нахожу статью серьезной и заставляющей думать и делать выводы
|
|
|||||||
Пользователь: [login] | настройки | карта сайта | статистика | | |||||||
Григорий Галицких, Газета.Ру 26 августа 2000г. 26.08.2000
Минюст РФ зарегистрировал под "2339 приказ министра по связи и информатизации Леонида Реймана "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования". Этот приказ разрешает ФСБ подслушивать переговоры по обычному и мобильному телефону, изучать Интернет- и пейджинговые сообщения без уведомления операторов связи и без предъявления им каких-либо разрешающих документов. При этом все оборудование будет устанавливаться за счет компаний " то есть за счет самих прослушиваемых потребителей. В Минюсте и Минсвязи отказываются комментировать приказ с юридической точки зрения. Как сообщили коррепонденту "Газеты.Ru" в Минсвязи, работа в этом направлении ведется уже давно, около пяти лет. Так что новый приказ Реймана " запланированный шаг в развитии российского законодательства о силовых структурах. По сути, приказ "2339 " это ведомственное дополнение к федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". По этому закону, в случаях, которые не терпят отлагательства, а также "при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ" допускается прослушивание без решения суда " просто на основании постановления "одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность". При этом в течение суток после начала подслушки следует уведомить суд, которому даются еще сутки на принятие решения. То есть уже по закону об ОРД любой телефон в стране можно прослушивать в течение двух суток без каких-либо разрешений суда. Повод найти нетрудно " хотя бы ту же самую угрозу экологической безопасности. А после принятия и утверждения Минюстом приказа "2339 силовые структуры вообще не обязаны отчитываться операторам связи в своих действиях. Более того, операторы связи отныне обязаны "принимать согласованные с ФСБ России меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения оперативно-розыскных мероприятий". А работы по внедрению СОРМ велено "считать... конфиденциальными и проводить их ограниченным кругом специалистов по согласованию с органами ФСБ России". Как будет определяться ограниченный круг и в чем состоят "меры по недопущению" " пока неясно. Первые отделы, что ли, у Интернет-провайдеров и в сотовых компаниях откроют? Допуск заставят подписывать с ответственностью по статье УК? Компетентные товарищи воздерживаются от ответа. Согласно новому приказу, приобретать и устанавливать прослушивающую аппаратуру " так называемые СОРМ (средства для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий) должны сами операторы связи. Естественно, в конечном итоге за все заплатят их клиенты. Конечно, всем известно, что в бюджете лишних денег нет, но все же " неплохой бизнес, где жертва сама покупает палачу инструмент. Дополнительные расходы вызовут повышение стоимости услуг связи. Тяжелее всего придется мелким операторам и провайдерам. То есть новый приказ (который, впрочем, лишь кодифицировал уже установившиюся традицию) объективно способствует монополизации российского телекоммуникационно рынка. Внедрение СОРМ, о котором говорится уже не первый год, не вызывает открытого масштабного протеста ни у операторов, ни у абонентов связи. Первые боятся потерять свои лицензии, а активная часть последних, видимо, помнит любопытный прецедент лета 1998 года. Тогда, как вспоминает эксперт Адвокатского бюро гильдии российских адвокатов Михаил Розенталь, экспертный совет при Конституционном суде признал ряд положений закона "Об оперативно-розыскной деятельности" неконституционными, но сам Конституционный суд в итоге отклонил аргументы собственных экспертов. Удалось лишь добиться признания Верховным судом несоблюдения права истца, журналистки из Вологды, на доступ к информации, полученной ранее в ходе ее прослушивания. Впрочем, формально у любого абонента российской связи есть шанс отстоять свои права, обратившись в суд или подав жалобу в прокуратуру. С точки зрения юриспруденции, как отметил вице-президент Международной конфедерации обществ потребителей (МКОП) Дмитрий Янин, установка прослушивающего оборудования непосредственно нарушает права потребителя. Ведь качество предоставляемой услуги " а именно конфиденциальность переговоров " при этом неизбежно снижается. Кроме того, аргументом для судьи или прокурора может стать и перекладывание расходов ФСБ на плечи оператора связи, а затем потребителя. Подобные вещи должны финансироваться из бюджетных средств, подчеркнул Янин. В Генпрокуратуре корреспонденту "Газеты.Ru" заявили, что эта организация не имеет права проводить правовую экспртизу нового приказа, поскольку нет жалоб от граждан, чьи права ущемлены. Вот если такие жалобы появятся " тогда все возможно. Комментарии (1)Последние темы:
ФСБ будет слушать всех. Без предупреждения |
Все темы
|
[email protected] | Московский Либертариум, 1994-2020 | |