27 август 2020
Либертариум Либертариум

Тайна китайского экономического чуда

ИЭА, 25.03.1998г.
В работе показано, что в Китае существует демагогия про строительство социализма, а в России - про строительство капитализма: рыночные реформы в Китае есть, а у нас - нет.


Институт экономического анализа (ИЭА)
Директор Андрей Илларионов

БЮЛЛЕТЕНЬ
ПО ПРОБЛЕМАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

25 марта 1998 г.

ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

СОДЕРЖАНИЕ:
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ
ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ
ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет!

picture1.gif (2932 bytes)
График 1. Индексы ВВП (1978=100%)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России

По ППС в ценах 1993 г.

Китай

Россия

Китай в % к России

Среднегодовые темпы прироста, %

1978

1997

1978

1997

1978

1997

Китай в 1978-1997

Россия в 1990-1997

ВВП, млрд дол. США

670

3827

872

614

76,8

623,3

9,6

-7,2

ВВП на душу населения, дол. США

708

3119

6436

4169

11,0

74,8

8,2

-7,1

ВВП на 1 занятого, дол. США

1656

5885

12263

9405

13,5

62,6

6,8

-5,3

При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире.

picture2.gif (2828 bytes)
График 2. ВВП на душу населения в Ките (Россия = 100%)

Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА

Гипотеза 1 -- отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики.

picture3.gif (3929 bytes)
График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран)

Гипотеза 2 -- особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.

Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1990

1997

ВВП всего,
в т. ч.:

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

28,4

20,6

15,5

6,8

Промышленность и строительство

48,6

48,4

44,3

35,8

Сфера услуг

23,0

31,1

40,2

57,4

Все занятые,
в т. ч.

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское и лесное хозяйство

70,5

52,9

13,2

14,4

Промышленность и строительство

17,4

22,9

42,3

34,2

Сфера услуг

12,1

24,1

44,5

51,4

Гипотеза 3 -- особенности структуры занятости.

Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

График 4

показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.

picture4.gif (3885 bytes)
График 4. Удельный вес занятых в сельском

Гипотеза 4 -- национальная специфика.

Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость.

Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).

Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.

Показатели

До начала реформ в Китае

С начала реформ в Китае

1952

1961

1970

1976

1980

1985

1990

1996

В дол. США:

Мир

2529

3132

4065

4586

4884

5116

5552

5961

Россия

2629

3745

5323

6156

6245

6554

6985

4140

Китай

353

309

516

619

792

1195

1602

2897

В % к миру:

Мир

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Россия

103,4

119,6

130,9

134,2

127,9

128,1

125,8

69,5

Китай

14,0

9,9

12,7

13,2

16,2

23,4

28,9

48,6

В % к России

Китай

13,4

8,3

9,7

10,1

12,7

18,2

22,9

70,0

picture5.gif (2776 bytes)
График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.

Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.

Гипотеза 5 -- характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла.

Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4).

Таблица 4. Типы экономических реформ

Направления экономической политики

Показатели

Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ

Реформы

Постепенные
(градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства)

Либеральные

(быстрые, т. н. шоковая терапия)
1. Политика занятости Удельный вес в общей численности занятых:
- занятых в государственном секторе

Высокий

Низкий

- занятых в аппарате государственном управления

Высокий

Низкий

2. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП

Высокие

Низкие

Удельный вес лиц, получающих пособия и субсидии из гос. бюджета, в общей численности населения

Высокий

Низкий

3. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта

Высокие

Низкие

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

Высокие

Низкие

4. Денежно-кредитная политика Среднегодовые темпы,
- прироста кредитов ЦБ

Высокие

Низкие

%: - прироста денежной массы

Высокие

Низкие

4. Бюджетная политика В % к ВВП:
- государственные налоги

Высокие

Низкие

- государственные расходы,

в т.ч.:

Высокие

Низкие

- государственные субсидии

Высокие

Низкие

- государственное потребление

Высокое

Низкое

- бюджетный дефицит

Высокий

Низкий

- государственный долг

Высокий

Низкий

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ.

Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ.

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ

Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время (табл. 5).

Таблица 5. Политика занятости, социальная политика

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

1991

1997

Удельный вес в численности занятых, %:

-занятых в государственном секторе

94,9

18,9

75,4

32,9

- занятых в аппарате государственного управления

1,2

1,7

2,3

4,4

Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из государственного бюджета, %

5,6

3,4

22,9

26,5

Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП

4,0

0,9

6,3

12,6

Уровень безработицы, %

5,3

2,9

2,6

9,0

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет -- на 40%, в России за 6 лет -- на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.

Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли -- с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое -- с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.

Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму -- отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6).

Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты

Показатели

Китай

Россия

1978

1996

1992

1997

Импортные пошлины в % к импорту

17,7

2,5

0,7

5,3

Темпы прироста, %:

- экспорта

2,3

17,1

-20,0

0,5

- импорта

2,8

19,5

-36,0

3,8

В % к ВВП:

- экспорт

5,1

17,1

25,6*

27,7

- импорт

6,3

15,2

36,7*

22,0

Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %

4,7

21,1

8,9

8,1

Иностранные инвестиции в % к ВВП

0,11

5,08

0,18

0,86

* 1990 г.

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.

Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта -- в 12,5 раза. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.

Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994--1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).

Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России

Направление экономической политики

Показатели

Среднегодовые значения показателей в 1992-1997 гг.

Китай

Россия

1. Социальная политика Социальные субсидии в % к ВВП

1,0

10,5

2. Внешнеэкономическая политика Импортные пошлины в % к объему импорта

0,6

2,6

Среднегодовые темпы снижения валютного курса, %

6,7

98,8

3. Денежно-кредитная политика Темпы, %:
- прироста кредитов ЦБ

14,8

199,9

- прироста денежной массы за вычетом прироста реального ВВП

17,3

255,0

4. Бюджетная политика В % к ВВП:
- государственные налоги

11,6

31,8

- государственные расходы

14,5

49,6

в т.ч. расходы центрального правительства

3,8

27,6

- государственные расходы на экономику и субсидии

3,9

17,1

- государственное потребление

12,4

19,5

- бюджетный дефицит

1,8

14,5

- государственный долг

10,6

23,6

Результаты экономической политики Темпы инфляции, %

10,3

434,6

Уровень безработицы, %

2,7

7,0

Темпы прироста, %:
экспорта

15,3

-3,0

импорта

17,4

-8,0

Иностранные инвестиции в % к ВВП

4,6

0,4

Темпы прироста реального ВВП, %

11,6

-7,4

В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства.

Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.

Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).

picture6.gif (10062 bytes)
График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае

Таблица 8. Показатели государственных финансов в %к ВВП

Показатели

Начало реформ

Последний год, по которому имеются данные

Китай

1979

Россия

1992

Разница между Китаем и Россией

Китай

1996

Россия

1997

Разница между Китаем и Россией

Бюджетный дефицит

5,1

40,3

-35,2

1,6

7,5

-5,9

Государственные доходы,

31,3

35,6

-4,3

11,5

35,9

-24,4

в т. ч. Налоговые доходы

30,4

32,2

-1,8

10,3

31,7

-21,4

Государственные расходы всего,
в т.ч.:

36,4

75,9

-39,5

13,1

43,4

-30,3

Управление, суд, обеспечение порядка и безопасности, международная деятельность

1,4

9,6

-8,2

1,6

3,8

-2,2

Оборона

5,5

4,5

+1,0

1,1

3,2

-2,1

Образование, здравоохранение, наука, культура,
в т. ч.:

3,3

6,6

-3,3

2,5

8,4

-5,9

Образование

1,8

3,6

-1,8

1,5

4,4

-2,9

Здравоохранение

1,0

2,5

-1,5

0,6

3,0

-2,4

Наука

1,5

0,6

0,9

0,4

0,4

0,0

Экономика и субсидии

20,5

43,5

-23,0

1,4

8,5

-7,1

Социальное обеспечение

4,0

7,1

-3,1

0,9

12,6

-11,7

Обслуживание государственного долга

0,1

0,4

-0,3

0,7

3,4

-2,7

Другие

1,7

4,1

-2,4

2,7

3,5

-0,8

Расходы центрального правительства

16,4

57,5

-41,1

3,8

17,5

-13,7

Расходы региональных правительств

15,7

11,9

+3,8

8,3

16,7

-8,4

Государственное потребление

15,2

13,9

+1,3

10,6

22,2

-11,6

Государственный долг

2,1

14,4

-12,3

11,6

31,9

-20,3

Справочно:
Среднегодовые темпы прироста ВВП, %

5,8

-14,5

+20,3

9,7

0,4

+9,3

Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г. Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -- с 15,7 до 8,3% ВВП.

ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В КИТАЕ И РОССИИ

Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.

По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты -- она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).

Таблица 9. Показатели человеческого развития

Показатели

Китай

Россия

1978

1995

Изменение за 1978-1995 гг.

1978

1995

Изменение за 1978-1995 гг.

Средняя продолжительность жизни, лет

66,0

69,5

+3,5

67,7

64,6

-3,1

Младенческая смертность на 1000 рождений

41,0

30,5

-10,5

23,6

18,1

-5,5

Уровень грамотности населения, %

66,1

80,9

+14,8

98,0

98,7

+0,7

Число студентов в вузах на 10 тыс. чел.

89

240

+ 151

218

171

-47

Индекс человеческого развития по определению ООН

0,475

0,626

+0,151

0,920*

0,792

-0,128

* СССР

В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).

Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

© Институт экономического анализа Москва, 103074, Славянская площадь, 4, стр. 2
тел. 095 220 93 01;
факс 095 921 33 90;
e-mail: [email protected]


[Партия свободы]

[Московский Либертариум]

Комментарии (6)

  • Тайна китайского экономического чуда -- ИЭА, 25марта 1998г.

    Здравствуйте, г-н Илларионов!

    Меня, конечно, удивило прочитанное в Вашей статье: "На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России". Может есть статистические ошибки? Может производительность труда в сельском хозяйстве Китая была низка (хотя у нас она тоже, мягко говоря, невысокая)? Или цены на промышленную продукцию у нас поддерживались низкими, а у них наоборот? Или все-таки у нас действительно принято недооценивать индустриальное развитие Китая?

    Ваши цифры указывают на либеральность проводившейся в Китае экономической политики. Неужели действительно в Китае нет масштабного вмешательства государства в экономические процессы? Разве не вкладывало китайское правительство огромные средства в гигантов социндустрии (они же - предприятия национальной гордости)? Какие еще "меры" принимало китайское руководство (типа льготного налогообложения или кредитования отдельных отраслей) и почему они не привели к отрицательным последствиям?

    Как Вы оцениваете эффективность Рузвельтовского Нового курса - наверное, первого приложения поднявшего голову "научного интервенционизма"?

    Как объяснить успехи послевоенной Японии и юговосточноазиатских "тигров"? Сложности, возникшие у них, не отменяют потрясающего роста в предыдущие 30 лет.

    Льготное кредитование, жесткие протекционистские меры, постоянный бюрократический контроль (хотя бы за исполнением обязательств по повышению производительности труда) и многое другое использовалось в этих странах. Понятно, что были ошибки, и Хонде с Маздой не рекомендовали вступать на автомобильный рынок, но все же: при такой откровенно интервенционистской (во всяком случае на первый неосведомленный взгляд) политике устойчивый, быстрый рост.

    Так возможна ли эффективная интервенционистская экономика? Если да, то возможна ли она в конкретных условиях современной России?

    Создается впечатление, что проблемы у догоняющих индустриально развитый мир "интервенционистов" возникают (или просто обостряются?) по мере их приближения к лидерам (похоже на то, что так было с СССР, так случилось с Японией и "тиграми"). Нет ли в экономической политике этих стран чего-то от того самого копирования структур, созданных рынком в более либеральных странах? Но даже если это так, то почему бы не пойти по этому пути с надеждой (конечно же, довольно наивной), что уж мы то свернем с этого пути на либеральный ровно тогда, когда это будет необходимо?

    С уважением,

    Борис.

    10.06.1999г.

  • Тайна китайского экономического чуда -- ИЭА, 25

    Экономические взгляды Илларионова очень близки мне. Вопрос лишь в том, когда правящие круги в России проникнутся данным подходом к экономической политике? И возможно ли это вообще в современной России?
  • Тайна китайского экономического чуда

    что реально возможно внедрить из китайского опыта с учетом национальных особенностей (например для Узбекистана)?
    прошу направить на [email protected]
    Зараннее благодарю!
  • Тайна китайского экономического чуда -- ИЭА, 25

    аноним, 19.04.2004
    в ответ на: комментарий (Курочкин Сергей, 16.06.1999)

    Сначала либерасты предсказывали скорый крах экономики Китая, а на всех несогласных смотрели как на идиотов. Теперь, после того, как выдающиеся успехъи Китая признаны во всем мире, либерасты принялись давать им свое толкование. Мне же гораздо интереснее мнения нобелевских лауреатов по экономике Стиглица и Клейна по поводу китайских реформ, нежели писульки какого-то очередного расейского радикала.

  • Тайна китайского экономического чуда -- ИЭА, 25

    аноним, 18.12.2005
    в ответ на: комментарий (анонимный, 19.04.2004)

    Вот хорошая статья вменяемого человека о реформах в Китае:
    В. Попов "На полпути к вершине. Политика меняется, великая страна бессмертна"
    http://rusref.nm.ru/china3.htm

  • Тайна китайского экономического чуда -- ИЭА, 25

    аноним, 24.08.2006
    в ответ на: комментарий (Курочкин Сергей, 16.06.1999)

    на счет статьи Илларионова: очередное жонглирование фактами в стиле прочих неолиберальных памфлетистов (любителям сего могу порекомендовать еще Ослунда).
    Огорчает весьма однобокое освещение фактов, а в итоге и манипулирование ими.
    Тезис о неолиберальной политике Китая не выдерживает никакой критики.
    Смысл сей работы один: пойти на любую ложь, лишь бы пропогандировать идеи свободы.
    Я против свободы ничего не имею, и исходные постулаты Хайека, изложенные им в "Дорога к рабству" или "Контрреволюция науки" разделяю. Только такой зашоренный и примитивистский формат их реализации, воплощающийся в беспеспективной экономической политике (а-ля латинос) оправдывать нельзя.
    Выдавать Китай за образец реализации идей либертанизма тоже нельзя. Т.к. это не соответствует действительности.

[email protected] Московский Либертариум, 1994-2020