены права и законные интересы Общества, созданы препятствия для полноценного осуществления Обществом предпринимательской деятельности. Истечение 90-дневного срока на согласование плана мероприятий по внедрению СОРМ и отсутствие такого согласования влечет за собой обязанность Гостелекома России обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (ч.3 п.4 ст.13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). В этой связи первый заместитель председателя Гостелекома России Н.С.Мардер ошибочно полагает, что, если по истечении 90-дневного срока Обществом не будет согласован план мероприятий по внедрению СОРМ, на лицензионной комиссии будет рассмотрен вопрос о прекращении действия лицензии (письмо от 07.12.99 г. " 7440). Следствием принятого решения о приостановлении действия лицензии стала очередная проверка выполнения п.23 Условий лицензии (письмо начальника Управления УГСН по Волгоградской области В.С. Петрова от 03.02.2000 г. " 5-1/342, акт от 04.02.2000 г.). Данная проверка была произведена безосновательно, т.к. в письме Н.С.Мардера говорилось со ссылкой на решение лицензионной комиссии (в так называемой выписке из протокола заседания лицензионной комиссии нет решения о проверке!) о поручении Главсвязьнадзору России организовать проверку деятельности по предоставлению услуг связи Обществом по окончании срока приостановления действия лицензии, т.е. после 11.02.2000 г.. На основании всего изложенного и ставится вопрос о признании решения лицензионной комиссии Гостелекома России о приостановлении действия лицензии " 5769 недействительным. Приложение (дополнительно):
Генеральный директор Н. В. Мурзаханов Представитель, адвокат В. М. Жуковский Адвокатское бюро " 25 "Кобзарев, Прохоров и партнеры" Волгоградской областной коллегии адвокатов. 400131 Волгоград, ул. 13 Гвардейская 1 "А", офис 54, тел. 34-86-96. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |