|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ Кровью, необходимой для успешной деятельности капиталистического предприятия, являются инвестиции. Для того чтобы разработать новый продукт, модернизировать оборудование, произвести и продать изделие, необходимы деньги. Но государство стремится отнять у предприятия последнюю копейку, и вскоре директор понимает, что и ему тоже остается только перевести деньги предприятия на свой собственный счет, пока до них не добралось государство. Сегодня в России существуют крупнейшие предприятия, которые не вкладывают ни единой копейки в развитие производства. Каждый "Мерседес", который мы видим на улицах наших городов, это потенциальный станок, а каждый станок - потенциальное рабочее место кормильца семьи на долгие годы. Каждый кормилец - это покупатель товаров, производимых другими людьми: хлеба, одежды, других товаров и услуг, то есть причина для создания других рабочих мест. Таким образом, пятидесятитысячный "Мерседес", который мы видим на улицах, это полмиллиона долларов, безвозвратно потерянных для экономики, это утраченная возможность достойно жить для десяти-двадцати семей. А ведь до кризиса Россия являлась первой в мире покупательницей "Мерседесов"! Вот вам и ответ на вопрос, откуда в стране такая безработица. Но все же почему на наших улицах так много "Мерседесов"? Почему владелец компании не хочет инвестировать эти деньги, чтобы иметь возможность получить со своей компании еще большую прибыль? Почему, образно говоря, российский бизнесмен не хочет менять один "Мерседес" сегодня на три "Мерседеса", но через год? Ответ прост. На самом деле, в России нет частной собственности. Государство поставило частного предпринимателя в такие условия, надело на него такое налоговое ярмо, что только кажется, будто у этого предприятия есть частный владелец. В действительности, через налоговую систему государство объявило себя владельцем львиной доли чистой прибыли и поэтому продолжает оставаться владельцем всего, сведя этим на нет всю программу приватизации. В капиталистических странах суммы, затрачиваемые на инвестиции, списываются с налога. Государство способствует тому, чтобы предпринимателю было выгодно вкладывать деньги в развитие производства: ведь налоговая система делает государство партнером предприятия, обреченным богатеть (или беднеть) вместе с ним. Но Российское государство предпочитает проедать семенной фонд, не думая об урожае следующего года, и угрожает предпринимателю, пытающемуся спасти хоть горсточку семян. При этом государство требует урожая! Обсуждая горизонтальный подход, мы говорили что горизонтальная ориентация разрушает производство, но при этом ждет мистического появления материальных благ - вот типичное поведение российского государства, которое думает, что предприниматель будет работать на государство, даже и не получая дохода, даже в убыток себе. Так что российский бизнесмен поступает очень мудро, когда он переводит все деньги за рубеж. Или же он истерически тратит деньги, так как они жгут ему карман. Хотя бы на "Мерседесе" поездить, пока не отняли все. Несмотря на то, что предприятия кажутся частными, государство установило механизм, пользуясь которым оно мгновенно может конфисковать все частные предприятия России. Достаточно ввести один дополнительный налог, и все владельцы предприятий будут счастливы отказаться от этих предприятий в пользу государства. В России, как ни в какой другой стране, максимальный размер налога должен быть ограничен Конституцией. Причем если максимальный размер налога на уровне 20 % от чистой прибыли, то такая статья заслуживает быть первой статьей Конституции: будет низкий налог, свободные люди обустроят свою жизнь. Будет и свобода слова, и территориальная целостность страны, и низкая преступность. И наоборот, если взимание высоких налогов продолжатся, все разговоры о будущем России теряют смысл. О КАКОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИДЕТ РЕЧЬ? Итак, в России частной собственностью не владеет никто. Однако предположим, что владелец есть. Что это за собственность? Допустим, частный собственник есть у Московского автозавода им. Ленинского комсомола, выпускающего автомобиль "Москвич". На этом заводе работают десятки тысяч человек. Сколько стоит такой завод по нормальным капиталистическим меркам? Да ничего он не стоит. При честном соревновании на автомобильном рынке его продукция неконкурентоспособна, а долги и обязательства перед рабочими и по бюджету громадны. Как у завода у него есть и громадный балласт: рабочая сила и управленческий персонал, привыкшие работать по-старому, дырки в заборе, детские сады и дома отдыха. Продать оборудование завода на металлолом нельзя, и получается что завод имеет (громадную) отрицательную стоимость. То же самое касается многих угольных шахт, где производство тонны угля обходится значительно дороже, чем продажная стоимость этого угля. Здесь тоже выгоднее платить рабочим за то, чтобы они не работали. Итак, российская экономика такова: из земли бьет фонтан нефти и газа, а в землю закачивается не меньший поток ресурсов, "созданный" неэффективными и нерыночными предприятиями, а также ценами, не окупающими затрат на производство. Предприниматель прикрывает ладошкой три зернышка семенного зерна, крича: "В следующем году сажать нечего будет!", а государство как коршун парит над головой и пытается их выклевать. Следующая проблема заключается в том, что наступил информационный век, с новыми индустриями, быстроменяющейся технологией, с иным подходом к рабочему месту и к процессу производства. Сегодня японская легковая машина внешне еще напоминает российскую, хотя с точки зрения качества никакого сравнения быть не может. Но через пять лет пропадет даже внешнее сходство. И тут уместно спросить государство: "Где телефонизация страны, где оптоволоконный кабель, где Интернет, где информатика и английский язык в школах?" А ведь именно в этом шанс России на спасение: уровень фундаментального и математического образования в стране достаточно высок, а главное, что завистнику, рэкетиру, вору труднее помешать программисту, чем владельцу ресторана, и компьютер, в отличие от ресторана или завода, доступен почти всем. Мы все читали объявления типа "Продается трехкомнатная квартира, 62 метра, с лоджией, постройки 75 года", и такие объявления интересны всем нам, потому что квартира - единственная собственность большинства семей. И сколько же такая квартира стоит, сколько стоит то, что удалось накопить большинству семей за два последних поколения? В Грозном - недорого. Недорого и в том городе, где нет работы, и в том районе, который душит преступность и наркомания. Недорого и в той стране, где нет справедливого закона, честного государства и светлого будущего. Так вот, государство грабит нас не только тогда, когда наши деньги сгорают в банках, а каждый день. Я привел пример с квартирой, чтобы хоть как-то объяснить, что каждое решение правительства, каждый новый закон имеют самое прямое отношение к благосостоянию каждой семьи. А если так, то государство надо контролировать и направлять каждодневно, чтобы оно выполняло свои обязанности хорошо и служило народу. В Америке и Европе так и поступают, и поэтому "трехкомнатная квартира, 62 метра, с лоджией, постройки 75 года" в центре Нью-Йорка или Лондона может стоить миллион долларов. Какая-нибудь рабочая семья тоже купила свою первую квартиру и выплачивала ее стоимость двадцать лет. Но зато теперь - это миллион долларов, а не квартира в зоне бедствия и недоедания. Государство каждый день принимает судьбоносные для народа решения, поэтому его нужно держать под контролем народа. КОНТРОЛЬ ИЛИ СОЗИДАНИЕ, ЗАРПЛАТА ИЛИ ДОЛЯ ПРИБЫЛИ При капиталистической экономике для человека лучше принимать участие в частно-экономической деятельности, а при коммунистической - не принимать. Точно так же при капиталистической экономике деньги выгодно держать в банке или инвестировать их самому, в то время как при коммунистической - хранить их в чулке. Отсюда следует, что сегодня экономика России капиталистической не является. Предприятие - это организация, созданная с целью извлечения прибыли посредством какой-либо производственной или сервисной деятельности. Работники предприятия получают зарплату или долю прибыли лишь в случае его прибыльности. В России же этого не происходит, прежде всего потому что предприятие не защищено от произвола государства и от непосильных налогов. Поэтому работники используют свое пребывание на предприятии для чего угодно, только не для получения справедливой доли заработанного: одни работают, да ничего не получают; другие не работают, да крадут; а третьи, мало получая, пьют на работе много чая. Рабочие требуют зарплаты, даже зная, что предприятие ничего не продало и не имеет денег; многие пытаются использовать предприятие для личного обогащения. Нерадивого рабочего нельзя уволить, а плохого директора нельзя проконтролировать. Многие используют свое "рабочее место" как ширму от реальной жизни: "я притворяюсь, что работаю, а они притворяются, что платят мне зарплату". Эти люди тщетно ждут возвращения брежневской эпохи. Даже директор получает большую часть дохода в результате использования своего положения, а не в результате получения доли от реальной прибыли предприятия. Естественно, что в такой ситуации главными будут не интересы предприятия, а интересы людей, паразитирующих на нем. Если западный менеджер думает о производстве, о внедрении новых технологий, российский - о своих отношениях с местной администрацией, с налоговой инспекцией и т.д. Но экономику движет все-таки внедрение новых технологий, а не рыбалка с начальником местной ментовки. Естественно, нужно иметь законы, четко определяющие права предприятий. Источником дохода в стране должно быть производство и предоставление услуг, а не паразитический контроль над созидательной деятельностью. В современной России 90 % всех доходов реально являются следствием контроля над какой-то деятельностью: гаишника, директора, налогового инспектора и т.д. Естественно, когда производственная деятельность находится под полным контролем паразитирующих на ней эксплуататоров, она имеет тенденцию к уменьшению или переходу на нелегальное положение. Нужно сделать так, чтобы предприятие работало и получало прибыль, а не просто существовало как источник доходов для тех, кто паразитирует на нем. Надо также дать всем юридическим и частным лицам права, защищающие их от паразитического контроля и установить доход работников предприятий в процентах от получаемой реальной прибыли. В некоторых секторах экономики России следует вообще уйти от концепции выплаты зарплаты, как суммы, которую постоянный работник получает независимо от ситуации на предприятии. Такую заранее оговоренную зарплату можно платить только сотруднику, нанятому по контракту, постоянный же работник должен получать зарплату, исчисленную в заранее оговоренном проценте от чистой прибыли и выплачиваемую только после того, как прибыль будет предприятием получена и все налоги и текущие долги с нее уплачены. Иными словами, работники должны перестать воспринимать предприятие как кормушку. Предприятие должно перестать быть местом, откуда ты уходишь с зарплатой и стать местом, куда ты приходишь, чтобы создавать прибыль, а уходишь со своей долей прибыли. В Америке все для предприятия делает директор, потом рабочие; государство не мешает и тоже пытается помогать. В России предприятие обдирает государство, потом крыша, потом директор, потом конкуренты используют нечестные методы, чтобы вытеснить предприятие с рынка, потом кто-то пытается убить директора, потом социалка, потом несуны, а в конце голодающие рабочие тоже требуют кусок хлеба чтобы мочь продолжать работу. В Америке, приходя на работу, рабочий с радостью видит новый, еще более совершенный, станок. В России, приходя на работу, рабочий тоже с радостью видит свой старенький станок: еще не украли, да и электроэнергия сегодня есть. Работники должны видеть свое предприятие так, как его видит рачительный директор. Директор может и должен объяснять работникам ситуацию на предприятии, а работники, сомневающиеся в эффективности и честности руководства, должны иметь возможность обратиться в государственный орган контроля. Это ни в коем случае не означает, что работники имеют право вмешиваться в дела администрации и подчинять ее себе. Наоборот, точно так же, как необходимо лишить государство прав вмешиваться в деятельность частного собственника (да и просто каждого гражданина и юридического лица), надо лишить работников возможности паразитировать на предприятии. Предприятие принадлежит его акционерам и только им. Прежде всего это означает, что правление компании вправе увольнять и набирать работников по своему усмотрению. Все законы, устанавливающие диктат работников, - о минимальной зарплате, максимальной продолжительности рабочего дня, кроме закона об охране труда и декретном отпуске, - должны быть отменены. Принципов здесь два: "Не нравятся условия - уходи" и "Работа не должна быть опасной для здоровья". Работники должны быть заинтересованы в получении предприятием чистой прибыли, остающейся у него после выплаты всех налогов, сборов, взяток, оплаты крыш, девочек и бань, потому что именно она определяет жизнеспособность предприятия. Надо сделать так, чтобы доход каждого работника напрямую зависел от производства и получаемой прибыли. Тогда все поймут, что производство должно быть качественным и эффективным. Размер зарплаты тоже будет контролироваться каждым работником, и директору придется отрабатывать свою высокую зарплату на виду у коллектива. Каждый работник будет знать, что неоправданное увеличение размера коллектива обязательно приведет к снижению его личной доли прибыли, и будет заинтересован в интенсификации и рационализации труда. Кроме того, рабочие смогут контролировать финансовые потоки предприятия и следить, чтобы прибыль не перетекала в карманы друзей и агентов директора, как сейчас: ведь если что российское государство и научило директора делать - это воровать у предприятия и уходить от налогов. Положительную роль сыграет и то, что рабочий коллектив будет поставлен в прямой конфликт с налоговой инспекцией. Это приведет к изменению налоговой системы и законотворческого произвола государства, которые оказывают сильнейшее негативное влияние на деятельность предприятия. "Командовать парадом" в стране должно предприятие, а не государственный чиновник, так как мы питаемся не бумагами с гербом и одеваемся не в постановления. Огромное большинство населения России не участвует в политической жизни страны. Самый лучший способ привлечь народ к политической деятельности -создание условий, при которых людям придется защищать свои предприятия, дома, больницы: отменить бесплатную выдачу, но узаконить право каждого на его часть произведенного продукта. Перед жителями России стоит выбор: защита своих прав - или голод. Гражданская активность, направленная на созидание, защиту прав производителя, означает благосостояние и свободу для всех; гражданская активность, направленная на предъявление производителю несправедливых и необоснованных претензий, означает конец России и рабское существование народа. У работника есть две задачи: мало хорошо работать - надо защищать результаты своего труда, свое предприятие от трутней и прежде всего от произвола государства. ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ИДЕИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Сегодня стоимость продукта в значительно меньшей степени определяется стоимостью сырья и сборки (то есть индустриальными процессами), чем затратами на маркетинг, рекламу, создание имиджа продукта, страховку, гарантию и быстроту доставки. Например, майка с надписью "Майкл Джексон" стоит в производстве один доллар, но перед концертом Джексона ее расхватывают за пятьдесят. Производитель и продавец берут себе пять долларов, а сорок четыре доллара забирает себе Майкл Джексон. А что происходило в индустриальном веке? Производилась майка с ярлычком "фуфайка детская хлоп. бум.". В производстве она стоила один рубль, продавалась за рубль десять. Итак, первый производитель на каждый вложенный доллар получил 500 % прибыли, а второй - 10 %, не считая Майкла Джексона, который получает сорок четыре доллара с каждой майки. Не имеет значения, какова себестоимость майки: важно, чтобы Джексон разрешил использовать свое имя, важно также распродать все майки до начала концерта. Важны не категории индустриального века, а категории века информационного, в данном случае имидж певца и организация продаж. Голосуя за коммунистов, мы голосуем за идеологию индустриального века в то время, когда информационный стучится в дверь. Мы голосуем за идеологию, созданную для борьбы с разрухой в период индустриального века. Это была попытка шаманского заклинания станков: маршами, единогласным голосованием и, конечно, человеческими жертвоприношениями. Сейчас, точно так же как и в 17 году, станки остановились. Но разница заключается в том, что тогда за восстановлением станков было будущее. Сегодня же символом времени является не паровоз, а Интернет; единогласное голосование устарело. љ Причина современного экономического кризиса кроется и в том, что реформаторы неправильно понимали значения терминов, которые употребляли. Давайте обсудим эти термины. Демократия - не просто общество, где проводятся выборы, а прежде всего общество, где большинство народа вертикально ориентировано и где основой отношений является принцип "мне лучше - тебе лучше". Такое, и только такое общество может базироваться на законах, равных для всех. При другом общественном устройстве сильные всегда используют закон для того, чтобы эксплуатировать слабых, а слабые в отместку отказываются этот закон выполнять. Если большинство народа живет по принципу "мне лучше - тебе лучше", это означает, что в основном люди живут по принципу саморазвития. Отсюда и другой принцип демократии - "народ сильнее государства". Не государство правит народом, а народ нанимает государство для оптимизации межличностных отношений между людьми. Следующий признак демократии - "закон над народом и над государством". Итак, демократическое государство - это иерархия, при которой на первом месте стоит закон, потом народ, а потом государство. Закон. На Западе подход к закону таков: жизнь развивается, и возникают новые возможности для одного человека, вольно или невольно, помешать другому. Когда автомобилей не было, не было и правил дорожного движения; как только аварии стали возможны, такие правила появились. То, что мешает другим, является незаконным, но все, что не мешает другим, законно. В России же закон может быть определен как запрещение. То, что натурально и нормально для человека, должно быть обязательно запрещено, чтобы человек был зависим от власти и униженно просил для себя исключения, предоставляемого, если он заплатит взятку. Власть нельзя отменить, но, чтобы закон был хорошим, надо отменить исключения. Вот почему самое важное свойство настоящего закона - то, что он обязательно должен быть един для всех без исключения, потому что тогда любой, даже самый плохой закон, обязательно будет изменен к лучшему. Юридическая законность - это правила, определяющие отношения одинаковых и неизменных по гражданскому статусу лиц. Даже осужденный продолжает являться человеком и гражданином, и на него распространяются все те права, которые не были отобраны у него специальным решением суда. В России же правота определяется не законом, а социальным статусом, а статус все время меняется. Например, я одолжил у тебя десять рублей и обещал отдать через год. Но с тех пор я стал министром и уже ничего не должен тебе, а вот ты мне должен, ну, скажем, рублей двести. В Америке секретарша может судить Клинтона и победить в суде. В России секретарша боялась даже взглянуть на Сталина: он мог ее заметить и сделать с ней все, что угодно. Деньги - это универсальное средство обмена в стране. В той стране, где средством обмена служит бартер, настоящий обменный курс денег не установлен, а значит ресурсы не могут использоваться рационально. Кроме того, деньги - это единица доброты, так как ты получаешь их от того, кому сделал доброе дело. Частная собственность - это то, что человек унаследовал или честно заработал, что принадлежит ему и защищено законами. Это не то, что человек временно, по какому-то неформальному соглашению, контролирует, и не то, что он украл. Частная собственность - это основа жизни человека, гарант его прав, возможность создать для себя будущее. Отнимать ее - это все равно, что отрубить человеку руку. Приватизация - это создание социально-моральных,
юридических, и в последнюю очередь,
материальных, возможностей для созидания.
Если есть право создавать, со временем
материальное богатство будет создано. Жили-были
держатели претензий и они распределяли, то
есть уничтожали, добро, а им кинули еще
добра, и они его быстро уничтожили, в
кровавой драке. Собственник ориентирован на созидание, то есть вертикально. Он хочет производить, даже если у него нет этой возможности. А вор - не хочет производить, даже если такая возможность у него есть (например, если он завладел средствами производства). Поэтому выражение "украл, выпил, в тюрьму" - это не просто поговорка, а экономический закон, подмеченный русским народом и отлично описывающий экономическое развитие России с 92 года. Капиталист - это не тот, кто владеет фабрикой (владеть ею может и бандит), а тот, кто завладел фабрикой, желая использовать ее как инструмент созидания. Капиталист есть созидатель, нуждающийся в дополнительных ресурсах. Капиталистом можно быть и без фабрики. А укравший фабрику капиталистом не станет, а так вором и останется. Капиталист - это человек, привлекающий внешние ресурсы (трудовые или финансовые) для созидательных целей. Инфляция - это реальное, объективно обусловленное падение стоимости денег. Не выплачивая долгов бюджетникам, можно остановить падение курса валюты, но никак не победить инфляцию. Стоимость денег зависит от желания принимать их как платежное средство и от уровня доверия в стране, в первую очередь - к государству. Коррупция - это разрушение властью высших моральных принципов человеческого общежития. То есть, это такая законодательная и административная система, которая дает чиновникам возможность использовать себя в ущерб созданию справедливого и морального общества. Официальные лица имеют неконтролируемую власть над людьми и решают их судьбы, исходя из собственных пристрастий, личных интересов или влияния третьих лиц. Любой чиновник, насаждающий такую систему законов, должен считаться коррумпированным, даже если он не берет взяток. Чиновник не является коррумпированным, только если он исполняет свои обязанности в строгом соответствии со справедливым и единым для всех законом, а для этого необходимо, чтобы такой закон существовал. Только решение, принятое на основе такого закона, принятое бесстрастно, гласно, на основе равного доступа всех заинтересованных сторон и открытое к апелляции не является коррумпированным. Взяточничество - это использование власти в личных целях, какими бы они ни были. То есть, это ситуация, при которой исполнение своих прямых обязанностей менее привлекательно для чиновника, чем использование своего положения в личных целях. Чиновник либо не вдохновлен теми идеалами, которым он призван служить, либо поставлен в такую ситуацию, при которой система заставляет его руководствоваться в своих решениях чем либо другим, кроме буквы закона. Звонок - это такая же взятка как и деньги. А удовлетворение своих эмоциональных пристрастий (например, ненависти к какому-то народу, к какому-то отдельному человеку) - это то же самое, что и удовлетворение своих материальных потребностей. Налоги - зарплата, которую народ считает нужным платить государству, а не то, что государству удается забрать у народа. Конституция - это то, что дает и закрепляет права каждого отдельного гражданина. Любому абсолютному властителю, по определению, никакая Конституция не нужна. Порядок - это картина внешней стройности, опасная иллюзия овладения ситуацией. Так как настоящего закона в России не существует, гармоничное и реальное овладение ситуацией невозможно. Поэтому цель российского закона - создание порядка. Гармония отличается от порядка как лес от покрашенного в ядовито-зеленый цвет глухого забора. Отличительная черта порядка - недолговечность; отличительная черта гармонии - возможность развиваться не разрушаясь. Нам не нужен порядок: нам нужно внутреннее единение народа с теми законами, по которым он живет. Для этого народ должен знать, что законы справедливы и адекватны, что может быть только если законы созданы народом для самого себя. Для создания порядка, россиян потребуется уничтожить, для создания гармонии - переориентировать с зависти на созидание и гражданственность. Распределение. Чем больше своего пирога ты раздашь, тем меньше останется; чем больше зрителей посмотрели твой фильм, тем больше денег ты заработал. Главным и самым дорогим товаром информационного века является информация, а она от распределения не только не убывает, а становится еще ценнее для владельца. В индустриальном веке идея распределения входила в конфликт с частным владением, но теперь собственность в значительной мере состоит из информации, а стоимость информационной собственности зависит от того, между сколькими людьми она распределена. ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ? Государственная система и законы в России не капиталистические, и поэтому реформы, которые менеджер может успешно провести на отдельном российском предприятии, никогда не сделают это предприятие действительно конкурентоспособным: такое предприятие будет чужеродной структурой в собственной стране. Без фундаментальных реформ ни одно крупное российское предприятие, кроме сырьедобывающих, на мировом рынке конкурентоспособным не будет. Современное общество, как и современная компания, должны проводить реформы комплексно. Подход к любой проблеме должен быть многоплановым, иначе вся затея обречена на провал. Возьмем такую, ставшую уже каждодневной, задачу, как организация концерта поп-звезды. Такой концерт должен рекламироваться на правильно выбранных радиостанциях и телевизионных каналах, причем ролики должны идти в точно выбранное время и быть сделаны профессионально. Билеты должны правильно красиво выглядеть, а их цена должна быть верно рассчитана. Концерт должен происходить на соответствующей сцене, репертуар - правильно подбираться, сам артист - соответствующим образом одет. После концерта в газетах должны появиться нужные рецензии. Если хотя бы один из этих факторов (а я перечислил не более половины) не выполняется, концерт, а с ним и карьера звезды, обречены на неудачу. Какими бы хорошими ни были песни поп-звезды, никто не станет платить пятьдесят долларов за билет, если он напечатан на газетной бумаге, а концерт происходит в сыром полуподвале. Иными словами, концерт - это высокотехнологичный и разносторонний проект. Российское государство, политическая и юридическая системы являются главными виновниками катастрофической ситуации в экономике. Они обязаны обеспечить предприятиям принципиально иную атмосферу для работы. Экономическая программа может быть очень
простой: Частное предприятие затрачивает некую сумму, чтобы произвести продукт. Потом оно должно найти того, кто заплатит за этот продукт больше затраченной суммы. Это и будет означать, что ресурсы были израсходованы рачительно. Прибыль (или убыток) - это не просто сумма, которая идет кому-то в карман, а показатель эффективности работы. Когда налоги организованы так, что разлаживают этот важнейший экономический механизм, это означает утрату эффективного контроля над сырьевыми, трудовыми и финансовыми ресурсами страны. Очень важную роль играет и процедура банкротства. Предприятия, на которых стоимость произведенного продукта не окупает вложенных ресурсов, должны быть закрыты. Налоговая политика должна быть структурирована так, чтобы доходное предприятие оставалось доходным, а то, что уничтожает ресурсы, закрывалось или модернизировалось. Самым важным экономическим механизмом
является цена. Она устанавливается на
свободном рынке и определяет все
последующие цены, а также прибыль или
убыток производителя. Но под дулом
пистолета и погасшую спичку купишь за
миллион. Как же может государство силой
изымать средства, не показывая
эффективности использования этих средств?
Если государство выполняет полезные
функции, оно должно выставить их на рынок,
где народ обязательно купит их, но только в
условиях конкуренции с другими товарами и
услугами, а также и с другими
производителями этих услуг. Почему
например в стране не может быть частной
милиции? А имеет ли наше государство
достаточно совести и ответственности чтобы
доверить ему выплату пенсий? На этих производствах россияне получали бы профессиональную подготовку в области новейших технологий, передовых методов работы. Это включило бы российских производителей в мировую экономическую систему. Работники таких предприятий и стали бы налоговой базой государства: их зарплаты достаточно быстро приблизились бы к мировому уровню. Суммарный налог, выплачиваемый
предпринимателем, ни в коем случае не
должен превышать 30 %. Вопрос стоит очень
просто: чем больше налог, тем беднее
государство и народ. Для того, чтобы снизить
налоги, следует уменьшить размер бюджетной
сферы и перевести задачи, ранее считавшиеся
государственными, в частные руки. Необходимо радикально изменить направленность школы. Ученик приходит в школу не изучать географию и делать уроки: он должен приходить в школу чтобы изучать и делать самого себя. Ему нужен не "багаж знаний" (в форме тяжелого портфеля), а умение формулировать задачу и находить информацию, необходимую для ее решения. Ему не нужно верить сказанному: необходимо научиться оценивать информацию критически и многосторонне, перепроверяя ее из нескольких источников. Кстати, именно управление собой (самопознание, постановка цели, ее формулировка и достижение) и информативная грамотность являются теми сферами, в которых население России наименее компетентно. Итак, образовательная система должна базироваться на том, чтобы научить человека найти необходимую ему информацию и правильно ее обработать, а не на том, чтобы внедрить в его сознание несколько идей, в которых ему никогда не будет позволено усомниться. Это особенно касается образования в стране, пытающейся освободиться от идеологических пут. Сегодня школа - это учитель, дающий ученику задание, а это способствует уничтожению инициативы ученика. Ученик не задает вопроса: "А что мне интересно узнать?", вместо этого стоит вопрос: "Что на сегодня задано?" Вред от подачи информации в неправильной форме намного перекрывает ценность ее усвоения: факты устаревают и засоряют память, а способность добыть нужную информацию качественно и вовремя не развивается. Советская школа была моделью сталинского общества. Наверху стоял непогрешимый и всезнающий учитель, обладающий правом голоса: то, что дозволялось сказать ученику в классе, преследовало единственную цель - получить учительскую оценку. Теперь учитель и ученики должны вести хоть и структурированный, но все-таки диалог. Информации так много, что никто не может быть признан всеведущим. Каждый имеет право голоса и равные возможности получить информацию. Нити диалога не должны вести лишь к учителю: учитель должен стать диспетчером свободного обмена информацией. Особенно это касается лекционной части урока: новую информацию должны приносить в класс не столько учитель, сколько ученики. Следует организовать школу так, чтобы по крайней мере 30 % учебного времени ученик тратил на те задания, которые он сам поставил. Надо отметить, что американская школа построена на системе, при которой ученику дана очень большая степень свободы и контроля над собственным образовательным процессом. При таком подходе иногда страдают знания, но зато из ворот школы не выходят безынициативные, забитые, не интересующиеся ничем и абсолютно не нашедшие себя люди, никогда не получавшие удовольствия от процесса обучения, не знающие, что обучение и работа могут быть веселой и увлекательной игрой. Безусловно, должна существовать общая для всех базовая образовательная программа. Но при этом не нужно, чтобы к концу школы каждый ученик прочел "Муму" или умел решать квадратные уравнения. Мы стремимся к созданию такого общества, в котором каждый воспринимал бы себя как личность и имел возможность выбрать свой путь. Нужен не тот, кто что-то знает, а тот, кто сумеет изучить, что ему интересно. А для этого школа должна быть факультативной и иметь намного больше направлений, чем сейчас. При школе должны существовать десятки кружков, которые вели бы родители учащихся или проживающие в районе пенсионеры. У нас столько автомобилистов - почему бы им не научить детей водить машину? Интересно, какой процент ребят сбегал бы с такого урока, или не выучил бы правила дорожного движения в обмен за возможность самому сесть за руль? Коснемся теперь высшей школы. В Америке студенты выбирают себе специальность осознанно (а это может сделать только человек, уже попробовавший себя в нескольких разных областях). Студент понимает, что избранная профессия определит его жизнь и хочет стать профессионалом в своей области. Студент знает: непрофессионализма ему не простят. Благодаря университетской демократии студент имеет возможность влиять на методы преподавания, делая их наиболее адекватными задаче приобретения этой специальности. Студенты заботятся о престиже своей будущей профессии, о чистоте своих рядов: например, существует Кодекс чести студента, запрещающий списывать. В России многие не желают изучать даже избранную ими профессию: они лишь хотят иметь право занять какое-то место. Виртуальность (диплом, работа) опять заслоняет собой реальность (интерес, знания). В России студент вынужден слушать скучные и ненужные курсы и, так как ему совершенно неинтересно, прибегает к помощи шпаргалки. А вот и результат. В Америке профессия врача очень престижная и высокооплачиваемая. Почему? Врач работает "до первой ошибки", и существует высочайший профессиональный стандарт. В России же врачи ни за что не отвечают и не заботятся о чистоте своих рядов. Население перестало доверять врачам и не готово им платить. Результат - обнищание врачей и потеря престижности этой профессии. Но есть результат и поважнее: высокая смертность населения, болезни, потерянное рабочее время, понижение жизненного уровня страны. Американские студенты не талантливее российских и не учатся более упорно, но все их обучение происходит по иной схеме. Они одновременно учатся быть и гражданами и профессионалами. Российский студент выражает свою гражданскую позицию когда он, дрожа и краснея, достает шпаргалку. В этот миг он полностью определяется и профессионально. Есть школы, где дразнят двоечника; это плохие школы. Есть школы, где дразнят отличника; это очень плохие школы. А бывают школы, где и отличники не задаются, и двоечники получают помощь, не чувствуя себя при этом униженными. Интересно, есть ли такие школы в России? А ведь главное в образовании современного человека - его психологическое воспитание, умение услышать, понять и принять другого, оставаясь при этом самим собой. О БОГАТСТВЕ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Кто такой богатый человек? Это тот, кто использовал свой талант и труд более успешно, чем другие, вложил капитал в производство и не потерял его, а приумножил. Очевидно, главнейшей задачей экономики является поощрение богатых как класса. И наоборот, охота за деньгами богатых разрушительна для экономики. На самом деле в нищете страны виноват не богатый, а бедный человек, который не хочет или не может (часто - не по своей вине) произвести товар и получить доход. В России, где самые большие деньги достаются друзьям власть имущих, то есть коррупционерам, хвалить богатых совсем не с руки. На Западе не кичатся богатством, потому что материальный достаток считается логическим следствием хорошей работы и законопослушной жизни. Поэтому не следует считать, что бедные мудры и справедливы, в то время как богатые всегда виноваты во всем: это только в сегодняшней России они виноваты во многом, а мудрые и справедливые в основном живут в бедности, так как принципы не позволяют им заниматься предпринимательством в той форме, в которой оно существует сегодня в России. Если человек не может получить хорошего образования только из-за того, что его родители бедны, отказ дать ему образование - самоубийственно для общества. То же относится к медицинской помощи. Любой гражданин, независимо от финансовых возможностей, должен получать медицинскую помощь в полном объеме не просто из сострадания, а потому что это выгодно государству. Государству нужны здоровые и образованные граждане - это его основное богатство. Одним из методов организации медицинской помощи является оплата услуг в зависимости от дохода, но так, чтобы это не стало еще одним скрытым налогом на успех. Что касается граждан, которые не могут достичь материального благосостояния, государство должно помогать им, требуя взамен, чтобы они не мешали производителям создавать то общественное богатство, которое их же и накормит. Неимущие должны осознать выбор: едят все или не ест никто, свобода или зависть. Сегодня те, кто больше всех нуждается в помощи, поддерживают тех законодателей, которые мешают производить. Достойная жизнь должна быть обеспечена каждому человеку, даже опустившемуся и занимающемуся саморазрушением. Во-первых, человек может прозреть и изменить свое поведение, а любая человеческая жизнь - это высшая ценность. Во-вторых - это очень серьезный индикатор здоровья и развития общества: должно быть достаточно любви, сил и средств для того, чтобы помочь слабым. Но при этом ошибкой было бы сглаживать последствия простого нежелания данного члена общества стать продуктивным работником. Государство ни за что не должно поощрять такое поведение. Негативные последствия такого поведения должны быть очевидны как для самого человека, так и для других членов общества. На Западе такая ошибка уже была сделана: общество стало настолько богатым, что обеспечило высокий уровень жизни всем гражданам без исключения. И результат получился ужасный: бездельники живут в достатке, но ничто не останавливает их разложение и деградацию. Поэтому в настоящий момент развитые страны Запада повсеместно сокращают такие программы, чтобы граждане поняли, что работать продуктивно все-таки необходимо, и не столько для общества, сколько для них самих. Необходимость продуктивной работы обуславливается не только заработком, но и моральной ориентацией человека на созидание. При этом, конечно, лучше не работать вообще, чем иметь работу притворную или уничтожающую ресурсы. Считается, что мы можем научиться морали с помощью нашей великой литературы. Однако знание Пушкина и Толстого не помешало нам создать одну из самых жестоких и кровавых тираний и поставили страну на грань физического уничтожения. Значит, надо признать эту теорию ошибочной. Нравственен не тот, кто читает Пушкина, а тот, кто не выдвигает претензий к другим. Красоту ценит не тот, кто знает наизусть стихи, а тот, кто сам может создавать красоту и гармонию в жизни. Если человек работает продуктивно, честно и с любовью, он стремится украсить и облагородить свою жизнь, обрести цельную картину мира. Если человек работает на молокозаводе, он может быть незнаком с новейшими достижениями мировой культуры, и профессионалу его взгляды на искусство и литературу покажутся упрощенными. Но благодаря его добросовестному труду другие люди живут в обществе, где есть кефир и масло, и могут стать искусствоведами или художниками, если к этому лежит их душа. Такое общество неизмеримо лучше, чем то, которое было у нас, когда так называемый "самый образованный и культурный народ" давился в очередях за колбасой или дешевыми коврами, но зато все читали Пушкина. Коммунисты привили нам такое презрение к "мещанину", у которого "фарфоровые слоники стоят на серванте", что нам кажется неприличным идти кого-то грабить, не ознакомившись предварительно с нашей великой литературой. В результате горизонтального подхода все аспекты социальной жизни современного российского общества были неправильно организованы. Необходимо изменить общество так, чтобы оно, во всех своих проявлениях, соответствовало вертикальному подходу. Никакие "реформы" ничего не дадут, пока вертикальность не будет принята за основополагающий принцип. љ љ Сегодня на Западе считается, что самый обычный человек, даже не достигший успеха в жизни или оказавшийся на дне общества, все равно достоин уважения и вправе его получить. А если так, общество должно предоставить ему защиту в форме неотъемлемых гражданских прав. Вот краткая история западного общества: сначала дворяне потребовали прав у короля, затем жители городов потребовали прав у дворян. Потом у этих сословий потребовали прав простолюдины. Конечно, добиться прав было нелегко, и не обошлось без крови: никто просто так ценных подарков не дарит. Король дал дворянам права потому, что дворян было много, им удалось организоваться, а королю дорога была его голова. Жители городов получили права, потому что благодаря мануфактурам и торговле они стали богаче и влиятельнее дворян. Простолюдины добились своих прав только после того, как несколько раз брались за вилы. В какой-то момент у людей, занятых кровавой борьбой за свои права, произошла революция в сознании. Они задумались: не лучше ли сотрудничать, чем воевать, не будет ли это выгодней для всех? Итак, первая революция - это изобретение
принципа "мне лучше - тебе лучше". Недавно в Африке шла страшная война: две народности пошли друг на друга с ножами и порубили чуть ли не миллион человек. Теперь там опустошение, разруха и голод. А разве где-нибудь в Швейцарии, где тоже проживают несколько разных национальностей, у людей нет вопросов друг к другу? Никто не уводит чужих жен, не врезается в чужую машину? В Швейцарии тоже бывает, что немец обидит француза, но разница в том, что в Швейцарии конфликт разрешают в зале суда, исходя из принципа "мне лучше - тебе лучше". Итак, вторая революция - вместо того, чтобы бить друг другу морды, конфликт переводится в зал суда, который устанавливает справедливость, руководствуясь принципом "мне лучше - тебе лучше". При этом люди сознают, что суд обязательно должен быть справедливым! Ведь суд - это не только место, где устанавливается реальная вина: в суде виновному доказывают, что ему вынесен честный приговор. А отсюда вытекает и третья революция: необходимо человеческое отношение ко всем гражданам, и прежде всего к бедным, непонятым, инакомыслящим или подозреваемым в преступлениях. Суть принципа "мне лучше - тебе лучше" состоит в достижении успеха не за чужой счет, а только в результате кооперации и созидательной работы. А это значит, что слабых нельзя эксплуатировать: их надо, насколько возможно, превращать в сильных, в равных себе. Сегодня на Западе в полной мере наделяются правами наиболее незащищенные категории населения: женщины, матери-одиночки, люди с физическими недостатками, представители расовых, сексуальных и национальных меньшинств. Человек должен требовать, чтобы общество предоставило ему права. Нельзя требовать хлеба, но требовать возможность заработать на хлеб необходимо. Такие права построены на принципе "мне лучше - тебе лучше", и их надо завоевать. Если нет прав, нет и обязанностей. Как можно ждать, что человек осознает свои обязанности перед обществом и будет выполнять их, если общество отказывается понять свои обязанности относительно него? В России мы не чувствуем себя обязанными участвовать в строительстве гражданского общества, потому что нас здесь не уважают. Человеку хочется любой ценой быть принятым в общество, выполнить требования общества к нему. Такой конформизм - первейший инстинкт, залог выживания и главный метод обучения. Вот идет мужчина в чистой рубашке, костюме и галстуке, начищенных ботинках. Но русское общество относится к нему так, будто он весь извалялся в грязи: у него нет никаких прав и от него не ожидают добросовестного выполнения каких-либо обязанностей. Налицо конфликт человека с обществом, который он может разрешить двумя способами. Трудный способ - это изменить общество. Простой - согласиться с оценкой общества и тем самым стать его частью. Найти грязь и изваляться в ней. ВОСЕМЬ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИДЕЙ Есть восемь основополагающих экономических идей, обеспечивающих процветание, если они внедряются в совокупности. Хотя первая идея является самой очевидной,
она самая труднодостижимая. Экономика - это
производство предметов потребления, то
есть товаров и услуг. А если так, то
производителю не надо мешать. Есть производители, которые будут работать даже себе в убыток. Но большинство производителей работает, чтобы получить прибыль. Первые работают, пока хватит сил и средств, до инфаркта, вторые - пока не уйдут на пенсию. Прибыль позволяет расширять производство, увеличивать объемы продукции и количество рабочих мест, улучшать качество продукции, более своевременно реагировать на изменяющиеся потребности потребителя; одним словом - делать больше добра, и поэтому производитель, с самого начала настроившийся на прибыль, сделает намного больше для людей, чем бессребреник. Итак, производитель должен быть материально заинтересован в результатах труда. Это означает, что налоги должны быть низкими. Он также должен работать не с риском для жизни, а значит преступность и рэкет должны быть уничтожены. Производить товар в современных условиях очень сложно. Значит, все формальности должны быть максимально упрощены. Если человек хочет что-то сделать, не надо заставлять его исполнять для этого сотни законов и постановлений, тратить все деньги на бухгалтеров и юристов и проводить всю жизнь в разбирательствах с налоговой инспекцией. Вторая идея: за труд надо платить. Рост экономики возможен, когда есть внутренний потребитель и рынок, то есть народ в состоянии приобретать производимый в стране товар. Это происходит, когда у людей есть деньги, а значит, оплачиваемая работа. Итак, главная цель правительства состоит в том, чтобы создать в стране конкурентоспособные на мировом рынке рабочие места. Если люди получают доходы, они могут покупать производимые в стране товары, и создаются дополнительные рабочие места, чтобы произвести еще больше товаров. Производители богатеют, а с ними богатеют и работники. Возрастает всеобщее благосостояние. Хотя зарплаты рабочих должны быть высокими, они не могут превышать уровня, обеспечивающего высокую доходность бизнеса, так как в современном мире капиталы легко перевести из одной страны в другую. Иными словами, производительность труда, зарплата рабочих, простота ведения бизнеса должны быть такими, чтобы предприниматели не вывозили капиталы за рубеж, а наоборот инвестировали бы не только российский, но и иностранный капитал в экономику России. Россия должна стать частью мировой экономической системы. Существуют государства, которые отгораживаются от мира, поддерживая субсидиями внутренних производителей. Последние становятся неконкурентоспособными, а государство не может давать субсидии вечно. В какой-то момент стены рушатся, и внутренний производитель мгновенно оказывается сметен. Рабский труд неэффективен, но в России до сих пор есть две категории рабов - солдаты и заключенные. Они должны быть переведены на зарплату. Профессиональная армия, даже в несколько раз меньшая, будет эффективнее, дешевле и более боеспособна. То же касается и заключенных. В российских тюрьмах труд является рабским и не уважается; люди, которые не желают работать, держат в страхе тех, кто работает. В армии и в тюрьмах существует дедовщина - абсолютная власть одних рабов над другими. Третья идея: надо резко сократить долю государства в экономике. Государственный сектор распоряжается присвоенными деньгами и поэтому обычно действует неэффективно, а самое главное - не руководствуясь экономическими соображениями. В России следует конституционно ограничить доходы государства до 20 % от валового дохода прошлого года. Необходимо также создать частные организации, которые в условиях конкуренции и под контролем потребителя выполняли бы многие функции вместо государства. Четвертая идея: в стране должны быть деньги. Как ни проста эта идея, даже она не реализована: миллиарды долларов спрятаны, а предприятия задыхаются без средств и работают по бартеру. Деньги - это средство накопления богатства для последующего обмена, поэтому стоимость денег должна оставаться постоянной. Для того, чтобы сделать экономику максимально продуктивной, надо, чтобы все ее ресурсы были задействованы оптимально. Это возможно в том случае, когда они в любой момент могут быть перепроданы. Акт продажи - это ситуация, при которой покупатель считает, что он использует данный товар более эффективно, чем продавец, и поэтому цена, которую он готов заплатить, превышает назначенную продавцом. Итак, важнейшим условием эффективной работы экономики является свободный рынок на средства производства, то есть предприятия и землю, а это означает прежде всего, что они должны находиться в частных руках. Если земля не продается и не покупается, она используется неэффективно: ведь пропадает единственный объективный критерий оценки качественного использования - цена. Вот и получается, что земля не обработана, испорчена, оставлена под свалку, - мы видим это в России повсеместно. Отсутствие частной собственности на землю связывает руки тому, кто на ней что-то построил. У арендатора появляется импульс выжать из земли все соки перед тем как уйти. Обладать землей достоин тот, кто готов заплатить за нее максимальную цену. И дело не только в деньгах: важен и труд, и смекалка, ведь покупатель не заплатил бы высокую цену за землю, если бы у него не было плана, как эту землю надлежит использовать. Пятая идея: Чем больше богатых, тем более развита экономика. Только богатый человек может выделить часть своих средств на инвестиции в производство. Таким образом, как ни больно это слышать завистнику, благосостояние народа, и в том числе этого завистника, определяется количеством богатых людей в стране. Шестая идея: Каждый - кузнец своего счастья. Русские любят спрашивать: "Когда же жизнь будет лучше?" Ответ очень прост. Тогда, когда каждый гражданин России постарается изменить свою страну в том направлении, которое он считает лучшим. Реальность такова, что никто в мире, кроме самых близких людей, не думает о вашем счастье и даже не знает, в чем оно заключается. Каждый устраивает свою судьбу сам. Поэтому для того, чтобы контролировать процесс, надо посильно в нем участвовать. Седьмая идея: Настоящей валютой в стране является не рубль или доллар, а честность и стабильность, и их гарант - справедливый и одинаковый для всех закон. Экономика базируется на обещаниях, на том, что люди договариваются что-то сделать, вступают в экономические отношения и обмениваются товарами и услугами. Какие качества кажутся важными, если вы вступаете с кем-то в такие отношения? Очевидно, мораль, честность, стабильность. Там, где честность и стабильность поддерживаются и принимаются как сами собой разумеющиеся, люди могут прийти к соглашению, что валютой являются доллар, но хождение все-таки имеет не доллар, а вера в стабильность и честность Америки. Российские экономисты пытались стабилизировать рубль на основе западных рецептов, и у них ничего не получилось. Дело здесь не в спросе и предложении, не в количестве рабочих мест, доходах и расходах государства: рубль нестабилен из-за того, что в стране никто никому не верит, не существует законов и морали, которая позволяла бы гражданам вступать в экономические отношения друг с другом на основе уважительного доверия. Кроме того, западные экономисты, помогающие нам, все время допускают ошибку, принимая как данность что все граждане и политики России хотят увеличить благосостояние общества. Они не могут себе представить, что существует целый ряд политиков, активно работающих на то, чтобы ухудшить ситуацию; не могут они поверить и в то, что улучшения могут раздражать и пугать народ, потому что всегда происходят неравномерно, а радоваться успеху соседа в России не принято. И наконец, восьмая экономическая идея, которая для России стоит всех семи, вместе взятых: в России живет не только правительство, но еще и народ. То, что правительству кажется невозможным, на самом деле выполнимо, если только разрешить народу поучаствовать. Даже Ленин не нес бревно один. А уж идея о том, что не народ служит правительству, а наоборот" Вот когда мы претворим в жизнь эту идею, Россия действительно сможет стать процветающей страной. О ДУХОВНОМ ПРЕВОСХОДСТВЕ РОССИИ Часто приходится слышать разговоры о духовном превосходстве России над Западом. Такие разговоры ведутся в достаточно примитивных обществах, которые не могут противопоставить более развитым обществам никаких реальных успехов как в моральной, так и в производственной сфере. В Америке моральными считались американские индейцы - существовал миф, что они "бережно относились к природе". А как же иначе: ведь в их обществе царила зависть, не позволившая им изобрести ничего, кроме лука и стрел. Вот индейцы и жили в каменном веке, занимаясь кровавыми междоусобными войнами. Характер их отношения ко всему живому хорошо известен: они не убивали пленных прежде, чем снять с них скальп. Легко представить себе, что бы произошло, если бы у индейцев были ружья. Надо признать, что у общества, основанного на зависти, есть одна положительная черта: дерутся там хоть и до смерти, но всего лишь палками и камнями (потому что ничего другого не изобрели или не сохранили). Европейцы же смогли изобрести ружье (а также вилку, одежду, книгопечатание), потому что достигли такого уровня морали, который позволил им по крайней мере не уничтожить изобретателя ружья. Моральное превосходство требует для себя и Индия - страна, в которой человеческая жизнь не ставится вообще ни во что. Эта книга дает достаточно материала для разговора о духовной ситуации в России, чтобы здесь снова возвращаться к этой теме. Горизонтально ориентированные люди своей истории не помнят, а вспоминая о великих россиянах (которых при личной встречи они бы сразу к стенке поставили) пытаются на чужом горбу въехать в рай. Так как им противен труд, они всегда надеются на чудо и хотят перелететь из грязи в князи одним прыжком. Разговоры о духовном превосходстве России надо просто оставить и честным трудом зарабатывать достаточно, чтобы дети были сыты. Сегодня ситуацию в России можно описать
как десять кризисов: Русский народ сегодня находится в тисках жесточайшего многостороннего системного кризиса. Не следует рассчитывать, что народ настолько здоров и силен, что сможет справиться с этими проблемами без применения особых мер. Наш народ очень жестоко пострадал в этом веке: он потерял лучших своих представителей, а вырастил монстров, о которых человечество и не слыхивало. Сегодня русский народ асоциален, жесток, ленив, неадекватно образован, не просто беден, а нищ и настроен очень скептически по отношению к своему будущему. Налицо глубочайший физический и моральный кризис, поэтому невозможно сегодня говорить о рецептах, которые пригодны для здорового и функционального народа (как например, при восстановлении нормально функционирующей страны от последствий какого-нибудь ужасного землетрясения). Нельзя рассчитывать и на внешние ресурсы: страна имеет громадные долги, ее экономическая и банковская системы развалены, а помощь Запада исчерпала себя. Страна не готова к наступившему информационному веку и не является частью мировой экономической системы. Это происходит на фоне разгула преступности, который по объективным причинам последовал за экономическим коллапсом, отсутствием рабочих мест и отсутствием социальной помощи и поддержки. Криминальная идеология реально претендует на то, чтобы стать моральной и юридической основой общества. Так как народ справедливо считает органы правопорядка одним большим криминальным сообществом, моральные и юридические ориентиры полностью утеряны. Можно сказать, что сегодня общество уже живет по криминальным законам и конфликты разрешаются криминальными методами чаще, чем юридическими. Криминальный подход очень глубоко внедрился как в молодежное сознание, так и во всю культуру российского бизнеса. Однако страна располагает ресурсами, более чем достаточными для того, чтобы в течение десяти-пятнадцати лет полностью решить все эти проблемы. И сделать для этого нужно только одно: поменять ориентацию страны с горизонтальной на вертикальную, прекратить уничтожать ресурсы, а начать их производить. Предприниматель должен думать о запуске в производство нового товара, а не о визите налогового инспектора, молодежь должна знакомиться с компьютерами, а не с наркотиками, муж должен понимать жену, а не бить, государство - служить людям, а не люди - государству-вору. Коммунисты часто говорят: "Западные демократии тоже не идеальны". Спорить с ними невозможно, потому что самой постановкой вопроса они перевели разговор в горизонтальный октант: ведь "идеал" есть нечто, после чего надо останавливать время: "Остановись, мгновение, ты прекрасно!" Демократические государства не стремятся к остановке времени. У стран Запада есть проблемы, причем и такие до решения которых сегодня далеко. Наличие этих проблем неизбежно исходит из принципа неидеальности человека, невозможности в какой-то момент полностью и абсолютно решить все стоящие вопросы или даже до конца решить какой-то один отдельно взятый вопрос. Основное преимущество демократического государства заключается в том, что там идет рост и развитие, базирующиеся на свободном диалоге граждан. Если люди работают над собой в сторону улучшения и ведут диалог как граждане, то и страна неизбежно приходит к решению стоящих перед ней проблем. После этого неизбежно появляются другие проблемы, но это уже проблемы иного уровня. История демократии выглядит как процесс, который не кончается и не прерывается. Этот процесс может быть временно противоречивым, но все противоречия находят решения в его рамках. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |