ПРОЕКТ
Текущая версия-3 от 19
января 2000г.
Эта версия-2: от 14 января 2000г.
(Предыдущая версия от 11
января 2000г.)
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
представителей
российского интернет-сообщества
и организованной
интернет-общественности
Правительству Российской Федерации
На встрече представителей интернет-общественности с представителями
Правительства РФ 28 декабря 1999г. было решено, что интернет-общественность
представит свои соображения о том, какие инициативы по государственному
регулированию российского сегмента Интернета могло бы проявить Правительство РФ
и его ведомства. После этого в Рунете (так обычно называют
русскоязычный сегмент
Интернета) состоялось открытое обсуждение того, что и как нужно государственно
регулировать в российском Интернете.
Мы, группа нижеподписавшихся представителей
российского интернет-сообщества и организованной
интернет-общественности, понимаем, что Интернет, как принципиально новая
технологическая среда для российского бизнеса, культуры, образования и политики,
вызывает большую обеспокоенность у Правительства, призванного следить за
общественной безопасностью. Мы понимаем, что большинство административных
полномочий, которые сегодня есть у правительственных ведомств, неприменимы к
реалиям и технологиям Интернета, что вызывает у
многочисленных ведомств попытки ввести новое, специфическое
регулирование интернет-активностей
отечественных бизнесов и граждан. После многочисленных дискуссий мы пришли к
согласованному мнению по вопросу о том, что
мы рекомендуем Правительству:
1. На сегодняшний день никаких новых нормативных актов для обеспечения
порядка и развития российского сегмента Интернета не требуется. Все необходимые
результаты по обеспечению порядка и развитию Рунета уже достигаются и вполне
могут быть достигнуты в обозримом будущем путем
развития институтов саморегулирования. Уже сейчас в Интернете есть свои общественные
организации, включая саморегулируемые, и
непрерывно создаются новые объединения пользователей Рунета, а также поставщиков
услуг -- эти организации эффективно вырабатывают специфичные для Интернета нормы
поведения поставщиков услуг и пользователей, а также обеспечивают их выполнение.
Если же речь идет о нарушении существующего законодательства, то этого
законодательства вполне хватает для вмешательства необходимых ведомств, в том
числе ведомств по охране правопорядка -- никакого дополнительного
законодательства для выявления и усмирения нарушителей порядка в Интернете
принимать не нужно.
2. Более того, на сегодняшний день
существет избыточное и вредное регулирование в области Интернета,
что неоднократно отмечалось экспертами. Это
прежде всего:
- регулирование Системы обеспечения оперативно-розыскных мероприятий на сетях
документальной электросвязи (СОРМ) --
особенно в части Техническихе Требований.
Сегодняшний вариант нормативных актов в
этой области фактически возлагает
контроль за санкционированностью
мероприятий ОРД на осуществляющие эту
ОРД органы, что не дает технической гарантии абонентам Интернета
в защите своих конституционных прав;
- регулирование стойкой криптографии.
Средства шифрования и цифровой подписи
являются неотъемлемым элементом всех
современных информационных систем
отечественного и иностранного
производства. Сложившаяся практика
принудительного лицензирования
разработки и эксплуатации таких средств
и их обязательная сертификация делает
невозможным использование наиболее
дешевых и современных технологий защиты
информации. Это уменьшает экспортные
возможности российского бизнеса и
снижает инвестиционную
привлекательность электронной коммерции
в России.)
3. Единственный новый Закон, который сейчас
может оказать благоприятное воздействие на
развитие Интернета в России -- это Закон
об электронном документообороте и электронной подписи (необходимо, чтобы суды
признавали электронные контракты, которые заключены без предварительно
заключенных соглашений в письменной форме. Для этого требуется принятие
соответствующего закона.). В Рунете сейчас идет активное обсуждение нескольких
законопроектов по этому вопросу, и мы надеемся на то, что Правительство уделит
внимание этому вопросу, подключив к обсуждению не только традиционно активное в
этом вопросе ФАПСИ, но и другие ведомства -- Министерство торговли, Министерство
экономики и т.д.
Также мы считаем, что -- по опыту развитых
стран -- будет полезно принять нормативные
акты, принуждающие использование Интернета
государственными организациями в целях
обязательного раскрытия их информации.
4. Наше внимание сейчас будут особо
занимать возможное государственное
вмешательство и спонтанно возникающие в
самых разных ведомствах нормотворческие
инициативы в следующих областях:
- доменные имена -- регистрация и
обеспечение владения;
- введение какой-либо прямой или
косвенной цензуры в Интернете:
регистрация или лицензирование
поставщиков информации;
- проведение антиспамминговых и
антихакерских расследований;
- расширение возможностей проведения
несанкционированных СОРМ-мероприятий;
- свобода от ответственности провайдеров
за содержание передаваемой ими
информации;
- особенности использования интернет-провайдеров
в целях правоприменения для исполнения
судебных решений о закрытии тех или иных
ресурсов. Особо важна невозможность
внесудебного (административного)
закрытия или приостановки
функционирования информационных
интернет-ресурсов (например, путем
введения лицензирования и запрета на
нелицензионную деятельность подобных
ресурсов);
- дерегулирование и демонополизация
российских телекоммуникаций;
- регулирование применения стойкого
крипто;
Мы понимаем, что Правительство РФ может своим регулированием не только помочь
российскому Интернету, но и невольно помешать его развитию,
применив "сырые", необсужденные
формулировки во вновь принимаемых
нормативных актах. Поэтому мы особо просим, чтобы
инициативы любых нормативных актов, с которыми выступает Правительство РФ или
его ведомства, проходили открытое публичное обсуждение перед их принятием. Мы не
хотели бы неожиданных для нас нормативных решений, последствия которых бы не
прошли какой-то открытой экспертной оценки интернет-сообществом. Со своей
стороны, мы обязуемся оперативно организовывать такое открытое обсуждение для
любых предоставленных нам проектов документов.
К сожалению, большинство доступных сегодня
интернет-сообществу документов получены в
результате различных "утечек"
информации, имеют анонимных авторов,
содержат большое число грубых ошибок и
несуразностей. Правительство, которое
будет принимать подобные документы, не
будет пользоваться нашей поддержкой.
<Данный текст Открытого письма
является открытой офертой для подписания
указанными далее функционерами
организаций интернет-общественности (там
где не представлялось возможным выяснить
должность и фамилию руководителя,
уполномоченного подписывать документы от
имени организации, поставлены вопросы).
Просим сообщать нам о желании и полномочиях
подписать итоговую версию по адресу [email protected].
По этому же адресу присылайте пожелания
включить в список подписантов другие
организации>
От Координационной Группы (КГ):
___________________ ???
От Комитета Интернет Ассоциации документальной электросвязи:
___________________ Алексей Солдатов (председатель)
От Союза операторов Интернета: ___________________ Марат Гуриев
(президент)
От Открытого форума интернет-сервис-провайдеров: ___________________ ???
От Содружества периодических изданий ЕЖЕ: ___________________
Александр "САМ" Малюков (координатор)
От Российской академии интернет: ___________________ ???
От Всероссийской интернет-академии: ___________________ Марат
Гельман (и.о. президента)
От Российского общественного центра интернет-технологий: ___________________
???
От Российской криптологической ассоциации: ___________________
Алексей Волчков (президент)
От сообщества Московского Либертариума: ___________________
Анатолий Левенчук (координатор)
От Института
информационно-кибернетических
исследований: ___________________ Евгений Горный (директор)