19 октябрь 2019
Либертариум Либертариум

Уважаемый Валерий,

Исходя из Вашего утверждения о налогах как о грабеже, можно ли сделать вывод, что Вы отрицаете судебную систему? Я, необразованная личность, "с леводемократическими воззрениями", всю сознательную жизнь думал, что налоги существуют как необходимое условие устойчивости общества, потому что судьи должны быть. Поэтому, судьи должны есть. Поэтому, судьям должны платить. Или судьи должны зарабатывать, как адвокаты? Я представляю, что будет, если судьям платят по принципу «заплатил больше – значит, прав» (Противоположный вариант: «заплатил меньше – значит, прав». Тогда зачем вообще платить?). Тогда зачем судьи вообще? Можно просто попросить выписку с моего счета и показать ее конкурирующей стороне, доказав, что, раз у меня больше средств, значит, я прав. И я сам выношу решение, обязательное к исполнению конкурирующей стороной.
Если - это важная составная часть либертарианской идеологии, то я прошу подтвердить это. Но если это абсурдно, то КТО должен платить судьям? И как?
По-моему, основная функция любого судьи в том, что, являясь третьей стороной в конфликте, он выносит решение в отношении двух других сторон, обязательное к исполнению обеими сторонами, формально исчерпывая конфликт. Если существует необходимость существования независимой судебной функции, потому что она эффективна, то необходим источник средств на осуществление этой функции. А раз так, то средства на осуществление основной судебной функции должны образовываться независимо от воли этих сторон. Иначе, пропадает смысл в обращении к третьей стороне. То есть, образование средств на осуществление судебной деятельности - принуждение по определению. Конкурирующим сторонам целесообразно иметь обязательства отчуждать у себя средства на осуществление судебной деятельности. Если это принимается, то такие обязательства должны в дальнейшем существовать независимо от воли сторон. Это и называется - налоги. В случае выхода стороны из таких обязательсв целесообразно лишать такую сторону права на судебную защиту.
Итак, налоги не обязательно должны расцениваться как грабеж государства. Либертарианцам имеет смысл утверждать не отмену налогов, а направление налогов на судебную деятельность, что определяется общественным договором. Конкретный размер судебных налогов и налогооблагаемая база - вопрос компромисса. В конце концов, чем больше отчуждение - тем лучше работа судьей. А вот других налогов, кроме дополнительных налогов на осуществление законодательной деятельности, действительно быть не должно - это и называется "невмешательство государства в экономику". Все очень просто, нужно лишь помнить, что государство - это не только исполнительная власть, а судебная и законодательная. Исполнительная власть должна быть исключена из триумвирата - в свободном рынке ее нет. Или, тем не менее, либертарианцы исповедуют анархо-синдикализм?

26.06.2001

Комментарии (5)

Последние темы: О судах | Все темы
  • О судах

    Третейский суд успешно существует на средства сторон, но не в виде налогов, и без проблем типа "кто богаче тот и прав". Весь секрет в том, что на отнесение спора к юрисдикции третейского суда стороны соглашаются до заключения договора и возникновение проблем.

    Для защиты любых договорных отношений института третейского суда более чем достаточно. Свободная конкуренция третейских судов (или судей) обеспечит наличие судов приемлемой авторитетности и цены для любого типа договора.
    Если стороны при заключении договора не определили третейского суда, сделка не подлежит правовой защите. И ничего страшного, права на защиту любой сделки не существует. Даже в России не защищаются сделки пари, например.

    Итак, всё что попадает в договорные отношения - прекрасно существует без "налогов на суд". К договорным отношениям можно отнести не только экономику, но и многое другое, включая брак, семью, наследование.

    Остаются за пределами этой системы кражи и убийства. В этих случаях роль суда минимальна, основная тяжесть финансирования ложится на финансирование расследования и сбор доказательств. Рассмотрение доказательств можно доверить суду присяжных, а вынесение решения по их ответу "да-нет" - почти механический процесс.

    Оправдывает ли существование суда высокие налоги? Или можно рассчитывать на то, что издержки содержания судебной системы будут с лихвой покрыты добровольными налогами (любимая идея либертарианцев)?

  • О судах

    Кто такой судья? Это человек, который может сказать: "Вот преступник!",- после чего вооруженные люди применят насилие к тому, на кого он укажет. Суд может быть государственным или частным, открытым или тайным, справедливым или несправедливым. Если жертва суда - не насильник, суд несправедлив. Негосударственный суд есть в любом обществе, например, его используют мафиозные авторитеты и вожди террористов. Как правило, он тайный, хотя может быть и открытым (линчевание). Частный суд вполне может быть справедливым, а государственный - несправедливым. Государственный суд отличается от частного только тем, что он сильнее, да еще несколькими незначительными формальностями. Справедливый суд - это не более, чем добровольное общество самообороны; несправедливый - шайка бандитов. Каждый гражданин и каждая организация выбирает, какой суд поддерживать. Если у двух судов несовместимые представления о том, что такое преступление, они ведут между собой войну. Либертарианство учит, что долг человека - поддерживать справедливые суды, то есть те, которые карают только агрессоров.

  • О судах

    Уважаемый Виктор,

    Ваш ответ на мой вопрос кажется мне недостаточно внятным. Кто, по Вашему, платит третейскому судье? А кто платит судье не третейскому? Вы говорите о добровольных налогах. Это, конечно, здорово. Но, если лицо не уплатило добровольный налог. Он становится вне закона? На него не распространяется судебная процедура? В таком случае, не предлагаете ли Вы подавать на любом судебном процессе налоговую декларацию? Рассмотрим ситуацию, когда плательщик калечит неплательщика. В таком случае, плательщик как лицо "законопослушное" автоматически оказывается прав?
    С другой стороны, кто даст гаранитии, что судья не возьмет с одной стороны больше, чем с другой, таким образом предваряя последующее решение в пользу первой стороны? Судья не должен брать средства с конкурирующих сторон - это почва для коррупции.
    Рассмотрим вариант, когда нет никаких налогов, даже добровольных. Откуда средства на судебные процедуры у судьи? Вы говорите, что основные средства расходуются на предварительное следствие. Тем не менее, судьи что-то стоят. Предположим, что судья финансирует свою судебную деятельность из других источников дохода. В таком случае, откуда возьмется доверие такому судье, если он вынужден отвлекаться на другую деятельность в ущерб основной? Возмжно, с точки зрения либертарианцев, так и нужно работать. Прошу подтвердить это.

  • О судах

    К сожалению, Вы многое поняли по своему и домыслили. Извините за невнятицу. Попытаюсь быть внятным.

    >Кто, по Вашему, платит третейскому судье?

    Платят стороны, решившие отнести потенциальные спроры по своему договору к компетенции этого суда. Платят заранее, до возникновения спора, и поровну. Поэтому Ваши аргументы "кто богаче тот и прав" не проходят.

    Вообще третейский суд предлагаю далее не обсуждать, он успешно существует уже сегодня, это не либертарианские теории, а практика деловой жизни.

    >если лицо не уплатило добровольный налог. Он становится вне >закона? На него не распространяется судебная процедура?

    Нет. Добровольное налогообложение потому так и называется, что сознательные граждане платят налог на поддержание системы для всех граждан. При разумных аппетитах государства проблемы зайцев (free riding) не возникает.
    Целью моей реплики было показать, что разумная судебная система не так уж и дорога.

    Кстати, ещё одним путём финансирования судебной системы является институт местных судов (или мировых судей), избираемых общиной. В общине разумного размера осуществление правосудия вообще проще, община может выбирать судей и содержать их на собираемые в виде общинного налога деньги. Как Вы понимаете, общинный налог является чем-то средним между либертарианским добровольным налогом и государственным грабежом. Община разумного размера успешно реализует "добровольно-принудительную" модель, это и есть консерватизм. Разумеется, степень разумности размера определяется в каждом обществе индивидуально. Можно предположить уровень до 2 сотен семей.

    Боясь быть неправильно понятым, уточняю: юрисдикция общинного суда может распространяться только на землю этой общины, конечно, в наше время понятие общинной земли отмирает (написал "в развитых странах", и подумал, что кое-где и возрождается, в гетто и городских районах). Поэтому суд высшей инстанции, на добровольные пожертвования, несомненно необходим.

    >В таком случае, не предлагаете ли Вы подавать на любом
    >судебном процессе налоговую декларацию? Рассмотрим
    >ситуацию, когда плательщик калечит неплательщика. В таком
    >случае, плательщик как лицо "законопослушное" автоматически >оказывается прав?

    Как Вы уже поняли, на все эти вопросы ответ - нет.

    >С другой стороны, кто даст гаранитии, что судья не возьмет
    >с одной стороны больше, чем с другой, таким образом
    >предваряя последующее решение в пользу первой стороны?

    В третейском суде этой проблемы нет. В государственном суде, существующем на добровольные налоги, тоже нет.

    >Рассмотрим вариант, когда нет никаких налогов, даже
    >добровольных. Откуда средства на судебные процедуры у >судьи?

    В этом варианте суд существовать не может. Если никто не платит, никто и не работает.

    >Предположим, что судья финансирует свою судебную >деятельность из других источников дохода. В таком случае,
    >откуда возьмется доверие такому судье, если он вынужден
    >отвлекаться на другую деятельность в ущерб основной?

    О таких вариантах я не говорил. Судья высокой инстанции должен быть профессионалом. На уровне выборного общинного судьи, разумеется, это не так. Но там источником доверия является личный авторитет.

  • О судах

    Ирина, 14.07.2001
    в ответ на: комментарий (Валерий Кизилов, 27.06.2001)

    Я полностью согласна с идеей частного суда. Государственный суд всегда будет поддерживать интересы государства в первую очередь, а потом уже интересы жертвы преступления.

liberty@ice.ru Московский Либертариум, 1994-2019