27 август 2020
Либертариум Либертариум

Проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

Проект закона подготовлен Станиславом Петровским, экспертом Комитета по информационной политике ГД РФ

30.10.2001

Петровский С.В.
Защита информации. Конфидент. - 2001. - N 3. - С. 28-32

Федеральный закон
"О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины

Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе:

  • Интернет-услуги - услуги, оказание которых осуществляется путем передачи или приема данных по каналам Интернет;

  • Услуги подключения к сети Интернет - действия или деятельность по подключению оконечного оборудования, принадлежащего потребителю услуги на праве собственности или ином праве к сети Интернет;

  • Интернет-услуги электронной почты - действия или деятельность по присвоению адреса потребителю услуги и приему данных на этот адрес, а также хранению и отправке данных направленных потребителем услуги или пришедших в его адрес;

  • Интернет-услуги хостинга - действия или деятельность Оператора связи по предоставлению доступа пользователям Интернет к информационному ресурсу потребителя услуги;

  • Интернет - сеть электросвязи общего пользования, обеспечивающая передачу данных между компьютерными устройствами. В данную сеть входят все взаимоувязанные сети электросвязи, осуществляющие передачу компьютерных данных, за исключением выделенных и ведомственных сетей связи;

  • Данные - для целей настоящего закона под данными понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, обеспечивающей их нахождение и обработку непосредственно компьютерным устройством;

  • Адресат - физическое или юридическое лицо, которому передаются данные по каналам Интернет;

  • Адресация пользователей - процедура присвоения адресов пользователям Интернет-услуг (электронной почты, хостинга и так далее) для возможности приема или передачи данных на присвоенные адреса.

  • Потребитель услуги - физическое или юридическое лицо, которому или от имени которого на основании договора с лицом, оказывающим услугу, передаются данные по каналам Интернет;

  • Оператор связи - физическое или юридическое лицо, имеющее право на оказание услуг связи;

  • Пользователь сети Интернет - лицо, пользующееся оконечным оборудованием, подключенным к сети Интернет.

  • Оконечное оборудование - для целей настоящего закона под оконечным оборудованием понимаются подключаемые к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов технические средства формирования сигналов электросвязи для передачи или приема абонентами данных по каналам сети электросвязи;

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Цели настоящего Федерального закона - создание условий для устойчивого развития объемов и качества Интернет-услуг, обеспечение информационной безопасности государства и муниципальных образований, защиты законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, прав физических и юридических лиц при оказании Интернет-услуг.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.

Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, определяемым в соответствии с настоящим Законом является территория Российской Федерации.

Статья 4. Принципы деятельности в области Интернет-услуг

1. Развитие использования Интернет-услуг признается важнейшим компонентом социально-экономического и научно-технического развития общества и государства.

2. Физическим и юридическим лицам не может быть отказано в заключении публичного договора Интернет-услуг на единых с другими потребителями условиях, за исключениями случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

3. При оказании Интернет-услуг должно обеспечиваться соблюдение тайны связи. Любые ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 5. Законодательство в сфере оказания Интернет-услуг

1. Законодательство в сфере оказания Интернет-услуг состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, а также иных законов и правовых актов.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

3. Правила оказания отдельных видов Интернет-услуг и Правила адресации пользователей Интернет-услуг на территории России, а также перечень категорий потребителей для которых должны предоставляться льготные условия при оказании Интернет-услуг, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Принципы государственной политики в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг

Государственная политика в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг строится исходя из приоритета общепризнанных норм и принципов международного права, соблюдения международных договоров и иных актов международного права, ратифицированных в Российской Федерации в установленном Федеральным законом порядке, а также с учетом необходимости обеспечения информационной безопасности и защиты законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, прав физических и юридических лиц при оказании Интернет-услуг.

Статья 7. Основные направления государственной политики в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг

Основными направлениями государственной политики в сфере деятельности по оказанию Интернет-услуг являются:

  • обеспечение информационной безопасности государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц в процессе оказания Интернет-услуг;

  • обеспечение всеобщего и равного доступа к услугам подключения к сети Интернет путем создания и поддержки инфраструктуры государственных, муниципальных и общественных центров, предоставляющих на некоммерческой основе в пользование компьютерные устройства, подключенные к сети Интернет и другие услуги подключения к сети Интернет;

  • предоставление льгот при оказании Интернет-услуг социально незащищенным слоям населения;

  • развитие инфраструктуры услуг подключения к сети Интернет в сельских, отдаленных и труднодоступных районах;

  • обеспечение установленных в правовых актах минимальных требований к качеству услуг подключения к сети Интернет путем их государственной сертификации и лицензирования деятельности лиц, их оказывающих;

  • создание условий для развития дистанционных форм обучения с акцентом на распространение базовых знаний и навыков, необходимых для потребления Интернет-услуг;

  • включение базовых знаний и навыков, необходимых для потребления Интернет-услуг в обязательные государственные стандарты среднего образования;

  • содействие дистанционным формам занятости работников для более полной реализации права каждого на труд, устранения нехватки либо избытка кадров в отдельных местностях, а также участия в трудовых процессах лиц с ограниченной трудоспособностью;

  • формирование и интеграции в сеть Интернет сетей и информационных ресурсов государственных органов, образовательных и библиотечных учреждений для предоставления к ним всеобщего доступа граждан.

своевременное совершенствование механизма правового регулирования деятельности по оказанию Интернет-услуг с учетом изменения технологий и общественных отношений по поводу их использования.

 Статья 8. Лицензирование и сертификация в области оказания Интернет-услуг

1. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по оказанию Интернет-услуг электронной почты и хостинга, услуг подключения к сети Интернет, а также деятельность по оказанию иных Интернет-услуг, деятельность по оказанию которых подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Федеральным законом.

2. Лицензирование и сертификация отдельных видов Интернет-услуг осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

3. Не допускается отказ в выдаче лицензии на оказание Интернет-услуг либо приостановление или аннулирование такой лицензии по причине экономической нецелесообразности оказания упомянутых услуг либо по иным причинам, не предусмотренным Федеральным законом.

Статья 9. Требования к передаваемым данным

1. Лицо, передающее данные, должно представить их в форме, соответствующей требованиям, указанным в договоре на оказание Интернет-услуг.

2. При отсутствии в договоре оказания Интернет-услуг требований к форме данных, лицо, передающее данные, обязано представить их в форме, соответствующей требованиям, предусмотренным законом или иным правовым актом, а в случае, когда такие требования не установлены - обычным требованиям, предъявляемым для такого рода данных.

Статья 10. Передача данных, не соответствующих определенным требованиям

Лицо, передающее данные, не соответствующие требованиям, определенным по правилам статьи 9 настоящего закона, несет риск утраты, искажения или задержки доставки адресату данных, передаваемых по каналам Интернет.

Статья 11. Общие правила исполнения обязанности по передаче данных

1. Обязанность по передаче данных должна быть исполнена путем передачи данных на адрес, указанный в договоре, если соглашением сторон не установлено иное.

2. При отсутствии указания в договоре адреса, на который должны быть переданы данные, лицо, обязанное передать данные, уведомляет кредитора о готовности данных к передаче и в этом случае не несет ответственности за просрочку исполнения своей обязанности.

Статья 12. Момент исполнения обязательства по передаче данных при оказании Интернет-услуг

Если иное не предусмотрено договором оказания Интернет-услуг, обязанность передать данные считается исполненной в момент получения данных от должника оператором связи, обязанным в силу договора с должником передать данные в адрес кредитора или иного указанного им лица.

Статья 13. Место оказания Интернет-услуг

Местом оказания Интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства или месту проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем законе либо ином Федеральном законе.

Статья 14. Сроки отправки данных оператором связи

1. Сроки, в течении которых оператор связи обязан отправить полученные данные в указанный ему адрес, устанавливаются Правилами оказания отдельных Интернет-услуг, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

2. В договоре, заключенным с оператором связи, могут быть указаны сокращенные сроки доставки данных по сравнению с установленными соответствующими Правилами.

Статья 15. Документирование данных и сведений о них оператором связи при оказании Интернет-услуг

1. Документирование данных и сведений о них оператором связи при оказании Интернет-услуг осуществляется в сроки и порядке, установленные договором на оказание Интернет-услуг связи и законодательством.

2. В положении об оказании отдельных видов Интернет-услуг, утверждаемом Правительством Российской Федерации, могут быть указаны категории данных и сведений о них, для которых документирование обязательно, а также порядок и сроки такого документирования и хранения соответствующих документов оператором связи.

Статья 16. Подтверждение исполнения обязательства по передаче данных при оказании Интернет-услуг

1. По требованию отправителя данных или адресата оператор связи бесплатно выдает справку или иное подтверждение о получении или отправке данных, документированных на основании статьи 15 настоящего закона по форме, устанавливаемой законодательством, а при отсутствии утвержденной в надлежащем порядке формы, в произвольной форме с указанием реквизитов данных, позволяющих их идентифицировать, названия и организационно-правовой формы оператора связи, номера его лицензии на оказание услуг передачи данных, даты выдачи подтверждения, фамилии должностного лица, выдавшего подтверждение, а также проставлением его подписи и печати организации - оператора связи.

2. В случае, когда было произведено документирование переданных или полученных оператором связи данных в соответствии со статьей 15 настоящего закона, потребитель Интернет-услуги вправе требовать выдать ему копию документации за плату на условиях, установленных соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам по копированию документации.

Статья 17. Критерии признания данных, периодически передаваемых в Интернет, массовой информацией

1. Массовой информацией признаются данные, периодически передаваемые в тысячу или более адресов пользователей Интернет в течении дня. При этом учитываются только адреса, находящиеся на территории России.

2. Порядок определения количества пользователей Интернет для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации.

Статья 18. Государственная регистрация информационных ресурсов, распространяющих массовую информацию в Интернет

Информационные ресурсы, передающие данные, признаваемые массовой информацией согласно статье 17 настоящего закона, должны быть зарегистрированы в качестве средства массовой информации в соответствии с законодательством о средствах массовой информации.

Статья 19. Регулирование отношений по созданию, обработке и распространению данных, признаваемых массовой информацией

Регулирование отношений по созданию, обработке и распространению данных, признаваемых массовой согласно статье 17 настоящего закона, осуществляется в соответствии с законодательством о средствах массовой информации.

Статья 20. Сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета

1. Сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом.

2. Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает Интернет-услуги связи. Данные сведения о пользователе Интернета могут выдаваться только самому пользователю или его представителю.

3. Лицам, не указанным в пункте 2 настоящий статьи, сведения о пользователе Интернета выдаются оператором связи только на основании судебного решения.

Статья 21. Тайна сообщений, содержащихся в данных, передаваемых оператором связи

1. Оператор связи обязан соблюдать тайну сообщений, содержащихся в получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги.

2. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также сами эти сообщения и могут выдаваться только отправителям и адресатам или их представителям.

3. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.

Глава II. Особенности правового регулирования отдельных категорий интернет-услуг

Статья 22. Договор Интернет-услуг электронной почты

По договору Интернет-услуг электронной почты оператор связи обязуется присвоить потребителю услуги адрес и принимать направленные в этот адрес данные через сеть Интернет, а также хранить и отправлять такие данные по поручению потребителя услуги в указанные им адреса, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

Статья 23. Форма договора Интернет-услуг электронной почты и соглашения об его изменении или дополнении

1. Договор оказания Интернет-услуг электронной почты заключается в письменной форме.

2. Соглашение об изменения или дополнения договора оказания Интернет-услуг электронной почты должно быть совершено в той же форме, что и договор.

Статья 24. Обязательные условия договора Интернет-услуг электронной почты

В договоре Интернет-услуг электронной почты должны быть указаны: присваиваемый потребителю услуги адрес, дополнительные требования к форме данных, при наличии таких требований, сроки приема и передачи данных оператором связи, которые не могут быть больше, чем предусмотрено в соответствующих Правилах, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Дополнительные условия оказания Интернет-услуг электронной почты

1. В договоре Интернет-услуг электронной почты могут быть дополнительно предусмотрены: максимальный размер и сроки хранения данных, пришедших в адрес потребителя услуги, максимальный размер единовременно принимаемых или отправляемых оператором связи данных, порядок действий при превышении этих ограничений.

2. В случаях, когда договором не предусмотрены условия, упомянутые в статье 24 настоящего закона и пункте 1 настоящей статьи, действуют требования, предусмотренные иными правовыми актами, а при их отсутствии - обычные требования, применяемые в данной сфере.

Статья 26. Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интернет-услуг электронной почты

Отношения по поводу оказания Интернет-услуг электронной почты, не урегулированные настоящим законом, регулируются законодательством Российской Федерации о связи.

Статья 27. Договор оказания услуг подключения к сети Интернет

По договору подключения к сети Интернет оператор связи обязуется оказать услуги по подключению оконечного оборудования, принадлежащего потребителю услуги на праве собственности или ином праве к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

Статья 28. Форма договора оказания услуг подключения к сети Интернет и соглашения об его изменении или дополнении

1. Договор оказания услуг подключения к сети Интернет заключается в письменной форме.

2. Соглашение об изменения или дополнения договора оказания услуг подключения к сети Интернет должно быть совершено в той же форме, что и договор.

Статья 29. Правовое регулирование отношений по поводу оказания услуг подключения к сети Интернет

Отношения по поводу оказания услуг подключения к сети Интернет, не урегулированные настоящим законом, регулируются законодательством Российской Федерации о связи.

Статья 30. Договор оказания Интернет-услуг хостинга

По договору Интернет-услуг хостинга оператор связи обязуется предоставить доступ пользователям сети Интернет к информационному ресурсу потребителя услуги путем размещения данного ресурса на оборудовании, постоянно подключенном к сети Интернет, а потребитель услуги обязуется оплатить предоставленные услуги и использовать их в соответствии с договором, законом и иными правовыми актами.

Статья 31. Правовое регулирование отношений по поводу оказания Интернет-услуг хостинга

Отношения по поводу оказания Интернет-услуг хостинга, не урегулированные настоящим законом, регулируются законодательством Российской Федерации о связи.

 

Статья 32. Особенности правового регулирования рекламных Интернет-услуг

1. Местом оказания рекламных Интернет-услуг является Российская Федерация, если реклама распространяется на рынках товаров, работ и услуг Российской Федерации.

2. Законодательство Российской Федерации также применяется к действиям в области рекламы, совершаемым за пределами Российской Федерации физическими либо юридическими лицами, если данные действия приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение физических или юридических лиц на территории Российской Федерации либо влекут иные отрицательные последствия на рынках товаров, работ и услуг Российской Федерации.

Статья 33. Уведомление адресата при направлении рекламных сообщений по адресам электронной почты

При направлении по адресам электронной почты данных, содержащих рекламу, отправитель обязан указывать в теме сообщения строки "на правах рекламы", если иное не установлено соглашением с адресатом.

Глава III. ответственность в сфере оказания интернет-услуг

Статья 34. Ответственность пользователей Интернет за передачу по каналам Интернет данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено

Пользователи Интернет, отправившие по каналам Интернет данные, содержащие сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора, несут ответственность в соответствии с законодательством либо договором.

Статья 35. Ответственность оператора связи за передачу данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено

1. Оператор связи, отправивший по каналам Интернет данные, содержащие сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора, несет ответственность в соответствии с законодательством либо договором

2. В случае, когда Оператор связи передает предоставленные ему пользователем Интернет данные, содержащие сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора, Оператор связи несет солидарную с пользователем Интернет имущественную ответственность, если не докажет, что при предусмотрительности, указанной в законе или договоре он не знал и не должен был знать о содержании такой информации, а также принял все меры для нераспространения данной информации после того, как ему стало известно о ее содержании.

Статья 36. Ответственность оператора связи за нарушение сроков и порядка документирования данных

Оператор связи несет ответственность за нарушение сроков или порядка документирования данных в виде возмещения убытков, причиненных таким действием (бездействием), а также иную ответственность в соответствии с договором и законодательством.

Статья 37. Ответственность пользователей Интернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера

 

1. Систематическая умышленная отправка пользователем Интернет по адресам электронной почты данных, не запрошенных получателем и содержащих рекламу, то есть умышленная передача по адресам электронной почты два и более раз в месяц данных, содержащих рекламу адресату, не передававшему запрос на получение этих данных - влечет административный штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, а также возмещение убытков, которые возникли в результате такой передачи данных, если иная ответственность не установлена настоящим законом и иными правовыми актами.

2. Повторная передача пользователем Интернет по адресам электронной почты данных, не запрошенных получателем и содержащих рекламу после привлечения передающего лица к ответственности на основании пункта 1 настоящей статьи влечет административный штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а также возмещение убытков, которые возникли в результате такой передачи данных, если иная ответственность не установлена настоящим законом и иными правовыми актами. 

Статья 38. Ответственность оператора связи за отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера

Оператор связи несет солидарную ответственность с пользователем Интернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных получателями данных рекламного характера, в соответствии с настоящим законом и Гражданским кодексом Российской Федерации, если не докажет, что эти данные и адреса их доставки были предоставлены ему потребителем услуги и этого потребителя услуги возможно привлечь к ответственности.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 40. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.

2. Поручить Правительству Российской Федерации:

  • привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты;

  • подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;

  • принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

ПРЕЗИДЕНТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

Интернет-технологии являются именно тем наукоемким направлением, где Россия может, используя свои человеческие и технические ресурсы совершить экономический прорыв, достигнув конкурентоспособности на мировом рынке и резко повысив ряд своих макроэкономических показателей.

Так, согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, на сегодняшний день количество активных пользователей Интернет в России насчитывает около 2,5 миллионов человек. Ожидается, что к 2005 г. этот показатель составит 6,0 млн. человек, а к 2010 г. - 26,1 млн. человек.

Одновременно с ростом числа пользователей Интернет приобретает значимые для экономики России масштабы рынок услуг, связанных с передачей компьютерных данных по каналам Интернет (далее - Интернет-услуги). Так, в 1999 году доходы от услуг по предоставлению доступа в Интернет, по данным упомянутой Концепции, составили в России 190 млн. долларов США. Согласно исследованиям компании "Комкон-2" за 2000 год в российский рынок Интернет-услуг инвестированы суммы, по разным оценкам эквивалентные от 200 до 350 млн. долларов США.

Однако современное правовое регулирование в данной сфере отстает от реальных потребностей государства, граждан и организаций, оставляя в правовом вакууме целый ряд перспективных современных услуг.

Предлагаемый законопроект направлен на устранение пробелов в правовом регулировании деятельности по оказанию услуг, связанных с передачей данных по каналам сети Интернет. В сферу его регулирования не входят вопросы правового регулирования использования электронной подписи и электронных форм документации.

Концепция проекта Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" исходит из принципа минимального государственного вмешательства в отношения по поводу Интернета и установления жестких правил лишь в тех случаях, когда неурегулированность создает угрозу информационной безопасности Российской Федерации, соблюдению прав граждан и юридических лиц. Учтены также рекомендации международных организаций, согласно которым является нецелесообразным правовое регулирование отношений по поводу конкретных информационных технологий в виду их быстрого изменения и замены новыми.

Сфера действия. Подготовленный проект Федерального закона будет устанавливать правовую основу деятельности по оказанию Интернет-услуг, оказываемых под юрисдикцией Российской Федерации.

Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, является территория Российской Федерации.

Местом оказания Интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства или месту проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем законе либо ином Федеральном законе.

Закон будет решать следующие основные задачи:

1. Определения основных понятий в сфере правового регулирования Интернета (таких как "Интернет", "Интернет-услуги", "компьютерные данные", "электронная почта" и т.д., статья 1 проекта).

В настоящий момент в федеральном законодательстве эти основные понятия не закреплены, что затрудняет толкование норм права при их применении или использовании в правоотношениях, связанных с Интернет.

Понятия определяются в законопроекте в соответствии с положениями Федерального закона "О связи" от 16.02.1995 г. N 15-ФЗ, Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 г. N 24-ФЗ, Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" от 13.06.1996 г N 5-ФЗ и других.

2. Установления общих подходов к лицензированию и сертификации в области оказания Интернет-услуг. Чрезмерное вмешательство государства при развитии новых отраслей на базе Интернет-технологий оказывает пагубное влияние на темпы их роста, однако и отсутствие всякого контроля может привести к массовым нарушениям прав граждан, угрозе информационной безопасности Российской Федерации. Законопроектом предусмотрено по сравнению с действующим законодательством введение обязательного лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты.

Отсутствие в настоящий момент обязанности лицензирования деятельности по оказанию услуг электронной почты приводит к бесконтрольности соблюдения организациями, оказывающими такие услуги как технических параметров качества этих услуг, так и соблюдения законных интересов граждан, в т.ч. соблюдения тайны связи и сроков доставки сообщений, предотвращения использования электронной почты для незаконной, а то и просто преступной деятельности.

3. Закрепления основных правил, касающихся обязанностей по передаче компьютерных данных по сетям (статьи 9-12). При возникновении спорных ситуации по поводу передачи каких-либо документов или иных компьютерных данных по сетям электросвязи ряд вопросов не урегулирован законодательством Российской Федерации. Среди них наибольшую практическую значимость имеют вопросы порядка установления требований к форме передаваемых данных и последствия несоблюдения требований этой формы, а также определение момента, когда обязанность по передаче данных считается исполненной.

Законопроект предлагает устанавливать требования к форме данных на основе договора. При отсутствии в договоре оказания Интернет-услуг требований к форме данных, лицо, передающее данные, обязано представить их в форме, соответствующей требованиям, предусмотренным законом или иным правовым актом, а в случае, когда такие требования не установлены - обычным требованиям, предъявляемым для такого рода данных.

4. Обеспечения возможности подтверждения фактов передачи или получения каких-либо компьютерных данных по каналам сети Интернет. В настоящее время одной из основных проблем в сфере Интернет-услуг является сложность доказывания фактов передачи каких-либо данных, поскольку передаваемые данные нигде не фиксируются и операторы связи не обязаны их сохранять.

Однако сплошное фиксирование всех отправлений электронной почты видится нецелесообразным, так как большинство отправлений не относятся к официальной переписке и подтверждение факта их отправки или получения, как правило, не требуется.

Кроме того, сплошное документирование всех отравлений приведет к дополнительным затратам операторов связи, что скажется на уровне потребительских цен на соответствующие услуги.

Законопроект построен исходя из аналогии услуг по передаче данных в рамках электронной почты и услуг почты обычной. Соответственно, проектом предусмотрено принятие Правительством Российской Федерации Правил оказания Интернет-услуг электронной почты, где должны быть установлены различные категории отправлений. Среди этих категорий можно будет выделить как обычные отправления не требующие документирования факта их отправления, так и заказные, об отправки которых можно будет получить справку или иной документ установленного образца, по аналогии с обычными и заказными почтовыми отправлениями.

5. Отграничения информационных сетевых ресурсов (сайтов) распространяющих продукцию средств массовой информации от прочих информационных сетевых ресурсов. Согласно статье 24 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.

Таким образом, законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлены правила, позволяющие распространить его положения на любой информационный сетевой ресурс мира, даже если информацию с него получает только его владелец в России.

Количество сетевых информационных ресурсов, зарегистрированных только в Российском научно-исследовательском институте развития общественных сетей (РосНИИРОС), фиксирующим адреса информационных сетевых ресурсов с суффиксом .ru на конец 2000 г. составляет 47717 адресов. Общее же количество информационных ресурсов в мире по оценкам компании Inktomi составляет на январь 2000 года более четырех миллионов девятиста пятидесяти тысяч ресурсов.

В результате обязательная регистрация информационных сетевых ресурсов как средств массовой информации сегодня фактически не действует и в России зарегистрировано всего около ста ресурсов.

Такое положение приводит к грубым нарушением прав и законных интересов как государства, так и граждан и организаций, политических партий и объединений. Посредством сети Интернет распространяются компроментирующие материалы, сведения о ходе выборов и другая информация, наносящая ущерб информационной безопасности.

Однако приостановление или запрет деятельности информационных сетевых ресурсов, осуществляющие распространение данной информации затруднительно либо невозможно, в том числе и по причине отсутствия у них регистрации, при которой указываются ответственные лица и местонахождение редакции.

В настоящем проекте предусмотрены критерии признания данных массовой информацией, в результате установления которых будут признаваться средствами массовой информации и подлежать обязательной государственной регистрации только информационные сетевые ресурсы, ежедневная аудитория которых составляет не менее 1000 человек, находящихся в момент получения информации на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 и статья 18 проекта).

Порядок определения ежедневной аудитории устанавливается органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации (пункт 2 статьи 17 проекта).

Данный порядок позволит выделить несколько сотен российских информационных сетевых ресурсов, которые имеют значительную аудиторию для признания их средствами массовой информации и распространения на них соответствующего правового режима.

6. Сохранения конфиденциальности сведений о пользователях Интернета. Законопроект устанавливает, что сбор, хранение и распространение сведений о пользователе Интернета допускается только с его согласия, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом (пункт 1 статьи 20 проекта). Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает Интернет-услуги связи.

Сведения о пользователе Интернета могут выдаваться только самому пользователю или его представителю. Иным лицам указанные сведения выдаются оператором связи только на основании судебного решения (пункты 2 и 3 статьи 20 проекта).

7. Конкретизации обязанности оператора связи сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных. Согласно статье 21 проекта оператор связи обязан соблюдать тайну сообщений, содержащихся в получаемых, хранящихся и отправляемых им данных потребителя услуги. Информация о передаваемых по сети Интернет сообщениях, а также сами эти сообщения и могут выдаваться только отправителям и адресатам или их представителям. Любые ограничения тайны связи, в том числе задержка, осмотр, копирование данных и сведений об их отправителях и адресатах допускаются только на основании судебного решения в порядке, установленном Федеральным законом.

Данное положение конкретизирует нормы Федерального закона "О связи" в части сохранения тайны сообщений, содержащихся в компьютерных данных.

8. Детализации правового регулирования договорных отношений по поводу оказания Интернет-услуг. Законопроект включает в себя нормы, касающиеся особенностей правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг, в которых даются понятия договоров на оказание отдельных услуг, требования к форме таких договоров, их обязательные и дополнительные условия и т.д.

Указанные нормы позволят уточнить юридический статус Интернет-услуг, закрепить минимальный набор прав и юридических гарантий граждан и юридических лиц - потребителей этих услуг.

9. Распределения ответственности между оператором связи и пользователем сети Интернет за передачу по каналам Интернет данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено на основании Конституции, федерального закона или иного правового акта либо договора.

В результате того, что нередко оператор связи не обладает информацией о личности и местонахождении отправителя сведений, распространение которых ограничено или запрещено возникают спорные ситуации, касающиеся ответственности оператора связи за действия по передаче данных, содержащих упомянутые сведения.

Статьей 35 проекта предусматривается что, оператор связи несет солидарную с пользователем Интернет имущественную ответственность, если не докажет, что при предусмотрительности, указанной в законе или договоре он не знал и не должен был знать о содержании такой информации, а также принял все меры для нераспространения данной информации после того, как ему стало известно о ее содержании.

10. Ответственность пользователей Интернет за систематическую отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера. Деятельность по рассылке не запрошенных данных рекламного характера, получившая в международной практике название спамминг, приносит значительный имущественный ущерб пользователям Интернета.

Огромное число рекламных сообщений нередко блокирует получение необходимой информации по электронной почте. Расходуя оплаченное время, пользователи Интернет получают в автоматическом режиме рекламные сообщения и фактически вынуждены оплачивать их получение.

Однако действующее законодательство не позволяло привлечь к ответственности за такие действия даже когда деятельность по рассылке не запрошенных рекламных сообщений осуществлялась коммерческими организациями и частными лицами открыто.

Проектом предусматривается административный штраф и возмещение убытков лиц, пострадавших от такой деятельности.

Структура законопроекта. Данный законопроект включает в себя четыре главы:

  1. Общие положения.
  2. Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг.
  3. Ответственность в сфере оказания интернет-услуг.
  4. Заключительные положения.

Глава первая законопроекта содержит статьи, определяющие основные термины, цели, сферу действия, принципы деятельности в области оказания Интернет-услуг, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензирования и сертификации в области оказания Интернет-услуг, общие правила исполнения обязанности по передаче данных и другие положения..

Среди основных направлений государственной политики указаны принципы, направленные на обеспечение информационной безопасности при оказании и потреблении Интернет-услуг, сокращение разрыва в информатизации между различными слоями общества и отдельными регионами России, улучшение качества Интернет-услуг, увеличение доступности информационных ресурсов государственных органов, не имеющих ограниченного доступа, поддержку дистанционных форм образования и другие направления (статья 7 законопроекта).

Глава вторая, "Особенности правового регулирования отдельных категорий Интернет-услуг" устанавливает особые правила для Интернет-услуг:

  1. Электронной почты;
  2. Подключения к сети Интернет;
  3. Хостинга;
  4. Рекламных Интернет-услуг;

В данной главе изложены: общая характеристика соответствующих договоров, условия, которые в них должны или могут быть включены, отдельные нормы, учитывающие специфику оказания тех или иных услуг.

Глава третья "Ответственность в сфере оказания Интернет-услуг" устанавливает ответственность пользователей Интернет и операторов связи за противоправную деятельность в сфере оказания Интернет-услуг.

В заключительной, четвертой главе указываются сроки вступления в силу законопроекта и предложения к органам исполнительной власти по разработке нормативных актов для реализации Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг" и приведению их нормативных актов в соответствие с положениями данного Федерального закона.

В проекте сознательно не затронуты вопросы, связанные с электронной формой документов, заключением электронных сделок и электронной подписью, так как эти вопросы должны являться предметом отдельного Федерального закона, где будут установлены единые правила для всех видов сделок, включая и сделки по оказанию Интернет-услуг. Такой подход избран потому, что процесс заключения сделки на оказание Интернет-услуг с помощью обмена документов в электронной форме, заверенных электронной подписью не имеет значимой специфики по сравнению с заключением иных сделок.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат за счет федерального бюджета.

Комментарии (7)

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    Пояснительная записка:

    _Услуги считаются оказанными под юрисдикцией Российской Федерации в случае, когда местом оказания услуги, является территория Российской Федерации.

    Местом оказания Интернет-услуги считается место регистрации по месту жительства или месту проживания потребителя услуги - физического лица или место государственной регистрации потребителя услуги - юридического лица, если иное не указано в настоящем
    законе либо ином Федеральном законе._

    "Щассс", как говорил сатирик. Я по дайлапу зацеплюсь на зарубежного ISP, и подводите его потом под российскую юрисдикцию, если я на него пожалуюсь...

    Статья 11. Общие правила исполнения обязанности по передаче данных.

    По прочтении текста и медитации над ним у меня осталось впечатление о том, что авторы не вполне владеют материалом. Может быть, я и ошибаюсь, но мне кажется, что "передача данных" совершенно неадекватна по отношению к сути услуг ISP, которые предоставляют сервис, во-первых, "слоистый" (причем к верхним слоям ISP, по сути, отношения не имеют, если речь не идет о предоставлении телематических услуг), а во-вторых, негарантированный сам по себе. Суть того, чего я ожидаю от провайдера, не в том, чтобы он "взял и передал" кусок данных, а в том, чтобы он не мешал отрабатывать мне самые разные протоколы передачи оных с контрагентом. При этом, инициатором передачи той или иной совокупности данных могу быть как я (прямо и косвенно), так и мой контрагент. И если он меня не хочет, ни один ISP не в силах его принудить и "передать данные" насильно.

    Например, мне мало толку передать запрос по ftp, мне нужно еще, чтоб сервер мне запрошенный файл вернул. Мне мало толку передать данные на look-up сервер icq, мне хочется, чтоб контрагент до меня мог "достучаться". И т.п.

    Сдается, авторы попутали телематику (например, содержание удаленного почтового ящика, прокси-услуги и т.п.) с собственно услугами связи.

    1. Обязанность по передаче данных должна быть исполнена путем передачи данных на адрес, указанный в
    договоре, если соглашением сторон не установлено иное.Статья 16.1. По требованию отправителя данных или адресата оператор связи бесплатно выдает справку...

    Фактически, это то же самое, как если от почты потребовать переслать корреспонденцию заказным порядком по обычным тарифам.

    Ст. 17-19 достаточно смешны в целом. У меня дежавю - по-моему, это год назад уже один раз пережевали.

    Фактически, предполагается, что в порядке, "устан[овленном] органом, осуществляющим государственную регистрацию средств массовой информации", будет осуществляться независимый аудит посещаемости ресурсов.

    Я бы хотел посмотреть, как они это сделают.

    Если бы каким-то чудом это удалось, это привело бы только к массовому оттоку хостинга и колокейшна популярных ресурсов, по какой-либо причине не желающих регистрироваться как СМИ, за рубеж. Надо ожидать отдельного спасибо авторам билля от отечественных бизнесов, оказывающих такого рода услуги.

    Ст. 20-2. Оператор связи вправе хранить сведения о пользователе Интернета, которому он оказывает Интернет-услуги связи.

    Глюк: не указан предельный срок.

    Ст. 28-1. Договор оказания услуг подключения к сети Интернет заключается в письменной форме.

    Очевидная бомба под а) операторов, торгующих предоплаченными предъявительскими контрактами (скрэтч-карты, конверты) и б) Интернет-клубы и кафе. Надеюсь, они найдут адекватную форму общения с авторами билля :)

    Ст. 35. Ответственность оператора связи за передачу данных, содержащих сведения, распространение которых ограничено или запрещено.

    Измененное состояние сознания целиком и полностью. "Оператор связи" (common carrier) вдруг становится "издателем" (publisher).

    Статья 38. Ответственность оператора связи за отправку по адресам электронной почты не запрошенных данных рекламного характера.

    То же самое.

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    > Проект закона подготовлен Станиславом Петровским, экспертом Комитета по информационной политике ГД РФ
    Интересно было бы спросить у г-на Петровского: "С какой целью он подготовил этот проект?"
    И услышать не словесную размазню, а выжимку, квинтэссенцию.
    Ну, по-подробнее про: " обеспечение информационной безопасности государства ..., защиты законных интересов Российской Федерации ...
    И по-подробнее про то, что вся деятельность в Интернет является с точки зрения автора незаконной и обязана быть лицензирована.

    Короче, очень хочется услышать признание автора о его самом сокровенном желании: "Интернет в России должен быть запрещен!"

    Я начал писать подробный анализ законопроекта, но... нет смысла анализировать фрагменты текста, когда изначально порочен его смысл.

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    Проект не вводит новых видов деятельности, подлежащих лицензированию, а, наоборот, уточняет старые.
    Как Вы считаете, нужно отменить всякое лицензирование в области связи (или только в Интернете)?
    Улучшит ли это защищенность прав, когда каждый сможет под видом Провайдера собирать деньги с пользователей?
    Сообщество Интернет переходит из феодального строя в капитализм, а цивилизованный капитализм, как и любое цивилизованное общество не может существовать без права, судебной защиты и т.д.

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    > Как Вы считаете, нужно отменить всякое лицензирование в области связи (или только в Интернете)?
    Мое мнение, которое я тут регулярно высказываю: институт лицензирования отдельных видов деятельности неконституционен (см. например: 18842 66228 и др.) и должен быть отменен полностью, без изъятия.
    Лицензирование (не путать с сертификацией) не создает для общества никакой защиты от недобросовестного производителя (поставщика услуг). Не надо обманываться! Это только простое запрещение заниматься отдельными видами деятельности без мзды Государству. Причем -- потом никто из лицензиаров ни за что не отвечает...
    В любом случае -- судиться нужно будет с нарушившим Ваши права, а не с тем, кто ему лицензию выписал. Попытка переложить все на Государство, которое якобы и будет блюсти Ваши интересы, наказывая "не получивших лицензию" -- бесперспективна и наивна. Во-первых -- это касается гражданских взаимоотношений, и Государство здесь -- третье лишнее; а во-вторых -- преследованием "нелицензированных" может заняться только Налоговая инспекция/полиция (плюс Прокуратура, да и то -- по наущению налоговиков) -- этим Ваши права до ... они отстаивают только фискальные права Государства.
    Так что институт лицензирования не только неконституционен -- он еще и крайне вреден для становления правового Общества.

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    В очередной раз новый российский закон (или проект) создается не от сути регулируемых сущностей, а от поверхностного взгляда законодателей на проблемы, порождаемые использованием технических возможностей. И соответсвующий на выходе текст, в основном ориентируемый на регуляцию следствий, но не основ.

    Впрочем, это не удивительно, руководящий состав комитета - в основном деятели культуры, административные работники, журналисты, поэтому непонятные основы проблем они переносят на следствия. Или доверяют это своим экспертам. Как избирателю, мне очень хотелось бы узнать об образовании, трудовой истории, публикациях автора - эксперта, создавшего этот законопроект.

    Лично я вижу в этом проекте массу технических дырок, затыкание которых предполагается производить запретительными мерами. "Виноват лишь в том, что заранее разрешения не спросил". Но интернет технически сложная, автоматическая штука и не спрашивает разрешения и законодательных оснований, а просто автоматически делает то, о чем просят. О том, как решить это противоречие я говорил раньше в комментариях к более ранней интернет концепции от этого же комитета (см.
    http://www.libertarium.ru/libertarium/17834 ). Не нужно перемешивать понятия информация и информационный обмен.

  • проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    По моим ощущениям, составлявшие этот документ очень плохо представляли себе техничекие аспекты всего того, что они пытаются урегулировать, пытаясь применить утверждения, возможно, верные для телекоммуникационного бизнеса, к службам в Интернет.
    Например нет описания урегулирования служб обмена быстрыми сообщениями, ICQ (AOL), Jabber и др. И вообще есть ли смысл в лицензировании конкретных служб?
    Попытки лицензирования отдельных служб, может привести, к примеру, к замене их на другие, не подпадающие под лицензирование, или попыткам обойти навязываемые ограничения, что вполне возможно учитывая не-техническую аспектированность документа.

    В целом по тексту - навязывание правил для таких абстрактных понятий, как то обмен информацией, её передача и хранение, может быть, скорее, инструментом давления на компании, предоставляющие подобные услуги, чем попыткой контроля качества со стороны регулирующих органов.

  • Проект Федерального закона "О правовом регулировании оказания Интернет-услуг"

    Особенно поражает всеобъемлющая формулировка "Интернет-услуги - услуги, оказание которых осуществляется путем передачи или приема данных по каналам Интернет" в совокупности с утверждением "Реализация законопроекта...", призванного регулировать настолько глобально определенную область деятельности (И.Д.), "...не потребует дополнительных материальных и финансовых
    затрат за счет федерального бюджета."

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020