|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров""20.10.1998, Борис Львин
Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации рассмотрел материалы Комитета Российской Федерации по политике цен (N 01-05/002-02 от 20.11.92 г.).
РЦЭР считает аргументацию пояснительной записки к проекту постановления в основном неубедительной, а сам проект - неприемлемым. Нельзя согласиться с тезисом, что росту цен способствовали особенно будто бы высокая монополизация народного хозяйства России, отсутствие рыночных структур и конкуренции. Спросовые ограничители в области товаров народного потребления были достигнуты уже в течение первых двух месяцев 1992 года. С тех пор рост цен являлся исключительно следствием непоследовательной монетарной политики Правительства и Центрального Банка (либо, как произошло с так называемым кризисом неплатежей - с рациональными ожиданиями предприятий относительно твердости позиций тех же органов). Либерализация импорта практически снимает проблему монополизма - весьма монополизированная сфера производства подакцизных товаров (водки, шоколада и пр.), по неграмотности авторов Закона об акцизах оказавшаяся в невыгодном положении по сравнению с импортом, была буквально сметена конкуренцией. Комитет по политике цен считает тревожным факт различного темпа роста цен по разным группам товаров. На самом деле этот факт говорит лишь о начавшейся структурной перестройке промышленности. Если темпы роста цен и динамика их структуры не совпадают с чьими-то прогнозами и мнениями о прогрессивности и полезности тех или иных товаров - то это является лишь профессиональной проблемой экономиста, а не государства, доведенного безответственным планированием до края катастрофы. Тяжелые проблемы в области товарного обращения, в том числе продолжающаяся исключительная выгодность торгово-посреднической деятельности, часто на грани и за гранью формальной законности, - это результат не либерализации цен, а как раз отсутствия либерализации. Масштабы регулирования цен, рентабельности, наценок в России остаются во много раз большими, чем в странах Восточной Европы. Необъяснимые изъяны правительственных документов о так называемой либерализации цен прошлогодней давности, прежде всего передающие местным администрациям регулятивные права в ценообразовании, а также акты о регулировании цен продукции монополистов, аграрного сектора, топливно-энергетического сектора и т.д. при фактическом отсутствии массовой лояльности к государственным ограничительным действиям не могли не породить сохранение дефицитов, бартера, спекуляции, произвола и коррупции. Не удивительно, что главы администраций и министерства единодушно поддерживают регулирование цен. Оно может стать их последним оружием в борьбе за выживание. Сохранение отраслевой структуры управления приносит результаты в виде консервативной контратаки этой структуры. Тот факт, что все они поддерживают регулирование цен вообще, а не для монополистов, подтверждает сразу три теоретических вывода: во-первых, проблема монополий является насквозь выдуманной и несуществующей; во-вторых, уровень цен определяется чисто денежными факторами; в-третьих, государственное регулирование экономики не имеет естественных границ и стремится к тотальному самоубийственному контролю. При этом РЦЭР полностью поддерживает предложения Комитета по политике цен относительно отмены регулирования цен на товары, не относящиеся к предметам первой необходимости. Комитет по политике цен считает, что регулирование цен на эти товары способствует их дефициту и перепродаже на черном рынке. Это абсолютно справедливо. Именно поэтому результатом мер по усилению государственного регулирования цен станут те же дефициты и черный рынок. Экспертам РЦЭР непонятно, почему Комитет по политике цен считает недопустимым дефицит и черный рынок для престижных и дорогих товаров, и при этом предлагает меры с такими же последствиями, но в отношении товаров первоочередной необходимости. Принятие предлагаемых мер может привести к двум последствиям. Либо экономика вернется к исходной ситуации осени 1991 года, либо список принятых, но невыполнимых и невыполняемых решений Правительства пополнится еще одним пунктом. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |