Либертариум Либертариум

Проект Закона РФ "О ценных бумагах и фондовых биржах"

Данный проект Закона РФ (в печатный вариант сборника не вошел) "О ценных бумагах и фондовых биржах" разработан рабочей группой в составе В.Агроскина, М.Кваши, Б.Львина, Г.Сапова, работавшей при Рабочем центре экономических реформ Правительства РФ.

ЗАКОН О ЦЕННЫХ БУМАГАХ И ФОНДОВЫХ БИРЖАХ
(проект)

Оглавление

Статья 1. Отношения, определяемые и регулируемые настоящим Законом
Статья 2. Основные термины
Статья 3. Права владения и осуществления операций с ценными бумагами

Глава I. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Статья 4. Отношения, определяемые в настоящей главе
Статья 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Статья 6. О служащих профессиональных участников
Статья 7. Брокерская деятельность
Статья 8. Дилерская деятельность
Статья 9. Посредническая деятельность
Статья 10. Депозитарная деятельность
Статья 11. Клиринговая деятельность
Статья 12. Особенности совмещения отдельных видов деятельности на официальном рынке ценных бумаг
Статья 13. О лицензии на право именоваться профессиональным участником рынка ценных бумаг
Статья 14. Об основаниях для отказа в выдаче лицензии
Статья 15. Об основаниях для отзыва и приостановления действия лицензии

Глава II. Об организованных рынках ценных бумаг и фондовых биржах

Статья 16 Ассоциации и союзы участников рынка ценных бумаг
Статья 17. Организованные рынки ценных бумаг
Статья 18. Регистрация организованных рынков ценных бумаг
Статья 19. Документы организованных рынков ценных бумаг, подлежащие регистрации
Статья 20. Публикация зарегистрированных документов организованных рынков ценных бумаг
Статья 21. Приостановление регистрации организованных рынков ценных бумаг
Статья 22. Обязанности органа, регистрирующего организованные рынки ценных бумаг
Статья 23. Фондовая биржа

Глава III. Об инвестиционных ценных бумагах

Статья 24. Отношения, связанные с инвестиционными ценными бумагами
Статья 25. О формах эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг
Статья 26. Хранение инвестиционных ценных бумаг на счетах
Статья 27. О безналичном выпуске ценных бумаг и глобальном сертификате

Глава IV. Эмиссия инвестиционных ценных бумаг

Статья 28. Процедура эмиссии и ее этапы
Статья 29. Регистрация начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг
Статья 30. Общие требования к проспекту эмиссии
Статья 31. Порядок публичного оповещения об эмиссии
Статья 32. Условия продажи выпущенных инвестиционных ценных бумаг первым инвесторам
Статья 33. Регистрация итогов эмиссии инвестиционных ценных бумаг
Статья 34. Приостановление эмиссии и признание ее недействительной

Глава V. Обращение инвестиционных ценных бумаг

Статья 35. Понятие обращения
Статья 36. Общие требования к сделкам с инвестиционными ценными бумагами
Статья 37. Общие условия осуществления имущественных прав по инвестиционным ценным бумагам
Статья 38. О ценообразовании при сделках с инвестиционными ценными бумагами

Глава VI. Пределы государственного регулирования эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг. Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг

Статья 39. Понятие государственного регулирования
Статья 40. Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг
Статья 41. О функциях Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг
Статья 42. О составе и структуре Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг
Статья 43. Председатель Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг
Статья 44. Президиум Комиссии

Статья 1. Отношения, определяемые и регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон определяет порядок эмиссии и обращения ценных бумаг, в том числе инвестиционных ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях установления стандартов государственного регулирования на рынке ценных бумаг.

Целью настоящего Закона является создание правовых гарантий для юридических и физических лиц, приобретающих и выпускающих ценные бумаги, создание условий для нормального функционирования и развития рынка ценных бумаг, организации необходимых структур, гарантирующих эффективность и четкость проведения операций, позволяющих предотвратить возможность злоупотреблений в связи с обращением ценных бумаг и защитить интересы инвесторов и эмитентов.

Статья 2. Основные термины

В настоящем Законе применяются следующие термины:

  1. Эмитент ценной бумаги -- юридическое лицо, группа юридических лиц с солидарной ответственностью или государство в лице уполномоченного им органа, берущие на себя исполнение обязательств, вытекающих из владения ценной бумагой в соответствии с условиями ее выпуска.
  2. Владелец -- физическое или юридическое лицо, приобретающие ценные бумаги на праве собственности.
  3. Инвестор -- физическое или юридическое лицо, приобретающие инвестиционные ценные бумаги на праве собственности.
  4. Номинальный держатель -- физическое или юридическое лицо, зарегистрированное в качестве владельца именной ценной бумаги, осуществляющее хранение ценных бумаг на основании договора с владельцем и не приобретающее имущественных прав, вытекающих из владения этой ценной бумагой.
  5. Инвестиционная ценная бумага -- ценная бумага, которая является одной из класса или серии (или по своим условиям может быть разделена на классы или серии) и служит инструментом аккумулирования средств.
  6. Выпуск -- совокупность инвестиционных ценных бумаг идентичных по правам, вытекающих из владения этими инвестиционными ценными бумагами.
  7. Сертификат инвестиционных ценных бумаг -- документ, удостоверяющий право владения одной или несколькими инвестиционными ценными бумагами одного выпуска.
  8. Эмиссия -- приобретение ценных бумаг первыми владельцами.
  9. Первичный рынок ценных бумаг -- отношения, складывающиеся в процессе проведения эмиссии.
  10. Вторичный рынок ценных бумаг -- отношения, складывающиеся в процессе обращения ценных бумаг.
  11. Регистрирующие органы -- Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

Статья 3. Права владения и осуществления операций с ценными бумагами

Физические и юридические лица имеют право владеть и осуществлять любые операции, связанные с обращением ценных бумаг, без изъятий и исключений. Это право может быть ограничено только учредительными документами юридических лиц, условиями эмиссии ценных бумаг и законами Российской Федерации.


Глава I. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Статья 4. Отношения, определяемые в настоящей главе

В настоящей главе определяется порядок государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также отношений между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными его субъектами.

Статья 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг могут именоваться граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, и юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 7, 8, 9, 10 и 11 настоящего Закона и обладающие лицензией на ведение этой деятельности.

При этом физические лица могут именоваться профессиональными участниками рынка ценных бумаг только в случаях, предусмотренных в статьях 7, 8, 9 настоящего Закона.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, кроме банков, осуществляют один или несколько видов деятельности, указанных в статьях 7, 8, 9, 10 и 11 настоящего Закона, как исключительные.

Статья 6. О служащих профессиональных участников

От имени профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся юридическими лицами, деятельность, указанную в главе I настоящего Закона, осуществляют их служащие, уполномоченные на это в соответствии с действующим законодательством.

Руководителями профессиональных участников рынка ценных бумаг не могут быть граждане, имеющие судимость за должностные преступления и преступления против собственности.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг самостоятельно определяют квалификационные и иные требования к своим служащим.

Статья 7. Брокерская деятельность

Брокерской деятельностью является совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе договоров поручения или комиссии.

Лицо, занимающееся брокерской деятельностью, именуется брокером.

Брокер имеет право заключать сделки от своего имени и за свой счет с третьим лицом, представителем которого он одновременно является, если иное не предусмотрено договором с этим лицом.

Передоверие брокерами совершения указанных сделок допускается только брокерам. Передоверие допускается, если иное не оговорено в договоре комиссии или поручения.

Передоверие осуществляется в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства.

Статья 8. Дилерская деятельность

Дилерской деятельностью является совершение гражданско -- правовых сделок с ценными бумагами от своего имени и за свой счет путем осуществления котировки ценных бумаг, то есть одновременного объявления цен покупки и продажи определенных ценных бумаг с обязательством продавать и покупать эти ценные бумаги в определенных объемах.

Лицо, занимающиеся дилерской деятельностью, именуется дилером.

Статья 9. Посредническая деятельность

Посреднической деятельностью на рынке ценных бумаг является предоставление организационных услуг субъектам этого рынка.

Лицо, занимающееся посреднической деятельностью, именуется посредником.

Организационными услугами по смыслу настоящего Закона являются услуги, способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. При этом посредник не может выступать ни стороной в сделке, по которой он оказывает организационные услуги, ни ее представителем.

Посредник не имеет права ставить кого-либо из своих клиентов в невыгодные по сравнению с другими его клиентами условия при заключении или исполнении последними сделок.

Посредники обязаны кроме документов, представляемых для регистрации в качестве юридического лица или в качестве предпринимателей (для физических лиц), которые направляются в регистрирующие органы, а также документов, представляемых для выдачи лицензии на право именоваться профессиональным участником рынка ценных бумаг, разработать и утвердить следующие правила:

  • условия и способы проведения торгов;
  • порядок допуска к участию в торгах субъектов рынка ценных бумаг;
  • правила осуществления сделок между субъектами рынка ценных бумаг, основанные на принципах справедливой и равноправной торговли с соблюдением прав субъектов рынка ценных бумаг;
  • порядок расчетов по сделкам;
  • условия регистрации сделок и доведения информации о них (включая информацию о цене сделки) до участников проводимых торгов.

Указанные выше правила должны быть представлены посредником в Национальную Комиссию по рынку ценных бумаг в семидневный срок с даты получения лицензии.

Посредник обязан предоставить информацию, указанную в настоящей статье, любому заинтересованному лицу.

Статья 10. Депозитарная деятельность

Депозитарной деятельностью является оказание услуг по хранению ценных бумаг и расчетам по сделкам с ценными бумагами.

Лицо, осуществляющее депозитарную деятельность, обязано хранить и учитывать ценные бумаги и денежные средства клиентов отдельно от его собственных ценных бумаг и денежных средств.

Статья 11. Клиринговая деятельность

Клиринговой деятельностью является осуществление операций по сбору, сверке, корректировке и подготовке денежных документов для исполнения сделок с ценными бумагами с целью проведения взаимозачетов требований и выявления средств, подлежащих переводу со счета на счет.

Статья 12. Особенности совмещения отдельных видов деятельности на официальном рынке ценных бумаг

Профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право совмещать виды деятельности, предусмотренные главой I настоящего Закона.

При совмещении деятельности брокера и дилера ведение брокерской деятельности возможно исключительно на организованных рынках.

В общебанковской лицензии должно содержаться указание на недопустимость совмещения банком деятельности в качестве брокера или дилера с посреднической деятельностью.

Статья 13. О лицензии на право именоваться профессиональным участником рынка ценных бумаг

Лицензию на право именоваться профессиональным участником рынка ценных бумаг могут получить юридические и физические лица, подавшие заявление в регистрирующий орган. Лицензия может выдаваться на один или несколько видов деятельности, указанных в статьях 7--11 настоящего Закона. Выдача лицензии осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном настоящим Законом.

Банки действуют в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе общебанковской лицензии, выдаваемой Центральным Банком Российской Федерации.

Лицензия на ведение деятельности, указанной в статьях 10 и 11 настоящего Закона, как исключительной, выдается Центральным Банком Российской Федерации.

Для получения лицензии необходимо представить в регистрирующий орган следующие документы:

1) Заявление от соискателя;
2) Для юридических лиц -- устав и балансовый отчет на последнюю отчетную дату;
3) Для физических лиц -- свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя и справку из налоговой инспекции.

Требование иных документов не допускается. Регистрирующие органы несут ответственность за полноту сведений, содержащихся в документах, представленных для получения лицензии.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг несут предусмотренную настоящим Законом и действующим законодательством ответственность за достоверность представленных сведений.

Выдача лицензии нерезидентам осуществляется в соответствии с положениями настоящего Закона.

Статья 14. Об основаниях для отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии могут служить только:

  • обнаружение в процессе рассмотрения представленных документов неточных или недостоверных сведений;
  • неполнота сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения лицензии;
  • противоречие сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию, законам Российской Федерации.

Статья 15. Об основаниях для отзыва и приостановления действия лицензии

Регистрирующие органы могут отозвать или приостановить выданную профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензию в случаях:

а) обнаружения недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
б) представления профессиональным участником рынка ценных бумаг недостоверных данных в отчетности, содержание и сроки представления которой определяются регистрирующими органами и Национальной Комиссией по рынку ценных бумаг;
в) осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг деятельности, указанной в главе I настоящего Закона, и которая не указана в лицензии;
г) нарушения профессиональным участником рынка ценных бумаг правил, установленных Национальной Комиссией по рынку ценных бумаг.

Решение о приостановлении действия лицензии выносится на срок, не превышающий календарный месяц с момента вынесения такого решения. По истечении этого срока регистрирующие органы принимают решение о разрешении лицу, владевшему лицензией, именоваться профессиональным участником рынка ценных бумаг.

При неустранении профессиональным участником рынка ценных бумаг допущенных нарушений, указанные органы имеют право принять решение об отзыве лицензии.

Решение об отзыве лицензии может быть обжаловано в суде.


Глава II. Об организованных рынках ценных бумаг и фондовых биржах

Статья 16. Ассоциации и союзы участников рынка ценных бумаг

Профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица могут создавать ассоциации и союзы участников рынка ценных бумаг, а также заключать договора о сотрудничестве и совместной деятельности с целью поддержания высоких профессиональных стандартов деятельности, защиты интересов инвесторов, создания инфраструктуры рынка ценных бумаг и иных связанных с их профессиональной деятельностью целей.

Ассоциации и союзы участников рынка ценных бумаг могут создаваться в различных организационных формах, как с образованием юридического лица, так и без такового.

Статья 17. Организованные рынки ценных бумаг

Организованными рынками могут являться профессиональные посредники в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, ассоциации и союзы, образованные в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, а также связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг, обладающие следующими признаками:

  • наличие правил вступления (приобретения членства) в ассоциацию, союз или сообщество;
  • наличие установленных правил осуществления сделок между субъектами рынка ценных бумаг и правил расчетов по сделкам;
  • обращенное к инвесторам предложение услуг по заключению сделок в рамках ассоциации, союза или сообщества от лица его самого или от лица его членов, выраженное как в средствах массовой информации, так и в отдельных договорах с клиентами.
  • наличие среди членов более двух профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • наличие процедуры оповещения сторонних лиц о ценах спроса и предложения и о ценах сделок, совершаемых в рамках ассоциации, союза или сообщества.

Статья 18. Регистрация организованных рынков ценных бумаг

Организованные рынки подлежат регистрации в регистрирующих органах. Организованные рынки, созданные с образованием юридического лица, регистрируются как занимающиеся посреднической деятельностью в смысле настоящего Закона.

Статья 19. Документы организованных рынков ценных бумаг, подлежащие регистрации

Регистрации подлежат правила и документы, регламентирующие порядок:

  • допуска субъектов на организованный рынок;
  • осуществления сделок между членами организованного рынка;
  • расчетов по совершенным сделкам;
  • оказания членами организованного рынка услуг лицам, не являющихся членами организованного рынка;
  • оповещения сторонних лиц о ценах спроса и предложения и о ценах сделок, совершаемых на организованном рынке.

Документы для регистрации передаются представителями членов организованного рынка до начала осуществления ими деятельности на этом рынке.

Отказ в регистрации организованных рынков, их правил и регламентирующих документов не допускается.

Статья 20. Публикация зарегистрированных документов организованных рынков ценных бумаг

Условием начала деятельности на прошедшем регистрацию организованном рынке является опубликование в средствах массовой информации правил и регламентов, зарегистрированных в государственных регистрирующих органах.

Статья 21. Приостановление регистрации организованных рынков ценных бумаг

Государственный орган, ответственный за регистрацию организованных рынков, вправе приостановить регистрацию только в случае установления несоответствия применяемых на соответствующем организованном рынке правил и процедур правилам и процедурам, заявленным при регистрации организованного рынка.

Статья 22. Обязанности органа, регистрирующего организованные рынки ценных бумаг

Регистрирующий орган регулярно, не реже одного раза в месяц, публикует в периодической печати реестр зарегистрированных организованных рынков.

Регистрирующий орган регулярно, не реже одного раза в месяц, публикует в периодической печати реестр организованных рынков, регистрация которых приостановлена.

Регистрирующий орган обязан предоставлять в печатном виде всю предоставленную для регистрации организованных рынков информацию по первому требованию любому лицу за цену, не превышающую цену копирования и доставки этой информации.

Статья 23. Фондовая биржа

Фондовой биржей является организованный рынок, оказывающий организационные услуги только участникам рынка ценных бумаг -- членам данной биржи.

Члены фондовой биржи обладают исключительными и равными правами при выборе руководящих органов или лиц, осуществляющих управление организованным рынком, а также при определении правил и регламентов деятельности, оговоренных в статье 19 настоящей главы.


Глава III. Об инвестиционных ценных бумагах

Статья 24. Отношения, связанные с инвестиционными ценными бумагами

Настоящей главой определяются отношения, возникающие в результате эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг независимо от типа эмитента и не урегулированные нормами действующего гражданского законодательства.

Настоящая глава устанавливает порядок государственного регулирования эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг.

Статья 25. О формах эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг

Инвестиционные ценные бумаги могут быть выпущены в форме именных ценных бумаг или бумаг на предъявителя.

Инвестиционные ценные бумаги могут быть выпущены в наличной форме в виде сертификатов или в безналичной форме в виде записей на счетах.

Инвестиционные ценные бумаги, выпущенные в наличной форме, могут обращаться в виде сертификатов или храниться в депозитариях.

Осуществление инвесторами имущественных прав, вытекающих из владения инвестиционными ценными бумагами, хранящимися на счетах в депозитарии, возможно без предъявления сертификата.

В этих случаях подтверждением прав инвестора служит запись в учете депозитария.

По решению эмитента и при согласии инвестора каждый сертификат может выдаваться на одну или большее количество инвестиционных ценных бумаг одного выпуска.

Выдача сертификатов допускается только на полностью оплаченные ИЦБ.

Каждый сертификат ИЦБ, выпускаемый эмитентом, должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование -- "Сертификат" с указанием наименования ИЦБ;
  • наименование и местонахождение эмитента;
  • уставный капитал эмитента на момент начала эмиссии;
  • вид и категория ИЦБ и связанные с этим права и обязанности инвестора, а также порядок выплаты дивидендов;
  • серию, номер;
  • номинальную стоимость одной ИЦБ данной категории;
  • количество ИЦБ, владение которыми удостоверяет сертификат и их общую номинальную стоимость;
  • если сертификат удостоверяет владение ИЦБ с фиксированным дивидендом -- ставку дивиденда;
  • подписи (факсимиле подписей) двух ответственных лиц эмитента или лица, уполномоченного эмитентом вести реестр инвесторов;
  • печать эмитента;
  • код и дату государственной регистрации начала эмиссии.

Статья 26. Хранение инвестиционных ценных бумаг на счетах

Ценные бумаги могут обращаться в форме записей на счетах. Запись на счете есть правоотношение, возникающее в связи с хранением принадлежащей инвестору ценной бумаги в ведущей счет организации (депозитарии).

Хранение ценных бумаг на счетах осуществляется на основании договора с инвестором. Для именной ценной бумаги прием ценной бумаги на хранение может сопровождаться регистрацией депозитария в качестве номинального держателя ценной бумаги.

Для ценных бумаг в форме записей на счетах владелец реализует свои имущественные права по отношению к эмитенту через ведущую его счет организацию, уполномоченную эмитентом и владельцем ценных бумаг осуществлять хранение и расчеты по операциям с ценными бумагами. Владелец ценных бумаг получает от уполномоченной организации на руки документ, подтверждающий его имущественные права.

Передачей инвестиционной ценной бумаги в форме записи на счете признается открытие соответствующего счета держателю и зачисление на счет этой бумаги, или списание со счета держателя инвестиционной ценной бумаги. Передача инвестиционных ценных бумаг в виде записи на счете осуществляется с соблюдением порядка, установленного действующим гражданским законодательством для уступки требования .

Инвестор вправе потребовать от депозитария выдачи ему именных документов (выписок из бухгалтерских книг депозитария), подтверждающих его права собственности на ценные бумаги. Такие выписки не являются ценными бумагами. Для осуществления прав, заложенных в именную ценную бумагу, хранящуюся в депозитарии, инвестор может предъявить:

  • паспорт или иной подтверждающий личность документ, если инвестор является физическим лицом;
  • свидетельство о регистрации, если инвестор является юридическим лицом.

Депозитарий вправе установить также иные способы идентификации владельцев счетов.

Инвестор вправе потребовать выдачи принадлежащих ему ценных бумаг, если условия эмиссии ценных бумаг предусматривают такую выдачу.

Статья 27. О безналичном выпуске ценных бумаг и глобальном сертификате

Ценные бумаги могут быть выпущены в безналичном виде, то есть исключительно в виде записей на счетах. В этом случае условия выпуска не предусматривают выдачу ценных бумаг на руки инвестору.

Выпуск безналичных инвестиционных ценных бумаг оформляется глобальным сертификатом.

Глобальный сертификат -- это ценная бумага, которая оформляет выпуск безналичных инвестиционных ценных бумаг и удостоверяет имущественные права, которые могут быть осуществлены инвесторами без предъявления ценных бумаг данного выпуска.

Глобальные сертификаты должны включать в себя все реквизиты, требуемые для ценной бумаги данного вида, а также наименование депозитария, которому доверено хранение глобального сертификата и регистрация инвесторов.

Глобальный сертификат выдается эмитентом депозитарию, выступающему в качестве номинального держателя бумаг данного выпуска, на основании заключаемого между ними договора, в котором предусмотрены следующие обязанности депозитария:

  • учет и хранение ценных бумаг на счетах;
  • расчетные операции (зачисление на счет, списание со счета) по счетам, на которых учитываются ценные бумаги инвесторов;
  • открытие каждому инвестору, который приобрел ценную бумагу данного выпуска, счета "депо". Порядок проведения расчетных операций и размер получаемого депозитарием вознаграждения за обслуживание этого счета определяется по договору депозитария с инвестором;
  • иные операции, предусмотренные договором с эмитентом.

Глава IV. Эмиссия инвестиционных ценных бумаг

Статья 28. Процедура эмиссии и ее этапы

  1. Процедура эмиссии негосударственных инвестиционных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законом, включает следующие этапы:
    • регистрацию начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг;
    • эмиссию инвестиционных ценных бумаг;
    • регистрацию итогов эмиссии.
  2. В случае, если регистрация начала эмиссии сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то регистрация проспекта эмиссии включается в процедуру регистрации начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг.

Перед началом эмиссии издается проспект эмиссии и в средствах массовой информации сообщается об эмиссии инвестиционных ценных бумаг.

После регистрации итогов эмиссии производится их публикация.

Проспект эмиссии необходимо представлять во всех случаях, кроме размещения инвестиционных ценных бумаг среди заранее известного круга инвесторов, число которых не превышает ста. В этом случае эмитент обязан предоставить этот список при регистрации начала эмиссии.

Процедура эмиссии государственных инвестиционных ценных бумаг определяется в соответствии с условиями их размещения и обращения, утверждаемыми уполномоченными государственными органами.

Статья 29. Регистрация начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг

1. Для регистрации начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган, а для эмиссии акций, не требующей регистрации проспекта эмиссии - в орган, осуществляющий государственную регистрацию данного акционерного общества, следующие документы:

  • заявление на регистрацию;
  • проспект эмиссии (если регистрация начала эмиссии ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);
  • копии учредительных документов.

При государственной регистрации начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг им присваивается государственных регистрационный номер. Если предполагается эмиссия инвестиционных ценных бумаг, выпуск которых уже имеет государственный регистрационный номер, за ними сохраняется этот номер. Порядок присвоения государственного регистрационного номера устанавливается органом, регистрирующим начало эмиссии в соответствии с правилами, установленными Национальной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с международными стандартами.

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать начало эмиссии и, в случае необходимости, проспект эмиссии инвестиционных ценных бумаг, или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье.

2. В регистрации начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг может быть отказано при:

а) наличии в регистрационных документах недостоверной информации;
б) нарушении требований настоящего Закона.

Решение об отказе в регистрации начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг и проспекта эмиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 30. Общие требования к проспекту эмиссии

Проспект эмиссии должен содержать:

  • Данные об эмитенте.
  • Данные о финансовом положении эмитента. Эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно-правовой формы.
  • Сведения об эмитируемых инвестиционных ценных бумагах.

  1. Данные об эмитенте включают:
    • полное и сокращенное наименование эмитента или имена и наименования учредителей;
    • существующий или предполагаемый регистрационный номер;
    • наименование регистрирующего органа;
    • юридический адрес эмитента;
    • информацию об акционерах, которые владеют не менее чем 5 процентами уставного фонда эмитента;
    • структуру руководящих органов эмитента, указанную в его учредительных документах, в том числе список всех членов совета директоров или иного органа, выполняющего аналогичные функции на момент принятия решения об эмиссии инвестиционных ценных бумаг с указанием фамилии, имени, отчества, должности каждого его члена в настоящее время и за последние пять лет, а также долей в уставном фонде эмитента тех из них, кто лично является его акционером или участником;
    • список всех юридических лиц, в уставном капитале которых доля эмитента превышает двадцать процентов ;
    • список всех отделений, филиалов и представительств эмитента, содержащий их полные наименования, дату и место регистрации, юридические адреса, фамилии, имена, отчества их руководителей.
  2. Данные о финансовом положении эмитента включают:
    • балансовые отчеты и счета прибылей и убытков (финансовых результатов) эмитента за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;
    • бухгалтерский баланс эмитента по состоянию на конец последнего квартала перед регистрацией начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг;
    • отчет о распределении прибыли за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет, включающий в себя сведения об общем размере прибыли эмитента, сумме уплаченных из этой прибыли налогов и сборов, величине распределенной между участниками прибыли, размере прибыли, направленной на увеличение уставного капитала и прочем использовании прибыли;
    • отчет о формировании и использовании средств резервного фонда за последние три года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;
    • сведения об административных и гражданско-правовых санкциях, наложенных на эмитента органами государственного управления, судебными органами в течение трех лет до подачи заявления на регистрацию начала эмиссии инвестиционных ценных бумаг с указанием даты наложения санкций их вида и размера;
    • данные об уставном фонде эмитента, содержащие информацию об общем объеме уставного фонда, его делении на доли, оплаченной части уставного фонда;
    • сведения об инвестиционных ценных бумагах эмитента, выпущенных ранее, включающие в себя наименование выпущенных инвестиционных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации выпусков, название регистрирующего органа, размеры выпусков и итоги эмиссий (по номинальной стоимости), количество выпущенных бумаг, условия выплаты доходов.
  3. Сведения об эмитируемых инвестиционных ценных бумагах содержат следующую информацию о ценных бумагах и порядке их эмиссии:
    • форма ценных бумаг (наличная или безналичная);
    • вид инвестиционных ценных бумаг;
    • номинальная стоимость инвестиционных ценных бумаг;
    • количество инвестиционных ценных бумаг;
    • дата принятия решения об эмиссии инвестиционных ценных бумаг;
    • наименование органа, принявшего решение об эмиссии инвестиционных ценных бумаг;
    • ограничения на потенциальных инвесторов;
    • место, где потенциальные инвесторы могут приобрести инвестиционные ценные бумаги;
    • для эмиссии инвестиционных ценных бумаг в виде записей на счетах -- наименование и юридический адрес депозитария, в котором предполагается их хранить;
    • порядок оплаты инвестиционных ценных бумаг и единая цена продажи первым инвесторам на момент начала эмиссии;
    • порядок возврата средств инвесторам в случае признания эмиссии недействительной;
    • получении доходов по инвестиционным ценным бумагам (порядок их определения и выплаты эмитентом).

Проспект эмиссии может включать иные сведения по усмотрению эмитента.

Статья 31. Порядок публичного оповещения об эмиссии

  1. Эмитент инвестиционных ценных бумаг обязан опубликовать свой устав и зарегистрированный проспект эмиссии отдельной брошюрой в количестве, достаточном для ознакомления потенциальных инвесторов.
  2. После этого эмитент публикует сообщение о начале эмиссии инвестиционных ценных бумаг в периодической печати тиражом не менее ста тысяч экземпляров. Сообщение должно содержать:
    • полное официальное наименование эмитента или имена и наименования учредителей;
    • дата и место государственной регистрации, наименование регистрирующего органа;
    • вид и количество эмитируемых ценных бумаг и объем выпуска;
    • единая цена продажи первым инвесторам;
    • сроки начала распространения ценных бумаг;
    • места, где потенциальные инвесторы могут приобрести данные инвестиционные ценные бумаги данного выпуска и бесплатно ознакомиться с содержанием проспекта эмиссии.

Эмитент имеет право включить в сообщение иную информацию по своему усмотрению.

Статья 32. Условия продажи выпущенных инвестиционных ценных бумаг первым инвесторам

Эмитент не имеет права начать эмиссию своих инвестиционных ценных бумаг до регистрации ее начала в установленном настоящим законом порядке.

Количество реализованных инвестиционных ценных бумаг не должно превышать указанного в регистрационных документах.

Эмитент может реализовать меньшее количество инвестиционных ценных бумаг по сравнению с тем, которое было зафиксировано в регистрационных документах.

В случаях, когда требуется регистрация проспекта эмиссии, эмитент продает инвестиционные ценные бумаги первым инвесторам по единой цене.

Статья 33. Регистрация итогов эмиссии инвестиционных ценных бумаг

Эмитент вправе принять решение о прекращении эмиссии в любой момент.

Через 30 дней после завершения эмиссии инвестиционных ценных бумаг или после принятия решения о прекращении эмиссии эмитент обязан представить отчет об итогах эмиссии в орган, зарегистрировавший начало эмиссии. В случае изменения уставного капитала эмитент обязан уведомить орган, осуществивший государственную регистрацию данного акционерного общества.

Отчет об итогах эмиссии должен содержать следующую информацию:

1) даты начала и окончания реализации инвестиционных ценных бумаг;
2) количество реализованных ценных бумаг;
3) общий объем поступлений за реализованные ценные бумаги в том числе:

а) объем денежных средств, внесенных в оплату инвестиционных ценных бумаг;
б) для акций -- стоимостную оценку материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за акции.

Статья 34. Приостановление эмиссии и признание ее недействительной

Эмиссия инвестиционных ценных бумаг может быть приостановлена по решению регистрирующего органа или суда на срок не более двух недель или признана недействительной по решению суда в случае выявления нарушений, указанных в части 2 статьи 29 настоящего Закона.

В случае приостановления эмиссии ценных бумаг регистрирующим органом эмитент обязан устранить нарушения, ставшие причиной такой приостановки, после чего эмиссия может быть продолжен по специальному письменному разрешению соответствующего органа. В период приостановления эмиссии эмитент не имеет права продавать инвестиционные ценные бумаги первым инвесторам и прекращает совершение и регистрацию сделок с инвестиционными ценными бумагами, размещаемыми в ходе данной эмиссии. Эмитент может обжаловать решение регистрирующего органа о приостановлении эмиссии ценных бумаг в суде с правом возмещения ущерба, нанесенного ему этим решением.

Эмиссия инвестиционных ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, является недействительным.

В случае признания эмиссии инвестиционных ценных бумаг недействительной средства, аккумулированные эмитентом в ходе данной эмиссии, подлежат возврату инвесторам в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.


Глава V. Обращение инвестиционных ценных бумаг

Статья 35. Понятие обращения

Под обращением инвестиционных ценных бумаг понимается заключение и исполнение гражданско-правовых сделок между инвесторами, а также инвесторами и эмитентом при выкупе последним собственных инвестиционных ценных бумаг.

Обращение инвестиционных ценных бумаг регулируется настоящим Законом.

Статья 36. Общие требования к сделкам с инвестиционными ценными бумагами

Оформление передачи прав, вытекающих из владения инвестиционной ценной бумагой, осуществляется в соответствии с требованиями действующего гражданского законодательства:

а) инвестиционная ценная бумага на предъявителя передается другому лицу путем вручения;
б) именная инвестиционная ценная бумага передается в порядке, установленном для уступки требования.

В случае эмиссии именных инвестиционных ценных бумаг в наличной форме имя (наименование) владельца инвестиционных ценных бумаг должно быть указано на сертификате инвестиционных ценных бумаг. При переходе права собственности на наличные именные инвестиционные ценные бумаги сертификат должен быть представлен для погашения и выдачи нового сертификата эмитенту или уполномоченному им лицу. Участники сделки самостоятельно определяют порядок представления сертификата для перерегистрации. Перерегистрация сертификата осуществляется на основании заявления сторон или копии договора между ними.

Сертификат может быть выдан на имя номинального держателя инвестиционных ценных бумаг. В этом случае номинальный держатель ведет учет инвестиционных ценных бумаг на счетах инвесторов.

В случае эмиссии инвестиционных ценных бумаг в безналичной форме условия их хранения на счетах в депозитариях и у иных номинальных держателей должны предусматривать составление реестра инвесторов по требованию эмитента.

К сделкам с инвестиционными ценными бумагами в зависимости от их содержания применяются правила о соответствующем договоре (купля-продажа, комиссия, мена и др.), если иное не вытекает из законодательства, соглашения сторон или содержания сделки.

Эмитент инвестиционных ценных бумаг имеет право выкупать собственные инвестиционные ценные бумаги. Эмитент обязан выкупать указанные инвестиционные ценные бумаги по требованию инвесторов в установленных законом случаях, а также если такая обязанность предусмотрена при их эмиссии.

Статья 37. Общие условия осуществления имущественных прав по инвестиционным ценным бумагам

Права, вытекающие из владения инвестиционными ценными бумагами, осуществляются с момента перехода на них права собственности или иного вещного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Право собственности на именные ценные бумаги переходит в момент перерегистрации сертификата (для наличных ценных бумаг) или в момент осуществления проводок по счетам (для безналичных ценных бумаг).

Права, вытекающие из владения инвестиционными ценными бумагами на предъявителя, реализуются лицом, предъявившим эмитенту или уполномоченному эмитентом лицу сертификаты этих инвестиционных ценных бумаг.

Эмитент инвестиционных ценных бумаг вправе устанавливать даты учета владельцев именных ценных бумаг для исполнения своих обязательств перед инвесторами. Эмитент обязан либо указать дату учета в своих уставных документах (проспектах эмиссии), либо публично объявить об установлении даты учета не позднее чем за 30 дней до этой даты.

Эмитент обязан исполнить свои обязательства перед лицами, внесенными в реестр акционеров на дату учета. В случае неперерегистрации именных ценных бумаг до даты учета исполнение обязательств эмитента перед лицом, уступившем права требования по ценной бумаге, признается надлежащим исполнением обязательства.

Статья 38. О ценообразовании при сделках с инвестиционными ценными бумагами

Цены на инвестиционные ценные бумаги устанавливаются исключительно на основе соглашений сторон.


Глава VI. Пределы государственного регулирования эмиссии и обращения инвестиционных ценных бумаг. Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг

Статья 39. Понятие государственного регулирования

Под государственным регулированием понимается деятельность уполномоченных настоящим Законом государственных органов по контролю за выполнением эмитентами, уполномоченными ими лицами, инвесторами и другими участниками рынка ценных бумаг требований, предъявляемых при эмиссии и обращении инвестиционных ценных бумаг.

Координация государственного регулирования осуществляется Национальной Комиссией по рынку ценных бумаг.

Требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации, распространяются исключительно на банки и иные кредитные учреждения.

Статья 40. Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг является органом, осуществляющим координацию государственного руководства деятельностью на рынке ценных бумаг. Положение о Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг утверждается Верховным Советом по представлению Председателя Комиссии.

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг подотчетна Верховному Совету Российской Федерации.

Верховный Совет Российской Федерации устанавливает источники и размеры финансирования для содержания Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг.

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг является юридическим лицом.

Статья 41. О функциях Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг выполняет функции по координации:

1) разработки и принятия на основе настоящего Закона подзаконных нормативных актов, правил и инструкций, регулирующих функционирование рынка ценных бумаг, причем указанные нормативные акты принимаются соответствующими компетентными органами только по согласованию с Национальной комиссией по рынку ценных бумаг;
2) разработки проектов законодательных актов и внесения дополнений в действующие законодательные акты по вопросам ценных бумаг;
3) ведению национального регистра ценных бумаг;
4) установления для профессиональных участников рынка ценных бумаг нормативных показателей достаточности собственных средств и других нормативных показателей, ограничивающих риски по сделкам с ценными бумагами;
5) установления объемов и сроков предоставления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, направляемых ими в Национальную комиссию по рынку ценных бумаг;
6) сбора и предоставления общественности и заинтересованным лицам информации о юридических лицах, осуществляющих эмиссию ценных бумаг, и о профессиональных участниках рынка ценных бумаг;
7) проведения исследований практики функционирования рынка ценных бумаг;
8) разработки и осуществления программ обучения и переподготовки руководителей акционерных обществ и фирм современным методам представления и использования информации, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг;
9) контактов с соответствующими органами иных государств и международными организациями.

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг ежемесячно публикует бюллетень Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг.

Законы и другие нормативные акты, принимаемые Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и прочие нормативные акты, затрагивающие вопросы функционирования рынка ценных бумаг, должны проходить обязательную экспертизу в Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг.

Заседания Комиссии проводятся не реже раза в два месяца.

Члены Комиссии осуществляют свою деятельность в ней безвозмездно.

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг организует Третейский суд при Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг, самостоятельно формирует его состав и определяет порядок его работы.

Статья 42. О составе и структуре Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг

Национальная Комиссия по рынку ценных бумаг состоит из Председателя Комиссии, заместителей Председателя и членов Комиссии.

Председатель Комиссии и его заместители образуют Президиум Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг.

Председатель Комиссии назначается Верховным Советом Российской Федерации.

Председатель Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг является государственным служащим и не может совмещать деятельность в Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг с работой в других государственных учреждениях, предприятиях, организациях.

Заместителями Председателя Комиссии являются по должности:

  • заместитель Министра финансов Российской Федерации;
  • заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • заместитель Председателя Российского Фонда федерального имущества;
  • заместитель Министра юстиции Российской Федерации;
  • заместитель Начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации;
  • заместитель Председателя Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

По представлению Председателя Комиссии Президиум Верховного Совета Российской Федерации назначает еще шестерых заместителей Председателя из числа авторитетных специалистов в области рынка ценных бумаг.

Члены Комиссии утверждаются Президиумом Комиссии из числа представителей государственных органов и профессиональных участников рынка ценных бумаг -- специалистов в области рынка ценных бумаг. В Комиссию должны входить представители каждого из организованных рынков ценных бумаг с числом участников не менее пятидесяти.

Статья 43. Председатель Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг

Председатель Национальной Комиссии по рынку ценных бумаг:

  • руководит текущей деятельностью Комиссии;
  • без доверенности заключает договоры и совершает иные действия от имени Комиссии;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Комиссии и ее подразделений;
  • распределяет обязанности между Заместителями Председателя;
  • готовит и представляет доклады о состоянии рынка ценных бумаг для рассмотрения Комиссией.

Статья 44. Президиум Комиссии

Президиум Комиссии:

  • решает вопросы, связанные с осуществлением функций Комиссии;
  • изучает и одобряет доклады Председателя, определяет периодичность их представления;
  • утверждает в должности руководителей подразделений Комиссии и ее учреждений, заслушивает отчеты об их работе;
  • готовит проекты структуры, численности аппарата Комиссии, штатного расписания и должностных окладов служащих Комиссии, общей сметы расходов для представления Президиуму Верховного Совета.

Президиум Комиссии проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

Московский Либертариум, 1994-2020