27 август 2020
Либертариум Либертариум

Тенденции без перспектив

Из текста ясно, что позиции некоторых представителей Демократического Выбора России (ДВР) довольно близки либертарианским

"Ибо кто из вас, желая построить башню, не
сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он,
что нужно для совершения ее,

Дабы, когда положит основание и не возможет
совершить, все видящие не стали смеяться над
ними" (Лука, 14, 28-29)

Многое свидетельствует о том, что России нужен новый этап реформ, более масштабный, чем даже в 92-м. И этот этап должен быть прочно обоснован на этапе либеральной идеологии.

В последние годы идеология явно ушла на второй план. Мы долго решали вопрос снижения инфляции, который только в нашей стране считается идеологическим. В развитых странах это вопрос не идеологии, а вменяемости.

Итак, посмотрим, какие решения нам может приложить либеральная идеология.

Прежде всего, должна появиться полноценная частная собственность.

Как ни прискорбно, но долгие годы рыночная реформа игнорировала факт ее отсутствия. Приватизацию можно оценивать по-разному. Она принесла несомненный выигрыш в производительности. Но основной вопрос - создание частной собственности и класса собственников не решен. Здесь можно привести "парадокс приватизации": всем известна потрясающая неэффективность и раздутость штатов советских предприятий, но мы нигде не увидим толпы уволенных. Это означает, что "собственники" приватизированных предприятий являются зиц-председателями. Отсутствие частной собственности является одной из причин российской бедности при огромных ресурсах.

Чтобы рассмотреть вопрос более подробно, необходимо объяснить: что мы будем понимать под частной собственностью. Частная собственность представляет собой коллективное соглашение между людьми о возможности осуществления определенного контроля над редкими благами, предусматривающее определенные механизмы обеспечения условий соглашения. Отдельные полномочия могут передаваться с использованием рыночного обмена. Определение прав собственности представляет собой необходимое условие работы хозяйственного механизма. В противном случае возникает конфликт прав, и нормальное функционирование системы разделения труда моментально начинает рушиться. Причем это одинаково справедливо для социалистической и рыночной экономики. Никак нельзя производить несиловой обмен благами при отсутствии взаимного признания субъектами сделки прав друг друга.

Теперь проанализируем внимательно данное определение прав собственности в свете российских реалий.

Сразу становится очевидным, что никакого соглашения о правах собственности не существует. Мы видим постоянное пересечение множества прав, установленных законом или предполагаемых членами общества. Ярким примером отсутствия согласия является мнение о том, что любые деньги бизнесменов являются воровскими. Отрицание легитимности результатов обмена с необходимостью предполагает отрицание легитимности начального закрепления благ.

Контроль над благами в российских условиях весьма ограничен. Объем полномочий существенно и произвольно меняется в зависимости от решений Власти.

Обеспечение выполнения условий соглашения также весьма проблематично. Всем известна неповоротливость нашей судебной системы.

Все это вместе позволяет говорить как минимум о девальвации прав собственности, как максимум - о ее отсутствии. Именно эта ситуация объясняет громадную недооцененность российских предприятий, существенные колебания фондовых рынков вслед за политической конъюнктурой. Очевидно, что стоимость магазина одна, когда ты сам устанавливаешь цены, и другая - когда в это вмешивается государство. Для земельного участка одна цена, когда ты волен делать на земле все и другая - когда запрещено строительство на ней дома. Именно произвольные перемещения и ограничения прав делают Россию нищей страной.

Следующим принципиальным вопросом можно считать появление в России сильного самостоятельного дружественного государства.

Сильного - значит способного гарантировать выполнение прав собственности. Для создания сильного государства необходимо изменение правоохранительной системы в 3 направлениях.

Первое - сужение сферы полномочий суда. Суд должен не учреждать права, а выяснять.

Второе - повышение оплаты служащих суда. Это должно привлечь в суд квалифицированные кадры.

Третье - поощрение развития частной судебной системы, к которой конфликтующие стороны могли бы обращаться при наличии согласия всех сторон. Исполнение решений частных судов должны быть гарантированы государством.

Самостоятельного - значит, освобожденного от выплаты ренты олигархам. Настоятельно необходимо полное отделение государства от экономики. В идеале - отказ от любых функций, не сводящихся к обеспечению порядка и поддержанию мира. Такое государство резко снизит издержки на законопослушание и переведет их в продуктивное русло. Одновременно высвободится для общества олигархическая рента. Сохранение текущей ситуации означает продолжение инвестиций в сотрудничество с чиновниками (коррупцию), а не в сотрудничество с обществом.

Дружественного - значит максимально безопасного и приближенного к человеку.

Здесь важна работа по 3 следующим направлениям.

Первое - регионализация. Громадные противоречия в общественном сознании резко повышают индивидуальные издержки от принятия любого конкретного решения. Это предполагает необходимость резкого уменьшения общероссийских коллективных действий с увеличением доли действий на уровне субъектов федерации и, особенно, муниципальном уровнях, где уровень согласия будет выше, а издержки - меньше.

Второе - минимизация издержек от политического процесса принятия решений. Наиболее важна защита прав политических меньшинств, максимальное ограничение эксплуатации меньшинства. В качестве программы минимум необходимо утверждение налогов по правилам конституционного закона т.к. налоги затрагивают одно из основных конституционных прав индивида - право собственности.

Третье - обеспечение свободы индивида. Эта часть реформы тесно связана с установлением прав собственности т.к. права и свободы человека фактически означают право собственности на самого себя. Причем задача четкого определения прав представляется более значительной, чем конкретный набор этих прав. В качестве программы максимум необходимо отделение естественных прав человека (свобода, жизнь, частная собственность) от прав, означающих требования к другим людям (право на труд, образование). Первыми должны обладать все граждане, вторые же должны приобретаться в результате свободных соглашений. При этом свободные соглашения должны быть поставлены выше любых Гражданских Кодексов до тех пор, пока не ограничена свобода не участвующих в сделке. Таким образом, при несоответствии условий договора ГК или другим подобным документам, применяются нормы договора. ГК сохраняется для создания договоров "по умолчанию" для снижения трансакционных издержек.

Проведение реформы в рамках этих направлений позволило бы в кратчайшие сроки создать динамичную, быстроразвивающуюся экономику. Это реальные картины реального будущего.

Но на сегодня остается повторить слова Гайдара в 1994 году: "Реформы окончены. Забудьте."... И мы забудем, лет на пять.

Сегодня мы видим, что реформы 92-98 окончились неудачей. И виноваты здесь не только коммунисты.

"Шейх блудницу стыдил: "Ты, беспутница, пьешь,
Всем желающим тело свое продаешь!"
"Я, - сказала блудница, - и вправду такая,
Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь?" (Омар Хайям)

Голос коммунистической блудницы сегодня ясно обличил бы нашего правительственного шейха. Технократы-рыночники оказались не многим лучше их политических противников. Если посмотреть правде в глаза, то мы увидим, что Правительство отказалось от рыночного языка в своих заявлениях. Это очень опасная тенденция. У нас давно не было Правительства определяющего обоснованность цен, говорящего о поддержке национальных производителей. У нас давно не практиковались дела "Уринсонов-убийц". У нас уже давно не было конфискационных действий, наподобие принудительных обменов.

Последние шаги Правительства означают банкротство государства. Безвозвратно (в ближайшей перспективе) потеряно доверие инвесторов (внутренних и внешних). Неутешительна и ситуация с налогами. Все это оставляет только один путь - конфискационные действия с усилением перераспределения, которое позволит держать на плаву зарегулированный бизнес.

Отставка Кабинета только закрепила создание левопопулистического Правительства. Формирование такого Правительства означает откат, как в экономической политике, так и в массовом сознании. Общее разочарование реформами будет преобладающим чувством. К сожалению Власть, потеряв массу времени, стала неспособна построить "башню" реформ. Мы положили основание и не "возмогли совершить", но, право, здесь уже нет ничего смешного.

Нынешние тенденции перечеркнули ближайшую перспективу развития России.

Либертарианская партия США сделала своим лозунгом: "Партия принципа". ДВР необходимо сделать то же самое и заявить об оппозиции нынешнему курсу, чтобы впоследствии возглавить реформы. Это определит наш выбор: войти в историю или уйти с историей.

Вадим Новиков,
Председатель комиссии по молодежной политике партии ДВР

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020