Закон
об использовании Открытых форматов и Свободного
программного
обеспечения в государственных учреждениях
и
государственном секторе народного хозяйства
Закон
определяет государственную политику в области производства,
распространения и использования программного обеспечения для
государственного сектора; условия, на которых органы государственного
управления сохраняют и администрируют частную информацию. Закон
регламентирует также условия, на которых предприятия и организации
государственного сектора народного хозяйства могут приобретать и
(или) использовать программное обеспечение.
Статья
1 – Определение терминов
1.1.
“Программное обеспечение” или “Программа”
– любая последовательность инструкций, используемая для
управления цифровыми данными, и осуществляющая специфическое задание
(работу) или решающая определенную проблему, и которая может быть
переведена в бинарный (либо иной) исполняемый вычислительной машиной
код.
1.2.
“Выполнение программы” – акт
использования инструкций и (или) кода программы на любом цифровом
устройстве с целью реализации соответствующей функции.
1.3.
“Пользователь” – физическое
или юридическое лицо, которое использует программное обеспечение.
1.4.
“Код программы” (“программный
код”, “Открытый код”)
– полный набор команд, инструкций и спецификаций, (в том числе
и на формализованных языках), созданных или сгенерированных
первоначально или в процессе их (инструкций) дальнейшего изменения
программистами, включая цифровые библиотеки, спецификации, исходные
данные, описания и любые прочие элементы, которые по крайней мере
(но не исключительно!), допускают автоматический перевод
(компиляцию) их в форму, пригодную для машинного исполнения.
1.5.
"Открытый программный код" —
Программный код, находящийся под лицензией Открытого типа. Как
исключения, из такого кода могут быть удалены те инструменты,
библиотеки и программы, которые сами распространяются как Открытое
(Свободное) программное обеспечение и легко доступны в открытых
источниках.
1.6.
Открытый технический стандарт (на данные,
протоколы обмена, формат сохранения и т.д.) — технический
стандарт (алгоритм, способ представления, кодирования и т.д.)
который соответствует условиям:
–
утвержден (сертифицирован) в качестве международного стандарта или
подмножества международного стандарта (для национальных
технических стандартов) одной из международных стандартизационных
организаций (IEEE, ISO, и т.д.);
–
полная техническая документация на стандарт публично доступна;
–
не существует ограничений на использование данного стандарта.
1.7.
Открытый протокол обмена данных — любой
протокол обмена данных, который удовлетворяет Открытым техническим
стандартам, а также следующим условиям:
–
полная техническая документация на протокол публично доступна;
–
полное описание протоколу — открыто;
–
не существует ограничения на использование такого протокола.
1.8.
"Свободная" программа, (“Открытое программное
обеспечение”) – программа
(программное обеспечение), которая согласована с условиями Свободной
лицензии.
1.9.
"Свободная" лицензия — любая
лицензия на программное обеспечение, которая гарантирует пользователю
права и возможности использования программ, не меньшие, чем
следующие:
–
использование программы для любых целей;
–
доступ к исходному коду;
–
любое исследование механизмов функционирования программы;
–
возможность использования механизмов (принципов) функционирования и
любых произвольных частей кода программы для создания других
программ и (или) адаптации к нуждам пользователя;
–
возможность копирования (тиражирования) и публичного распространения
копий программы;
–
возможность изменения и свободного распространения как оригинальной
программы, так и измененной, на тех же условиях, каким подчинена и
оригинальная программа.
1.10.
"Открытое программное обеспечение" —
программное обеспечение, отвечающее Открытым стандартам.
1.11.
"Открытое (Свободное) программное обеспечение (ПО)"
— в рамках этого закона и связанных с ним документов —
обобщающий термин, включающий понятие Открытых стандартов, Открытых
протоколов, Свободного программного обеспечения, Открытого
программного обеспечения, и программного обеспечения, которое
распространяется на все приемлемые для госсектора типы
свободных/открытых лицензий, вне зависимости от незначительных
особенностей каждого конкретного типа лицензирования.
1.12.
“Открытый формат данных” –
любой способ кодирования цифровой информации, соответствующий
действующим стандартам и следующим условиям:
–
полная техническая документация на формат находится в публичном
доступе;
–
полное описание формата — Открытое;
–
не существует заданных разработчиками (стандартизаторами) формата –
ограничений на производство, использование и распространение
программ, которые могли бы применять данные, кодированные в
соответствии с данным форматом.
1.13.
“Закрытое программное обеспечение”, “Закрытая
программа” (еще – “Проприетарное” от
“property” – право собственности, владения) –
ПО, покупая которое пользователь получает лишь ограниченное право на
его использование. Как правило — запрещен или закрыт доступ
к коду, запрещено внесение каких-либо изменений, использование на
более чем одном компьютере, тиражирование и распространение,
перепродажа, копирование и т,д.
1.14.
"Носитель" (ещё — "Компьютерный носитель")
— любое устройство для записи и сохранения компьютерной
(цифровой) информации (дискета, лазерный диск, картридж с магнитной
лентой, жесткий диск, флеш-память и т.д.).
1.15.
"Портирование" (в определенном контексте иногда ещё —
"Трансляция", "Перенесение") —
процесс перевода программного обеспечения с одной компьютерной
операционной системы на другую, или соответственно с одной аппаратной
(аппаратно-программной) платформы, на другую.
1.16.
"Компиляция" — перевод
программы с текста на том или другом формализованном языке
программирования к виду (чаще всего) бинарного файла, который может
исполняться процессором компьютера. Собственно говоря — процесс
изготовления рабочей копии программы из кода, котрый написал
программист или группа программистов.
Статья
2. Определение
2.1.
Государственные учреждения и все учреждения и предприятия
государственного сектора народного хозяйства должны использовать
Открытые протоколы и Открытые форматы обмена данных,
согласно определений, данных в статьях 1.7 м 1.8 данного Закона.
2.2.
Государственные учреждения и все учреждения и предприятия госсектора
народного хозяйства для проведения всех публичных сервисов и
создания информации, которая находится в публичном пользовании,
должны использовать Свободное программное обеспечение или
соответствующие Свободные лицензии на программное обеспечение,
определенные в статьях 1.9 и 1.10 этого Закона. Использование для
указанных целей такого ПО, лицензия на которое предоставляет
пользователю меньше прав, чем лицензия на Открытое (Свободное)
программное обеспечение, допускается в случаях и по процедуре,
определенных статьёй 6 этого Закона.
2.3.
Государственные учреждения, учреждения и предприятия государственного
сектора народного хозяйства для внутриведомственного
(критичного для функционирования) использования должны
использовать Свободное программное обеспечение, определенное в статье
1.11 этого Закона — во всех случаях, когда такое программное
обеспечение:
2.3.1.–
имеется на рынке (или в свободном доступе);
2.3.2.–
не уступает по профильной для сферы пользования функциональности
"зарытому" ПО и (или) выигрывает у "зарытого"
коммерческого ПО в соотношении "цена — функциональность".
2.4.
Во время проведения любых государственных тендеров на разработку или
закупку программного обеспечения обязательно должны приниматься во
внимание конкретные программные продукты, решения и возможности,
присутствующие в сфере Свободного программного обеспечения. Если
таких в сфере Свободного ПО не существует — государственный
орган, который проводит тендер, руководствуется требованиями статьи
6 этого Закона для определения возможных альтернативных вариантов.
Статья
3. Объект Закона
3.1.
Охватывает все государственные учреждения, использующие программное
обеспечение или программные библиотеки в их системах и информационном
обеспечении.
Статья
4. Область применения
3.2.
Исполнительная, законодательная, судебная власть и органы местного
самоуправления; предприятия, в которых государство владеет
контрольным или блокирующим пакетом акций, и которые используют
программное обеспечения, включая и программные библиотеки.
Статья
5. Исполнение.
5.1.
С целью координации работы государственных
органов, общественных и других союзов
производителей программного обеспечения и поставщиков соответствующих
решений, детальнейшего изучения потребностей госсектора, а также
помощи в формировании технических задач и требований со стороны
госсектора, равно как и для препятствия монополизации решений в
области программного обеспечения со стороны любого отдельного
министерства или госдепартамента — при Комитете Верховной Рады
по государственной безопасности и обороне и Комитете по науке и
образованию – создается комиссия по вопросам развития
национальной сферы программного обеспечения и использования
ПО в госсекторе.
5.2.
Исполнение и контроль за соблюдением закона поручается Комиссии по
вопросам развития национальной сферы программного обеспечения и
использования ПО в госсекторе и Кабинету Министров в соответствии с
совместно разработанным планом мероприятий в рамках соответствующей
Государственной концепции.
Статья
6. Исключения
6.1.
Возможность использования "закрытого" (проприетарного")
ПО устанавливается для любых существующих, уже спроектированных и
пероектирующихся на момент вступления Закона в действие систем
внутриведомственного использования, не
связанных с государственной безопасностью и обороной, а также не
связанных с публичными сервисами и службами – в случаях, если
общая сумма уже понесенных затрат на соответствующее ПО (или
соответственно информационное решение или система), а также
перспективных затрат (на срок до 3 лет), включительно с
наличествующей и расчетной стоимостью владения, превышает стоимость
введения соответственного решения на базе Открытого (Свободного) ПО,
или доказывает неэкономичность внедрения такого решения. Возможности,
которые представляются по этим пунктам, не снимают с субъекта
хозяйствования или государственного учреждения обязательства изучения
возможных альтернатив в сфере Открытого (Свободного) ПО согласно
пункту 6.2 этой статьи, и применения таких альтернатив в случае их
появления.
6.2.
В случае, если не существует удовлетворяющих специфические нужды
решений, основанных на Свободном ПО, государственные учреждения могут
применять альтернативные решения. Если для решения проблемы на рынке
существует только «закрытое» коммерческое программное
обеспечение, или существует такое программное обеспечение, которое не
в полной мере отвечает требованиям лицензий на Свободное программное
обеспечение – организация, которое такое ПО необходимо, может
хлопотать перед Комиссией (Кабинетом Министров) о разрешении на
применение соответствующего программного продукта, соблюдая
нижеуказанный порядок:
6.2.1.
В первую очередь отбираются программы, которые отвечают критериям,
указанным в пунктах 1.9 – 1.10 статьи 1 настоящего Закона,
исключая возможность дальнейшего распространения измененной
программы. В этом случае разрешение выдается автоматически.
6.2.2.
Если не существует программ указанной категории, предпочтение должно
быть отдано тем программам, для которых имеется перспективный проект
развития аналога в области Открытого (Свободного) ПО. В этом случае
разрешение на установку закрытого коммерческого ПО будет временным,
и потеряет силу, когда появится соответствующее по функциональности
Открытое ПО.
6.2.3.
Если нет возможности соблюсти и такие условия – может быть
применено «закрытое» коммерческое ПО, однако с тем
условием, что исключительное разрешение на его установку
автоматически потеряет силу через два года, и должно быть
подтверждено для дальнейшего использования после повторного
исследования рынка Свободного ПО, и констатации отсутствия
альтернатив.
6.3.
В любом случае, государство выдает разрешение на применение закрытого
коммерческого ПО, если соответствующее госучреждение гарантирует
такое хранение созданных при его помощи данных в открытых форматах,
при котором не возникает необходимость приобретения дополнительных
лицензий для пользователей, которым может понадобиться доступ к
соответствующим данным.
Статья
7. Исключительные разрешения для научных учреждений
7.1.Все
научные учреждения, находящиеся в собственности государства, могут
хлопотать о разрешении на использование закрытого коммерческого ПО в
исследовательских целях (в случаях, когда проведение исследований
непосредственно связано с применением исключительно
конкретной программы) — при условии предварительной оплаты
соответствующих авторских прав и лицензий из собственного бюджета,
государственного бюджета при условии соответствующего разрешения,
либо при условии использования переданных на безвозмездной (в дар)
основе авторских прав, лицензий или копий от юридических либо
физических лиц, которые имеют на это законное право.
Статья
8. Требования к образовательным
учреждениям.
8.1.
Образовательные учреждения государственного сектора должны в любом
случае использовать в учебном процессе открытые стандарты та ПО,
которые, ни в каком случае не требуют дополнительной оплаты со
стороны ученика.
Статья
9. Прозрачность исключений.
9.1.
Информация о всех разрешениях на установку закрытого коммерческого
ПО, выданных в виде исключения, должна сохраняться и публиковаться на
страницах общедоступного государственного Web-портала вместе с
соответствующим обоснованием.
9.2.
Публикацию соответствующих данных можно опустить, если
соответствующее (например, закрытое коммерческое) программное
обеспечение покупается государственным органом, действующим в сфере
национальной безопасности или обороны, и используется именно в
области обеспечения национальной безопасности и обороны.
9.3. В решении, которое разрешает исключение из общего правила,
должны перечисляться конкретные обязательные условия, которым должна
удовлетворять искомая программа.
Статья
10. Авторизация, информирование и страхование рисков пользователей в
случае использования решений, построенных на основе исключительных
разрешений
10.1.
В случае, когда какой-нибудь государственной организации, упомянутой
в перечне статьи 2 данного Закона, будет выдано разрешение приобрести
закрытое коммерческое ПО для целей сохранения или обработки данных,
база которых пополняется извне, – исполнительная
власть должна опубликовать в государственном web-портале
доклад, в котором разъясняется риск присоединения к использованию
такого ПО – для каждого из типов возможных применений.
10.2.
Публикация соответствующих данных может быть исключена, если
соответствующее ПО приобрели государственные органы, связанные с
национальной безопасностью или обороной, и использующие данное ПО для
целей обеспечения национальной безопасности и обороны.
10.3.
На соответствующую государственную организацию также полагаются
обязательства по страхованию рисков, которые возникли в результате
применения закрытого коммерческого ПО в данной организации, в том
числе – и по искам пострадавших граждан, если таковые найдутся.
Статья
11. Ответственность.
11.1. Ответственность за исполнение этого закона принимают на себя
высшая исполнительная власть, а также руководители технических и
компьютерных служб соответствующих госучреждений.
11.2.
Нарушение данного Закона, если оно не повлекло за собой более
серьезных нарушений, квалифицируется в первую очередь как нецелевое
расходование бюджетных средств.
Статья
12. Регламентная норма.
12.1.
Исполнительная власть вместе с Комиссией Верховной Рады по вопросам
развития национальной сферы программного обеспечения и использования
ПО в госсекторе — в 90-дневный срок со дня принятия данного
Закона определяет условия, время и формы, согласно которых
осуществляется перевод существующей ситуации в новую, которая
удовлетворяла бы условиям данного Закона, и ориентирует
соответствующие субъекты в смысле заключения договоров о разработке
будущего ПО.
12.2.
Также она руководит процессом перехода на новые программные системы –
во всех случаях, когда этого требуют обстоятельства. Это условие
означает, кроме всего, что исполнительная власть в короткий срок
определяет полный перечень критических для функционирования
государственных органов и государственного сектора народного
хозяйства компьютерных программ, функциональных аналогов или образцов
программных продуктов, которых не существует для распространенных
операционных систем класса Свободного ПО, и организует заказы на
трансляцию (портирование) таких программ из закрытых коммерческих
операционных систем на Свободные (открытые) операционные системы
путём создания соответствующего государственного заказа.
12.3.
Для выполнения требований этой статьи Исполнительная власть вместе с
постоянной комиссией ВР по вопросам развития национальной сферы
программного обеспечения и использования ПО в госсекторе опирается на
национальные союзы производителей программного обеспечения —
как Свободного, так и проприетарного, и действует на основе
представленной ими информации касательно наличия на рынке и степени
готовности необходимых решений в сфере ПО.
Статья
13. Приведение в соответствие других законодательных актов
13.1.
С целью недопущения сбоев в работе государственных учреждений и
государственной сферы народного хозяйства, связанных с проверками
использования нелицензионного программного обеспечения и изыманием
техники и программного обеспечения, равно как и с целью недопущения
препятствий к работе частных предприятий, – до момента
завершения перехода государственных учреждений и государственного
сектора народного хозяйства на Свободное (Открытое) программное
обеспечение, приостанавливается действие тех статей
других Законов и государственных актов, которые имеют отношение к
уголовной ответственности за копирование и использование
нелицензионного программного обеспечения, если
только копирование не ведется в промышленных масштабах.
13.2.
Соответственно на этот же срок приостанавливаются следственные и
карательные действия согласно уголовному кодексу Украины
– специальных подразделений МВД по вопросам борьбы с
правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности – в
отношении всех частных лиц, бизнес-предприятий, государственных
учреждений, предприятий государственного сектора, — которые
непричастны к промышленному, производству или массовому
распространению нелицензионного программного обеспечения.
Ответственность этих личностей и соответственное преследование
возможны исключительно согласно Гражданскому кодексу Украины.
13.3.
Под промышленным производством контрафактного программного
обеспечения следует понимать:
–
производство любых носителей с контрафактным программным обеспечением
на фабричном многотиражном оборудовании любого типа;
–
копирование контрафактного программного обеспечения при помощи
специальных дубликаторов, фабричного либо кустарного изготовления,
предназначенных для производства за одну сессию записи более чем
одного экземпляра носителя информации (либо носителя с информацией)
любого типа.
Народний
депутат Украины
Борис
Олийнык