27 август 2020
Либертариум Либертариум

ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Существуют три типа взаимоотношений:
1. мне лучше, а тебе хуже (победитель - проигравший ).
2. тебе хуже, и мне хуже (проигравший - проигравший).
3. мне лучше, и тебе лучше (победитель - победитель).

Что это такое?

Была у Васи рубашка, но я ее отнял. Это первый тип отношений - мне лучше, а ему хуже.

Отнял я у Васи рубашку да оторвал рукав, но Вася выбил мне два зуба, а я ему нос разбил. Это второй тип отношений. Я - проигравший и он - проигравший, ему хуже и мне хуже.

Я одолжил у Васи рубашку в обмен на порцию пломбира, а сам надел рубашку и пошел на танцы. В результате я - победитель и он - победитель, мне лучше и ему лучше. Это третий тип отношений.

Рассмотрим эти отношения поподробнее.

Первый тип - наиболее простой. Была рубашка Васина, а стала моя. Что предпримет Вася - это вопрос, но пока я - победитель, а он - проигравший. С рубашкой же ничего не случилось: у нее теперь просто другой хозяин.

Второй тип отношений намного интереснее. Отличная была у Васи рубашка, не только Вася, но и я был от нее в восторге. Сошлись два фаната этой рубашки, и вот результат: рубашки нет, вокруг кровища.

Этот тип отношений в ХХ веке был для России преобладающим. Под лозунгом борьбы за благосостояние так изорвали и испоганили "рубашку", что нечем наготу прикрыть. Мы так горячо любили свою страну, что на следующий век ее может и не хватить.

Но самый интересный тип отношений - третий. Итак, я одолжил у Васи рубашку и пошел на танцы. Сколько же рубашек? Реально их стало две (рубашка есть и тогда, когда она нужна Васе, и тогда, когда она нужна мне). Кроме того, для Васи рубашка стала источником получения пломбира. Если Вася по вечерам никуда не ходит, он может сдавать свою рубашку в аренду, и у него будет и пломбир, и перочинный ножик - словом, все, что можно взять за аренду рубашки. И у меня, и у Васи появились новые вещи: у меня рубашка, у Васи пломбир. Мало сказать, что в результате этих отношений я - победитель и он - победитель. Реально мы оба чудотворцы: получаем дополнительные материальные ресурсы как бы из воздуха.

Почему Россия бедна, а Америка богата? Обычно говорят, что мы ленимся, а они работают тяжело и эффективно. Это не совсем так. Мы тоже работаем тяжело и эффективно, но в основном по второму методу - уничтожения ресурсов. Начинаем с рубашки, а кончаем лоскутками и выбитыми зубами. Посмотрите, сколько у нас налоговиков, охранников, рэкетиров и кидал. Каждый в свою сторону тянет, а шить рубашки некому. Пока есть нефть, меняем ее на китайскую рубашку, чтобы спокойно ее разорвать, - вот и вся экономика.

В Америке ресурсы используются по третьему методу, и они не омертвлены. Богатый человек деньги держит не в чулке, а в банке, который вкладывает их в новый бизнес; взаимоотношения людей ориентированы на создание дополнительных благ для всех партнеров.

В России, если ты ресурс не спрятал, то потерял его. В лучшем случае он лежит где-то в форме клада, закопан, и уж конечно, ничего нового не производится. А вокруг рыскают толпы искателей чужого добра. Вот земля. Если разрешить ее куплю-продажу, она будет использоваться рачительно, приносить больший урожай, но самое главное - в экономике появятся дополнительные миллиарды долларов и сотни тысяч новых рабочих мест. Нет, земля у нас закопана как клад, и никому от нее нет пользы.

России следует строить отношения между людьми по принципу "мне лучше и тебе лучше" ("победитель / победитель"), а не по принципу "мне хуже и тебе хуже" ("проигравший / проигравший"). Здесь, и только здесь, находится ключ к решению всех политических и экономических проблем. Конечно, читатель уже сам заметил, что принцип проигравший / проигравший есть результат горизонтального взгляда по крайней мере одного из участников, в то время как принцип победитель / победитель - результат вертикального взгляда обоих. Использование горизонтального взгляда влечет за собой уничтожение духовного и материального мира, а использование вертикального взгляда - духовный и материальный рост, причем значительно больший, чем тот, который обуславливается простым сложением наших усилий.

Если два русских имеют сто долларов, то они двадцать пропьют, по тридцать себе возьмут, а на оставшиеся двадцать откроют дело, но поделить его не смогут: каждый потратит все, чтобы убить другого. Поэтому наша страна значительно беднее, чем двести лет назад. А сто долларов, которые были вначале, пришли от продажи нефти или чего-то подобного, то есть от того, что мы не произвели, и того, что когда-нибудь закончится.

Если два немца имеют сто долларов, они еще по триста из дому принесут, чтобы вложить в дело. И все эти деньги не из земли фонтаном бьют: они результат предыдущего успешного опыта кооперации.

И на Западе, и в России человеческими отношениями правит доброта, но то, что для западного человека простая кооперация, для русского - вульгарная, расслабляющая и развращающая взаимовыгодная сделка. В России доброта слишком часто принимает форму отношений типа "ты проиграл, и я проиграл", чтобы дать партнеру пострадать и тем возвысить его духовно. При таком стиле отношений легко достигается уровень высокой трагедии.

СПИРАЛЬ ЗАВИСТИ И СПИРАЛЬ РАЗВИТИЯ

В экономических отношениях можно увидеть две спирали: зависти и развития.

Спираль зависти - это ситуация, при которой у производителя отбирается столько, что производить ему становится невыгодно, и на следующем витке он либо перестает производить, либо у него можно отнять все меньше и меньше. Иными словами, эта спираль ведет к тому, что у рабовладельца (того, кто отнимает; в первую очередь это государство-грабитель) уменьшаются доходы от каждого раба.

Спираль развития - это ситуация, при которой производителю всегда оставляется больше денег на инвестиции и развитие производства, чем у него было. Он всегда получает премию за то, что работает хорошо и продуктивно. В этом случае государство устанавливает такие отношения с каждым налогоплательщиком, что в перспективе доход налогоплательщика, а с ним и доход государства, максимизируются.

Из истории мы знаем, что капиталисты эксплуатировали рабочих и заставляли их работать за плату, которой едва хватало на жилье и еду. Действительно, рабочий производит на рубль, получает десять копеек, а девяносто копеек (казалось бы) должны идти капиталисту в доход. Однако капиталист производит не деньги, а товар. Если товар экспортный, его действительно можно производить как можно дешевле, а потом продавать. Но дело в том, что большинство производимых в стране товаров потребляется на внутреннем рынке, то есть теми же рабочими. А если рабочий работал за хлеб и воду, он не мог ничего купить. Поэтому, хотя капиталист не мог увеличивать количество производимого и продаваемого им товара и суммарная прибыль - смысл его деятельности - была мала. Действительно, если капиталист производил рубашки, которые никто не в состоянии купить, неважно какая норма прибыли заложена в одной рубашке.

И капиталисту пришла гениальная идея - платить рабочим не десять, а пятьдесят копеек, получая на каждой рубашке не девяносто, а пятьдесят копеек прибыли, но продавая при этом в пять раз больше. Наиболее известный пример такой стратегии - заводы Форда. Раньше автомобили производились только для королей, но Форд платил своим рабочим столько, что вскоре и они могли позволить себе автомобиль. Количество проданных автомобилей резко возросло, а себестоимость снизилась. Таким образом, продавая автомобили по более низкой цене, стало возможно получать более высокие прибыли.

После того, как капиталисты придумали абсолютную эксплуатацию рабочего класса и должна была последовать (согласно теории Маркса) социалистическая революция, они поняли, что выгодно не эксплуатировать рабочий класс, а сделать так, чтобы он был покупателем производимых им товаров. То же открытие было сделано и в России. При крепостном праве российское государство не было богатым. Крепостных крестьян освободили, и промышленные рабочие и крестьяне стали получать хорошую зарплату, оставляющую им возможность приобретать товары народного потребления, а также инвестировать деньги в свое собственное производство. В результате Россия быстро оказалась в ряду богатейших стран мира.

Почему Маркс совершил ошибку? Маркс начал с горизонтального слова "отнимать", а капиталист с вертикального слова "создавать", и будь Маркс хоть ангелом божьим, горизонтальное мышление все равно привело бы его к схеме "тебе хуже и мне хуже". Вертикальное же мышление капиталиста неизбежно приводило его к схеме "тебе лучше и мне лучше". Капиталист мог быть последней сволочью, но если он считал, что выгоднее максимизировать собственную прибыль, чем платить из собственного кармана за страдания людей, он начинал мыслить по схеме "мне лучше и тебе лучше".

ДАВАТЬ И БРАТЬ

Вертикально ориентированный человек развивается духовно. Результаты духовного развития не ограничиваются его внутренним миром: они выплескиваются в общество. Художник видит мир, каким-то образом отражает свое впечатление, и появляются картины, которые становятся общественным достоянием. Таким образом, произведенное для себя, эгоистически, с целью саморазвития, становится достоянием других. И речь здесь идет не только об искусстве. Любая честная, добросовестная работа делается для себя, нужна для самоутверждения, полноты жизни, достижения гармонии с миром. Но результатами-то этого труда могут пользоваться и другие! Поэтому человек творит не только для себя, но и для общества, оставляя себе лишь малую часть стоимости произведенного. Человеку самому необходимо передать результаты своего труда обществу, и поэтому общество может принять его дар без чувства вины.

Принцип "тебе лучше - мне лучше" при этом не нарушается. Человек передает обществу плоды своего труда не в результате грабежа. Достигается взаимная выгода. Нет совершенно никакого противоречия между поиском прибыли в контексте свободного рынка и тем, что человек приносит обществу в дар результаты своего труда. Например, город стоит на месте пустыря; когда-то здесь ничего не было, а теперь здания, сады, дворцы. Предыдущие поколения оставили после себя и церкви, и картины, и технологии - они не только кормили себя, но и передавали обществу дары, которые мы видим сегодня.

В горизонтальном октанте дело обстоит иначе. Горизонтально ориентированный человек всегда несчастен, но, к сожалению, не может быть несчастен один. Он занимается другими, ведь его глаза направлены на них. У него есть теория, и он жертвует собой, чтобы поделиться этой теорией с другими. Забыв о себе, в скромной гимнастерке, он занимается улучшением общества. В ХХ веке эти ребята чуть не выжгли целый мир.

По сравнению с западной Европой в России мало осталось от предыдущих поколений: стоит только посмотреть на дороги, связывающие старинные русские города. Это произошло не потому, что было мало строителей, а потому, что было много разрушителей.

В вертикально ориентированном обществе каждый без исключения обогащает общество, даже если потребляет продукт: он потребляет, чтобы иметь возможность создавать, а за потребленный продукт он заплатил и этим обеспечил прибыль (награду) тому, кто его произвел.

В горизонтально ориентированном обществе каждый, что бы он ни делал, отнимает у общества, потребляет (или уничтожает) не создавая. В горизонтально ориентированном обществе жили и Маяковский, и Блок, и Сахаров - но даже этих людей общество пыталось использовать так, чтобы от них было больше вреда, чем пользы. Перераспределитель отбирает не только материальные объекты, но также права и возможности человека, лишая его возможности созидать и нанося этим ущерб всем тем, кто ожидали благ от его творений.

Вертикально ориентированные люди работают на себя, но результатом их труда является отдача, и общество имеет все больше благ. Заповедь "Не укради!" на самом деле означает "Будь счастлив!" ведь счастье это непротиворечивая радость. Горизонтально ориентированные люди объявляют себя работающими на благо общества, но в результате уничтожают ресурсы и наносят обществу ущерб. Это и есть фундаментальный закон, который необходимо понять для того, чтобы возродить российскую экономику.

ЖЕРТВЕННОСТЬ

Коммунисты утверждали, что жертвовать собой может только член коллектива. Они имели ввиду следующее:
ћ Во-первых, принимая мысли и действия коллектива за собственные, член коллектива растворяется в нем и в этом смысле действительно жертвует собой.
ћ Во-вторых, член коллектива становится таким, что другие и не заметят его гибели; в этом смысле от тоже жертвует собой.
ћ И в-третьих, привести человека в коллектив может только чувство страха, неспособность управлять своей жизнью. Отказавшись от себя, он может перестать бояться смерти, будет фанатично защищать ту идеологию, которая является его единственной привязкой к какой-то "реальности". Обычно членами коллектива становятся из конъюнктурных соображений. Такой человек бережет свою шкуру и никогда не отдаст своего места в очереди за колбасой. Но среди членов коллектива встречались и люди, которые так боялись Сталина или были так преданы идеологии, что им не был страшен даже фашистский танк; так боялись реальности и так крепко хватались за красивую мечту, что не дорожили собой.

Что мы можем сказать о настоящей жертвенности, например о человеке, который умер, спасая жизнь ребенка? Был ли это акт самопожертвования или самореализации? Мы говорили, что вертикальное развитие - это процесс, в котором духовная сторона жизни неизбежно становится важнее материальной. Если человек отождествляет себя с духовным миром, который он создает в себе и вокруг себя, то опасность, угрожающая ребенку, настолько разрушает его духовную гармонию, что он предпочитает рисковать своим физическим существованием для восстановления этой гармонии. Получается, что если человек жертвует собой, спасая жизнь ребенка, это как раз и означает, что он дошел до вершины процесса духовного роста, сделал завершающий шаг в эгоистическом, направленном на себя, процессе сотворения своей человеческой личности.

Итак, есть вещи, которые для человека важнее продолжения его физического существования. И пожертвовать собой в данной ситуации - это безусловно вертикальный, глубоко эгоистический поступок. Погибшие за нашу свободу солдаты не получили от нас ничего, и принято говорить, что мы перед ними в неоплатном долгу. На самом деле никакого "долга" нет, и нам не надо никого жалеть: те, кто погиб, спасая других, полностью состоялись как личности и стали примером для нас, и мы должны вспоминать о них, когда ленимся улучшать себя и достигать поставленной цели.

Для того чтобы сделать других счастливыми, человек сам должен быть счастлив. Счастье - это непротиворечивая радость, радость, в которой нет проигравших. Счастливый человек создает больше, чем ему надо, и отдает это окружающим. Чем это отличается от защиты близких, даже ценой своей жизни?

Теперь обратимся к горизонтальному октанту, чтобы увидеть некую симметрию, всегда существующую между ним и вертикальным октантом.
Здесь жертвенность определяется как добровольное уменьшение собственных ресурсов, что является предательством по отношению к себе. Основным действием, которое мы наблюдаем в горизонтальном октанте, является отдача человеком собственной души, принесение ее в жертву. Причем человек, передавая свою душу служению идеологии, психологически и как существо, наделенное свободой, в этот момент становится неживым.

В горизонтальном обществе жертва является передачей отравленного дара. Передавая другому то, что ему самому необходимо, даритель делает себя несчастным, а тот, кто получил дар, вольно или невольно оказывается участником ограбления. И тот, кто пожертвовал, и тот, кто принял жертву, оказываются создателями и пленниками горизонтальных отношений.

В этой ситуации принявший жертву не может воспользоваться не только тем, что он получил в дар, но и тем, что было у него до получения этого дара. Например, когда бедняки делили имущество кулаков и середняков, они веселились. Но очень скоро выяснилось, что они стали беднее и менее свободны, чем до этого передела, не приобрели чужого, но утратили свое. И произошло это по объективным причинам, неизбежно вытекающим из самой сути перехода на горизонтальную ориентацию.

Человеку нужна еда, но умереть можно не только от голода, но и от обжорства. Точно также саморазвитие, как материальное, так и духовное, ни в коем случае не должно быть главной целью. Главной целью является отдача, жертвенность, созидание, но путь к ним лежит только через саморазвитие и ни в коем случае не через самоусечение, добровольный отказ от собственного роста и развития. Отдавать надо излишки, и тогда нет ни горечи ни зависти. Во время войны приходится жертвовать собой, но лучше бы чтобы не было пафоса: просто делать что-то нужное людям, делать очень хорошо, и продавать свой труд задорого.

ВСЕОБЩАЯ ГАРМОНИЯ

Русские считают, что основой всего является "всеобщая гармония". Если человек испытывает наслаждение, то это вроде как концентрирует его на себе, разрывает его связь с другими, а значит и разрушает всеобщую гармонию. А значит, наслаждения надо избегать, все время пытаясь раствориться в обществе, ощущая себя лишь неразрывной его частью. Вот почему русские подсознательно боятся, что запад разложит их своим клубничным йогуртом, мечтая о возвращении аскетического кефира в пол-литровой бутылке с зеленой крышечкой. О каких западных ценностях может идти речь в стране, где чем хуже, тем лучше для души (а значит, Ленин и Сталин, а может быть даже и Гитлер, действительно являются святыми).

Принимать всерьез эту такое рассуждение о "всеобщей гармонии", на мой взгляд, невозможно: и оно может только приниматься на веру, быть основой некоего культа. Действительно, наслаждение концентрирует человека на себе, и этим разрушает "одинаковость общественного бесчуствия", принимаемую сторонниками этой идеи за "общественную гармонию". Ну ладно, предположим, что общественная гармония и является высшей ценностью. Но тогда зачем пытать-то, зачем милиционеры бьют людей, а собес издевается над пенсионерами? Ведь страдание тоже концентрирует человека на себе, а значит и разрушает "гармонию".

Бог создал человека по своему образу и подобию. Человека, а не общественную гармонию, колхоз, или единогласное голосование. И Бог дал человеку свободу, право выбора, органы чувств и личную судьбу. И он не сказал человеку ограничивать и умертвлять себя на радость завистникам и тем, кто не может испытывать счастья из-за камня на душе. Наоборот, Бог наказал человеку делать этот мир еще прекраснее, достигать счастья и внутреннего мира, и делиться этим душевным светом с другими.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020