27 август 2020
Либертариум Либертариум

Информация для прессы N3 (Об обязательном маркировании аудио-, видео- и компьютерной техники "знаками соответствия")

С 1 октября 1999г. вступило в силу Постановление Правительства РФ N601, которым вводится обязательное маркирование аудио-, видео- и компьютерной техники голографическими марками -- "знаками соответствия".

14.02.2000

Благотворительный фонд
поддержки правовых обычаев в экономике
"ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР"

103690 Москва, Варварка, 14
тел. (095) 298-4885
факс (095) 298-4718
e-mail [email protected]


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕССЫ " 3

14 февраля 2000 года

С 1 октября 1999г. вступило в силу Постановление Правительства РФ "601, которым вводится обязательное маркирование аудио-, видео- и компьютерной техники голографическими марками -- "знаками соответствия".

В Постановлении указано, что его цель -- подтверждение качества продукции и защита от подделок. В ведомственной инструкции, принятой "в развитие" Постановления (Инструкция Минторга РФ и Госстандарта РФ от 17.03.99 "О порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации и учете их движения") декларируется еще одна цель -- учет движения товаров. Реализация немаркированной продукции запрещается, более того, подлежит уголовной ответственности.

На наш взгляд, введенная система обязательного маркирования незаконна и противоречит интересам государства, бизнеса и потребителей.

Незаконность Постановления и Инструкции состоит в следующем:

  • Плата за знак соответствия и учетную информацию к нему соответствует всем признакам налогового сбора. В соответствии с п.4 ст.3 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым Кодексом РФ, а налоги и сборы субъектов федерации -- законами субъектов РФ о налогах и сборах. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие признаками налоговых сборов не предусмотренные НК РФ, или установленные с нарушением порядка, определенного НК РФ.
  • "Инструкцией о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним защищенными от подделок"" предусмотрено, что защищенный знак наносится на товар изготовителем, продавцом при наличии документа на право применения знака соответствия (ч.2 п.1.2), т. е. при наличии лицензии. Однако данная деятельность в соответствии с действующим законодательством не требует лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия определен ст 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". А согласно п. 2 ст. 19 указанного Закона виды деятельности, не включенные в ст. 17, осуществляются без лицензий.
  • В силу ст.7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" федеральным органам исполнительной власти запрещается принятие нормативных актов, которые могут иметь своим результатом ограничение прав хозяйствующих субъектов, в частности запрещается каким-либо образом, ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу товаров. Согласно п.2 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица может быть ограничена только федеральным Законом. Постановление " 601 устанавливает запрет с 1.10.99г. на реализацию товаров, не маркированных знаками соответствия с учетной информацией к ним. Таким образом, Постановление незаконно ограничивает права хозяйствующих субъектов.
  • В то время как в Постановлении речь идет о маркировании товаров знаком соответствия с учетной информацией, защищенным от подделок (то есть об одном знаке, который наносится на товар единожды), Инструкция разделяет "знак соответствия" и "марку с учетной информацией". То есть предписывает маркировать товар двумя знаками, при этом марку с учетной информацией надлежит наклеивать всякий раз, когда товар переходит по торговой цепочке. Инструкция также гласит, что учетная марка вводится для учета движения товаров, что вообще не вписывается ни в какие правовые рамки, поскольку ни одним из действующих российских законов такой учет не предусмотрен.

Постановление противоречит не только закону, но и здравому смыслу, так как на самом деле ни одна из декларированных целей не достигается.

Торгующая организация закупает марки в любом количестве, всего лишь предъявив копию сертификата соответствия на товар. Никто не может проконтролировать, на что именно потом клеятся эти марки (закупили марки на компьютерные клавиатуры, а клеят на мониторы). Иными словами, никаких гарантий качества товара для потребителей маркирование не дает.

Кроме того, введение системы маркирования увеличивает издержки бизнеса. Во-первых, это стоимость самой марки. Далее, марка должна наклеиваться каждый раз, когда товар переходит от импортера к крупному оптовику, от него к среднему, от среднего к мелкому, а от мелкого поставщика в розничную торговую сеть. До конечного потребителя товар может дойти оклеенный уже 5--6 марками. Во-вторых, это косвенные затраты, связанные с приобретением и наклеиванием марок. Нетрудно догадаться, что оплачивать все это будет конечный потребитель.

Наконец, документами не определено, какая именно доля доходов от маркирования передается в бюджет, а какая поступает производителям марок, их продавцам и т.п. Более того, в Законе "О государственном бюджете на 2000 г." нет статьи "доходы от маркирования". То есть бизнес не только обязали платить дополнительный скрытый налог (а с экономической точки зрения плата за марку есть ни что иное, как разновидность акциза), но и платить его не государству, а частным компаниям -- производителям и продавцам марок.

Вводимая система маркирования внушает серьезные опасения. Во-первых, согласно ст. 171-1 УК РФ за продажу или даже приобретение с целью дальнейшей продажи немаркированных товаров "в особо крупном размере", то есть стоимостью превышающей 500 минимальных зарплат (а столько стоят, например, два--три компьютера) предпринимателя могут посадить на срок от 2 до 6 лет. Для сравнения, примерно столько же "дают" за изнасилование, правда, без отягчающих обстоятельств. Во-вторых, в Постановлении указано, что с 1 октября 1999г. вводится обязательное маркирование применительно к "первой очереди товаров", куда вошли аудио-, видео- и компьютерная техника. Логично предположить, что за "первой" последуют вторая, третья", пока, наконец, все потребительские товары не украсятся разноцветными марками и голограммами.

На региональном уровне этот пример уже находит подражание: власти, вооружившись примером Правительства России, вводят свои местные системы маркирования самых разных групп товаров, такие же бессмысленные и незаконные.

Фонд "Общественный договор" совместно с Международной Конфедерацией обществ потребителей и Ассоциацией добросовестных предпринимателей "Бюро бизнеса будущего" будет активно бороться за отмену введенной системы маркирования продукции. Сегодня нами поданы иски в Верховный Суд РФ о признании недействительными Постановления Правительства " 601 и Инструкции к нему, а также направлено письмо Генеральному Прокурору России с просьбой о проверке законности этих документов. В дальнейшем Фонд намеревается осуществлять меры, направленные на отмены незаконных региональных систем маркирования товаров.


Фонд "Общественный договор" обращается к бизнесу, особенно к небольшим компаниям из малых городов и удаленных регионов, с просьбой помочь в борьбе с маркированием продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ 601.

Во-первых, мы просим сообщить, через сколько рук проходит товар в Вашей местности прежде чем он попадет конечному потребителю (мы хотели бы знать, сколько оптовых марок в среднем наклеивается на единицу товара).

Во-вторых, мы просим Вас подсчитать, какие косвенные издержки несет Ваша фирма в связи с необходимостью маркировать продукцию: например, сколько рабочего времени тратится в месяц, чтобы оклеить товар, и сколько стоит труд оклейщика; сколько времени тратится на оформление докуметов, необходимых для получения марок, и какова зарплата сотрудника, занятого этой работой; сколько стоят поездки в областную торгинспекцию за марками; другие непрямые расходы, которые могут возникнуть в этой связи. Эти цифры можно соотнести с ежемесячным продаваемым количеством единиц товара, подлежащего маркированию, либо с ежемесячным товарооборотом по подлежащим маркированию товарам.

В-третьих, мы просим сообщать обо всем, что, по Вашему мнению, было бы полезно знать для успешной работы по отмене постановления.

Со своей стороны мы безусловно гарантируем полную конфиденциальность в отношении всей информации, которую получим от Вас.

Наш e-mail адрес [email protected]

Анастасия Овсянникова
Генеральный директор
Фонд "Общественный договор"

Комментарии (4)

  • Информация для прессы N3 (Об обязательном маркировании аудио-, видео- и компьютерной техники "знаками соответствия")

    " 13 "Российская торговля" от 1-14 июля 2000 года
    Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел гражданское дело по заявлениям Благотворительного фонда поддержки правовых обычаев в экономике "Общественный договор", В. П. Редекопа и В. В. Денисовой о признании недействительной Инструкции "О порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения" (далее " Инструкция). Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. " 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок", утверждена Госстандартом России и Минторгом России и зарегистрирована в Минюсте России 17 марта 1999 г. " 1731.
    Исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации признал Инструкцию соответствующей нормам действующего законодательства, не нарушающей права и свободы граждан и юридических лиц.
    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая
    2000 г. " ГКПИ 2000-199 заявления оставлены без удовлетворения.
  • Информация для прессы N3 (Об обязательном маркировании аудио-, видео- и компьютерной техники "знаками соответствия")

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

    ПРИКАЗ

    от 6 июня 2000 года N 225

    О защите копий сертификатов соответствия

    Совместным приказом Минторга России и Госстандарта России от 20 апреля 2000 года N 128/360 утвержден Порядок защиты копий сертификатов соответствия, который зарегистрирован в Минюсте России 11 мая 2000 года (регистрационный N 2219).

    Приказ Минторга России и Госстандарта России вступает в силу с 1 июля 2000 года.

    Порядок защиты копий сертификатов соответствия предусматривает защиту заверенных в установленном порядке копий сертификатов соответствия на все товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации.

    В целях обеспечения органов по сертификации и центров стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России потребным количеством специальных знаков, защищенных от подделок, а также осуществления необходимых организационно-методических мероприятий по применению Порядка защиты копий сертификатов соответствия

    приказываю:

    1. Установить, что на все копии сертификатов соответствия на товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации, заверенные в установленном порядке, начиная с 1 октября 2000 года, должен быть нанесен специальный знак, защищенный от подделок.

    2. Установить, что:

    ответственным за решение организационно-методических вопросов, связанных с защитой копий сертификатов соответствия на товары и продукцию, подлежащие обязательной сертификации, является Управление сертификации (М.Л.Рахманов), ВНИИС (В.Г.Версан);

    уполномоченной организацией Госстандарта России по оперативному решению вопросов, связанных с защитой копий сертификатов соответствия, является консультационно-внедренческая фирма "Интерстандарт" (С.И.Ерофеев).

    3. Консультационно-внедренческой фирме "Интерстандарт" (С.И.Ерофееву) в целях выполнения совместного приказа Минторга России и Госстандарта России от 20 апреля 2000 года N 128/360 обеспечить:

    размещение заказа на изготовление специальных знаков для защиты копий сертификатов соответствия в количестве, обеспечивающем выполнение заявок органов по сертификации и центров стандартизации, метрологии и сертификации;

    учет, хранение и реализацию защищенных знаков в соответствии с Порядком защиты копий сертификатов соответствия.

    4. Управлению сертификации (М.Л.Рахманову), консультационно-внедренческой фирме "Интерстандарт" (С.И.Ерофееву) подготовить и до 10 июня 2000 года обеспечить рассылку в органы по сертификации и центры стандартизации, метрологии и сертификации информационного письма с разъяснениями по применению Порядка защиты копий сертификатов соответствия.

    5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Председателя Госстандарта России Ю.А.Гусакова.

    Первый заместитель Председателя
    Госстандарта России
    И.А.Коровкин

  • Информация для прессы N3 (Об обязательном маркировании аудио-, видео- и компьютерной техники "знаками соответствия")

    аноним, 04.08.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 14.07.2000)
    Здравствуйте господа!
    Извините, но по моему мнению обжалование через суд самой инструкции было ошибкой.
    Считаю что следует обжаловать само печально известное постановление правительство " 601 на основании которого нас и обязали закупать марки и клеить их на товар,оно не законно, т.к. этим постановлением правительство по существе ввело новый сбор в обход Налогового кодекса (Читай п.5 статьи 3 НК, последний абзац п.5 статьи 3 НК и п.2 статьи 8 НК.).
    Мне вообще нравится определение сбора данное в п.2 статьи 8 НК. Практически любая попытка государства заставить заплатить физическое или юридическое лицо за что-либо является сбором, который должен быть предусмотрен НК.
    Кроме того вся эта кухня с марками (и прочими голографическими значками на кассовых аппаратах, санитарных книжках и т.д) носит очевидные признаки финансовой аферы. Я имею ввиду тот факт, что заказы на эти значки размещаются за рубежом коммерческими структурами, выступающими фактически в роли посредников и практически не скрывающими своей связи с правительственными структурами. Если действительно наша промышленность не в состоянии выпускать эти значки, то так ли уж необходимо чтобы они были именно голографическими? Сохранение этой ситуации выгодно тем кто использует эту схему для личного обогащения за наш счет (каким образом я думаю понятно). Самое примечательное во всем этом то что для обеспечения этой аферы привлечены силовые структуры а именно налоговые органы, МВД, госторгинспекция.
    Фактически все свелось к взиманию платежей и контролю (насколько получается) за тем чтобы весь товар обклеивался марками. Например у нас госторгинспекция даже не спрашивает копий сертификатов, заплатил - получи.
    А в общем все это забавно, и ярко характеризует тех кто нами правит.
    С уважением Люля Юрий Викторович (предприниматель из Новгорода).
  • МАРКИРОВКА СЕРТИФИКАТОВ

    аноним, 29.09.2000
    в ответ на: комментарий (анонимный, 14.07.2000)
    27 сентября 2000. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и
    сертификации не выполнил предписание Министерства по антимонопольной
    политике России (МАП) об отмене приказа "О защите копий сертификатов
    соответствия".
    ========================================================
    ОПЯТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ "ВИСИТ"МЕЖДУ ПРИКАЗОМ И ПРЕДПИСАНИЕМ.
    ЧТО ВЫПОЛНЯТЬ?
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020