27 август 2020
Либертариум Либертариум

О плане мероприятий по выполнению постановления VII Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации"

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 года N 32 утвержден план мероприятий по выполнению постановления VII Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации".

План мероприятий, утвержденный Правительством в соответствии с решениями Съезда, по своему содержанию следует направлению, заданному Съездом.

При этом более половины предполагаемых мер носит чисто инфляционный характер. Речь идет о предоставлении налоговых льгот, целевых дотациях, льготном кредитовании (фактически - бесплатной передаче денежных средств). При этом практически не говорится ни об увеличении доходов бюджета, ни об их сокращении на других направлениях. Масштабы предполагаемых льгот никем и нигде предварительно не рассчитываются. Их предполагается применять в массовых, отраслевых масштабах. Подобная практика скорее рано, чем поздно, должна привести к таким последствиям для денежной системы, которые сделают неактуальными как решения нынешних Съезда и Правительства, так и само их существование.

Согласно Плану мероприятий, предлагается материально поддерживать:

  • семьи с детьми "и другие категории граждан и детей" (!) (стр. 2);
  • работающих неполное рабочее время (стр. 5);
  • владельцев вкладов в Сбербанке (стр. 7);
  • российскую деревню, агропромышленный комплекс и "сельских товаропроизводителей" (стр. 8, 9, 10);
  • инвесторов (стр. 11, 12);
  • производителей жизненно важных товаров и услуг (стр. 12);
  • вносящих взносы во внебюджетные инвестиционные фонды (стр. 13);
  • угольную промышленность (стр. 14, 16, 18);
  • пассажиров и потребителей коммунальных услуг (стр. 14);
  • российских производителей вообще (стр. 14);
  • российских потребителей вообще (стр. 15);
  • отраслевую науку (стр. 16);
  • малые предприятия (стр. 17);
  • жилищное строительство (стр. 18);
  • иностранных инвесторов (стр. 19);
  • государственные предприятия, растратившие свои оборотные средства (стр. 19);
  • территории (стр. 20);
  • экспортеров, импортирующих: оборудование для АПК, продовольствие (в ущерб, надо думать, интересам АПК), медицинское оборудование, детскую одежду и обувь (в ущерб отечественной легкой промышленности) (стр. 22);
  • экспортеров вообще (стр. 23);
  • импортеров продовольственных товаров, медикаментов, сырья для пищевой, легкой и фармацевтической промышленности (стр. 23).

Фактически предлагается охватить все и вся. Многие меры взаимно противоречат друг другу (стимулирование импортеров - в ущерб отечественным производителям, сельскохозяйственный комплекс - в ущерб потребителям).

Едва ли не единственной категорией, по которой предполагается нанести некомпенсированный удар, являются потребители спиртных напитков, на производство которых предлагается ввести государственную монополию.

Такая мера, как подготовка и заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством (стр. 6), продолжает порочную практику, согласно которой Правительство само форсирует инфляционные требования к себе со стороны реально почти не существующих субъектов, каковыми являются указанные объединения.

Следующая по размерам группа предлагаемых мер носит не столько инфляционный, сколько регулятивный характер. Беспорядочное расширение государственного контроля, регулирования и патронирования по отношению к отдельным группам и отраслям приносит такой же разрушительный эффект, как и инфляция. Стремление хозяйствующих субъектов нацеливается не на изменения в собственной деятельности, снижение издержек, совершенствование продукции, поиск нетрадиционных партнеров, а на лоббирование новых льгот для себя и запретительных мер для конкурентов. Возможность селективного контроля льгот, запретов и денежных вливаний в сегодняшних реалиях практически отсутствует, поэтому использование всех этих инструментов будет абсолютно не связано с теми целями, которые провозглашаются при их лоббировании.

План мероприятий насыщен пунктами, содержание которых никак не разъясняется. Так, предлагается подготовить изменения в Законы о государственных пенсиях, об индексации денежных доходов и сбережений граждан, но какого рода должны быть эти изменения, понять невозможно. Предлагается подготовить проекты Законов "О регулировании оплаты труда", "О нефти и газе", "Об атомной энергии", но даже не ставится вопрос о том, зачем эти законы нужны, что в них должно устанавливаться и не достаточно ли уже существующего объема законодательства для решения возможных проблем в этих областях.

Ряд пунктов, относящихся к стратегическим целям Правительства, носит слишком общий характер.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020