- Денежная политика
- Политика в отношении долга
- Фискальная политика
- Дерегулирование
- Региональная политика
- Силовые ведомства
События последнего времени, как мне
представляется, свидетельствуют о неумолимом
приближении очередного
финансово-экономического кризиса в России.
Ставшие традиционными за последние годы меры
"борьбы" с этим кризисом способны в лучшем
случае отдалить его начало на несколько недель
или месяцев. При этом слова "в лучшем случае"
следует воспринимать исключительно как фигуру
речи - оттягивание кризиса означает всего лишь
его усугубление.
Достаточно просто отказаться от птичьего языка
"макроэкономистов" от политики и
журналистики и взглянуть на ход событий
незатуманенными глазами. Ни один нормальный
человек не будет финансировать свои
повседневные текущие расходы путем
заимствования на три-шесть месяцев под двадцать,
тридцать или сорок реальных процентов годовых. Ни
один российский налогоплательщик - если он не
мошенник - не готов принимать на себя такой долг.
Но именно этим и занимается наше правительство
от имени всех налогоплательщиков.
Позорная практика выбивания
"политических" кредитов за рубежом
продолжается уже десять лет. Кроме чисто
нравственного унижения, которые должны
испытывать граждане России, наблюдая эту
практику, она влечет постоянное расширение той
части государственного долга, которая не
подлежит пересмотру и реструктуризации.
Все это проходит под сопровождение постоянных
разговоров о "низком" уровне задолженности
России, измеряемой как процент ВВП. Эти разговоры
представляют собой либо сознательную
фальсификацию реальности, либо ее полное
непонимание. Проблема здесь состоит даже не в
том, что само понятие ВВП бессмысленно; хуже то,
что исчисление общей суммы долга к этой
абстрактной величине без учета таких реальных
показателей, как размер федерального бюджета,
процент на долг, приведенная величина долга, срок
задолженности, состояние счетов центрального
банка - лишает эту оценку всякого содержания.
Российская финансовая политика превращается в
политику наперсточников, мелких жуликов. Ее
инструментом стал постоянный обман, символом
которого стала ситуация с информацией о
состоянии валютных и прочих ликвидных резервов
центрального банка и правительства и о
закулисных соглашениях Минфина с крупными
банками и частными лицами от лица России.
Отсутствие ясных и исчерпывающих сведений по
этим ключевым вопросам не может не наводить на
мысль о том, что властям есть что скрывать. В
голову приходят самые простые вопросы: не держит
ли ЦБ часть своих валютных резервов в
банках-резидентах? Не держит ли он часть своих
резервов в бывших совзагранбанках, используя их
как источник поддержки рынка госдолга или в
других целях?
Мне представляется очевидным, что девальвация
неизбежна. Весьма вероятно, что она будет
сопровождаться значительной монетизацией
внутреннего долга. Всем наблюдателям должно быть
понятно, что заявления правительства,
отвергающие такую возможность, служат либо
дымовой завесой, прикрывающей фактическую
подготовку этой меры, либо демонстрацией потери
чувства реальности. Вопрос состоит в том,
приведет ли девальвация (которая будет, вероятно,
сопровождаться политическим кризисом - ведь она
будет означать дискредитацию пяти лет
экономического курса власти) не только к
очередной кадровой перетряске, не только к
очередному скачку внешней задолженности, но и к
реальным изменениям экономической политики.
На мой взгляд, однако, самой серьезной
проблемой сегодня является не чисто
бухгалтерский вопрос "как обернуться с
долгом". Подлинная суть проблемы в том, что в
обществе отсутствует - даже в самой минимальной
форме - представление о связной экономической
программе. Все, что предлагается под этим
названием, представляет собой набор пожеланий,
многократно опробованный и столько же раз
доказавший свою противоречивость и
непрактичность. Достаточно указать только на то,
что меры по "повышению собираемости
федеральных налогов" практически везде и
всюду выставляются как важнейший приоритет
власти! Однообразный поток
"социально-ориентированных рыночных
програм"привел к полной девальвации самого
понятия программы. Реальная программа
правительства - если вообще можно говорить о
какой-то программе сверх повседневной текучки и
смешного политиканства - едва ли не полностью
сводится к мелочной и недальновидной фискальной
политике.
Попытки "расширить" эту программу путем
внесения в нее таких одиозных элементов как
борьба с "естественными монополиями" или,
еще абсурднее, с "олигархическим
капитализмом", только усиливают чувство
горечи и разочарования.
Позитивная программа, как представляется,
важна даже вне зависимости от непосредственных
шансов ее реализации. Само ее публичное
существование служит точной сравнения для
других программ, в том числе "политически
проходных". Тот факт, что крайними либералами и
"монетаристами" в России продолжают считать
весьма умеренных Гайдара и Явлинского, говорит о
насущной необходимостки представления такой
позитивной и, насколько возможно,
последовательной программы.
Очень надеюсь быть уличенным в отрыве от
действительности - в том смысле, что такая
программа уже существует, опубликована и даже
обсуждается. Пока не уличен - попытаюсь
предложить ряд предварительных и разрозненных
соображений в этом направлении. При этом обращаю
внимание, что многие из этих предложений НЕ
СОВПАДАЮТ с моими представлениями о желаемом
устройстве общества - так, налоги предлагается не
отменять вообще, а всего лишь передать на местный
уровень. В этом смысле эти предложения для меня
уже являются компромиссом и уступкой за счет
последовательной принципиальности.
1. Денежная политика
Ликвидировать дискреционные права ЦБ. Ввести
полное резервирование денежной базы (наличных
рублей в обращении и остатков на счетах в
центральном эмиссионном институте). В условиях
реальной долларизации России самой естественной
представляется форма currency board (применяемая в
Эстонии, Аргентине, Болгарии, Литве, Гонконге), но
политические соображения могут способствовать
введению золотого стандарта. Во втором случае
резервы должны быть переведены в ту или иную
золотую форму.
Отменить поддержку национальной платежной
системы со стороны ЦБ, отделить ее от ЦБ и продать
в собственность банкам-участникам, возможно - с
распределением акций пропороционально их
фактическому в ней участию. Отменить
обязательное банковское регулирование. Продать
госдолю в банках (ВТБ, ВЭБ, Сбербанке и
совзагранбанках) с возможной передачей всей
выручки на рекапитализацию Сбербанка в части
вкладов населения на момент реформы. Отменить
ограничения на торговлю золотом.
2. Политика в отношении долга
Прекратить чистые заимствования,
осуществляемые федеральным бюджетом или
гарантированные Российской Федерацией. В
течение трех месяцев провести общую ревизию и
выверку федеральной задолженности. Полностью
обратить "доход ЦБ" на цели обслуживания
госдолга.
Краткосрочный рублевый долг. Осуществить
фактическую дополнительную монетизацию долга в
результате девальвации. Списать ту части долга,
которая находится в распоряжении ЦБ. Возможна
принудительная конверсия рублевого госдолга с
увеличением сроков и понижением процентов
(оправдание - избежание его полной монетизации и
обесценения).
В любом случае немедленно прекратить связанные
заимствования и выдачу федеральных гарантий.
С другой стороны - имеет смысл в одностороннем
порядке списать всю или значительную часть
практически безнадежной задолженности
развивающихся стран, перешедшую России в
наследство от СССР, а возможно - и задолженность
стран СНГ. Тем самым ликвидируется источник
коррупции и частично погашается негативное
восприятие нашей конверсии.
3. Фискальная политика
Провести максимально глубокую децентрализацию
бюджетной сферы. Принять как общее правило, что
налогообложение - то есть установление налогов и
их ставок, а также их сбор - является прерогативой
регионов ("субъектов федерации"). Оставить в
федеральном распоряжении, в порядке исключения,
резко ограниченное число налогов (возможно,
равный подушный сбор и сбор на добычу нефти и
газа; может быть - на производство спирта),
зафиксировав их как обеспечение чрезвычайных
обязательств Российской Федерации, прежде всего
пенсионных. Передать формирование федерального
бюджета в ведение регионов (верхней палаты
парламента). Предоставить регионам право
договариваться между собой о размере и порядке
отчислений на формирование федерального
бюджета.
Провести срочную ревизию немонетарных активов
казны (алмазные фонды и т.д.). Прекратить их
пополнение, отменить ограничения на обращение
этих активов, существующие активы передать в
особый фонд обеспечения безусловного внешнего
долга.
Ликвидировать федеральную налоговую службу,
таможенную службу.
Рекомендовать регионам ориентироваться на
унифицированные и невысокие ставки налогов (без
прогрессии) с упрощенным механизмом. Возможно,
ввести эти ставки на федеральном уровне на время
перехода к регионализации налогового дела.
4. Дерегулирование
Прекратить прирост федерального
регулирования. В течение шести месяцев провести
ревизию существующего корпуса федеральных
регулирующих документов и учреждений с отменой и
ликвидацией большей части из них и переводом
оставшихся в сертификационной режим. Исключение
- ограниченный круг стратегических вопросов,
требующих полноценного контроля (расщепляющиеся
и отравляющие вещества и т.д.).
Очевидно требуют немедленной отмены -
регулирование транспортной деятельности,
валютный контроль, экспортный контроль (с
возможным исключением контроля за вывозом
продукции, используюемой для производства
оружия массового поражения), контроль за
качеством продукции, контроль за обращением
ценных бумаг, контроль в области печати и СМИ.
Дерегулировать доступ к каналам вещания и
радиочастотам. Приватизировать телекомпании и
ликвидировать предоставление и поддержку
привилегий в этой области.
В целом стремиться к передаче регулятивных
функций на уровень регионов.
Ликвидировать (возможно - запретить)
федеральную поддержку монопольного статуса так
называемых "естественных монополий".
Ликвидировать наиболее одиозные искусственные
монополии в электроэнергетике и связи.
5. Региональная политика
Исходить из того, что уровень
республик/краев/областей уже стал основным полем
политической деятельности, где проявляется весь
спектр взглядов. Отказаться от догмы, будто
региональный чиновник, перейдя на федеральный
уровень, тем самым начинает лучше разбираться в
неких общероссийских интересах. Опираться на то,
что период 1991-1998 годов окончательно доказал
устойчивость территориального единства России
как страны русского народа и позволяет отмести
разговоры о "распаде" как демагогию.
Политика "слабого центра" может привести к
распаду страны только в том случае, если ее
составные части сами стремятся к выходу, как это
было в случае СССР. К России это уже не относится.
Предложить регионам (их руководителям)
вступить в своего рода "большое соглашение":
в обмен на резкое расширение прав регионов они
принимают совместное обязательство, содержащее
минимальный список гражданских прав и свобод,
единообразно признаваемых в России, а также
гарантии единства России (свободное перемещение
граждан, полное взаимное признание прав
собственности, свободное распоряжение граждан
собственностью на всей территории России, запрет
на введение внутренних пошлин и дискриминацию
межрегиональной торговли). Может быть -
предоставить Совету регионов право объявлять
региональный референдум, чтобы население
региона могло выразить свою позицию в тех
случаях, когда местное руководство принимает
решения, кажущиеся очевидно безрассудными и
вредными.
Немедленно и без всяких условий признать
независимость Чечни. Предложить то же Осетии,
Туве, Дагестану - в случае их отказа
рассматривать их как рядовые регионы
6. Силовые ведомства
Немедленно передать на места
(республики/области/края, города) полное
руководство милицией и аналогичными
учреждениями (включая финансирование,
утверждение штатов и формирование). Оставить МВД
как консультационный орган, существующий на
средства областных милиций и выполняющий те
функции, которые они сочтут на него возложить
(учет преступности, стандартизация, подготовка
кадров и т.д.). Полностью ликвидировать
внутренние войска и прочие федеральные
военизированные структуры, не входящие в состав
регулярной армии.
Предложить регионам сформировать
наблюдательный Комитет по делам вооруженных сил,
устанавливающий размеры расходов на эти цели и
подчинить ему Министерство обороны. Оперативное
руководство вооруженными силами передать в
Генеральный штаб, подчиняющийся Президенту и
руководствующийся указаниями Министерства
обороны.
Немедленно отменить обязательную воинскую
службу.
Отменить контроль за передвижением российских
граждан как в пределах России, так и за границу.
Отменить выездной пограничный контроль. Визовой
режим для иностранцев устанавливать по
совместному решению регионов.
* * *
Я рассматриваю эти предложения как
предварительный набросок. Хотелось бы, чтобы как
можно больше людей смогло с ними ознакомиться,
обдумать, поделиться мнением, дополнить,
обсудить. Многие аспекты общественной жизни в
этих предложениях не представлены вообще.
Частично это связано с тем, что автор не
претендует на детальное владение этими
вопросами; частично с тем, что главное, как
представляется, - это наметить общее
принципиальное направление программы.
Я осознаю, что многие предложения могут показаться
необычными. Ожидаю неизбежное неприятие многих из них со стороны экономистов. К
сожалению, формат данной статьи и журнала не дают возможность представить
детальное аргументированное обоснование ряда предлагаемых мер. Тем не менее, я
готов защищать их при любой возможности.