28 апрель 2017
Либертариум Либертариум

Инжиниринг Партии свободы или BPR партстроительства

Миссия, цели и критерии оценки успешности создания Партии Свободы - обсуждаются различные варианты.

Удачно начатая Андреем Василевским дискуссия о смысле жизни возможной партии Свободы побудила меня изложить свои соображения по этому поводу.

Дававйте посмотрим на потенциальное объединение сторонников либерального пути развития России как на вновь создающееся предприятие. Для этого нам понадобится сформулировать такие вещи, как:

  1. Среднесрочная цель Партии Свободы (ее миссия) -- или набор миссий с определенными сроками.
  2. Критические факторы успеха с цифровыми показателями, которые позволяют определить, достигли ли мы своей цели
  3. Главные процессы, влияющие на эти факторы
  4. Организационная структура, позволяющая наиболее эффективно исполнять эти процессы с использованием информационных технологий.

Одно из основных правил, которые сегодня применяются при формулировании миссии предприятия (компании) -- миссия должна быть a stretch, but reachable. То есть в переводе на русский -- надо ставить цель трудно достижимую, но достижимую. Реально оценивая сегодняшнюю ситуацию на российском идеологическом рынке, ставить перед собой задачи преодоления 5% барьера на основе идей "Либеральной хартии" -- безумие. Максимум, на что такая партия могла бы рассчитывать в обозримый период (до 5 лет) как самостоятельный участник предвыборной кампании -- какой-нибудь советник районной управы в продвинутом микрорайоне Москвы или Питера. Мы должны твердо сказать себе, что в предвыборных кампаниях текущего и следующего цикла на уровнях городов и выше Партия Свободы победить не может. (Однако это не значит, что она не должна в них участвовать -- об этом ниже). Чтобы победить, надо становиться ближе к центру, и сегодня это можно сделать, поддержав , например, ДВР.

По моему мнению, миссией Партии Свободы на ближайшие пять лет должна бы стать пропаганда либерального мировоззрения и организационное формирование ядерных структур, поддерживающих проведение соответствующей агитации. Такая миссия могла бы быть сформулирована как:

"К концу 2000 года добиться существенного увеличения осознанных сторонников либерального развития России среди избирателей за счет четко идентифицированной пропаганды."

ИЛИ

"К концу 2000 года добиться существенного увеличения избирателей, осознанно голосующих за сторонников либерального развития России за счет четко идентифицированной пропаганды."

ИЛИ

"К 2005 году обеспечить управление 0x.xx% голосов избирателей за счет разветвленной агитационной структуры на основе сторонников либерального развития России"

Обратите внимание, что это три разные миссии! И решать их нужно по-разному. Нам надо понять -- что мы хотим в краткосрочной (1--3--5 лет) перспективе: увеличить долю ДВР в Госдуме? получить платформу и инструмент для научения избирателей? получить влияние на общественное мнение?

При этом термин "существенное увеличение" нуждается в числовом определении (на 60%, в 10 раз и т.п.) и baseline -- то есть в точке отсчета. Например, можно было бы взять за основу "Самый короткий в мире политический тест" (адаптированный к российским условиям), заказать ВЦИОМу всероссийский опрос по этим 10 вопросам, и получить наши доли процентов. Если опрос, проведенный через 2 года покажет 7-кратный рост -- значит, не зря боролись.

При этом стиль и методы пропаганды могут различаться весьма серьезно -- сравните, например, хаотическую деятельность "Субтропической России" и последовательную, целенаправленную вербовку РНЕ. Собственно содержание деятельности Партии должно быть сформулировано в процессе анализа ключевых факторов успеха -- то есть подцелей, которые необходимы для достижения миссии. Предлагаю обсудить это в открытом режиме -- вот вброс:

  • Высокий тираж либеральных изданий (включая Интернет и электронные)
  • Высокий индекс цитирования либеральных идей в СМИ
  • Наличие "полевых" пропагандистов
  • Согласованность пропагандистских усилий
  • Высокая квалификация "агитаторов"
  • Наличие узнаваемого brandname Партии или Движения
  • ????

Комментарии (1)

  • Инжиниринг Партии свободы или BPR партстроительства

    > Реально оценивая сегодняшнюю ситуацию на
    > российском идеологическом рынке, ставить перед собой задачи преодоления
    > 5% барьера на основе идей "Либеральной хартии" -- безумие. Максимум, на
    > что такая партия могла бы рассчитывать в обозримый период (до 5 лет) как
    > самостоятельный участник предвыборной кампании -- какой-нибудь советник
    > районной управы в продвинутом микрорайоне Москвы или Питера.

    Мне это не кажется вполне верным. Т.е. конечно безумие думать, что 5 % населения могут проголосовать за Либеральную хартию. А вот то, что 5 и даже немного более % могут через несколько лет проголосовать за партию с красивым названием, симпатичным лидером, деньгами на рекламу, хорошим PR и 3--4 популистски хорошо адаптированными лозунгами на основе Либеральной хартии, точно нацеленными на определенные группы населения (меньшинства разного рода) вовсе не безумие. Просто маловероятный вариант.

    А вот получить местный выборный пост в каком-то смысле труднее. Здесь требуется получить хотя бы локальное большинство. Т.е. получить легко, но только если кандидат своей связи с Партией Свободы особо афишировать не будет J .

    В общем из числа потенциальных целей я бы не исключал.

    О предложенных вариантах миссий:

    "К концу 2000 года добиться существенного увеличения осознанных сторонников либерального развития России среди избирателей за счет четко идентифицированной пропаганды."

    Мне кажется эта миссия для просветительской организации, а не для партии все-таки. Партия не лучший амвон, если говорить не о конкретных выборах, а о жизни вообще. Ну хотя бы потому, что сразу отбрасывает от Вас тех, кто уже имеет какую-то партийную идентификацию. И это не единственный минус.

    ИЛИ

    "К концу 2000 года добиться существенного увеличения избирателей, осознанно голосующих за сторонников либерального развития России за счет четко идентифицированной пропаганды."

    В принципе возможна. В той части, которая не просветительская, решаться может при довольно глубокой интеграции с существующими либеральными и полулиберальными структурами. Может даже вхождением в состав. Кстатьи, не уточните, что Вы имеете в виду под "идентифицированной пропагандой" и под "ядерными структурами" заодно? То есть, я предполагаю ответы, но хотелось бы быть уверенным, что говорим на одном языке.

    ИЛИ

    "К 2005 году обеспечить управление 0x.xx% голосов избирателей за счет разветвленной агитационной структуры на основе сторонников либерального развития России"

    В принципе возможна, но ограниченно рациональна. Слишком мал будет % для того, чтобы на что-то повлиять. Управлять голосами очень сложно. Сложнее чем завоевать их для себя. Многочисленные неудачные попытки кандидатов выбывших в 1-м туре передать голоса своему фавориту во 2-м туре об этом свидетельствуют.

    При этом термин "существенное увеличение" нуждается в числовом определении (на 60%, в 10 раз и т.п.) и baseline -- то есть в точке отсчета. Например, можно было бы взять за основу "Самый короткий в мире политический тест" (адаптированный к российским условиям), заказать ВЦИОМу всероссийский опрос по этим 10 вопросам, и получить наши доли процентов. Если опрос, проведенный через 2 года покажет 7-кратный рост -- значит, не зря боролись.

    Ничего не значит. После не значит из-за. Может просто в тот момент коммунисты за....ли или число голосующей молодежи никогда не учившей истмат так выросло или пятна на Солнце. Да мало ли еще что.

    Высокий тираж либеральных изданий (включая Интернет и электронные)...

    Что имеется в виду? Типа ставить баннеры на своих страничках? Подбрасывать прочитанный условный "Русский Телеграф" в почтовый ящик к соседу для ознакомления? Или пойти на альянс с конкретным изданием, помогать делать более дешевую подписку (без стоимости услуг Роспечати)?

    Если говорить о методах партийной деятельности, то один из лучших это проведение общественных компаний. Это и продвижение конкретной либеральной идеи в широкие массы и вербовка потенциальных активистов партии среди активистов кампании. Пример кампании отраженный в Либертариуме -- борьба с ФАПСИ по поводу СОРМ, например. Не грех присоединяться к чужой богоугодной деятельности. Вот Радикальная Антимилитаристская Ассоциация, например. Борются с воинской обязанностью. Активно и, на индивидуальном уровне, небезуспешно.

    Если бы удалось стать связующим звеном между такими проектами, найти способы мобилизовывать их на поддержку друг другу, то партия уже состоялась бы.

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2017