Либертариум Либертариум

Россия должна признать независимость Чечни

Опубликовано в "Московских новостях"

У России нет иного разумного, ответственного, честного варианта решения чеченского кризиса, кроме немедленного прекращения военных действий, полного вывода российских войск с территории Чечни и безусловного признания независимости Чеченской Республики. Все серьезные аргументы говорят против продолжения проводимой ныне карательной акции, против сохранения российской власти над Чечней.

Исторические

Чеченский народ никогда добровольно в состав России не входил. Ни один другой народ не сопротивлялся российской экспансии так отчаянно, как чеченский. Чеченцы воевали за свободу при шейхе Мансуре в XVIII веке, во время почти полувековой Кавказской войны в XIX веке. И даже после понесенных в неравных боях военных поражений вся история чеченцев в "российскую эпоху" -- череда антирусских восстаний: в 1877 году, в 1918--1920 годах, в 1920--30-е годы, во время второй мировой войны, в 1991 году. Это бесконечный список карательных экспедиций, колониальных усмирений, экзекуций и депортаций. Своим самоотверженным сопротивлением, десятками и сотнями тысячами жизней оплатили чеченцы свое право на национальную независимость.

Формально "замиренная" Чечня пробыла в составе России 132 года - ровно столько же, сколько, скажем, Польша. Это гораздо меньше, чем тот срок, который пробыли в российских объятиях многие другие государства бывшего СССР, уже получившие международное признание своей независимости.

История слишком часто повторяется дважды. Нынешняя "зимняя война" на Кавказе до боли напоминает другую "зимнюю войну" 55-летней давности в карельских лесах. Тогда в Териоки, тоже у самой советской границы, сформировалось "правительство Финляндской Демократической Республики" под руководством О.Куусинена (после войны - один из руководителей ЦК КПСС). Это "правительство" призвало, якобы, Красную Армию "для завершения очистки территории Финляндии от белофинских банд". Как и сейчас, "сталинские соколы" бомбили жилые кварталы Хельсинки. Как и сейчас, жаловались генералы на "неправильные" способы сопротивления с финской стороны, нанесшие такой колоссальный ущерб громоздкой советской военной машине. И если тогда за акт неприкрытой агрессии Советский Союз был вынужден покинуть Лигу Наций, то сегодня Россию не пускают в Совет Европы.

Экономические

Снявши голову, по волосам не плачут. Даже с самой циничной точки зрения, после "потери" Прибалтики, Закавказья, Украины, Восточной Европы и т.д., рассуждения о необходимости сохранения Чечни в составе России не стоят выеденного яйца.

Россия несет полную ответственность за колоссальные разрушения, нанесенные народу и хозяйству Чеченской Республики. Продолжение войны лишь увеличит цену, которую российский народ будет платить за восстановление хотя бы минимально необходимого для человеческого существования в Чечне.

Послевоенная история, в том числе история возрождения Европы, подтверждает, что государственные границы не являются помехой международному экономическому сотрудничеству, если есть желание и доверие. А стабильные, естественные и не подвергаемые сомнению границы -- необходимое условие такого доверия, выстраданное Европой в двух мировых войнах. Чем больше нация, тем больше государственной мудрости в этих вопросах хотелось бы ожидать от ее правителей, меньше интриг и мелких амбиций.

Географическо-стратегические

Чечня сама по себе никогда не была нужна России. В XIX веке ее стратегической целью были прежде всего персидские вассальные владения на территории нынешних Грузии, Азербайджана и Армении.

Но пройти туда можно было либо через Туапсе и Сочи -- и для этого Россия почти поголовно уничтожила или переселила в Турцию ряд адыгских народов Западного Кавказа. Счет погибшим и выселенным шел на сотни тысяч и миллионы. Из 800 тысяч шапсугов осталось около двух тысяч, из полумиллиона убыхов и натухайцев -- никого. Завоевание Западного Кавказа, наряду с завоеванием Туркмении, стало классическим примером геноцида в прошлом веке, как геноцид армян и евреев -- в нынешнем.

Либо же надо было идти через Дербент -- и для этого завоевывали Дагестан. А поскольку экономически Дагестан зависел от Чечни, надо было давить Чечню.

Теперь всю эту "геополитику" можно выбросить на свалку. Стратегическое значение Чечни для России упало до нуля. Закавказье перестало быть российским. Нынешнее, остаточное российское влияние в Закавказье держится только прямым или косвенным участием России в закавказских конфликтах, и означает не более чем чистый экономический ущерб для России и разрушения, депортации, гибель людей -- для самого Закавказья.

Аргументы в пользу войны, связанные с защитой российского транзита через Чечню, имеют столько же силы, сколько, например, идея защиты транзита в Калининград путем оккупации Литвы, а транзита в Германию -- путем оккупации Польши. Точно такой же повод -- защита германского транзита через "польский коридор" -- был использован Гитлером для развязывания войны...

Национально-этнические

Численность чеченцев превышает 1 миллион человек, в том числе 800 тысяч -- в собственно Чечне. Чеченцев в Чечне больше, чем эстонцев в Эстонии, больше, чем население более 30 независимых государств.

Население Чечни уже сейчас в высшей степени национально однородно. По переписи 1989 года чеченцы составляли 69 процентов населения нынешней Чеченской Республики, к 1994 году их было уже более 76 процентов, сегодня -- не менее 80 процентов. В России больше нет национального меньшинства такой величины и такой компактности расселения. По степени национальной однородности Чечня уже превосходит большинство республик бывшего СССР, успевших стать независимыми. Нынешняя война только усилит эту однородность. В Чечню русские не ехали и до войны, теперь уже точно уедут и оставшиеся. Но доля чеченцев в республике возрастала бы и без войны. В отличие от русских и большинства других народов России темпы естественного пророста у чеченцев -- одни из самых высоких в пределах бывшего СССР. Кто-нибудь думал, например, каково будет не просто соотношение чеченцев и русских через двадцать лет, а, скажем, соотношение мужского населения призывного возраста (18--25 лет)?

Чеченцы интенсивно сопротивлялись русификации и сохранили высокую степень национальной идентичности. Чеченский язык своим родным считают более 98 процентов чеченцев.

Правительство Дудаева дало России полезный урок терпимости, когда мирно и достойно согласилось на то, что Ингушетия вышла из состава единой Чечено-Ингушской АССР и решила стать субъектом Российской Федерации. В потере Ингушетии чеченцы не усмотрели никакой угрозы "своему единству" и не стали организовывать карательных экспедиций.

Чечня -- не Россия. Чеченцы -- не русские. Уклад жизни чеченского народа, его традиции и привычки сохранили свою уникальность и радикально отличаются от российских. Российское общественное мнение уже давно фактически признало отдельность, не-российскость Чечни -- это проявляется не только в опросах общественного мнения, но и в раздельных подсчетах погибших, -- русских и чеченцев, -- и ставших естественными выражениях типа "российские войска в Чечне".

Юридические

В октябре 1991 года в Чечне состоялись выборы парламента и президента. Участие в выборах приняло 72 процента избирателей, из которых за Дудаева проголосовало около 90 процентов. Так что легитимность чеченских властей в любом случае не ниже легитимности властей российских. И хотя парламент был позже разогнан Дудаевым, смогли обойтись без танкового обстрела...

Своим первым указом Д.Дудаев провозгласил суверенитет Чеченской Республики с 1 ноября 1991 года. С этого момента в течение более чем трех лет Чечня фактически существовала как независимое государство. Чечня ни разу не принимала участие ни в одном российском голосовании -- ни в выборах, ни в референдуме, не посылала представителей в российские органы власти.

Суверенитет Чечни был молчаливо признан Москвой. В течение трех с лишним лет российская администрация на территории Чечни не появлялась. Российская власть налогов в Чечне не взимала и финансирование чеченского бюджета не осуществляла. Более того, Чечня стала первой территорией Советского Союза, откуда ушли российские войска -- Азербайджан, Литва, Эстония последовали лишь потом.

Отсутствие юридического признания Чечни со стороны других государств не должно никого обманывать. Хотя аннексия Прибалтики на Западе всегда осуждалась, формальное признание независимости последовало только после соответствующего решения союзных властей в августе 1991 года. История долго не признаваемых, но фактически существующих государств исключительно богата -- от Советской России и ГДР до Северного Кипра, Сербской Крайны и Тайваня, и постсоветские проблемы с Приднестровьем, Карабахом и Чечней -- только небольшая часть этой истории.

Более того, именно российские политики громче всех осуждают правительства Молдовы, Хорватии, Грузии за попытки "призвать к порядку" свои мятежные отделившиеся регионы -- а ведь там речь идет о режимах, действительно изгнавших сотни тысяч коренных жителей, чего нельзя поставить в вину режиму Д.Дудаева.

Граница между статусом "автономной" и "союзной" республики никогда не была непроходимой в бывшем СССР. Казахстан когда-то был автономией в составе РСФСР, но зато союзной республикой была Карелия. Каракалпакская автономная республика побывала и в РСФСР, и в Казахстане, прежде чем угнездилась в составе Узбекистана. Чечено-Ингушетию вообще стерли с карт в 1944--1956 годах. Традиционное мнение, что только "пограничным" регионам позволительно быть субъектами непосредственно СССР с правом на отделение, теряет свою силу в отношении Чечни -- в независимой России она оказывается пограничной.

Официальные российские власти намеренно подменяют вопрос о независимости Чечни вопросом о ее государственном устройстве и о характере господствующего в этой республике политического режима. В реальности речь идет не о том, чтобы заменить "плохого" президента на "хорошего", а о том, чтобы вместо власти чеченской посадить власть московскую. Россия с ее собственной политической нестабильностью пока еще слабо подходит на роль верховного арбитра, который вправе решать за другие народы, какой президент больше им по душе. Тем более не может Россия ссылками на "плохой" характер правящего в Чечне режима оправдывать ее аннексию. Неужели в гипотетической ситуации прихода к власти в октябре 1993 года тех сил, которые официально объявлялись бандитскими и фашистскими, нынешние адвокаты чеченской авантюры оправдали бы аннексию России каким-нибудь другим достаточно могущественным государством?

"Криминальные"

Чеченским властям регулярно приписываются преступления против населения, особенно русскоязычного. Мы знаем, однако, как обширно и детально документированы были преследования по национальному признаку в бесчисленных "горячих точках" бывшего СССР -- случаи реального геноцида, изгнания, массовых убийств. В отношении же Чечни эти слухи, наряду с россказнями о "белых колготках", "тысячах наемниках, получающих (где?) миллионы долларов", отрезанных головах, "живых щитах", подрывах чеченцами собственных домов и т.д., представляют, по большей части, крайне неумелую дезинформацию. В любом случае до начала нынешней войны интенсивность миграции русского населения из Чечни была не выше, чем из Тувы, Калмыкии, Якутии. В самом же Грозном оставалось 200-тысячное русское население, ставшее основной жертвой своих "освободителей".

Да это было бы к тому же крайне глупо для режима Д.Дудаева организовывать такое преследование русских, не представлявших ему никакой угрозы и не включенных в отношения власти в республике.

Участие чеченцев в криминальной активности в собственно России несомненно -- как, впрочем, участие всех других народов нашей страны и ближнего зарубежья. Но виновны в небывалом размахе этой активности прежде всего российские власти, постоянно ограничивающие возможности легальной экономической деятельности. Механизм этот вполне отработан на примере резкой криминализации США в годы "сухого закона" -- попытка запретить легальному бизнесу обслуживать реальный массовый спрос порождает нелегальные сети снабжения и обеспечения, отключенные от формальной правовой защиты и обреченные на сотрудничество с уголовной средой. А иммигрантские общины, с их клановой солидарностью обостренным чувством взаимозависимости, в этой среде имеют обычно немалый успех.

В российском случае представляется, что происходит сращивание части российской бюрократии, которая имеет возможности почти бесконтрольно распоряжаться государственными ресурсами, и преступными сетями, которые могут помочь реализовать это имущество. Ясно, что все мнимые или реальные махинации с нефтью, оружием, финансовыми документами в принципе не могут осуществляться без участия московских (ставропольских, краснодарских и т.д.) "партнеров". Так что чем более усложняют и запутывают российские власти финансовое регулирование, валютный и таможенный контроль, ценообразование и лицензирование, тем более толкают они экономику в криминальные объятия. Пока экономическая реформа несется нынешним черепашьим аллюром, криминализация неизбежна.

Наконец, вызывают серьезные сомнения реальные масштабы вовлеченности чеченцев в нелегальный бизнес. Как подавляющая часть итальянцев в США вовсе не состоит в "Коза ностра", так и чеченская диаспора в целом представлена вполне состоявшимися и интегрированными в российскую жизнь техническими специалистами, бизнесменами, нормальными людьми.

В случае Чечни темпы криминализации были удвоены и утроены российской экономической блокадой. Она, похоже, была достаточно прочна, чтобы лишить местное население возможности зарабатывать себе на хлеб легальным образом. Но эта блокада оставалась достаточно прозрачна, чтобы "те, кому надо" обделывали свои всевозможные делишки по обе стороны "границы". Казалось бы, что метод экономической блокады нигде еще не достиг заявленных целей: советская блокада Литвы не предотвратила распад СССР; блокада Армении привела Азербайджан не к победе, а к поражению; американская блокада Кубы только усилила худшие черты режима Кастро; блокада Сербии объединила народ вокруг правительства Милошевича и привела к небывалому расцвету нелегальную контрабанду в Греции, Болгарии и Албании. Неужели все эти случаи блокад ничему нас не научили?

Если Россия действительно заинтересована в борьбе против преступности, то признание независимости Чечни опять таки является лучшим выходом. Россия получит возможность контролировать поведение чеченских преступных группировок во всяком случае не меньшее, чем она делает это в отношении группировок грузинских, армянских и азербайджанских. В современном мире формально признанное государство просто не может позволить себе отказаться сотрудничать в международной борьбе с преступностью. Откроется возможность реального сотрудничества органов правопорядка двух государств.

Безопасность России

Нынешняя безответственная война -- бомба, заложенная под шаткую внутреннюю безопасность нашей страны. Тому, кто хочет поближе познакомиться с терроризмом, взрывами, угонами самолетов, кордонами безопасности по всей стране, бесконечным чрезвычайным положением -- тому следует выступать за сохранение российской власти над страной, охваченной восстанием.

Все нынешние разговоры об усиленном патрулировании в Москве, опасности терроризма и т.д. -- это сказки для бедных и неискусная "демонстрация силы" нашими спецслужбами. На самом деле никакого подлинного терроризма не будет, пока война продолжается. Терроризм -- это оружие побежденных на поле боя, но свое поражение не признающих. Чем быстрее российской армии удастся подавить организованное сопротивление и установить оккупационный режим, тем больше они приблизят начало "войны отчаявшихся". Можно ожидать, что убийства коллаборационистов и акции внутри России начнутся не сразу после военного поражения. Партизанская война требует подготовки и организации. Но в условиях отечественной безалаберности и показухи во всем и на всех уровнях возможности для нанесения болезненных, хотя бы и самоубийственных ударов будут безграничны.

Россия получит свой Ольстер и свою Палестину, свое Косово и свой Кашмир -- и все это "в одном флаконе".

В российских условиях любые инциденты терроризма будут долгожданным предлогом для постоянно почкующихся спецслужб и "силовых структур" поднять свой авторитет, свое влияние и свою долю в бюджете. Позволим себе дальше не развивать этот пункт...

Морально-этические

Продолжение войны уничтожает человеческое в людях и обществе, поощряет самые низменные пороки, развращает безнаказанностью за любые преступления, совершенные во имя "восстановления конституционного порядка". Общество будет погружаться в состояние моральной безответственности. Уже сегодня проводимые по всей стране облавы по национальному признаку почти не вызывают ни возмущения, ни протестов. Россия погружается в расизм как раз тогда, когда Южная Африка пытается избавиться от него.

Не прошло еще десяти лет со времени окончания афганской авантюры, не зарубцевался еще "афганский синдром", а уже новое поколение неоперившейся молодежи пытаются выкупать в крови. Их будут покупать наградами и премиями, им запретят рассказывать правду о своей службе, их лишат молодости, их приучат видеть врагов в женщинах и стариках. Так ли много у России сегодня этой молодежи?

Карательная экспедиция не может добиться "умиротворения". Она способна вызвать только одну реакцию, слишком знакомую жителям Кавказа за последние полтора столетия. "Чувство, которое испытывали к русским все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения" (Лев Толстой, "Хаджи Мурат"). Подобно тому, как ответственность за нацистские преступления разделили все немцы, ответственность за чеченскую экспедицию неизбежно возлагается и распространяется на всю Россию, на весь российский народ.

Чеченская авантюра -- позор России. Она опустила Россию в грязь. В этой грязи -- и те, кто принимал решения, и те, кто искал им оправдания, и те, кто трусливо молчали и молчат, оправдывая свое молчание некими высшими целями.

Говорят, что когда Верховный Суд США принял решение по делу Дреда Скотта, обязывающее северные штаты возвращать рабов своим хозяевам, собрание жителей одного американского города приняло резолюцию, которая кончалась словами: "Мы презираем это решение, мы ненавидим его, мы плюем на него и топчем его ногами". Грязная война в Чечне, сопровождаемая потоком лжи, заслуживает такого же отношения.

* * *

Чего можно добиться военной победой и назначением оккупационно-марионеточного режима семеновых-хаджиевых-автурхановых? Покорности чеченцев? Нет. Лояльности? Нет. Конституционного порядка? Нет. Безопасности на Кавказе? Нет. Экономического возрождения? Нет, нет и нет. Военная победа не даст ничего.

А что дает немедленное прекращение боевых действий, вывод войск и признание независимости Чечни? Прежде всего, -- и этого уже вполне достаточно! -- спасение тысяч жизней, сегодняшних и завтрашних, российских и чеченских. Установление нормальных отношений между Россией и Чечней. Сохранение огромных экономических ресурсов. Колоссальную моральную победу с очень сильными козырями для российской дипломатии, в том числе на всех переговорах с соседями по поводу нацменьшинств. Спасение национальной чести.

Найдется ли в России свой Мендес-Франс, нашедший в себе мужество признать независимость Вьетнама? Найдется ли российский Де Голль, согласившийся после 8 лет войны и гибели более 1 миллиона человек признать независимость Алжира? А может быть, найдется свой лорд Маунтбеттен, который так смог уйти из Британской Индии, что до сих пор его вспоминают с уважением и в Индии, и в Пакистане?

Комментарии (67)

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Да! Я с вами согласен. Но почему она этого не делает хотя Чечня независимое государство. У нас в Чечне нет ни одного российского закона. Которого никогда и небыло в Чечне. Взгляните на настоящую историю Чечни а не на ту которую россия пприписывает Чеченскому Народу.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Интересно это получается... Независимость Чечни уже де факто существует... От этого лучше жить Чеченскому народу? - Нет! Хуже... Чечня - это не Прибалтика, которую ждет Европа, это не Кувейт с нефтью... К сожалению геополитика региона такова, что самой Чечне не нужно признания независимости от России - не выгодно ей это!
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 30.08.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Самая большая ошибка - это показной Исламский экстримизм!!! К сожалению, мне прискорбно видеть, как искажаются полевыми командирами основы нашей Веры, основы мусульманства!!! Мусульманин поднял руку на мусульманина!!! На Брата Дагестанца? Да кто за этим пойдет? Где добродетель Ваша? Помолитесь, Аллах Вас не простит... как и мусульманский мир.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 10.09.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Ага !!!!! ЩЩЩАС !!! Надо войска ввести и порядок навести !!
  • Россия должна признать независимость Чечни

    К сожалению, не могу оценить исторические аспекты необходимости признания независимомти Чечни, но все остальные выглядят вполне убедительно. Я разделяю Вашу точку зрения, Россия должна признать независимость Чечни, прекратить войну.

    Дмитрий Усольцев
    Новосибирск

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Чечня должна остаться субъектом РФ иначе мы создадим опасный прецендент для других
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Левенчук Анатолий, 09.11.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 09.11.1999)
    А чем опасен прецедент? Вот, скажем 15 республик вышли из СССР -- и для кого это было опасно? Чем плох будет прецедент? Язык и обычаи в Чечне другие (а даже если бы и были теми же самыми) -- почему прецедент выхода одного штата из государства опасен?!
    Можно подойти и с другой стороны: опасно оставлять Чечню (или любые другие регионы, в которых масса народу хочет выделиться из России) в составе России.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 14.11.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Среди чеченцев не было царей и в этом нет никапельки сомнения,оттуда повернул своих коней,Чингисхан не знавший поражения.
    Сытому голодного не уразуметь.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Kvn, 16.11.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 10.09.1999)
    Да Что Вы !! Да ведь это уже было в Нашей Истории не раз.
    Вспомните Афганистан, сколько было в прессе всего( уж не знаю как это и назвать и как относиться к журналистам писавшим всю эту ерунду)- Интернац. долг-Помощь друж. народу-Душманы-... А чем закончилось ? А что стали писать в после 1985 года про Афган ? А как мы эту кашу там заварили еще 1979 году, оставили там "рассадник" там ведь до сих пор проливается кровь. А если интересно, поговорите с очевидцами, русскими, которые жили и работали в Афганистание до 1979 года. Какая там была жизнь, узнайте.
    И сравните , что стало после этого.
    И можно еще вспомнить Вьетнам. Смогли там американцы победить народ ???
    Народ (народ) победить невозможно, его можно уничтожить,
    но победить невозможно.
    И ЭТО БЫЛО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, В 1994 ГОДУ - НАЧАЛО ВОЙНЫ, И
    ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ.
    ВЕРЮ, ЧТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, И ВСЕ ПРЕСТУПНИКИ,
    НА ЭТОМ СВЕТЕ ИЛИ НА ТОМ ПОЛУЧАТ ВСЮ МЕРУ СТРАДАНИЙ, КОТОРУЮ
    ОНИ ПРИНЕСЛИ В ЭТОТ МИР. В МИРЕ НИЧЕГО БЕССЛЕДНО НЕ ПРОПАДАЕТ, ВСЁ ХРАНИТСЯ И ЖДЕТ СВОЕГО ЧАСА...
  • Россия должна признать независимость Чечни

    I'm trully sorry that I can reply in Russian but it's not my fault.I'm sorry too about some mistakes I can make in my reply because I have no any spell check on that comp.
    Anyway I write you from the country that every day fights against terrorism. Therefore i believe that no one can win the war. But...
    Russia the first time in its life knows the meaning of terror.No other country in Europe doesn't know much about it and they are happy, believe me.
    Anyway I agree that Russia has to live Chechnia on one condition: the Chechen government has to promice that no terrorist remains in Chechnia. I believe that no Chechen leader can make such a statement, because as I allready said, no one can fight the terror. And even somebody try to do it anyway, he is expected to fail.
    Therefore I believe that Russia has to continue the war and has to try to settle the conflict by talks.
    By the way, historical facts point on very interesting point in Russia - Chechen relationship.Because of russian tries to keep Chechnia inside Russia and because of many Chechen tries to get freedom, I believe that there is no social base for a friendship and good will.
    It is tasteless trying to describe the chechen people as peacefull, the same as tryng to tell the same about Russian.There are too many people from the different sides of bow, that no one will believe each other.
    Never mind, i think that Chechnia is the situation when the sollution is not so easy and comfortable as it seems to be. You can't just say:"Let's leave Chechnia" and you can't just say:"Let's stay there". The sollution has to include inside a mixture of both: Russia has to leave Chechnua but she has to know that no anti-Russian steps will be done by the chechnian government or people. Therefore I believe that autonomia is the best sollution for the both sides.Chechnian people has the whole right to rule their own life but Russia has the right to protect herself and to keep her interests save.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 09.12.1999
    в ответ на: комментарий (анонимный, 30.11.1999)
    Конечно слова, написанные на англиском, в России выглядят авторитетние. Но позиция авторов статьи выглядит обоснованней. Предлагаемые полумеры не решают проблем, да и в случае необходимости бороться с внешним врагом (хотя в России опыт борьбы с "внутренними врагами" огромен) проще.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Про Дагестан всё как-то позабыли ??? или это "дружественный" акт "независимого государства". ???

    если Вас так потянуло на историю, тогда какие Ваши аргументы по Турции,Англии,Испании ....
    *Турция проводя свои операции (армейские если кто не знает) считает (с согласия Запада == CША) возможным вторгаться на территорию суверенного государства ...

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 22.01.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 30.08.1999)
    Что значит, - "это не Кувейт с нефтью"? А на чём тогда работают там нефтеперегонные заводы, разрушая которые, Российская армия радостно рапортует?
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Асакура, 23.01.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Чеченский народ - это Гантамиров и его легко вооружённая армия, а Басаев, Радуев и прочие дудаевские унтерменши -
    это дерьмо которому недолго осталось плавать.
    Кстати "самовары" - это не совсем нефтезаводы; то что осталось от нефтеструктуры (заводы,скважины) создавали русские специалисты и её дальнейшая эксплуатация силами только чеченцев была малоперспективна.
    Я за переговоры: независимых бандитов следует оставить жить в Аргунском ущелье (переименовать в Ичкерийское).
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Целиком и полностью поддерживаем авторов статьи. Чеченский народ уже давно заслужил свою независимость. России стоило бы задуматься о взаимоотношениях русских и мусульманских народов на ее территории. Дальнейшее усиление ее откровенно враждебных к ним действий, вплоть до личного отношения каждого русского к мусульманам, приведет к взрыву бочки с порохом, начиная с Чечни и Татарстана, заканчивая всей Российской территорией. [email protected]
  • Re:Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 30.01.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 28.01.2000)
    В своих баннерах Либертариум пишет, что, дескать, скоро все ФСБ будет плакать над вашей любовной перепиской. Так почему бы ему и не поплакать, если это любовная переписка таких вот любителей защитников свободы якобы Чеченского Народа с самими "защитниками" вроде хаттаба и т.п. Уверен, Чеченский Народ просто жаждет хлебнуть свободы под руководством своих защитничков. А уж подобного рода "мыслителей", легко оперирующих понятиями Россия и Чеченский народ, сидя в тепле в удобном кресле, этот самый Чечнский народ, мерзнущий в лагерях беженцев, обязательно попросит объяснить подробнее, что означают слова Свобода, Демократия, Права Человека - категории, которые так самоотверженно отстаиваются Либертариумом - в условиях, когда правила жизни, диктуются людьми, которые о мусульманстве только и знают, что надо орать "Аллах акбар!", вспарывая живот тому, кто не разделяет их понятий о том, кому и как надо жить.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 01.02.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Кто так думает - тот предатель своей Родины! Я хотел бы посмотреть на вас, когда ваш многоэтажный дом взорвут эти подонки, или ваши дети начнут колоться наркотиками, попавшими в Россию из Чечни. А русское население хотите оставить там, что бы его вырезали под корень? Как только будет признана независимость Чечни, мирное население со временем вымрет само сабой, а у России под боком появится помойная яма, из которой во весь мир полезут убийцы мирных людей, вся их реллигия, по законам которой любой человек не их веры- уже не человек, наркотики, оружие и т.д. Посмотрим, как тогда запоёт Америка и Европа. Чечне была предоставлена свобода после первой войны. Вы знаете, что из этого вышло.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 04.02.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.02.2000)
    Эта война не вторая и даже не третья. О второй войне писал Лев Толстой в повести Хаджи Мурат. Цитата из повести приведена в обсуждаемой статье и говорит сама за себя. Перестаньте "спасать мир" с плохо скрываемыми корыстными целями. Заботой о "помойных ямах" и взорванных домах вы никого уже не обманете кроме самих себя. Оставьте Чечню в покое, установите гос. границу и займитесь обустройством России, а не "собиранием земель". Одумайтесь не губите свою страну!
    Полностью согласен со статьей "Россия должна признать независимость Чечни".
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 04.02.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 30.08.1999)
    Значит Грозный бомбит "добрая" Россия ради чеченской же выгоды? Нет не интересно это получется, а страшно и лживо!
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 16.02.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.02.2000)

    А какой независимости может идти речь вообще? Чечня должна быть частью РФ,а если это не нравится кому-либу из этих черножопых то таких нодо убивать всеми доступными способами. И не надо защищать их детей , женщин и стариков. Надо думать о наших парнях которые погибли, которые стали инвалидами, об их поседевших родителях об их близких.Вот вы сами спросите у них что они об этом думают и тогда все поймете

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 01.04.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Мне думается, что Россия уже совершила очень много ошибок и признанием независимости дикарей она допустит еще одну и очень большую ошибку.
    Есть малочисленные этнические группы людей которые называют себя нацией и хотят создать свое Государство и под этим они подразумивают бандицкие клани Вот таким группам относятся как чеченцы так и некоторые другие народы кавказа такие как абхазы адыгеицы и другие я не националист но народы которые не созрели для создания независимого и суверенного Государства мне кажется должны жить В дружной семье и учится как жить от такого мудрого народа как Российский народ.
    С уважением, доктор философских наук
    профессор, Зураб Табагари
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 08.04.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.04.2000)
    В принципе согласен с Зурабом.Подумайте сами: все народы бывшего Советского Союза знали что чечены и некоторые другие народы Кавказа по сути своей бандиты, у них такой менталитет, так их воспитали их родители-в духе национализма и презрения к людям других наций.И не надо сравнивать войну в Чечне с войной, к примеру, Вьетнама или Алжира за независимость.Разве хоть один американец сидел в яме у вьетнамских бандитов до войны? Или, или к примеру ещё, Вы когда нибудь слышали о башкирских бандитах? или о тувинских? или о ....? И не надо всё сваливать на депортацию 1944. Пострадали не только чечены, но идругие народы. А казачество? Оно, кстати, в отличие от чечен, боролось против советской власти.А кто возглавлял в те времена государство? Сталин и Берия-тоже кавказцы.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Я надеюсь когда-нибудь придет то время Россия опомниться страдают не виные люди Смотря на отрывки напечатаные некоторыми людми думаешь а ведь и в правду в самой России люди не умные Сидя в тепле они не понемают все трудности через которые прошли люди разного возраста Россииское правительство посылают молодых солдат в битву сами сидя в огромных креслах когда 19 летние подростки гибнут сами не зная за что Любой человек имеет право на независемость Любая страна имеет свои религии и традицые и Чечня не сможет их поднять выше хоть на ни много Я скажу в конце что тот кто говарит что Чечня должна быть под Россиеи тот не прав даже такое государство как Чечня должно быть независемо и России нет той силы которая сможет выдержать все проблемы и беды Россия поволакла с собой страны которые были в ее составе и ненадо брать больше если не можешь позаботеться об людях
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 30.04.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.02.2000)
    Везде в наше время люди принемают наркотики и убевают и Чечня в этом не исключение и если прекратить войну криминал от этого не повысеться не зависима где наркотики и оружие имеет власть чеченцы склоны к войнам но они уже настродались любые люди захатят так же и чеченцы хотят свою независемость Вкаждом народе свои уроды
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 17.05.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Тогда почему бы не признать независимость всех кавказских народов. И пусть попробуют заниматься хозяйством у себя на земле сами без помощи русских, и не лезут со своей черной коммерцией в Россию.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 17.05.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 17.05.2000)
    Перечислите достижения Чечни за время всего своего существования.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 17.08.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 17.05.2000)
    Чечня входит в состав России . На основании чего мы должны отдавать ее бандитам , Турции и т.д.Оставте нам территорию Наурского, Шелковского и Надтеречного районов.Пускай они будут очищенны от людей, которые смеют называть себя мирными жителями . Мы будем выращивать там хлеб. Остальную территорию превратить в резервацию. Потому что народ воспитывающий малолетних подонков и убийц не достоен жизни. Мать или отец дающий ребенку оружие для убийства людей хуже шакала (и им ооооочень далеко до волка).
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Абсолютно разумное и убедительное рассуждение, даже если в пассажах о чеченском миролюбии мне не все кажется правдой.

    Главное - то, что авторы отстаивают именно российский, а не чеченский интерес, призывая положить конец бессмысленной бойне. И весьма примечательно, какие нацистские вопли служат контраргументом в полемике. Здравому смыслу авторов заметки противопоставляется зоологический расизм, готовность положить всю российскую армию, лишь бы не дать "чуркам", "чучмекам" и "черножопым" жить так, как они хотят...

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 28.10.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 09.10.2000)
    Я чеченец и я откровенно хочу заявить: если затопчут свободу ЧЕЧНИ - это будет означать, что РОССИЯ (сам народ) никогда не станет свободным.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 28.10.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 17.08.2000)
    ЧЕЧНЯ не собственность, чтобы кому-то отдавать - это во первых, а что касается добровольного вхождения - это бабка нашептала.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 30.10.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)
    Именно потому, что индейский народ сопротвлялся экспансии более сильной нации - он был уничтожен. Именно потому, что асирйский народ сопротвлялся экспансии...
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 06.11.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.04.2000)
    зураб! это ваше философское образование вам дает право называть целую группу Народов дикарями.
    по моему вы не философ, а очень дикий и невоспитанный человек.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 06.11.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 08.04.2000)
    Я не понимаю человека, который винит во всех грехах Кавказ и кавказцев, и втоже время желает, чтобы они входили в состав нашей Родины
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 10.11.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 06.11.2000)
    Россия, а точнее правительство России прежде всего должно прекратить в о й н у. О признании независимости Чечни не может идти речь по одной той причине, что сейчас это не произойдёт в принципе: не для того эту войну начали, чтобы впоследствие признать независимость Чечни:в первую очередь нужно создать почву для независимости...
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Абсолютно согласен с авторами статьи, и большим уважением отношусь за то, что нашли мужество и ума понять и выступить в защиту именно сейчас, когда это безумие происходит, а не как у нас принято после того, как признали (а это так и произойдет)приступлением давно минувщий и неисправимый Геноцид...
    Я благодарен этому гордому народу за то, что показали: что есть Честь и что есть Достоинство... Никая победа и никакое поражение уже не сможет у вас отнять вашу Честь...

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Я живу в "суверенном" Татарстане. Закончил юрфак Казанского унивеситета,но дорога на госслужбу мне практически закрыта. Ведь я русский , а в гос органы берут только татар(их там 95%), хотя руссих в Татарстане 50%. Президент Татарии Шаймиев установил полностью авторитарный режим, любая оппозиция преследуется вплоть до физического устранения. Через своих родственников и "земляков" Шаймиев контролирует все крупные предприятия Республики. В Правительстве и в других властных структурах только "свои" люди,во многом выходцы из глухих татрских деревень -"интелектуалы". Подконтрольные СМИ воспевают Президента и создают миф о процветающей независимой Республике. Корупция и хищения в Татарстане адские. За 10 лет "независимости" не было построено ни одного крупного предприятия. Миллионы нефтедолларов оседают в карманах родственников бая. " Не относитесь к суверенитету потребительски"-заявляет феодал Шаймиев, тяготеющий к пожизненному президентству. А уж день "независимости" 30 августа празднуется с таким размахом! И это все в центре России. А вы говорите Чечня.....
  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 05.05.2001
    в ответ на: комментарий (анонимный, 17.05.2000)
    У ЧЕЧЕНЦЕВ больше чем у других народов Кавказа ГЕРОЕВ СССР.
  • Россия должна признать независимость Чечни

    Я полностью согласна. Нужно прекратить войну в Чечне. Но войны ведут не народы, а политики. И если война в Чечне всё ещё продолжается, то так выгодно политикам в Москве, то есть российскому правительству. И только от него, российского правительства, зависит будет ли продолжать проливаться кровь невинных людей в Чечне, как россиян, так и чеченцев. Только от него, российского правительства, зависит будут ли продолжаться террористические акты в Москве со стороны чеченцев.

    Я позволю себе высказать версию, что интерес российского правительства в Чечне - это нефть. Потерять такое золотое дно им бы не хотелось. Поэтому думаю, что вряд ли война прекратиться по инициативе российского правительства.

    В заключение хочу сказать, что любая страна или республика имеет право на суверинитет и независимость. И не надо вмешиваться во внутренние дела этой страны или республики, делая этим "медвежью услугу", даже с добрыми намерениями помощи. Нужно просто оставить их в покое и всё наладиться само собой.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Keng, 09.07.2001
    в ответ на: комментарий (анонимный, 08.07.2001)

    > И не надо вмешиваться во внутренние дела этой страны или республики, делая этим "медвежью услугу", даже с добрыми намерениями помощи. Нужно просто оставить их в покое и всё наладится само собой.
    Все абсолютно правильно, но, боюсь, поздно. Россия оказалась в положении человека, угодившего в трясину -- чтобы вылезти надо двигаться, а любые движения (и особенно -- беспорядочные) только сильнее засасывают в пучину.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Ирина, 09.07.2001
    в ответ на: комментарий (Keng, 09.07.2001)

    Уважаемый Keng,

    Я не очень хорошо поняла что Вы имели ввиду под своей репликой. Но у меня создалось впечатление что Чечня оккупировала Россию, а не Россия Чечню. Почему же это Россия, как Вы сказали, оказалась в трясине?

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Keng, 09.07.2001
    в ответ на: комментарий (Ирина, 09.07.2001)

    > Я не очень хорошо поняла что Вы имели ввиду под своей репликой. Но у меня создалось впечатление что Чечня оккупировала Россию, а не Россия Чечню.
    А теперь я Вас не понимаю. Бисмарк говорил, что Россию победить и оккупировать невозможно, и знаете -- он был прав...
    Впрочем, оккупация любой страны дело бесполезное и заведомо проигрышное, особенно если население противится этому и в контексте веков, а не десятилетий. Чечня -- это, пожалуй единственная территория, которая была оккупирована при экспансии Российской империи на Кавказ, да и то -- особо не хотелось и не надо было, но анклавное положение Грузии и угроза со стороны Турции вынудили это сделать. Это было давнее геополитическое решение. До сих пор вот расхлебываем -- и Грузия уже не в составе и Турции не боится...
    Заметим, что России всегда удавалось более-менее мирно присоединять и удерживать территории. И даже, если в начале было завоевание, то удержание территорий без мирного сосуществования и партнерства с "оккупированным" народом было бы невозможным. Можно вспомнить Финляндию. Конечно, есть в истории и другие примеры, обратные -- Польша и ... Чечня. Я не знаток этнопсихологии и мне трудно понять, что не устраивает воинственных чеченцев в мирной жизни под российским "владычеством", но если что-то не устраивает на протяжении веков, то "насильно мил не будешь".
    Думаю: правильно ли будет уходить, уходить быстро, возможно -- с оставлением за собой северных равнинных территорий до Терека, установлением непроницаемой границы, оставлением лояльной, не бандитской местной власти, с программами финансовой помощи и т.д.? Правильно ли в контексте веков и прав народов, а не сиюминутных умонастоений, политической целесообразности и прав человека (а все -- важно)? Я -- не знаю.
    Думаю, что никто не знает. Также, как неизвестно, верно ли Руководство страны проводит свою политику -- политику жесткой оккупации и других мнений не воспринимает (и я понимаю почему). Я просто чувствую, что нас уже затянуло и затянуло очень надолго.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Ирина, 10.07.2001
    в ответ на: комментарий (Keng, 09.07.2001)

    По моему мнению, нужно оставить Чечню в покое. Это их внутренние дела - будет у них бандитская власть или любая другая. Надо дать им возможность самим решать и строить свою жизнь. Как я уже сказала, вмешательство во внутренние дела любой страны может оказать этой стране не более чем "медвежью услугу".

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Keng, 10.07.2001
    в ответ на: комментарий (Ирина, 10.07.2001)

    > По моему мнению, нужно оставить Чечню в покое.
    Согласен. Но... смотри ниже.

    > Это их внутренние дела - будет у них бандитская власть или любая другая.
    Не согласен. Соседям не все равно, какая власть будет рядом в соседней стране, с которой они граничат (и даже, если и не граничат).
    Вот Вам не все ли равно, кто живет в соседнем доме? Конечно, если приличные люди -- безразлично, ну а если напротив -- притон наркомафии, место "разборок" и беспрерывной стрельбы? И даже Ваши соседи периодически ломают Вам калитку и просто регулярно, как бы случайно, бъют Вам стекла в доме, да еще и что-нибудь украдут или нагадят, я думаю, что Вам все это будет небезразлично... Гипотетические эти соседи вовсе не пример Чечни, но мысль, Вы, надеюсь поняли.

    > Как я уже сказала, вмешательство во внутренние дела любой страны может оказать этой стране не более чем "медвежью услугу".
    Я не спорю, я согласен, но, к сожалению, Чеченская республика согласно действующей Конституции входит в состав Российской Федерации (статья 65). Я уже как-то здесь говорил, что оснований для включения ее туда особых не было, но дело было сделано. Для исправления ситуации надо как минимум вычеркнуть Чечню из списка субъектов 65-й статьи со всеми втекающими и вытекающими последствиями.

    Так что, вместо того, что бы беспрерывно болтать о свободе Чечни, заинтересованным и дееспособным лицам лучше бы начать соответствующие юридические процедуры. Для начала: обращение в Конституционный суд РФ о правомерности включения Чечни, не подписавшей на тот момент Федеративный договор, в состав субъектов Федерации, т.е. фактически -- аннексии...

  • Россия должна признать независимость Чечни

    Ирина, 14.07.2001
    в ответ на: комментарий (Keng, 10.07.2001)

    Я всё же остаюсь при своём мнении.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 24.12.2001
    в ответ на: комментарий (анонимный, 21.01.2001)

    Браво! Вы абсолютно правы. Что понимается под "национальной" независимостью? Отвечаю: возможность одной части населения, выделенной по этническому признаку в "титульную нацию", занимать ключевые посты в разного рода "структурах" и тем самым наживаться на тех, кому не довелось родиться якутом, татарином, башкиром и т.д. Господа, если вы на своем сайте проповедуете "либерализм без границ" в экономике, то зачем же вы стремитесь загнать нас в "закрытое" общество (а что же случилось с любовью к Попперу?). Что же касается Чечни, то "байки" про активно использующийся рабский труд иноэтнических (не чеченских)элементов в экономической жизни этого quasi государственного образования (догосударственного, а по сути - племенного)являются чистой и беспримесной правдой.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 15.04.2002
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)

    Konechno net ona nasha

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 15.04.2002
    в ответ на: комментарий (анонимный, 10.11.2000)

    Легко восторгаться народом, петь диферамбы гордости и непокорности, находясь в теплой Московской квартире смотреть новости и грозить пальцем.
    Тебя и тебя это не коснулось. Ты или ты живешь в краснодарском крае? Ты частый гость Махачкалы?
    Ты, кто наденет домашний халат после ванной ты вспомни какую мы платим цену. Вспомни о пацанах о тех, кто самое большое в жизни сделал - окончил школу и все! Вспомни о тех кто умирает сейчас, умрет, когда ты будешь подсчитывать проценты чеченов любящих родной язык.
    Ты "чеченовед", отправил своего сына туда?
    Нет! Ты плюнул на свою армию, твая армия стала федеральными войсками. Ты выбирал старого маразматика в президенты, ты молчал.
    Мы зашли слишком далеко! Когда выдирают занозу иднт кровь! Вендетта! Не забывай, что кроме тебя есть те кому уже не простить!

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 13.12.2002
    в ответ на: комментарий (анонимный, 15.04.2002)

    Да нет альтернативы.
    Если Россия признает независимость Чечни, она в течение полугода распадется на 20 независимых маленьких княжеств. А еще через полгода эти княжества завоюют. Кто? Да хоть китайцы.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 22.01.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.02.2000)

    Послушайте,помоиная яма!Вы плачете о десятке домах.А почему вы не плачете об этих детях,которых
    убили и искалечили ваши бомбы и которые стали сиротами благодарья вам?А почему вы не плачете о
    вдовах,чих мужиков вы безвинно убили?Вы не плачете
    о чеченских стариках,чьи дома вы расрушили и добро
    вы украли?ПОЧЕМУ?
    И ТАКОЙ НАРОД ХОЧЕТ ЧТОБЫ ИХ УВАЖАЛИ.
    УЙДИТЕ ИЗ ЧЕЧНИ И ДАЙТЕ ИМ СПОКОИНО ЖИТЬ.

  • Россия должна признать независимость Чечни

    аноним, 05.02.2003
    в ответ на: комментарий (анонимный, 01.08.1999)

    Уж очень хитрО все в статейке подано: вроде бы все так, но....
    Во-первых: хороша задумка! Пунктов столько, что давать коментарии к каждому с которым не согласен - очень утомительно, нудно и долго.
    А если возразить по паре пунктов, то любой скажет: да ладно мелочиться!
    Во-вторых: некоторые факты (не утверждаю, что умышленно) забыты. Например то, что чеченцы никогда не имели того, что принято называть государством (в отличие от поляков или грузин). Или что де-факто независимой Чечня была не только (и не столько) при Дудаеве, сколько в период 96-99 годов, когда были совершены набеги на сопредельные территории.
    В-третьих... Блин, вот теперь вернемся к п.1.....

Первая | Предыдущая | Всего: 67, страница 1 из 2 | | Последняя
01 02
Московский Либертариум, 1994-2020