|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
10.11.2002, Федор Зуев
Тяжелый случай: постановление 381 на прозекторском столеI) Испольуемые нормативно-правовые акты
II) История вопросаДеятельность по изготовлению копий аудиовизуальных произведений и фонограмм формально впервые причислена к числу видов деятельности, требующих обязательного государственного лицензирования с выходом 15 сентября 1998 года Федерального Закона N158 "О лицензировании отдельных видов деятельности", где она присутствовала в одном ряду с их "распространением, за исключением розничной торговли". Это было результатом многолетней лоббистской деятельности на всех уровнях, от популярных изданий до Госдумы и Администрации Президента, проводимой медийными картелями, как международными (IFPI), так и отечественными (РАО, РФА), а также примкнувшими к ним некоторыми государственными ведомствами (Роспатент).Интересы лоббистов (насколько о них можно судить со стороны) различны. Так:
8 августа 2001 года вступила в силу новая редакция закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Из числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, было исключено распространение фонограмм и аудиовизуальных произведений. 4 июня 2002 года Правительством было наконец утверждено "Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей", анализ ключевых положений которого приведен ниже. Одновременно с этим, различными частными и местными организациями развивались различные схемы псевдолицензирования аудиопродукции, которые предлагались их инициаторами в качестве руководства для правоохранительных органов. Среди них следует отметить такие инициативы, как
III) Зарубежный опытМножество случаев регулирования звукозаписывающей и издательской деятельности с явно поставленной целью политической цензуры опускаем.Из прочих случаев особенно ярким и поучительным примером является опыт Украины. Начиная с 1999 году страна подверлась давлению Госдепартамента США, выражавшего интересы двух крупных медиа-альянсов BSA (Business Software Alliance - союза нескольких крупнейших продавцов коммерческого софта общего назначения, возглавляемого корпорацией Microsoft) и IFPI. В результате этого давления, Верховной Радой и Кабинетом Министров были приняты ряд нормативных актов, направленных на "усиление охраны интеллектуальной собственности", в частности Закон о лицензировании производства компакт-дисков, который, в частности, предоставлял представителям вышеупомянутых альянсов право проведения внезапных и произвольных проверок промышленого процесса. Проведение в течении года десатков таких проверок практически парализует деятельность заводов. К настоящему времени из пяти украинских заводов по производству компакт-дисков работают лишь два, задействуя при этом лишь часть своих мощностей. При этом количество контрафактной продукции, находящейся в обращении, по дружному мнению наблюдателей, совершенно не изменилось.
IV) Положение о лицензированииКлючевым документом в области является, безусловно, является "Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей". Именно оно определяет фактические критерии и порядок лицензирования. Поэтому, анализу и критике этого документа нами будет отведено центральное место. Однако, прежде следует сделать два важных замечания.Во первых, хотя дальнейшее обсуждение в основном посвящено нарушениям "Положением о лицензировании.." отдельных требований различных нормативно-правовых актов, не следует понимать дело так, что такие нарушения носят случайный или только технико-юридический характер. Напротив, в сумме своей они являются выражением определенной политической концепции. Концепции, подменяющей гражданские отношения, основанные на самостоятельности и равенстве перед законом участников рынка, защите ими своих коммерческих интересов собственной инициативой и за собственный счет - административным принуждением, осуществляемым на государственный счет. Причем - принуждением не в интересах общества, и даже не в интересах самого государства, а в интересах узкой группы привилегированных, "более равных чем другие" коммерческих организаций, в ущерб развитию национальной экономики, правам и законным интересам множества граждан. Во вторых нет никаких оснований полагать, что проблема состоит только в ошибочности толкования авторами данного "Положения" намерений законодателя. Ни текст закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", ни даже протоколы его обсуждения в Думе не дают никакого основания для другого, более разумного толкования концепции изготовления аудио-видео-продукции как лицензируемой деятельности. Порочна сама концепция, а "Положение" всего лишь является довольно прямолинейной реализацией ее.
Анализ лицензионных требований с точки зрения критериев лицензирования.Критерии лицензирования определены статьей 4 ФЗ "О лицензировании..." как "виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.". Расмотрим с учетом этих критериев лицензионные требования, установленные статьей 3 "Положения..." (текст см. выше.).Пункты в), г), д), и отчасти а) устанавливают общие нормы производственной дисциплины, стандартизации и хозяйственной отчетности, которые отнюдь не являются специфичными именно именно для тиражирования аудио- и видео- произведений, а совершенно однородны для любого вида хозяйственной деятельности. Безусловно, само по себе стремление видеть "осуществление производственной деятельности<...>с использованием оборудования и иных технических средств, соответствующих требованиям стандартов." весьма похвально. Однако, нет никаких оснований полагать, что такое соответствие стандартам настолько важно, что отступление от него "может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан", а тем более "обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации" в большей степени, чем отступление от стандартов при изготовлении любого другого товара. Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм не являются настолько критичными элементами хозяйства чтобы их некондиционность повлекла за собой более тяжкие последствия, нежели ущерб от нерациональной траты денег. Но последний аспект вопроса, общий для любой рыночной деятельности, безусловно, может и должен регулироваться иными методами, кроме как лицензированием. В частности, он регулируется "Законом о защите прав потребителей". Аналогично, и сама по себе деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм не несет настолько большой пожарной или бактериологической опасности, чтобы требовать особого регулирования, выделенного из общего порядка пожарного или санитарного надзора. Пункт б), безусловно, является ключевым требованием, он специфичен именно для производства экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм и именно его реализации в первую очередь требуют сторонники лицензирования. К сожалению, он основывается на совершенно ложной предпосылке о якобы существовании неких "документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм". Таких документов, которые бы в действительности могли подтвердить наличие должных имушественных авторских прав у производителя аудиовизуальных произведений или фонограмм перед контролирующим органом, безусловно, существовать в принципе не может. И поэтому вся структура лицензирования повисает в воздухе, оставляя, как у лицензируемых, так и у лицензирующих только выбор между различными вариантами неправомерных действий. В то время как статья 3 ФЗ "О лицензировании..." недвусмысленно требует строжайшего соблюдения законности при проведении лицензирования. Вышеупомянутое мнение о возможности обьективной,точной, полной и дешевой юридической атрибуции обьектов авторского права и сделок с ними, или, грубее, о том, что контрафактность экземпляра обьекта авторского права можно определить по его внешнему виду, является весьма широко распространенным заблуждением. Поэтому остановимся на его разборе подробнее. Авторское право по исходной своей природе является правом гражданским, частным. Вся его структура (причем не только у нас, но и во всем мире) рассчитана на частно-правовой способ его применения, предполагает существование не только ответчика (или "контролируемого"), доказывающего правомерность использование им обьекта авторского права, но и истца, оспаривающего эту правомерность в строго определенном отношении. Как правило, судебная процедура, относительно долгая и дорогостоящая, позволяет прийти к определенному выводу о наличии или отсутствии авторско-правовых обязательств между двумя конкретными людьми. Но не более того. Требование "подтвердить права на воспроизведение" вообще, впрок, без привязки к конкретному лицу и его требованию, не просто невыполнимо, но даже и не вполне осмысленно. Население земли сейчас составляет около шести миллиардов человек. Теоретически, каждый из них может предьявить к производителю те или иные авторско-правовые претензии или, напротив, предоставить доказательства правомерности действий производителя. Стоит ли обьяснять, что расследования подобного рода, вне зависимости от того, будут ли они вменены в обязанность производителю, или лягут на контролирующий орган, находятся далеко за пределами их возможностей? Дабы не быть голословными, приведем несколько примеров:
Заметим, что существует соблазн подойти к делу "практично". Дескать, все упомянутое - схоластика, могущая иметь значение только в некоторых редких случаях, а лицензирование поможет бороться с обычными, очевидными случаями пиратства. Обе части этого утверждения одинаково неверны. Вышеизложенные "тонкости" основываются не на академических изысканиях а на российской юридической практике последних (всего лишь!) пяти лет. Большинство сколь-нибудь известных гражданских и уголовных судебных процессов за это время, касающихся авторских прав, так или иначе затрагивали хотя бы одну из них, а большинство оставшихся - должны бы были, если бы участники процесса отнеслись к делу более добросовестно. Но даже если и допустить существование неких простых случаев, не требующих судебного разбирательства, или позволяющего обойтись разбирательством в административном порядке, то, определенно, не существует метода, позволяющего выделить такие случаи из общей массы конфликтов. Те очевидные и несомненные случаи "пиратства", которые, по утверждениям некоторых журналистов и политических деятелей, мы можем видеть на каждом шагу, только потому и выглядят очевидными и несомненными, что рассматриваются не судом а, в лучшем случае, досужими зеваками. А то и вовсе пристрастными конкурентами. И в интересах этих конкурентов, естественно, избавиться от конкуренции обвиняемых в нарушении копирайта до и без суда и при этом желательно - за государственный счет. Что и происходит в реальности. Практика лицензирования производства компакт-дисков на Украине, "Идентификационных знаков" и "Марок правообладателя" в Москве, многочисленные примеры из смежной области тиражирования программного обеспечения (в частности, пресловутое "сотрудничество" Генпрокуратуры РФ с РАПО), показывает, что упрощение процедуры всегда происходит одним и тем же способом. Из всего числа участников рынка выбирается небольшое число "уполномоченных" организаций, или, что чаще, коалиция крупнейших игроков на рынке, собственная авторско-правовая чистота и честность которых принимается как находящаяся вне подозрений, после чего ей либо прямо передается право судить и карать, либо ее подразделение (специально для такого случая созданное) начинает выполнять функцию "органа экспертизы", поставляющего надзорной власти готовые решения, под которыми последней остается только поставить свою подпись. Вернемся, однако, к лицензионным требованиям. Пункт а) помимо всего прочего, требует "обязательного указания наименования лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио-, видеокассеты или на внутреннем кольце компакт-диска вокруг установочного отверстия со стороны считываемого слоя.". В данном случае мы имеем дело с выдающимсся случаем недуга, известного как лицензирование ради лицензирования. Государственное лицензирование вводится ради того чтобы ... номер государственной лицензии был указан на внутреннем кольце компакт диска! Авторы этого изобретения полагали, по всей видимости, что подобная маркировка будет способствовать идентификации и поимке нарушителей авторского права. Однако здесь, как и в подробно рассмотренном пункте б) требований, они, так сказать, ставят телегу впереди лошади, полагая изначально заданным то, что как раз и составляет суть проблемы. Различие между контрафактной и неконтрафактной фонограммой состоит не в оформлении обложки и даже не в наличии на ней какой-либо "марки" а в моменте сугубо юридическом, непосредственно на фонограмме никак не отраженном, в наличии или отсутствии у производителя соответствующих договоров, покрывающих оспариваемые элементы фонограммы. То есть, является фонограмма лицензионной или нелицензионной - зависит как раз от того, кто именно является издателем. Таким образом, либо правообладателю, желающему защитить свое право, уже известен нарушитель, использующий фонограмму, не имея на то права - и тогда никакой лицензионный номер на диске ничего не добавит к этому. Либо издатель неизвестен - но тогда нет и никаких оснований для определенного заявления о контрафактности фонограммы, нет оснований для привлечения государства (путем подачи гражданского иска или возбуждения уголовного дела). А иных законных средств для получения конфиденциальной информации о сделках третьих лиц (издателя с изготовителем) - не существует, и сам факт наличия номера будет ему бесполезен. Разумеется, существует множество противозаконных способов получить эту информацию - но в задачи закона о лицензировании явно не входит поощрение нелегальной деятельности. Хотя, создается впечатление, что авторы "Положения..." как раз имели в виду не законную судебную процедуру, а нечто подобное. Разумеется, в некоторых смежных областях (книгоиздательство, часть софтверной промышленности) передача прав на тиражирование контролируется очень жестко, на тиражирование каждого произведения заключается всего 1-2 договора и контрафактность экземпляра можно доказать просто методом исключения, продемонстрировав, что он не имеет отношения ни к одному из правомочных издателей. Однако как раз для аудиовизуальных произведений и фонограмм это нехарактерно. Здесь широко распространено многоуровневое сублицензирование а также так называемые принудительные лицензии, выдаваемые организациями коллективного управления авторскими правами каждому желающему. Равным образом нельзя использовать этот номер и в качестве доказательства в суде, поскольку злоумышленник, в отличии добросовестного производителя, может поставить на своей продукции какой угодно номер. Заметим при этом, требование к заводу наносить что-то на внутреннее кольцо компакт диска отнюдь не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. Оно требует либо ломать весь технологический процесс, рассчитанный на печать с заранее подготовленных матриц, либо проводить серьезную модификацию оборудования. Модификацию, подчеркнем, не вызванную никакими производственными потребностями, а только лишь ведомственным нормотворчеством.
Анализ лицензионных требований с точки зрения законности.Итак, как мы видели, лицензионные требования, перечисленные в "Положении...", не могут способствовать достижению какой бы то ни было осмысленной благонамеренной цели.Вместе с тем отметим, что требования эти сами по себе противоречат нормам законодательства что, помимо общей ненормальности такого положения, лишает силы предусмотренные законом меры правопринуждения. Прежде всего, согласно части 2 статьи 1 закона "О лицензировании..." из сферы действия закона, а вместе с ним - и всех соответствующих ему подзаконных актов, исключено "использование результатов интеллектуальной деятельности". В то время как пункт б) статьи 3-й "Положения..." недвусмысленно претендует именно на то, чтобы контроилровать использование результатов интеллектуальной деятельности. Разумеется, текст самого закона не содержит никаких указаний на возможность какого-либо другого аспекта тиражирования аудиовизуальных произведений и фонограмм, требующего специального лицензирования, но формально это является именно противоречием подзаконного акта букве закона. Что означает, что при любом серьезном конфликте предпочтение будет отдано закону. Впрочем, при возникновении конфликта гораздо больше проблем принесет нестыковка "Положения..." (и, по видимому, самого "Закона о лицензировании...", но тут последнее слово остается за Конституционным Судом) с конституционным требованием свободы слова. Параграф 4 статьи 29 Конституции РФ гласит "Каждый имеет право свободно искать, получать, предавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом." Между тем, "Положение..." претендует на то, чтобы контролировать не только отдельные специфические способы производства и распространение информации, но "деятельность по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей", то есть распространение целых классов информации, которая, при этом, не может распространяться в какой-либо иной форме. Иными словами - контролировать поток информации. Не нужно иметь слишком много предубежденности, чтобы найти, что такое положение вещей неотличимо от цензуры. Которая запрещена следующим же, пятым параграфом 29-й статьи конституции. То, что целью такой цензуры является не прямой диктат содержания, а - гипотетическое - стремление к соблюдению законных прав части граждан - дела по существу не меняет. Как было отмечено выше, Министерство по по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (которому "Положением..." предписана роль "лицензирующего органа"), законом не наделено (и, при сохранении нынешних принципов правового строения Российской Федерации - не может быть наделено) ни ресурсами, ни полномочиями, ни, наконец, технической возможностью выносить имеющие юридическую силу решения по существу вопроса (Существовало ли некоторое исключительное право? Было ли оно нарушено? Нанесло ли нарушение ущерб, достаточно серьезный для применения тех или иных санкций?). А в отстутствии окончательного или вообще сколько-нибудь авторитетного решения по существу, точка зрения любого должностного лица Минпечати будет не более чем его личным мнением, не имеющим никакого отношения к исполнению законов или защите чьих-либо законных прав. Как следствие - Минпечати может, конечно, заниматься формальной бумажной работой по приему бумаг, выдаче лицензий, назначением "проверок деятельности лицензиата", ведением реестра лицензий - исключительно до того тех пор, пока у лицензиатов будет доставать доброй воли играть по тем же правилам. Законных же методов принуждения, составляющих основу любого государственного института, и, в частности, института лицензирования - оно оказывается лишено, поскольку любой суд прежде всего обратит внимание на то, что "Положение..." и руководствующиеся им чиновники претендуют разрешать или запрещать то, что уже недвусмысленно разрешено высшим законом страны - Конституцией. (Разумеется, у энергичного чиновника всегда найдется немало средств воздействия на подведомственных ему предпринимателей и помимо законной судебной процедуры. Это обстоятельство, однако, не специфично для лицензирования, и в равной степени может касаться любых требований этого чиновника, как законных, так и противозаконных, так что рассмотрением этого аспекта мы заниматься не будем.)
Здесь следует сделать еще одно, последнее, отступление. Очень многие воспринимают Конституцию РФ, в особенности те ее части, которые касаются гражданских прав, как исключительно политическую декларацию, не имеющую прямого отношения к повседневной жизни. Это не совсем так. В заключение следует отметить, лицензирование, как и вообще стремление силами государства 'бороться с "пиратством"', является весьма трудоемким и дорогостоящим (как для государства, так и для граждан) путем решения несуществующей проблемы. То есть - не существующей в качестве общегосударственной проблемы. Ложные аналогии с частной собственностью и тут сослужили законодателям и Правительству дурную службу. Функцией государства не является и никогда не являлся непосредственный надзор за полным соблюдением каждого требования авторского права. Точно так же, как функцией государства не является и никогда не являлся непосредственный надзор за точным соблюдением всех заключаемых гражданами договоров. Это не только невозможно технически, но бессмысленно и по существу. Буквальное соблюдение всех требований авторского права в отношении всех потенциальных его обьектов полностью парализовало бы всякую производственную деятельность. Как уже упоминалось выше, лишь небольшая часть потенциальных обьектов авторского права фактически выступает на рынке в качестве таковых, лишь часть исключительных прав коммерчески эксплуатируется правообладателями. Какая именно часть - определяется существующими обычаями делового оборота. Разумеется, по мере развития технологий, обычаи эти не остаются неизменными, смещая границу в ту или иную сторону. Разумеется, при этом затрагиваются интересы тех или иных граждан, которые, разумеется, заинтересованы в движении границы в наиболее выгодную для себя сторону. Один из таких сдвигов, переживаемый нами в настоящее время, и служит причиной многочисленных публичных жалоб о "массовых нарушениях авторских прав" тех, кого вновь создающиеся границы по тем или иным причинам не устраивают. Нужно ли вмешательство государственной власти в процесс установления новых границ, каким именно должно быть это вмешательство - вопрос отдельный и допускающий множество мнений. При этом однако, следует прежде всего уяснить, что любые предпринимаемые административные меры, подобные, например, рассмотренному выше лицензированию, являются именно вмешательством в институт авторского права, нарушением его нормального функционирования, а вовсе не той "защитой прав", которая служит для них предлогом. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |