КонсультантПлюс:ВерсияПроф
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", 14.08.95, N 33, ст. 3349,
"Российская газета", N 160, 18.08.95.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию
(тип ссылки "Дан в РЕДАКЦИИ"), см. в справке к этим документам.
Обратные ссылки
Дан в РЕДАКЦИИ следующего документа
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 18.07.97 N 101-ФЗ
ВО ИСПОЛНЕНИЕ был принят следующий документ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 01.07.96 N 770
ПРИКАЗ ГТК РФ от 30.11.95 N 722
Прямые ссылки
Признает УТРАТИВШИМ СИЛУ следующий документ
ЗАКОН РФ от 13.03.92 N 2506-1 (ред. 02.07.92)
Текст документа
12 августа 1995 года N 144-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят
Государственной Думой
5 июля 1995 года
(в ред. Федерального закона от 18.07.97 N 101-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно -
розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской
Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении
оперативно - розыскных мероприятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно - розыскная деятельность
Оперативно - розыскная деятельность - вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то настоящим
Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно -
розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством
проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина,
собственности, обеспечения безопасности общества и государства от
преступных посягательств.
Статья 2. Задачи оперативно - розыскной деятельности
Задачами оперативно - розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также
розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих
угрозу государственной, военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации.
Статья 3. Принципы оперативно - розыскной деятельности
Оперативно - розыскная деятельность основывается на
конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и
свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств.
Статья 4. Правовая основа оперативно - розыскной деятельности
Правовую основу оперативно - розыскной деятельности составляют
Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон,
другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты федеральных органов государственной
власти.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
издают в пределах своих полномочий в соответствии с
законодательством Российской Федерации нормативные акты,
регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно -
розыскных мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при
осуществлении оперативно - розыскной деятельности
Не допускается осуществление оперативно - розыскной
деятельности для достижения целей и решения задач, не
предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, привели к нарушению его прав
и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган,
осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, прокурору или
в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении
которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное
дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в
связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое
располагает фактами проведения в отношении его оперативно -
розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его
права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно -
розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в
пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих
возможность разглашения государственной тайны. В случае, если
будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если
указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме,
оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе
рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность
отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном
объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий
оперативно - розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, обязан
предоставить судье по его требованию оперативно - служебные
документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении
которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе.
В случае признания необоснованным решения органа,
осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, об отказе в
предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать
указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
Полученные в результате проведения оперативно - розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в
совершении преступления не доказана в установленном законом
порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня
уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно -
розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения,
об этом уведомляется соответствующий судья.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность, запрещается:
проводить оперативно - розыскные мероприятия в интересах
какой-либо политической партии, общественного и религиозного
объединения;
принимать негласное участие в работе федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в
деятельности зарегистрированных в установленном порядке и
незапрещенных политических партий, общественных и религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
и которые стали известными в процессе проведения оперативно -
розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность, прав и законных интересов
физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо
судья в соответствии с законодательством Российской Федерации
обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных
интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении
оперативно - розыскной деятельности влекут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно - розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно - розыскной деятельности
проводятся следующие оперативно - розыскные мероприятия:
1. Опрос граждан.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков
местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных
сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный перечень оперативно - розыскных мероприятий может
быть изменен или дополнен только федеральным законом.
В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий
используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и
фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не
наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред
окружающей среде.
Оперативно - розыскные мероприятия, связанные с контролем
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре
предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих
услуги и средства связи, со снятием информации с технических
каналов связи, проводятся с использованием оперативно -
технических сил и средств органов федеральной службы безопасности
и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными
нормативными актами или соглашениями между органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного
участия в организации и проведении оперативно - розыскных
мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов,
обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а
также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной
основе.
Запрещается проведение оперативно - розыскных мероприятий и
использование специальных и иных технических средств,
предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации, не
уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и
юридическими лицами.
Разработка, производство, реализация, приобретение в целях
продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы
специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации, не уполномоченными на осуществление
оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими
лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Перечень видов специальных технических средств,
предназначенных для негласного получения информации в процессе
осуществления оперативно - розыскной деятельности, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Основания для проведения оперативно - розыскных
мероприятий
Основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий
являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской
Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных
трупов.
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора
или определения суда по уголовным делам, находящимся в их
производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей
статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении
защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то
государственными органами в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, в
пределах своих полномочий вправе также собирать данные,
необходимые для принятия решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2. О допуске а работам, связанным с эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а
также для окружающей среды.
3. О допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности
или о доступе к материалам, полученным в результате ее
осуществления.
4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений
сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных
мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность.
6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную
деятельность.
Статья 8. Условия проведения оперативно - розыскных
мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства,
имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность
к общественным объединениям, отношение к религии и политические
убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в
отношении их оперативно - розыскных мероприятий на территории
Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным
законом.
Проведение оперативно - розыскных мероприятий, которые
ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также
право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или
совершенного противоправного деяния, по которому производство
предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших
противоправное деяние, по которому производство предварительного
следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической безопасности Российской
Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о
событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
на основании мотивированного постановления одного из руководителей
органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность,
допускается проведение оперативно - розыскных мероприятий,
предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным
уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с
момента начала проведения оперативно - розыскного мероприятия
орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о
проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо
прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме
разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов,
на основании постановления, утвержденного руководителем органа,
осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, с
обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение
48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов,
веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или
оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им
содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного
руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную
деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в
целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого
преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно - розыскных мероприятий по
основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи
7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление
действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6
настоящего Федерального закона.
Оперативно - розыскные мероприятия, обеспечивающие
безопасность органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным
законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов,
установленных соответствующими законодательными актами Российской
Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй
статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять
действия, указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6, без
судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной
форме.
Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения
материалов об ограничении конституционных прав граждан при
проведении оперативно - розыскных мероприятий
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав
граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической
и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении
оперативно - розыскных мероприятий, как правило, по месту
проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа,
ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы
рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и
незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких
материалов в случае их представления.
Основанием для решения судьей вопроса о проведении
оперативно - розыскного мероприятия, ограничивающего
конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей
статьи, является мотивированное постановление одного из
руководителей органа, осуществляющего оперативно - розыскную
деятельность. Перечень категорий таких руководителей
устанавливается ведомственными нормативными актами.
По требованию судьи ему могут представляться также иные
материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно -
розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных
в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на
конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения
оперативно - розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья
разрешает проведение соответствующего оперативно - розыскного
мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан,
указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его
проведении, о чем выносит мотивированное постановление.
Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения
оперативно - розыскного мероприятия одновременно с возвращением
представленных им материалов.
Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в
сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев,
если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока
не прерывается. При необходимости продления срока действия
постановления судья выносит судебное решение на основании вновь
представленных материалов.
В случае, если судья отказал в проведении оперативно -
розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права
граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган,
осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, вправе
обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
Руководители судебных органов создают условия, обеспечивающие
защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье
оперативно - служебных документах.
Статья 10. Информационное обеспечение и документирование
оперативно - розыскной деятельности
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным
законом, могут создавать и использовать информационные системы, а
также заводить дела оперативного учета.
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований,
предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего
Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений,
проверки и оценки результатов оперативно - розыскной деятельности,
а также принятия на их основе соответствующих решений органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.
Факт заведения дела оперативного учета не является основанием
для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных
интересов человека и гражданина.
Дело оперативного учета прекращается в случаях решения
конкретных задач оперативно - розыскной деятельности,
предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также
установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной
невозможности решения этих задач.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения
определяются нормативными актами органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность.
Статья 11. Использование результатов оперативно - розыскной
деятельности
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут быть
использованы для подготовки и осуществления следственных и
судебных действий, проведения оперативно - розыскных мероприятий
по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений,
выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и
без вести пропавших.
Результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела,
представляться в орган дознания, следователю или в суд, в
производстве которого находится уголовное дело, а также
использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с
положениями уголовно - процессуального законодательства Российской
Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку
доказательств.
Представление результатов оперативно - розыскной деятельности
органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании
постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно -
розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными
нормативными актами.
Результаты оперативно - розыскной деятельности в отношении
лиц, перечисленных в пунктах 1 - 4 и 6 части второй статьи 7
настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об
их допуске к указанным видам деятельности.
Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность
Сведения об используемых или использованных при проведении
негласных оперативно - розыскных мероприятий силах, средствах,
источниках, методах, планах и результатах оперативно - розыскной
деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о
тактике проведения оперативно - розыскных мероприятий составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на
основании постановления руководителя органа, осуществляющего
оперативно - розыскную деятельность.
Предание гласности сведений о лицах, внедренных в
организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках
органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, а
также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на
конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в
письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными
законами.
Судебное решение на право проведения оперативно - розыскного
мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия
такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность.
Оперативно - служебные документы, отражающие результаты
оперативно - розыскной деятельности, могут быть представлены
органу дознания, следователю, судье, другим органам,
осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, в порядке и
случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно - розыскную
деятельность
На территории Российской Федерации право осуществлять
оперативно - розыскную деятельность предоставляется оперативным
подразделениям:
1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.97 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
Оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства
обороны Российской Федерации и органа внешней разведки
Федерального агентства правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации проводят оперативно - розыскные
мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных
органов внешней разведки и в случае, если проведение этих
мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах
1 - 7 части первой настоящей статьи.
Перечень органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным
законом. Руководители указанных органов определяют перечень
оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно -
розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию
работы.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
решают определенные настоящим Федеральным законом задачи
исключительно в пределах своих полномочий, установленных
соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность
При решении определенных настоящим Федеральным законом задач
оперативно - розыскной деятельности органы, уполномоченные ее
осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры
по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина,
собственности, а также по обеспечению безопасности общества и
государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в
письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора
и решения суда о проведении оперативно - розыскных мероприятий по
уголовным делам, принятым ими к производству.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных
международными договорами Российской Федерации, запросы
соответствующих международных правоохранительных организаций,
правоохранительных органов и специальных служб иностранных
государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно -
розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о
ставших им известными фактах противоправной деятельности,
относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам
необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении
оперативно - розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности
имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам,
осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, участников
уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких
указанных лиц от преступных посягательств.
Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность
При решении задач оперативно - розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно оперативно - розыскные
мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального
закона, производить при их проведении изъятие предметов,
материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг
связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и
здоровью лица, а также угрозы государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
2. Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе
отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать
содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность.
3. Использовать в ходе проведения оперативно - розыскных
мероприятий по договору или устному соглашению служебные
помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций,
воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные
средства и иное имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность должностных лиц, ведомственную принадлежность
предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и
транспортных средств органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им
содействие на конфиденциальной основе.
5. Создавать в установленном законодательством Российской
Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и
подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, обязательны для исполнения
физическими и юридическими лицами, к которым такие требования
предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, либо
воспрепятствование ее законному осуществлению влекут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц
органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность
На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно -
розыскную деятельность, распространяются гарантии социальной и
правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные
лица входят.
Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность,
за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным
законом.
Должностное лицо, уполномоченное на осуществление оперативно -
розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно - розыскных
мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому
начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего
закону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться
законом.
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества
и государства от преступных посягательств допускается вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом
органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, либо
лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном
выполнении указанным лицом своего служебного или общественного
долга.
Время выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, специальных заданий в
организованных преступных группах, а также время их службы в
должностях штатных негласных сотрудников указанных органов
подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном
исчислении в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность.
Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке
или проведению оперативно - розыскных мероприятий с сохранением по
их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти
лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в
ходе подготовки или проведения оперативно - розыскных мероприятий,
и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным
органам.
Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола,
имущественного, должностного и социального положения, образования,
принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и
политических убеждений.
Органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность,
запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту
депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и
полномочных представителей официально зарегистрированных
религиозных объединений.
Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность
Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность, находятся под защитой государства.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие
содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность, выполнение своих обязательств,
предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую
защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами
общественного долга или возложенных на них обязанностей.
При возникновении реальной угрозы противоправного
посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в
связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких эти
органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению
противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к
ответственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее
противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и
привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим
оперативно - розыскную деятельность, активно способствовавшее
раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным
образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной
ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно -
розыскную деятельность, либо оказавшие им помощь в раскрытии
преступления или установлении лиц, их совершивших, могут получать
вознаграждения и другие выплаты. Полученные указанными лицами
суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в
декларациях о доходах не указываются.
Период сотрудничества граждан по контракту с органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в качестве
основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан.
Указанные лица имеют право на пенсионное обеспечение в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с
органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, и
членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по
их защите в порядке, определяемом законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в связи с его
участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий семье
пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств
соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в
размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в
установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери
кормильца.
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, травмы,
ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в
проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающих для
него возможность дальнейшего сотрудничества с органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, указанному
лицу из средств соответствующего бюджета выплачивается
единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания
и в установленном законом порядке назначается пенсия по
инвалидности.
Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно - розыскной
деятельности
Государственным органам, оперативные подразделения которых
уполномочены осуществлять оперативно - розыскную деятельность,
выделяются из федерального бюджета финансовые средства, которые
расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих
органов.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно за счет
собственных бюджетов и внебюджетных целевых фондов увеличивать
размер средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно -
розыскную деятельность на территории соответствующих субъектов
Российской Федерации.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на
оперативно - розыскную деятельность, осуществляется руководителями
государственных органов, в состав которых входят оперативные
подразделения, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность,
а также специально уполномоченными на то представителями
Министерства финансов Российской Федерации.
Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
ЗА ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 20. Контроль за оперативно - розыскной деятельностью
Контроль за оперативно - розыскной деятельностью осуществляют
Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах
полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно - розыскной
деятельностью
Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им
прокуроры.
По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в
прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о
нарушении законов при проведении оперативно - розыскных
мероприятий, а также при проверке установленного порядка
проведения оперативно - розыскных мероприятий и законности
принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего
оперативно - розыскную деятельность, представляют указанному
прокурору оперативно - служебные документы, послужившие основанием
для проведения этих мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно - розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих
или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной
основе, представляются прокурору только с письменного согласия
указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к
уголовной ответственности. Сведения об организации, о тактике,
методах и средствах осуществления оперативно - розыскной
деятельности в предмет прокурорского надзора не входят.
Руководители органов прокуратуры создают условия,
обеспечивающие защиту сведений, содержащих в представляемых
прокурору оперативно - служебных документах.
Статья 22. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение
законности при организации и проведении оперативно - розыскных
мероприятий.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего
Федерального закона Закон Российской Федерации "Об оперативно -
розыскной деятельности в Российской Федерации" (Ведомости Съезда
народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести их нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
12 августа 1995 года.
N 144-ФЗ