|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Журнальная версия этой статьи опубликована в "Компьютерре" #22(300) - "Книга - народное достояние". Здесь приводится полный оригинальный текст. 01.05.1999, Дмитрий Ватолин
Да не бойся ты. Это не больно, когда сканируют. ЧИТАТЕЛИ Никогда при жизни моей не будет это опубликовано, потому что не вижу я на своем горизонте ни единого издателя, которому можно было бы втолковать, что видения мои являют ценность хотя бы еще для десятка человек в мире, кроме меня самого. По поводу электронных копий книг уже сломано немало копий. Издательства вынуждены печатать книги очень небольшими тиражами, в среднем не более 10 тыс. экземпляров. Такой тираж позволяет им сравнительно быстро окупать затраты. В случае повышенного интереса читателей заказывается дополнительный тираж для обеспечения спроса. И все было бы замечательно, если бы при этой схеме книги могли бы широко расходиться по России. На практике все изданные книги можно "поймать" только в Москве и Петербурге. В областные центры и маленькие города партии книг поступают случайным образом, и купить там необходимые книги конкретного автора крайне сложно. Еще хуже ситуация на Украине, в Белоруссии, Казахстане. И невозможно даже за большие деньги заказать изданные , скажем, полгода назад на кириллице книги в США, Германии, Израиле, Канаде и других странах, где уже живут несколько миллионов русских. Правда, по России вышедшую недавно книгу можно заказать по почте, или сделав запрос на сайте. Но, как было отмечено на недавно прошедшем третьем Российском Интернет форуме, "электронная коммерция в России не разовьется, пока не начнет стабильно работать обычная почта". Ненадежность доставки бандероли наложенным платежом сводит на нет простоту заполнения заказа по Сети, а курьерская доставка из всех городов мира хорошо налажена только в Санкт-Петербурге и Москве. Получается, для жителей небольших российских городов единственная возможность получить необходимую книгу " скачать ее из электронной библиотеки. Против раздачи электронных копий книг активно выступают издатели, считая, что это понизит скорость расхождения их "бумажного" тиража. Однако, многие люди не любят читать с экрана компьютера и предпочитают листать книгу, ощущая ее в руках. Мы решили проверить насколько верны подобные суждения и задали посетителям сервера "Русская фантастика" вопрос: Купите ли вы бумажную книгу после прочтения электронной? В опросе приняли участие 1207 человек. Если мы внимательно посмотрим на цифры, то будет видно, что 23% (последние 3 строки) не купят бумажной книги. Из них 4% -- небогатые люди -- явно не являются потенциальными покупателями! 18%, что покупают только очень понравившиеся книги (либо не любят перечитывать, либо перечитывают прямо с экрана), тоже сложно отнести к потенциальным покупателям. Однако можно уверенно говорить, что эти 18% потенциальных читателей издательство скорее всего потеряет. Электронная книга, появившаяся до выхода бумажной, уменьшает скорость расхождения тиража. ------------------------------------------------ БУМАЖНЫЕ ИЗДАТЕЛИ Уж мы то знаем, от чего, а главное -- от кого зависят тиражи! Сколько угодно могу я вам назвать безобразной халтуры, которая вышла полумиллионными тиражами... C "Лабиринтом отражений" Сергея Лукьяненко произошла удивительная вещь. Книга, впервые вышедшая в России тиражом 11 тыс. экземпляров, в Сети приобрела в несколько раз большую аудиторию. Только с официальной страницы писателя ежемесячно скачивались до 3 тыс. копий, а ведь ее можно было получить не только с официальной страницы. Хотя основной тираж в бумаге расходился достаточно долго, после издания ее электронной копии в Сети в гостевую книгу страницы "Русская фантастика" стали приходить письма из небольших городов с единственным вопросом: "Где же купить "Лабиринт..."?". Издательство откликнулось и уже выпустило три дополнительных по 5000 экземпляров. Насколько больше были эти тиражи в действительности, сказать трудно. Каков итог? Книга, которую в отсутствие Сети практически никто бы не заметил, стала популярной и принесла известность автору. Две книги Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений" и "Звезды -- холодные игрушки" дали название серии -- "Звездный лабиринт" -- и подняли продажи других книг издательства АСТ. Через полтора года после первого первоиздания "Лабиринта" написано его продолжение, которого в пока Сети нет, и люди гадают " каким тиражом оно выйдет в бумаге. Показательно, что интересы бумажного издательства и автора на общедоступность в Сети электронных копий лучших книг писателя практически не совпадают. Автору выгодно как можно шире распространить свою удачную вещь, поскольку как уже говорилось -- тираж книг мал, а при бесплатной раздаче появляется возможность резко увеличить число читателей, или охватить какую-то специфическую аудиторию. Это повышает популярность автора. Понятно, что такой подход не отвечает интересам издательства. Недавно я спросил Николая Науменко, главного редактора отдела фантастики издательства АСТ (которое публикует сейчас большую часть рынка фантастики в России), насколько конкурируют электронные копии книг с бумажными экземплярами. По его мнению, влияние электронных библиотек пока невелико. Тем более, что теперь во всех договорах издательства с авторами оговаривается нераспространение текста. На мое замечание о том, что после выхода книги в бумаге автор не в состоянии запретить людям сканировать и выкладывать книги в Сеть, Науменко сказал: "Фактически серьезный вред может привести только попадание текста в крупные электронные библиотеки. По счастью, сегодня все их хозяева разумные люди. Когда обнаруживается произведение, выпущенное издательством АСТ, от хозяина библиотеки требуют немедленно снять его. Тут же оговаривается через какое время его можно разместить снова на прежнем месте, но уже со словами "Текст помещен с разрешения издательства" и обязательным указанием адреса магазина книга-почтой, где можно заказать эту книгу." ПИСАТЕЛИ "Вы писатель, наверное?" -- Увы", -- Почему-то многие полагают, что писатели категорически против распространения их книг в Сети. Разумеется, писатели против распространения текстов без их ведома, поскольку отсутствует контроль над текстом, и, как следствие, нет возможности получить гонорар за издание. Кроме того, никому не понравится найти в Сети собственный текст, подписанный чужим именем, либо неполное или частично измененное творение. Проблему искажения произведения легко решить наличием официальных страниц, но трудно запретить хождение файла по Сети. Борис Стругацкий (www.rusf.ru/abs/): Владислав Крапивин (www.rusf.ru/vk/): Сергей Лукьяненко (www.rusf.ru/lukian/): Василий Головачев (www.golovachev.ru): Александр Громов (www.rusf.ru/gromov/): -----------------ВРЕЗКА-------------------------
Александр Громов (www.rusf.ru/gromov/): С рынком жить -- на рынок выть, и по меньшей мере смешно обвинять авторов в куркулизме. Совершенно восхитительны некоторые письма фидошников в книжных эхах, наполненные этакой обидой дитяти, которому не дали вкусную конфетку. Мне почему-то кажется, что фэны "ан масс" очень плохо представляют себе, что это такое -- написать хотя бы сносную книгу. Прошу поверить на слово: это слишком непростая и нездоровая работа, чтобы писатель мог допустить бесплатное распространение книги прежде ее издания (и, если получится, переиздания) на бумаге. Сетевое пиратство больно бьет писателя по карману, чему уже есть примеры. Достаточно очевидно, что до тех пор, пока электронные распространители -- назовем их так -- не станут близкими аналогами "бумажных" издателей (с продажей прав и т.п.), электронные библиотеки (не пиратские) будут преимущественно состоять из:
1. Достаточно старых произведений. (Понятно почему?!)
В противовес приведу мнение читателя (явно разделяемое многими), прочитавшего рассуждения об ограничении распространения электронных книг в Сети (www.rusf.ru/compulib/messages/30.htm): Обычно в ответ на такое мнение возражают, что вот усилится власть закона в стране или Сети, и тогда... Однако, очевидно, что популярные книги, на которые имеется спрос, в Сети можно будет достать всегда! Для тех, кому лень искать " платно, остальным " бесплатно. И если у кого-то есть на эту тему иллюзии, напоминаю, что серийные номера и креки, к большинству популярных программ в Сети найти " 15 минут работы. И даже богатая империя Билла Гейтса пока ситуацию не изменила. Не изменила просто потому, что начиная с некоторого момента деньги, затрачиваемые на борьбу с пиратством, не покрываются доходами, полученными за счет увеличения продаж и косвенной рекламы (воруют, как правило, хорошие программы). Вопрос преследования электронных текстов в Сети, таким образом, сводится к той границе реальных действий, которые будут в этом направлении предприниматься. Причем также заранее очевидно, что различные PR-действия (статьи, выступления, воззвания к морали) будут составлять очень заметную долю всех реальных действий. Это будет происходить просто потому, что такая политика достаточно эффективна. С другой стороны тексты зачастую будет найти нелегко, поскольку ни одна крупная библиотека (по крайней мере, сегодня) не разместит у себя произведения, против распространения которых возражает автор. На этой ноте -- оптимистичной для бедных читателей, и пессимистичной для литагентов (вечных "крайних" в цепочке автор-литагент-издательство) мне и хотелось бы закончить этот обзор. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |