27 август 2020
Либертариум Либертариум

6.1. Цели и задачи реформирования

Учитывая особую важность отрасли, цель реформирования электроэнергетики должна соответствовать общенациональным интересам, а именно обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики страны и социальной сферы.

Исходя из этого, стратегической задачей реформирования является переход электроэнергетического комплекса в режим устойчивого развития на базе прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, достижение на этой основе надежного, экономически и экологически эффективного обеспечения платежеспособного спроса национальной экономики и населения на электрическую и тепловую энергию, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

6.2. Смежные отрасли и внешние условия функционирования

Ситуация в смежных с электроэнергетикой отраслях и секторах национального хозяйства влияет на выбор целесообразных принципов и направлений реформирования электроэнергетики, равно как имеет место и обратное влияние.

Топливные отрасли оказывают определяющее влияние на формирование производственной структуры электроэнергетики страны, а также на динамику изменения цен на электроэнергию и тепло. В свою очередь, цены на топливо для электростанций определяются государственной политикой по реформированию топливных отраслей, а также по регулированию этих цен на внутреннем рынке. Благодаря определяющему влиянию ситуации в топливных отраслях на развитие электроэнергетики концепции реформирования отраслей ТЭК необходимо рассматривать согласованно. Дерегулирование рынка электроэнергии должно сочетаться с дерегулированием рынка газа.

Тепловое хозяйство и коммунальная энергетика. Тепловое хозяйство страны испытывает ряд серьезных проблем, большая часть из которых характерна и для электроэнергетики, однако некоторые из них являются специфическим для коммунальной энергетики, в частности, наличие множества мелких неэффективных котельных. Важным является уточнение статуса коммунальных электроснабжающих организаций и реформа системы их хозяйственного управления.

Крупные потребители уже на первых этапах реформирования электроэнергетики могут выступать в качестве самостоятельных субъектов оптового рынка электроэнергии. Особенно это касается промышленных потребителей с преобладанием энергоемких производств (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, лесная и деревообрабатывающая промышленность).

Энергомашиностроение и электротехническая промышленность. Ситуация в этих отраслях влияет на развитие электроэнергетики и успешность ее реформирования в связи с необходимостью восстановления производственного потенциала энергомашиностроительных предприятий.

6.3. Реформа государственного регулирования, снижение барьеров для входа и деятельности в электроэнергетике

6.3.1. Общие меры по дерегулированию отрасли

Одним из важнейших инструментов оздоровления и развития электроэнергетики является снятие барьеров на пути появления новых независимых производителей электро- и теплоэнергии, компаний по предоставлению сетевых услуг, сбытовых компаний.

С целью снижения барьеров входа, развития конкуренции, а также повышения надежности и безопасности эксплуатации объектов электроэнергетики существующий предварительный разрешительный порядок (лицензирование видов деятельности) должен быть заменен на законодательное установление нормативов безопасности (отраслевых, экологических и прочих) и регулярный мониторинг этих нормативов. Главгосэнергонадзор и другие контрольные органы должны не выдавать лицензии, а следить за фактическим выполнением таких нормативов и, в случае их нарушения, -- штрафовать нарушителей или требовать прекращения их деятельности в судебном порядке.

Лица, осуществляющие строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей в генерации и передаче электроэнергии должны иметь право самостоятельно на договорной основе определять все условия своих (в том числе будущих) отношений по вопросам использования новых мощностей с другими субъектами электроэнергетики, включая и цены контрактов. Государственное принуждение, регулирование и ценообразование при наличии таких договоров не применяется.

6.3.2. Первоочередные меры

В области тарифного и иного регулирования должны быть предприняты следующие первоочередные меры:

  • Преобразование региональных энергетических комиссий в подразделения ФЭК;
  • Организационное и финансовое укрепление ФЭК, придание ей независимого статуса;
  • Введение раздельного регулирования по видам деятельности;
  • Изменение порядка расчета и определения тарифов;
  • Ликвидация списка «неотключаемых» потребителей с целью полного исключения неплатежей в отрасли.
  • Устранение перекрестного субсидирования.

6.3.3. Регулирующие органы

Статус ФЭК следует превратить из декларативно независимого в реально независимый.

Необходимо преобразовать Региональные Энергетические Комиссии в филиалы ФЭК, которые будут использоваться для сбора и анализа необходимой информации на местном уровне, а также принятия регулирующих решений в рамках принимаемой на федеральном уровне методологии.

Решения ФЭК и ее подразделений должны выноситься на основе открытых публичных слушаний. Необходимо изменить регламент рассмотрения предложений, предусмотрев увеличение объема информации о своей деятельности, предоставляемой энергокомпаниями, а также увеличить сроки рассмотрения материалов при установлении тарифов.

6.3.4. Методика тарифообразования

Приоритетами новой системы установления тарифов должны стать:

  • раздельное регулирование производства, передачи и сбыта для интегрированных компаний;
  • создание у энергокомпаний заинтересованности в снижении издержек путем изменения методологии регулирования.

Тарифы должны предусматривать разумную норму рентабельности энергокомпаний и фиксироваться в реальном выражении на определенный период регулирования (три -- четыре года). Сэкономленные энергокомпанией средства остаются в распоряжении компании после уплаты законодательно установленных налогов и сборов.

При этом необходимо предусмотреть регулярную автоматическую корректировку тарифа на:

  • а) величину изменения стоимости неконтролируемых видов затрат (таких, как цены на топливо или покупную электроэнергию, абонентную плату), и
  • б) для контролируемых статей затрат на величину инфляции.

6.3.5. Ликвидация списка «неотключаемых» потребителей

С целью обеспечения платежеспособности и ликвидности отрасли приоритетным является ликвидация списка «неотключаемых» потребителей. Его отмена является единственным действенным способом обеспечения полного сбора платежей энергокомпаниями. Непрерывное обеспечение бюджетных потребителей электроэнергией и теплом должно быть обеспечено путем безусловного включения расходов на энергоносители в бюджеты всех уровней.

6.3.6. Устранение перекрестного субсидирования

Устранение перекрестного субсидирования является необходимым условием эффективного рыночного ценообразования и составным элементом реформирования электроэнергетики. При этом должно быть устранено перекрестное субсидирование между различными группами потребителей электроэнергии (в основном промышленностью и населением), теплоэнергией и электроэнергией, межрегиональное субсидирование.

6.3.7. Меры в ходе реализации реформы

Важнейшей мерой реформирования должен стать поэтапный переход от регулирования полного тарифа на электроэнергию для всех категорий потребителей к регулированию тарифов на сетевые услуги. При этом обеспечивается свободный недискриминационный доступ к сетевой инфраструктуре рынка.

После возникновения оптового рынка электроэнергии установление тарифа для потребителей, пока не получивших право выхода на свободный рынок, будет осуществляться путем сложения оптовой цены электроэнергии и регулируемых надбавок за сетевые услуги и сбыт электроэнергии. По мере открытия рынка для данной категории потребителей будет осуществлен переход на регулирование только тарифа на сетевые услуги.

По мере реализации концепции регулируемыми видами деятельности в энергетике останутся услуги по диспетчеризации и сетевые услуги по передаче электроэнергии (тарифы на передачу и распределение электроэнергии для Федеральной Сетевой Компании, вертикально-интегрированных компаний и их дочерних компаний). Также будут регулироваться тарифы на теплоэнергию.

Абонентная плата, взимаемая РАО «ЕЭС России», должна быть поэтапно преобразована в плату за мощность сети, определяемую в соответствии с общей методологией установления тарифов в электроэнергетике.

6.3.8. Регулирование теплоснабжения

В области теплоснабжения приоритетным является постепенное повышение тарифов для всех потребителей, прежде всего населения до уровня реальной стоимости с одновременным переходом на предоставление адресных субсидий малоимущим слоям населения. Такие изменения приведут к большей прозрачности расчетов в этом сегменте электроэнергетики, создадут заинтересованность потребителей в энергосбережении и ускорят развитие альтернативных методов теплообеспечения. Это направления реформы электроэнергетики тесно связано с жилищно-коммунальной реформой.

Тарифы на теплоэнергию устанавливаются производителями на основании разрабатываемых ФЭКом детальных методик. Их уровень контролируется региональными филиалами ФЭК.

6.4. Оздоровление электроэнергетики и использование внутренних резервов

6.4.1. Необходимость подготовительного этапа реформирования

До реорганизации компаний и любых изменений собственности в ходе реформирования необходимо проведение мероприятий, направленных на обеспечение финансового оздоровления предприятий отрасли, раскрытие внутренних резервов отрасли и создание инфраструктуры рынка в отрасли.

Структурные реформы в отрасли будут неизбежно связаны с изменением состава и конфигурации хозяйствующих субъектов. Попытка провести такие изменения в условиях финансовой слабости и фактически предбанкротного состояния большинства предприятий обречена на неуспех. В этом случае интересы государства как основного владельца активов в отрасли могут пострадать.

6.4.2. Мероприятия подготовительного этапа реформирования

В области финансовой санации и мер по повышению эффективности работы компаний отрасли следует провести следующие группы мероприятий:

  • устойчивое закрепление сбора живых денежных средств с конечных потребителей за текущие поставки на уровне, близком к 100%;
  • инвентаризация имеющихся активов и пассивов;
  • технический аудит и переход к регулярному мониторингу технического состояния основных средств;
  • сбор просроченной дебиторской задолженности;
  • реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженности, погашение которой невозможно в ближайшее время;
  • вывод из состава электроэнергетических компаний и возможная продажа активов, не связанных с осуществлением основной деятельности (объекты социальной сферы, банковская, страховая деятельность, средства массовой информации и т.п.);
  • введение раздельного финансового учета по видам деятельности;
  • введение финансовой отчетности по международным стандартам;
  • внедрение систем учета потребления/перетока электро- и теплоэнергии для самих электроэнергетических компаний, а также потребителей;
  • выработка и реализация программ снижения издержек;
  • выработка и реализация программ повышения инвестиционной привлекательности;
  • внедрение стратегического планирования в компаниях.

Данные мероприятия следует инициировать через представителей государства в органах управления компаний отрасли.

6.5. Федеральная сетевая компания

Для запуска эффективно функционирующего оптового рынка электроэнергии необходимо создание Федеральной Сетевой Компании на базе магистральных сетей, находящихся в собственности Общества РАО «ЕЭС России» путем выделения из него Холдинга, являющегося держателем всех несетевых активов РАО «ЕЭС России» (в основном пакетов акций в региональных вертикально-интегрированных компаниях и федеральных электростанциях). С целью защиты прав акционеров и кредиторов выделение активов в Холдинг должно проводиться в форме реорганизации РАО «ЕЭС России» с пропорциональным распределением акций Холдинга среди акционеров Общества РАО «ЕЭС России» на момент выделения. Государство будет иметь контрольный пакет и в сетевой компании и в Холдинге.

Сети, находящиеся в собственности АО-энерго, выделяются в отдельные 100-процентные дочерние компании АО-энерго.

Наличие собственных генерирующих мощностей в рамках Федеральной сетевой компании породит конфликт интересов и воспрепятствует созданию эффективного оптового рынка, поэтому является недопустимым. Регулирование частоты Единой энергосистемы обеспечивается путем правильного диспетчирования подключенных к сети генерирующих мощностей независимо от структуры собственности в них.

6.6. Вертикальная интеграция в отрасли

Реформирование электроэнергетики осуществляется с сохранением вертикально-интегрированных компаний. Оно является необходимым, так как позволяет совместить преимущества рыночного ценообразования на оптовом и розничном рынках, с одной стороны, и сохранить надежность функционирования важнейшей жизнеобеспечивающей отрасли, с другой. Представляется целесообразным наличие определенных генерирующих мощностей, позволяющих поддерживать энергоснабжение в пиковых ситуациях, в руках компаний, одновременно владеющих распределительными сетями и осуществляющих сбытовую функцию. Вертикальная интеграция обеспечивает эффективность сетевого строительства, правильные инвестиционные решения в котором возможны только при сохранении непосредственного контакта между компанией, владеющей распределительными сетями, и конечными потребителями, позволяющего ее прогнозировать изменения конечного спроса на электроэнергию.

Существование вертикально-интегрированных компаний в отрасли не противоречит существованию свободного рынка электроэнергии как для самих энергокомпаний, так и для конечных потребителей. Эффективное регулирование в отрасли обеспечит право свободного недискриминационного доступа третьей стороны (то есть независимых генераторов, трейдерских компаний, потребителей и т.д.) к распределительным сетям АО-энерго, как, например, на полностью либерализованном рынке электроэнергии Германии.

После введения свободного рынка АО-энерго несут ту же ответственность за надежное энергоснабжение на их территории обслуживания, что и сегодня. Эта ответственность выражается в безусловном присоединении любого обратившегося за этой услугой потребителя к распределительной сети. Любой потребитель сможет приобретать электроэнергию у сбытового подразделения АО-энерго, не теряя при этом права обращения к любой другой сбытовой организации при условии оплаты распределительного тарифа АО-энерго.

В дальнейшем платежеспособный потребитель постепенно станет принимать на себя риск неполучения электроэнергии от недобросовестного производителя или перепродавца, при необходимости прибегая к страховым принципам (в настоящее время гарантия получения электроэнергии ему фактически предоставлена по закону государством).

6.7. Консолидация компаний

Вертикально-интегрированные компании, созданные в ходе приватизации, совпадают по границам территорий обслуживания с субъектами Российской Федерации. Кроме того, каждая крупная электростанция федерального уровня инкорпорирована в качестве отдельного предприятия. Такой способ разгосударствления не был подкреплен экономическими расчетами и целесообразностью. Это является причиной ряда серьезных проблем.

Государство и другие собственники активов отрасли заинтересованы в укрупнении компаний отрасли (вертикально-интегрированных, а также федеральных станций) для получения ими экономических преимуществ, создания условий для демонополизации рынка и повышения их рыночной стоимости. Предпосылки для укрупнения будут созданы после реализации в отрасли подготовительного этапа реформирования.

При укрупнении компаний отрасли будет достигнут ряд положительных эффектов:

  • созданы предпосылки для демонополизации отрасли путем выхода компаний из Холдинга;
  • получена экономия издержек от эффекта масштаба (особенно в таких областях, как управленческие расходы, закупки топлива, материалов, оборудования и т.п.);
  • повысится уровень собственных инвестиций в отрасли путем концентрации внутренних инвестиционных ресурсов компаний, которая упростит реализацию более крупных проектов реконструкции и сооружения энергообъектов;
  • преодолена часто имеющая место зависимость энергокомпаний от местных властей и крупных потребителей, оказывающих негативное влияние на их деятельность;
  • повысится привлекательность энергокомпаний для финансовых инвесторов, что даст возможность привлекать внешние инвестиции с помощью выпуска акций и долговых обязательств;
  • повысится привлекательность компаний для стратегических инвесторов, которые будут видеть в них сильных местных партнеров, что позволит заключать взаимовыгодные соглашения о партнерстве и сотрудничестве;
  • сконцентрированы ограниченные управленческие ресурсы;
  • созданы условия для получения согласия 75% акционеров Холдинга на демонополизацию путем реорганизации Холдинга, так как укрупненные компании будут более инвестиционно-привлекательными;
  • обеспечен рост рыночной стоимости укрупняемых компаний, что создаст благоприятные условия для приватизации государственной доли капитала в случае необходимости.

На состав укрупненных компаний в отрасли будет оказывать влияние наличие в Российской Федерации нескольких ярко выраженных энергозон, перетоки электроэнергии между которыми затруднены из-за сетевых ограничений.

Для недопущения монополистических тенденций в отрасли нецелесообразны слияния вертикально-интегрированных компаний с находящимися на их территории обслуживания федеральными станциями.

Таким образом, в ходе слияний региональных вертикально-интегрированных компаний могут быть созданы укрупненные вертикально-интегрированные компании, а в ходе слияний федеральных станций – укрупненные генерирующие компании. При этом генерирующие компании могут быть как смешанными (то есть включать тепловые и гидроэлектростанции), так и специализированными (электростанции одного типа).

Консолидация компаний может осуществляться по инициативе акционеров Холдинга, его менеджмента, акционеров вертикально-интегрированных компаний и федеральных станций, их менеджментов путем решений собраний акционеров консолидируемых компаний. На базе ГК «Росэнергоатом» могут быть созданы несколько генерирующих компаний.

6.8. Демонополизация рынка

Полноценное рыночное ценообразование предполагает демонополизацию отрасли. Она должна происходить путем выделения отдельных компаний из Холдинга с пропорциональным распределением принадлежащего Холдингу пакета акций выделяемой компании среди акционеров Холдинга. Ускоренная продажа активов новым собственникам как способ демонополизации отрасли нецелесообразна.

Реорганизация Холдинга приведет к следующим последствиям:

  • будет демонополизирован рынок электроэнергии;
  • повысится ответственность за энергоснабжение путем ее передачи от Холдинга, непосредственно не обладающего производственными активами, к региональным компаниям, непосредственно занимающимся энергоснабжением конечных потребителей;
  • будет ликвидировано промежуточное (излишнее) звено управления и контроля в виде Холдинга;
  • косвенное участие акционеров, в том числе государства, в капитале дочерних и зависимых компаний Холдинга, будет заменено на прямое;
  • будет обеспечено непосредственное участие акционеров, в том числе государства, в управлении и контроле за производственными и иными активами, находящимися в дочерних компаниях Холдинга;
  • будет высвобождена управленческая инициатива за счет придания реальной независимости компаниям;
  • повысится рыночная стоимость компаний отрасли, что увеличит инвестиционный потенциал самих компаний, создаст условия для приватизации государственных пакетов акций в них.

Выделение компаний их Холдинга будет происходить постепенно, путем выделения крупных компаний и по мере достижения менее крупными из них критической массы в ходе консолидации отрасли и повышения инвестиционной привлекательности их акций. Оно может осуществляться по инициативе акционеров Холдинга, его менеджмента, акционеров вертикально-интегрированных компаний и федеральных станций, их менеджментов путем принятия решений собранием акционеров Холдинга.

6.9. Рынок электроэнергии

6.9.1. Участники рынка

В результате реформирования отрасли будет сформирован единый эффективный рынок электроэнергии (мощности). На конечном этапе реализации реформы рынок электроэнергии (мощности) будет открыт для доступа всех категорий конечных потребителей и производителей.

Инфраструктура рынка будет включать:

  • Федеральную сетевую компанию;
  • сетевые подразделения и дочерние компании вертикально-интегрированных компаний;
  • независимые сетевые компании, образованные на базе новых межсистемных линий электропередачи;
  • независимого системного оператора;
  • независимого коммерческого оператора.

Участниками оптового рынка будут:

  • генерирующие компании, образуемые на базе существующих тепловых, гидравлических и атомных электростанций;
  • генерирующие подразделения вертикально-интегрированных компаний
  • независимые генерирующие компании;
  • перепродавцы электроэнергии на оптовом рынке.

Покупателями (перепродавцами на розничных рынках) будут:

  • сбытовые подразделения вертикально-интегрированных компаний;
  • независимые сбытовые компании;
  • крупные потребители электроэнергии, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке.

Участниками розничных рынков будут:

  • сбытовые подразделения вертикально-интегрированных компаний;
  • независимые сбытовые компании;
  • мелкие и средние потребители электрической энергии.

6.9.2. Основные фазы формирования рынка электроэнергии

Либерализация рынка электроэнергии и формирование единого рынка будет включать следующие последовательные фазы:

  1. Формирование технологической и коммерческой инфраструктуры рынка, включающей создание системного и коммерческого операторов оптового рынка.
  2. Дерегулирование оптового рынка с открытием доступа на него производителей электроэнергии, перепродавцов электроэнергии на оптовом рынке, вертикально-интегрированных компаний и крупных потребителей;
  3. Переход от регулирования полного тарифа на электроэнергию к регулирование тарифа на сетевые услуги и сбытовой надбавки для конечных потребителей, которым на данном этапе не разрешен выход на дерегулированный рынок;
  4. Поэтапное дерегулирование розничных рынков за счет внедрения конкуренции в области сбыта для всех категорий потребителей.

6.9.3. Формирование технологической инфраструктуры рынка

Для технического обеспечения функционирования оптового рынка следует внедрить необходимые приборы учета в магистральных электрических сетях и в точках снабжения крупных потребителей электроэнергии.

На базе ЦДУ ЕЭС и ОДУ создается независимый системный оператор оптового рынка. Во избежание конфликта интересов деятельность по диспетчированию необходимо отделить от коммерческой деятельности.

Функции системного оператора заключаются в выполнении существующих функций ЦДУ и ОДУ, с учетом повышения эффективности оптимизации энергетических режимов ЕЭС и ОЭС за счет привлечения к несению нагрузки электростанций на базе ценовых заявок производителей. Кроме системного, создается и коммерческий оператор оптового рынка (администратор торговой системы), который выполняет функции:

  • клирингового центра, определяющего равновесную отпускную цену оптового рынка на основании данных графиков нагрузки продавцов электроэнергии и уровня потребления, предоставленных системным оператором, с учетом стоимости системных услуг;
  • центра коммерческих расчетов между продавцами и покупателями электроэнергии, реализуемой на конкурентном оптовом рынке. Коммерческий оператор учреждается всеми участниками оптового рынка в форме некоммерческой организации.

Для разрешения конфликтных ситуаций в случае невозможности принятия согласованного решения большинством голосов участников при коммерческом операторе создается арбитражный орган, формируемый участниками рынка на выборной основе из независимых профессионально подготовленных экспертов, не аффилированных с участниками рынка.

6.9.4. Дерегулирование оптового рынка

Предлагаемая структура оптового рынка электроэнергии включает следующие виды торговых отношений:

  • спотовый рынок представляет собой ежедневно проводимый за сутки до осуществления поставок аукцион ценовых заявок продавцов и покупателей, по результатам которого устанавливается равновесная цена на каждый час следующих суток и соответствующие индивидуальные графики производства и потребления электроэнергии участниками рынка.

В соответствии с указанными интервальными ценовыми заявками, начиная с минимальных уровней ценовых предложений и в порядке их возрастания, системный оператор составит график нагрузки электростанций и на основании прогнозируемого графика потребления определит равновесную цену оптового рынка, величину необходимого оперативного резерва мощности и график участия электростанций в покрытии оперативного и аварийного резервов мощности.

Спотовая цена оптового рынка в каждом из расчетных интервалов времени будет включать равновесную цену производства, стоимость поддержания оперативного резерва и мобилизации аварийного резерва мощности.

  • срочный (договорной) рынок с формированием двусторонних форвардных договоров на среднесрочную (месяц, квартал, полгода) и долгосрочную (год, несколько лет) перспективы. Заключение подобных договоров позволяет участникам рынка снизить их риски, связанные с возможными изменениями цены на спотовом рынке. Поскольку реализация поставок по таким договорам влияет на фактические режимы передачи электроэнергии в ЕЭС, правилами рынка должно быть предусмотрено требование учета всех заключенных договоров в процессе торгов на спотовом рынке.

Заключение срочных контрактов на рынке электроэнергии может реализовываться как через инициативные двусторонние переговоры участников без посредничества коммерческого оператора, но по согласованию с независимым системным оператором, так и через централизованную торговую площадку, организуемую коммерческим оператором с оказанием брокерских услуг для заключения двусторонних договоров. Введение договорной системы отношений фактически устанавливает свободу выбора покупателями поставщиков энергии, а также установления ими взаимовыгодных условий оплаты и сроков поставок.

Для новых производителей электроэнергии должно допускаться как присоединение к существующим правилам ценообразования на едином оптовом рынке, так и применение других правил ценообразования, не препятствующих остальным участникам оптового рынка пользоваться существующими правилами.

6.9.5. Дерегулирование розничного рынка

После дерегулирования оптового, но до дерегулирования розничного рынка цена электроэнергии у розничного потребителя складывается из цены оптового рынка плюс регулируемый тариф на сетевые услуги, плюс регулируемая сбытовая надбавка вертикально-интегрированной компании.

После полного дерегулирования розничного рынка цена электроэнергии для всех конечных потребителей определяется на рынке с учетом регулируемых тарифов на сетевые услуги. Существующие вертикально-интегрированные компании не имеют права отказывать независимым сбытовым компаниям в транзите через свои сети электроэнергии, покупаемой указанными сбытовыми организациями на оптовом рынке.

В процессе дерегулирования розничного рынка должно возникнуть достаточное количество квалифицированных независимых сбытовых компаний, имеющих опыт работы на розничном рынке в условиях конкуренции с «гарантирующими» поставщиками и между собой, а также оснащения розничных потребителей приборами учета электроэнергии, позволяющими независимым поставщикам отображать покупателю в темпе процесса текущую стоимость приобретаемого ими товара.

Установка таких приборов учета позволит покупателю реализовать свое право отказа от товара на невыгодных для него условиях, что, применительно к электроэнергетике, приведет к повышению эластичности спроса, повышению использования альтернативных источников энергии и к снижению потребности в инвестиции в новые генерирующие источники.

6.10. Рынок теплоэнергии

Рынок тепла в силу его технологических особенностей является локальным. Существуют большие региональные различия в особенностях его функционирования. Регулирование теплоснабжения и ценообразования на рынке тепла осуществляется региональными подразделениями ФЭК. Тарифы на теплоэнергию устанавливаются производителями на основе методической базы, разрабатываемой ФЭК. Их уровень контролируется региональными подразделениями ФЭК.

6.11. Региональные особенности реформирования

В процессе формирования единого оптового рынка должны быть учтены его региональные особенности, определяемые наличием сетевых ограничений, приводящим к появлению различных ценовых зон, а также неоднородным территориальным размещением топливных ресурсов, ведущем к различиям ценовых заявок производителей электроэнергии в различных регионах вследствие существенных различий в стоимости топлива и затрат на его транспортировку.

В ходе реформирования должно быть предусмотрено формирование правильных ценовых сигналов для инвесторов в будущие независимые электростанции в регионах.

С точки зрения вовлечения угля в топливный региональный баланс наиболее перспективной представляется ОЭС Урала ввиду близости угля из Кузнецкого бассейна. Особенностью Уральского региона также является значительный потенциал для внутреннего сетевого строительства (и создания соответствующей мотивации для инвесторов) с целью выдачи «запертой» мощности в Тюменской энергосистеме.

Становление оптового рынка в Европейской части ЕЭС, где планируется завершение строительства пяти энергоблоков на АЭС, предполагает рост генерации, независимой от вертикально-интегрированных региональных компаний, и, соответственно, тенденцию к снижению ценовых предложений производителей в этой части оптового рынка.

Подключение ОЭС Сибири к единому оптовому рынку Европейской части ЕЭС и Урала будет происходить по мере сооружения новых межсистемных линий связи ОЭС Сибири и Урала, до завершения которого особенности функционирования регионального рынка ОЭС Сибири будут определяться местными факторами, и в частности, гидрологическими условиями, влияющими на выработку ГЭС.

Подключение ОЭС Востока к работе в составе ЕЭС выходит за пределы временного горизонта концепции. Наличие дефицита регионального топливного баланса по-видимому приведет к реализации в этой ОЭС механизмов оптовой торговли с регулируемыми ценами, принципиально отличающимися от конкурентных рыночных механизмов в остальной части ЕЭС.

6.12. Защита прав собственников и кредиторов

Важнейшим принципом государственной политики при реформировании электроэнергетики страны является полное соблюдение имущественных прав собственников и кредиторов.

Структурные преобразования в отрасли (слияния, присоединения, разделения, выделения) осуществляются путем реорганизации компаний, решение о которой принимается собранием акционеров, с целью максимальной защиты прав собственников и кредиторов, в соответствие с законодательством и без принуждения.

В случае разделения или выделения компаний наиболее предпочтительным способом обеспечения прав собственников является пропорциональное распределение акций создаваемых/выделяемых компаний среди существующих акционеров. Для помощи в проведении реорганизации, и особенно в случае слияний и присоединений, необходимо привлечение международно признанных инвестиционных банков, оценщиков, консультантов, утверждаемых собственниками компании.

Защита прав кредиторов осуществляется:

  • 1) путем реализации подготовительного этапа, на котором до начала реорганизации максимально возможная часть задолженности будет погашена и
  • 2) с помощью использования максимально прозрачных механизмов реорганизации, при которых кредиторы имеют возможность влиять на ее процесс, а вновь созданные компании приобретают обязательства по погашению задолженности существующей компании.

6.13. Меры по повышению инвестиционной привлекательности

Повышение инвестиционной привлекательности отрасли, и, как следствие, рыночной стоимости компаний является одним из основных приоритетов реформирования.

Для этого государство способствует реализации следующих мероприятий:

  • внедрение бухгалтерского учета и принятие отчетности по международным стандартам, повышающим уровень прозрачности компаний для акционеров, кредиторов и др.;
  • улучшение деятельности компаний в области взаимодействия с акционерами;
  • повышение ликвидности акций, в том числе путем выпуска депозитарных расписок и листинга на международных биржах;
  • улучшение корпоративного управления, в том числе путем принятия кодексов корпоративного управления и участия независимых членов в советах директоров компаний;
  • другие меры, повышающие инвестиционную привле­кательности компаний.

Меры по повышению инвестиционной привлекательности реализуются начиная с подготовительного этапа реформы.

6.14. Управление государственными активами в электроэнергетике

Государство как собственник активов в отрасли должно сформулировать цели своей политики как собственника. Цели государства как акционера во многом совпадают с целями других, негосударственных акционеров, в частности, по вопросам улучшения показателей эффективности и прибыльности компаний.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020