С уважением, А. Снарский (Иркутск).
|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
"Компания", рубрика ФАС!, 6 октября 1998г. 06.10.1998, Михаил Леонтьев
(С) журнал КОМПАНИЯ 6 октября 1998, " 36 (37), рубрика ФАС! Деструкция и дегенерация ПЕРВОЕ впечатление от опубликованной программы антикризисных мер правительства - это то, чего и следовало ожидать от нынешнего правительства. Никакого выхода из кризиса эта программа, конечно, не обеспечивает. Если она будет реализовываться, то обеспечит переход нынешнего кризиса в некую другую форму. Это яд, который требуется принять стране, чтобы убедиться, что больше его в рот брать не надо. Часть того, что изложено в программе, глупо обсуждать, поскольку нам это хорошо знакомо и уже обсуждалось шесть лет назад. Такое впечатление, что удар, нанесенный экономике нашими горе-реформаторами, лишил общество слуха и памяти. Такая легкая контузия. Хотя могло быть и хуже. Наиболее технологичная часть программы, кроме дурацких призывов обеспечить, усилить, создать и оздоровить, относится к сфере деятельности Центробанка. Естественным результатом нынешней экономической политики станут инфляция и усиление финансовой нестабильности. Меры по валютному регулированию, которые могли бы рассматриваться как попытки укрепить курс рубля и обеспечить устойчивые валютные поступления, совершенно бессмысленны в условиях надвигающейся инфляции. Не очень понятно, какой курс рубля хотят укреплять, когда рубль собираются опускать. Может быть, в этом и есть временная необходимость. Но если мы посмотрим по срокам, то это попытка окрестить ребенка, еще не родив его. Он, может быть, и не родится вовсе или родится мертвеньким при такой технологии. Мероприятия по предотвращению вывоза капитала в принципе не имеют смысла в условиях, когда существуют все конъюнктурные обстоятельства для того, чтобы капитал за рубеж вывозился. То есть эффективность этих мероприятий дает только один результат - свертывание капиталовложений и экономической активности. Из этого следует, что экономическая активность разовьется только там, где будет осуществляться пустая эмиссия. Потому как - а что еще делать? Можно, конечно, предотвратить в какой-то степени обращение части рублевой эмиссии на валютный рынок ценой усиления различных теневых форм деятельности. С другой стороны, возможно, и появится некая инфляционная активность, то есть нездоровый экономический рост, который приводит к разбалансировке экономики и от которого никакого толку не будет. Обеспечить экономический рост на самом деле может любой дурак. Практика очень многих стран знала инфляционное стимулирование экономического роста, которое приводит к тяжелым экономическим последствиям. Вызывает омерзение девятый раздел правительственной программы - мероприятия по социальной защите населения. Регулирование цен заложено в какой-то такой стыдливой форме: повышение минимального уровня оплаты, опять индексация зарплат и пенсий. Особенно любопытный пункт - "усилить адресность поддержки наименее обеспеченных слоев населения". Ну и как? Сомневаюсь, что в свете этих мероприятий можно "усилить адресность". Населению, которое обанкротилось вместе с правительством второй раз, пытаются снова помочь хорошо жить. Ну, упали у вас реальные зарплаты - радуйтесь. Может быть, экономика заживет кое-как. Нет, нельзя - население должно жить отдельно от экономики. Довольно жалко выглядят меры по снижению налогового бремени. Особенно учитывая, что по этому поводу говорилось раньше. Какие-то дешевые уступки. Однако и речи нет о единой ставке подоходного налога. Тоже нельзя, потому что "красные"... Большая часть новой программы правительства вообще не имеет экономического смысла. Это какие-то призывы ЦК КПСС к празднованию очередной великой или трагической даты. Однако видно, что правительство открыто к предложениям. Так, в части мер по стимулированию реального сектора реализована значительная часть "хотелок" различных групп. Нельзя сказать, что все эти "хотелки" вредные. Некоторые полезные. И само желание правительства реализовывать "хотелки" говорит, что это нормальное правительство. Не лучше и не хуже многих реформаторских и дореформаторских правительств. Вот нефтяников полюбили немножко, алюминщиков, оборонщиков. Меры по списанию задолженности разумны: в рамках логики этого правительства можно было ожидать более радикальных решений. То есть ценой неизбежных эмиссионных потерь и списания долгов можно было бы создать иные стартовые условия для предприятий. Но только в том случае, если бы произошло радикальное изменение системы налогообложения. Очень радует появление в программе тезиса о "реализации комплекса мер по повышению доверия населения к системе банков с высоким уровнем государственного участия". К банкам с государственным участием повышается доверие с помощью господдержки, то есть путем развращения этой части банковской системы и создания среды, неприемлемой для конкуренции. Другим же кредитным организациям "повышается мера ответственности". То есть мера ответственности для Сбербанка - это господдержка, для других - накладывание штрафа или лишение лицензии. Чрезвычайно обогащает практику банковского регулирования и создание Государственного банка реконструкции и развития (ГБРР). Нам не хватает Мирового банка с его кретинскими идеями. Но он-то хоть деньги дешевые дает. У нас уже есть свой Банк деструкции и дегенерации, который называется Сбербанком. Теперь у нас будет Банк Реконструкции и Развития Деструкции Дегенерации. Смысл этого учреждения понять невозможно. В лучшем случае это создание системы массового неэффективного инвестирования, в худшем - разворовывания. Комментарии (3)Последние темы:
Деструкция и дегенерация |
Все темы
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |