|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Заключение на проект постановления Правительства РФ "О созданиигосударственного внебюджетного инвестиционного фонда реконструкции и развития"вторая половина 1992г. 11.05.1992, Борис Львин
Рабочий центр экономических
реформ рассмотрел предложение Министерства экономики Российской
Федерации о создании государственного внебюджетного инвестиционного
фонда и нашел его не соответствующим логике экономической реформы
и нуждам страны.
Суть представленного проекта ясно видна из сопровождающего его письма Министра экономики. Объявляется, что "требуются новые подходы в финансировании капитальных вложений" - и в следующем абзаце объясняется, что необходимо "вернуться" к старой норме. Не вызывает сомнения обоснованная тревога по поводу недоинвестирования экономики. Но согласиться с предлагаемым решением невозможно. Со стороны наполнения предлагаемого фонда выступают все те же обязательные отчисления предприятий - в виде "специальных отчислений от реализации продукции" (то есть нового налога с оборота), в виде изъятой части амортизации (то есть новой платы за фонды), в виде средств за превышение предельной рентабельности (то есть видоизмененного налога на прибыль). При этом предполагается изымать часть амортизации даже у негосударственных предприятий! Налоговый пресс, таким образом, расширяется - а вместе с ним лоббирование в пользу льгот и исключений. Тревожный процесс создания отраслевых фондов с широкими правами министерств по установлению обязательных и индивидуальных нормативов отчислений в них доходит до логического конца - часть этих фондов предполагается централизовать и перераспределять. Объяснить, почему "льготный и долгосрочный кредит Центрального банка", если он вообще необходим и допустим, должен получать предлагаемый фонд, а не конкретные предприятия и проекты, видимо, невозможно, если не принимать во внимание ведомственные интересы бывшего Госплана. И совершенно непонятны мотивы потенциальных "физических лиц" и "иностранных инвесторов", чей вклад в фонд заботливо предусмотрен. Со стороны расходования средств фонда молчаливо предполагается наличие механизма рационального и беспристрастного отбора направлений инвестиций. Не было и нет абсолютно никаких признаков этого наличия, зато информационная база для принятия решений постоянно сужается и теряет достоверность. Не случайно фонд предполагается строго правительственным, а вопрос о создании независимого агентства по управлению им даже не ставиться. Его внебюджетность выглядит, таким образом, фиктивной, имеющей целью избежать любой внешний контроль. Проект открыто предлагает сосредоточение средств на крупных программах, связанных с расширением производства вместо широкого веера точечных вложений не на расширение, а на переориентацию производства. Ориентация государственных вложений на рост с усилением их концентрации - причина нынешнего кризиса и явно не может быть лекарством от него. Так как слова о "как правило, возвратной основе" являются традиционным советским эвфемизмом, обещающим списание долгов, то проект просто сводится к впрыскивание в экономику дополнительных 650 млрд рублей наиболее неэффективным и консервативным способом. Поощрение инвестиций частных, прежде всего национальных - то есть единственно результативных, - лежит совершенно вне горизонта разработчиков проекта. |
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |