Приведенные Вами примеры того, что диапазоны выбора товара диктуются производителем, имеют две характерные черты:
- Речь идет о производствах с достаточно большими первоначальными капитальными затратами (массовое производство продуктов питания, автомобилей и т.д.). Несомненно, для изменения набора массовых товаров в этих сферах требуется определенная критическая масса потребителей. Естественно, здесь решает не воля одного "мечтателя", а совпадающая воля многих потребителей - но. собственно, об этом и говорит ДиЛоренцо.
- Речь идет только о потребителях с достаточно низким благосостоянием. Для более богатых эти примеры не подходят. Существует, например, целая индустрия изготовления автомобилей "на заказ" для богатых потребителей.
И еще раз повторяю: воля потребителей - это не "мечты до посинения", а готовность отдать определенную сумму денег за товар или услугу.
Теперь, что касается машиностроения. Не будучи специалистом, я могу предположить, что техническое задание пишет производитель не потому, что потребитель "не знает, что ему нужно". По-видимому, он знает искомый результат, но не знает конкретного технического способа достижения. Но это значит, что в конечном итоге его воля доминирует. Если бы было иначе, Вы не нашли бы потребителей для своей продукции, потому что все потенциальные потребители разорились бы. Кстати, судя по Вашим словам, товар появляется и "идет в серию" все же после формулирования технического задания, так что никакого "данного" товара не существует. Более того, если бы описываемая Вами схема в реальности доминировала, то не было бы никакого технического прогресса: если производитель машиностроительной продукции всегда может "впарить" любой товар, то нечего и технику развивать.
Вы пишете (как я понял - применительно к машиностроению): "Потребитель будет потреблять то, что дают. Никуда не денется." А вот и денется! Просто откажется от того бизнеса, для которого вы поставляете оборудование (если, конечно, в результате ваших действий этот бизнес станет невыгодным). В этом смысле, незаменимых благ не бывает. Ваша фирма конкурирует не только с производителями аналогов, но и со всеми прочими производителями оборудорвания (и не только).
Напомню, что мы рассматриваем ситуацию свободного рынка. Возможно, некоторые особенности Вашего опыта связаны с протекционизмом, в результате которого Вам конкуренты не угрожают. Я не спорю, что в протекционистской экономике диктат производителя может иметь место.
Я, кстати, сам являюсь потребителем машиностроительной продукции - компьютеров - и, как показывает моя практика, способен навязать свою волю. Если деньги есть.