27 август 2020
Либертариум Либертариум

Проект Федерального закона О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет

Данный текст был представлен на Парламентских слушаниях (18 мая 2000г.) "О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской Федерации". Это третья (и уже основная версия проекта) возникшая из предыдущих версий, подготовленных аппаратом и экспертами прошлого состава Комитета по информационной политике Госдумы РФ и альтернативного ему – Михаилом Якушевым.

18.05.2000

Проект

Федеральный закон
О государственной политике  Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Федеральный закон закрепляет правовые основы государственной политики в отношении развития и использования глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет в Российской Федерации; определяет принципы нормативного регулирования соответствующих общественных отношений в Российской Федерации; устанавливает общий порядок разработки, принятия и применения правовых актов, реализующих государственную политику Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет.

2. Государственная политика Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорамии законодательством Российской Федерации, для осуществления целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с разработкой, принятием и применением правовых актов, реализующих государственную политику Российской Федерации в отношении пользователей и операторов сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.

4. Нормы, установленные настоящим Федеральным законом, подлежат применению в отношении иных, помимо сите Интернет, общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, если иное не установлено федеральным законодательством либо не обусловлено особенностями построения и функционирования таких сетей.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящено Федерального закона применяются следующие понятия:

  • Сеть Интернет -- совокупность общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей, взаимодействие между которыми обеспечивается применением межсетевого протокола с одноименным названием,
  • пользователь сети Интернет -- лицо, имеющее доступ к получению услуг с использованием сети Интернет,
  • оператор сети Интернет -- лицо, оказывающее услуги с использованием сети Интернет.

Статья 3. Основы государственной политики Российской Федерации в отношении сети Интернет

1. Государственная политика Российской Федерации в отношении сети Интернет основывается на признании необходимости использования информационных ресурсов, доступных через сеть Интернет, а также соответствующих средств информационного обмена, как одного из ключевых факторов социально-экономического и научно-технического развития России.

2. Цели государственной политики Российской Федерации в отношении сети Интернет заключаются в оказании государственной поддержки развитию сети Интернетв интересах российских пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления; в использовании информационных ресурсов, доступных через сеть Интернет, для обеспечения экономического роста и решения социальных задач; в содействии применению сети Интернет в качестве общедоступного и эффективного средства информационного обмена.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры, обеспечивающие:

  • Доступ к сети Интернет российским гражданам, учреждениям образования, науки и культуры, иным организациям социальной сферы;
  • Использование информационных ресурсов, доступных через сеть Интернет, в установленных настоящим Федеральным законом целях;
  • Недопущение ограничений деятельности в Российской Федерации операторов сети Интернет  и осуществляемого посредством сети Интернет международного информационного обмена;
  • Содействие развитию в Российской Федерации свободного рынка услуг, связанных с использованием сети Интернет, включая предотвращение недобросовестной конкуренции;
  • Международное сотрудничество в области развития и использования сети Интернет.

4. Федеральные органы государственной власти и общественные объединения российских пользователей и операторов услуг сети Интернет участвуют в разработке и принятии международных правил и стандартов, регулирующих технологические и организационные аспекты развития сети Интернет.

5. Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрено направление бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий, связанных с реализацией государственной политики по поддержке развития сети Интернет в Российской Федерации. Порядок распеделения и использования указанных ассигнований определяется Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.

Статья 4. Принципы нормативного регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации

1. Регулирование отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации, осуществляется федеральными органами государственной власти на основе сочетания государственного регулирования и общественного самоуправления и с соблюдением следующих основных принципов:

  • Обеспечение прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации;
  • Учет особенностей потроения и развития сети Интернет, включая применяемые технические и организационные нормы и правила, а также сложившиеся в сообществах операторов и пользователей сети Интернет правила и обычаи, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
  • Нераспространение методов правового регулирования на организационные и технологические аспекты развития и функционирования сети Интернет, не затрагивающие установленные законодательством Российской Федерации права и интересы личности, общества и государства;
  • Обязательность внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с целями государственной политики Российской Федерации в отношении сети Интернет.

2. Нормативные акты, направленные на регулирование отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации (в том числе изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты), подлежат обязательной предварительной экспертизе с участием представителей общественных организаций российских пользователей и операторов услуг сети  Интернет.

Нормативные акты, затрагивающие нормы и правила функционирования и использования сети Интернет на международном уровне, вступают в силу после их согласования с международными организациями, принявшие указанные нормы и правила.

3. Нормативные акты органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления, противоречащие принципам нормативного регулирования отношений, связанный с использование сети Интернет, либо принятые с нарушением порядка, установленным настоящим Федеральным законом, не имеют юридической силы и подлежат отмене в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Оказание услуг с использованием сети Интернет производится пользователям в Российской Федерации свободно и без ограничений, при условии соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации пользователями и операторами соответствующих услуг.

5. Использование сети Интернет в хозяйственной или иной деятельности российских операторов и пользователей сети Интернет, не может служить основанием для применения к указанным лицам дополнительного регулирования осуществляемой ими деятельности, по сравнению с предусмотренным в законодательстве Российской Федерации. Указанные лица не вправе ссылаться на использование ими сети Интернет как на основание для освобождения их от соблюдений требований к осуществляемой ими деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность, связанную с использованием сети Интернет и осуществляемую пользователями и операторами сети Интернет в соответствии с настоящим Федеральным законом, не допускается.

Невыполнение либо ненадлежащее выполнение должностными лицами и другими сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления положений настоящего Федерального закона, влечет дисциплинарную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Информационный обмен в сети Интернет

1. Осуществление информационного обмена с использованием сети Интернет производится в Российской Федерации с соблюдением трабований настоящего Федерального закона.

2. Использование сети Интернет в целях осуществления информационного обмена не дает права пользователям сети Интернет на распространение информации, доступ к которой ограничивается или запрещается в соответствии с федеральным законом, либо на распространение информации коммерческого, рекламного, агитационного или иного аналогичного характера, не запрошенной получателем такой информации.

3. Подключение к сети Интернет информационных систем органов государственной власти либо информацонных систем, содержащих государственные информационные ресурсы ограниченного доступа, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

4. Лица, распространяющие информацию через сеть Интернет, несут ответственность за неблагоприятные последствия при нарушении законных прав и интересов получателей такой информации, а также за нарушения требований законодательства об информации и защите информации, если указанные нарушения непосредственно связаны с содержанием распространяемой информации. Операторы сети Интернет, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам и средствам информационного обмена, не несут ответственности за содержание информации, распространяемой через сеть Интернет их пользователями, если в их договорах с пользователями не предусмотрено иное.

5. При совершении участниками информационного обмена в сети Интернет действий, нарушающих требования российского законодательства, информационных обмен с участием таких лиц может быть приостановлен в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные акты федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления до приведения их соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей положения настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

Комментарии (4)

  • Проект Федерального закона О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет

    Ну почему, скажите мне, новый нужный законопроект обязательно противоречит Конституции ?

    В данном и конкретном пенкт 2 Статьи 5 - пунктам 1, 4 и 5 Статьи 29 Конституции.

    Что, опять в Конституционный Суд по принятии пойдем ?

  • Проект Федерального закона О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет

    Keng, 24.05.2000
    в ответ на: комментарий (Jehr, 24.05.2000)
    Нарушена ли Проектом Конституция или нет? Сейчас разберемся (предварительно, конечно):
    Статья 5 Проекта Закона п.2:
    Использование сети Интернет в целях осуществления информационного обмена не дает права пользователям сети Интернет на распространение информации, доступ к которой ограничивается или запрещается в соответствии с федеральным законом,
    либо на распространение информации коммерческого, рекламного, агитационного или иного аналогичного характера, не запрошенной получателем такой информации.
    А в Конституции Статья 29 часть 4:
    Каждый имеет право
    свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
    информацию любым законным способом.
    Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
    определяется федеральным законом.

    То есть Проект (ст.5 п.2 абз.1) расширительно трактует Конституцию. В добавление к сведениям, составляющим государстввенную тайну, и так охраняемых законодательством, вводится понятие информации распостранение которой ограничивается или запрещается... -- вроде бы то же самое (?), но...
    А второй абзац -- о спаме, наверное :)
    То есть, вместо того, что бы называть вещи своими именами, Законодатель придумывает новые (и лишние!) сущности.

    Более интересен такой пассаж:
    Статья 5. п.5.: При совершении участниками информационного обмена в сети Интернет действий, нарушающих требования российского законодательства, информационных обмен с участием таких лиц может быть приостановлен в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом.
    Каким законом? Как это: приостановлен? Вы процесс этот себе представляете, господа законодатели?

    У меня другое мнение о нужности закона: лучше отсутствие закона, чем сырой, дырчатый, и т.д. закон.
    А уж тем более -- содержащий положения, возможно нарушающие Конституцию!
    Кстати, было бы неплохо, если бы все законопроекты проходили "конституционный контроль". Да, и уже принятые -- тоже. Там покапаться -- так 90% неконституционными окажутся.

  • RE

    Jehr, 24.05.2000
    в ответ на: комментарий (Keng, 24.05.2000)
    Расширительно ? интересно...
    сейчас они что захотят примут к ограничению - и все ?
    например, обсуждение действий Путина...
    да что угодно !
    По Конституции уже есть ограничение - сведения, содержащие гос. тайну
    если в законе как бы проговорить это же, то они под это это же могут всунуть че угодно
    Начнут с заперта порно, а чем закончат ???
    Не, на фиг на фиг такие законы...
    ВСЕ В САД !!!
  • Проект Федерального закона О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет

    Хм... закон, имхо, и страшен и наивен одновременно. Меня сразу впечатлил такой пассаж:
    3. Органы государственной власти ... обязаны принимать меры, обеспечивающие:
    Доступ к сети Интернет российским гражданам, учреждениям образования, науки и культуры, иным организациям социальной сферы;

    Это как - даешь выделенку в каждую квартиру, что ли?
    Что-то там сказано об обязательной предварительной экспертизе (п.2 ст.4), ну так на экспертизу кого позовут? Нас с вами, что ли?
    Мне вообще непонятно, откуда берется понятие распространение информации? И конкретно в Инете? Если я выложил что-то на свой сайт, а это что-то никто не смотрит, так это что - распространение? ИМХО, распространение - это когда тебе суют бумажку в руки: "На, смотри!". А тут - не хочешь - не смотри... Так под "распространение" можно любой сайт подвести, даже чисто домашнюю страничку...
    И там же, в п.4 ст.5 еще одна фраза: "Операторы сети Интернет, ... не несут ответственности за содержание информации, ... если в их договорах с пользователями не предусмотрено иное." А где гарантия, что такие пункты немедленно не появятся в договорах или в офертах?
    В общем, сорри за сумбурное выступление, но мне кажется, что налицо тенденция - гос-во пытается подмять под себя Интернет Сделать это не так легко, как печатные СМИ или ТВ/радио, но все же возможно. И что, будем как в совдепии: "жить стало лучше, жить стало веселее"?
    В .... такие законы. Это только первый звоночек. Давить, пока не прозвонил последний... :(
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020