21 август 2017
Либертариум Либертариум

Securities Market Law (Project, brought in Gosduma). (Russian)

11.05.1999

ЗАКОН "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"


Вносится депутатом Государственной Думы Е.В.БУШМИНЫМ
Оглавление
РАЗДЕЛ I. Общие положения.

ГЛАВА 1. Отношения, определяемые настоящим Законом.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе.

РАЗДЕЛ II. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

ГЛАВА 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Статья 3. Брокерская деятельность.
Статья 4. Дилерская деятельность.
Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами.
Статья 6. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).
Статья 7. Депозитарная деятельность.
Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Статья 9. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
ГЛАВА 3. Торговые объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Статья 10. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Статья 11. Информация, предоставляемая организатором торговли.
Статья 12. Фондовая биржа.

РАЗДЕЛ III. Об эмиссионных ценных бумагах.

ГЛАВА 4. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах.
Статья 13. Общие положения.
Статья 14. Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу.
Глава 5. Эмиссия ценных бумаг.
Статья 15. Процедура эмиссии и ее этапы.
Статья 16. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статья 17. Основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статья 18. Общие требования к проспекту эмиссии.
Статья 19. Информация о выпуске.
Статья 20. Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг первым инвесторам.
Статья 21. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статья 22. Недобросовестная эмиссия.
Статья 23. Особенности эмиссии банками.
Статья 24. Осуществление удостоверенных эмиссионными ценными бумагами прав первыми инвесторами.
ГЛАВА 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг.
Статья 25. Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги.
Статья 26. Переход прав на эмиссионные ценные бумаги и осуществление прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами.

РАЗДЕЛ IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг.

ГЛАВА 7. О раскрытии публичной информации о ценных бумагах.
Статья 27. Раскрываемая информация.
ГЛАВА 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг.
Статья 28. Служебная информация.
Статья 29. О лицах, располагающих служебной информацией.
Статья 30. Сделки, совершаемые с использованием служебной информации.
ГЛАВА 9. О рекламе на рынке ценных бумаг.
Статья 31. Об информации, не являющейся рекламой на рынке ценных бумаг.
Статья 32. Требования к рекламе.
Статья 33. О запрете на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг.
Статья 34. Об основании прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг.

РАЗДЕЛ V. Регулирование рынка ценных бумаг.

ГЛАВА 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг
Статья 35. Основы регулирования рынка ценных бумаг.
ГЛАВА 11. Федеральная комиссия по рынку ценным бумаг Российской Федерации.
Статья 36. Организация Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации.
Статья 37. Состав и структура Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации.
Статья 38. Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 39. Решения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 40. Права Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 41. Руководство Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 42. Экспертный совет Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 43. Обеспечение деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Статья 44. Региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
ГЛАВА 12. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Статья 45. Понятие саморегулируемой организации.
Статья 46. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг
Статья 47. Требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям.

РАЗДЕЛ I. Общие положения.

Глава 1. Отношения, определяемые настоящим Законом.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона.
Настоящим Законом регулируются отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными его субъектами, а также отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента и не урегулированные нормами действующего гражданского законодательства.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе.
ЭМИССИОННАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
  • состоит из совокупности имущественных и личных неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленной настоящим законом формы и порядка,
  • размещается выпусками;
  • характеризуется равным объемом и сроками осуществления удостоверенных этими ценными бумагами прав вне зависимости от времени их приобретения.

ВЫПУСК ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность ценных бумаг, обеспечивающих одинаковый объем прав инвесторам и имеющих одинаковые условия обращения. Все бумаги одного выпуска должны иметь одинаковый государственный регистрационный номер.

ЭМИТЕНТ - юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или уполномоченные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой.

ИМЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ - ценные бумаги, по которым информация об инвесторах должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельцев ценных бумаг.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ НА ПРЕДъЯВИТЕЛЯ- ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление удостоверенных ими прав, не требует обязательной идентификации имени инвестора.

ДОКУМЕНТАРНАЯ ФОРМА ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ - форма выпуска ценных бумаг, при которой инвестор устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, данного сертификата и записи по счету депо.

БЕЗДОКУМЕНТАРНАЯ ФОРМА ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ - форма выпуска ценных бумаг, при которой инвестор устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, записи по счету депо.

РЕШЕНИЕ О ВЫПУСКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - письменный документ, зарегистрированный в органе государственной регистрации и содержащий данные, достаточные для установления объема прав, удостоверенных ценной бумагой.

СЕРТИФИКАТ ЦЕННОЙ БУМАГИ - документ, выписанный эмитентом и удостоверяющий права, составляющие ценную бумагу, а также являющийся основанием требовать исполнения обязательства эмитента по осуществлению этих прав инвестором при соблюдении последним установленных законодательством процедур осуществления этих прав.

ИНВЕСТОР - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым инвесторам путем заключения гражданскоправовых сделок.

ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ - установленная настоящим Законом последовательность действий эмитента для размещения эмиссионных ценных бумаг.

ОБРАЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - юридические лица, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 настоящего Закона.

РАЗДЕЛ II. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Глава 2. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Статья 3. Брокерская деятельность.
Брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе договоров поручения или комиссии, или доверенности на совершение таких сделок.

Профессиональный участник, занимающийся брокерской деятельностью именуется брокером.

Брокер имеет право заключать сделки с клиентом, представителем которого он одновременно является.

Передоверие брокерами совершения указанных сделок допускается только брокерам. Передоверие допускается, если оно оговорено в договоре комиссии или поручения, либо в случаях, когда брокер вынужден к этому силою обстоятельств для охраны интересов своего клиента.

Передоверие осуществляется по общим правилам действующего гражданского законодательства.

Брокер должен выполнять поручения клиентов добросовестно и в порядке их поступления. Сделки, осуществляемые по поручению клиентов во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера, в том числе действующего через представителя или по поручению и за счет лица, с которым он связан отношениями контроля или по поручению и за счет любого работника этого профессионального участника.

В случае наличия у брокера интереса, препятствующего осуществлению поручения клиента на наиболее выгодных для него условиях, брокер обязан немедленно уведомить последнего о наличии у него такого интереса.

Статья 4. Дилерская деятельность.
Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Юридическое лицо, осуществляющее дилерскую деятельность, именуется дилером.

Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг. При отсутствии в объявлении указания о таких условиях дилер обязан заключить договор на существенных условиях, предложенных его клиентом. В случае уклонения дилера от заключения договора к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора.

Статья 5. Деятельность по управлению ценными бумагами.
Деятельностью по управлению ценными бумагами по смыслу настоящего Закона признается осуществление лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления, переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу на праве собственности, в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
  • ценными бумагами;
  • денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
  • денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Профессиональный участник, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством и договорами.

Управляющий при осуществлении своей деятельности обязан указывать, что он действует в качестве управляющего.

Статья 6. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).
Деятельностью по определению взаимных обязательств (клирингом) признается осуществление операций по сбору, сверке, корректировке информации и подготовке бухгалтерских документов для исполнения гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.

Деятельность по определению взаимных обязательств может включать проведение взаимозачета требований, страхование и гарантирование расчетов по сделкам с ценными бумагами, а также распоряжение страховыми и гарантийными фондами, созданными для этой цели.

Расчетные организации, имеющие право в соответствии с действующим банковским законодательством Российской Федерации производить денежные расчеты, принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании договоров с лицами, осуществляющими деятельность по определению взаимных обязательств и участниками рынка ценных бумаг, для которых производится расчеты.

Статья 7. Депозитарная деятельность.
Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги.

Юридическое лицо, осуществляющее депозитарную деятельность, именуется депозитарием.

Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению и/или учету прав на ценные бумаги , именуется депонентом.

Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения по поводу депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.

Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию прав собственности на ценные бумаги депонента и прав, удостоверенных этими ценными бумагами. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, если он не уполномочен на это другими договорами с этим лицом. Депозитарий не имеет права обуславливать заключение депозитарного договора с депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав, составляющих ценную бумагу.

На ценные бумаги депонентов не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария.

Депозитарий имеет право на основании соглашений с другими депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги депонентов (т.е. становиться депонентом другого депозитария или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это прямо не запрещено депозитарным договором.

Депозитарный договор должен содержать следующие существенные условия:

  • а) однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги;
  • б) порядок распоряжения депонентом депонированными в депозитарии ценными бумагами;
  • в) срок действия договора;
  • г) размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором;
  • д) форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;
  • е) обязанности депозитария.
В обязанности депозитария, предусмотренные настоящей статьей, входит:
  • регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами;
  • ведение отдельного от других счета депо депонента, с указанием даты и основания каждой операции по счету;
  • передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра.

Депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором.

Депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

Если депонентом одного депозитария является другой депозитарий, то депозитарный договор между ними должен предусматривать процедуру получения информации в случаях, предусмотренных действующим законодательством о инвесторах, учет которых ведется в депозитарии -депоненте, а также в его депозитариях-депонентах.

Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных в бумажной форме, или в бумажной форме с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию инвесторов, устанавливающая объем их прав, учитывающая права собственности на ценные бумаги инвесторов, зарегистрированных у держателя реестра, позволяющая собирать данные об инвесторах, права которых на ценные бумаги учитываются в депозитариях, и дающая возможность составлять реестр владельцев ценных бумаг.

Реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, представляющая собой список инвесторов, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих инвесторов и количество принадлежащих им ценных бумаг. Инвесторы обязаны соблюдать правила предоставления информации в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра.

Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг (регистратор), осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании поручения эмитента. Регистратор имеет право делегировать часть своих функций другим регистраторам (по сбору информации, входящий в систему ведения реестра) Передоверие функций не освобождает регистратора от ответственности перед эмитентом.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение (в течение установленных законодательством сроков) информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

Номинальный держатель - лицо, обозначенное в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг и не являющийся инвестором. Номинальный держатель может осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой, только в случае получения соответствующего полномочия от инвестора.

В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Номинальный держатель не имеет право осуществлять права, удостоверенные ценными бумагами, в отношении которых он является номинальным держателем, если он не уполномочен на это инвестором. Внесение имени номинального держателя в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также перерегистрация ценных бумаг на имя номинального держателя не влечет за собой переход права собственности на ценные бумаги к последнему. Операции с ценными бумагами, проводимые в рамках номинального держателя, не отражаются у держателя реестра.

Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна включать список инвесторов и список номинальных держателей, содержащие все данные, необходимые для составления реестра владельцев ценных бумаг.

Для осуществления инвесторами прав, удостоверенных ценными бумагами, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, держатель реестра имеет право требовать от номинального держателя представления списка инвесторов ценных бумаг, номинальным держателем которых он является по состоянию на определенную дату. Номинальный держатель обязан предпринять меры по составлению требуемого списка и направить его держателю реестра в течение 7 дней после получения требования. Номинальный держатель получает за это вознаграждение, не превышающее размер затрат номинального держателя на составление требуемого списка.

Номинальный держатель несет ответственность за отказ от предоставления указанных списков держателю реестра перед последним, эмитентом и депонентами в соответствии с действующим законодательством.

Эмитент, поручивший поддержание системы ведения реестра владельцев ценных бумаг регистратору, один раз в год может требовать у последнего представления реестра владельцев ценных бумаг за вознаграждение, не превышающее затраты на его составление из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг. В остальных случаях размер вознаграждения определяется договором эмитента и регистратора.

Лицу, допустившему ненадлежащее исполнение порядка и форм отчетности, поддержания системы ведения реестра владельцев ценных бумаг и составления реестра владельцев ценных бумаг (эмитенту, либо регистратору, либо депозитарию, либо инвестору) может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из невозможности осуществить права, удостоверенные ценными бумагами.

Для ценных бумаг на предъявителя без обязательного централизованного хранения система ведения реестра владельцев ценных бумаг не поддерживается.

Инвестор имеет право требовать предоставления держателем реестра выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Выписка из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг обязательствами, зафиксированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг в отношении ценных бумаг, на которые выдается выписка.

Выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, оформленные при размещении ценных бумаг, выдаются инвесторам бесплатно.

Лицо, выдавшее указанную выписку, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ней.

Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг определяются действующим законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.

По смыслу настоящего Закона в обязанности держателя реестра входит следующее:

  • открыть каждому инвестору, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг на основании уведомления об уступке требования, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг;
  • вносить в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг все необходимые изменения и дополнения;
  • производить операции на лицевых счетах инвесторах только по их поручению ;
  • информировать инвесторов ценных бумаг о правах, удостоверенных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;
  • доводить до инвесторов информацию, предоставляемую эмитентом;
  • строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра владельцев ценных бумаг при расторжении договора с эмитентом.

В случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра владельцев ценных бумаг между эмитентом и регистратором последний обязан передать другому держателю реестра информацию, полученную от эмитента, а также все данные и документы, составляющие систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также реестр владельцев ценных бумаг, составленный на дату расторжения договора. Передача производится в день расторжения договора.

Все выписки, выданные регистратором после даты расторжения договора с эмитентом, недействительны.

Держатель реестра обязан внести изменения в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг на основании:

  • 1) передаточного распоряжения инвестора, зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с правилами ведения реестра владельцев ценных бумаг, установленными законодательством, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - в соответствии с порядком, установленным настоящей статьей;
  • 2) документов, подтверждающих право собственности на ценные бумаги в соответствии с законодательством - в случае перехода права собственности на ценные бумаги не в результате гражданскоправовых сделок.

При документарной форме выпуска, предусматривающей нахождение ценных бумаг у инвесторов, кроме указанных документов представляется также сертификат ценной бумаги.

Статья 9. Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право совмещать все виды деятельности, предусмотренные главой 2 настоящего Закона.

Глава 3. Торговые объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Статья 10. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Лицо или группа лиц, осуществляющие деятельность организатора торговли на рынке ценных бумаг, называются организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Статья 11. Информация, предоставляемая организатором торговли.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию:
  • правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;
  • правила допуска к торгам ценных бумаг;
  • правила заключения и сверки сделок;
  • правила регистрации сделок;
  • порядок исполнения сделок;
  • правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • расписание предоставления услуг организатором торговли;
  • регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;
  • список ценных бумаг, допущенных к торгам;
О сделках, совершенных в соответствии с установленными организатором торговли правилами, раскрываются:
  • код ценной бумаги;
  • цена сделки.
Статья 12. Фондовая биржа.
Фондовой биржей признается организатор торговли, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, кроме депозитарной деятельности, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельностью по определению взаимных обязательств.

Фондовой биржей признается фондовый отдел товарной биржи, признаваемой таковой согласно законодательству.

РАЗДЕЛ III. Об эмиссионных ценных бумагах.

Глава 4. Основные положения об эмиссионных ценных бумагах.

Статья 13. Общие положения.
Форма и порядок удостоверения, уступки и осуществления прав, составляющих эмиссионной ценную бумагу, определяются настоящим Законом и решением о выпуске ценных бумаг.

Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме или в бездокументарной форме.

При документарной форме выпуска сертификат эмиссионной ценной бумаги должен быть передан эмитентом или его уполномоченным лицом инвестору или передан в депозитарий.

Одна эмиссионная ценная бумага может быть удостоверена только одним сертификатом. Один сертификат может удостоверять одну, несколько или все эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером. Общее количество эмиссионных ценных бумаг, зафиксированных во всех выпущенных эмитентом сертификатах не должно превышать количество ценных бумаг, зафиксированных в решении о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент при принятии решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг может определить, что сертификаты выпускаемых им ценных бумаг могут выдаваться на руки всем инвесторам (без обязательного централизованного хранения), либо подлежат обязательному хранению в депозитариях и не могут выдаваться на руки всем инвесторам (с обязательным централизованным хранением).

Сертификаты эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранения могут передаваться на хранение в депозитарии на основании депозитарного договора.

Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться как в документарной, так и в бездокументарной форме. Форма выпуска эмиссионных ценных бумаг определяется эмитентом. Эмиссионные ценные бумаги с одним государственным регистрационным номером должны иметь одну форму выпуска. Форма выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть изменена по решению органа управления эмитента, принявшего решение о выпуске, только с согласия всех владельцев ценных бумаг, и после регистрации такого решения в уполномоченном государственном органе. Для документарной формы выпуска эмиссионных ценных бумаг без обязательного централизованного хранение сертификатов эмитент может также принять решение о введении обязательного централизованного хранения - только при условии, если все ценные бумаги выпуска оказались к моменту принятия решения сданными депонентами в депозитарии.

Статья 14. Форма удостоверения прав, составляющих эмиссионную ценную бумагу.
Документом, устанавливающим права, составляющие эмиссионную ценную бумагу, является принятое уполномоченным органом управления эмитента и зарегистрированное в соответствующем государственном органе решение о выпуске ценных бумаг - документ на бумажном носителе, содержащий следующие обязательные реквизиты: полное наименование эмитента, его юридический адрес, дату принятия решения о выпуске ценных бумаг, наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о выпуске, вид эмиссионных ценных бумаг, отметку о государственной регистрации и государственный регистрационный номер ценных бумаг, полное описание всех прав инвестора, удостоверенных одной ценной бумагой, порядок обращения эмиссионных ценных бумаг, обязательство эмитента осуществить права инвестора при соблюдении инвестором установленных законодательством процедур осуществления этих прав, количество эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, общее количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером, форма выпуска, печать эмитента и подлинная подпись его уполномоченного руководителя, другие реквизиты, требуемые действующим законодательством для конкретного вида эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент не вправе изменить зарегистрированное решение в части объема удостоверенных одной эмиссионной ценной бумагой прав, установленных этим решением.

Решение о выпуске ценных бумаг составляется в двух или трех экземплярах, заверенных в регистрирующем органе. Один экземпляр хранится в регистрирующем органе, второй - у эмитента, а третий передается на хранение регистратору (если таковой имеется). В случае расхождений в тексте между экземплярами решения истинным считается текст документа, хранящегося в регистрирующем органе.

Запрещается ограничивать доступ инвесторов к подлиннику зарегистрированного решения, хранящегося у эмитента или регистратора.

При бездокументарной форме выпуска эмиссионных ценных бумаг решение о выпуске ценных бумаг является также документом, удостоверяющим права, составляющие ценную бумагу.

При документарной форме выпуска эмиссионных ценных бумаг документом, удостоверяющим права, составляющие ценную бумагу, является сертификат ценной бумаги - документ, удостоверяющий права, составляющие ценную бумагу в том же объеме, в каком это установлено в решении о выпуске ценных бумаг. Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать следующие обязательные реквизиты: полное наименование эмитента, его юридический адрес, вид ценных бумаг, государственный регистрационный номер эмиссионных ценных бумаг, порядок обращения эмиссионных ценных бумаг, обязательство эмитента осуществить права инвестора при соблюдении инвестором установленных законодательством процедур осуществления этих прав, количество эмиссионных ценных бумаг, удостоверенных этим сертификатом и их серийные номера, общее количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг с данным государственным регистрационным номером, документарная форма выпуска с обязательным централизованным хранением или документарная форма выпуска без обязательного централизованного хранения, указание на то, является ли эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя, печать эмитента, подписи его руководителей и подлинная подпись лица, выдавшего сертификат, другие реквизиты, требуемые действующим законодательством для конкретного вида ценных бумаг. В случае расхождений между текстом решения и данными, приведенными на сертификате эмиссионной ценной бумаги, инвестор имеет право требовать осуществления прав, удостоверенных этой ценной бумагой в объеме, установленном сертификатом. Эмитент несет ответственность за несовпадение данных, содержащихся в сертификате эмиссионной ценной бумаги с данными, содержащимися в решении о выпуске ценных бумаг, в сооветствии с действующим законодательством.

Глава 5. Эмиссия ценных бумаг.

Статья 15. Процедура эмиссии и ее этапы.
Процедура эмиссии негосударственных эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательными актами, включает следующие этапы:
  • принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;
  • размещение эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацию отчета об итогах выпуска.
Эмиссия эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в том случае, если выпускаемые эмиссионные ценные бумаги предполагается разместить среди потенциально неограниченного круга инвесторов, а также заранее известного круга инвесторов, число которых превышает одну тысячу, или в случае, когда общий объем эмиссии превышает сто тысяч минимальных размеров заработной платы, установленной законодательством.

В случае, если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то указанная процедура дополняется следующими этапами:

  • подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • публикацией итогов выпуска.

Процедура эмиссии государственных эмиссионных ценных бумаг определяется в соответствии с условиями их размещения и обращения, утверждаемыми уполномоченными государственными органами при каждом выпуске.

Статья 16. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить следующие документы:
  • заявление на регистрацию;
  • решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг, требования к которому установлены статьей 14 настоящего Закона;
  • проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
  • копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
  • документы, подтверждающие уплату налога на операции с ценными бумагами;
  • документы, подтверждающие разрешение исполнительного органа государственной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательными актами.

Регистрация проспекта эмиссии включается в процедуру регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Эмитент и его должностные лица несут ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в указанных в настоящей статье документах.

В момент регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Oорядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается регистрирующим органом.

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 15 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье Закона.

Статья 17. Основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Основаниями для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг являются:
  • нарушение эмитентом требований действующего законодательства;
  • нарушение эмитентом порядка оформления и составления проспекта эмиссии;
  • отсутствие хотя бы одного из документов, предоставление которых необходимо для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг,
  • несоответствие условий выпуска эмиссионных ценных бумаг действующему законодательству.

Решение об отказе в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суде или арбитражном суде.

Статья 18. Общие требования к проспекту эмиссии.
Проспект эмиссии должен содержать:
  • данные об эмитенте.
  • данные о финансовом положении эмитента. Эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы.
  • сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Данные об эмитенте включают:
  • а) полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей;
  • б) юридический адрес эмитента;
  • в) номер и дату свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
  • г) информацию о лицах, владеющих не менее чем 5 процентами уставного капитала эмитента;
  • д) структуру руководящих органов эмитента, указанную в его учредительных документах, в том числе список всех членов совета директоров, правления или органов управления эмитента, выполняющих аналогичные функции на момент принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг с указанием фамилии, имени, отчества, должности каждого его члена в настоящее время, а также долей в уставном капитале эмитента тех из них, кто лично является его участником;
  • е) список всех юридических лиц, в которых эмитент обладает более, чем пятью процентами уставного капитала;
  • ж) список всех филиалов и представительств эмитента, содержащий их полные наименования, дату и место регистрации, юридические адреса, фамилии, имена, отчества их руководителей.

Сведения, содержащиеся в пунктах г) - ж) части 2 настоящей статьи, не указываются в проспекте эмиссии при выпуске акций в процессе создании акционерного общества за исключением случаев преобразования в него юридического лица иной организационноправовой формы.

Данные о финансовом положении эмитента включают:

  • бухгалтерские балансы (для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерские балансы по счетам второго порядка) и отчеты о финансовых результатах эмитента, включая отчет об использовании прибыли, по установленным формам за последние три завершенных финансовых года, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;
  • бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерский баланс по счетам второго порядка) по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • отчет о формировании и использовании средств резервного фонда за последние три года;
  • размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в бюджет на момент принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  • данные об уставном капитале эмитента, содержащие информацию о величине уставного капитала, его делении на доли, об оплаченной части уставного капитала;
  • отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, включающий в себя виды выпущенных эмиссионных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условия выплаты доходов, другие права инвесторов;
Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг содержат информацию о:
  • ценных бумагах (форма выпуска с указанием порядка хранения и учета прав на ценные бумаги), вид ценных бумаг, общий объем выпуска, количество эмиссионных ценных бумаг в выпуске;
  • эмиссии ценных бумаг (дата принятия решения о выпуске, наименование органа, принявшего решение о выпуске, ограничения на потенциальных инвесторов, место, где потенциальные инвесторы могут приобрести эмиссионные ценные бумаги; при хранении сертификатов эмиссионных ценных бумаг и/или учете прав на эмиссионные ценные бумаги в депозитарии - наименование и юридический адрес депозитария;
  • сроки начала и окончания размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • ценовые условия и порядок оплаты приобретаемых инвесторами эмиссионных ценных бумаг;
  • профессиональных участниках рынка ценных бумаг или их объединениях, принимающих участие в распространении эмиссионных ценных бумаг (их наименования, юридические адреса, характер участия в процедуре размещения эмиссионных ценных бумаг);
  • получении доходов по эмиссионных ценным бумагам (порядок выплаты доходов по эмиссионным ценным бумагам и методика определения размера доходов).
  • наименование органа, осуществившего регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статья 19. Информация о выпуске.
В случаях, когда требуется регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг, эмитент обязан раскрыть информацию, содержащуюся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее пятидесяти тысяч экземпляров.

Эмитент должен обеспечивать равные возможности доступа к раскрываемой информации для всех потенциальных инвесторов эмиссионных ценных бумаг данного выпуска.

Статья 20. Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг первым инвесторам.
Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг после регистрации их выпуска.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в регистрационных документах.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг по сравнению с тем, которое было зафиксировано в решении о выпуске. В этом случае регистрация отчета об итогах выпуска осуществляется в соответствии с этим количеством.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг по истечении 6 месяцев с момента ее начала, если иные сроки размещения эмиссионных ценных бумаг не установлены законодательством.

Статья 21. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Через 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

  • 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
  • 2) фактическую цену размещения ценных бумаг ( по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);
  • 3) количество размещенных ценных бумаг;
  • 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги в том числе:
    • а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
    • б) рублевую оценку иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг;
    • в) стоимостную оценку материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, а также для акций - список акционеров, доля которых в уставном капитале эмитента превышает пять процентов.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска в двухнедельный срок и, при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг претензий, регистрирует отчет от итогах выпуска. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

Статья 22. Недобросовестная эмиссия.
Недобросовестной эмиссией признаются нарушения процедуры эмиссии, установленной в Разделе III настоящего Закона, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, несостоявшимся или приостановления выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в статье 17 настоящего Закона.

В случае приостановления выпуска ценных бумаг регистрирующим органом эмитент обязан устранить нарушения, ставшие причиной такой приостановки, после чего выпуск может быть продолжен по специальному письменному разрешению соответствующего органа.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, является недействительным (по факту нерегистрации). Возврат средств инвесторам производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 23. Особенности эмиссии банками.
Аккумулирование средств в процессе эмиссии акций банков осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета.

Режим накопительного счета устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 24. Осуществление удостоверенных эмиссионными ценными бумагами прав первыми инвесторами.
Первые инвесторы могут осуществлять удостоверенные эмиссионными ценными бумагами права с момента перехода к ним права собственности на эти ценные бумаги в соответствии с действующим законодательством.

Глава 6. Обращение эмиссионных ценных бумаг.

Статья 25. Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги.
Права инвесторов на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если они находятся у инвесторов), либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

Права инвесторов на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

Статья 26. Переход прав на эмиссионные ценные бумаги и осуществление прав, удостоверенных эмиссионными ценными бумагами.
Право на предъявительскую документарную эмиссионную ценную бумагу, если иное не предусмотрено договором, переходят к приобретателю в случае:
  • нахождения ее сертификата у инвестора - в момент передачи этого сертификата приобретателю,
  • хранения сертификатов предъявительских документарных эмиссионных ценных бумаг и/или учета прав на такие ценные бумаги в депозитарии - в момент осуществления приходной записи по счету депо приобретателя.
Право на именные эмиссионные ценные бумаги, если иное не предусмотрено договором, переходят к приобретателю в случае:
  • нахождения сертификата у инвестора - с момента передачи сертификата,
  • учета прав на именные эмиссионные ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность - с момента приходной записи по счету депо приобретателя,
  • учета прав на именные эмиссионные ценные бумаги в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг - с момента приходной записи по лицевому счету приобретателя.

Права, удостоверенные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Переход прав, удостоверенных именной эмиссионной ценной бумагой, должен сопровождаться уведомлением держателя реестра или иного лица, осуществляющего учет прав на эти ценные бумаги, если он не является держателем реестра. Указанное уведомление является надлежащим исполнением уступки требования по именным эмиссионным ценным бумагам.

Осуществление прав, удостоверенных предъявительской эмиссионной ценной бумагой, производится по предъявлению инвестором, либо иным лицом по поручению инвестора, сертификата этой ценной бумаги эмитенту.

Осуществление прав, удостоверенной именной документарной эмиссионной ценной бумагой, производится по предъявлению инвестором, либо иным лицом по поручению инвестора, сертификата этой ценной бумаги эмитенту. При этом в случае нахождения сертификата такой ценной бумаги у инвестора необходимо совпадение имени (наименования) инвестора, указанного в сертификате, с именем (наименованием) инвестора, в реестре владельцев этих ценных бумаг.

В случае хранения сертификатов документарных (именных или на предъявителя) эмиссионных ценных бумаг в депозитариях осуществление прав по ним производится по предъявлению этими депозитариями сертификатов по поручению (предоставляемому депозитарными договорами) инвесторов с приложением списка таких инвесторов, причем эмитент обеспечивает осуществление прав, удостоверенных предъявительскими ценными бумагами, инвестору, указанному в этом списке.

Осуществление прав по именным бездокументарным эмиссионным ценным бумагам производится в отношении инвесторов, указанных в реестре владельцев ценных бумаг по предъявлению такого реестра эмитенту.

РАЗДЕЛ IV. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг.

Глава 7. О раскрытии публичной информации о ценных бумагах.

Статья 27. Раскрываемая информация.
Под раскрытием информации по смыслу настоящего Закона понимается обеспечение ее доступности по заранее известной процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, для которой проведены действия по ее раскрытию.

Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Законом.

Эмитент эмиссионных ценных бумаг, по которым требуется регистрация проспекта эмиссии, обязан осуществлять раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах:

  • составление ежеквартального отчета по ценным бумагам,
  • сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансовохозяйственную деятельность эмитента.

Ежеквартальный отчет по ценным бумагам должен содержать следующие данные:

  • данные об эмитенте (список лиц, входящих в органы управления эмитента, включая объем их участия в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ, список лиц, владеющих пятью и более процентов уставного капитала эмитента, список юридических лиц, в которых данный эмитент владеет пятью и более процентов уставного капитала, список филиалов и представительств эмитента, сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ);
  • данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента (бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, за последние три завершенных финансовых года, а также на конец отчетного завершенного квартала, факты, повлекшие увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на десять процентов в течение отчетного квартала, факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на десять процентов в течение отчетного квартала, данные о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента, факты о разовых сделках эмитента, размер которых, либо стоимость имущества по которым составляет десять и более процентов от активов эмитента);
  • данные о ценных бумагах эмитента (виды выпущенных эмитентом ценных бумагах в течение отчетного квартала, сведения о доходах по ценным бумагам эмитента, начисленным в отчетном квартале);
  • прочая информация (протоколы общих собраний владельцев ценных бумаг эмитента, в случае проведения такого собрания в отчетном квартале).

Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого завершенного календарного квартала не позднее тридцати календарных дней после его окончания. Ежеквартальный отчет должен быть принят уполномоченным органом эмитента, изготовлен эмитентом в виде отдельной брошюры в количестве, достаточном уведомления всех желающих владельцев ценных бумаг данного эмитента, предоставлен в Федеральную комиссию или уполномоченный ею орган, а также должен предоставляться инвесторам по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению брошюры.

Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих финансовохозяйственную деятельность эмитента, признаются следующие события:

  • сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ
  • факты, повлекшие разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на десять процентов, факты, повлекшие разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на десять процентов, факты о разовых сделках эмитента, размер которых, либо стоимость имущества по которым составляет десять и более процентов от активов эмитента,
  • выпуск эмиссионных ценных бумагах, сведения о начисленных и/или выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента,
  • появление в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента лица, владеющего более двадцати пяти процентов его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
Сообщения о существенных фактах, затрагивающих финансовохозяйственную деятельность эмитента, должны направляться эмитентом в Федеральную комиссию или уполномоченный ею орган, а также публиковаться эмитентом не позднее пяти дней с момента осуществления этих событий или действий в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства инвесторов, владеющих ценными бумагами данного эмитента.

Инвестор обязан осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента в следующих случаях:

  • инвестор вступил во владение десятью или более процентами любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента,
  • инвестор увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым пяти процентам свыше десяти процентов этого вида этих ценных бумаг,
  • инвестор снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым пяти процентам свыше десяти процентов этого вида этих ценных бумаг.

Инвестор раскрывает указанную информацию (содержащую имя или наименование инвестора, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих инвестору ценных бумаг) не позднее трех дней после соответствующих действий путем уведомления Федеральной комиссии или уполномоченного ею органа.

Глава 8. Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг.

Статья 28. Служебная информация.
Служебной информацией по смыслу настоящего Закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.
Статья 29. О лицах, располагающих служебной информацией.
К лицам, располагающим служебной информацией, относятся:
  • члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с эмитентом договором;
  • служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.
Статья 30. Сделки, совершаемые с использованием служебной информации.
Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права совершать сделки с использованием этой информации для целей личной выгоды или для передачи ее третьим лицам.

Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Глава 9. О рекламе на рынке ценных бумаг.

Статья 31. Об информации, не являющейся рекламой на рынке ценных бумаг.
Рекламой на рынке ценных бумаг не является общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, указанная в статье настоящего Закона также информация, предоставляемая органами представительной и исполнительной государственной власти в связи с выполнением ими функций по регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.
Статья 32. Требования к рекламе.
В рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке деятельности в соответствии с рекламным объявлением.

Рекламодателям запрещается:

  • указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже или другим сделкам с ними и условиях этих сделок и другой информации, направленной на обман или введение в заблуждение инвесторов и других участников рынка ценных бумаг;
  • использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки, как соответствующие, так и не соответствующие действительности, профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги.
При наличии в рекламе одного из обстоятельств, указанных в настоящей статье, реклама ценных бумаг признается недобросовестной. Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с действующим законодательством.
Статья 33. О запрете на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг.
Запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков в соответствии с действующим законодательством. Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными. Органы, осуществившие регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, имеют право на предъявление иска о применении последствий недействительности указанных в настоящей статье договоров и о взыскании всего полученного в доход государства.
Статья 34. Об основании прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг.
Признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг.

Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшем выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. Рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу.

РАЗДЕЛ V. Регулирование рынка ценных бумаг.

Глава 10. Основы регулирования рынка ценных бумаг

Статья 35. Основы регулирования рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование на рынке ценных бумаг осуществляется путем:
  • установления обязательных требований и стандартов деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и их проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создания системы обеспечения прав инвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Глава 11. Федеральная комиссия по рынку ценным бумаг Российской Федерации.

Статья 36. Организация Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации.
1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации (далее именуется - Федеральная комиссия) является федеральным органом исполнительной власти. Федеральная комиссия осуществляет контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2. Федеральная комиссия создается на основании настоящего Закона и подотчетна Правительству Российской Федерации.

Статья 37. Состав и структура Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации.
1. Федеральная комиссия является коллегиальным органом, который состоит из пятнадцати членов Федеральной комиссии, включая Председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей Председателя Федеральной комиссии, секретаря Федеральной комиссии.

Деятельность Федеральной комиссии обеспечивается рабочим аппаратом комиссии " исполнительной дирекцией.

Члены Федеральной комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.

2. Должности шести членов Федеральной комиссии (Председателя Федеральной комиссии, первого заместителя Председателя, заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями и замещаются в установленном порядке.

Пять членов Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг, и назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации.

Один член Федеральной комиссии является представителем Центрального банка Российской Федерации и назначается Президентом Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации.

Один член Федеральной комиссии является председателем Экспертного совета Федеральной комиссии.

Два члена Федеральной комиссии являются представителями палат Федерального Собрания.

3. Основаниями для отзыва или замещения члена Федеральной комиссии до наступления установленного настоящим Законом срока являются:

  • нарушение законодательства Российской Федерации;
  • решение об отзыве, принятое Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации в отношении ранее представленного ими члена Федеральной комиссии;
  • решение о замещении, принятое Президентом Российской Федерации, в отношении членов Федеральной комиссии, занимающих государственные должности.

4. Федеральной комиссией создается консультативно-совещательный орган - Экспертный совет Федеральной комиссии, в состав которого входят 25 членов: представителей государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, и профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений, независимых экспертов.

Член Экспертного совета Федеральной комиссии назначается на срок 2 года с возможностью назначения любое количество раз.

Основаниями для отзыва члена Экспертного совета Федеральной комиссии до наступления установленного настоящим Законом срока являются:

  • нарушение законодательства Российской Федерации;
  • внесение вотума недоверия Федеральной комиссией.

5. Работа в Федеральной комиссии и Экспертном совете Федеральной комиссии представителей федеральных органов и иных организаций, указанных в настоящей статье, осуществляется на безвозмездной основе.

6. Федеральная комиссия самостоятельно утверждает регламент своей работы и деятельности Экспертного совета Федеральной комиссии.

Статья 38. Функции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
1. Федеральная комиссия:
  • 1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности государственных органов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • 2) утверждает стандарты эмиссии (выпусков) ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • 3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
  • 4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетнодепозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
  • 5) устанавливает обязательные требования к ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • 6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • 7) выдает генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональной деятельности, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии; Федеральная комиссия вправе аннулировать лицензии, выданные саморегулируемой организацией, в случае аннулирования ее генеральной лицензии;
  • 8) устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок и осуществляет лицензирование расчетно-депозитарных организаций, создаваемых участниками рынка ценных бумаг, и аннулирование указанных лицензий в случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; (пункт не обсуждался);
  • 9) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование, ведение реестра саморегулируемых организаций и аннулирование указанных лицензий в случаях нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
  • 10) определяет стандарты деятельности инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов их управляющих компаний, а также страховых компаний, на рынке ценных бумаг;
  • 11) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками, саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
  • 12) обеспечивает создание общего информационного пространства на фондовом и финансовом рынке Российской Федерации, публичных информационных баз данных об эмитентах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и функционировании рынка ценных бумаг;
  • 13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, и персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
  • 14) разрабатывает, проводит экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах;
  • 15) дает разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также разрабатывает соответствующие методические рекомендации;
  • 16) осуществляет руководство региональными отделениями по ценным бумагам и фондовому рынку.
  • 17) применяет санкции, устанавливает порядок определения размеров штрафов, взимаемых при нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, включая случаи нанесения ущерба, риска нанесения ущерба третьим лицам, обращается в органы с иском о наложении штрафа, в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией. Все суммы штрафов, по искам Федеральной комиссией направляются в федеральный бюджет.
Статья 39. Решения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Федеральная комиссия принимает постановления, распоряжения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах.

Проекты нормативных актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций, принимаются государственными органами в пределах их компетенции только при соглаcии Федеральной комиссии.

Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений и распоряжений. Решения Федеральной комиссии принимаются двумя третями голосов присутствующих членов Федеральной комиссии и действительны при участии в заседании не менее половины списочного состава Федеральной комиссии.

Постановления и распоряжения, принятые Федеральной комиссией, подписываются Председателем Федеральной комиссии, а в его отсутствие его первым заместителем.

Протоколы Федеральной комиссии подписываются Председателем Федеральной комиссии и секретарем Федеральной комиссии.

Члены Федеральной комиссии имеют право внесения их мнения по отдельным вопросам в протокол, а также приобщения к протоколу в письменной форме особого мнения и отдельных материалов.

Распоряжения Федеральной комиссии вступают в силу с момента их опубликования.

Постановления Федеральной комиссии вступают в действие не ранее 30 дней с момента их опубликования, если более длительный срок не предусмотрен при их принятии.

Подготовка и принятие документов Федеральной комиссии, регламентирующих деятельность банков и кредитных учреждений на рынке ценных бумаг производятся с учетом мнения Центрального банка Российской Федерации.

Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производятся Федеральной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Решения Федеральной комиссии обязательны для исполнения всеми органами власти и управления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями.

Принятие постановлений Федеральной комиссии без предварительного рассмотрения их на Экспертном Совете Федеральной комиссии не допускается.

Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательной публикации. Решения Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суде или в арбитражном суде.

Статья 40. Права Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Федеральная комиссия вправе:
  • 1) выдавать в пределах полномочий Федеральной комиссии государственным органам Российской Федерации и саморегулируемым организациям генеральные лицензии на лицензирование участников рынка ценных бумаг, а также осуществление контроля на рынке ценных бумаг и иных функций Федеральной комиссии;
  • 2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 3) устанавливать обязательные нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами, для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением банков);
  • 4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственный орган или саморегулируемая организация, выдавшие соответствующую лицензию, должны принять меры по устранению нарушений, либо аннулировать лицензию;
  • 5) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности, выданные саморегулируемой организацией, в случае аннулирования ее генеральной лицензии;
  • 6) организовывать или совместно с соответствующими органами проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций;
  • 7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;
  • 8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);
  • 9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной комиссии.
Статья 41. Руководство Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Председатель Федеральной комиссии:
  • руководит деятельностью комиссии;
  • подписывает документы, принимаемые комиссией;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Федеральной комиссии и секретарем Федеральной комиссии.

В отсутствие Председателя Федеральной комиссии его функции и полномочия выполняет Первый заместитель Председателя.

Статья 42. Экспертный совет Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг избирают своих представителей в Экспертном Совете на всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией.

Избранные профессиональными участниками рынка ценных бумаг представители утверждаются в составе Экспертного совета Федеральной комиссии решением Федеральной комиссии.

Руководитель Экспертного совета Федеральной комиссии назначается решением Федеральной комиссии и входит по должности в состав Федеральной комиссии.

Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного Совета, проведения и подведения итогов голосования, устанавливаются решением конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Экспертный совет Федеральной комиссии осуществляет:

  • подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий по реализации функций Федеральной комиссии;
  • разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;
  • предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного Совета.

Экспертный Совет вправе большинством голосов его членов приостановить на срок до шести месяцев введение в действие постановлений Федеральной комиссии.

Статья 43. Обеспечение деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Деятельность Федеральной комиссии обеспечивается рабочим аппаратом - исполнительной дирекцией Федеральной комиссии.

Расходы, связанные с деятельностью Федеральной комиссии осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, а также сумм налогов, поступлений и сборов по операциям с ценными бумагами, поступающим в соответствующие бюджеты.

Федеральная комиссия является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием.

Федеральная комиссия имеет расчетный счет и иные счета, включая валютный в учреждениях банков.

Местонахождение Федеральной комиссии - г. Москва.

Статья 44. Региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
Региональные отделения Федеральной комиссии образуются решением Федеральной комиссии по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Региональное отделение действует на основании Положения, утверждаемого Федеральной комиссии.

Председатель Регионального отделения утверждается Федеральной комиссией на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Председателя Федеральной комиссии.

Глава 12. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Статья 45. Понятие саморегулируемой организации.
Саморегулируемыми организациями именуются добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в порядке и в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг защиты интересов инвесторов и иных клиентов профессиональных участников, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг (далее именуется организация).

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Федеральной комиссией, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, операционные стандарты проведения операций с ценными бумагами, и осуществляет контроль за их соблюдением.

Статья 46. Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг
Саморегулируемая организация вправе:
  • осуществлять лицензирование соответствующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
  • направлять в государственный орган или саморегулируемую организацию, ранее выдавшие профессиональному участнику соответствующую лицензию, или в Федеральную комиссию представление о приостановлении или аннулировании действия этой лицензии, в случае неоднократного или грубого нарушения профессиональным участником законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и стандартов операций с ценными бумагами;
  • приостанавливать и аннулировать действие лицензии, выданной саморегулируемой организацией лицензии;
  • участвовать в проверках деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, осуществляемых в установленном порядке Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии);
  • осуществлять контроль за соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг, получившими лицензию в этой саморегулируемой организации, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществлять контроль за соблюдением принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, являющимися членами этой саморегулируемой организации;
  • в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссией разрабатывать учебные программы и планы подготовки лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.
Статья 47. Требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям.
Организация, учрежденная не менее чем тремя профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в Федеральную комиссию заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации.

Организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретают статус саморегулируемой организации на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией. Лицензия, выданная Федеральная комиссией саморегулируемой организации, включает все права, предусмотренные статьей 47 настоящего Закона.

Для получения лицензии в Федеральную комиссию представляются:

  • заверенные копии документов о создании саморегулируемой организации;
  • правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Правила и положения саморегулируемой организации должны содержать следующие требования, предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:

  • 1) профессиональной квалификации их персонала (кроме технического);
  • 2) правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности;
  • 3) правила, ограничивающие манипулирование ценами;
  • 4) документации, ведения учета и отчетности;
  • 5) минимальной величины их собственных средств;
  • 6) правил вступления в саморегулируемую организацию профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
  • 7) равных прав на представительство членов при выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
  • 8) порядка распределения издержек, выплат, сборов среди членов;
  • 9) защиты прав клиентов, включая порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов членов саморегулируемой организации;
  • 10) обязательств ее членов по отношению к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также неправомерных действий члена или его должностных лиц и/или персонала;
  • 11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов саморегулируемой организации;
  • 12) процедур проведения проверок по соблюдению членами саморегулируемой организации установленных правил и стандартов, включая создание контрольного органа и порядка ознакомления с результатами проверок других членов саморегулируемой организации;
  • 13) санкций и иных мер в отношении членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
  • 14) требований по обеспечению открытости информации для проверок, проводимых по инициативе саморегулируемой организации;
  • 15) контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам саморегулируемой организации, и порядка их учета.

Саморегулируемая организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющаяся организатором торговли, обязана кроме требований, предусмотренных в п. 3 настоящей статьи и в статье 11 настоящего Закона, установить и соблюдать правила:

  • заключения, регистрации, сверки и подтверждения сделок с ценными бумагами;
  • проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);
  • оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;
  • разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетам по ним, включая денежные;
  • процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения и о ценах и объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
  • оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.

В выдаче лицензии может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится соответствующих требований, перечисленных в настоящей статье, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:

  • возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
  • необоснованная дискриминация членов саморегулируемой организации;
  • необоснованные ограничения на вступление в саморегулируемую организацию и выход из нее;
  • ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов саморегулируемой организации;
  • регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также несоответствующих целям деятельности саморегулируемой организации;
  • представление недостоверной или неполной информации.

Отказ в выдаче лицензий по иным основаниям не допускается.

Саморегулируемые организации вносятся в реестр саморегулируемых организаций Федеральной комиссии. Реестр саморегулируемых организаций публикуется Федеральной комиссии не реже одного раза в три месяца.

Отзыв лицензии саморегулируемой организации производится в случае установления Федеральной комиссией нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных Федеральной комиссией, правил и положений саморегулируемой организации, представления недостоверной или неполной информации.

Саморегулируемая организация обязана представлять в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила саморегулируемой организацией, с кратким обоснование причин и целей таких изменений.

Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течении тридцати календарных дней с момента их поступления Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с указанием причин.


[ Вход в Либертариум ]
liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2017