27 август 2020
Либертариум Либертариум

Письмо N 12-8/2418 директора ЛОНИИС - ответ на запрос ОПО "Гражданский контроль" по поводу экспертизы средств по обеспечению функций ОРМ

07.10.1999

Государственный комитет Российской Федерации
по связи и информатизации

ЛОНИИС

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОТРАСЛЕВОЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СВЯЗИ

191128 Санкт-Петербург, Варшавская, д. 11
Teл. (812) 296-3867
Для телеграмм: Санкт-Петербург 128 "Марке"
Телефакс (812) 296-3878
07.10.99 " 12-8/2418
на N_____от ______
Заместителю председателя
общественной правозащитной
организации Гражданский контроль

Вдовину Ю.И.

Уважаемый Юрий Иннокентьевич!

В соответствии с разрешением Гостелекома Российской Федерации от 29.09.99 г. направляю Вам информацию в ответ на Ваш запрос от 07.09.1999 года.

Приложение: упомянутая информация на двух листах в 1 экз.

Директор ЛОНИИС Голубев А.Н. Голубев

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее.

Согласно назначению -- СОРМ это система технических средств по обеспечению функций оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), т.е. предназначенных для технического обеспечения проведения таких мероприятий. Что касается Вашего запроса о проведении экспертизы документов об организации и тактике проведения ОРМ, то, согласно ст. 4 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", далее закон "Об ОРД", нормативные акты, регламентирующие их проведение, издаются органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий. Как известно, ЛОНИИС к таким органам не относится. Согласно ст. 12 этого же закона, сведения об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну. Из вышесказанного следует, что выполнение Вашей просьбы о проведении экспертизы, в свете заданных вопросов, нормативно-технических документов, регламентирующих организацию и проведение ОРМ, неминуемо приведет к нарушению ряда Федеральных законов, в том числе "Об ОРД" и "Государственной тайне". Принимая во внимание вышесказанное, а также, что ЛОНИИС, согласно действующим законам, не имеет права проводить подобную экспертизу, вынуждены в Вашей просьбе отказать. Вместе с тем напоминаем, что контроль за оперативно-розыскной деятельностью согласно ст.20 того же закона , -- Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры которым, по их требованию, руководители органов, осуществляющих оперативно розыскную деятельность, представляют ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Принимая во внимание Ваш, на наш взгляд, понятный интерес в соблюдении конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений при организации и проведении ОРМ, считаем возможным ответить на те Ваши вопросы, ответы на которые не противоречат положениям действующего законодательства.

Согласно уже вышеупомянутой ст.4 закона "Об ОРД", нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ издаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ст.8 закона "Об ОРД", указанными нормативными актами при проведении таких ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, контроль телеграфных и иных сообщением, в том числе с использованием СОРМ, предусматривается только на основании судебного решения. Эти ОРМ организованы в настоящее время таким образом, чтобы исключить их проведение вне законов или нормативных правовых актах.

Согласно ст.32 Федерального закона "О связи", все операторы связи обязаны обеспечить тайну связи. Это также следует из закона "Об ОРД" согласно которому оператор связи не входит в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а это значит, что поручать ему проведение в той или иной форме ОРМ не представляется возможным. Из сказанного следует, что если, . как предлагается в запросе, знакомить оператора связи с судебным решением, то тем самым придется нарушать закон "Об ОРД", а именно, ст.12 в части защиты сведений о планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, и ст. 20, 21 в части контроля и надзора за этой деятельностью.

Вместе с тем согласно ст.14 закона "О связи", операторы связи обязаны в соответствии с законодательством оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Такими органами являются субъекты оперативно-розыскной деятельности, которые определены и ст. 1З закона "Об ОРД". Однако согласно ст.6 этого закона и Указа Президента Российской Федерации "891 от 01.09.95 ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, представляющих услуги связи, проводятся в том числе в интересах органов, осуществляющих ОРМ с использованием оперативно-технических сил органов ФСБ России.

Таким образом, согласно действующему законодательству, операторы связи обязаны предоставлять возможность органам ФСБ России проводить ОРМ на их сетях. Ответственность за законность проведения таких ОРМ возложена на органы, их осуществляющие. Поэтому при возникновении конфликта между оператором и потребителем его услуг связи, связанного с нарушением тайны связи при проведении ОРМ его следует решать в судебном порядке с привлечением органа, проводящего ОРМ. Оператор связи не несет ответственность за правомерность за правомерность проведения на своей сети ОРМ органами, уполномоченными на это законом "Об ОРД". Согласно ст.5 закона об "ОРД" его нарушения, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В заключение сообщаем, что мы также заинтересованы в продолжении конструктивного сотрудничества с Вашей организацией в этих вопросах.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020