О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
Указ N 334 Президента РФ от 3 апреля 1995г.
03.04.1995
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указ
от 3 апреля 1995 г. N 334
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава,
реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области
шифрования информации
В целях обеспечения безусловного исполнения
Закона Российской Федерации "О федеральных
органах правительственной связи и информации",
а также усиления борьбы с организованной
преступностью и повышения защищенности
информационно-телекоммуникационных систем
органов государственной власти, российских
кредитно-финансовых структур, предприятий и
организаций постановляю:
1. Придать Программе создания и развития
информационно-телекоммуникационной системы
специального назначения в интересах органов
государственной власти статус президентской
программы. Центру президентских программ
Администрации Президента Российской Федерации
совместное Федеральным агентством
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации обеспечить ее
доработку и реализацию.
2. Запретить использование государственными
организациями и предприятиями в информационно-телекоммуникационных
системах шифровальных средств, включая
криптографические средства обеспечения
подлинности информации (электронная подпись), и
защищенных технических средств хранения,
обработки и передачи информации, не имеющих
сертификата Федерального агентства
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации, а также
размещение государственных заказов на
предприятиях, в организациях, использующих
указанные технические и шифровальные средства,
не имеющие сертификата Федерального агентства
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации.
3. Предложить Центральному банку Российской
Федерации и федеральному агентству
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации принять
необходимые меры в отношении коммерческих
банков Российской Федерации, уклоняющихся от
обязательного использования имеющих сертификат
Федерального агентства правительственной связи
и информации при Президенте Российской
Федерации защищенных технических средств
хранения, обработки и передачи информации при их
информационном взаимодействии с
подразделениями Центрального банка Российской
Федерации.
4. В интересах информационной безопасности
Российской Федерации и усиления борьбы с
организованной преступностью запретить
деятельность юридических и физических лиц,
связанную с разработкой, производством,
реализацией и эксплуатацией шифровальных
средств, а также защищенных технических средств
хранения, обработки и передачи информации,
предоставлением услуг в области шифрования
информации, без лицензий, выданных Федеральным
агентством правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации в
соответствии с Законом Российской Федерации "О
федеральных органах правительственной связи и
информации".
5. Государственному таможенному комитету
Российской Федерации принять меры к недопущению
ввоза на территорию Российской Федерации
шифровальных средств иностранного производства
без лицензии Министерства внешних экономических
связей Российской Федерации, выданной по
согласованию с Федеральным агентством
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации.
6. Федеральной службе контрразведки Российской
Федерации и Министерству внутренних дел
Российской Федерации совместно с Федеральным
агентством правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации,
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Департаментом налоговой полиции
Российской Федерации осуществлять выявление
юридических и физических лиц, нарушающих
требования настоящего Указа.
7. Предложить Генеральной прокуратуре
Российской Федерации усилить прокурорский
надзор за соблюдением Закона Российской
федерации "о федеральных органах
правительственной связи и информации" в части
разработки, производства, реализации и
эксплуатации шифровальных средств, а также
предоставления услуг в области шифрования
информации в Российской Федерации, подлежащих
лицензированию и сертификации Федеральным
агентством правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации.
8. Создать Федеральный центр защиты
экономической информации при Федеральном
агентстве правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации (в пределах
штатной численности этого Агентства), возложив
на него разработку и реализацию комплексных
программ обеспечения безопасности
экономической информации российских кредитно-финансовых
и других экономически значимых структур страны.
Генеральному директору Федерального агентства
правительственной связи и информации при
Президенте Российской Федерации в 2-месячный
срок утвердить положение об указанном центре.
9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его
опубликования.
Президент Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Комментарии (7)
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
Что за Ч У Ш Ь. В пункте 4.
А какова ответственность "физического лица",
если оно "эксплуатирует средства сильной криптографии,
не имеющие сертификата ФАПСИ"?
И вообще, как можно доказать, что я использую вообще
средство криптографии, а не просто посылаю всякую
абракадабру по сети. Ну хобби у меня такое, ну и что?
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
аноним,
16.11.2000 в ответ на:
комментарий
(анонимный, 25.08.2000)
В ответ на предыдущую реплику:
Читать надо внимательнее. Сертификат тут не причем. Речь идет о лицензии, то есть РАЗРЕШЕНИИ. В Вашем случае - на эксплуатацию СКЗИ.
Доказать использование криптосредств, конечно, сложно, но можно.
На сколько можно судить вы собираетесь или уже используете что-то типа PGP, поскольку он халявный. Используйте на здоровье, он все равно дырявый:-))) А лучше не забивайте себе голову ерундой. Ваша личная переписка набок никому не нужна. Ежели же СКЗИ нужны Вам для работы то купите нормальное ПО у солидного производителя (оно хоть и дорогое, зато надежное) сообщите об этом куда следует, получите бумажку и шифруйте хоть порнуху от начальства. А PGP выкиньте на помойку, где ему и место.
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
> Читать надо внимательнее.
Странно, что находятся люди, которым все ясно и понятно :) > Ваша личная переписка набок никому не нужна
Очень оптимистическое утверждение. А вдруг нужна? И вообще это не дискуссионный вопрос, это просто не должно обсуждаться (в приличном обществе, по крайней мере). > Ежели же СКЗИ нужны Вам для работы то купите нормальное ПО у солидного производителя (оно хоть и дорогое, зато надежное) сообщите об этом куда следует, получите бумажку и шифруйте хоть порнуху от начальства.
Дорогое отнюдь не означает надежное. Это -- первое. А второе, -- недостаточно "сообщить куда надо". Надо еще пройти тягомотную процедуру и заплатить. Только вот за что заплатить? Вот в чем вопрос...
В нормальном государстве агентство "Правительственной связи и информации" занимается Правительственной связью и информацией (там, кстати, проблем "выше крыши") и не лезет в гражданский мир с благородной целью "не пущать", и обирать, заодно. > Используйте [PGP] на здоровье, он все равно дырявый
Господи! Как много развелось экспертов в стойкости криптосистем! Не поделитесь ли Вашим криптоанализом?
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
Специалисты по крипто и праву, подскажите! Использовались ли в практике работы с PGP в России отсылки (в договорах, регламентах и т.п.) к какой-либо третьей стороне как к эксперту, третейскому судье и т.п? Кто в России может согласиться выступать как такой эксперт при судебных спорах по PGP? Какая-нибудь фирма, биржа, ассоциация? Есть ли потребность в создании такой инстанции, например, в виде третейского суда, специализирующегося на этой проблематике?
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
> Использовались ли в практике работы с PGP в России отсылки (в договорах, регламентах и т.п.) к какой-либо третьей стороне как к эксперту, третейскому судье и т.п?
Обычной практикой составления юридических документов гражданского права является написание простой отсылки, типа: "споры Сторон разрешаются в соответствии с действующим законодательством" :(
Мое общение с юристами (и более -- с составленными ими документами) привело меня к убеждению, что в стране практически отсутствует юридическое образование. По крайней мере, я еще не видел ни одного договора, который можно было бы с чистой совестью назвать "Юридически Грамотным Документом" -- логическим, непротиворечивым, без недомолвок и дырок, четко и однозначно описывающим процесс претворения договора в жизнь. Так что я буду приятно удивлен, если кто-нибудь поведает о такой практике, о которой Вы спросили.
На счет третейского суда: а что это такое? Я имею в виду в реальности, "по жизни". Иных примеров, кроме как "третейского суда" уголовного авторитета, мне что-то ничего в голову не приходит :) Постановления и обычных судов зачастую не выполняются, а уж о добровольном самоограничении и речи не идет.
Если российские Стороны доводят дело до конфликта, то тут не поможет ни эксперт, ни третейский суд... В случае с одним моим знакомым не помог даже "наезд" бандитов с пулеметами :)
Извиняюсь, что немного не по теме...
-
О мерах по соблюдению законности в области разработки, производстава, реализации и эксплауатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации
В некоторых отраслях в России, как ни странно, существет нормальный третейский суд. Например, на рынке ценных бумаг. Суд при бирже может отключить от биржи, что означает конец бизнеса, так что решения исполняются (после всех аппеляций и протестов, конечно). Вообще бандиты сейчас скорее играют роль энфорсмента, а не суда. По крайней мере, в среднем бизнесе. Разбираются по договору да по закону. А решения в силу приводят уже по понятиям.
-
Ссылками на бандитов можно обосновать даже введение инквизиции
Поэтому общепринятое в нормальном мире правило -- гражданам разрешается всё, а запрет требует обоснований. В данном же указе требуется обосновывать как раз разрешение. Похоже, при некотором ресурсе доброй воли и денег можно добиться его отмены Конституционным судом. Вопрос только в том, хватит ли у отечественных потребителей разума потратить деньги один раз на судебное разбирательство, а не тратить постоянно скромные суммы на оплату лицензий ФАПСИ (сумма на неё входит в цену лицензированных продуктов) и нескромные на компенсацию утечек информации через заготовленные по требованию ФАПСИ дырки.
|