27 август 2020
Либертариум Либертариум

Вы уже познакомились с центральным понятием этой главы. Если же это осталось незамеченным, то только потому, что мы еще не назвали его настоящим именем. Но, рассуждая в предыдущей главе о связи между ценой и величиной спроса, мы несколько раз отмечали, что количество блага, которое человек захочет купить, определяется затратами на это благо для данного человека или ценностью того, чем необходимо пожертвовать для его приобретения. Это и есть определение альтернативной стоимости (opportunity cost) -- понятия, которое связывает воедино закон спроса и принципы, управляющие предложением. В настоящей главе мы постараемся вас убедить в том, что о затратах удобно думать как о ценности альтернативных возможностей, которые приносятся в жертву (the value of sacrificed opportunities).

Затраты -- это оценки

Каждый согласится с тем, что спрос отражает ценностные ориентиры людей (people's values). Но многие считают, что предложение относится к материальной стороне экономики и управляется такими объективными реалиями, как издержки производства, а не субъективными человеческими ценностями или предпочтениями. Такое мнение ошибочно. Предложение и издержки также основаны на оценках. Чтобы помочь вам в этом убедиться, заглянем осенним вечером в понедельник в студенческое общежитие и прислушаемся к следующему диалогу.

-- Здорово, Джек. Ты пойдешь на новый фильм с Уимом Уэндерсом? Сегодня последний день.

-- Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная по русскому. Мне нужно еще позубрить слова. Иначе я получу два балла.

-- Да брось. Завтра на свободной паре возьмешь мои карточки со словами. Час занятий перед контрольной -- "четверка" тебе гарантирована.

-- Хорошо, но сегодня вечером играют "Редскинс" и "Майами". Если не заниматься, то уж лучше посмотреть этот матч.

-- А мы пойдем на шестичасовой сеанс и успеем вернуться к началу.

-- Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до стипендии: пять, шесть, семь, восемь долларов до четверга. А у меня кончились талоны на питание!

-- Ешь бутерброды с ореховым маслом! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм.

-- Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?

Настоящие (real) затраты, связанные с любым действием (походом в кино, покупкой джинсов, производством машины для подстрижки газонов, переездом в Галифакс, разведением мясных пород скота, строительством магазина металлоизделий, получением страхового полиса), -- это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться, чтобы совершить это действие. Затраты на поход в кино Джек вначале оценил для себя как (упущенную!) возможность успешно написать контрольную по русскому языку. Когда приятель показал ему, как уменьшить эти затраты, Джек обратился к следующей по ценности (next most valuable) возможности, от которой, пойди он в кино, ему пришлось бы отказаться: возможности посетить в тот вечер футбольный матч, который ему очень хотелось посмотреть. Его приятель нашел способ избавиться от этих затрат, и тогда Джек обратился к денежным затратам. Но деньги не являлись настоящими затратами. Настоящие затраты -- не доллары и центы, это альтернативные возможности, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Три или четыре доллара, которые Джек израсходует в кино, представляют несколько его любимых блюд, которыми он готов пожертвовать ради фильма.

Затраты на любое действие - это ценность тех альтернативных возможностей, от которых приходится отказываться ради этого действия.

 Издержки производителя как стоимость альтернативы

В экономической науке нет существенных различий между теорией предложения и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица, принимающие решения, могут выбирать, что выбор предполагает наличие альтернатив и что выбор основывается на сопоставлении ожидаемых выгод (benefits), связанных с альтернативами. Логика экономии (the logic of economizing process) одинакова и у производителей, и у потребителей. Когда мы размышляем об издержках производителя -- например, задаваясь вопросом, почему производство десятискоростного велосипеда обходится дороже, чем деревянного (redwood) столика для пикника, -- то вначале мы обычно вспоминаем, что используется для их производства. Мы думаем о сырье и материалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимых машинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежных единицах и предполагаем, что издержки на производство велосипеда или стола равны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почему данные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом без ответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценки отражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативном (next-best) использовании, или, другими словами, ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсы используют для производства велосипедов или столиков для пикника.

Для производителя велосипедов издержки равны расходам на приобретение соответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности их использования, то он должен заплатить за ресурсы по цене "лучшей альтернативы". Таким образом, ценность нереализованных альтернативных возможностей (forgone opportunities) превращается в издержки производства велосипеда. В этом есть глубокий смысл, т. к. затраты на получение одного дополнительного велосипеда по самой своей сути равны ценности того, от чего приходится отказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить этот велосипед.

Рассмотрим пример со столиком для пикника. Часть издержек его производства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличится спрос на новые жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станут закупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится цена древесины, то вырастут издержки производства столиков для пикника. Не произошло ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов, используемых для производства стола, но издержки повысились. Так как жилые дома, при строительстве которых используется древесина, теперь ценятся выше, чем раньше, то производитель столиков должен оплачивать более высокую альтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свои столики для пикника.

Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом в производственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех других возможностей. Квалифицированный рабочий будет получать больше неквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом месте его квалификация имеет большую ценность. Рабочие, которые могут вставлять спицы в велосипедные колеса, стоя на голове и насвистывая "Дикси" ("Dixie"), обладают поразительной квалификацией. Но наш владелец велосипедной фабрики не будет платить им дополнительного жалованья за эту квалификацию, если только, благодаря своему необычному таланту, они не окажутся более ценными в каком-нибудь другом месте. Это вполне может произойти. Например, их таланты могли бы пригодиться в цирке. Если цирк предложит им больше, чем они получали на сборке велосипедов, для владельца фабрики повысится их альтернативная стоимость. Скорее всего, в этом случае владелец фабрики пожелает им удачи и заменит их другими рабочими, чья альтернативная стоимость ниже.

Что произошло с альтернативной стоимостью людей семи футов роста и с хорошей координацией движений, когда Национальная баскетбольная ассоциация и Американская баскетбольная ассоциация объединились в одну лигу? Когда было две лиги, каждого игрока пытались купить две команды. Сумма, которую приходилось уплачивать одной из них, чтобы заполучить игрока, определялась тем, сколько хотела заплатить за него другая команда. И обе они были готовы заплатить довольно много, если считали, что участие данного игрока сильно скажется на числе продаваемых билетов. Но когда две лиги объединились, право нанять конкретного игрока стало закрепляться за одной командой, и альтернативная стоимость человека ростом семь футов с хорошей координацией движений упала. Не удивительно, что с точки зрения владельцев профессиональных баскетбольных команд одна лига лучше, чем две.

Давайте рассмотрим более общий случай. Если крупная фирма, в которой работает много людей, открывает свой филиал в маленьком городе, то найм продавцов овощных магазинов, кассиров банка, секретарей и работников бензоколонок станет в этом городе обходиться дороже. Почему? Потому что овощные магазины, банки, учреждения и бензоколонки должны выплачивать стоимость альтернативных возможностей людям, которых они нанимают, а теперь у этих людей могут обнаружиться более выгодные возможности в новой фирме. Допустим, новая фирма хочет нанимать только женщин; тогда вначале возрастет только альтернативная стоимость женщин. Женщины покинут некоторые места работы, создав дополнительные альтернативные возможности для мужчин и обусловив тем самым повышение альтернативной стоимости работников-мужчин.

Понятие альтернативной стоимости можно лучше всего проиллюстрировать на примере такого ресурса, как земля. Предположим, вы хотите купить один акр (1 акр примерно равен 0,405 гектара. -- Прим. перев.) земли, чтобы построить дом. Сколько вам придется заплатить за землю? Это будет зависеть от ценности земли при ее альтернативном использовании. Считают ли другие люди этот акр земли прекрасным участком под застройку? Есть ли перспективы использовать его в промышленности или торговле? Использовался бы он в качестве пастбища, если бы вы его не купили? Ваши затраты на покупку земли будут определяться альтернативными возможностями ее использования, которые усматривают другие люди.

Примеры (case studies) стоимости альтернативы

Разберем еще несколько случаев с меняющимися затратами, чтобы показать, как концепция альтернативной стоимости объясняет знакомые, но часто неправильно понимаемые явления.

Почему за последние пятьдесят лет стоимость стрижки волос выросла намного больше, чем в среднем стоимость других благ? Это произошло потому, что желающие стричься у парикмахеров должны и готовы заплатить им достаточно денег, чтобы те не бросили свое ремесло. Если бы за последние 50 лет производительность труда в парикмахерских не отставала от производительности труда в обрабатывающей промышленности, то парикмахеры смогли бы сохранить свои доходы, подстригая большее число людей в час. Но при неизменной производительности только более высокая цена, взимаемая с каждого человека, могла удержать парикмахеров на своем месте. Мы сами, желающие стричься у профессионалов, взвинтили (bid up) цену на прически, чтобы она соответствовала растущей стоимости альтернативных возможностей для парикмахеров, работающих в той сфере, где производительность труда никогда не повышается.

Если парикмахер может обслужить за час двоих клиентов, какую плату он должен потребовать с каждого, чтобы зарабатывать 7 долл. в час?


Почему зачастую намного труднее найти подростка-няньку в богатых жилых районах, чем в бедных? Отчаявшиеся супруги, которые не в состоянии найти няньку, могут жаловаться, что все подростки в округе ленивые. Но это слишком резкий вывод. Любая семья, готовая оплатить стоимость альтернативы, может найти подростка-няньку. Это значит, что они должны предложить более высокую плату, способную отвлечь подростков от наиболее ценных альтернативных возможностей. Если спрос на нянек в районе велик (т. к. состоятельные люди чаще проводят вечера вне дома) и если местные подростки имеют столько денег, что ценят возможность сходить на свидание или отдохнуть выше, чем обычный доход от присмотра за ребенком, то стоит ли удивляться высокой альтернативной стоимости наемных нянек?

А как изменится тариф, если его производительность возрастет в 4 раза?

Почему в 60-е годы так быстро росла плата за обучение в колледже? В значительной мере это объясняется резким повышением затрат на преподавание, отчасти из-за более высоких ставок преподавателей, отчасти из-за снижения педагогических нагрузок. Но почему это произошло? Задайте этот вопрос знакомому профессору, и, скорее всего, он стане рассказывать вам о том, как много лет требуется для получения ученой степени и что невозможно заниматься исследовательской работой, когда преподаешь по двенадцать часов в день. Каждый добропорядочный член профессорской гильдии согласится со справедливостью этих доводов. Но ни для одного добропорядочного профессора экономики они не выглядят убедительным объяснением того, что произошло в 60-х годах: почему профессора стали больше получать и меньше преподавать?

Объяснение же заключается в быстром росте спроса на профессоров. Законодательные органы штатов выделили много денег на строительство новых колледжей и расширение старых; опасаясь советского превосходства в научной сфере, федеральное правительство ассигновало огромные суммы на высшее образование и на научные исследования, открыв новые возможности для преподавателей; послевоенный бум рождаемости к 60-м годам превратился в бум студентов; и среди населения распространилось убеждение в том, что диплом выпускника колледжа необходим для преуспевания в жизни. Тем временем повышался спрос на хорошо обученных работников со стороны государственных и частных предприятий, что расширяло возможности людей с высоким уровнем образования. Все это, в конечном счете, и привело к сильному увеличению спроса на профессорские услуги. Профессора колледжей -- это ведь тоже редкий ресурс со своей альтернативной стоимостью. Чтобы заполучить больше профессоров, приходилось отвлекать их от альтернативных мест работы высокими окладами и сокращением педагогической нагрузки. (Любой профессор колледжа прекрасно знает, что добиться повышения дохода легче, подыскав новое хорошее место работы, чем рассказывая декану о собственных достоинствах. Деканы внимательнее слушают тех профессоров, которые располагают альтернативными возможностями.)

Если вы поняли ход этих рассуждений, то легко сможете предсказать уменьшение заработков профессоров колледжей в 80-е годы. Инфляция может скрыть это уменьшение, но, с учетом изменившейся покупательной способности доллара, мы почти наверняка увидим, что те же самые факторы, которые тянули вверх зарплату преподавателей в 60-е годы, будут тянуть ее вниз в 80-е.

Почему во время экономического спада уменьшается процент людей, решивших прекратить учебу (dropout rate) в университете или колледже? Альтернативная стоимость продолжения учебы меняется вместе с конъюнктурой на рынке труда для подростков. Сокращение возможностей найти работу уменьшает стоимость альтернативы остаться в университете для некоторых молодых людей, поэтому меньшее их число бросает учебу.

Почему бедные люди чаще путешествуют на автобусе, а богатые -- на самолете? Простой ответ состоял бы в том, что автобус дешевле. Но он не дешевле. Это очень дорогое транспортное средство для тех, у кого высока альтернативная стоимость времени; обычно же альтернативная стоимость времени намного ниже у бедных людей, чем у тех, кто много зарабатывает.

Поняли вы главную идею? Тогда попробуйте сами представить себе затраты, связанные с обучением в колледже. Если вы включите в свои расчеты ценность того, чем бы вы занимались, если бы не пошли в колледж, то вы усвоили принцип альтернативной стоимости.

Заключительный пример. Предположим, что женщина самостоятельно управляется в маленькой овощной лавке. Она говорит, что ее дела идут хорошо, т. к. у нее нет затрат на рабочую силу. Права ли она? Затраты ее собственного труда не связаны с денежными расходами, но они безусловно являются затратами. И величину этих затрат можно измерить ценностью тех альтернативных возможностей, от которых она отказывается, работая на себя.

Затраты и действия

Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей. Это противоречит здравому смыслу, который подсказывает нам, что вещи все же обладают "реальной" стоимостью, которая определяется скорее законами физики, чем причудами человеческой психики. Трудно спорить со здравым смыслом, но придется попробовать.

Для того, чтобы здравый смысл быстрее признал свое поражение, мы сразу обратим внимание на то, что "вещи" вообще лишены какой-либо стоимости. Конечно, мы говорим о стоимости затрат, связанных с предложением, -- т. е. о тех затратах, которые влияют на решения людей обеспечить поставку благ. В этом смысле "вещи" не могут быть связаны с затратами. С затратами могут быть связаны только действия. Если вы считаете, что вещи на самом деле непосредственно связаны с затратами и готовы подтвердить это примером, то почти наверняка подключаете сюда какое-то действие, требующее этих затрат.

Например, сколько стоит бейсбольный мяч? Вы отвечаете: четыре доллара. Но имеете в виду, что четыре доллара составляют затраты на покупку мяча в близлежащем спортивном магазине. Так как покупка является действием, она может подразумевать отказ от альтернативных возможностей, и тем самым обуславливать затраты. Но обратите внимание на действие, которое вы протащите тайком. Если изменить действие, то затраты, связанные с мячом, тоже изменятся. Издержки производства бейсбольного мяча совсем другие. Так же другими будут и затраты на его продажу. А как насчет затрат, связанных с тем, чтобы поймать бейсбольный мяч: когда вы голой рукой ловите летящий на трибуну мяч (line-drive foul), рискуя, быть может, иметь до конца жизни сломанный нос?

Давайте вернемся к нашему примеру .с образованием в колледже. Сколько оно стоит? Правильный ответ заключается в том, что "оно" не может иметь стоимости. Как минимум, мы должны различать здесь затраты на получение образования в колледже и затраты на его предоставление. Как только это различие зафиксировано, необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство, которое постоянно подразумевалось, когда шла речь о стоимостях в этой и предыдущей главах, -- а именно, что затраты всегда являются таковыми для кого-то. Под затратами на получение образования обычно имеются в виду затраты для студента. Но могут также иметься в виду затраты его родителей, а это не одно и то же. Или, если зачисление одного студента предполагает отказ в зачислении кому-нибудь другому, то это могли бы быть затраты для Джона (который не был зачислен), вызванные зачислением Марши на первый курс. Все они будут разными.

Множество бесплодных споров об "истинной стоимости" вещей возникает из-за неспособности понять, что только действиям присущи затраты и что одни и те же действия нередко означают различные затраты для разных людей. Прекрасным примером может служить продолжающаяся дискуссия о восстановлении воинского призыва. Уделим ей немного внимания.

Затраты на наемную армию

Выборочный воинский призыв (selective service), если воспользоваться эвфемизмом, обсуждается давно. Едва ли не все считают, что сам по себе он нежелателен, но многие американцы все еще видят в нем единственный способ обеспечить достаточную численность военнослужащих при допустимых затратах.

Быть может, и существуют веские аргументы в пользу воинского призыва, но к их числу нельзя отнести часто встречающееся рассуждение, будто наемная армия стоила бы слишком дорого. Министерство обороны и все те, кто беспокоится об относительных затратах на воинский призыв и на наемную армию, обходят стороной вопрос: затраты для кого? Для налогоплательщиков, для военнослужащих, для Конгресса или для Пентагона? Все это очень разные затраты.

Что стоит молодому человеку стать солдатом? Лучший способ найти ответ -- предложить ему денежную компенсацию, повышая ее до тех пор, пока он не согласится. Если Маршалл пойдет служить за 5000 долл. в год, Кэрол -- за 8000 долл., а Филипп -- не меньше, чем за 60.000 долл., то эти суммы отражают альтернативные стоимости Маршалла, Кэрола и Филиппа. Затраты на призыв всех троих для них самих составляют 73.000 долл., хотя государство может скрыть этот факт, обязав их нести воинскую службу за гораздо более низкое жалованье.

Альтернативная стоимость зависит от нереализованных альтернативных возможностей устроиться на работу и от большого числа ценностных ориентиров (values): предпочтений в выборе образа жизни, отношения к войне, человеческой трусости или смелости и так далее. Когда государство предлагает военнослужащим денежную компенсацию, повышая ставку до тех пор, пока ему не удастся привлечь необходимое число добровольцев, то в некотором весьма важном отношении оно действительно минимизирует издержки своей программы, ибо вербует тех, у кого самая низкая альтернативная стоимость воинской службы, -- т. е. всех тех, кто похож на Маршалла, но не на Филиппа. В условиях призыва это могло бы произойти только при самом невероятном стечении обстоятельств. Суть наших рассуждений легко понять с помощью рис. ЗА.


Рисунок 3A. Кривая предложения военнослужащих-добровольцев

Здесь изображена кривая предложения военнослужащих-добровольцев (military volunteers). Довод, что люди не станут добровольно рисковать своей жизнью, опровергается тем фактом, что они делают это, причем не только военнослужащие-добровольцы, но и полицейские, монтажники-высотники (steeplejacks) и даже горнолыжники. Каковы бы ни были точное положение и наклон кривой, она будет обязательно подниматься вправо вверх. Некоторые люди (те, кто низко оценивает имеющиеся у них альтернативы) пойдут служить за очень низкое жалованье. Но при принятых здесь предпосылках три миллиона добровольцев можно найти не менее чем за 8000 долл. жалованья в год. Это означало бы ежегодную выплату в сумме 24 млрд. долл. Т. к. налогоплательщики не любят, когда повышаются их налоги, Конгресс не захочет санкционировать выделение таких громадных ассигнований. А представители министерства обороны очень чутко улавливают все, что нравится или не нравится Конгрессу. Они могут сократить эти удручающие расходы вдвое, предложив всего 4000 долл. и сделав воинскую службу обязательной. Публикуемые затраты составят теперь только 12 млрд. долл. И да здравствует экономия!

А как быть с издержками тех, кто служит в вооруженных силах? При наших предположениях издержки добровольной армии (для добровольцев) составят 15 млрд. долл. Они равны площади под отрезком кривой предложения от нуля до трех миллионов человек, или суммарной ценности нереализованных альтернативных возможностей тех, кто пошел служить. Остальные 9 млрд., уплачиваемые государством, представляют собой перераспределение богатства от налогоплательщиков к военнослужащим, которые пошли бы служить и при более низком жалованье, но которые, тем не менее, получают более высокое жалованье, необходимое для того, чтобы привлечь трехмиллионного добровольца.

А каковы будут издержки военнослужащих при обязательном прохождении службы? О них ничего не известно, за исключением того, что они наверняка окажутся больше. Только если по чистой случайности в призыв попадут те, и только те, кто пошел бы служить добровольно, издержки составят всего 15 млрд. долл. Но это крайне маловероятно. Чем большее число призывников будет выхвачено из верхней, а не нижней части кривой предложения, тем выше издержки военнослужащих. Например, человеку, который пошел бы служить добровольно за 4500 долл., предлагают 4000 долл. Он отказывается, и его не призывают. Вместо него призывают человека, который пошел бы служить только за 12.000 тыс. долл. Налогоплательщики сэкономили 500 долл., а призывник потерял 8000 долл.

Воинский призыв не сокращает затраты на содержание вооруженных сил (military establishment). Скорее, он перекладывает эти затраты с налогоплательщиков на плечи призывников. Вы можете сказать, что это самый маленький недостаток призыва, или предложить перевешивающие этот недостаток достоинства. Но, во всяком случае, именно на такое последствие призыва могут указать экономисты.

Затраты и собственность

Каждый, кто проходил службу в армии, может рассказать немало ужасающих историй о том, насколько неэффективно используют там личный состав. Высококвалифицированному бухгалтеру приходится красить казармы, а интендантские счета поручают вести человеку, едва считающему на пальцах. Может быть, эти рассказы преувеличены. Тем не менее, есть основания полагать, что, как правило, на военной службе обращение с личным составом будет более расточительным, чем на гражданке.

Почему? Потому что в гражданской жизни те же работодатели обычно вынуждены оплачивать альтернативную стоимость своих служащих. Если вы должны выплачивать бухгалтерам заработную плату бухгалтеров <в развитых странах, в том числе в США, бухгалтеры принадлежат к числу наиболее высокооплачиваемых специалистов. -- Прим. перев.>, то они не будут красить казармы -- во всяком случае, если вы заинтересованы в прибыльности вашего предприятия. С другой стороны, в чем состоят затраты для сержанта, когда он заставляет высококвалифицированного солдата выполнять работу, не требующую вообще никакой квалификации? Если сержант невзлюбил парня за чувство превосходства -- реального, мнимого -- то перемещение солдата на работу, лучше соответствующую его способностям, могло бы на самом деле означать утрату ценной альтернативной возможности для сержанта -- возможности унизить того, кто ему не нравится.

Из предшествующего анализа следуют два вывода. Во-первых, ресурсы обычно используются бездумно и небрежно, когда пользователям не приходится оплачивать их альтернативную стоимость или стоимость этих ресурсов при их наилучшем альтернативном использовании. Во-вторых, чаще всего пользователям приходится оплачивать альтернативную стоимость ресурсов, когда эти ресурсы ясно и определенно принадлежат кому-нибудь. Призываемый в армию человек не является "хозяином своего труда", т. к. закон лишил его права решать, где, на кого и на каких условиях он будет работать. Поэтому, когда его зовет дядя Сэм, он не может настаивать на оплате своей альтернативной стоимости, как сделает в том случае, когда его услуги потребуются компании "Юнайтед Соупчинс".

Конечно, то же самое относится и к другим ресурсам, помимо людских. Если ресурс никому не принадлежит, то некому и настаивать на том, чтобы его потенциальные пользователи оплатили ценность тех альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Следовательно, ресурсы будут часто недооцениваться. И нам еще не раз предстоит убедиться в самых разнообразных ситуациях, что, когда ресурсы недооценены, они редко используются бережно и обдуманно. При низких затратах стимулы к экономии ресурсов действуют слабо.

Замечание о различных общественных системах

Обязательно обратите внимание на то, что понятие альтернативной стоимости полностью применимо к социалистическому обществу, в котором ресурсы размещают государственные плановые органы. Для экономических плановых органов в Советском Союзе затраты на строительство железной дороги из Любни (Lubny) в Миргород -- это ценность того, что еще могло бы быть сделано при ином использовании этих ресурсов, Но если наделенные властью государственные чиновники могут получать ценные ресурсы, не торгуясь (bid for), каким образом узнают они ценность этих ресурсов при альтернативном применении? Вспомните замечательных рабочих, которые могли устанавливать спицы в велосипедных колесах, стоя на голове и насвистывая "Дикси". Не будь владельцев цирка, готовых купить их услуги, как бы центральные плановые органы могли узнать, что ценность таких рабочих слишком высока, чтобы использовать их на сборке велосипедов?

Отличительной чертой различных экономических систем является тот способ, посредством которого оцениваются (assign) затраты на альтернативные действия. Когда ресурсы находятся в частном владении, торг покупателей и продавцов (competing bids and offers) формируют цены, близкие к альтернативной стоимости для владельцев ресурсов. Когда у ресурсов нет определенного владельца, этот механизм не может функционировать. Что же его заменяет? Кто определяет относительную ценность этой железнодорожной линии по сравнению с той? Кто решает: направить ли сталь на изготовление железнодорожных рельсов или на производство грузовиков? Кто решает, что выгоднее: совершенствовать или повышать качество транспортируемых грузов? Кто делает выбор между дополнительным производством потребительских товаров и повышением их качества и дополнительным досугом? Когда отсутствует информация, создаваемая конкуренцией покупателей и продавцов в процессе торга, экономическим плановым органам легко навязать свои собственные частные оценки (evaluations) альтернатив, которыми они располагают. Не забывайте, что разумный выбор предполагает хорошую информацию. Эффективной будет та экономическая система, которая передает надежную информацию лицам, принимающим решения, и порождает в них сильную заинтересованность в использовании полученной информации.

Определяются ли цены издержками?

Когда продавцы оповещают общественность о повышении цен, они любят ссылаться на то, что это делается вынужденно, из-за роста издержек. В деловой прессе часто публикуются сообщения такого рода, причем редко когда обходится без одновременных сожалений по поводу растущих издержек, вынудивших пойти на эту нежелательную меру. В гл. 9 будут подробнее исследованы те принципы, которыми руководствуются продавцы при установлении цен. Сейчас же при помощи концепции альтернативной стоимости мы хотим критически проанализировать только исходное представление, согласно которому цены определяются издержками. Мы хотим показать, что с не меньшим основанием можно утверждать обратное -- издержки определяются ценами. Говоря точнее, мы докажем здесь, что издержки всегда зависят от спроса.

Спрос и издержки

Начнем с примера, уже обсуждавшегося в этой главе. Можно ли утверждать, что цены на прически выросли потому, что повысилась заработная плата парикмахеров? Если бы люди не были готовы платить более высокие цены за прически, каким образом могла бы повыситься заработная плата парикмахеров? Издержки -- т. е. заработная плата -- стали такими, какие они есть, в значительной мере из-за высокой цены, которую люди готовы платить за то, чтобы стричься у профессионалов.

Хирурги, делающие пластические операции, получают высокую заработную плату за свою работу. Но в этом ли причина того, что подтянуть кожу на лице стоит так дорого? Не совсем. Причинно-следственная связь и здесь направлена в противоположную сторону. Услуги хирурга стоят так дорого именно потому, что люди готовы платить высокую цену за пластическую хирургию. Конечно, только небольшое число людей имеет необходимую для этого квалификацию, а приобретать ее трудно и долго. Поэтому спрос на пластическую хирургию не просто увеличивает число людей, желающих и способных ими стать, но и повышает доходы хирургов. Для отдельного человека затраты на услуги специалиста по пластическим операциям, очевидно, не могут не зависеть от спроса остальных людей на пластическую хирургию.

Когда владельцы профессиональных футбольных команд (речь идет об американском футболе. -- Прим. перев.) объявляют летом о повышении цен на билеты, то любят оправдывать это повышение растущими издержками, в особенности высокой заработной платой игроков. Но почему игроки получают такую высокую заработную плату? Причина не может заключаться в том, что у них очень опасная и тяжелая работа, т. к. столь же опасной и тяжелой она была в те далекие дни, когда футболисты получали всего несколько сотен долларов за сезон. Спрос, готовность многих людей платить высокие цены за зрелище превратили футбольных игроков в такой ценный ресурс. Игроки в европейский футбол (soccer) получают в Соединенных Штатах намного меньше не потому, что они меньше работают, а потому, что европейский футбол не так популярен в этой стране.

Один из самых любопытных примеров рассматриваемой здесь взаимосвязи можно найти в сельском хозяйстве. За период с 1971 по 1981 г. средняя цена одного акра фермерской земли в США выросла на 267%, более чем в два раза обогнав повышение общего уровня цен за этот же период. Соответственно всякий, пожелавший стать фермером в 1981 г., обнаружил бы, что ему придется платить высокую цену за приобретение плодородной земли. Было бы явным заблуждением утверждать, будто высокая стоимость земли является причиной высоких цен на продукты питания. Наоборот, именно спрос на землю, в немалой степени определяемый спросом на сельскохозяйственную продукцию, повысил стоимость фермерской земли. Фермеры часто ссылаются на высокую стоимость земли, доказывая необходимость повышения гарантированных государством цен на их урожаи. Но они не учитывают, что более высокие гарантированные цены скорее всего поднимут цены и на землю, на которой выращиваются эти урожаи. Это произойдет из-за увеличения ценности альтернативных возможностей, которыми располагают владельцы земли.

Точно так же резкое снижение цен на сельскохозяйственные угодья в 80-е годы явилось результатом, а не причиной более низких цен на фермерскую продукцию.

Рассмотрим в качестве примера фермера, участок земли которого расположен недалеко от большого города. С расширением пригородов строительные фирмы предлагают ему продать свой участок по цене, в три или четыре раза превышающей цену его земли как сельскохозяйственного угодья. Если фермер хочет продолжать заниматься фермерством и откажется продать, то очень маловероятно, что он станет жаловаться на растущую стоимость земли. Но именно такие жалобы слышны от фермеров, которые арендуют землю вблизи больших городов. По понятным причинам землевладелец захочет продать землю строительным фирмам, если только арендующий его участок фермер не согласится платить в три или четыре раза большую арендную плату. Конечно, мы можем симпатизировать фермеру, лишившемуся возможности обрабатывать землю из-за наступления пригородов. Но важно понимать, почему теперь с него требуют гораздо более высокую арендную плату: именно спрос на землю повышает его издержки.

Как спрос влияет на стоимость (цену) земли.

Обратите внимание, что если оценка стоимости земли для определения налога (tax assessment) основывается на "самом хорошем и прибыльном ее использовании", то владелец участка, который хочет остаться фермером, может с полным основанием жаловаться, что он не в состоянии позволить себе такой роскоши, как не продавать. В данной ситуации он обязан платить налоги, которые основаны не на том, как он сам использует землю, а на том, как ее стал бы использовать покупатель, предлагающий за нее самую высокую цену.

Но давайте сделаем еще один шаг в наших рассуждениях. Предположим, что фермер сам владеет землей, которую он обрабатывает, и что местные власти не повышают оценочную стоимость земли, т. к. они хотят сохранить землю в сельском хозяйстве, хотя строители предлагают оценить землю намного дороже. Будет ли успешной эта политика?

Когда фермер продолжает использовать землю в сельском хозяйстве, его издержки определяются ценностью альтернативных возможностей, от которых он отказывается. Отказываясь от возможности продать, он лишается дохода, который мог бы получать, если бы инвестировал вырученные от продажи деньги. Если фермерство приносит ему 5000 долл. в год чистой прибыли, то он будет ежегодно терять большую сумму денег, отказавшись продать земельный участок за 300.000 долл., т. к. 300.000 долл. могут принести гораздо больше 5000 долл. в год, если, почти ничем не рискуя, вложить их в государственные облигации.

А что можно сказать о ценности для фермера того варианта, чтобы остаться фермером? Не окажется ли, что, продав свою землю, он лишится возможности вести хорошую, простую, честную и приносящую удовлетворение жизнь? Наверное, нет. Если для него на самом деле так много значит фермерский образ жизни, то он может купить взамен другую ферму, расположенную там, где нет конкуренции со стороны пригородов. Если он предпочитает этого не делать, то тем самым доказывает, что вовсе не ценит сельскую жизнь столь высоко. В любом случае, как только строительные фирмы взвинчивают цены на земельные участки, у него сразу же возрастают затраты, связанные с фермерством. Значит он, скорее всего, перестанет работать на этой земле и таким образом будет способствовать росту предложения земли для расширения пригородов.

Потребительская цена как стоимость альтернативы

Во всех этих примерах мы пытались показать, что цены производительных ресурсов, таких как труд или земля, определяются спросом. Собственно говоря, именно это имеется в виду, когда их называют альтернативными стоимостями. Точно так же мы можем утверждать, что и цены потребительских благ в действительности представляют собой альтернативные стоимости, которые измеряют ценность благ при их альтернативном использовании.

Рассмотрим, к примеру, рынок омаров. Как это ни печально, но на рынок попадает так мало омаров, что их не хватает для нашего полного наслаждения. Более высокие цены сильнее стимулируют ловцов омаров, и поставки на рынок будут больше; но в последние годы спрос увеличивался заметно быстрее, чем предложение, и, соответственно, резко выросли цены.

Более высокую цену можно рассматривать как альтернативную стоимость ресурсов, которые задействованы для обеспечения рынка омарами. Но когда в данный конкретный день все омары уже поступили на рынок, так что, по крайней мере, в течение этого дня предложение абсолютно фиксировано, то цену следует рассматривать как альтернативную стоимость для последнего потенциального покупателя, который из-за высокой цены решил вообще обойтись без омаров. Думайте об этом следующим образом: существует много альтернативных способов использования омаров, по крайней мере, не меньше, чем их потенциальных поедателей. Конечно, с некоей точки зрения омары используются всегда одинаково. (К сожалению, мы вынуждены игнорировать ценностные ориентиры и предпочтения самих омаров.) Но когда омара потребляет один гурман, другому он уже не достанется. По сути дела, любители омаров конкурируют друг с другом за ограниченное предложение. Цена, уравновешивающая (clears) рынок, т. е. обеспечивающая равенство между величинами спроса и предложения, -- это такая цена, которая только-только убеждает самого несговорчивого из разочарованных любителей омаров отправиться домой с рынка, где торгуют дарами моря, удовлетворившись окунем или филе камбалы. Так вот, цена, уравновешивающая рынок, выражает альтернативную стоимость именно для данного человека.

Спрос на омаров определяет стоимость (цену) того омара, которого вы приносите домой.

Смысл всего этого состоит в том, что люди платят за омара не то, во что они его оценивают сами, а то, во что он оценивается при самом ценном альтернативном использовании: в качестве пищи для потребителя, которого цена едва удержала от покупки. Цена отражает альтернативную стоимость для этого разочарованного любителя омаров, равно как и альтернативную стоимость ресурсов, которые могли бы быть применены для поставки дополнительных омаров на рынок.

Интересно, сколь многие любители кофе осознают, что когда цена на него из-за заморозков в Бразилии устремляется вверх, она по-прежнему основывается на издержках? Но не издержки выращивания кофе определяют эту новую, сильно возросшую цену, а альтернативная стоимость для тех любителей кофе, которых необходимо убедить (путем повышения цены) отдать желанный кофеин тем, кто еще менее готов от него отказаться, и потому готов платить больше.

Впрочем, мы уже подошли к вопросу о редкости и о том, как с нею управляется общество. А это тема четвертой главы.

Повторим вкратце

Кривые предложения, равно как и кривые спроса, отражают то, как люди оценивают ценность альтернативных возможностей. И количество блага, которое предлагается на продажу, и количество, на которое предъявляется спрос, зависят от выбора, который делают люди после того, как они соотнесут доступные им возможности.

Предложение зависит от затрат. Но издержки поставщика -- это ценность альтернативных возможностей, которые не реализуются из-за самой поставки. В экономической теории эта концепция издержек формулируется таким образом, что все издержки, связанные с решениями, являются альтернативными стоимостями -- т. е. ценностью тех альтернативных возможностей, от которых пришлось отказаться, выбирая тот, а не иной образ действий.

Пока ресурсы, используемые для производства благ, можно приобрести только через конкуренцию, предлагая за них более высокую цену (competitive bidding), производственные издержки будут отражать ценность альтернативного использования ресурсов для владельцев этих ресурсов. Отсюда следует, что производители будут стремиться избавиться от конкуренции друг с другом за используемые ими ресурсы, если только найдуг для этого эффективный способ.

Наверное, ценность человеческого существа бесконечна; но заработная плата любого работника гораздо ближе к ценности его услуг при альтернативном использовании, чем к бесконечности.

Множество споров о том, сколько "на самом деле стоит" та или иная вещь, можно разрешить, если признать, что сами "вещи" не могут иметь стоимости. Только действия связаны с отказом от возможностей, и поэтому только действиям свойственны издержки.

Затраты -- это всегда ценность тех возможностей, которыми жертвуют конкретные люди. Для того, чтобы преодолеть разногласия в представлениях о затратах, связанных с альтернативными решениями, часто бывает достаточно договориться, о чьих именно затратах идет речь.

Цены повышаются до уровня стоимости альтернативы, только если владельцы ресурсов настаивают на их оплате по цене наилучшего альтернативного использования. Тем самым предотвращается небрежное использование ресурсов, и они направляются на те цели, которым люди дают наивысшую денежную оценку.

Кривые предложения наклонены вправо вверх, т. к. владельцам ресурсов необходимо предложить более высокие цены, чтобы убедить их в возможности пожертвовать своей предыдущей деятельностью.

Кривые спроса наклонены влево вверх, т. к. более высокие цены побуждают потребителей ресурсов отказаться от своей текущей деятельности из-за наличия лучшей альтернативы.

Спрос участвует в установлении издержек. Издержки вносят свой вклад в уровень цен. Цены одних благ затрагивают спрос на другие блага, потребление которых они дополняют или могут заменить. В рамках концепции альтернативной стоимости все зависит от всего.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В 1980 г. одна из наиболее известных больниц в Новой Англии отвергла предложение производить операции по пересадке сердца, с которым выступили хирурги этой больницы. Ее директор отказывался признать, что данное решение "в значительной степени основано на анализе затрат". Он настаивал, что, наоборот, "такое решение в значительной степени было связано с ограниченными физическими ресурсами и ограниченным количеством высококвалифицированного персонала госпиталя. Для проведения каждой операции по пересадке сердца, -- указывал он, -- мы были бы вынуждены отказывать нескольким другим пациентам, которым нужна менее ресурсоемкая (resource-draining) обычная операция на сердце, дающая в настоящее время более предсказуемый положительный эффект, чем операции по пересадке сердца".

Согласитесь ли вы с тем, что это решение не было основано на рассмотрении затрат?

2. Ниже приводится выдержка из учебника по экономике, который широко использовался в американских колледжах до 1860 г.: "Свойства и действия сил природы являются дарами Господа, и, будучи Его дарами, они нам ничего не стоят. Так, если мы хотим воспользоваться движением падающей воды, мы должны лишь соорудить водное колесо и необходимые приспособления к нему и установить их надлежащим образом. Затем мы сможем пользоваться падающей водой, не неся дополнительных расходов. Так как наши расходы связаны только с затратами на оборудование, позволяющее нам использовать силу природы, то одни лишь эти расходы и требуют внимания политического эконома". Почему современные "политические экономы" не соглашаются с Френсисом Уэйландом и обращают внимание на то, что использование "сил природы" связано с затратами?

3. Траву на газонах, окружающих мавзолей Тадж-Махал в Индии, часто вручную подстригают молодые женщины с помощью коротких кухонных ножей. Дорогим или дешевым является такой способ ухода за газоном?

4. Самолетом из пункта А в пункт Б можно добраться за один час. Поездка в автобусе по тому же маршруту занимает пять часов. Если авиабилет стоит 30 долл., а автобусный билет -- 10 долл., то какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать 2 долл. в час? А для способного заработать 10 долл. в час? Пять долларов в час?

5. При достаточно высокой цене на бензин практически все предпочтут оставить автомобиль дома и добираться на работу и с работы на общественном транспорте. Но эта цена будет сильно не одинаковой для различных людей. Почему, скажем, для тех, кто имеет собственное дело, она может оказаться выше, чем для работающих за заработную плату? А для больших начальников выше, чем для обычных служащих?

6. Если бы закон запрещал выдачу водительских прав лицам до 18 лет, то как бы это отразилось на издержках, связанных с завершением школьного образования подростков?

7. Почему во время второй мировой войны резко выросла стоимость домашней прислуги? Что бы вы ответили тем, кто говорил, что прислугу "просто невозможно найти"?

8. Объясните слова офицера по вербовке солдат: "Экономический спад -- лучший помощник в решении наших проблем".

9. Деревянные фламинго, изготовленные вручную, продаются за 150 долл. Являются ли они дорогими потому, что для их изготовления требуется много времени? Или, наоборот, люди тратят много времени на изготовление деревянных фламинго потому, что они являются такими ценными? Может ли ценность предмета зависеть от того, что люди знают, как он был изготовлен? Если бы думали, что данного фламинго сделал Папа Иоанн XXIII, стал бы он для людей более ценным, чем в том случае, если бы они думали, что его сделали вы?

10. Предположим, что Смит, Рикардо, Маркс и Кейнс могут преподавать вводный курс экономики. Каждый хочет работать по 8 часов в день там, где платят больше денег. С точки зрения студентов, их услуги являются абсолютно заменимыми: час преподавания каждого из четырех одинаково ценен для студентов.

Маркс готов преподавать 8 часов в день при ставке 4 долл. за час, т. к. для него лучшая из всех остальных возможностей -- подготовка революции -- в настоящее время приносит ему только 3,99 долл. в час. Рикардо может работать по 4 часа в день на фирме "Мэррилл Линч" за 13,99 долл. в час; помимо этого он довольствуется продажей обуви, что дает ему еще 4,99 долл. в час. Для Смита наилучший выбор -- преподавание нравственной философии в местном колледже за 7,99 долл. в час по 8 часов в день. Кейнс работает 8 часов в день за 11,99 долл. в час, собирая пожертвования в пользу местного симфонического оркестра.


Рисунок 3B. Предложение преподавательских услуг

а) Используя эти данные, постройте кривую предложения услуг преподавателей на графике.

б) Покажите, каким образом изменится кривая предложения, если "Мэррилл Линч" наймет Рикардо на полный рабочий день.

в) Покажите изменения кривой, если Марксу предложат работать репортером в газете за 9,99 долл. в час.

г) Как изменится кривая предложения, если общественность вдруг сильно заинтересуется моральной философией?

11. Изображенная на рис. 3С кривая предложения показывает ставки заработной платы, которую должны были бы платить фирмы для приобретения различного количества человеко-часов в день для заклеивания почтовых конвертов.


Рисунок 3C. Кривая предложения услуг по заклеиванию конвертов

а) Какую ставку заработной платы придется предложить фирмам, если они хотят нанять рабочих на 400 человеко-часов для заклеивания конвертов?

б) Каковы будут их совокупные расходы на зарплату заклейщиков конвертов?

в) Какова будет совокупная альтернативная стоимость для занимающихся заклеиванием конвертов? (Подсказка: каждая клеточка представляет собой 20 долл.: 20 часов, умноженных на 1 долл.).

12. а) Один из доводов, который приводился против наемной армии, состоял в том, что она будто бы ставит в худшее положение бедняков, т. к., располагая наименее ценными альтернативами воинской службе, они составят основную массу добровольцев. Согласны ли вы с таким доводом?

б) Некоторые критики утверждают, что если бы армия полагалась исключительно на добровольцев, то оказалась бы заполнена людьми настолько малоспособными и неквалифицированными, что они не смогли бы управлять сложным вооружением. Фирма Интернэшнл Бизнес Машин (ИБМ) полагается исключительно на "добровольцев", но ее сотрудники большей частью не являются малоспособными и неквалифицированными. В чем разница между армией и ИБМ? Как бы вы возразили этим критикам?

в) Еще один распространенный аргумент против добровольной армии состоит в том, что нам, дескать, не нужна "армия наемников". Какой уровень оплаты военнослужащих превращает их в наемников? Обязаны ли офицеры оставаться в армии? Почему они продолжают служить? Являются ли они наемниками? Является ли наемником ваш преподаватель? Ваш врач? Ваш министр?

13. В каком случае многонациональная корпорация, имеющая одинаковые заводы в различных странах, могла бы платить различную заработную плату рабочим в различных странах, даже если у них одинаковый уровень квалификации? Кажется ли вам это несправедливым? Почему могли бы протестовать рабочие, получающие больше?

14. Если вам дают билет на финальный матч, номинальная цена которого 10 долл., а цена на черном рынке 100 долл., то сколько стоит для вас сходить на эту игру? В каком случае вы скорее пойдете на этот матч: когда кто-то дал бы вам билет, или когда вы купили бы его сами за 100 долл.? Когда кто-то дал бы вам билет, или когда вам удалось бы купить его (по внутренним каналам) за 10 долл.?

15. В последние годы повышение арендной платы за здания коммерческого назначения в Сан-Франциско заставляет многие корпорации переносить свои офисы за пределы города. Если фирме принадлежит здание ее собственного офиса в Сан-Франциско, может ли она просто игнорировать повышение арендной платы?

16. Генриэтта Джордж 48 лет назад купила свой большой старый дом за 2000 долл. Если бы она решила продать его сегодня, то получила бы 200.000 долл. Как вы думаете, в какую примерно сумму обходится ей ежемесячно жизнь в большом старом доме?

17. Когда профессиональный бейсбольный клуб предлагает детскому дому 50 бесплатных билетов, во что обходится клубу один билет? Имеет ли значение, на какую именно игру предлагаются билеты? Почему клубу, вероятно, стоило бы дороже отдать эти билеты студентам колледжей, чем бедным сиротам?

18. Давайте поразмышляем о затратах на телерекламу, Что входит в затраты на 30-секундный ролик, рекламирующий фирму "Дружелюбный Фред", которая продает автомобили марки "Форд"? Как вы объясните, что один и тот же ролик будет стоить 90 долл. в среду утром, но 1600 долл. -- перед началом важного (big) футбольного матча? К местным телевизионным станциям часто обращаются общественные учреждения с просьбой выделить им время для объявлений. Стоит ли это что-нибудь для станции? Как вы думаете, можно ли объяснить религиозностью владельцев станций то, что они предоставляют бесплатно утреннее время по воскресеньям с большей охотой, чем в рабочие дни?

19. За демонстрацию 30-секундного клипа во время XVIII суперкубка телевидение взимало 484.000 долл. Отражала ли эта цена его оценку затрат на демонстрацию 30-секундного клипа? Почему цена была такой высокой?

20. Почему в различных городах США так сильно отличается плата за стоянку машин? К примеру, на Манхэттене круглосуточная стоянка часто стоит 20 долл. В Атланте она, скорее всего, будет менее 5 долл. Связана ли эта разница с большей жадностью владельцев автостоянок в Нью-Йорке?

21. В 1977 г. община Адвентистов седьмого дня в Манхэттене купила здание бывшей синагоги за 400.000 долл. Через несколько лет община решила его продать, т. к. затраты на содержание составляли 100.000 долл. в год -- слишком много для общины из 80 семей. В 1982 г. торговец недвижимостью (developer) заплатил общине 2,4 млн. долл. наличными за ее собственность (информация взята из статьи в "Уолл-стрит джорнэл" за 27 сентября 1982 г.).

а) Во что обошлось бы общине дальнейшее пользование зданием?

б) Считаете ли вы, что именно жадность побуждает общины продавать торговцам недвижимостью старые большие церкви в центре городов?

22. Большинство владельцев мобильных домов владеют своими домами, но арендуют землю, на которой те расположены. В последнее время некоторые муниципалитеты стали устанавливать пределы на рост арендной платы, которую владельцы парков мобильных домов взимают за свои участки. Один из доводов, приводившихся в защиту такого контроля за арендной платой, состоял в том, что зональное регулирование (zoning regulations), враждебное паркам мобильных домов, затрудняет для владельцев мобильных домов перемещение на новый участок, когда арендная плата за старый резко повышается.

а) Чем определяется арендная плата, которую может взимать владелец парка мобильных домов?

б) С какими затратами связана эта плата, и связана ли она вообще с затратами?

в) Каким образом зональное регулирование, враждебное паркам мобильных домов, влияет на арендную плату, которую могут взимать владельцы парков?

г) Согласитесь ли вы с владельцем мобильного дома, который при значительном повышении арендной платы с возмущением говорит: "Мой дом придает ценность этой грязной площадке"?

23. В последние годы в нескольких американских городах были приняты постановления о контроле за арендной платой. Часто эти постановления пытаются ограничить повышение арендной платы размерами роста издержек домовладельцев. Попробуйте использовать методы этой главы при решении следующих вопросов.

а) Каковы издержки домовладельца, сдавшего вам квартиру за 150 долл., в то время как есть люди, готовые платить за нее 250 долл.?

б) Чем определяются затраты на покупку жилого дома для потенциального домовладельца?

в) Как повлияет на стоимость жилого дома постановление о контроле за арендной платой?

г) Как повлияет постановление о контроле за арендной платой на издержки домовладельца в том случае, если он оставит какую-нибудь квартиру пустовать или использует ее сам, или позволит в ней бесплатно жить родственникам?

д) Как вы думаете, на какую концепцию издержек неявно опираются сторонники контроля за арендной платой, когда говорят об увязывании максимальной арендной платы с издержками домовладельца?

24. "В средние века люди верили в справедливую цену товаров, определяемую не спросом и предложением, но затратами сырья и труда". Допуская, что автор правильно передает исторические факты, внесите коррективы в экономический анализ, содержащийся в этом утверждении.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020