|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на документ "О состоянии и мерах по разрешению первоочередных неотложных проблем в сфере межнациональных отношений", представленный Госкомнацем России28.10.1998, Борис Львин
Представленный материал
состоит из двух частей. Первая описывает ситуацию в сфере межнациональных
отношений в России, вторая предполагаемые мероприятия по ее улучшению.
1. Описательная часть может быть признана удовлетворительной. Тем не менее следует указать на ряд недостатков. 1.1. Отсутствует база для сравнения реальной серьезности имеющихся и потенциальных конфликтов. Речь идет о:
1.2. Не определена оценочная структура документа. Нет четкого разделения на фактическую, описательную - и на оценочную часть. Так, говоря о Кабардино-Балкарии, авторы не столько говорят о реальных проблемах (как видно уже сегодня - недооцененных) и перспективах, сколько рассуждают о пользе и вреде тех или иных мер. При высказывании таких суждений необходимо предварительно сформулировать собственные идеалы и пожелания. 1.3. Часть, посвященная русским, - совершенно декларативна и контрастирует с конкретностью остальных частей. Проблема межнациональных отношений внутри собственно России, в узком смысле, вполне поддается количественному описанию - наличие и концентрация (территориальная, социальная, профессиональная) нерусского населения, степень его интеграции, конфликтность, отношение к нему местных жителей, прессы и т.д. Все это доступно, отношения русских с "кавказцами", евреями, цыганами и т.д. постоянно муссируются в средствах массовой информации, рассматриваются социологами, этнографами, органами внутренних дел и безопасности. А ведь именно ситуация в этой области будет в немалой степени определять отношения большей части российских граждан к межнациональной проблематике и тем самым - указывать пределы возможностей центральной власти в выборе решений. Наконец, абсолютно нельзя согласиться с позицией авторов по отношению к вопросу об "ответственности России" за проблемы бывшего СССР и коммунистического режима вообще. Попытка отбросить эту проблему, объявить русификацию националистическим мифом, снова подчеркивать, как изящно выражаются авторы, "интегративную роль в освоении евразийского пространства", - эта попытка реакционна, бесплодна и провокационна. Известно, как очистила в свое время политическую атмосферу Восточной Европы Декларация Советского Правительства от 30 октября 1956 года с самокритичной констатацией, как облегчалось положение колониальных держав после окончательных "расчетов с прошлым". Было бы крайне необходимо подготовить в этой связи декларативный документ, позицию российского правительства с признанием фактов вины, готовности к исправляющим односторонним действиям, - с одновременным указанием на неотчуждаемые интересы русского народа. Естественно, теория о том, что Россия - страна россиян, а не русских, должна быть отброшена не только как бесперспективная, но просто как неверная. 2. План мероприятий также вызывает замечания. 2.1. В плане мероприятий превалируют меры экономического регулирования. Такие меры в принципе противоречат идеологии экономической реформы и дерегулирования. Но самое главное - никакие денежные и ресурсные инъекции не способны смягчить или ликвидировать национальный конфликт. Его интенсивность не зависит от формального уровня развития региона. Проблемы Бельгии, Ольстера, Каталонии и Квебека доказывают этот тезис. Эстония была самой богатой частью СССР, а Чечено-Ингушетия - одной из беднейших, но масштабы противостояния Центру от этого не зависели. 2.2. Часть мероприятий имеет фактически расистский характер таково "соблюдение принципов паритета для представителей национальных групп". Фиксация национальности как параметра социально-экономической и административной предпочтительности лишь способствует укреплению противостояния. 2.4. Требуют более глубокого анализа перечисленные в общем ряду предложения фундаментального политического характера об отношении к Чечне, Татарстану. Предложения о путях решения лезгинского и ингушского вопросов требуют обоснования в плане их реалистичности. 2.5. Необходимо усилить блок мероприятий по интеграции беженцев, мигрантов и репатриантов. Необходимы и политическая, и экономическая части этого блока, в противном случае неизбежный приток репатриантов станет детонатором нестабильности. Комментарии (2)Последние темы:
Заключение на документ "О состоянии и мерах по разрешению первоочередных неотложных проблем в сфере межнациональных отношений", представленный Госкомнацем России | Заключение на документ.... |
Все темы
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |