27 август 2020
Либертариум Либертариум

Для людей существуют два и только два способа иметь дело друг с другом. Один -- посредством силы, другой -- путём добровольного сотрудничества.

Правительство -- всюду распространенный в нашей культуре институт, основанный на силе. Здесь, в Америке от её начала до середины. XIX в., у нас был ещё один базирующийся на силе институт -- рабство. Государственная власть утвердила этот отвратительный институт пунктом Конституции США о беглых рабах и Актами о беглых рабах, проведённых Конгрессом.

Ясно, что правительство -- это институт, основанный на силе. Заметьте, ведь правительство ничего не производит, и люди, которые составляют правительство, получают оплату от граждан через принудительное финансирование, именуемое налогообложением. Более того, частные граждане не могут отказаться от государственных услуг, операций или служб и покупать их в другом месте. Налогоплательщики обязаны оплачивать любую государственную акцию и подчиняться ей даже в случае несогласия с нею.

Правительство: конгломерат услуг?

Мы можем рассматривать правительство представив его как огромный конгломерат "услуг". Государственные чиновники предлагают гражданам много разных услуг, зачастую в конкуренции с теми, кто предлагает услуги в частном секторе. Либертарианцы поднимают следующие вопросы:

  • 1) Должны ли эти услуги предлагаться государственными служащими?
  • 2) Должны ли эти услуги оплачиваться принудительно, налоговой системой?

Ответ на эти оба вопроса: нет, необязательно.

Добровольное сотрудничество

Альтернативой принуждению как основе человеческих взаимоотношений является добровольное сотрудничество. В нашем обществе мы видим немало примеров добровольного сотрудничества в учреждённой форме. Самой обширной и распространённой является коммерческая деятельность, т.е. рынок. Люди, как индивидуально так и организовавшись в компании, покупают и продают миллионы разных изделий и услуг. На рынке никто никого не принуждает покупать ту или иную вещь у того или иного продавца. Никого не заставляют заниматься каким-нибудь определённым родом деятельности либо предлагать заказчику какие-нибудь определенные товары или услуги.

В свободно-рыночные отношения каждое лицо вступает потому, что, с его или её точки зрения, конечный результат принесёт выгоду. В этом -- ключ к пониманию экономического развития и роста производительности путём свободного обмена. Каждый участник вступает в сделку добровольно и выигрывает от нее, получая то, то что он хочет. 

Сопоставьте это с переходом собственности по принуждению, когда человека заставляют расстаться с чем-либо под дулом пистолета. Этот человек, пожалуй, не будет считать этот способ самым лучшим.

Уважение к правам

Когда юридический/политический остов общества уважает и защищает права людей, в нём живущих, то все могут свободно торговать на рынке. При таких условиях не требуется никакого правительственного вмешательства, за исключением случаев, когда какие-то люди нарушают чужие права совершая кражу или мошенничество. Основой плодотворных деловых отношений служит уважение к правам других людей и производственная деятельность на мирной, добровольной и честной основе.

На добровольном сотрудничестве строятся многие другие институты в нашем обществе, например: церковь и религия, семья, благотворительные заведения, медицинские исследовательские общества, организации по самосовершенствованию, частные школы. Есть буквально десятки тысяч групп и ассоциаций, куда американцы вступают по доброй воле ради выполнения задач, которые они сами себе поставили. Эти организации работают изумительно, особенно по сравнению с типично бюрократической вознёй государства.

В основе всех этих успешных видов деятельности, основанных на добровольном сотрудничестве лежит либертарианский принцип уважения к правам всех людей. Согласно этому либертарианскому принципу уважения чужих прав действует большинство людей. Большинство не хочет контролировать других и не хочет, чтоб другие контролировали его. Имея дело друг с другом как частные граждане, мы почти всегда миролюбивы и честны и ожидаем от сограждан только добровольного сотрудничества, а не подчинения силе.

Частная собственность: самопринадлежность

Правовым основанием для этого либертарианского подхода, который защищает ожидания граждан при их взаимоотношениях, является система прав на частную собственность, разработанная в английских и американских законах. Самый фундаментальный элемент в этой системе частной собственности -- понятие самопринадлежности, утверждающий что каждый человек принадлежит самому себе. Никто из нас не принадлежит другому человеческому существу.

Когда мы говорим о собственности, то обычно подразумеваем недвижимость или осязаемое личное имущество, такое как автомобили, компьютеры, деньги, сёрфинговые доски или что угодно. Проще говоря, любой человек может накапливать собственность, производя её, или приобретая посредством мирного и честного обмена с другими владельцами собственности или получая её в дар. Правовая система, которая признаёт и защищает права граждан производить, приобретать и обменивать право на собственность, -- это основное требование для мирных и плодотворных отношений между людьми. Чем яснее определены права частной собственности и чем надёжнее правовая защита прав собственности, тем легче людям планировать собственное будущее. Надёжные и обеспеченные права собственности оставляют меньше возможностей для возникновения споров о том, кто и что может делать с данным земельным участком или единицей личного имущества. Владелец собственности сам все решает и сам несёт ответственность за последствия, плохие или хорошие.

Крайне важно различать отношения, построенные на насилии и на добровольном сотрудничестве. Решающий вопрос таков: кому решать, как обойтись с вашей жизнью, вашим телом, вашей собственностью? Либертарианцы отвечают, что каждый имеет право сам принимать все решения относительно своей жизни, тела и честно нажитой собственности. Далее, каждый человек сам несёт ответственность за свои решения. Я не в праве заставлять других расплачиваться за мои ошибки.

Добровольное сотрудничество с другими никогда не представляет угрозы праву человека управлять своей жизнью, телом и собственностью. Угрозой правам граждан является именно принуждающий механизм государства (или деятельность обыкновенных преступников). Следовательно, главной целью должно быть ограничение государства законной функцией помощи людям в защите их прав. Только при таком ограничении правительства люди получат максимум возможностей развивать самые полезные и продуктивные отношения, основанные на добровольном сотрудничестве.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020