20 июль 2019
Либертариум Либертариум

Фед. закон о связи и пояснительная записка к Фед. закону о связи

Внесен в Госдуму 18.10.02 за номером 250577-3

15.11.2002

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту Федерального закона "О внесении изменений

и дополнений в Федеральный закон "О связи"

Необходимость принятия новой редакции Федерального закона "О связи", предлагаемой данным законопроектом, обусловлена основанной на действующей редакции этого закона избыточностью государственного регулирования деятельности в области электросвязи, что влечет необоснованное повышение издержек хозяйствующих субъектов и создает благодатную почву для недобросовестной конкуренции и криминализации.

Избыточность, требующая устранения, заключается, прежде всего, в дублировании разрешительных процедур, а также в использовании административных механизмов регулирования там, где мировая практика давно подтвердила эффективность экономического регулирования.

Так, чтобы стать оператором электросвязи, хозяйствующий субъект должен сначала получить лицензию, то есть разрешение оказывать соответствующие услуги связи в принципе. Но чтобы получить возможность выйти со своими услугами на конкретный рынок, он должен просить тот же федеральный орган, который его лицензировал, о выделении нумерации (для операторов проводной связи) или полосы частот (для операторов мобильной связи), представляя при этом примерно те же документы, что и для получения лицензии. Более того, если речь идет об услугах мобильной связи, и выделение полосы радиочастот еще не дает возможности реального выхода на рынок, поскольку оператору нужна не полоса, а конкретные радиочастоты в этой полосе. Для этого он вынужден обращаться в тот же федеральный орган в третий раз. 

Данный законопроект сводит этот сложный процесс к одной процедуре получения права на использование конкретной нумерации и (или) конкретных радиочастот. Более того, там, где выделяемый федеральным органом ресурс (нумерация, радиочастоты) является дефицитным, вводится процедура его продажи с аукциона.

Законопроектом решается также задача существенного снижения нарастающего по мере роста спроса на услуги мобильной связи и усиления конкуренции в этой сфере дефицита радиочастот, предназначенных для использования в гражданском обороте. С этой целью вводятся требование доступности для гражданского оборота не менее половины радиочастотного спектра и запрет на смешанное использование конкретных полос радиочастот. На выполнение этих норм дается пятнадцать лет. 

Для недопущения номинального владения нумерацией и радиочастотами без их фактического использования вводятся достаточно сильные экономические (тарифные) санкции в отношении правообладателей, а также принцип административного прекращения такой ситуации через определенный срок.

Сохраняя в основном действующий порядок присоединения сетей электросвязи и организации межсетевого взаимодействия, установленный подзаконными актами, законопроект вводит вместо предусмотренных этим порядком двух различных договоров между операторами присоединяющей и присоединяемой сетей единый договор о присоединении и межсетевом взаимодействии и формулирует его существенные условия, а также ограничения на взаимные требования сторон такого договора.

Законопроект впервые формулирует на уровне федерального закона нормы, регулирующие отношения между операторами телефонной связи и их абонентами. Действующие нормы утверждались органами исполнительной власти и не всегда, на наш взгляд, обеспечивают в этой сфере баланс интересов предпринимателей и потребителей их услуг. В соответствии с реальным составом важных для граждан-абонентов проблем в проекте установлены меры защиты абонентов от "телефонного пиратства", право на рассрочку платежа за подключение к телефонной сети, условия замены абонентского номера, "уплотнения" индивидуального канала, переключения номера и замены его пользователя, введения повременной системы оплаты, право использовать любые сертифицированные абонентские устройства. Одновременно определены и права операторов телефонной связи в отношении своих недобросовестных абонентов.

Заключительная глава законопроекта посвящена саморегулируемым организациям в области связи, которые в перспективе могли бы взять на себя значительную часть полномочий по регулированию предпринимательской деятельности в области электросвязи вместе с существенной долей ответственности за эту деятельность перед потребителями и государством.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

 

 Вносится депутатами Государственной Думы
П.Б.Шелищем, А.В.Шишловым, Б.Б.Надеждиным,
Г.В.Боосом, В.С.Плескачевским,
О.В.Шеиным, С.Ю.Глазьевым, О.Н.Смолиным

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

"О связи"

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 16 февраля 1995 года N 15-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,  N 8, ст. 600; 1999, N 2, ст. 3697) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О связи"

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между юридическими лицами, физическими лицами и органами государственной власти по поводу предоставления и получения услуг связи.

Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе: 

    связь Российской Федерации - совокупность органов, организаций и сетей, осуществляющих и обеспечивающих электрическую и почтовую связь на территории Российской Федерации;

    сеть связи Российской Федерации - технологическая система, включающая средства и линии связи, обеспечивающие электрическую или почтовую связь на территории Российской Федерации;

    сеть почтовой связи Российской Федерации - совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств;

    сеть электрической связи (электросвязи) Российской Федерации - совокупность сетей телефонной связи, включая мобильную телефонную связь, и сетей связи для распространения программ телевидения и радиовещания;

    сеть электросвязи общего пользования - комплекс взаимосвязанных сетей электросвязи, предназначенный для предоставления услуг электросвязи всем пользователям на территории Российской Федерации;

    выделенная сеть электросвязи - сеть, не имеющая присоединения к сетям электросвязи общего пользования Российской Федерации и других государств, предназначенная для предоставления услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей; 

    технологическая сеть электросвязи - сеть, предназначенная для обеспечения внутрипроизводственной деятельности организации, управления технологическими процессами, которая не используется для оказания услуг электросвязи;

    сеть электросвязи специального назначения - сеть, предназначенная исключительно для обеспечения нужд государственного управления, обороны, безопасности, и (или) охраны правопорядка в Российской Федерации;

    средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений электросвязи либо почтовых отправлений, а также иные технические средства, используемые при оказании услуг связи, обеспечении функционирования сетей связи;

    линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;

    линейно-кабельные сооружения связи - сооружения и иные объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для размещения кабелей электросвязи;

    оконечное оборудование - технические средства для передачи или приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям;

    земли связи - земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном (бессрочном) или срочном пользовании, в том числе в аренде, организаций связи, либо переданные на праве ограниченного пользования для строительства зданий и сооружений связи;

    абонент - потребитель услуг электросвязи по договору об оказании таких услуг с выделением для этого абонентского (телефонного) номера;

    местные телефонные соединения (переговоры) - телефонные соединения в пределах тарифных зон, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации. На территориях населенных пунктов и городских поселений не может быть создано несколько тарифных зон.

    местная телефонная связь – услуги по предоставлению местных телефонных соединений.

    стационарная телефонная связь – предоставление телефонных соединений, необходимым технологическим условием для которого является расположение абонентского телефонного аппарата или иного абонентского устройства связи в непосредственной близости к определенному месту (помещению).

    абонентская линия – физический канал стационарной телефонной связи от телефонной станции до точки включения оконечного устройства связи абонента;

    мобильная телефонная связь – предоставление телефонных соединений, возможное при расположении абонентского устройства в произвольном месте определенной географической зоны.

    телематическая служба – предоставление платных услуг по телефону, вызывающее повышенную нагрузку на телефонную сеть; перечень видов услуг телематических служб утверждается Правительством РФ.

    нумерация - цифровое, буквенное, символьное обозначение или их комбинации включая коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов;

    организация связи (оператор связи) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области связи;

    оператор, занимающий существенной положение на сети электросвязи общего пользования - оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географической зоне нумерации или на всей территории Российской Федерации не менее чем 25 процентами монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее 25 процентов трафика;

    монтированная емкость - показатель технических возможностей оборудования, смонтированного на сети связи оператора связи, по оказанию на определенной территории услуг электросвязи, а также услуг присоединения и пропуска трафика;

    трафик - совокупность сообщений, передаваемых по сети связи;

    пользователь радиочастотного спектра - лицо, которому выделена полоса радиочастот или присвоена радиочастота;

    распределение полос радиочастот - определение назначений полос радиочастот, фиксируемое в Национальной таблице распределения полос радиочастот между радиоэлектронными средствами всех назначений;

    присвоение радиочастоты - разрешение использовать конкретные радиочастоты с применением радиоэлектронного средства с определенными техническими характеристиками на определенных условиях;

    радиоэлектронное средство - техническое средство, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн;

    электромагнитная совместимость - способность радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств функционировать с заданным качеством в окружающей электромагнитной обстановке и не создавать недопустимых радиопомех другим радиоэлектронным средствам и высокочастотным устройствам;

    саморегулируемая организация в области связи - некоммерческая организация, учрежденная и управляемая операторами связи в целях разработки, организации применения и контроля соблюдения правил и стандартов предпринимательской деятельности своих участников.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

С т а т ь я 1. Собственность на сети связи

1.    Сети связи в Российской Федерации могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

Перечень сетей связи и их элементов, которые могут находиться только в федеральной собственности, определяется законодательством Российской Федерации.

2.    Изменение формы собственности на сети связи и их элементы производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и допускается при условии, что такое изменение не влечет заведомое ухудшение функционирования сетей связи и не ущемляет прав потребителей услуг связи.

3.    Передача прав собственности на космический объект связи не влечет передачу прав собственности на орбитально-частотный ресурс.

С т а т ь я 2. Земли связи.

Основания и порядок предоставления земель связи, порядок пользования ими, в том числе установления охранных зон и создания просек, основания и порядок изъятия земель связи регламентируются земельным законодательством Российской Федерации. 

С т а т ь я 3. Сеть почтовой связи.

Деятельность почтовой связи в Российской Федерации регулируется Федеральным законом в области почтовой связи.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

С т а т ь я 4. Федеральный орган исполнительной власти в области связи

1.    Федеральный орган исполнительной власти в области связи:

проводит государственную политику в области связи и информатизации, 

выполняет функции национальной администрации связи при осуществлении международной деятельности,

осуществляет управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях, 

осуществляет управление федеральной сетью почтовой связи,

осуществляет координацию деятельности в области создания и развития сетей связи, спутниковых систем связи гражданского назначения, включая системы телерадиовещания,

регулирует деятельность операторов, занимающих существенное положение на сети электросвязи общего пользования, при оказании ими услуг присоединения и пропуска трафика,

устанавливает обязательные для операторов электросвязи требования по построению, управлению, нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, использованию выделенного радиочастотного ресурса, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей, оказанию услуг связи,

обеспечивает технический контроль соблюдения обязательных для операторов электросвязи требований, 

информирует саморегулируемые организации в области связи о выявленных нарушениях участниками этих организаций обязательных требований, а также доводит до их сведения проекты нормативных актов, устанавливающих обязательные для операторов электросвязи требования, и рассматривает предложения указанных саморегулируемых организаций по этим проектам и по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность операторов электросвязи. 

2.     Обязательные требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются исключительно в целях обеспечения устойчивости и безопасности функционирования сети электросвязи Российской Федерации. 

3.     Федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе: 

направлять лицам, осуществляющим деятельность в области связи, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, должностным лицам этих органов обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений норм настоящего Федерального закона, а также об устранении последствий таких нарушений;

вести реестр операторов, занимающих существенное положение на сети электросвязи общего пользования;

рассматривать обращения операторов связи по вопросам присоединения и взаимодействия присоединяемых сетей связи с последующим опубликованием принятых решений; 

выполнять иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

С т а т ь я 5. Регулирование ресурса нумерации сетей электросвязи общего пользования.

1.     Нумерация сетей электросвязи общего пользования является национальным достоянием Российской Федерации. Регулирование ее ресурса является исключительным правом государства.

2.     Нумерация сетей электросвязи общего пользования выделяется федеральным органом исполнительной власти в области связи оператору по его заявлению в срок не свыше 30 дней, если объем нумерации, выделенной всем операторам местной сети электросвязи, составляет менее 90 процентов ресурса нумерации данной местной сети электросвязи. 

Форма заявления о выделении нумерации, состав и формы прилагаемых к нему документов, подтверждающих правовое положение и соответствие заявленных им к использованию средств связи обязательным требованиям технических регламентов в области связи, а также размер единовременной платы за выделение ресурса нумерации сети электросвязи общего пользования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.     Если не менее 90 процентов ресурса нумерации в определенной географической зоне нумерации сети электросвязи выделено операторам данной сети, при получении заявления на выделение нумерации федеральный орган исполнительной власти в области связи назначает аукцион. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, после ее единовременной оплаты в соответствии с правилами проведения аукционов. 

Правила проведения аукционов на право получения ресурса нумерации сетей электросвязи общего пользования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4.     Оператор связи ежегодно вносит плату за выделенный ему ресурс нумерации. Размеры ежегодной платы за тысячу номеров используемой и неиспользуемой нумерации определяются федеральным органом исполнительной власти в области связи. При этом плата за нумерацию, не используемую свыше двух лет, может устанавливаться в размере, до 10 раз превышающем плату за используемую нумерацию.

5.     Выделенная нумерация, которая не используется оператором связи свыше трех лет, может быть изъята у него решением федерального органа исполнительной власти в области связи.

6.     Изменение нумерации, выделенной оператору связи, федеральным органом исполнительной власти в области связи допускается только в целях обеспечения безопасности и надежности функционирования сетей электросвязи общего пользования. Решение об изменении нумерации может быть обжаловано заинтересованным оператором в судебном порядке.

7.     Информация о высвобожденной нумерации должна быть в месячный срок опубликована в официальном издании федерального органа исполнительной власти в области связи.

С т а т ь я 6. Регулирование использования радиочастотного ресурса

1.     Радиочастотный спектр является национальным достоянием Российской Федерации. Регулирование его использования является исключительным правом государства. 

2.     Не менее половины совокупности всех частот радиочастотного спектра, которые технически возможно и экономически целесообразно использовать в гражданском обороте, должно быть доступно для использования в гражданском обороте. При этом не допускается одновременное использование какой-либо полосы радиочастот в гражданском обороте и в иных целях (смешанное использование). Выполнение указанных требований должно быть обеспечено в срок не свыше 15 лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона в порядке, установленном специальным федеральным законом о радиочастотном спектре.

3.     До вступления в силу специального федерального закона о радиочастотном спектре в целях выполнения требований, указанных в пункте 2 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего федерального закона и в дальнейшем не реже одного раза в два года пересматривает перспективный план использования радиочастотного спектра и национальную таблицу распределения полос радиочастот. 

4.     Порядок выделения полос радиочастот и присвоения радиочастот для использования исключительно вне гражданского оборота (для нужд государственного управления, обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской Федерации) устанавливается Правительством Российской Федерации.

5.     Изменение присвоенных радиочастот пользователю радиочастотного спектра в целях выполнения требований, указанных в пункте 2 настоящей статьи, допускается только с его согласия либо в случае истечения срока разрешенного ему использования присвоенных радиочастот. При этом пользователь радиочастотного спектра вправе потребовать от Правительства Российской Федерации возмещения его убытков, связанных с переходом на другие частоты.

6.     Присвоение радиочастот для использования исключительно в гражданском обороте производится на срок не менее 20 лет, с правом последующего бесспорного продления этого срока пользователем, по результатам аукционов, организатором которых является федеральный орган исполнительной власти в области связи. 

Решение о проведении аукциона принимается указанным федеральным органом и публикуется его официальным изданием в течение 30 дней со дня получения им первой заявки на присвоение радиочастоты (радиочастот) в полосе радиочастот соответствующего назначения. 

К участию в аукционе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии документальных подтверждений их правового положения и соответствия заявленных ими к использованию радиоэлектронных средств обязательным требованиям технических регламентов в области связи, а также при условии внесения залога в размере стартовой цены предмета аукциона, назначенной организатором аукциона.

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, после ее оплаты в соответствии с правилами проведения аукциона. 

Правила проведения аукционов на присвоение радиочастот и порядок подтверждения соответствия радиоэлектронных средств обязательным требованиям технических регламентов устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

7.     Пользователь радиочастотного спектра ежеквартально оплачивает свое право на присвоенную частоту. Размер платы за используемые и неиспользуемые частоты устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи. При этом плата за частоты, не используемые более года, устанавливается в размере, до десяти раз превышающем плату за используемые частоты. Право на использование частот, не используемых более двух лет, может быть прекращено решением федерального органа исполнительной власти в области связи.

8.     Принудительное изменение частотных выделений и назначений пользователю радиочастотного спектра федеральным органом исполнительной власти в области связи допускается только в целях обеспечения безопасности граждан и государства, электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Такое изменение может быть обжаловано пользователем в судебном порядке. 

С т а т ь я 7. Присоединение сетей электросвязи и межсетевое взаимодействие

1.    Каждый оператор электросвязи имеет право на присоединение принадлежащих ему сетей электросвязи, соответствующих обязательным требованиям технических регламентов, к сетям электросвязи общего пользования и на обеспечение пропуска исходящего и входящего трафика.

2.    Операторы сети электросвязи общего пользования при наличии технической возможности обязаны оказывать услуги присоединения и пропуска трафика операторам иных сетей электросвязи на основании договора возмездного оказания услуг (договора о присоединении и межсетевом взаимодействии). Договор о присоединении и межсетевом взаимодействии операторов сетей электросвязи является публичным договором.

3.    Существенными условиями договора о присоединении и межсетевом взаимодействии операторов сетей электросвязи являются:

технические условия на присоединение,

объем выполняемых работ по присоединению и их распределение между взаимодействующими операторами сетей электросвязи,

порядок пропуска трафика взаимодействующих сетей электросвязи,

расчетные цены (тарифы) и порядок взаиморасчетов за предоставляемые друг другу сетевые ресурсы и иные услуги,

взаимная ответственность взаимодействующих операторов за качество предоставляемых услуг электросвязи,

порядок возмещения материального и морального ущерба абонентам в случае, если отказ в предоставлении услуг электросвязи или ухудшение их качества вызваны невыполнением или расторжением данного договора,

порядок взаимодействия сторон договора при расчетах с абонентами за предоставленные услуги электросвязи,

порядок проведения совместной работы по рассмотрению претензий абонентов,

порядок взаимодействия систем оперативно-технического управления сетями электросвязи (центров технической эксплуатации) сторон договора.

При заключении и исполнении договоров о присоединении и межсетевом взаимодействии операторов сетей электросвязи не допускается дискриминация одних операторов присоединенных сетей электросвязи по сравнению с другими.

4.    Технические условия на присоединение должны быть обоснованными и соответствовать требованиям к техническим характеристикам взаимодействия сетей электросвязи, установленным федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Не допускается включать в технические условия на присоединение создание или приобретение линий передачи, линейно-кабельных сооружений, средств связи, не обусловленное необходимостью пропуска исходящего и входящего трафика присоединяемой сети электросвязи. 

Не допускается при выдаче технических условий на присоединение понуждать оператора присоединяемой сети электросвязи к передаче средств связи, линейно-кабельных сооружений, линий передачи, создаваемых или приобретаемых этим оператором для обеспечения взаимодействия с присоединяющей сетью, оператору присоединяющей сети электросвязи.

Создание, приобретение, передача объектов, указанных в частях третьей и четвертой данного пункта настоящей статьи, могут быть предусмотрены договором на присоединение в качестве возмещения оператором присоединяемой сети затрат оператора присоединяющей сети, осуществляемых по согласию сторон в интересах присоединяемой сети электросвязи. 

В случае несогласия с выданными техническими условиями на присоединение оператор присоединяемой сети электросвязи вправе обжаловать эти условия в федеральном органе исполнительной власти в области связи и в суде.

Присоединение к сети электросвязи общего пользования считается состоявшимся после выполнения технических условий на присоединение, удостоверенного федеральным органом исполнительной власти в области связи. 

5.    В случае модернизации технических средств или расширения емкости присоединенной сети электросвязи либо присоединения к ней других сетей электросвязи оператор присоединенной сети электросвязи обязан заблаговременно информировать об этом оператора присоединяющей сети электросвязи. При этом оператор присоединяющей сети вправе выдать новые технические условия на присоединение с соблюдением требований пункта 4 настоящей статьи. При этом взаимодействующие операторы сетей электросвязи могут внести изменения в заключенный между ними договор о присоединении и межсетевом взаимодействии. 

6.    Техническая эксплуатация присоединяемых сетей электросвязи должна быть организована в соответствии с правилами технической эксплуатации сети электросвязи общего пользования, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области связи.

7.    Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные правила присоединения и межсетевого взаимодействия сетей электросвязи.

Операторы, занимающие существенное положение на сети электросвязи общего пользования, разрабатывают на основе требований настоящего федерального закона и указанных правил общие технические и имущественные условия присоединения и пропуска трафика, представляют эти условия на согласование в федеральный орган исполнительной власти в области связи и после согласования публикуют их за собственный счет в официальном издании федерального органа исполнительной власти в области связи. 

8.    Цены на услуги присоединения и пропуска трафика, оказываемые операторами связи, занимающими существенное положение на сетях электросвязи общего пользования, подлежат государственному регулированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены на услуги пропуска трафика определяются на основе экономически обоснованных затрат и нормативной рентабельности исходя из условия обеспечения равной рентабельности затрат на осуществление взаимосвязанных этапов единого технологического процесса. Цена, подлежащая государственному регулированию (регулируемая цена), для присоединяемых операторов не может быть выше цены на такую же услугу, установленной присоединяющим оператором сети электросвязи общего пользования для собственных подразделений. 

9.      Для определения экономически обоснованных затрат на оказание услуг присоединения и пропуска трафика операторы, занимающие существенное положение на сети электросвязи общего пользования, обязаны вести в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, раздельный учет расходов и доходов по видам деятельности, оказываемым услугам связи и частям сети связи, используемым для оказания этих услуг.

10.    В случае, если оператору, занимающему существенное положение на сети электросвязи общего пользования, цены на услуги местной телефонной связи, регулируемые в соответствии с действующим законодательством, установлены на уровне ниже экономически обоснованных затрат на их оказание (или, если фактические затраты меньше экономически обоснованных, - ниже фактических затрат), к ценам на пропуск трафика для присоединенных операторов устанавливается надбавка, обеспечивающая компенсацию убытков присоединяющего оператора.

ГЛАВА 3. УСЛУГИ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

С т а т ь я 8. Подключение абонента к телефонной сети

1.     Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на доступ к сети телефонной связи общего пользования. Указанное право реализуется посредством подключения к сети телефонной связи общего пользования абонентского оборудования, соответствующего обязательным требованиям технических регламентов в области связи, принадлежащего гражданину или группе граждан либо переданного им в индивидуальное или коллективное пользование.

Указанное право должно быть обеспечено в срок не свыше 15 лет со дня вступления в силу настоящего федерального закона. В этих целях Правительство Российской Федерации в течение одного года со дня вступления в силу настоящего федерального закона утверждает федеральную целевую программу обеспечения мобильной телефонной связью, в том числе спутниковой, с использованием абонентских пунктов коллективного пользования, тех населенных пунктов, прокладка линий телефонной связи в которые экономически не целесообразна. 

2.     Оплата подключения абонента к телефонной сети с выделением абонентского номера осуществляется абонентом единовременно либо в рассрочку, в соответствии с условиями договора с оператором телефонной связи. В случае, если тарифы на услуги данного оператора подлежат государственному регулированию, по требованию абонента-гражданина оператор связи обязан предоставить ему возможность оплаты подключения с рассрочкой платежа не менее чем на 6 месяцев, с первоначальным взносом не более 30 процентов.

3.     Оператор связи обязан сохранять за абонентом выделенный ему абонентский номер бессрочно до расторжения договора с данным абонентом в порядке, установленном законом.

Оператор связи вправе заменить абонентский номер при замене автоматической телефонной станции на новую с общей заменой номеров пользователей данной АТС (при этом меняется префикс номера, соответствующий данной АТС, а прочие цифры сохраняются неизменными).

Оператор связи вправе также заменить абонентский номер при технологической невозможности сохранения за абонентом данного номера. В этом случае оператор связи обязан направить абоненту объяснение причин замены номера и выплатить абоненту компенсацию в размере четверти стоимости услуги по выделению абонентского номера по текущему прейскуранту оператора связи.

4.     Во всех случаях замены номера оператор связи обязан известить абонента и сообщить ему новый номер не менее чем за два месяца, если необходимость срочной замены не вызвана непредвиденными и чрезвычайными обстоятельствами.

5.     Оператор связи не вправе без согласия абонента переключать его абонентскую линию для совместного использования с другими абонентами по схеме с применением блокиратора либо аппаратуры высокочастотного уплотнения, а также предоставлять иную возможность использования либо прослушивания абонентской линии данного абонента другим лицам без согласия данного абонента, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

6.     Абонент вправе переключить абонентский номер на абонентскую линию, подключенную к другому помещению, находящемуся во владении данного абонента (при наличии технической возможности такого переключения). Переключение абонентского номера является дополнительной услугой.

7.     В случае прекращения у абонента права пользования помещением, в котором осуществлено его подключение к местной телефонной сети, договор с ним расторгается оператором местной телефонной связи, который обязан по требованию иного лица, приобретшего право пользования этим жилым помещением, в течение 30 дней заключить договор с этим лицом. При этом переоформление договора на указанное иное лицо осуществляется бесплатно. 

С т а т ь я 9. Договор об оказании услуг телефонной связи и его существенные условия.

1.     Договор об оказании абоненту услуг телефонной связи является публичным договором. Условия договора об оказании абоненту услуг телефонной связи должны соответствовать Правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2.     Договор об оказании абоненту услуг телефонной связи считается заключенным при наличии письменного соглашения данного абонента с оператором связи с указанием существенных условий договора.

3.     Изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных законом. Абонент вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с оператором связи, письменно известив об этом оператора связи не менее чем за месяц до даты расторжения договора.

4.     Договор об оказании услуг стационарной телефонной связи может заключаться только с лицом, обладающим правом владения или пользования помещением, указанным в договоре. Если помещение находится в долевой собственности либо в пользовании у нескольких лиц – с собственниками (либо лицами, обладающими правом пользования) данного помещения заключается договор о предоставлении им абонентского номера индивидуального либо коллективного пользования по их выбору.

5.     Существенными условиями договора на предоставление услуг телефонной связи являются: предоставляемый абоненту абонентский номер, адрес помещения, подключенного по абонентской линии (для стационарной телефонной связи); тип договора (индивидуального или коллективного пользования); схема включения абонентского номера (по отдельной линии, спаренная или с применением аппаратуры высокочастотного уплотнения), перечень услуг связи, предоставляемых абоненту; цена услуг связи, за исключением услуг связи, тарифы на которые в соответствии с действующим законодательством устанавливаются государственными органами; система оплаты услуг (абонентская либо повременная); срок действия договора.

6.     Заключение и изменение договоров и соглашений с абонентами, внесение изменений в условия обслуживания абонентов не являются услугами операторов связи и не оплачивается абонентами. Предоставление абонентам информации, которую оператор связи обязан предоставлять абонентам в соответствии с действующим законодательством, осуществляется оператором связи бесплатно.

7.     По истечении срока действия договора на предоставление услуг связи, если ни одна из сторон не заявила о намерении изменить условия указанного договора, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

8.     Договором может быть предусмотрен порядок изменения установленных договором тарифов на оказание услуг связи.

9.     Одностороннее изменение условий договора не допускается.

С т а т ь я 10. Индивидуальные и коллективные абонентские договоры.

1.     С нанимателями жилья в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда заключается договор о предоставлении им абонентского номера коллективного пользования. 

Договор о предоставлении абонентского номера коллективного пользования может заключаться также с совладельцами жилья, находящегося в долевой собственности, по их требованию либо в случае возникновения между ними спора.

2.     Права и обязанности абонента-гражданина в отношении абонентских номеров коллективного пользования осуществляются совместно собственниками (нанимателями) данного жилья. Граждане, утрачивающие права собственников (нанимателей), утрачивают права абонента; граждане, приобретающие права собственников (нанимателей), приобретают права абонента.

3.     В случае возникновения спора между абонентами-гражданами, совместно заключившими абонентский договор о предоставлении абонентского номера индивидуального пользования, по требованию любого из участников договора он должен быть изменен на договор о предоставлении абонентского номера коллективного пользования.

4.     При наличии в квартире абонентского номера коллективного пользования, собственники (наниматели) жилых помещений вправе заключать договоры о предоставлении им абонентских номеров индивидуального пользования в обычном порядке.

С т а т ь я 11. Услуги по предоставлению телефонных соединений.

1.     Абоненты вправе использовать предоставленные оператором связи телефонные соединения для передачи любого рода информации, с использованием любых абонентских устройств, прошедших сертификацию, подтверждающую возможность их безопасного использования в российских телефонных сетях.

2.     Абоненты оплачивают услуги по предоставлению местных, междугородних и международных телефонных соединений с применением одной из двух систем оплаты – абонентской либо повременной.

При абонентской системе оплаты абонент обеспечивается услугами связи, заключающимися в предоставлении телефонных соединений, за ежемесячную абонентскую плату, размер которой не зависит от количества и продолжительности соединений.

При повременной системе оплаты абонент оплачивает предоставляемые услуги связи в зависимости от продолжительности и времени суток соединений. 

3.     Оператор телефонной связи может предлагать услуги местной телефонной связи с оплатой по абонентской и по повременной системе. Предлагать услуги местной телефонной связи с оплатой по повременной системе вправе только операторы связи, не занимающие доминирующего положения на рынке соответствующих услуг телефонной связи.

4.     Абонент-гражданин имеет право оплачивать услуги местной телефонной связи по своему выбору либо по абонентской, либо по повременной системе, если возможность повременного учета обеспечивается оператором связи. Система оплаты устанавливается договором абонента-гражданина с оператором связи. Абонент-гражданин вправе в любое время изменить систему оплаты, подав заявление оператору связи, с внесением в договор с оператором связи соответствующих изменений.

5.     Повременная система оплаты местных телефонных соединений может применяться для абонентов номеров коллективного пользования только при условии обеспечения оператором связи раздельного учета времени соединений каждого из абонентов данного устройства коллективного пользования и раздельного выставления счетов.

6.     Для междугородних и международных соединений, а также для соединений мобильной связи, по решению оператора, может предлагаться только повременная система оплаты.

С т а т ь я 12. Тарифы для различных категорий абонентов.

1.     В случае применения абонентской системы оплаты могут устанавливаться различные тарифы для следующих категорий абонентов: для граждан по месту жительства (индивидуального и коллективного пользования), для бюджетных учреждений, для предпринимателей и юридических лиц, для предоставления услуг телематических служб и операторов иных видов связи.

В случае применения повременной системы оплаты для всех указанных категорий устанавливается единый тариф.

2.     При повременной системе оплаты местные звонки абонентов на номера телематических служб и операторов связи, которые оплачивают услуги телефонной связи по специальному тарифу, а также на номера служб экстренной и социальной помощи в соответствии с перечнем, установленным органами государственной власти субъекта федерации, не оплачиваются вызывающими абонентами.

С т а т ь я 13. Льготы по оплате услуг телефонной связи.

1.     Законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации могут устанавливаться льготы по оплате услуг телефонной связи для отдельных категорий абонентов-граждан. Стоимость затрат операторов связи на предоставление указанных льгот возмещается из бюджетов Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации в соответствии с законом.

2.     Льготы, установленные в процентном отношении к стоимости услуг связи (абонентской плате), распространяются также на платежи абонентов-граждан указанных категорий в случае применения повременной системы оплаты местных телефонных переговоров, в том же процентном отношении.

3.     Отсутствие финансирования со стороны соответствующих бюджетов не может быть основанием для отказа оператора связи в предоставлении данных услуг по тарифам с учетом установленных льгот. Оператор связи вправе взыскать в судебном порядке из средств бюджета Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации (в зависимости от того, каким правовым актом были установлены эти льготы) компенсацию недополученных в связи с установлением льгот доходов, с учетом убытков, вызванных задержкой предоставления возмещения расходов оператора.

4.     В случае нарушения оператором связи обязанностей по предоставлению установленных законом льгот, оператор обязан выплатить абонентам, в отношении которых эти обязанности были нарушены, компенсацию в размере стоимости неправомерно полученных с них платежей.

С т а т ь я 14. Счет за услуги местной телефонной связи.

1.     Счет за услуги местной телефонной связи при повременной системе оплаты телефонных переговоров включает по требованию абонента информацию о номере вызываемого абонента, времени и продолжительности каждого из соединений, а для междугородних и международных разговоров – также кода города и страны вызываемого абонента. По требованию абонента ему должна быть представлена также информация о номерах абонентов, с которыми велись телефонные переговоры. Указанная информация предоставляется бесплатно, является конфиденциальной и может предоставляться иным лицам без согласия абонента только на основании судебного решения. 

2.     Счет за услуги местной телефонной связи при повременной системе оплаты направляется абоненту оператором связи не реже, чем раз в месяц. Абонент вправе потребовать оформления указанного счета в любое время. Абонент обязан оплатить указанный счет в течение пятнадцати рабочих дней со дня его получения.

3.     В случае, если абонент предъявил оператору связи претензию по содержанию счета, до разрешения спора в установленном законодательством порядке к данному абоненту не могут быть применены предусмотренные договором санкции за несвоевременную оплату услуг телефонной связи.

С т а т ь я 15. Ограничение стоимости услуг, предоставляемых в кредит.

1.     В договоре абонента с оператором связи должна быть установлена предельная стоимость услуг телефонной связи, предоставляемых абоненту в кредит (далее «кредит абонента»).

2.     Если стоимость услуг, предоставленных абоненту в кредит, превысила три четверти кредита данного абонента, оператор связи обязан уведомить об этом абонента.

3.     Если стоимость услуг телефонной связи, не оплаченных абонентом, превысила кредит абонента, оператор связи вправе приостановить предоставление услуг связи данному абоненту до погашения им задолженности, за исключением соединений со службами экстренной помощи, перечень которых устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4.     Абонент имеет право отказаться от оплаты оказанных в кредит услуг связи в части, превышающей кредит абонента.

5.     Минимальная и максимальная стоимость услуг связи, предоставляемых в кредит операторами, тарифы на услуги которых регулируются государством для абонентов, заключивших абонентский договор до вступления в силу настоящего закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.     Оператор связи вправе ограничить предельную стоимость услуг связи, предоставляемых абонентам в кредит, но при этом она не может быть менее суммы, установленной Правительством Российской Федерации.

7.     Абонент вправе в любое время уменьшить размер своего кредита, в пределах ограничений, установленных оператором связи в соответствии с п. 6 настоящей статьи, подав оператору связи письменное заявление.

С т а т ь я 16. Защита от несанкционированных подключений.

1.     Оператор связи обязан обеспечить защиту абонента-гражданина от несанкционированных подключений иных лиц к каналу телефонной связи данного абонента («телефонного пиратства»). 

2.     Оператор связи несет ответственность за защиту абонентской линии от несанкционированных подключений до точки входа линии в помещение абонента.

3.     Оператор связи обязан обеспечивать технологическую защиту абонентских линий в порядке, установленном органами исполнительной власти Российской Федерации.

4.     Оператор связи обязан незамедлительно производить проверку заявлений граждан о несанкционированных подключениях и предоставлять им мотивированное заключение по результатам проверки.

С т а т ь я 17. Обеспечение надлежащего качества услуг связи.

1.     Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к технологическим характеристикам сетей и каналов телефонной связи, которые обязаны обеспечивать операторы связи.

2.     Каналы и сети, соответствующие указанным требованиям, должны обеспечивать удовлетворительное качество связи, в том числе гарантированную возможность передачи голоса с хорошей слышимостью либо модулированного цифрового сигнала с нормальной скоростью. 

3.     Договором оператора связи с абонентом могут быть установлены повышенные требования к параметрам, обеспечивающим качество связи.

4.     Оператор связи несет ответственность перед пользователями услуг телефонной связи за обеспечение связи должного качества. Оператор связи обязан по письменному заявлению абонента бесплатно производить проверку соответствия параметров связи обязательным и договорным требованиям.

5.     В случае, если качество связи не соответствует обязательным требованиям, абонент вправе не оплачивать основные услуги связи (кроме услуг междугородной и международной связи) за период, истекший с момента документально подтвержденного заявления абонента о несоответствии качества услуг до времени устранения недостатков оператором связи.

С т а т ь я 18. Разрешение споров и ответственность сторон.

1.     Абонент вправе оспорить счет за услуги связи, подав оператору связи заявление в письменной либо в устной форме.

Оператор связи обязан в двухнедельный срок произвести проверку заявления абонента и сообщить ему о результатах в том же порядке, в котором было подано заявление. Абонент вправе в любое время потребовать и получить акт о результатах проверки.

2.     Абонент вправе оспорить счет в судебном порядке. Если оператором связи не доказана техническая невозможность несанкционированного подключения к линии данного абонента, бремя доказательства того, что услуга была фактически представлена абоненту, лежит на операторе связи.

До разрешения спора оператор связи не вправе приостанавливать предоставление соединений абоненту по мотивам наличия задолженности, оспоренной абонентом.

3.     Оператор связи имеет право: 

- приостановить предоставление абоненту услуг связи, за исключением соединений со службами экстренной и социальной помощи, в случае задержки данным абонентом платежей за услуги связи более чем на 15 рабочих дней, либо при иных нарушениях, предусмотренных договором и Правилами предоставления услуг телефонной связи; оператор обязан возобновить предоставление абоненту услуг телефонной связи в течение 12 часов с момента устранения абонентом данных нарушений;

- приостановить предоставление абоненту платных дополнительных услуг связи, а также услуг связи, оплачиваемых по повременной системе, в случае превышения кредита данного абонента;

- приостановить предоставление абоненту услуг связи в случае грубого нарушения абонентом Правил оказания услуг связи, создающего угрозу повреждения сети связи;

- обратиться в суд с требованием о расторжении договора с данным абонентом в случае задержки платежей более чем на три месяца, а также грубого нарушения абонентом Правил предоставления услуг телефонной связи, повлекшим за собой повреждение имущества оператора связи, либо нанесшим материальный или моральный ущерб другим абонентам, в случаях, предусмотренных Договором.

4.     Операторы телефонной связи несут ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из настоящего федерального закона, правил оказания услуг телефонной связи и договора с абонентом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Операторы связи обязаны возмещать убытки, причиненные абонентам нарушением указанных обязательств.

5.     Договором абонента с оператором связи, нормативными актами исполнительных органов власти не могут быть установлены ограничения по условиям и размеру возмещения убытков, причиненных ненадлежащим качеством связи, несанкционированными подключениями, неправомерным отказом в предоставлении услуг, отказом в предоставлении льгот либо превышением установленных законодательством тарифов со стороны операторов связи.

ГЛАВА 4. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ

С т а т ь я 19. Обязательные требования к саморегулируемым организациям в области связи

1.     Обязательными являются следующие требования к саморегулируемым организациям в области связи:

объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее участников не менее 10 операторов связи при условии, что они в совокупности оказывают не менее 10 процентов общего объема соответствующих услуг связи в географических зонах своей деятельности, если федеральным законом о саморегулируемых организациях не установлено иное;

страхование каждым участником саморегулируемой организации у признаваемых саморегулируемой организацией страховщиков своей гражданско-правовой ответственности перед потребителями услуг связи участников саморегулируемой организации в размере, обеспечивающем выплату страхового возмещения на одно застрахованное лицо в сумме не менее _________, если федеральным законом о саморегулируемых организациях не установлен более высокий минимальный размер страхового возмещения.

2.     Для цели осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации в области связи в некоммерческой организации должны быть сформированы функционально специализированные структурные подразделения (рабочие органы), осуществляющие, на условиях недопустимости совмещения их функций, разработку правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности и деловой этики участников саморегулирующей организации, контроль их выполнения, рассмотрение дел о применении к участникам саморегулируемой организации мер дисциплинарной ответственности.

3.     Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации в области связи с момента включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Некоммерческая организация, не соответствующая всем предусмотренным в пунктах 1 – 3 настоящей статьи признакам и требованиям, не вправе использовать в своем официальном или рабочем полном или сокращенном наименовании слово «саморегулируемая», а также любые производные от слова «саморегулирование».

С т а т ь я 20. Основные функции, права и обязанности саморегулируемых организаций в области связи

1.     Помимо разработки, организации применения и контроля соблюдения правил и стандартов предпринимательской деятельности саморегулируемая организация в области связи осуществляет в отношении своих участников также следующие основные функции:

разрабатывает и устанавливает требования, предъявляемые к субъектам предпринимательской деятельности, не являющимся участниками саморегулируемой организации, для цели вступления их в саморегулируемую организацию;

применяет меры дисциплинарного воздействия к своим участникам, нарушающим требования ее устава, правил и стандартов;

организует проведение третейских разбирательств споров, возникающих между ее участниками, а также споров ее участников с потребителями производимых ими услуг, своими акционерами, иными инвесторами, кредиторами при наличии их заявлений о рассмотрении таких споров в третейском суде данной саморегулируемой организации;

осуществляет сбор, обработку и хранение информации о финансово-хозяйственной деятельности своих участников, раскрываемой ими в адрес саморегулируемой организации в форме отчетов в порядке и с периодичностью, устанавливаемой уставом саморегулируемой организацией или иным документом, утвержденным решением общего собрания участников данной саморегулируемой организации;

представляет интересы своих участников в их отношениях с любыми органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

осуществляет экспертизу проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы регулирования предпринимательской деятельности своих участников;

организует профессиональное обучение и аттестацию сотрудников участников саморегулируемой организации на основе самостоятельно разработанных или обязательных для применения в соответствии с действующим законодательством методик и программ обучения.

Саморегулируемая организация вправе осуществлять по отношению к своим участникам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.

2.     В соответствии с установленными в настоящей статье основными функциями саморегулируемая организация в области связи имеет право:

от своего собственного имени обжаловать в административном и в судебном порядке любые акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав и интересов саморегулируемой организации, любого из ее участников в отдельности или группы участников; 

от своего собственного имени подавать иски, жалобы и заявления в защиту интересов потребителей услуг связи, оказываемых ее участниками, включая иски в защиту неопределенного круга потребителей.

Саморегулируемая организация обладает также иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами о саморегулируемых организациях. 

3.     Саморегулируемая организация в области связи не вправе осуществлять деятельность, направленную на возникновение или создание угрозы возникновения конфликта интересов данной саморегулируемой организации с интересами ее участников, а также на причинение ущерба своим участникам, потребителям оказываемых им услуг, их акционерам, иным инвесторам, кредиторам. 

При возникновении конфликта между интересами участника (участников) саморегулируемой организации в области связи и потребителей оказываемых этим участником (участниками) услуг связи либо его акционерами (иными инвесторами, кредиторами), саморегулируемая организация не вправе защищать или иным образом способствовать защите интересов участника саморегулируемой организации в ущерб любому из указанных лиц.

Статья 2. 

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019