Здравствуй, Саша!
> Все же нашел время, чтобы тебе ответить.
Спасибо. Мне тут пришло несколько частных писем
по поводу того, что мои
риторические упражнения будут приняты за
персональный наезд и тред сдохнет. Я
рад, что этого не произошло.
> Правовым анализом реально мало кто
занимается. Все споры идут о том имет ли
> право государство ограничивать
конституционные права граждан (и
> юридических лиц). Это тема для обсуждения
на семинаре по основам теории
> государства и права для студентов первых
курсов.
> Если ты считаешь, что открыл здесь что-то
новое, то глубоко заблуждаешься.
Нет, не считаю. Я немножко конкретизирую то, что я
имел в виду. Специфически
"правовое" imho может существовать тогда,
когда вопросы права (а) постоянно
являются предметом неформального дискурса тех, к
кому они относятся, (б)
существует целый ряд предметов, в которых такой
дискурс может
формализоваться, и (в) неформальный и формальный
дискурсы как-то соотносятся
- первый как живая традиция питает второй, а
второй - поддерживает первый.
Для меня это принципиально, и именно в этом
различие между "правом" и
"законностью". Внутри иерархии (властной или
любой другой) возможен только
режим "законности" (или беззаконности). А вот
в гражданском обществе
предпочтителен "правовой" режим. У меня нет
этому никаких теоретических
обоснований, но исторический опыт, вроде бы, это
подтверждает.
Далее, я бы попытался дать (открытый) список тех
предметов, в которых может
формализоваться неформальный правовой дискурс,
и которые, соответственно,
могут его поддерживать:
1) собственно юридические изыскания (legal studies);
2) теория права;
3) экономика закона, правонарушения и
правоприменения;
4) инженерия прав в техногенных средах;
...
Если по поводу такой мелкой и конъюнктурной темы,
как СОРМ и прочие
гэбистские благоглупости удастся развернуть
ресурсы, в рамках которого может
обсуждаться все перечисленное, imho это будет
большим достижением.
> > Но есть у меня такое подозрение, что язык
совковых юрфаков годится только
> > для того, чтобы лизать им известное место у
власти .....
>
> А вот для чего твой язык?...
См. выше и ниже.
> > По моим оценкам, дискуссия идет ровно и
> > сдержанно.
>
> Если не считать твоих высказываний.
Ok. Я неровен и несдержан. Но это не повод называть
без разбора "истерикой"
все, что опубликовано в дискуссии по СОРМ. Мои
контрибуции составляют менее
1% от общего объема.
> Каша полнейшая в употреблении терминологии и
основных правовых понятий.
Каша. Живая дискуссия - всегда каша.
Формализовать и поправить - дело
специалистов.
> > Мой тебе совет: подкинь гэбистам идею:
законодательно обязать всех еще и
> > изволить говорить по-русски, а то слухачи
ведь академиев не кончали, у них
> > могут возникнуть проблемы...
>
> Вот здесь ты крупно прокололся. В академии ФСБ
готовят переводчиков лучше, чем
> во многих московских языковых ВУЗах...
... и ставят их на должности слухачей в райцентрах,
разумеется. Я понимаю,
что в записи Контора прочтет на любом языке,
поэтому всегда и говорю:
стойкое крипто, и никаких гвоздей :)
> > Один из доступных мне инструментов
изменения
> > реалий - это изменение "нашего
российского законодательства". Я высказываюсь
> > по поводу этого публично, ищу сторонников и
союзников, участвуя таким образом
> > в нормальном демократическом процессе.
>
> Одновременно выливая массу грязи на тех, что
мнение не совпадает с твоим. Если
> это демократический процесс, то я в нем не хочу
участвовать.
Ну, хозяин - барин. Есть такие издержки, конечно
же, ты прав.
Мне, например, не очень приятно, когда
Старовойтов-младший обзывает меня
разными обидными словами, да еще и публично. Но я
определенно предпочитаю
ситуацию, в которой я вынужден это терпеть,
ситуации, когда
Старовойтов-старший (или Ковалев, или Путин, или
кто угодно) будут мне
командовать, даже если они будут делать это очень
_вежливо и корректно_. Я
много лет прожил в обществе, где второе было
нормой. Я хочу попробовать
первое, хотя бы для разнообразия ;)
Впрочем, если я кого персонально обидел, я готов
публично принести извинения.
Если этого недостаточно - дать сатисфакцию в
любой другой известной форме.
> > Ты спутал, вопрос шел не о публичности, а о
(а) судебном решении и (б) его
> > предъявлении.
>
> По поводу судебного решения ни я, ни кто-либо
еще не говорил о том, что его не
> должно быть!
> А вот по поводу его предъявления в конституции
нет ни слова.
В Конституции-то нет, но обрати внимание на ст. 8
Закона о связи:
"...Все операторы связи обязаны
обеспечить соблюдение тайны связи.
Информация о ... а также сами эти
отправления и сообщения могут
выдаваться только отправителям и
адресатам или их законным
представителям.
Прослушивание... ознакомление...
задержка, осмотр и выемка... а также
иные ограничения тайны связи
допускаются только на основании судебного
решения."
Вопрос: Как оператор может судить о наличии
решения, если ему оное (или
выписка) не предъявлено?..
Если СОРМ, то - или отменять ст. 8, или
лицензировать территориальные
управления ФСБ как операторов связи :)
> > Поскольку соответствующие положения
Закона об ОРД явным образом направлены на
> > обход соответствующей конституционной
нормы, и ставился вопрос об
> > адекватности самого Закона.
>
> Это каким же образом Закон об ОРД противоречит
конституции? Может быть ты
> закинешь запрос в конституционный суд по
поводу его соответсвия...
Оговорка про "случаи, не терпящие
отлагательства" в Законе VS слова "только
на основании судебного решения".
В КС запрос закинуть можно и даже, наверное,
нужно, хотя и с практически
обеспеченным отрицательным эффектом: ну много ли
нам помог КС, например, с
Указом президента не-помню-номер 1995 г. о
бессудных арестах?
Парламентская процедура, возможно, будет
эффективнее. Я уже начерно
продумывал свое отношение к Закону об ОРД. В нем
много _благих пожеланий_
относительно того, чтобы ввести хоть какие-то
ограничения на действия
инфорсеров, но, как часто бывает, не прописаны
_реальные_ механизмы и
присутствует куча оговорок, которые практически
сводят на нет всю благость
(охотно в нее верю) и добрые намерения авторов. (Я
готов отдельно технически
обсуждать желательные блоки поправок именно к
этому закону).
> > Многие возражают, например, против
фактического перерастания осмотра/досмотра
> > в обыск.
>
> Почувствуй разницу между осмотром, досмотром
и обыском (это к вопросу о том у
> кого в голове каша).
Я-то чувствую разницу, но опыт показывает, что
менты ее не чувствуют.
(Моему учителю Г.П.Щедровицкому в 70-х
как-то позвонил востоковед и
философ А.М.Пятигорский и в панике
сообщил, что обезумевшие гэбисты
ни с того ни с сего начали хватать
буддистов. Последовал следующий
обмен репликами:
- Гады, конечно, но что ты-то так
нервничаешь? Ты ведь не буддист, а буддолог.
- А они не различают...)
> > ГАИ как-то странно приводить в
качестве положительного примера, даже
> после ее > переименования. Ну,
рэкит и рэкит, только что под
> госзащитой. Если рэкитир >
получает лицензию, становится ли он
> правоохранителем?
>
> Странно, что ты посчитал это положительным
примером. Но скажи много ли ты видел
> людей, которые открывают багажник с понятыми?
Не видел вообще. И - что?
> > > А
> > > уголовно-процессуальные действия и
оперативно-разыскные мероприятия это
> > > "две большие разницы". Информация
полученная в результате ОРМ является лишь
> > > информацией, а чтобы "посадить"
человека или предъявить обвинение этого
> > > недостаточно. Материалы
оперативно-разыскной деятельности не могут быть
> > > доказательством в суде.
> >
> > Ровно поэтому и ставится вопрос о том, зачем
ОРД нужна.
> А по твоему государство не должно бороться с
преступностью? Или само
> государство не должно существовать?
1. Вопросы о том, кому нужно государство, зачем,
должно ли оно существовать
и, если да, то какое - согласись, для отдельного
треда.
2. "Борьба с преступностью" imho очень опасная
идеологема. Словом "борьба"
можно оправдать что угодно. Обрати внимание, что
словосочетание "в целях
борьбы с (организованной) преступностью" стоит
в начале практически любого
антиправового законодательного акта (вспомни
тот же злополучный Указ 1995
г.).
(Абсолютно симметрично, мне жутко не
нравится идеологема "борьбы с
государством". Чисто технически, я
предпочитаю использовать "сдерживание
преступности/государственности").
3. Если я не путаю, "преступность" - вообще не
юридическое понятие, скорее
социологическое или демографическое. Вроде бы,
юристы и все, пользующиеся
строгим юридическим языком, должны использовать
в строгом техническом
значении термины "преступление",
"преступник", "подозреваемый",
"заподозренный" и т.п.
4. Даже для сторонников "сильной"
государственности, к каковым я, разумеется,
не отношусь, в актах in question очевидно усиление
экзекьютора в ущерб другим
ветвям власти. Что отнюдь не однозначно
сказывается на силе государства.
Политологически и исторически, напротив, попытки
усилить исполнительную
власть в ущерб законодательной и судебной
("авторитаризация режима")
практически всегда указывают на слабость
государства как целого. И - отнюдь
не способствуют его усилению.
> > Вроде бы, если
> > осуществляющий ее орган действительно
хочет довести дело до суда (а не
> > просто получить компромат для шантажа
жертвы и получения мзды, что бывает
> > гораздо чаще), ему нужно изловчиться
построить цепочку так, чтобы в конце
> > непроцессуальных действий (покрываемых
Законом об ОРД) стояло процессуальное
> > действие, полученные в ходе которого
материалы в ходе судебной процедуры
> > могут стать доказательствами. Например,
Отставнов договаривается с
> > Глушенковым о поставках маковой соломки;
гэбисты перехватывают переписку и
> > используют ее для того, чтобы
"случайно" оказаться в момент физической
> > передачи товара.
> Вот здесь ты цитируешь меня. Я всегда говорил и
писал о том, что преступность
> пресекается именно на физических поставках. И
если в "данном" случае нас
> повяжут, то претензии будут только по поводу
передачи товара (если конечно
> смогут нормально задокументировать), а то что
мы договорились об этом по
> переписке никто не вспомнит.
Это мне и кажется самым опасным: возможность
того, что о беззаконных
действиях никто "и не вспомнит".
> > Вроде бы, в этом и заключается главная
опасность. Обрати внимание, что там,
> > где "состязательность" существует не
как пустой звук (в той же Америке,
> > которая нам, конечно же, не указ), а как
устоявшаяся практика, адвокат может
> > "размотать" эту цепочку обратно и
показать, что "доказательство" получено с
> > нарушением закона, обрушив дело. И, если
есть потенциальный свидетель в лице
> > оператора, это может здорово адвокату
помочь.
> Ты наверное забыл (или просто не знал) что я сам
адвокат и веду реальные дела
> реальных людей. И почитай получше, что я писал
по поводу судебной перспективы
> материалов, полученных при СОРМе. Точно также
и у нас материалы, полученные с
> нарушением процессуального порядка не могут
рассматриваться в качестве
> доказательств и исключаются из материалов
дела. И уголовные дела рушаться еще
> на предварительном следствии не попадая в суд.
Конечно, я знал о твоей профессии, но не знал, что
ты выступаешь в уголовных
процессах (почему-то считал тебя цивилистом).
Я привел более тонкий, чем тебе показалось,
пример: именно, когда есть
процессуально чистые доказательства, а
свидетельства беззаконных действий
инфорсера спрятаны.
Вот, представь, что Отставнова повязали на приеме
маковой соломки, причем
повязали чисто: с ордером, с понятыми, с видео- и
аудиозаписью. Представь,
что Отставнов пригласил в качестве защитника
своего знакомого Глушенкова.
Попытаешься ли ты в ходе процесса:
- добиться вопроса судьи к гэбистам, с
чего это вдруг опергруппа ФСБ
оказалась на этом месте в это время?
- после ответа "по оперативным
данным" - добиться предъявления
материалов суду и проверки законности
их получения?
- после установления получения
оперативных данных незаконным способом
(например, с нарушением тайны
переписки) обрушить дело _только на этом
основании_, при том, что все
_приобщенные_ доказательства
процессуально чисты?
Удастся ли тебе это при действующем
законодательстве и предлагаемом
регулировании ОРД?
А ведь реально это может быть единственным
шансом защитить невиновного.
Смотри, что будет делать ГБ, если захочет
посадить Отставнова в тюрьму?
Один из сценариев (из _реально используемых_
гэбистами):
- разрушат известную им цепочку торговли маковой
соломкой в Москве, арестовав
всех покупателей конкретного дилера, и оставив
его без денег и с долгами
поставщикам;
- кинут наркодилеру письмо: "Куплю 50 соломы за
штуку. Будь завтра на
Манежной в полдень с "Компьютеррой" в руке. Я
буду в желтой сетчатой майке";
- кинут письмо Отставнову: "Имею
документальное подтверждение планов ФСБ
касательно массового сканирования
телекоммуникаций. Готов продать за $1000.
Буду завтра в полдень на Манежной в желтой
сетчатой майке. Держите в руках
"Компьютерру", чтобы я Вас узнал".
Завтра в полдень Манежная набита оперативниками
в штатском. Дилер передает
отставнову пакет, Отставнов передает дилеру
конверт, все это снимают на
пленку и берут их при свидетелях...
Обрати внимание на тонкий момент:
спровоцированным отказывается не только
Отставнов, но и дилер, так как не исключено, что
находясь в форс-мажоре и
опасаясь, что поставщики его пристрелят, он на
следующий день пришел бы в
милицию и сдался бы, признавшись. Если бы не
подвернулась столь удобная
возможность...
Господи, ну почему это нужно так подробно
объяснять, ведь КГБ занимался этим
полвека??? А до этого этим же занималась охранка.
Традиционный народный
промысел у нас такой: agent provocateur.
> > У нас же в большинстве случаев это не
проходит (хотя при введении суда
> > присяжных возникла масса проблем с
подобными "квазидоказательствами").
>
> С судом присяжных возникли совершенно другие
проблемы. А поводу доказательств,
> полученных с нарушением законодательства,
судебная практика однозначно говорит
> о недопутимости.
Ты так однозначно говоришь о _практике_... Я
сослался на эксперимент с судом
присяжных только потому, что это единственный
известный случай
продолжительного мониторинга ситуации в судах
силами другого ведомства
(Администрации, а не Минюста). Мониторинг показал,
что "однозначности" нет,
особенно за пределами Окружной дороги. В
прокуратурах в связи с этим
появилась присказка: "Куда ты такое дело
направляешь? В суд присяжных???"
> > Речь не идет о легальных угрозах
потенциальной жертве, речь идет о том, что
> > ОРД - хорошо спроектированная машинка для
производства "квазидоказательств"
> > (доказательств, полученных с нарушением
закона на той или иной стадии).
> Материалы, полученные в результате ОРД не
являются ни доказательствами, ни
> квазидоказательствами, это просто информация.
И существует такой термин как
> "легализация" оперативных материалов.
См. выше.
> Контроля там достаточно. Если ты не можешь
контролировать органы это не значит,
> что любой сотрудник может запросто из своих
личных или корыстных интересов
> "снять" с кого-нибудь информацию.
:)))
> ".....Судебное решение на
право проведения оперативно-розыскного
мероприя-
> тия и материалы, послужившие основанием для
принятия такого решения, хра-
> нятся только в органах, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность..."
> (часть 3 ст. 12 Закона об ОРД). Так что он
действительно никому не обязан его
> предъявлять.
???
> И нигде нет обязанности это решение куда-либо
представлять. Конституция
> говорит только о том, что судебное решение
должно быть. И на самом деле все
> разговоры в конечном итоге сводятся к
контролю за органами, чтобы не было с
> их стороны злоупотреблений.
Ну, это опять... Вот, всю жизнь прокуратура должна
контролировать милицию. И
что, контролирует? Это же тупо - конструировать
контроль внутри одной ветви
власти, тем более - внутри своего ведомства. Что,
майор с лейтенантом не
договорятся? Или что, милиция не договорится с
прокуратурой?
Я говорю простую вещь: разнести функции по
институтам надо, чем дальше, тем
лучше.
> "Глава VI. Контроль и надзор за
оперативно-розыскной деятельностью
>
> Статья 20. Контроль за
оперативно-розыскной деятельностью
> Контроль за
оперативно-розыскной деятельностью
осуществляют Прези-
> дент Российской Федерации,
Федеральное Собрание Российской Федерации,
> Правительство Российской Федерации в
пределах полномочий, определяемых
> Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами
> и федеральными законами.
Пожелание благое. Но, с точки зрения
институционального проектирования -
совершенно неграмотно.
Результатом того, что в законы записываются
такие громко звучащие, но
бессодержательные формулировки, является
подготовка подзаконных актов
(ведомственных или межведомственных, типа СОРМ),
которые заталкивают все
процедуры в рамки ведомств исполнительной
власти, или вообще в рамки одного
ведомства, что делает их минимально аудируемыми
кем бы то ни было.
И это не из-за того, что Ковалев, или Путин, или ФСБ
в целом, или кто-то там
еще плохой; это закон жизни иерархий. Купировать
его можно, только разнося
отдельные шаги процедуры по разным лицам,
организациям, ведомствам, ветвям
власти. Принцип разделения властей для того
ровно и придуман, Монтескье не
самым глупым парнем был.
> Статья 21. Прокурорский надзор
за оперативно-розыскной деятельностью
> Надзор за исполнением законов
Российской Федерации органами, осу-
> ществляющими оперативно-розыскную
деятельность, осуществляют Генеральный
> прокурор Российской Федерации и
уполномоченные им прокуроры."
:)
> А насколько эффективно этот контроль и надзор
осуществляется (или не
> осуществляется) это никому не известно.
Законов, предусмотренных ст. 20 не
> существует, и на мой взгляд именно их и
нужно инициировать. Следует
> разработать механизм контроля за
правомерностью, конституционностью
> деятельности спецслужб при проведении ОРД.
Четырьмя руками "за". Если я предложу
формулировку: "О защите конституционных
и прочих охраняемых законом прав граждан и
юридических лиц при проведении
ОРД" - это не сильно противоречит твоему
замыслу?
> В настоящий момент можно рассмотреть вопрос о
создании некой парламентской
> комиссии, которая и могла бы заниматься таким
контролем.
Есть Комбез. Сам знаешь с кем во главе :)
> Только здесь следует иметь в виду, что
входящие в состав подобных комиссий
> лица должны отдавать себе отчет в том, что
эта деятельность связана с
> допуском к сведениям составляющим
государственную тайну...
...и обязаны открыть все существенные результаты,
согласно ст. 8 Закона о
гостайне.
> ... и соответственно в отношении этих лиц могут
проводится ОРМ (п.1 части 2
> ст. 7 Закона об ОРД).
например, в отношении депутатов... :)
> Еще раз хочу подчеркнуть, что должен быть
механизм контроля при проведении
> СОРМ, но оператор связи не должен иметь к
такому контролю никакого
> отнешения.
Тогда нужно убрать статью 32 из Закона о связи...
После чего конституционная
защита явно становится чистым фарсом. Каковым
она, впрочем, на сегодня и
является.
> > Если провайдер установил у себя такое
оборудование, а гэбист влез в канал
> > без судебной санкции, кто из них нарушил ст.
32 Закона о связи, и кому
> > предъявлять обвинение по ст.138-2 УК? Гэбист
не смог бы этого сделать так
> > легко без содействия связиста.
> Естественно в этом случае все прензии следует
адресовать сотрудникам ФСБ,
> которые это сделали без санкции и их следует
привлекать к ответственности по
> ст.138 часть 2 УК РФ (138-2 на языке
"совюристов", как ты говоришь, немножно
> другое) и можно еще требовать от органа ФСБ
возмещения убытков. Здесь я не
> пытаюсь обсуждать проблемы доказывания - это
отдельная история.
Конечно, "часть", извини.
Но законом (сегодня) защита тайны возложена на
связистов, а не на ФСБ.
> > Но по тексту ст. 32 обязанность соблюдения
лежит на операторе, а не на ФСБ
> > :)
>
> Если оператор связи допустит разглашение
тайны связи то и будет нести
> ответственность.
Извини, но можно ли "разгласить" громче, чем
вмонтировав в свою сеть "черный
ящик", передающий все налево? Ну, наверное,
можно как-нибудь...
> > За пределами собственно юридических
интерпретаций лежит здравосмысленное
> > суждение о том, что негоже создавать
инфраструктуру, которая облегчает
> > нарушения прав и одновременно затрудняет
установление факта такого нарушения.
> Я хотел бы отменить совершенно
безотносительно к теме дискуссии, что здравый
> смысл и законодательство две большие
разницы... Закон он конечно Dura...
Конечно. Этот кусок не юридический, он из теории
права или даже из экономики.
> > (практически воспроизводящий логику ее
комментария) пытаешься подменить
> > вопрос соблюдения конституционных прав
вопросом о необходимости их
> > ограничения. Но последний вопрос имеет свое
решение. В Конституции
> > право на тайну введено как ограниченное и
записано: "только на основании
> > судебного решения).
>
> А я, что когда то заикался о том, что судебное
решение необязательно?
Но всячески зализываешь то, что предложенная
гэбистами инфраструктура делает
невозможным убедиться в его наличии. Понимаешь,
мы можем говорить
"обязательно", "обязательно",
"обязательно", пока у нас язык не отвалится.
Но
если инфорсер имеет все стимулы обходиться без
него и делать это
безнаказанно, он так и поступает и будет
поступать. Ровно об этом вся
дискуссия на сайте.