|
|
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Проект
Вносится
депутатом
Государственной Думы
В.Я.Комиссаровым.
Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И
Я
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН
Об основах государственного регулирования в
сфере развития и использования новейших
телекоммуникационных технологий в
телевизионном и радиовещании, в других
электронных средствах массовых
коммуникаций.
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С т а т ь я
1. Предмет регулирования
Настоящий
Федеральный закон устанавливает основные
направления и принципы государственного
регулирования, закрепляет правовые основы
в сфере развития и использования на
территории Российской Федерации новейших
телекоммуникационных технологий в
телевизионном и радиовещании, в других
электронных средствах массовых
коммуникаций.
С т а т ь я
2. Определения
В
целях настоящего Федерального закона
применяются следующие основные термины и
определения:
- автоматизированная
информационная система -- система сбора, обработки, хранения и/или
передачи информации с использованием электронных вычислительных машин, для
функционирования которой не требуется физическое вмешательство человека;
- адрес в глобальной
компьютерной сети (сетевой адрес) -- уникальное символьное представление
места расположения автоматизированной информационной системы в глобальной
компьютерной сети;
- вещание эфирное --
распространение массовой информации с использованием технологии
распространения электромагнитных волн в безграничном пространстве, при котором
клиентское приемное устройство получает информацию непосредственно через
эфирную антенну;
- вещание кабельное --
распространение массовой информации с использованием технологии проводного
подключения, при котором клиентское приемное устройство имеет непосредственное
подключение к передающему устройству;
- вещание аналоговое --
распространение массовой информации с использованием технологий эфирного или
кабельного вещания через радиосигнал, аналогичный исходному;
-
вещание цифровое --
распространение массовой информации с использованием технологий эфирного или
кабельного вещания через радиосигнал, передающий кодовую (цифровую) информацию
об исходном сигнале для возможности его последующего восстановления;
-
вещание дополнительной
информации -- распространение с использованием электромагнитных волн
буквенной, цифровой, графической или иной информации, содержание которой не
связано с содержанием основных теле- и радиопрограмм, и предназначенной для
индивидуального приема неограниченным кругом лиц;
-
вещатель информации --
лицо, осуществляющее телевизионное и радиовещание, а также любое
распространение массовой информации с использованием новейших
телекоммуникационных технологий, зарегистрированное в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, или имеющее оформленную в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лицензию;
-
глобальная общедоступная
информационно-телекоммуникационная
компьютерная сеть (далее -- глобальная
компьютерная сеть) -- средство массовых коммуникаций, представляющее собой
совокупность взаимодействующих между собой общедоступных автоматизированных
информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной
сетью;
-
информационная услуга --
услуга по предоставлению пользователю доступа к информационным ресурсам с
использованием глобальной компьютерной сети, а также любые услуги по
предоставлению доступа к информации с использованием новейших
телекоммуникационных технологий;
-
информационный ресурс
глобальной компьютерной сети -- структурированный набор информации в
автоматизированной информационной системе, имеющий уникальный сетевой адрес и
доступный с использованием глобальной компьютерной сети;
-
новейшие
телекоммуникационные технологии, используемые для телевизионного и радиовещания (далее --
новейшие телекоммуни"кационные технологии) -- современные применяемые,
внедряемые либо разрабатываемые технологии, используемые для целей
телевизионного и/или радиовещания, а также иного способа распространения
массовой информации (глобальная компьютерная сеть Интернет, цифровое,
аналоговое, кабельное вещание, телетекст и др.);
-
оператор связи -- лицо,
предоставляющее телекоммуникационную услугу;
-
оператором связи также является владелец
информационного ресурса глобальной сети, предлагающий к нему доступ в целях
оказания информационных услуг, или лицо, предоставляющее услуги по поддержанию
информационного ресурса глобальной компьютерной сети на принадлежащих ему
технических средствах, или лицо, предоставляющее услуги по постоянному
хранению информации, предназначенной для передачи посредством использования
глобальной компьютерной сети, с использованием принадлежащих ему технических
средств;
-
пользователь --
физическое или юридическое лицо или группа лиц, пользующиеся
телекоммуникационными или информационными услугами;
-
средство массовой
коммуникации -- техническое, технологическое и (или) иное средство
передачи информации, предназначенной для неограниченного круга лиц;
-
телекоммуникационная
услуга -- услуга по обеспечению доступа к новейшим телекоммуникационным
технологиям и/или по передаче информации с использованием новейших
телекоммуникационных технологий;
-
телетекст -- разновидность вещания дополнительной
информации, представляющая собой
распространение массовой или адресной
информации в виде визуальных текстовых
изображений в составе сигнала,
поступающего на клиентское приемное
устройство с использованием технологий
эфирного или кабельного вещания;
С т а т ь я
3. Правовые основы в сфере регулирования
развития и использования новейших
телекоммуникационных технологий
- Правовые основы Российской Федерации в сфере
регулирования развития и использования новейших телекоммуникационных
технологий в телевизионном и радиовещании, в глобальных компьютерных сетях,
состоят из настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним
других законодательных актов, законодательства субъектов Российской Федерации,
общепризнанных норм и принципов международного права, международных договоров
Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также
принимаемых в соответствии с ними иных нормативно-правовых актов федеральных
органов исполнительной власти.
- Если межгосударственным договором,
заключенным Российской Федерацией,
предусмотрены иные правила, чем
установленные настоящим Федеральным
законом, применяются правила
межгосударственного договора.
С т а т ь я
4. Сфера действия Федерального закона
Настоящий
Федеральный закон применяется к отношениям,
складывающимся в процессе, предоставления
и использования услуг с использованием
новейших телекоммуникационных технологий
телевизионного и радиовещания на
территории Российской Федерации, а также за
пределами территории Российской Федерации,
если субъектами предоставления и
использования услуг новейших
телекоммуникационных технологий являются
граждане Российской Федерации и
зарегистрированные в соответствии с
законодательством Российской Федерации
юридические лица и эти отношения
затрагивают интересы Российской Федерации
либо граждан Российской Федерации.
ГЛАВА
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НОВЕЙШИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С т а т ь я
5. Общие права и обязанности субъектов
новейших телекоммуникационных технологий
- Субъекты новейших телекоммуникационных технологий
обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
- Оператор сети обязан гарантировать пользователю
возможность прерывать соединение с данным оператором сети в любое время без
каких-либо негативных последствий для пользователя.
- Вещатель информации и оператор сети обязаны принимать
необходимые технические и организационные меры в целях защиты пользователя от
возможности третьих лиц узнать об использовании новейших телекоммуникационных
технологий.
- Вещатель информации и оператор сети обязаны извещать
пользователя о любом переподключении к другому вещателю информации или
оператору сети.
- Не допускается сбор, обработка и
использование персональных данных
пользователя без его письменного согласия.
С т а т ь я
6. Недопустимость злоупотребления при
пользовании новейшими
телекоммуникационными технологиями
Не
допускается использование новейших
телекоммуникационных технологий в целях:
- совершения деяний, наказуемых в соответствии с
Уголовным Кодексом;
- пропаганды войны, призыва к захвату власти,
насильственному изменению конституционного строя и целостности государства,
разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости л
розни;
- разглашения сведений, составляющих государственную
или иную специально охраняемую законом тайну;
- пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости;
- пропаганды употребления наркотических веществ;
- распространения ложных сведений, порочащих честь и
достоинство или подрывающих репутацию другого лица;
- нарушения авторских прав;
- иного
распространения информации,
осуществляемого с нарушением
действующего законодательства
Российской Федерации.
С т а т ь я
7. Порядок передачи информации в целях
защиты несовершеннолетних
- Использование
новейших телекоммуникационных
технологий ограничивается в случаях,
если:
- передаваемая информация может повредить
умственному, физическому, нравственному развитию несовершеннолетних;
- передаваемая
информация изображает сцены смерти людей
или их физических и моральных страданий.
- При распространении информации, подпадающей под
действие настоящей статьи, вещатель информации должен предпринимать все
возможные меры для предотвращения несанкционированного доступа
несовершеннолетних к подобной информации.
- Распространение информации, подпадающей под действие
настоящей статьи, должно следовать за акустическим предупреждением или
идентифицироваться присутствием соответствующего визуального символа в период
продолжения распространения.
- Распространение информации, подпадающей под действие
настоящей статьи, должно сопровождаться возможностью для пользователя
блокировать доступ к такой информации.
- Распространение
информации, подпадающей под действие
абзаца 3 пункта 1 настоящей статьи,
допускается, если подобная информация
представляет собой информационное
сообщение о фактически происходящих
событиях и сопровождается
предупреждением об ограничении по
возрасту.
С т а т ь я
8. Право на опровержение
Каждый
гражданин или организация вправе
потребовать опровержения не
соответствующих действительности сведений,
порочащих их честь, достоинство (для
граждан) и репутацию от вещателя информации,
распространившего подобные сведения с
использованием новейших
телекоммуникационных технологий через
принадлежащую ему автоматизированную
информационную систему.
С т а т ь я
9. Порядок распространения опровержения
- Вещатель информации обязан бесплатно распространить
опровержение (для глобальных компьютерных сетей -- включить опровержение в
совокупность информации, структурированной в информационном ресурсе).
Опровержение должно быть непосредственно связано с сообщением, на которое оно
сделано.
- Опровержение
должно быть общедоступно, распространено
вещателем информации без внесения
изменений, в том же объеме и формате, что и
сообщение, на которое оно сделано, и (для
глобальных компьютерных сетей) должно
быть включено в совокупность информации,
структурированной в информационном
ресурсе так долго, как может
потребоваться лицу, заявившему
требование об опровержении, но не дольше,
чем на один месяц.
С т а т ь я
10. Освобождение от обязанности
распространить опровержение
Вещатель
информации вправе отказать в
распространении опровержения, если:
- интересы лица, заявившего требование об опровержении,
не затронуты;
- размер опровержения необоснованно превышает размер
сообщения, на которое оно сделано;
- опровержение не ограничивается фактической
информацией или содержит информацию, запрещенную к распространению в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными законами Российской
Федерации;
- требование об опровержении получено
вещателем информации не позднее чем через
три месяца с даты, когда сообщение, на
которое сделано опровержение,
распространено.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
НОВЕЙШИХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
С т а т ь я
11. Недопустимость ограничения развития и
использования новейших
телекоммуникационных технологий
Органы
государственной власти Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления обязаны
принимать меры, обеспечивающие:
- недопущение ограничения доступа к использованию
новейших телекоммуникационных технологий, в том числе глобальных компьютерных
сетей, в целях получения любой не запрещенной для распространения законом
информации;
- недопущение
ограничения информационного обмена,
осуществляемого с использованием средств
массовых коммуникаций, в том числе
глобальных компьютерных сетей, кроме
случаев, если информационный обмен
осуществляется с нарушением действующего
законодательства Российской Федерации и
создает угрозу нарушения прав и свобод
человека и гражданина либо интересам
Российской Федерации.
С т а т ь я
12. Органы государственной власти в области
средств массовых коммуникаций
-
Президент и Правительство Российской Федерации
определяют федеральный орган государственной власти, осуществляющий
государственную политику в области средств массовых коммуникаций, и делегируют
ему соответствующие полномочия в сфере регулирования развития и использования
средств массовых коммуникаций.
-
Федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющих государственную
политику в области средств массовых
коммуникаций обладает следующими
полномочиями:
-
осуществлять контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области развития и использования
новейших телекоммуникационных технологий;
-
осуществлять регистрацию и лицензирование в области
развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
-
предупреждать и пресекать факты злоупотребления при
пользовании новейшими телекоммуникационными технологиями;
-
направлять операторам сети и вещателям информации
предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в
области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
-
осуществлять разработку и проведение мероприятий в
области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
-
осуществлять координацию деятельности иных
федеральных органов исполнительной власти в относящихся к его компетенции
сферах деятельности;
-
иные полномочия в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.
ГЛАВА
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
С т а т ь я
13. Ответственность за содержание
информации, распространяемой с
использованием новейших
телекоммуникационных технологий
1.
Лица, распространяющие посредством
новейших телекоммуникационных технологий
от своего имени информацию, несут
ответственность за ее содержание в
соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
2.
Вещатели информации не несут
ответственность за содержание информации,
которую они предоставляют как посредники в
случаях, если:
-
они не знали и не должны были знать о ее
содержании;
-
технически не были
способны заблокировать использование
такой информации.
Комментарии (10)
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Уважаемый, господин Комиссаров!
Прошу извинить, но, может быть, Вам помогут вот такие определения для 2-й статьи проекта:
- автоматизированная информационная система - система сбора, обработки, хранения и/или передачи информации с использованием электронных средств;
- адрес в глобальной компьютерной сети (сетевой адрес) - почтовый или информационный электронный адрес;
- вещание эфирное - распространение информации в сетях с массовым доступом, платным или бесплатным;
- вещание дополнительной информации - наложение на основное содержание вещания иной информации;
- вещатель информации - лицо, создающее и распространяющее вещание;
- глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационная компьютерная сеть (далее - глобальная компьютерная сеть) - средство массовых коммуникаций и представления информации посредством технического обеспечения;
- информационная услуга - предоставление информационного ресурса;
- информационный ресурс глобальной компьютерной сети - структурированное представление информации и возможность доступа к нему;
- новейшие телекоммуникационные технологии - вновь появляющиеся перспективные технологии широкого распространения;
- информационный оператор - лицо, оказывающее информационную услугу;
- средство массовой коммуникации - средство передачи информации, предназначенной для неограниченного круга лиц;
- телекоммуникационная услуга - предоставление возможности соединения и осуществление соединений по требованию или непосредственному управлению;
- телетекст - вещание дополнительной информации в форме распространения текстовых изображений;
Все содержание проекта может получить другое изложение.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
> ...определения для 2-й статьи проекта:
> автоматизированная информационная система - система сбора, обработки, хранения и/или передачи информации с использованием электронных средств;
> адрес в глобальной компьютерной сети (сетевой адрес) - почтовый или информационный электронный адрес;
В первом определении потерялась автоматизация.
Второе определение создает больше вопросов, чем их разрешает. и т.д.
Но дело не в этом. Дело в том, что данный Закон не нужен совершенно. Эта компиляция из Конституции, Уголовного кодекса, Гражданского кодекса и проч., представляет собой не более чем краткое изложение уже существующих и действующих норм. Повторы в законодательстве излишни и вредны . Этот закон -- лишняя сущность. И к этому Проекту должен применен принцип Бритвы Оккама.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Чувство, которое возникло при прочтении первых строк законопроекта, - недоумение. В итоге я принял предложение автора за некий личный эксперимент и, предлагая изменения, использовал его как площадку для тренировки. Я приношу извинение автору за то, что смог прочитать только вторую статью.
Уважаемый , Keng. Благодарю Вас за замечания по корректировке определений. Каждое определение есть некоторое блокирование информации. Оно, как мне представляется, может быть одинарным, когда несет в себе ясную взаимосвязь между определением, изложения посредством его и пониманием материала при прочтении. И двойным - при таком блокировании, которое делает затруднительным понимание материала. Я принимаю замечания.
С уважением,
Александр.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Позволю себе отметить несколько интересных, на мой взгляд, пунктов из данного законопроекта (при этом соглашаюсь с keng'ом в том, что дублирование законов вредно, однако...) Ст. 5 п. 3 и п. 5 - теоретически, эти пункты не дадут разворачивать СОРМ (если я не пропустил пункт о разрешении контроля со стороны государства).
Ст. 7 п. 1 (сцены смерти и т.д.) - в принципе, после принятия этой троки трансляции фильмов типа action практически запрещается. А ст. 12 я бы просто вычеркнул... С.М.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
> Позволю себе отметить несколько интересных, на мой взгляд, пунктов из данного законопроекта ...
> Ст. 5 п. 3 и п. 5 - теоретически, эти пункты не дадут разворачивать СОРМ (если я не пропустил пункт о разрешении контроля со стороны государства).
Во-первых, положения ст.5 п.5 фактически дублируют статью 24 часть 1 Конституции. Ну, во-вторых, только теоретически т.к. в-третьих: Государство и спецслужбы просто не желают замечать это положение Конституции... > Ст. 7 п. 1 (сцены смерти и т.д.) - в принципе, после принятия этой строки трансляции фильмов типа action практически запрещается
Каюсь, невнимательно прочел статью 7... М-да... Она очень телевизионная. И неконкретная, кстати: что за акустическое предупреждение? что за визуальный символ? а судьи кто (кто будет решать ограничить или не ограничить)? Ну а пункт 4 просто выводит из оборота все ТВ приемники... Внимательно прочитал статьи 11 и 12 и утвердился во мнении, что это не просто ненужный закон, но крайне вредный, реально позволяющий ограничить права человека на свободное получение и распостранение информации (несмотря заявления об обратном):
Ст. 11: ...недопущение ограничения информационного обмена, ... кроме случаев, если информационный обмен осуществляется с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и создает угрозу ... интересам Российской Федерации.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Интересная складывается картина... А если еще вспомнить, кого представляет г-н Комиссаров. Это что, пробный пул?
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Продолжаем разбор "Проекта" :)
Статья 12 п. 2 (#):
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области средств массовых коммуникаций обладает следующими полномочиями:
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
Контроль за соблюдением законодательства у нас как-то осуществляет Прокуратура... (ну, да: "как-то..." :) Значит: еще одна Прокуратура.
- осуществлять регистрацию и лицензирование в области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
А-а! Ну тут все ясно: будут драть деньги. Про мое отношение к "лицензированию" уже устал говорить :) Всем, использующим новейшие телекоммуникационные технологии, придется срочно зарегистрироваться! (Ну и собрать все справки, согласования, принести деньги, ждать разрешения...)
- предупреждать и пресекать факты злоупотребления при пользовании новейшими телекоммуникационными технологиями;
Значит, еще одна силовая структура? Маски-шоу? Этакий телекоммунакационный спецназ...
- направлять операторам сети и вещателям информации предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
Ну, да... суды нам уже не нужны. Предприсаниями можно все очень хорошо регулировать.
- осуществлять разработку и проведение мероприятий в области развития и использования новейших телекоммуникационных технологий;
Так... НИИ, наверное создадут. Планы-графики... RFC будут выпускать в виде ГОСТов.
- осуществлять координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в относящихся к его компетенции сферах деятельности;
Ну, это понятно: как же без координации-то. Лишняя согласующая подпись не помешает. Все при деле.
- иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Эти отсылки меня всегда очень умиляют...
Постоянная проблема: Где и что искать в этом бескрайнем законодательстве? (Заметьте: не в "законах", а "законодательстве" -- это более широкое понятие). Вот и лазишь по всему с контекстным поиском... Не факт, что найдешь. А "Гаранты" все пухнут и пухнут... Я -- человеколюбив, но за эти отсылки в законах немедленно бы расстреливал! Не законы, а каша манная с цианидом.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
Та картина, которую Вы нарисовали, в общем-то, не сильно будет отличаться от ныне существующей (добавятся лишние "препятствия" для бега). Моя же мысль погружается, вспоминая реплики по "Тупикам демократии" и деятельность человека, с лицом невыспавшегося боксера, в более мрачные перспективы. Кто будет определять соответствие интересам РФ? :) И все в таком духе.
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
> Та картина, которую Вы нарисовали, в общем-то, не сильно будет отличаться от ныне существующей
Ну, так как правовой нигилизм нашего Государства достиг уже больших высот, то: да.
> и деятельность человека, с лицом невыспавшегося боксера
Это на кого Вы намекаете? ;)
> Кто будет определять соответствие интересам РФ?
Вообще: интересное такое понятие "интересы государства"... Исторически, ретроспективно, я вижу, что таковые наблюдались. Но, применительно к сегодняшнему дню, мне трудно их хотя бы наметить... А уж о формулировании и речи не идет. "Интересы государства", как я сейчас вижу -- это сумма внутренне- и внешнеполитических подвижек, итоговая "цель" нации в определенный временной промежуток. Она видна только издалека, по прошествии времени. Если, конечно, не считать за такой интерес "вечные" цели: благосостояние народа, построение рая на земле :) и т.д., а следить за конкретным вектором политических действий и умонастроений. Но все так расплывчато...
Так что кто-то все равно будет определять соответствие интересам (не определяя сами интересы -- так удобнее). И Он, по определению, будет неправ в девяти случаях из десяти, причем в правильном случае он просто ошибется. :)
Это ведь сродни гаданию и прогнозам...
-
Проект закона "Об основах государственного регулирования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций"
По поводу человека с лицом - я имел ввиду министра печати Лесина.
По поводу интересов РФ и того, кто будет решать - беда в том, что подобные законы дают возможность регулировать действия СМИ так, как нужно в данный момент. А как это можно использовать я думаю прояснять не стоит.
|