|  |  | 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		Насчет ОПУС и возможности извлечения
информации из баз данных. Уважаемый автор здесь
практически обвинил МГТС в использовании своих
возможностей для сбора информации о абонентах в
интересах третьих лиц и полном отсутствии
какой-либо нормативной (законодательной) базы,
регулирующей этот вопрос. Я бы хотел отметить,
что это далеко не так.
 Во-первых, существует закон "О информации,
информатизации и защите информации", в котором
оговорена необходимость защиты персональной
информации. Во-вторых, телефонные сети - или
региональные АО "Электросязь - Н-ск" - сейчас
озабочены защитой информации, к-рая находится в
АРС (автоматизированные системы расчетов -
биллинг), а также защитой каналов управления АТС
и другого коммутационного оборудования (не
секрет, что во всех _импортных_ АТС есть
_встроенная изготовителем_ собственная функция
съема информации, которую, очевидно, нашим
специалистам не объясняют и не документируют.
Наш, отечественный :) СОРМ базируется на
отдельных дополнительных модулях, без которых не
дадут сертификат Госкомсвязи (ГКС). Так вот, эти
побочные каналы дают возможность в принципе
перехватывать всю информацию из АТС (а она
обязательно передается в процессе
установления/разрыва соединеия). В начале июля в
Спб. проходила конференция под эгидой ГКС, на
которой вопросу защиты 1) каналов передачи служебной информации, т.н.
ОКС-7, и
 2) собственно АРС, которые представляют собой
компьютер с базой данных и программой(амми) их
обработки
 уделялось большое внимание. Подчеркивалось,
кстати, что на эти части (функции?, системы?)
требования СОРМ не распространяются - СОРМ
должен быть на центре управления (ЦУС).
 Подход, который предлагает автор комментария -
децентрализация - нереален, т.к. 1) это неудобно в
эксплуатации и не решает собственных задач
самого оператора, 2) нет защиты от
недобросовестных абонентов и 3) централизованные
функции уже есть и применяются для управления
сетью, поэтому отменить их и перейти на
децентрализованный подход - нереально и
нецелесообразно (вперед к сигнальным кострам на
холмах?:).
 Выход в другом - оснащать и канал ОКС-7, и АРС
нормальными комплексными системами защиты, что
мы и предложили на конференции. Если интересно
или целесообразно, то требования к защите можно
опубликовать для обсуждения, соответственные
тексты я прилагаю.
 Всего доброго Дмитрий Старовойтов
 ООО "ТехИнформКонсалтинг"
 тел. (095)-290-25-39, (095) -290-23-07
 факс (095)-290-04-65
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		... некий комментарий к  рассуждениям
Александра Киррилова об АПУС.
 >Упомянутая Вами в вопросах к авторам
нормативных актов по СОРМ система >АПУС устроена не совсем так, как вам
представляется. Основываясь на заявлениях
 >зам. ген. директора МГТС г-на Рабовского,
сделанных им на слушаниях в
 >Московской Городской Думе 27.01.98., можно
утверждать, что система АПУС
 >представляет собой единую для всего города
базу данных, в которой содержится
 >информация обо всех телефонных переговорах
всех без исключения абонентов
 >Как Вы понимаете, хранить эту информацию можно
неограниченно долго, а [...]
 Начнем с того, что в вопросах упоминался не
только московский АПУС, а АПУС - вообще. На рынке
бСССР сейчас находится несколько (6-7) таких
систем. И реально Стром-Телекомовская система,
которая сейчас внедряется в Москве строится как
распределенная система. Т.е. к ней может быть
прикручена централизованная база данных - но
далеко не факт, что это сделано (и что будет
сделано). В рамках этой системы вполне может быть
реализована тарификация в рамках отдельных
телефонных узлов. То же самое - с глубиной
хранения информации. Она определяется
владельцем системы, а не техническим решением.
При этом надо понимать, что лог-файлы, которая
выдает аппаратура АПУС имеют весьма приличный
объем и вряд ли МГТС будет тратить сотни тысяч
долларов чтобы хранить эту информацию вечно. Все
же МГТС не является правоохранительным органом.
 >Если же отнестись к этому вопросу более
серьезно, то я считаю, что необходим >закон, регламентирующий сбор, обработку и
хранение информации, носящей
 >приватный характер, препятствующий
необоснованной персонификации этой
 >информации, а также неоправданному ее хранению
и распостранению
 Сложно с этим спорить ;-)
 >В-третьих - о том, что МГТС совместно с
каким-то институтом "проводит работу >по определению разговорной активности
различных СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
 >населения".
 Первые ссылки на эти исследования были сделаны
в публичных заявлениях руководства МГТС в то
время, когда вводимая сейчас в эксплуатацию
система АПУС не работала. Следовательно, если эти
исследования (если они действительно имели место
быть) проводились на основе каких-то других
технических решений.
 >Единообразие построения системы
повременного учета для всех видов АТС от >механических до электронных, а также наличие
номеров, звонки на которые не
 > учитываются при повременной оплате,
однозначно определяют устройство системы.
 >Отследить набранный номер и сопоставить его со
списком "бесплатных" номеров на
 >механических и координатно-шаговых АТС
практически невозможно. Только система,
 >основанная на единой базе данных по всем
телефонным номерам города в сочетании с
 >существующей аппаратурой АОН (Автоматического
Определения Номера звонящего
 >абонента), позволяет решить задачу
обслуживания "бесплатных" и "льготных"
номеров.
 Ничего подобного. Из упоминавшихся 6-7 систем
только 1 или 2 используют аппаратуру АОН.
Московская (как писал выше - производства
Стром-Телеком) - не использует. Информация о
бесплатных и льготных номеров в ней
обрабатывается не в самой аппаратуре АПУС, а на
этапе выставления счета (если отвлечься от
незначительных деталей).
 Само по себе создание такой базы данных не
нарушает ни чьих прав - если правильно
организовать хранение информации и доступ к ней.
Ни у кого не возникает возражений против того,
что подобные базы данных ведет
"междугородка". А текущая правовая ситуация
фактически вынуждает любую ГТС, которая вводит в
действие повременную оплату за телефон - иначе
как прикажете вести претензионную работу с
абонентами? Единственный способ для ГТС
обосновать справедливость выставленного счета -
предъявить абоненту список всех его звонков.
 >Для того, чтобы создать систему повременного
учета,не обладающую столь опасными >для общества побочными свойствами, необходимо
выполнить всего лишь одно условие:
 >обработка информации о телефонных переговорах
абонента должна производиться
 >локально, без возможности сопоставления ее с
информацией о других абонентах.
 >Устройство, отвечающее этим требованиям,
должно устанавливаться в квартире абонента,
 >и выполнять функции авторизации доступа к
телефонной линии и вычисления платы
 >абонента за предоставленные услуги. Не более
того
 Все хорошо, но техническая возможность
создания таких устройств, приемлемых по
стоимости появилась совсем не давно. И до конца
не понятно, во что с технической и экономической
точек зрения выльется массовое внедрение
аппаратуры такого рода, не говоря о том, что в
природе она попросут отсутствует и ее только
предстоит разработать и внедрить в производство.
 И предъявлять ГТС претензии, что они изначально
на подобные новаторские решения не рассчитывали
в своих планах как-то странно.
 С уважением
 Сергей Нестерович
 P.S. Вся информация о состоянии дел с АПУС в
Москве, на которую я ссылался может быть получена
из публикаций в прессе и других открытых
источников.
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		Сергей Нестерович 28 июля 1998г. пишет:
 
 > Само по себе создание такой базы данных не
нарушает ни чьих прав - если
 > правильно организовать хранение информации и
доступ к ней. Ни у кого не
 > возникает возражений против того, что
подобные базы данных ведет
 > "междугородка".
 
 > А текущая правовая ситуация фактически
вынуждает любую ГТС, которая вводит
 > в действие повременную оплату за телефон -
иначе как прикажете вести
 > претензионную работу с абонентами?
Единственный способ для ГТС обосновать
 > справедливость выставленного счета -
предъявить абоненту список всех его
 > звонков.
 
 Забавно. Все равно, как если бы я, в подтверждение
того, что Вы мне должны,
 предъявил бы Вам свою запись в своей записной
книжке...
 
 А фантомные записи о звонках и соответствующие
ошибки биллинга - отдельная
 проблема. Относительно небольшая для телефонных
операторов и очень серьезная
 для провайдеров Интернет.
 
 > >Для того, чтобы создать систему
повременного учета,не обладающую столь
 > опасными
 > >для общества побочными свойствами,
необходимо выполнить всего лишь одно
 > условие:
 > >обработка информации о телефонных
переговорах абонента должна
 > производиться
 > >локально, без возможности сопоставления ее
с информацией о других
 > абонентах.
 
 > Все хорошо, но техническая возможность
создания таких устройств, приемлемых
 > по стоимости появилась совсем не давно.
 
 Телефоны-автоматы существуют с 30-х гг., если я не
ошибаюсь.
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		27 июля 1998г. Александр Кириллов  [email protected] 
написал:
 
>... 
>         Для того, чтобы
создать систему повременного учета,не
обладающую 
> столь опасными для общества побочными
свойствами,  необходимо   выполнить 
> всего лишь одно условие:   обработка
информации  о телефонных переговорах 
> абонента должна производиться локально, без
возможности сопоставления ее с 
> информацией о других абонентах. Устройство,
отвечающее этим требованиям, 
> должно   устанавливаться  в квартире
абонента,  и   выполнять функции 
> авторизации доступа к телефонной линии  и
  вычисления платы   абонента за 
> предоставленные услуги. Не более того.
 
    "Устройство, отвечающее этим
требованиям", называется телефон-автомат :) 
    Телефон-автомат реализуют расчеты без
биллинга. Учетными единицами могут 
    быть физические объекты (жетоны,
монеты) или цифровые объекты. Последний 
    вариант реализован, например, в
карточных телефонах, он не требует 
    инкассации (жетон "уходит" по той
же линии, по которой осуществляется 
    коммутация) и, таким образом, очень
неплохо подходит для установки в 
    квартире :)
	
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		Дмитрий Старовойтов 27 июля 1998г. комментирует:
 
 > Уважаемый автор здесь практически обвинил
МГТС в использовании своих
 > возможностей для сбора информации о абонентах
в интересах третьих лиц ...
 
 По тексту "обвинения" не было, было
акцентирование технической возможности.
 
 > ... и полном отсутствии какой-либо нормативной
(законодательной) базы,
 > регулирующей этот вопрос.
 
 Дело не в нормативной базе, дело в технической
инфраструктуре. То же самое,
 что показывает обсуждение СОРМ - есть
нормативная база (Конституция, Закон о
 связи), которая искажается и делается
неконсистентной.
 
 Закон можно поменять за месяц, сложные
технические инфраструктуры создаются
 годами и служат десятилетиями.
 
 Я почти никого не знаю в МГТС, и готов априорно
допустить, что там работают
 честные и порядочные люди. Однако ставить
надежность системы в целом в
 зависимость от законопослушности и порядочности
человека, работающего на том
 или ином функциональном месте - по меньшей мере
странно.
 
 > Я бы хотел отметить, что это далеко не так.
Во-первых, существует закон "О
 > информации, информатизации и защите
информации", в котором оговорена
 > необходимость защиты персональной
информации.
 
 Если Вы сами в это верите, в следующий раз не
заставляйте меня гонять по
 Москве и Подмосковью высокооплачиваемых
сотрудников в качестве курьеров ...
 :)
 
 > Во-вторых, телефонные сети - или региональные
АО "Электросязь - Н-ск" -
 > сейчас озабочены защитой информации, к-рая
находится в АРС
 > (автоматизированные системы расчетов -
биллинг), а также защитой каналов
 > управления АТС и другого коммутационного
оборудования (не секрет, что во
 > всех _импортных_ АТС есть _встроенная
изготовителем_ собственная функция
 > съема информации, которую, очевидно, нашим
специалистам не объясняют и не
 > документируют.
 
 Вот это - действительно отдельный важный
содержательный вопрос. Его можно
 конструктивно обсуждать.
 
 (Не сочтите за персональный наезд, но если бы
известное нам ведомство не
 закупало в таких страшных количествах технику
для ответственной связи у
 Siemens, жить было бы много легче...)
 
 > Наш, отечественный :) СОРМ базируется на
отдельных дополнительных модулях,
 > без которых не дадут сертификат Госкомсвязи
(ГКС). Так вот, эти побочные
 > каналы дают возможность в принципе
перехватывать всю информацию из АТС (а
 > она обязательно передается в процессе
установления/разрыва соединеия).
 
 Дадут возможность - кому?
 
 > В начале июля в Спб. проходила конференция под
эгидой ГКС, на которой
 > вопросу защиты
 > 1) каналов передачи служебной информации, т.н.
ОКС-7, и
 > 2) собственно АРС, которые представляют собой
компьютер с базой данных и
 > программой(амми) их обработки
 > уделялось большое внимание. Подчеркивалось,
кстати, что на эти части
 > (функции?, системы?) требования СОРМ не
распространяются - СОРМ должен быть
 > на центре управления (ЦУС).
 
 Действительно, отдельный вопрос: как построить
надежную сеть с использованием
 оборудования, которому не доверяешь? Но, вроде бы,
не в июле, не ГКС и не
 в СПб это начали обсуждать впервые. Вся
криптография - именно про это. Будет
 открытый рынок решений - будут и решения, в
частности, и этой задачи.
 
 > Подход, который предлагает автор комментария -
децентрализация - нереален,
 > т.к. 1) это неудобно в эксплуатации и не решает
собственных задач самого
 > оператора,
 
 Вот операторы автоматных сетей-то дураки, не
понимают, что своих задач не
 решают. Надо бы им сказать, а то развернули
многомилионный нереальный
 бизнес...
 
 > 2) нет защиты от недобросовестных абонентов,
 
 Отдельная задача, но решается она за счет
архитектуры с
 предполагаемым взаимным недоверием. Иначе будет
"защита сети от абонента" со
 всеми теми последствиями, которые мы уже месяц
обсуждаем. (И с которыми
 столкнулись в других классах сетей, например
банкоматных).
 
 > и 3) централизованные функции уже есть и
применяются для управления сетью,
 > поэтому отменить их и перейти на
децентрализованный подход - нереально и
 > нецелесообразно (вперед к сигнальным кострам
на холмах?:).
 
 Это - самый серьезный вопрос. Мне кажется,
Дмитрий, что Вы слишком
 прямолинейно видите пути развития телекома.
Наряду с долгим и устойчивым
 трендом к централизации, существует и тренд к
децентрализации. В США он стал
 видимым невооруженным глазом к середине
семидесятых и привел в конце-концов к
 разукрупнению Мамы Белл (AT&T). В Европе - чуть
позже. И у меня есть все
 основания полагать, что он сдерживался в течение
долгого времени чисто
 политически. Одна половинка аргументации - в
известной книге Хьюбера "Law And
 Disorder in Cyberspace". Вторая половинка - это Echelon и все,
что с ним
 связано - еще не нашла своего летописца.
 
 Я понимаю, что экономика отрасли - тема для
отдельного внимательного
 обсуждения (и заинтересован в таком обсуждении).
Однако, вот две эмпирических
 зарисовки, указывающие на ход моих размышлений.
 
 1. Сравним архитектуру Internet и существующих
телефонных сетей на предмет
 централизации/децентрализации. Глядя на
реализацию Internet, можно
 невооруженным глазом заметить:
 
 (а) централизованно выполняются только функции
самого нижнего уровня
 (фактически, только маршрутизация IP), все
вышестоящие протоколы
 отрабатываются децентрализованно;
 
 (б)расчеты за большинство типов услуг
выполняются по тем же каналам, что и
 оказание услуг. Примечательное исключение -
провайдинг собственно коммутации
 IP-пакетов - оплачиваемый посредством биллинга -
скорее тот поручик, который
 идет сильно не в ногу. Плюс - провайдинг
коммутации (провайдинг доступа),
 который пять лет назад практически занимал весь
рынок Internet, постепенно
 относительно "съеживается".
 
 Чисто экономически, безбиллинговые системы
оплаты должны выдавить
 биллинговые; препятствовать этому могут лишь
инерция уже созданных систем (на
 которую Вы совершенно правильно указываете) и
политические факторы.
 
 Помимо всего прочего, централизация несет в себе
концентрацию и снижение
 управляемости не только социальных рисков,
которые начал обсуждать Александр,
 но и многих технофинансовых рисков отрасли.
Громоздить иерархию можно только
 до какого-то предела, потом она падает под
собственной тяжестью. То, что Мама
 Белл не слишком активно сопротивлялась
разукрупнению, частично imho было
 связано с тем, что издержки биллинга выросли с 10%
операционных расходов в
 начале века до 30%+ в семидесятые (а в Европе
кое-где - до 50%!).
 
 2. Уместно сравнить специфически телефонные
протоколы (например, ОКС-7 suite
 - кстати, реализовал ли кто-нибудь когда-нибудь ее
полностью???) с базовым
 набором протоколов Internet на предмет толщины пачки
бумаги и стоимости
 реализации....
 
 > Выход в другом - оснащать и канал ОКС-7, и АРС
нормальными комплексными
 > системами защиты, что мы и предложили на
конференции.
 
 Не понимаю, почему "другое"? Ну, инкапсулирую
я протоколы Internet или
 инкапсулирую ОКС-7, какая разница? Только что
второе сложнее...
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		Хм. Стоимость такого решения - явно не годится.
Более того, уже давно
 обсуждался вопрос о создании телефона с
смарт-картой как идентификатором,
 платежным средством и пр. Это слишком
дорогостоящее занятие как для АТС, так
 и для абонентов. Кстати, (себе)стоимость звонка из
автомата намного выше
 стоимости звонка с стационарного телефона
(обычного). Плюс ко всему, для
 автоматов традиционно применялась трехпроводка
с переполюсованием, почему се
 йчас трудно (на старых) АТС идентифицировать
автомат и почему есть отдельные
 автоматы для межгорода.
 
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> Дмитрий Старовойтов 27 июля 1998г. комментирует:
 
 >> Уважаемый автор здесь практически обвинил
МГТС в использовании своих
 >> возможностей для сбора информации о абонентах
в интересах третьих лиц ...
 
 > По тексту "обвинения" не было, было
акцентирование технической возможности.
 
 согласен. из контекста следовало, но прямого
обвинения не было
 >> ... и полном отсутствии какой-либо нормативной
(законодательной) базы,
 >> регулирующей этот вопрос.
 
 
 я как раз писал, что есть закон, правда очень
несовершенный
 
 
 > Дело не в нормативной базе, дело в технической
инфраструктуре. То же самое,
 > что показывает обсуждение СОРМ - есть
нормативная база (Конституция, Закон о
 > связи), которая искажается и делается
неконсистентной.
 
 
 > Закон можно поменять за месяц, сложные
технические инфраструктуры создаются
 > годами и служат десятилетиями.
 
 
 о чем и я. Инфраструктура уже сложилась, и
карточки, к сожалению, опоздали к
 моменту появления цифровых АТС. Кроме того,
подавляющее большинство
 претензий к расчетам не имеет, в основном
претензии связаны с
 "секс-телефонами" и пр., когда звонят дети
или люди не понимают или не
 обращают внимание, что звонок - международный.
 
 > Я почти никого не знаю в МГТС, и готов априорно
допустить, что там работают
 > честные и порядочные люди. Однако ставить
надежность системы в целом в
 > зависимость от законопослушности и порядочности
человека, работающего на том
 > или ином функциональном месте - по меньшей мере
странно.
 
 
 я и не ставлю, у меня профессия как раз по этой
части (информационная
 безопасность).
 
 >> Я бы хотел отметить, что это далеко не так.
Во-первых, существует закон "О
 >> информации, информатизации и защите
информации", в котором оговорена
 >> необходимость защиты персональной
информации.
 
 > Если Вы сами в это верите, в следующий раз не
заставляйте меня гонять по
 > Москве и Подмосковью высокооплачиваемых
сотрудников в качестве курьеров ...
 > :)
 Не понял ? :)
 
 >> Во-вторых, телефонные сети - или региональные
АО "Электросязь - Н-ск" -
 >> сейчас озабочены защитой информации, к-рая
находится в АРС
 >> (автоматизированные системы расчетов -
биллинг), а также защитой каналов
 >> управления АТС и другого коммутационного
оборудования (не секрет, что во
 >> всех _импортных_ АТС есть _встроенная
изготовителем_ собственная функция
 >> съема информации, которую, очевидно, нашим
специалистам не объясняют и не
 >> документируют.
 
 > Вот это - действительно отдельный важный
содержательный вопрос. Его можно
 > конструктивно обсуждать.
 
 > (Не сочтите за персональный наезд, но если бы
известное нам ведомство не
 > закупало в таких страшных количествах технику
для ответственной связи у
 > Siemens, жить было бы много легче...)
 
 Сименс это как раз отдал, и этот блок выкинули, но
от этого не легче с
 остальными производителями. Более того, средства
доверенной загрузки
 программ (а они все на спецязыке с странным
именем (забыл:) на Унихе:)
 позволяют запретить загрузку этого софта
принудительно.
 Речь идет о Хайкомах.
 С EWSD, которые идут на обычную связь, как дела
обстоят, не знаю, но думаю,
 что он там, родимый.
 
 >> Наш, отечественный :) СОРМ базируется на
отдельных дополнительных модулях,
 >> без которых не дадут сертификат Госкомсвязи
(ГКС). Так вот, эти побочные
 >> каналы дают возможность в принципе
перехватывать всю информацию из АТС (а
 >> она обязательно передается в процессе
установления/разрыва соединеия).
 
 > Дадут возможность - кому?
 Во-первых, производителю - это просто (с помощью
их сорм).
 Во-вторых, просто хакеру, т.к. "слом" АТС как
максимум эквивалентен слому
 соответствующей версии Unix (или подбору пароля).
 Кроме того, возможен несанкционированый бизнес
обслуживающего персонала,
 когда, например, междугородку пускают "за
счет" какого-нибудь клиента с
 большим объемом трафика - это обычное
переназначение вызова. Говорят даже,
 что тот инженер, который звонит по межгороду за
свой счет (из дома) - плохо
 учил матчасть :)
 
 >> В начале июля в Спб. проходила конференция под
эгидой ГКС, на которой
 >> вопросу защиты
 >> 1) каналов передачи служебной информации, т.н.
ОКС-7, и
 >> 2) собственно АРС, которые представляют собой
компьютер с базой данных и
 >> программой(амми) их обработки
 >> уделялось большое внимание. Подчеркивалось,
кстати, что на эти части
 >> (функции?, системы?) требования СОРМ не
распространяются - СОРМ должен
 быть
 >> на центре управления (ЦУС).
 
 > Действительно, отдельный вопрос: как построить
надежную сеть с
 использованием
 > оборудования, которому не доверяешь?
 
 Реализуемо с помощью средств защиты, которым
доверяешь. (по отношению  к
 атакам извне, по крайней мере). А так, для винтеля,
например - Аккорд или
 Сикрет Нет.
 
 > Но, вроде бы, не в июле, не ГКС и не
 в СПб это начали обсуждать впервые.
 
 Елы-палы. Я говорю _про ГКС и проблемы защиты в
АРС_ (к тому же у нас в
 стране).
 
 
 >> Подход, который предлагает автор комментария -
децентрализация - нереален,
 >> т.к. 1) это неудобно в эксплуатации и не решает
собственных задач самого
 >> оператора,
 
 > Вот операторы автоматных сетей-то дураки, не
понимают, что своих задач не
 > решают. Надо бы им сказать, а то развернули
многомилионный нереальный
 > бизнес...
 
 Ирония неуместна, т.к. в контексте речь шла о
квартирных телефонах.
 
 
 >> 2) нет защиты от недобросовестных абонентов,
 
 > Отдельная задача, но решается она за счет
архитектуры с
 > предполагаемым взаимным недоверием. Иначе будет
"защита сети от абонента" со
 > всеми теми последствиями, которые мы уже месяц
обсуждаем. (И с которыми
 > столкнулись в других классах сетей, например
банкоматных).
 
 Нереально по экономическим причинам -
повременку-то осилить не можем.
 
 
 >> и 3) централизованные функции уже есть и
применяются для управления сетью,
 >> поэтому отменить их и перейти на
децентрализованный подход - нереально и
 >> нецелесообразно (вперед к сигнальным кострам
на холмах?:).
 
 > Это - самый серьезный вопрос. Мне кажется,
Дмитрий, что Вы слишком
 > прямолинейно видите пути развития телекома.
Наряду с долгим и устойчивым
 > трендом к централизации, существует и тренд к
децентрализации. В США он стал
 > видимым невооруженным глазом к середине
семидесятых и привел в конце-концов
 к
 > разукрупнению Мамы Белл (AT&T). В Европе - чуть
позже. И у меня есть все
 > основания полагать, что он сдерживался в течение
долгого времени чисто
 > политически. Одна половинка аргументации - в
известной книге Хьюбера "Law
 And
 > Disorder in Cyberspace". Вторая половинка - это Echelon и все,
что с ним
 > связано - еще не нашла своего летописца.
 
 > Я понимаю, что экономика отрасли - тема для
отдельного внимательного
 > обсуждения (и заинтересован в таком обсуждении).
Однако, вот две
 эмпирических
 > зарисовки, указывающие на ход моих размышлений.
 
 > 1. Сравним архитектуру Internet и существующих
телефонных сетей на предмет
 > централизации/децентрализации.
 
 Дальше я все поскипал ввиду того, что
рассмотрение нчато не с того конца.
 Причина оплаты традиционной телефонии по
времени и по расстоянию (по зонам)-
 в том, что там коммутация каналов. Для
осуществления разговора
 соответствующие каналы занимаются монопольно.
Платит (по традиции) -
 инициатор разговора (хотя для радио систем
платят оба). Технология ISDN
 принципиально такая же, весь тракт BRI (точнее один
В канал) монопольно
 занимается под разговор. Взамен этого
достигается гарантированное качество
 обслуживания, фактически гарантированная полоса
пропускания (CIR в FR,
 который служит транспортом для ISDN по классике)
плюс гарантированное
 качество канала (вероятность ошибки на
бит).Наличие гарантированной "ширины"
 канала фактически означает, что происходит
монопольное занятие канала/его
 части. То же самое, кстати, и в АТМ. (Тут я
несколько огрубил картину, там
 есть понятие BIR - birst interchange rate, и разные
вероятностные
 характеристики, и приоритеты, но в целом все так).
 При появлении IP (вообще пакетной коммутации, там
же и Х25, TDMA и еще много
 другой экзотики) ситуация кардинально меняется.
Нет речи о гарантированной
 пропускной способности, в один канал я могу
"мультиплексировать"  много
 соединений, например в Х25 до 4096 (это на 64К по
стандарту). Поэтому
 1) нет тарификации в зависимости от зоны (как
правило, на этом все СПД и
 живут, собственно)
 2) отсюда и попытки считать трафик, как мерило
загрузки сети.
 
 Вся интернет-телефония сейчас "заткнулась"
именно на том, что в IP нельзя
 гарантировать полосу и, как следствие,
ограничить задержки пакетов
 (допустимо 200мс). препятствие обходится путем
создания "толстого" канала и
 сжатия голоса. Похоже, что теоретический предел
(при слоговой разборчивости
 около 95% для английского языка) около  6Кбит/с.
Еще некоторая полоса
 требуется для передачи сигнальной информации
(около 1-2К).
 
 В итоге я  наблюдаю картину, обратную Вашей -
что принципы тарификации в
 Инете будут приближаться к обычным, т.к. все
упрется в аренду наземных
 каналов (спутники и связь на ДВ/СВ/КВ я не
рассматриваю ввиду малой
 пропускной способности), а там принцип оплаты
расстояния/времени будет еще
 долго.
 
 Пардон за уход в сторону, но оптимизм по поводу
интернета я считаю слегка
 преувеличинным и аналогии с Инетом несколько
некорректными.
 
 
 А ОКС-7 в полном объеме (строго говоря, Q-931 или
что-то в этом роде),
 по-моему, действительно нигде не реализован, хотя
есть промышленное
 подмножество, оно и зовется ОКС-7 (SS-7).
 
 >> Выход в другом - оснащать и канал ОКС-7, и АРС
нормальными комплексными
 >> системами защиты, что мы и предложили на
конференции.
 
 > Не понимаю, почему "другое"? Ну, инкапсулирую
я протоколы Internet или
 > инкапсулирую ОКС-7, какая разница? Только что
второе сложнее...
 
 Речь шла о том, что защита от атак на АРС _извне_
может быть либо с помощью
 доверенных клиентских устройств, либо с помощью
защиты самой АРС и системы
 управления. А она здесь выполняет именно
рольмаршрутизации и пр., поэтому
 децентрализованная телефонная сеть быть не
может. Именно это я имел в виду,
 когда писал о кострах и пр.
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		Сергей Нестерович 28 июля 1998г. пишет:
 
 >> Само по себе создание такой базы данных не
нарушает ни чьих прав - если
 >> правильно организовать хранение информации и
доступ к ней. Ни у кого не
 >> возникает возражений против того, что
подобные базы данных ведет
 >> "междугородка".
 
 >> А текущая правовая ситуация фактически
вынуждает любую ГТС, которая вводит
 >> в действие повременную оплату за телефон -
иначе как прикажете вести
 >> претензионную работу с абонентами?
Единственный способ для ГТС обосновать
 >> справедливость выставленного счета -
предъявить абоненту список всех его
 >> звонков.
 
 > Забавно. Все равно, как если бы я, в подтверждение
того, что Вы мне должны,
 > предъявил бы Вам свою запись в своей записной
книжке...
 
 
 Примерно так. Только я еще что-то вроде нотариуса.
(понятно, что совмещение
 ролей не нравится, но за аудит платить придется)
 
 > А фантомные записи о звонках и соответствующие
ошибки биллинга - отдельная
 > проблема. Относительно небольшая для телефонных
операторов и очень серьезная
 > для провайдеров Интернет.
 
 Здесь надо сначала понять причину их появления
(как техническую, так и
 экономическую). По-моему, как раз наоборот -
провайдеру один-два "лишних"
 диалаповских клиента картину сильно не испортят,
если у него конечно не
 десяток телефонов.
 
 >> >Для того, чтобы создать систему
повременного учета,не обладающую столь опасными
 >> >для общества побочными свойствами,
необходимо выполнить всего лишь одно условие:
 >> >обработка информации о телефонных
переговорах абонента должна производиться
 >> >локально, без возможности сопоставления ее
с информацией о других
 >>> абонентах.
 
 >> Все хорошо, но техническая возможность
создания таких устройств,
 приемлемых
 >> по стоимости появилась совсем не давно.
 
 > Телефоны-автоматы существуют с 30-х гг., если я не
ошибаюсь.
 
 Ага, но по стоимости они совсем не приемлемы в
качестве абонентских
 аппаратов. Потом, для них должна быть служба
инкассации (аудита) или это
 надо возложить на самого клиента, а это не очень
тривиально для бабульки,
 это дополнительная себестоимость ->
возрастание цены аппарата  и услуги.
 
 Вообще, философски, в технике всегда действуют,
исходя из принципа разумной
 достаточности (принцип Оккама). Вероятность того,
что МГТС или какя-нибудь
 другая ГТС возведет обман клиентов в ранг
политики (бизнес-стратегии),
 крайне невероятна. На этом пути ее ждет масса
препятствий - УК
 (мошенничество, превышение полномочий),
Антимонопольный комитет,
 соответсвующие местные власти, Госсвязьнадзор
(цены на телефонию
 унифицированы для всей страны), общественное
мнение, конкурентная борьба и
 пр (основные деньги МГТС берет с корпоративных
клиентов, сиречь с
 организаций, тут повременка уже давно, а на этом
рынке в Москве конкуренция
 жесткая).
 Вероятность же, что отдельный
сотрудник сам что-то сделает "в
 индустриальном масштабе", есть, но
относительно невелика, т.к. быстро
 попадется, поскольку коллеги, скорее всего,
заметят (уже много случаев было
 в разных компаниях, это вычисляется, как правило,
быстро).
 
 А конкретной бабуле теоретически есть дилемма:
либо платить меньше с риском
 оплатить еще кого-то (хакера/фрикера), либо
платить заметно больше с заметно
 меньшим риском. И немаловажный факт: проще
обычного телефона прибор найти
 сложно, это тоже влияет (смотрел за старенькой
тещей - ей 76 лет, так
 панасоник с трубкой она до конца твердо так и не
освоила - когда достаточно
 трубку просто снять с базы, а когда надо и
кнопочку нажать - если трубка не
 на базе, не говоря о каких=то других функциях, да и
самому уже облом
 разбираться и запоминать про все кнопочки на
всей технике, которой пользуюсь
 :).
 
 PS  Иллюстрацией к последней фразе, похоже,
будет это письмо -
 "откквочивания"-то нет! :( - только что
заметил.
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> Хм. Стоимость такого решения - явно не годится. Более того, уже давно > обсуждался вопрос о создании телефона с смарт-картой как идентификатором, > платежным средством и пр. Это слишком дорогостоящее занятие как для АТС, так > и для абонентов.  В стоимость уличного автомата входит физическая защита от вандализма (и от хищения жетонов, если они физические). Payphone (телефон-автомат для
 установки в офисе для посетителей) на карточке, выглядящий примерно как
 обычный панасониковский или сименсовский аппарат, только с ридером, я видел
 уже года два назад. Стоить он будет не сильно дороже обычного современного
 телефона: добавить нужно мотороловский процессор за пять баксов плюс сам
 ридер за десять (по оптовым ценам). Примерно так.
 А солько стоит внедрение биллинговой системы - повременки для локальных звонков на каждый номер?
 > Кстати, (себе)стоимость звонка из автомата намного выше стоимости звонка с> стационарного телефона (обычного).
 Ну почему же тогда операторы автоматных сетей не посадят бабулек с обычными стационарными телефонами? Бабулька-кассир уж точно ничего не стоит.
 > Плюс ко всему, для автоматов традиционно применялась трехпроводка с> переполюсованием, почему се йчас трудно (на старых) АТС идентифицировать
 > автомат и почему есть отдельные автоматы для межгорода.
 Ну и что? Мало ли что где раньше традиционно применялось.
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> > Дело не в нормативной базе, дело в технической инфраструктуре. То же > > самое, что показывает обсуждение СОРМ - есть нормативная база (Конституция, > > Закон о связи), которая искажается и делается неконсистентной. > > Закон можно поменять за месяц, сложные технические инфраструктуры > > создаются годами и служат десятилетиями. >  > о чем и я. Инфраструктура уже сложилась, и карточки, к сожалению, опоздали к > моменту появления цифровых АТС.  Ну тогда все, конец света :) Раз инфраструктура уже сложилась... Если серьезно, с какой скоростью может расти отрасль телекома, оставаясь рентабельной? Я думаю, для России сейчас и в ближайшем будущем - в 1.2
 - полтора раза в год по номерному пространству. И сколько через пять лет
 останется "существующей инфраструктуры"?
 > Кроме того, подавляющее большинство претензий к расчетам не имеет, в> основном претензии связаны с "секс-телефонами" и пр., когда звонят дети или
 > люди не понимают или не обращают внимание, что звонок - международный.
 Это и есть порок биллинга, когда в конце достаточно длительного периода обнаруживается что-нибудь такое. Обратите внимание, что, звоня с карточки, я
 ограничиваю все свои риски суммой на карточке. Все, от ошибок до враждебных
 атак. Это - правильный протокол (по Андерсону, см. обсуждение с Леонтьевым).
 > > Я почти никого не знаю в МГТС, и готов априорно допустить, что там> > работают честные и порядочные люди. Однако ставить надежность системы в
 > > целом в зависимость от законопослушности и порядочности человека,
 > > работающего на том или ином функциональном месте - по меньшей мере странно.
 >
 > я и не ставлю, у меня профессия как раз по этой части (информационная
 > безопасность).
 Спасибо за солидаризацию ! :)
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> Речь идет о Хайкомах. > С EWSD, которые идут на обычную связь, как дела обстоят, не знаю, но думаю, > что он там, родимый. Вот так оно и происходит... Еще и бундесразведка у меня на телефоне висеть будет.
 > >> Наш, отечественный :) СОРМ базируется на отдельных дополнительных модулях,> >> без которых не дадут сертификат Госкомсвязи (ГКС). Так вот, эти побочные
 > >> каналы дают возможность в принципе перехватывать всю информацию из АТС (а
 > >> она обязательно передается в процессе установления/разрыва соединеия).
 > > Дадут возможность - кому?  > Во-первых, производителю - это просто (с помощью их сорм). Во-вторых,> просто хакеру, т.к. "слом" АТС как максимум эквивалентен слому
 > соответствующей версии Unix (или подбору пароля). Кроме того, возможен
 > несанкционированый бизнес обслуживающего персонала, когда, например,
 > междугородку пускают "за счет" какого-нибудь клиента с большим объемом
 > трафика - это обычное переназначение вызова.
 ...и еще масса всяких вариантов. Но дело не в этом, а в том, чтобы прорисовать "правильную" архитектуру и спокойно ее внедрять. Получая при
 этом такую прибыль, инвестиция одного процента от которой в лоббинг позволит
 закопать, например, ФСБ, метра на три в землю (что американские операторы,
 судя по всему, медленно но верно делают с ФБР - см.
 http://www.computerprivacy.org).
 Я так понимаю, что реальная проблема - в том, что все оборудованиебуржуйское, а их трудно контролировать (хотя, почему бы "Связьинвесту" не
 купить какого-нибудь западного производителя с потрохами?)
 > Говорят даже, что тот инженер, который звонит по межгороду за свой счет (из> дома) - плохо учил матчасть :)
 Да, самое забавное, что сейчас у нас идут все те штучки из старых номеров ФРИКа, от которых на Западе худо-бедно уже защитились.
 > > Действительно, отдельный вопрос: как построить надежную сеть с> > использованием оборудования, которому не доверяешь?
 >
 > Реализуемо с помощью средств защиты, которым доверяешь. (по отношению к
 > атакам извне, по крайней мере). А так, для винтеля, например - Аккорд или
 > Сикрет Нет.
 Вот их производителям доверять у меня еще меньше оснований, чем Siemens :) А, вообще, wintel - это тот случай, когда "убить дешевле, чем вылечить". > > Но, вроде бы, не в июле, не ГКС и не в СПб это начали обсуждать впервые.>
 > Елы-палы. Я говорю про ГКС и проблемы защиты в АРС (к тому же у нас в
 > стране).
 Понятно, дикие люди в ГКС. Надо бы хоть издательско-просветительскую программу составить, что ли...
 > >> Подход, который предлагает автор комментария - децентрализация - нереален,> >> т.к. 1) это неудобно в эксплуатации и не решает собственных задач самого
 > >> оператора,
 >
 > > Вот операторы автоматных сетей-то дураки, не понимают, что своих задач не
 > > решают. Надо бы им сказать, а то развернули многомилионный нереальный
 > > бизнес...
 >
 > Ирония неуместна, т.к. в контексте речь шла о квартирных телефонах.
 Но я пока не видел калькуляции, показывающей, что простая линия плюс стоимость биллинга плюс издержки по претензиям к биллингу дешевле тупого
 карточного телефона.
 > >> 2) нет защиты от недобросовестных абонентов,>
 > > Отдельная задача, но решается она за счет архитектуры с предполагаемым
 > > взаимным недоверием. Иначе будет "защита сети от абонента" со всеми теми
 > > последствиями, которые мы уже месяц обсуждаем. (И с которыми столкнулись в
 > > других классах сетей, например банкоматных).
 >
 > Нереально по экономическим причинам - повременку-то осилить не можем.
 Конечно, одной бумаги на распечатки счетов сколько уйдет :)
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> "Устройство, отвечающее этим требованиям", называется телефон-автомат:) > Телефон-автомат реализуют расчеты без биллинга. Учетными единицамимогут > быть физические объекты (жетоны, монеты) или цифровые объекты. Последний > вариант реализован, например, в карточных телефонах, он не требует > инкассации (жетон "уходит" по той же линии, по которой осуществляется > коммутация) и, таким образом, очень неплохо подходит для установки в > квартире :) Массовое внедрение телефонов-автоматов в квартирах будет откровеннонепопулярным. Дело даже не в необходимости покупать жетончики, а в том, что
 сейчас-то любые расчеты за повременку идут в кредит, а будут - по факту.
 Это крайне неудобно с чисто бытовой точки зрения - ну кончились у меня не
 вовремя мои "электронные жетоны" - либо я без связи, либо должен искать их
 бегать. Не говоря о том, что зарплата послезавтра, и денег нет... Т.е. это
 как раз тот случай, когда внешнее техническое совершенство системы вступает
 в противоречие с реальным удобством ее использования.
 >> Само по себе создание такой базы данных не нарушает ни чьих прав - если>> правильно организовать хранение информации и доступ к ней. Ни у кого не
 >> возникает возражений против того, что подобные базы данных ведет
 >> "междугородка".
 >
 >> А текущая правовая ситуация фактически вынуждает любую ГТС, котораявводит
 >> в действие повременную оплату за телефон - иначе как прикажете вести
 >> претензионную работу с абонентами? Единственный способ для ГТС обосновать
 >> справедливость выставленного счета - предъявить абоненту список всех его
 >> звонков.
 >Забавно. Все равно, как если бы я, в подтверждение того, что Вы мне должны,
 >предъявил бы Вам свою запись в своей записной книжке...
 Эмпирический факт - это реально помогает в претензионной работе.
 В конце концов Вас же не смушает, что банк ведет список расчетов, которые
 прошли по Вашей кредитной карточке - если Вы будете возражать против
 списываемой с Вашего счета суммы, начнется разбор полетов. Т.е. это
 ситуация, типичная для сферы, где товар отпускается в кредит.
 >А фантомные записи о звонках и соответствующие ошибки биллинга - отдельная>проблема. Относительно небольшая для телефонных операторов и очень серьезная
 >для провайдеров Интернет.
 Так же как и неправильное начисление налогов налоговой инспекцией, ошибки в
 работе программы начисляющей заработную плату у Вас на работе и т.д. и
 т.п.... Дальше-то что?
 >> Все хорошо, но техническая возможность создания таких устройств, приемлемых
 >> по стоимости появилась совсем не давно.
 >Телефоны-автоматы существуют с 30-х гг., если я не ошибаюсь.
 Телефон-автомат взламывается с использованием собcтвенного телефонного
 аппарата с парой "крокодилов" на конце шнура. Кстати, инкассацию Вы как
 собираетесь по квартирам проводить? Даже если Вы модемы будете встраивать в
 квартирные телефоны-автоматы - стоимость всего удовольствия будет на уровне
 $150 за линию. А АПУС стоит $3-10.
 >> Кроме того, подавляющее большинство претензий к расчетам не имеет, в>> основном претензии связаны с "секс-телефонами" и пр., когда звонят дети или
 >> люди не понимают или не обращают внимание, что звонок - международный.
 >Это и есть порок биллинга, когда в конце достаточно длительного периода
 >обнаруживается что-нибудь такое. Обратите внимание, что, звоня с карточки, я
 >ограничиваю все свои риски суммой на карточке. Все, от ошибок до враждебных
 >атак. Это - правильный протокол (по Андерсону, см. обсуждение с Леонтьевым).
 Это не порок, а особенность. Есть кредитные схемы расчетов, а есть с
 предоплатой. В кредитных схемах есть взиамные риски кредитора и должника.
 Но кредит был и будет в дальнейшем являться одним из средств экономического
 регулирования и отказываться от его использования ради каких-то там
 правильных протоколов... Как отказываться от Windows 95 в пользу OS/2.
 Правильно-то оно может и правильно, только хлопотно очень.
 Более разумный путь - подстраивать протоколы под реальность. Вовсе не
 обязательно втаскивать туда электронную наличность. Достаточно, чтобы
 "черные ящики" на обоих концах абонентской линии пересылали друг другу
 подписанные "квитанции" с началом и концом разговора. Но опять же возникает
 потребность втаскивать "цифру" в современную аналоговую последнюю милю, а
 никто до сих пор не обосновал, что это целесообразно экономически и вообще
 кому-то надо.
 >Но я пока не видел калькуляции, показывающей, что простая линия плюс
 >стоимость биллинга плюс издержки по претензиям к биллингу дешевле тупого
 >карточного телефона.
 Стоимость карточного телефона - не менее чем на $15-25 превышает стоимость
 обычного. Стоимость карточного телефона с защитой от взлома подручными
 средствами - на порядок выше. Вы все время забываете, что телефон находится
 в квартире, а не в публичном месте.
 Накладные расходы на инфраструктуру - тут все не очевидно...
 >У "Демоса" уже проблема с вирусным сниффингом; поскольку о вирусе известно,
 >любой счет может быть мотивированно опротестован. С парольной
 >идентификацией это рано или поздно должно было произойти; все это знали, но
 >никто ничего не сделал. Я не знаю, плакать тут или смеяться.
 Глупость какая. Сохранность пароля - проблема абонента. Об этом в
 абонентском договоре у любого приличного провайдера записано, и правильно
 записано, кстати.
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		>Насчет ОПУС и возможности извлечения информации из баз данных. Уважаемый >автор здесь практически обвинил МГТС в использовании своих возможностей  >для сбора информации о абонентах в интересах третьих лиц и полном отсутствии >какой-либо нормативной (законодательной)базы, регулирующей этот вопрос. Д.Старовойтов в чем то прав, обвинять МГТС в сборе информации об абонентахв интересах третьих лиц несколько преждевременно из-за отсутствия видимых
 доказательств. Однако, существуют доказательства того, что МГТС проделывает
 это в своих собственных интересах. В передаче телеканала НТВ "Суд идет" по
 вопросу правомерности введения повременной оплаты телефона, представитель
 МГТС публично предъявил телевизионному суду распечатку переписки по e-mail
 своих оппонентов, за что по закону он должен был взят под стражу прямо из
 зала суда, даже если суд бутафорский. Самое удивительное в этой истории что
 никто в студии даже не возмутился...
 >Подход, который предлагает автор комментария - децентрализация - нереален,>т.к. 1) это неудобно в эксплуатации и не решает собственных задач самого
 >оператора, 2) нет защиты от недобросовестных абонентов и 3) централизованные
 >функции уже есть и применяются для управления сетью, поэтому отменить их
 >и перейти на децентрализованный подход - нереально и нецелесообразно
 >(вперед к сигнальным кострам на холмах?:).
 Весьма спорное утверждение, тем более, что против этих самых "собственныхзадач" мы как раз и пытаемся выступать. А кто вообще первый сказал, что
 АПУС должна быть интегрирована в телефонную сеть? А если представить себе
 ее в виде надстройки, пристыкованной к стандартной телефонной сети на
 уровне абонентской линии? Если сделать это корректно, то АПУС не станет
 конфликтовать ни с ГТС ни с абонентом, к тому же шпионить не сможет...
 
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		>Из упоминавшихся 6-7 систем только 1 или 2 используют аппаратуру АОН. >Московская (как писал выше - производства Стром-Телеком) - не использует. >Информация о бесплатных и льготных номеров в ней обрабатывается не в >самой аппаратуре АПУС, а на этапе выставления счета (если отвлечься от >незначительных деталей). В телефонной сети, состоящей из АТС различных типов и поколений, а также чудовищного количества линий связи, есть только одно место, миновать
 которое при установлении соединения 2-х абонентов просто невозможно.
 Это - абонентский комплект вызываемого абонента, который к тому же на
 счастье уже прицеплен к АОН, и может легко определить, кто установил с
 ним связь. Пройти мимо этого факта весьма опрометчиво, ведь это уже
 готовая основа для АПУС. Остается ввести информацию с АОН в компью-
 терную сеть, которая также наверняка уже есть где-нибудь рядом, и все!
 Далее только software, software, software...
 Мне страшно даже подумать, какие деньги выброшены на ветер, если кто-то
 сделал АПУС по другому, ведь это гигантское количество лишнего железа.
 Если к тому же информация о бесплатных и льготных номерах в ней обрабаты-
 вается на этапе выставления счета, то такую систему вообще нельзя
 назвать автоматической, она - ручная! При возложении осведомительской функции на аб.
 комплект вызываемого абонента, он сам знает сколько он стоит, соответственно
 и настучит компьютеру.
 >То же самое - с глубиной хранения информации. Она определяется владельцем>системы, а не техническим решением. При этом надо понимать, что лог-файлы,
 >которая выдает аппаратура АПУС имеют весьма приличный объем и вряд ли МГТС
 >будет тратить сотни тысяч долларов чтобы хранить эту информацию вечно. Все
 >же МГТС не является правоохранительным органом.
 Лог-файл и информация несколько разные понятия, если МГТС делает их "весьмаприличными" в объеме так это ее трудности. Я тут прикинул объем информации на
 один звонок, получилось 9 байт с запасом, это номер, дата, время и продолжи-
 тельность в секундах. Можно еще сэкономить. Так что, 9 гигабайт уйдет на 1 млн
 абонентов по 1000 звонков на каждого, хранить это можно и вечно. И не за сотни
 тысяч, а за сотни долларов.
 >Само по себе создание такой базы данных не нарушает ни чьих прав - если >правильно организовать хранение информации и доступ к ней. Ни у кого не
 >возникает возражений против того, что подобные базы данных ведет "междуго-
 >родка".
 Мне кажется что все же лучше лишнюю информацию вообще не собирать чем потомсудорожно пытаться ее уберечь от всех и вся. А то уже собранная информация
 так и просится, чтобы ее систематизировали...
 >>обработка информации о телефонных переговорах абонента должна производиться>>локально, без возможности сопоставления ее с информацией о других абонентах...
 >Все хорошо, но техническая возможность создания таких устройств, приемлемых
 >по стоимости появилась совсем не давно. И до конца не понятно, во что с
 >технической и экономической точек зрения выльется массовое внедрение
 >аппаратуры такого рода, не говоря о том, что в природе она попросту
 >отсутствует и ее только предстоит разработать и внедрить в производство.
 Вот уже лет 15, как можно легко сделать такую штуку. Современные однокристалкимогут многое, при этом, едят мало и стоят дешево.
	
		Архитектура АПУС (автоматизированного повременного учета стоимости связи)
	 
		> > "Устройство, отвечающее этим требованиям", называется телефон-автомат ... > Массовое внедрение телефонов-автоматов в квартирах будет откровенно > непопулярным. Дело даже не в необходимости покупать жетончики, а в том, что > сейчас-то любые расчеты за повременку идут в кредит, а будут - по факту. Кредит - важный и нужный инструмент, и обмен персональной информации на предоставление кредита (в финансовом смысле - получение кредита под залог
 репутации и дееспособности) - в некотором смысле может быть "честной"
 операцией. А вот когда такую сделку делают принудительной, это другой вопрос.
 > >> А текущая правовая ситуация фактически вынуждает любую ГТС, которая вводит> >> в действие повременную оплату за телефон - иначе как прикажете вести
 > >> претензионную работу с абонентами? Единственный способ для ГТС обосновать
 > >> справедливость выставленного счета - предъявить абоненту список всех его
 > >> звонков.
 > >Забавно. Все равно, как если бы я, в подтверждение того, что Вы мне должны,
 > >предъявил бы Вам свою запись в своей записной книжке...
 > Эмпирический факт - это реально помогает в претензионной работе.> В конце концов Вас же не смушает, что банк ведет список расчетов, которые
 > прошли по Вашей кредитной карточке - если Вы будете возражать против
 > списываемой с Вашего счета суммы, начнется разбор полетов.
 Там ситуация та же самая, она смущает и меня, и суды, и экспертов, и владельцев банкоматных сетей/банки-эмитенты карточек. Записи ведутся, но
 доказательством служить не могут. Я ссылался на работы Андерсона, проведенные
 как раз по мотивам реальных дел. Именно эти факторы стоят за тем, что
 процессинговые ассоциации активно инвестируют в смарт-карточные технологии
 (насколько это оправданно, другой вопрос) и даже в бескарточные технологии.
 Ситуация отягощена тем, что если в странах с нормальным состязательнымправосудием клиент неплохо защищен от фантомных транзакций, то у нас все
 бремя доказательства того, что ты не верблюд, падает на клиента. Реально,
 конечно, отбить спорную запись у банкира возможно, но путем неформальной
 процедуры, что дорого как для клиента, так, в конечном счете, и для банкира.
 Карточки - это хороший пример неадекватного протокола, вводящего нестрахуемые риски.
 > Т.е. это ситуация, типичная для сферы, где товар отпускается в кредит. Обратите внимание на появление несколько лет назад реквизитов клиента вплоть до фотографии на дебетовых картах. Вот пример того, как инфраструктура,
 созданная для одних целей, начинает использоваться для других.
 > >> Все хорошо, но техническая возможность создания таких устройств, приемлемых> >> по стоимости появилась совсем не давно.
 > >Телефоны-автоматы существуют с 30-х гг., если я не ошибаюсь.
 > Телефон-автомат взламывается с использованием собcтвенного телефонного
 > аппарата с парой "крокодилов" на конце шнура. Кстати, инкассацию Вы как
 > собираетесь по квартирам проводить? Даже если Вы модемы будете встраивать в
 > квартирные телефоны-автоматы - стоимость всего удовольствия будет на уровне
 > $150 за линию. А АПУС стоит $3-10.
 Стоимость всего этого удовольствия ~ +$30 на линию при современных масштабах производства соответствующих компонентов. Об инкассации вопрос не стоит, если
 не использовать физические жетоны.
 > >> Кроме того, подавляющее большинство претензий к расчетам не имеет, в> >> основном претензии связаны с "секс-телефонами" и пр., когда звонят дети или
 > >> люди не понимают или не обращают внимание, что звонок - международный.
 > >Это и есть порок биллинга, когда в конце достаточно длительного периода
 > >обнаруживается что-нибудь такое. Обратите внимание, что, звоня с карточки, я
 > >ограничиваю все свои риски суммой на карточке. Все, от ошибок до враждебных
 > >атак. Это - правильный протокол (по Андерсону, см. обсуждение с Леонтьевым).
 > Это не порок, а особенность. Есть кредитные схемы расчетов, а есть с
 > предоплатой. В кредитных схемах есть взиамные риски кредитора и должника.
 > Но кредит был и будет в дальнейшем являться одним из средств
 > экономического регулирования и отказываться от его использования ради
 > каких-то там правильных протоколов...
 ??? По форме (не по содержанию) у Вас получилось что-то типа репликигэбэшника: "ОРД является и будет являться одним из средств борьбы с
 преступностью, и отказываться от его использования ради каких-то там
 конституционных прав..." Технично, просто, и - неизбежно обрушивает на
 следующем этапе на всех купившихся на такое рассуждение непредсказуемые
 издержки.
 > Как отказываться от Windows 95 в пользу OS/2. Правильно-то оно может и> правильно, только хлопотно очень.
 От Windows все равно пришлось отказаться во всех реальных ситуациях. > Более разумный путь - подстраивать протоколы под реальность. Вовсе не> обязательно втаскивать туда электронную наличность. Достаточно, чтобы
 > "черные ящики" на обоих концах абонентской линии пересылали друг другу
 > подписанные "квитанции" с началом и концом разговора.
 Это что, проще или дешевле? Если мы организовали движение инструментов по общим сетям, зачем нам содержать банковскую систему?
 > Но опять же возникает потребность втаскивать "цифру" в современную> аналоговую последнюю милю, а никто до сих пор не обосновал, что это
 > целесообразно экономически и вообще кому-то надо.
 Я обосновал. Втащил цифру в свою последнюю милю и сэкономил на факсах около $1000 за год. Просто шлю их через Faxaway. Инвестирую в железо и сэкономлю в
 следующий год $3000 на звонках. Сколько я или Вы экономим, замещая звонки и
 факсы почтой, затрудняюсь ответить. Почему местные телефонисты не хотят взять
 часть этих денег, я просто не понимаю. Думаю, что по глупости.
 > >Но я пока не видел калькуляции, показывающей, что простая линия плюс> >стоимость биллинга плюс издержки по претензиям к биллингу дешевле тупого
 > >карточного телефона.
 > Стоимость карточного телефона - не менее чем на $15-25 превышает стоимость
 > обычного. Стоимость карточного телефона с защитой от взлома подручными
 > средствами - на порядок выше. Вы все время забываете, что телефон находится
 > в квартире, а не в публичном месте.
 Какая разница, где стоит телефон, если ломать надо карточку? Но дома телефон не нужноо защищать от вандализма, а соответствующие конструктивы и составляют
 большую часть стоимости общеупотребимых уличных аппаратов.
 > Глупость какая. Сохранность пароля - проблема абонента. Об этом в> абонентском договоре у любого приличного провайдера записано, и правильно
 > записано, кстати.
 Не связано со сниффингом, но:  сохранность пароля не может обеспечивать одна сторона по определению пароля. Соответствующая запись означает следующее:
 "Клиент обязуется бесспорно оплатить любой счет от оператора".
 Реально, провайдера заставляет воздерживаться от махинаций и халатности только репутация. В штатных ситуациях вопросы решаются самыми разными
 способами, и средние издержки на их решение могут быть в пределах
 допустимого.
 Вопросы возникают в кризисных случаях, например, если клиенты опротестуют счета не в 0.5% случаев, а в 20%. В этот конкретный исторический момент
 проблема возникла из-за сниф-вируса, через год она может возникнуть из-за
 СОРМ или по какому-либо другому поводу, но рано или поздно от парольной
 технологии придется отказаться.
 |