27 август 2020
Либертариум Либертариум

Проект Закона РФ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Вносится Правительством Российской Федерации, редакция от 28 декабря 1999г.
Текст закона взят с со странички "Федеральные законы РФ в области связи (http://www.ptti.gov.ru/fed-r/index.htm)

28.12.1999

24

Вносится Правительством

Российской Федерации

проект

редакция от 28.12.99

Российская Федерация

Федеральный закон

О внесении изменений и дополнений в

Федеральный закон ``О связи''

Принят Государственной Думой ___________ 2000 г.

Одобрен Советом Федерации _____________ 2000 г.

Статья 1.

Внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 " 8 ст. 600), изложив его в следующей редакции:

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

К федеральной связи (далее - связи) относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья1. Назначение связи

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления, передачи и распространения информации.

Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства.

Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации - комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, охватываемых общим централизованным управлением сетями связи;

выделенная сеть связи - сеть электросвязи, не входящая во Взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации;

высокочастотное устройство - оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи;

глобальная сеть связи - сеть электросвязи, предназначенная для оказания услуг связи на основной части Земного шара и находящаяся под международным регулированием;

лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

оконечное оборудование - технические средства связи пользователя, взаимодействующие с сетями электросвязи и предназначенные для формирования, преобразования, обработки сигналов и сообщений, передаваемых или принимаемых по сетям электросвязи;

оператор связи - организация связи и/или индивидуальный предприниматель, имеющий право на оказание услуг электрической и/или почтовой связи;

отправитель - пользователь связи, имеющий намерение заказать, либо заказывающий услугу связи;

получатель - пользователь связи, который имеет возможность использовать услугу связи в результате действий отправителя;

пользователь связи - физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать, либо заказывающее или использующее услуги связи как на основании договора об оказании услуг связи, так и при отсутствии такого договора;

почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно - технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;

почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры;

предприятие, учреждение и организация связи (далее - организация связи) - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, для которого оказание услуг электрической и/или почтовой связи являются основным видом деятельности;

происшествие на сети связи - событие на сети связи, приводящее к частичному или полному нарушению ее функционирования;

радиоэлектронное средство - техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих и (или) радиоприемных устройств и вспомогательного оборудования;

сеть связи общего пользования - сеть электросвязи, предназначенная для оказания услуг связи любым юридическим и физическим лицам;

сеть связи ограниченного пользования - сеть электросвязи, предназначенная для оказания услуг связи ограниченной группе юридических и физических лиц;

сеть электросвязи - технологическая система, обеспечивающая один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио- и проводного вещания;

сертификат - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированного средства или сертифицированной услуги связи установленным требованиям;

сообщение электросвязи - знак, сигнал, письменный текст, изображение, звук, передаваемый или принимаемый по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;

средства измерений электросвязи - средства измерений специального назначения, разработанные и/или применяемые для измерений преимущественно в области связи;

средства связи - технические средства, используемые для формирования, обработки, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, а также здания, сооружения и нежилые помещения, иные технические средства, используемые при оказании услуг связи;

технологическая сеть связи - сеть электросвязи, предназначенная для обеспечения внутрипроизводственных процессов;

универсальная услуга связи - услуга сети связи общего пользования или почтовой связи, оказываемая любому пользователю на территории Российской Федерации по ценам (тарифам), регулируемым государством;

управление сетью связи - комплекс организационно - технических мероприятий по контролю за функционированием сети связи и, при необходимости, принятию мер по управлению потоком нагрузки.

услуга связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи;

устойчивость сети связи - свойство сети связи сохранять полностью или частично свои функции при воздействии на нее дестабилизирующих факторов;

электрическая связь (электросвязь) - всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам;

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения между органами государственной власти, физическими и юридическими лицами, связанные с деятельностью по оказанию услуг, выполнению работ в области связи и получению услуг связи.

В отношении операторов связи, находящихся за пределами Российской Федерации и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством иностранных государств, настоящий Федеральный закон применяется лишь в части регулирования порядка оказания ими услуг связи на территории Российской Федерации.

Статья 4. Общее регулирование в области связи

Настоящим Федеральным законом определяются основные положения о связи в Российской Федерации.

Отношения в области связи, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

Общее регулирование и управление деятельностью в области связи в стране осуществляют Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Нормативные правовые акты по вопросам построения сетей связи, регулирования управления сетями связи и потоками нагрузки, организационно-технического обеспечения функционирования сетей связи, а также технической эксплуатации средств связи, издаваемые федеральными органами исполнительной власти в области связи, являются обязательными для всех физических и юридических лиц, предоставляющих услуги связи или пользующихся ими, независимо от их местонахождения и организационно-правовых форм. Особенности налогообложения организаций связи, участвующих в едином технологическом процессе оказания услуг связи, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности в области связи

Деятельность в области связи осуществляется на основе:

равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов;

сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

свободы передачи сообщений по сетям электросвязи, свободы почтовых отправлений и их транзита на всей территории Российской Федерации;

соблюдения интересов пользователей связи, повышения качества и расширения номенклатуры оказываемых услуг связи;

развития предпринимательской деятельности, поощрения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынке услуг связи в условиях существования различных форм собственности на сети и средства связи;

обеспечения устойчивости сетей связи и управляемости сетями связи с учетом их технологических особенностей на основе единых стандартов, норм и правил на территории Российской Федерации;

обеспечения приоритета производства средств связи и применения в эксплуатации произведенных в Российской Федерации средств связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;

внедрения мировых достижений в области связи, привлечения и использования иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и управленческого опыта;

содействия расширению международного сотрудничества в области связи и развитию Глобальной информационной инфраструктуры;

обеспечения эффективности использования радиочастотного ресурса и орбитальных позиций спутников связи в соответствии с государственной научно-технической политикой;

подотчетности и подконтрольности организаций связи федеральным органам исполнительной власти.

В соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона действие абзацев второго и четвертого части первой настоящей статьи может быть ограничено.

Статья 6. Символика связи.

Официальными символами связи Российской Федерации являются эмблема связи - специальный геральдический знак и флаг федерального органа исполнительной власти в области связи.

Положение об официальных символах связи устанавливает Правительство Российской Федерации.

Описание официальных символов связи Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Эмблема связи Российской Федерации может размещаться на форменной одежде работников связи, средствах связи, транспортных средствах, печатях и бланках организаций связи, других документах, на печатной продукции, кино-, видео- и фотоматериалах, на рекламно-информационной и сувенирной продукции в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области связи.

ГЛАВА II. СЕТИ СВЯЗИ

Статья 7. Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации

Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, охватываемых общим централизованным управлением сетями связи, независимо от организационно-правовых форм операторов связи.

Развитие и совершенствование Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и централизованное управление сетями связи осуществляются с учетом технологического единства всех сетей и средств электросвязи в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивости в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает требования по построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению функционирования, порядку пропуска потоков нагрузки, а также требования к средствам связи для сетей связи, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.

Порядок присоединения сетей электросвязи к Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и принципы оплаты присоединения, а также принципы взаиморасчетов операторов связи при взаимодействии в процессе функционирования сетей электросвязи определяются Правительством Российской Федерации.

Государство оказывает поддержку организациям связи в реализации федеральных и региональных программ развития и совершенствования Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, проведении мероприятий по повышению устойчивости Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в указанную сеть.

На Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации организуется служебная электросвязь, порядок предоставления которой регламентируется федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Статья 8. Выделенная сеть связи

Выделенная сеть связи - сеть электросвязи, не входящая во Взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации.

Выделенная сеть связи может создаваться индивидуальными предпринимателями и/или юридическими лицами как сеть связи общего или ограниченного пользования для оказания услуг связи физическим и юридическим лицам.

Статья 9. Сеть связи общего пользования

Сеть связи общего пользования - сеть электросвязи, предназначенная для оказания услуг связи любым юридическим и физическим лицам.

Сеть связи общего пользования может являться частью Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации либо быть выделенной сетью связи.

Взаимодействие сетей связи общего пользования, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, осуществляется по правилам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Ответственность за функционирование и развитие сетей связи общего пользования, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Регулирование функционирования сетей связи общего пользования, не входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области связи.

Сети связи общего пользования должны обеспечивать выполнение требований по обеспечению устойчивости сетей связи.

Статья 10. Сеть связи ограниченного пользования

Сеть связи ограниченного пользования - сеть электросвязи, предназначенная для оказания услуг связи ограниченной группе юридических и физических лиц.

Сеть связи ограниченного пользования может являться частью Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации либо быть выделенной сетью связи.

Сеть связи ограниченного пользования, входящая в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, должна обеспечивать выполнение требований по обеспечению устойчивости сетей связи.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать сети связи ограниченного пользования для обеспечения своей деятельности.

Статья 11. Технологическая сеть связи

Технологическая сеть связи - сеть электросвязи, предназначенная для обеспечения внутрипроизводственных процессов.

Технологические сети связи не входят в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.

Требования по построению и функционированию указанных сетей определяются организациями, в интересах которых они создаются.

Статья 12. Сети связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (специальные сети связи).

Правительственная связь обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связь для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации обеспечивается органами связи соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок подготовки и использования Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и выделенных сетей связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Организации связи независимо от организационно-правовых форм обязаны обеспечивать первоочередное оказание услуг связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации на возмездной основе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и принимать первоочередные и неотложные меры для первоочередного их оказания в случае происшествий на сети связи.

Право возмездного оказания услуг связи специальными сетями связи физическим и юридическим лицам определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Особенности функционирования сети электросвязи.

Особенности функционирования сети электросвязи предполагают наличие отправителя и получателя услуги связи, оказание которой обеспечивают один или одновременно несколько операторов связи в рамках единого технологического процесса.

Распределение платы за услугу электросвязи между операторами связи, участвующими в едином технологическом процессе, осуществляется по методике, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур.

Статья 14. Сеть почтовой связь.

Почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи (организациями федеральной почтовой связи), иными операторами почтовой связи и предназначается для оказания услуг почтовой связи физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.

Деятельность почтовой связи в Российской Федерации и федеральной фельдъегерской связи регулируется федеральными законами.

Свобода транзита почтовых отправлений гарантируется на всей территории Российской Федерации.

Организации федеральной почтовой связи обеспечивают оказание универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.

К почтовой связи относятся также подразделения фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны Российской Федерации.

Государственные организации связи (почтовой связи общего пользования, специальной связи федерального органа исполнительной власти в области связи, и федеральной фельдъегерской связи) образуют сеть почтовой связи для взаимного обмена почтовыми отправлениями

Государство за счет средств федерального бюджета оказывает экономическую поддержку развитию и функционированию почтовой связи, осуществляет социальную защиту ее работников.

ГЛАВА III. РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Статья 15. Система федеральных органов исполнительной власти в области связи

Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными органами исполнительной власти в области связи, объединенными в единую систему, в установленном порядке. Указанные органы в пределах своих полномочий несут ответственность за состояние и развитие всех видов связи.

Структура и организация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области связи определяются положениями, утверждаемыми установленным порядком.

В целях исполнения настоящего Федерального закона задачами федеральных органов исполнительной власти в области связи, входящих в единую систему, являются:

разработка предложений по государственной политике в области связи и обеспечение ее реализации, общее регулирование и управление деятельностью в области связи;

межотраслевая координация на коллегиальной основе функционирования и развития электросвязи;

организация и обеспечение государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи;

разработка предложений по государственной политике в области распределения и использования радиочастотного спектра, орбитальных позиций спутников связи и обеспечение их реализации;

разработка проектов программ развития в области связи и обеспечение их реализации.

Статья 16. Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

Регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи является исключительным правом государства.

Разработка и реализация политики и процедур в области распределения радиочастотного спектра, эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи в соответствии с интересами Российской Федерации с учетом международных договоров и соглашений Российской Федерации обеспечиваются Правительством Российской Федерации.

Использование радиочастотного спектра может осуществляться на платной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, отчуждения либо передачи в пользование, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех.

Средства связи, в том числе используемые для целей телерадиовещания, и иные технические средства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частотные присвоения радиоэлектронным средствам могут быть изменены в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации с компенсацией владельцам радиоэлектронных средств ущерба, связанного с переходом на другие частоты.

Статья 17. Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения

Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи для нужд государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (специальных сетей связи).

Во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, уполномоченные на то государственные органы имеют право приоритетного использования, а также приостановки или ограничения деятельности любых сетей и средств связи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.

Статья 18. Взаимоотношения операторов связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Операторы связи, действующие на территории Российской Федерации, при создании и эксплуатации сетей связи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать содействие и предоставлять государственным органам, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.

Требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Операторы связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны по решению государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, прерывать оказание услуг связи.

Взаимоотношения операторов связи с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, регламентируется Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Лицензирование деятельности в области связи

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с возмездным оказанием услуг связи, должна осуществляться в соответствии с настоящим Федеральным законом только на основании должным образом полученной для этой цели лицензии

Выдача, изменение условий и сроков действия, приостановление/возобновление действия лицензии и аннулирование лицензии на деятельность в области связи, в том числе для целей телерадиовещания, производятся уполномоченным на то Федеральным органом исполнительной власти в области связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о лицензировании в области связи, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Перечень видов связи и условия осуществления деятельности по каждому из видов связи определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Лицензия или любые предоставляемые ею права не могут быть переданы владельцем лицензии третьим лицам полностью или частично.

Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возмездным оказанием услуг связи, без лицензии или с нарушением порядка и условий ее использования, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам лицензирования деятельности в области связи могут быть обжалованы в судебном порядке.

Выдача лицензий на оказание услуг связи может осуществляться по результатам конкурсов. Порядок и условия проведения таких конкурсов определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Сертификация средств и услуг связи, средств измерений электросвязи

Средства связи и средства измерений электросвязи, используемые во Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям согласно перечню типов средств связи и методикам испытаний, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Также обязательной проверке (сертификации) на соответствие государственным стандартам и иным нормам на параметры радиоизлучения, определяющие электромагнитную совместимость, подлежат радиоэлектронные средства, согласно перечню типов радиоэлектронных средств и методикам испытаний, определяемым федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Сертификация средств связи в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи при помощи уполномоченных на то испытательных центров (лабораторий), аккредитованных в установленном порядке в системе сертификации федерального органа исполнительной власти в области связи.

Порядок проведения сертификации определяется законодательством Российской Федерации. Структура системы сертификации и исполнительные органы системы должны быть независимыми от продавцов и покупателей оборудования связи и гарантировать независимость и объективность

На каждый тип средств связи и средств измерений электросвязи, прошедший сертификацию, выдается сертификат установленного образца со знаком соответствия федерального органа исполнительной власти в области связи.

Указанный сертификат со знаком соответствия является необходимым документом для разрешения ввоза продукции на территорию Российской Федерации, представляемым в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией. Порядок ввоза оборудования связи на территорию Российской Федерации устанавливается таможенными органами и федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Виновные в нарушении правил сертификации средств связи и средств измерений электросвязи и использования оборудования, не имеющего сертификата соответствия, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сертификации также могут подлежать услуги электросвязи, оказываемые на сети связи общего пользования, услуги почтовой связи и системы качества.

Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и качеством сертифицированной деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Статья 21. Государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи.

Государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи осуществляется единой федеральной системой органов и учреждений.

Система государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи включает в себя:

- федеральные органы исполнительной власти в области связи, организующие и обеспечивающие государственный надзор и контроль за деятельностью в области связи;

- службу государственного надзора за связью (Госсвязьнадзор) при федеральном органе исполнительной власти в области связи;

- органы, учреждения и структурные подразделения Госсвязьнадзора, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи в субъектах Российской Федерации;

- государственные научно-исследовательские и иные организации, участвующие в деятельности по обеспечению государственного надзора и контроля за деятельностью в области связи в Российской Федерации.

Структура Госсвязьнадзора, его задачи, функции, порядок осуществления и оплаты деятельности, порядок назначения руководителей органов, учреждений и организаций указанной службы устанавливаются положением о службе государственного надзора за связью, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Органы Госсвязьнадзора имеют право применять к лицам, допустившим административные правонарушения в области связи, меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Действия Госсвязьнадзора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Статья 22. Собственность на сети и средства связи

На территории Российской Федерации организации связи создаются и функционируют на основе единства экономического пространства, многообразия форм собственности и в условиях конкуренции.

Сети и средства связи в Российской Федерации могут находиться в любой из форм собственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Допустимая доля собственности иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале организаций связи регулируется законодательством Российской Федерации.

Перечень сетей и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеет право изъятия технических средств связи в интересах государства в порядке и на условиях, установленных Законом.

Изменение формы собственности на сети и средства связи, находящиеся в федеральной собственности, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Иностранные инвесторы могут принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий связи на условиях, определенных законодательством Российской Федерации.

Переход права собственности на сети и средства связи допускается при условии, что такое изменение не нарушает технологического режима функционирования сетей связи, а также прав физических и юридических лиц на пользование услугами связи.

Статья 23. Инвестиции в развитие связи.

Инвестиции в развитие связи осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

Решения по государственным инвестициям в развитие связи в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета принимаются на основании федеральных государственных программ развития связи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Федеральные государственные программы развития связи разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в области связи с учетом предложений субъектов Российской Федерации и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на основе планов социально-экономического развития соответствующих территорий определяют направления и разрабатывают программы использования инвестиций в развитие связи, осуществляемых за счет средств соответствующих бюджетов.

Организации связи имеют право привлекать инвестиции физических и юридических лиц для осуществления проектов по развитию и обеспечению функционирования сетей связи.

Физическим и юридическим лицам, участвующим в инвестировании проектов по развитию и обеспечению функционирования связи, могут в установленном порядке предоставляться преимущественное право доступа к сети связи и пользования услугами связи. Обязательства инвестора и оператора в этом случае оформляются договором (соглашением).

Иностранные инвестиции в области связи могут гарантироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях.

Статья 24. Конкуренция в области связи

Федеральные органы исполнительной власти в области связи, действуя совместно с федеральными органами исполнительной власти в области антимонопольной политики и поддержки новых экономических структур, обязаны поощрять и поддерживать добросовестную конкуренцию при оказании услуг связи посредством реализации единой государственной политики при осуществлении лицензирования, установления нормативных правовых основ деятельности операторов связи, надзора за соблюдением операторами связи лицензионных требований и условий.

Операторы связи имеют право присоединения своих сетей и средств связи к сетям связи общего пользования, входящим в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Порядок такого присоединения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Операторы сетей связи общего пользования, входящих в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, обязаны в установленном порядке присоединять к своим сетям сети и средства связи других операторов. При этом не допускается дискриминация одних операторов по сравнению с другими. Отказ в присоединении допускается исключительно на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации.

Операторы связи несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за злоупотребление своим положением или допущение каких-либо иных действий, препятствующих конкуренции или ограничивающих ее.

Статья 25. Тарифы на услуги связи

Тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по отдельным видам услуг связи тарифы регулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень услуг связи, на которые распространяется государственное регулирование цен (тарифов), определяется Правительством Российской Федерации.

Обязательному государственному регулированию подлежат тарифы на универсальные услуги связи.

Порядок возмещения организациям связи доходов, недополученных в результате применения регулируемых государством тарифов, определяется Правительством Российской Федерации.

Вызов экстренных и аварийных служб всеми пользователями связи осуществляются бесплатно. Перечень экстренных и аварийных служб определяется Правительством Российской Федерации.

ГЛАВА V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья 26. Взаимоотношения организаций связи, органов государственной власти и органов местного самоуправления

При проектировании застройки городов, населенных пунктов, жилых районов и других аналогичных жилых образований решение о размещении зданий для организаций связи принимаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на основе генеральных планов застройки и проектов детальной планировки.

При проектировании и строительстве отдельных жилых зданий в случае необходимости в соответствии с решениями генерального плана застройки и детальной планировки застройки в соответствии с нормативами для размещения организаций и средств связи предусматриваются отдельные помещения и мощности в системах жизнеобеспечения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять операторам связи, оказывающим универсальные услуги связи, соответствующие технологическим нормам нежилые помещения в существующих или строящихся жилых или иных зданиях в порядке и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Работникам организаций связи, работающим и проживающим в сельской местности, органами местного самоуправления предоставляются жилые помещения, топливо, земельные и иные угодья и другие социальные льготы, установленные для работников сельскохозяйственных предприятий в данной местности.

Статья 27. Использование земель при проведении работ по развитию сетей связи

К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, операторам связи

Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством Российской Федерации.

При прекращении деятельности в области связи лиц, указанных в части первой настоящей статьи, прекращение прав на земельный участок осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых лицам, указанным в части первой настоящей статьи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в установленном порядке строительство зданий и сооружений связи на предоставленных для этих целей земельных участках, а также использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации находящееся на них недвижимое имущество. Указанные лица вправе также осуществлять строительство сооружений связи на крышах зданий, столбовых опорах, мостах, в коллекторах, туннелях метрополитена и железных дорог и на других инженерных объектах, а также устанавливать и обслуживать аппаратуру связи по согласованию с собственниками, землепользователями, в том числе арендаторами, указанных земельных участков, зданий или сооружений. Собственники, землепользователи, в том числе арендаторы, вправе отказать в производстве указанных работ только по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации. В случае возникновения спора, вопрос может быть решен в суде или арбитражном суде.

Перенос или переустройство сооружений связи, вызываемые новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и отдельных зданий, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой полезных ископаемых, производятся заказчиком строительства за свой счет в соответствии со стандартами и по техническим условиям операторов связи. При этом увеличение мощности средств связи осуществляется за счет операторов связи.

По завершении работ на земельном участке, в здании или сооружении организация связи или заказчик за свой счет обязаны привести земельный участок, здание или сооружение в первоначальное состояние либо возместить собственнику, землепользователю или арендатору причиненные убытки.

В случае изъятия земельного участка или наступления права ограниченного пользования чужим земельным участком и другой недвижимостью (сервитут) при осуществлении проектных работ выкупная цена, а также плата за пользование участком и другой недвижимостью устанавливаются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Защита и охрана средств, сооружений связи, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.

Порядок охраны средств, сооружений связи и защиты радиочастотного спектра устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на производство, ввоз или использование в Российской Федерации радиоэлектронных средств.

Физические и юридические лица, допустившие повреждения средств, сооружений связи, несанкционированное подключение к сетям и средствам связи, нарушение установленного порядка изготовления, приобретения, ввоза, использования, регистрации, отчуждения или передачи радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, использования частот для работы радиоэлектронных средств всех назначений и высокочастотных устройств, а также создающие неприемлемые помехи теле- и радиоприему, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включая возмещение возможных затрат по устранению повреждений и возмещение организациям связи упущенной выгоды.

Статья 29. Ликвидация последствий происшествий на сетях связи

Ликвидация последствий происшествий на сетях связи осуществляется операторами связи.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления незамедлительно оказывают операторам связи содействие в ликвидации последствий происшествий на сетях связи, выделяя в случае необходимости рабочую силу, транспортные и иные средства с последующей оплатой за счет средств соответствующих операторов связи, а по решению органов государственной власти - и за счет средств соответствующих бюджетов.

Проведение работ по ликвидации последствий происшествий на сетях связи не требует согласия собственника (владельца, арендатора) земельного участка, здания или сооружения, где размещены средства связи. Убытки, причиненные собственнику (владельцу, арендатору), подлежат возмещению за счет средств соответствующего оператора связи. Оператор связи, возместивший убытки, вправе предъявлять регрессные требования лицу, причинившему вред.

Работы по ликвидации последствий происшествий на сетях связи включают восстановление средств связи, пострадавших вследствие происшествий, а также проведение необходимых природоохранных мероприятий.

Компенсация операторам связи, другим физическим и юридическим лицам ущерба, причиненного вследствие происшествий на сетях связи, осуществляется за счет средств страховых фондов либо лица, причинившего вред.

По решению федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления компенсация операторам связи, другим физическим и юридическим лицам ущерба, причиненного вследствие происшествий на сетях связи, может осуществляться также за счет средств соответствующих бюджетов.

Статья 30. Использование транспортных средств

Организациям почтовой связи предоставляется право на договорных условиях перевозить почтовые отправления и денежные средства по всем маршрутам и линиям железнодорожного, морского, речного, воздушного и автомобильного транспорта в сопровождении работников почтовой связи или передавать их для перевозки под ответственность транспортных организаций.

Никакая транспортная организация не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений и денежных средств по регулярным междугородным и международным маршрутам следования его транспортных средств.

При производстве неотложных аварийно-технических работ по восстановлению поврежденных сетей и средств связи транспортные средства предоставляются организациям связи владельцами транспортных средств вне очереди.

Транспортные средства, принадлежащие организациям связи, могут иметь специальную символику отрасли связи и без согласия организаций связи не могут быть использованы для оказания услуг и выполнения работ, не относящихся к деятельности в области связи.

ГЛАВА VI. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СВЯЗИ

Статья 31. Право пользования связью

Организации связи не вправе оказывать предпочтение одному пользователю перед другим при оказании услуг связи, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Отказ в оказании услуг сети связи общего пользования физическим и юридическим лицам допускается исключительно на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации.

Пользователи имеют право подключения к сети связи общего пользования оконечного оборудования в порядке, определяемом правилами оказания соответствующих услуг связи.

Статья 32. Качество услуг связи

Операторы связи обязаны оказывать пользователям услуги связи, соответствующие по качеству условиям договора на оказание услуг связи, заключаемого в соответствии с правилами оказания услуг связи, или нормам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Статья 33. Приоритет пользования связью

Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человеческой жизни на море, земле, в воздухе, космическом пространстве, проведения неотложных мероприятий в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях и стихийных бедствиях.

Расходы на финансирование деятельности в области связи на нужды государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации предусматриваются в федеральном бюджете в составе расходов соответственно на обеспечение государственного управления, обороны, безопасности, охраны правопорядка.

Статья 34. Льготы и преимущества при пользовании связью

Для отдельных категорий должностных лиц государственных органов, дипломатических и консульских представителей иностранных государств, представителей международных организаций, а также отдельных групп граждан законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также международными соглашениями Российской Федерации могут устанавливаться преимущества при оказании услуг связи.

В случаях, предусмотренных статьей 19 настоящего Закона, физическим и юридическим лицам могут предоставляться преимущественное право доступа к сети связи и пользования услугами связи.

Льготы по оплате услуг связи устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и распространяются только на универсальные услуги связи по перечню, установленному Правительством Российской Федерации.

Пользователь, имеющий право на льготу по оплате услуг связи, обязан вносить плату за оказание ему услуги связи в полном объеме, с последующей компенсацией ему за счет средств бюджетов соответствующего уровня в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В иных случаях при предоставлении льгот по оплате услуг связи выплаты компенсации пользователям, имеющим право на льготы в оплате услуг связи, производится физическим или юридическим лицом, установившим льготы, за счет собственных средств.

Статья 35. Защита прав пользователей связи

Защита прав пользователей связи на получение услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Получатель вправе получить либо отказаться от почтового отправления или сообщения электросвязи.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области связи в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации, не могут ограничивать права пользователей связи, установленные соответствующими федеральными законами.

Статья 36. Порядок оказания услуг связи.

Услуги связи на территории Российской Федерации оказываются в соответствии с правилами оказания услуг связи.

В правилах приводятся перечни основных и дополнительных услуг связи, устанавливается порядок взаимодействия пользователей и операторов связи при заключении договора об оказании услуг связи и исполнении сторонами условий договора, порядок приостановления оказания услуг связи и одностороннего расторжения договора оператором связи, технологические и правовые особенности оказания услуг связи, обязанности и права операторов связи и пользователей, возникающие в процессе оказания услуг связи, в том числе и при отказе получателя от получения почтового отправления или сообщения электросвязи, порядок определения стоимости услуг связи, порядок предъявления и рассмотрения претензий и ответственность сторон при исполнении договоров об оказании услуг связи.

Правила оказания услуг связи для всех пользователей (физических и юридических лиц) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На сети связи общего пользования может устанавливаться исходя из технических, технологических и социальных особенностей оказания услуг связи нормируемый объем потребления услуг связи. Превышение пользователем данного объема влечет за собой изменение порядка оплаты и стоимости услуг связи. Для универсальных услуг связи значение нормируемого объема и порядок оплаты услуг связи устанавливаются Правительством Российской Федерации. На остальные услуги связи величина нормируемого объема устанавливается оператором связи самостоятельно.

Расчеты физических и юридических лиц за оказываемые услуги связи производятся по действующим тарифам без акцепта плательщиков на основании показаний аппаратуры (счетчиков и других приборов) оператора связи.

Статья 37. Тайна связи

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации.

Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и получателям или их законным представителям.

Персональные данные пользователя и информация об оказанных ему услугах связи является конфиденциальной.

К персональным данным пользователя относятся фамилия, имя, отчество, адрес пользователя, его псевдоним.

К информации об оказанных пользователю услугах связи относится количество и виды услуг, а также данные об отправителе или получателе.

Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, персональными данными пользователей связи и информацией об оказанных ему услугах связи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

Должностные и иные лица, работники связи, допустившие нарушение указанных положений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 38. Сохранность почтовых и иных отправлений

Операторы связи несут ответственность за сохранность принятых почтовых и иных отправлений, доставку их по назначению в установленные сроки.

Перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Государственные предприятия и учреждения почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых создает опасность здоровью и жизни почтовых работников или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.

Статья 39. Почтовые отправления с объявленной ценностью

Отправитель почтового отправления вправе объявить его ценность в пределах стоимости вложения.

В случае утраты или повреждения почтового отправления с объявленной ценностью оператор связи возмещает отправителю ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VII. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ

Статья 40. Использование языков и алфавитов в деятельности организаций связи

Взаимоотношения операторов связи с пользователями, возникающие при оказании услуг связи на территории Российской Федерации, осуществляются на русском языке, а в республиках, входящих в состав Российской Федерации, - также и на государственных языках этих республик.

Адреса отправителя и получателя телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, должны оформляться на русском языке, а адреса отправителя и получателя телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах территорий республик в составе Российской Федерации, могут оформляться на государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации при условии повторения адресов отправителя и получателя на русском языке.

Текст телеграммы должен быть написан буквами русского или латинского алфавита на любом языке.

Адресация иных сообщений электросвязи осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи.

На всей территории Российской Федерации на сетях электрической и почтовой связи служебное делопроизводство осуществляется на русском языке как на государственном языке Российской Федерации.

Международные сообщения, передаваемые по электрической и почтовой связи, обрабатываются на языках, определяемых положениями международных договоров и соглашений Российской Федерации.

Статья 41. Учетно-отчетное время в области связи

При осуществлении деятельности в области связи в технологических процессах передачи или приема сообщений и информации на организациях связи независимо от их расположения на территории Российской Федерации применяется единое учетно-отчетное время - московское.

В международной связи учетно-отчетное время определяется международными договорами Российской Федерации.

Информирование пользователей о времени оказания услуг связи производится по местному времени.

ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Статья 42. Ответственность при осуществлении деятельности в области связи

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, допустившие в ходе осуществления деятельности в области связи нарушения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Операторы связи несут материальную ответственность за искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или несвоевременное вручение телеграммы получателю в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При нарушении пользователем связи правил оказания услуг связи, а также при несвоевременной оплате услуг связи оператор связи имеет право, за исключением случаев, предусмотренных статьей 29 настоящего Федерального закона, приостановить оказание услуг связи до устранения нарушений. В случае не устранения нарушений в течение трех месяцев со дня приостановления оказания услуг связи, оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг и потребовать от пользователя полного возмещения понесенных им расходов, а также убытков, причиненных нарушением правил.

Работники организаций связи несут материальную ответственность перед своими организациями за утрату или задержку доставки всех видов почтовых и телеграфных отправлений, недостачу или повреждение вложений почтовых отправлений, денежных средств, иные нарушения, происшедшие по их вине и повлекшие причинение материального ущерба организации связи, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Оператор сети связи общего пользования несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к сети связи общего пользования, по созданию и функционированию сети, порядку оказания услуг связи пользователям, а также правил взаимодействия операторов сети связи общего пользования.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение оператором сети связи общего пользования, входящей в состав Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, требований, установленных для Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, является основанием для приостановки действия или аннулирования имеющейся у оператора связи лицензии на оказание услуг связи, а также для приостановки доступа указанной сети связи к Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации по решению федерального органа исполнительной власти в области связи до устранения имеющихся нарушений. При этом ответственность перед пользователями указанной сети связи несет оператор связи.

Оператор связи освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче или приему сообщений либо по пересылке или доставке почтовых отправлений, если будет доказано, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя связи либо вследствие действия непреодолимой силы.

Статья 43. Порядок предъявления претензий и исков

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при оказании услуг связи или выполнении работ в области связи пользователь связи вправе предъявить оператору связи, оказывающему услуги или выполняющему работы, претензии, в том числе требование о возмещении ущерба.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Претензии предъявляются в следующие сроки:

по претензиям, связанным с не предоставлением, несвоевременным или недоброкачественным предоставлением услуг связи либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электрической связи (за исключением претензий по телеграфным сообщениям), - в течение шести месяцев со дня оказания услуги или даты выставления счета пользователю;

по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтовых отправлений, -- в течение шести месяцев со дня отправки;

по претензиям, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением телеграфного отправления, - в течение месяца со дня подачи телеграммы.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки со дня подачи претензии:

по претензиям, указанным в абзаце первом части третьей настоящей статьи, - в течение двух месяцев;

по всем видам иногородних почтовых отправлений - в течение двух месяцев;

по местным почтовым отправлениям - в течение пяти дней;

по телеграфным отправлениям - в течение месяца.

При отклонении претензии полностью или частично или неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки заявитель имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Иски, связанные с отправлением или приемом почтовых или телеграфных отправлении, могут предъявляться как оператору связи, принявшему почтовое или телеграфное отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления.

ГЛАВА IX. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

Статья 44. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области связи

Споры, возникающие при осуществлении деятельности в области связи между организациями связи, а также между пользователями связи и организациями связи, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При проведении организации связи неотложных работ по восстановлению сооружений связи, находящихся на сельскохозяйственных угодьях или иных земельных участках, не имеющих статуса земель связи, в случае, если собственник (владелец, арендатор) земельного участка и организация связи не пришли к соглашению о размере подлежащего возмещению вреда либо если собственник (владелец, арендатор) отказался от участия в составлении соответствующего акта, эти обстоятельства не могут служить препятствием для проведения восстановительных работ и не освобождают собственника сооружений связи от возмещения причиненного вреда.

Статья 45. Разрешение споров при пользовании международными сетями связи

Споры по вопросам деятельности в области связи, возникшие между организациями связи, расположенными на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств, решаются в порядке, установленном соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации.

ГЛАВА Х. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 46. Международное сотрудничество.

Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области связи, а также решению проблем правового регулирования деятельности в области связи.

Международное сотрудничество в области связи регулируется законодательством Российской Федерации и осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.

В международной деятельности в области связи федеральный орган исполнительной власти в области связи выступает в качестве администрации связи и в пределах полномочий, предусмотренных международным договором, представляет и защищает интересы Российской Федерации в области электрической и почтовой связи при взаимодействии с администрациями связи других стран и международными организациями связи, а также координирует международную деятельность в области связи, осуществляемую всеми физическими и юридическими лицами Российской Федерации.

Иностранные организации или иностранные физические лица, осуществляющие деятельность в области связи на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для юридических или физических лиц Российской Федерации с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации.

Статья 47. Право, применимое к международному сотрудничеству в области связи

Физические и юридические лица Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области связи, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если этими договорами не предусмотрено применение законодательства другого государства.

Условия и порядок использования глобальных систем связи на территории Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА XI. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Комментарии (2)

  • Проект Закона РФ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

    Вопиющая незаконность требований "СОРМ" стала, наконец, очевидна и самой исполнительной власти. Особенно, в связи с рядом очень неприятных для нее обстоятельств, в частности, провалом дела Александра Никитина, облыжно обвиненного ФСБ в шпионаже. В ходе слушаний ФСБ была уличена в незаконном подслушивании телефонных разговоров (см. http://www.bellona.no/nikitin/)
    И власть решила "исправиться". Но не путем приведения ведомственных и межведомственных актов (каковыми являются "СОРМ-1" и "СОРМ-2") в соответствие с законодательством и Конституцией, а путем "подкрутки" самого законодательства.
    Почувствуйте разницу:
    Ст. 37 действующего ФЗ " 15-ФЗ "О связи" от 16 февраля 1995 г.: "Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. "Ст. 37 проекта: "Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, персональными данными пользователей связи и информацией об оказанных ему услугах связи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются в случае и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. "
    "Законодательство" " понятие растяжимое. Разумеется, формально никакой закон не может отменять или ограничивать действие Конституции. Вполне, впрочем, возможно, что в следующей конституции будет записано: "1. Граждане имеют право на тайну связи, только если так угодно начальству. 2. Если неугодно " см. пункт 1."
  • Проект Закона РФ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О связи"

    аноним, 01.06.2000
    в ответ на: комментарий (Максим Отставнов, 23.01.2000)
    Охххх, дожили. Теперь изымается ст.15 из закона 15-ФЗ, содержащая (пока) перечень исключений необходимости лицензий
    на деятельность по связи. Теперь лицензия нужна всегда. И при любых условиях. Ну, начальники порезвятся....
    Антон.
[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020