27 август 2020
Либертариум Либертариум

архитектор, публицист, переводчик
опубликовал в сборнике "Психология Петербурга и петербуржцев за три столетия" (материалы Российской научной конференции 25 мая 1999 г.)
в 1999 году статью "Воскресающая Россия. Идеология Одухотворения". из-во "Нестор",195251,Санкт-Петербург,Политехническая ул.29.
Тираж 130 экземпляров.

  • Регистрационное имя: evgeniy
  • Статус: Пользователь

Подробно о пользователе

1

ВОСКРЕСАЮЩАЯ РОССИЯ.

ИДЕОЛОГИЯ ОДУХОТВОРЕНИЯ

Взгляд петербуржца конца ХХ века

``... именно сейчас как никогда остро - пока еще не все разворовано и затоптано -

перед пытающимся воскреснуть после коммунизма Отечеством

стоит задача положительного духовного созидания, объединительной солидарной идеи,

без которых экономическое возрождение - пустой, нереальный звук''.

Юрий Кублановский ``Новый мир'' N 2, 1998.

``И в России и на Западе нет правильного понимания идеи открытого общества,

но если люди осознают ее, она сможет их вдохновить...

Я думаю, что Россия могла бы показать миру путь к открытому обществу.''

Джордж Сорос (интервью газете ``Русский телеграф'' 1998.)

Возрождение России не случайно сравнивают с воскресением из мертвых. Процесс мучительный и особенно потому, что экономисты-рыночники, пытаясь воскресить тело, забыли о душе, а этот ``нематериальный фактор'' именно для России и оказался решающим.

``Из трех вопросов, стоящих перед Человечеством:

Что делать? Как делать? Зачем делать? - Зачем? - самый русский вопрос.''

Александр Блок

Общество, открытое для развития, отличается от закрытого тоталитарного так же, как живой организм отличается от мертвого механизма. Мертвый ``хозяйственный механизм'' тоталитарного общества приводился в движение силой и, как только действие силы прекращалось, останавливался и... остановился. Это было неизбежно, потому что в отличие от живого организма мертвый механизм не развивается, то есть, не живет. Все, на что способен механизм, это механически производить количество, так как новое качество не производится, а создается, созидается: качество - это ступень развития. Мы прекрасно помним, как в ``хозяйственный механизм'' все новое насильно ``внедрялось''.

Наоборот, живому организму насилие - категорически противопоказано: живой организм приводится в движение загадочным феноменом - душой, которая объединяет в единое целое - тело - сотни миллиардов клеток, выполняющих разные функции. Как душе это удается - тайна. Пока ученым удалось установить только то, что каждая живая клеточка организма - одухотворена, т.е. обладает полной информацией о своем организме (например, из клетки кожи лягушки удалось получить точную копию этой лягушки). Значит, каждая клеточка, выполняя свою утилитарную функцию, живет жизнью всего организма. (То же мы наблюдаем и в любом одухотворенном коллективе, например, оркестре или... футбольной команде, где солирует или забивает гол один, но участвуют все. Не случайно Шостакович так любил футбол, да и для сотен миллионов - это любимое зрелище). Отсюда вывод, что первое (необходимое, но недостаточное) условие одухотворения общества - это свободное и быстрое распространение информации. В живом организме информационный голод удовлетворяется быстрее кислородного.

Одухотворение общества прямо пропорционально степени его информированности, но не сводится к ней. Жизнь - это развитие, живое отличается от неживого тем, что все живое растет и развивается. Стать живым - значит начать развиваться. И это развитие, Эволюция (``Великая Эволюция'', как ее назвал Михаил Булгаков в ``Письме к советскому правительству'') имеет совершенно определенное направление. Душа не просто формирует, организует целое - тело. Душа делает это с определенной целью. (Случайны ли эти, чисто русские, созвучия?)

Материалисты, отрицающие существование души (и они правы, как мы увидим чуть ниже), этой целью, т.е. смыслом жизни, считают выживание, самосохранение организма. Идеалисты этой целью считают спасение души. Поразительно, но правы и те и другие! Дело в том, что для процесса Эволюции понятия материализма и идеализма - относительны. Так же, как для абсолютной скорости света относительны понятия времени и пространства. Материалисты смотрят назад и вниз по пути Эволюции (а там души уже действительно нет: сформировав из материи то, что мы видим и ощущаем, душа ушла вперед, решать главное противоречие жизни - противоречие между прошлым и будущим). Идеалисты смотрят вперед и вверх по лучу Эволюции, материалисты - назад и вниз. А Истина, как всегда, находится посредине. И не находится, а совершается. Истина - это процесс. `` Что есть Истина? - Процесс Одухотворения.'' Но этот процесс, универсальный и объективный, в отличие от материи не дан нам в чувствах и ощущениях, скрыт от нас. Только великим художникам удается его выразить, и именно за это мы так ценим их шедевры, но это - особая тема.

Процесс Одухотворения - ключевое понятие новой идеологии, идеологии развития, которая является альтернативой идеологиям насилия и востребованность которой - несомненна (см. эпиграф). Идеология в обществе выполняет функцию души в организме: идеология (система убеждений, т.е принципов, идеалов и ценностей) определяет цель, объединяющую и вдохновляющую, воодушевляющую общество потому, что эта цель понятна и близка каждому.

На вопрос Влада Листьева в передаче ``Час Пик'':

``В чем сейчас главная проблема России?'' академик Борис Раушенбах ответил:

``В отсутствии объединяющей и вдохновляющей цели''.

Когда это было? Но и сейчас по словам Солженицына российский кризис - прежде всего кризис духовный, а не экономический. Сейчас в России нет официальной идеологии, но вместо нее - три идеологии насилия: классовая, расовая и кассовая. (Кассовая - идеология экономического насилия грабительского капитализма, заполнившая идеологический вакуум, возникший после краха классовой коммунистической идеологии, когда ``перестроившаяся'' номенклатура идеологическую удавку сменила на экономическую и выиграла войну с народом, которую вела всегда, потому что ни на что другое просто не способна. Результат этой ``победы'': вывезенные зарубеж миллиарды (а деньги - это кровь экономики) питают экономику развитых стран, а больше половины населения обескровленной страны, страны с богатейшими ресурсами - за ``чертой бедности'' - в экономическом гетто).

Идеология насилия служит для очистки совести палача. Благородной целью (например, борьбой за справедливость: социальную или национальную) она оправдывает физическое или экономическое насилие над жертвой, совершаемое для присвоения ее имущества или для порабощения. И здесь для быстрого обогащения экономическое насилие даже эффективнее физического: зачем расстреливать, если можно просто не платить зарплаты и жертва сама умрет от голода или покончит с собой. И даже не надо колючей проволоки, без которой не могут обойтись идеологии классовая и расовая с их тоталитарными режимами, гулагами и дахау. Надпись над входом в Бухенвальд: ``Каждому - свое'' полна такого же издевательского смысла и для лишенных надежды и вымирающих обитателей экономического гетто.

Но запрещать идеологии насилия неправильно, потому что, как сказала Екатерина Великая, ``с идеями надо бороться не пушками, а идеями''. Из замкнутого круга насилия есть только один выход - вверх. Только так можно превратить замкнутый круг в спираль развития. Человечество все больше убеждается в том, что насилие - показатель творческого бессилия, потому что, прерывая развитие, насилие затрудняет решение главной проблемы нашего времени: проблемы ускоряющегося развития, Одухотворения.

Интуитивное неприятие нашим обществом идеологий насилия свидетельствует о начале процесса духовного возрождения. Идеология развития призвана ускорить этот процесс, сделав его осознанным, а осознать - значит понять.

Итак, что же такое развитие ? Развитие - это Эволюция. А что такое Эволюция ?

Может ли быть кратким ответ на такой вопрос?

«В мире нет ничего, кроме движущейся материи»,- сказал материалист (Ленин). Но материя не столько движется, сколько взаимодействует. А ``дух - это то, что возникает между двух'', как образно и кратко описал взаимодействие поэт.

Развитие является результатом этого взаимодействия,

потому что взаимодействие в любом виде обладает

одним удивительным свойством:

Любой вид взаимодействия направлен на достижение

максимального результата с минимальными затратами,

причем, для всех участвующих во взаимодействии сторон.

Именно этот универсальный принцип, эту направленность, формулируют все открытые человеком законы природы, да и красота - это тоже интуитивно воспринимаемая целесообразность строения. Именно этот принцип является основой и сутью процесса развития, процесса, который может быть назван Процессом Одухотворения, так как именно он ведет Эволюцию к воплощению удивительной и непостижимой живой души, загадочного и всегда направленного в будущее импульса энергии развития. (Ученые давно заметили, что ``все в природе есть произведение функциональности на эффективность'', но только ускорение развития привело к формуле: Процесс Одухотворения). Этот универсальный и объективный процесс от нашего сознания не зависит. Наоборот, наше сознание является отражением, и далеко не адекватным, этого объективного процесса. Помните, у Мандельштама: ``...красота, не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра''. (Удивительно точен здесь этот эпитет - ``хищный''). Мы все следуем этому процессу ежечасно и ежеминутно, особенно, когда делаем что-то ``вкладывая душу'', стремясь достичь максимального эффекта с минимальными затратами. К сожалению, процесс Одухотворения часто прерывается насилием (злом), когда, стремясь к максимальному эффекту с минимальными затратами для себя, мы жертвуем интересами других участвующих во взаимодействии сторон (например, других людей или природы). Но таков один из законов Эволюции: жизнь не может не развиваться во всех открывающихся ей направлениях, но быстрее всего - в направлении наибольшего Одухотворения, единственном, никогда не ведущем в тупик.

Другой закон: Эволюция никогда не ``искореняет'' так называемое ``низменное'', но в процессе развития одухотворяет его, превращая пятипалую лапу в руку пианиста, хищный укус - в поцелуй любви, корыстность и алчность - в творческую способность становится богаче, обогащая других. (``Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать''. Роберт Пэн Уоррен)

`` Что плодотворно - то единственно-истинно.`` Гете

Понятие Процесса Одухотворения чрезвычайно плодотворно. Оно позволяет органично включить в единую систему эволюционных убеждений такие альтернативные и апробированные концепции общественного развития как гегелевскую диалектику, экономическую концепцию Карла Маркса (которая констатирует развитие производительных сил, но не показывает истинной причины, пружины этого развития), социологическую концепцию Макса Вебера и мифологическую Жюля Сореля (отмечающих роль духовного фактора в процессе развития), психологическую Зигмунда Фрейда и философскую Анри Бергсона (открывших безымянную жизненную силу, направляющую развитие), представление о феномене искусства Бориса Пастернака, ``субстанцию протяженную и мыслящую'' Спинозы, исторические и христианские откровения Николая Бердяева и многое, многое другое.

Идеология Одухотворения позволяет ответить на многие вопросы: и вечные и самые актуальные. Например, куда идет Россия? зачем права человеку? что такое собственность, капитал, свобода, справедливость, творчество? почему `` нравственность - в природе вещей '' ? в чем несправедливость принципов социализма и коммунизма? и даже ... что такое душа, смертный грех, счастье? и др.. Не говоря уже о том, что идеология Одухотворения - это идеология третьей стадии религиозной жизни после религии-страха и религии-морали...

Е. Нейштадт

В систему эволюционных представлений идеологии развития входят две фазы процесса познания - низшая: отрицание впервые открывающейся в процессе развития Истины, т.е. грех, неизбежное в процессе познания противопоставление себя познаваемому, и

высшая: отрицание первичного отрицания, то есть, утверждение открывшейся Истины в процессе творческого диалога-взаимодействия, направляемого Процессом Одухотворения.

Эти две фазы процесса познания являются основой трех этапов духовной Эволюции:

Первый этап: в процессе развития Человек противопоставляет себя Природе, чтобы стать умнее ее. Рождение Разума. Человек становится Природой, сознающей самое себя.

Второй этап: в процессе развития Человек противопоставляет себя коллективу, чтобы стать умнее его. Человек становится коллективом, сознающим себя. Рождение Личности. Личность - это сознающий себя коллектив. Великая Личность - это Человечество в миниатюре (по-индийски: Махатма - Великая Душа).

Третий этап: в процессе развития-одухотворения Человек противопоставляет себя самому себе, чтобы стать умнее самого себя, и становится Творческой Личностью, то есть, Эволюцией, сознающей себя и ему открываются не только глубочайшие провалы самоотрицания и дегуманизвции, но и захватывающие дух перспективы ускоряющегося развития, которому мы еще только-только начинаем учиться.

Достигая высокой степени одухотворенности Человек как бы приближается к Богу (Наивысшей Одухотворенности). Но так как любое движение относительно, человеку кажется, что Бог приближается к нему. Это потрясающее и ни с чем не сравнимое переживание знакомо каждому истинному творцу и каждому истинно любящему: эти удивительные совпадения, это волшебство... (Но это - особая тема).

Идеология развития позволяет понять природу, вернее эволюционную сущность, многих социальных проблем, социальных конфликтов и тупиков и показывает выход из них.

Пример: проблема эксплуатации, или так называемого, ``наемного рабства'', которое является, как известно, причиной классовой борьбы, конфликт между капиталистом-предпринимателем и наемным работником.

Итак, объективной необходимостью производства товара (спросом) вызывается к жизни человек, предпринимающий это дело и становящийся его душой (а без души не может жить не только тело, но и дело). Следуя объективному Процессу Одухотворения, предприниматель стремится достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть больше произвести товара, на который есть спрос, и меньше на это производство затратить. С другой стороны, наемный работник, следуя тому же объективному Процессу Одухотворения также стремится достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами, но для него это значит - наоборот - больше получить за свой труд и меньше этого труда затратить, т.е., меньше произвести. Возникает диалектическое противоречие, которое на первой, низшей, стадии развития предприятия приводит к взаимному отрицанию предпринимателя (души предприятия) и работников (его рук). Задержка на этой, низшей, стадии развития ведет к прекращению развития (``смертный грех карает-ся - карает себя - смертью''). Эта остановка развития может иметь две формы: если верх берет предприниматель - возникает перепроизводство: товар не раскупается, так как заработок работников низок (дикий капитализм). Если верх берут работники - возникает избыток денег, на которые нечего купить (развитой социализм).

Поэтому объективная необходимость вынуждает предпринимателя и работников перейти к высшей фазе развития, к отрицанию взаимного отрицания, т.е. к взаимному утверждению, перейти от борьбы, где усилия сторон вычитаются, к сотрудничеству, где эти усилия складываются, и в процессе которого ``наемное рабство'', основанное на эксплуатации, т.е. на бессовестном присвоении созидательной силы работника, ведущем к его полному износу, заменяется взаимовыгодным сотрудничеством: предприниматель содействует развитию созидательной силы работника, а работник направляет эту свою развитую созидательную силу на развитие предприятия. Гениальный предприниматель Генри Форд писал: ``Целью предприятия должно быть снижение цен и повышение зарплаты. Только такое предприятие сможет развиваться''. Иными словами, в процессе диалога-взаимодействия предприниматель как бы становится наемным работником, ``влезая в его шкуру'', а работник становится предпринимателем, вникая в проблемы производства. Этот диалог-взаимодействие приводит ко все большему одухотворению предприятия, к превращению его из мертвого механизма, приводимого в действие только силой, в развивающийся организм. И многое здесь зависит от того, кто является душой данного предприятия. Если этот человек - гений, как например, Форд в Америке или у нас Королев или Святослав Федоров, то дело это развивается фантастически! Если же этот человек - посредственность, или его просто нет (казенное предприятие), развитие прекращается.

Парадокс Процесса Одухотворения заключается в естественном соединении казалось бы несоединимого: результатом творчества является компромисс, устраивающий всех.

Эволюционная сущность делает понятным многое до сих пор необъяснимое.

Пример: в чем эволюционная сущность известной категории марксизма ``перехода количества в качество''? Ответ: развитие происходит в направлении наибольшего одухотворения. Поэтому многократно, но не механически, повторяющееся взаимодействие, т. е. количество, неизбежно приводит к достижению наибольшего эффекта с наименьшими затратами, т. е. к достижению нового, более высокого качества, и, значит, - ко все большему одухотворению.

Пример: почему экономическое развитие может происходить только на основе частной собственности? Ответ: собственность должна принадлежать тому, кто способен ее одухотворять. При отторжении от одухотворяющей ее личности собственность перестает быть собственной и пропадает. Полная аналогия: тело (собственность) и душа (личность). Вся наша собственность это как бы продолжение нашего тела: его формы (одежда, жилище), его рук (инструменты, станки), его ног (автомобили), его глаз (теле и микроскопы, видео), его мозга (компьютеры). Эволюционная сущность частной собственности, ее парадокс в том, что в процессе одухотворения она переходит от первичного отрицания человека к его утверждению и, оставаясь частной, то есть, не отторгаясь от одухотворяющей ее личности, становится всеобщей, то есть все более удобной и все более доступной для все большего количества людей. Подобные примеры можно продолжить.

Короче, Процесс Одухотворения - это способ, которым работает Бог. Потому что Процесс Одухотворения это и есть Процесс Творения, процесс, в который так или иначе вовлечен каждый, сознательно, а чаще бессознательно следуя ``нравственному закону внутри'', который так поражал Иммануила Канта.

И, наверно, не случайно, именно в России, давшей миру великих поэтов и великую культуру и прошедшей ад тоталитаризма, именно в России, о загадочной духовности которой так много говорят, должна была возникнуть идеология Одухотворения, идеология третьего тысячелетия, когда человек будет находить выход из социальных тупиков в осознанном переходе от низшей формы взаимодействия - от непонимания, борьбы и насилия, к высшей - к взаимопониманию и творческому сотрудничеству, и, все лучше взаимодействуя не только с другими, но и с собой, превращаться из ``человека действия'' в ``человека взаимодействия'', из борца в творца и становиться Эволюцией, сознающей себя. Идеология Одухотворения поможет пониманию того, что истинное счастье, чувство, знакомое каждому истинному творцу и каждому истинно любящему, вовсе не победа над противником в борьбе, неважно какой, военной или конкурентной, а сознательное творческое участье в Процессе Одухотворения, вызывающее удивительное чувство, что души в тебе становится больше.

А теперь об этой цели чуть конкретнее. Суть Процесса Одухотворения в достижении наибольшего результата с наименьшими затратами (причем, обязательно для всех участвующих во взаимодействии сторон). Но, достигая все большего результата со все меньшими затратами, мы становимся все свободнее. Следовательно, Эволюция, развитие - это и есть освобождение, а Свобода - это возможность развития, необходимое условие развития и его цель. Поэтому не удивительно, что именно производство свободы становится целью общества, открытого для развития. И здесь рынок, т.е. свобода выбора, условие необходимое, но недостаточное. В отличие от закрытого, общество, открытое для развития, владеет know how - секретом производства свободы...

продолжение следует...

Е. Нейштадт

Сведения об авторе:

архитектор Нейштадт Евгений Иосифович родился в 1939 г. в Ленинграде, где пережил блокаду. Отец погиб на фронте в 1941. Мать осталась вдовой. Награждена медалями ``За оборону Ленинграда'' и ``За доблестный труд''. Была инвалидом.

В 1956 г. кончил школу с золотой медалью и поступил на архитектурный факультет

Академии Художеств. После выпуска работал в Гипрогоре,

Ленпроекте, Промэнергопроекте.

В 1971 г. разработал ``новый тип секционного жилища''. Однако, статью опубликовать не удалось: строились общежития. Эта разработка, снижающая себестоимость жилья на 25 % за счет сокращения вдвое количества лестниц и коридоров, актуальна и сейчас.

В 1980 г. в журнале ``Строительство и архитектура Ленинграда'' N 11 опубликовал статью ``Навесная стена ``ПОЛИТЕРМ'' - новый тип теплоизолирующего ограждения зданий и сооружений'', написанную на основании полученного им авторского свидетельства N 968237 на изобретение ``Двухслойная стена''. Эту же информацию перепечатал журнал ``Изобретатель и рационализатор'' N5 за 1985 г. в рубрике ``Изобретено в СССР''. Но реализовано (и довольно широко) это изобретение, как и следовало ожидать, было за границей, в США, Японии и Швеции, и без ведома автора, т.к. патентование за рубежом из-за недостатка валюты не проводилось.

В 1971 г. автором был осуществлен первый перевод на русский язык

``A BOOK OF NONSENCE'' Эдварда Лира,

классика английской детской литературы.

Переводы стихов Льюиса Кэррола и Хилара Беллока

были опубликованы ``Литературной газетой''.

Автор как независимый исследователь давно занимается

проблемой перехода к открытому (цивилизованному) обществу.

1980 г.: издана (в Самиздате с посвящением

тогда только что сосланному академику А. Д. Сахарову)

книга о Процессе Одухотворения ``Живая душа - разгадка.'' (рассказ-открытие).

1995 г.: попытка организовать широкую просветительскую кампанию

на тему: ``Что такое цивилизованное общество, и чем оно лучше капитализма

и коммунизма ?'' Однако, дорогостоящее рекламное обращение за поддержкой

к издателям и спонсорам осталось без ответа.

1997 г.: письмо Дж. Соросу; статья ``Народный капитализм или

Открытое общество ? о новой объединяющей и вдохновляющей цели России.'';

на конкурс, объявленный Фондом Сороса по программе ``Высшее образование'',

направлена работа ``Эволюционная концепция открытого общества''.

К сожалению, тексты, видимо, не достаточно доходчивы. Насколько интереснее и нагляднее был бы фильм ``Воскресающая Россия. Процесс Одухотворения.''

Автор женат, имеет трех дочерей: 26, 16 и 7 лет.

Адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, 55/5, кв.1. телефон 164-68-36.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020