27 август 2020
Либертариум Либертариум

План дерегулирования банковской отрасли России

Именно сейчас у России есть хороший шанс дерегулировать банковскую отрасль, так как на сегодня доля коммерческих банков в привлеченных вкладах населения невелика, и невелики размеры кредитов, выданных банками за пределы их "групп влияния" (конфликты и дефолты внутри этих групп являются их внутренним делом). Основным препятствием на пути дерегулирования банковской отрасли является Сбербанк, который в его нынешнем виде невозможно приватизировать и которому предоставлены гарантии государства, прочно укрепленные в сознании вкладчиков и, видимо, не подлежащие никакой процедуре законодательной отмены. Данный план основан на предложенной Б.Львиным программе явной монетизации этого "обязательства" государства.

Программа предлагает кардинальную реформу в области нормативов банковской деятельности и банковского надзора. Реализация такой программы имеет несомненный смысл в связке со второй половиной реформы -- преобразованием Центрального банка как эмиссионного института (переходом на currency board, золотой стандарт или привязку к товарной корзине), а также с общей реформой денежного обращения (переход на мультивалютное денежное обращение). Однако меры по дерегулированию банковской системы имеют смысл и сами по себе, так как в условиях дерегулированной банковской системы Центральному банку будет намного сложнее злоупотреблять своим монопольным правом печатать деньги.

1. Прекращение всех программ АРКО. Приватизация АРКО со всеми активами и обязательствами, формирование политики АРКО новыми собственниками.

2. Учреждение (на базе части имущества филиалов и отделений Сбербанка) Депозитарной кассы в форме АО, принадлежащего на 100% Сбербанку. Выдача Депозитарной Кассе лицензии небанковской кредитной организации с правом вести только счета до востребования и хранить деньги исключительно на корр.счете в РКЦ ЦБ РФ. В современной российской терминологии Депозитарная Касса является небанковским кредитным учреждением, обязанным резервировать 100% депозитов и не имеющим права осуществлять никакие операции, кроме расчетных (ни кредитных операций, ни покупки ценных бумаг, ни приема срочных депозитов).

Кроме лицензии, аналогичные требования включаются непосредственно в Устав общества. В Уставе указывается, что изменить эти положения на протяжении 5-ти лет можно только с согласия государства, вне зависимости от его доли в капитале Депозитарной Кассы.

3. Установление тарифа Депозитарной Кассы, не подлежащего изменениям в течение 2-х лет. Например, владелец счета платит за хранение денег в Депозитарной Кассе до 1% в год от суммы хранимых денег. Точная цифра должна быть определена на основе оценки затрат. Далее тарифы пересматриваться собственником.

4. Объявление о предстоящей через 6 месяцев полной отмене государственных гарантий Сбербанку и принудительном переводе вкладов из Сбербанка (как срочных, так и до востребования) в Депозитарную Кассу для физических лиц (100% от объема вклада)

5. Сбор заявлений от желающих перевести вклады в Депозитарную Кассу юридических лиц (до 50%-70% от объема вклада). Сбор заявлений от физических лиц, желающих сохранить счета и вклады в Сбербанке на прежних условиях.

6. Определение общего объема выводимых из Сбербанка средств, определение необходимого объема пополнения ликвидных средств Сбербанка для предотвращения его немедленной неплатежеспособности.

7. Предоставление ЦБ необходимых средств Сбербанку (эмиссия) в обмен на акции Сбербанка.

8. Вывод средств вкладчиков в Депозитарную Кассу.

9. Отмена государственных гарантий Сбербанку.

10. Объявление о предстоящей через 6 месяцев полной отмене обязательных банковских нормативов и контроля со стороны ЦБ за коммерческими банками.

11. Добровольный перевод в Депозитарную Кассу средств вкладчиков коммерческих банков, за счет собственных средств коммерческих банков. Перевод охватит счета до востребования и срочные депозиты, срок которых истекает с этот период.

12. Возможное банкротство ряда банков, неспособных пережить отток средств вкладчиков. Проведение процедуры банкротства под надзором ЦБ РФ. Обязательное завершение процедуры до истечения 6-месячного периода, что означает ликвидацию в том случае, если соглашение с кредиторами не достигнуто за месяц до конца срока.

13. Полная отмена обязательных банковских нормативов и контроля со стороны ЦБ за коммерческими банками. Отмена лицензирования банковского бизнеса.

14. Надзорные подразделения ЦБ выделяются в отдельную хозрасчетную государственную организацию, которая надзирает за теми, кто ДОБРОВОЛЬНО согласен соблюдать ее требования и платить за это. На переходный период (пять лет) банки вышедшие из-под контроля этой организации, обязаны специально указывать во всех договорах, рекламах и прочих документах, что они НЕ ВХОДЯТ в систему государственного добровольного надзора.

15. Предоставление возможности открывать счета в РКЦ ЦБ РФ любым юридическим лицам, заявившим о намерении вести банковский бизнес.

16. Безвозмездная передача имущества и технологий РКЦ ЦБ РФ в специально создаваемый Национальный клиринговый банк, обладающий монополией на учет счетов в резервных деньгах ЦБ РФ. Национальный клиринговый банк создается в форме кооператива членов - владельцев счетов в РКЦ.

Включение в Устав кооператива следующих неизменяемых положений:

- запрет на иные операции, кроме расчетно-клиринговых операций с резервными деньгами;

- свободный доступ к членству и услугам для любых юридических лиц, заявивших о намерении вести банковский бизнес;

- единые тарифы для всех членов.

ЦБ тем самым лишается права на самостоятельный учет и финальный клиринг в резервных деньгах, то есть исчезает само понятие "счет в ЦБ". Ситуация аналогична выпуску акций, ЦБ-эмитент может только эмитировать рубли и переписывать цифру на "глобальном сертификате", лежащем в Национальном клиринговом банке. Этот банк (как держатель реестра для акций) отвечает за точное соответствие суммы "денег ЦБ" на счетах коммерческих банков сумме денег, выпущенных ЦБ.

17. Перевод счетов Казначейства и иных распорядителей средств бюджета в Национальный клиринговый банк. Запрет на нахождение бюджетных денег в иных банках, кроме Национального клирингового банка, Депозитарной кассы или иных банков, принявших на себя обязательство 100% резервирования денег клиентов, подобно Депозитарной кассе.

18. Приватизация Сбербанка, продажа пакетов акций, принадлежащих как государству, так и ЦБ.

19. Принятие новыми собственниками Сбербанка решения о сохранении в собственности или о продаже пакета акций Депозитарной Кассы.

Комментарии (7)

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020